ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Лебедев В. С.
деятельностный подход в социальном
воспитании учащихся начальных классов
Главное интегративное свойство педагогического процесса - его способность к осуществлению социальных функций. Общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение было качественным. Что касается нашей конкретной ситуации, то социализацию учащихся начальной школы мы рассматриваем как стратегическую цель деятельности любого педагога, работающего в начальных классах. Все знания, приобретаемые ребенком на занятиях, можно рассматривать как базу для социального становления личности человека. То образование, которое дети получают в начальной школе, формирует у них мотивы познавательной деятельности, логику мышления, гуманистическое мировоззрение, которые составляют основу социальной зрелости человека.
Человек становится личностью только в результате деятельности. Определить уровень образованности, воспитанности личности можно только по его делам, поступкам. Поэтому принцип деятельностного подхода в социальном воспитании учащихся начальной школы является весьма эффективным и наиболее распространенным, требующим особого внимания.
При анализе организации деятельности детей в процессе социального воспитания особое значение имеет структура деятельности.
В работах психологов С.Г. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева деятельность чаще всего представлена в виде компонентов: потребность, мотивы, действия, условия, операции, результаты. Психолог Н.К. Платонов предложил более простую схему: цель - мотив - способ - результат.
Наши исследования организации деятельности школьников начальных классов с педагогической точки зрения показывают, что она (деятельность) должна быть ориентирована на а) организационно-содержательную деятельность; б) организационно-процессуальную деятельность; в) мотивационную деятельность. Каждое из этих трех направлений имеет свои компоненты. Организационно-содержательное направление деятельности включает в себя: цель, задачи, инструктаж, проект деятельности, ход (программа), результат. Организационно-процессуальное направление включает компоненты, в которых в основном применяются методы и подходы: логика, контроль, инициатива, информированность, фантазия, размышления, и др. Мотивационная деятельность выстраивается на основе: интереса, желания, определенной установки, ценности, уникальности, своеобразности [1,
с.139].
Вспомним замечательные слова В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становится для многих малышей камнем предкновения. Присмотритесь к жизни школы, и вы увидите, что именно в период обучения грамоте многие дети теряют веру в свои силы. Давайте же подниматься, дорогие коллеги, на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости. Чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлетом птицы, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под непосильной ношей за спиной» [3.с.89-90].
Самое простое мероприятие, проводимое в начальной школе в целом или отдельном классе, требует глубокого осмысления, тщательного планирования, обязательного инструктажа детей. Возьмем, например, экскурсию или игру на улице, которые непременно должны проходить при высокой организованности, с соблюдением дисциплины. А если это выход за территорию учреждения, тем более необходимо предусмотреть все мелочи: от одежды детей, до их построения, движения (желательно попарно) и сопровождения и т.д.
Рассмотрим занятие детей в классе. Тема: «Работа с пластилином». Дети лепят из пластилина любимых животных или птиц. Учитель ставит задачу, объясняет правила работы с пластилином, контролирует деятельность детей в ходе занятия, напоминая детям о том, что нужно каждому хорошо подумать самостоятельно, с чего начать и как работать, чтобы получился конечный результат. Педагог не оказывает никакого давления на детей, наоборот, призывая их подумать, предоставляет максимальную свободу действий. Но самый кульминационный момент - это результат труда. Однако он должен обязательно выслушать комментарий ребенка по поводу того, чего он достиг, выделить положительные моменты, похвалить за работу и очень важно, чтобы конечным результатом была организована выставка для родителей. Дети должны быть уверены, что их поделки увидят родители, а дома они расскажут как «здорово»,что они сначала думали, а потом уже лепили свою задуманную поделку.
Автор этих строк, имея за своими плечами 35-летний стаж работы в должности директора школы, может поделиться многочисленными наблюдениями за тем, как дети, а вместе с ними и родители, реагируют и радуются результатами труда.
Деятельностный подход в социальном воспитании очень эффективен и по существу является одним из главных факторов, влияющих на развитие ребенка. Однако говоря о деятельностном подходе, мы не можем не сказать о профессиональной педагогической культуре учителя. «Педагогическая культура» нами рассматривается как культура человека, для которого характерны специфичность, уникальность, а для педагога особенно - его мастерство. А.С. Макаренко по этому поводу говорил, что мастерство воспитателя есть не что иное как мастерство
организатора жизни детей. Педагогическая культура как интегральная характеристика деятельности проявляется в разных способах жизнедеятельности и во взаимодействии с окружающими людьми. Культура и личный пример педагога придают особый статус образовательной среде, что обязывает его обладать высокой духовностью и нравственностью.
Мы рассматриваем социальное воспитание детей с позиции не только дея-тельностного, но и культурологического подхода, то есть гораздо шире, включая в воспитательную работу выполнение следующих рекомендаций. 1) Рассматривать личность ребенка как человека культуры, максимально используя весь имеющийся культурный потенциал города, в том числе и пропагандистскую информацию среди родителей; 2) Во время любых занятий обращать внимание на достижения отечественной и зарубежной культуры; 3) В общении с родителями не упускать шанс поговорить о культуре общения, взаимоуважении и взаимопонимании; 4) В план воспитательной работы обязательно включать практические мероприятия, связанные с культурным общением в быту, общением девочки и мальчика, отношения к старшим и др.; 5) Особое внимание обращать на нравственную, физическую, эстетическую профессиональную культуру и поведение педагога.
Поскольку культура - это порождение цивилизации и цивилизованного образа жизни, то все предметы, которые окружают современного цивилизованного человека, также несут в себе определенный культурный потенциал. В каждом из них отражены определенные идеалы и ценности того, кто их производил. Поэтому, с одной стороны, предмет представляет собой определенную ценность, с другой - он прямо или косвенно оказывает влияние на формирование определенных навыков ребенка.
Деятельностно - культурологический подход в социальном воспитании отражает систему взглядов, согласно которым ребенок, как воспитуемая личность, представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную человека жизнь. Поэтому все это заставляет рассматривать развитие личности ребенка с позиции гуманной педагогики, где права, свобода ребенка и творческое развитие являются приоритетными. Гуманистический подход в воспитании ориентирован на то, что взаимодействие «учитель-ученик» базируется на взаимном уважении, справедливости и любви.
Мастерство педагога - это не только профессиональное знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов, методов, вытекающих из закономерностей обучения и воспитания, законов организации деятельности детей.
Азаров Ю.П. в своей замечательной книге «Искусство воспитывать» писал: «Мастером становится тот, кто, заботясь о технологии воспитательного процесса, развивает всю систему отношений, обеспечивающих свободное развитие каждого, кто постоянно стремится выйти за пределы достигнутого, выдвигая все новые и новые задачи».
С точки зрения педагогики, деятельностный подход в социальном воспитании становится все более значимым, находит понимание и поддержку как
ученых-педагогов естественников и гуманитариев, так и педагогов-практиков. Н.Е. Щуркова пишет: «Воспитание - это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека» [6.с.7]. Далее Надежа Егоровна указывает на то, что воспитание активно осуществляется только там, где ежедневно и ежеминутно происходит воссоздание образа жизни, достойного современного человека, современного общества: ребенок читает, слушает музыку, чистит зубы и принимает душ, ест приборами, выражает свою любовь окружающим, проявляет заботу о слабых.
Действительно, социальное воспитание - это не только результат деятельности профессионала - педагога, а это целенаправленная, организованная, культурная жизнь ребенка.
Наши исследования говорят о том, что имеющийся культурный потенциал города используется, мягко скажем, недостаточно. Посещение учащимися начальных классов музеев, картинных галерей, театра кукол происходит в небольших количествах. Наш опрос показал, в среднем по городу организованных выездов детьми в учреждения культуры происходит 3-4 раза в год. А некоторые коллективы, в силу различных обстоятельств, вообще не выезжают в культурные центры. Однако, этот недостаток компенсируется воспитательной работой в семьях. Каждая вторая семья регулярно посещает музеи, картинные галереи, выставки, театры кукол и драматический, цирк и другие учреждения и культурно-массовые мероприятия, проходящие в городе. Из наших опросов не нашлось ни одной семьи, которая бы не участвовала в городских массовых мероприятиях вместе с детьми.
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Культурологический подход в социальном воспитании невозможно представить без гуманистического отношения к личности, особенно ребенка - школьника начальных классов. Гуманистическая парадигма предполагает создание реальных педагогических условий, особенно воспитания, чтобы ценности и ценностные ориентации воспитателя и воспитанника проявлялись в истинно человеческих качествах, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и проявления в деятельности.
Наши опросы учителей начальных классов школ г. Тюмени показали исключительную активность использования деятельностного подхода в социальном воспитании школьников. Из 69 опрошенных, все 100% учителей подтвердили, что деятельностный подход в социальном воспитания детей-учащихся начальных классов является наиболее эффективным.
Социальная педагогика является руководящей, одной из основных наук для педагога-воспитателя детского учреждения в воспитательной деятельности по формированию нравственно-эстетических, духовных, патриотических качеств личности ребенка, способствующих развитию толерантности и уважительного отношения к культурам других народов, неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма.
Человек как субъект образовательной среды в некотором образовательном пространстве взаимодействует с определенным окружением, которое существенным образом влияет на его развитие. [2.с.125]
Деятельностно-культурологический подход в социальном воспитании, по мнению автора, является наиболее эффективным средством и результатом формирования личности школьника, понимаемый как факт операционного владения набором знаний, умений, навыков, опыта поведения, широтой мировоззрения, характерных для гуманистических отношений в процессе усвоения и активного воспроизведения индивидом социального и культурного опыта.
Для успешного применения в социальном воспитании деятельностного подхода, мы разработали педагогические правила, исходя из конкретной ситуации.
Первое правило. Всегда в работе с детьми не спешить принимать решение. Прежде чем выйти из сложившейся сложной ситуации, очень тщательно продумать все «за» и «против», мысленно представив конечный результат. Важно наметить не один, а несколько путей выхода из ситуации, так сказать иметь «запасные пути». Например, во время занятия по изобразительному искусству дети поссорились на предмет, чей рисунок лучше. Учитель, разрешая конфликт, постарается выяснить, а)какова цель изображения данного рисунка; б) что хотел показать или раскрыть ребенок этим рисунком; в) в чем интерес ребенка; г) что послужило (мотивом) толчком именно изобразить (нарисовать) этот сюжет или, скажем, портрет и т.д.? Выяснив, что цели отличаются, мотивы и интересы различные, учитель очень искренне восхищается рисунком, объясняет, что они оба очень нужны, красивы, заслуживают внимания, и несут в себе особый интерес и уж обязательно понравятся родителям. Поэтому они хороши каждый по-своему и заслуживают особой высокой оценки. Ни в коем случае нельзя их сравнивать между собой. Конфликт будет исчерпан.[2.с.176]
Второе правило. В любых ситуациях опирайтесь на высоконравственные критерии и принципы, выходя из сложной педагогической ситуации. Докажите, что дети были убеждены в вашем профессионализме, справедливости и честности. Например, идет занятие, дети рисуют природный ландшафт. Все хорошо, но вот незадача, Вова изобразил на своем рисунке небо голубого цвета, а Маша - розового. И учитель, выслушав комментарии детей, проявляет все свои познания, в каких случаях небо бывает голубым, а в каких бывает розовым. Очень понятно объясняет детям, как происходит, что небо в разные часы суток имеет свой цвет, не забыв рассказать, почему небо бывает еще серым, обязательно сославшись на учения физики, химии, рисунки великих художников, особо проявляя любовь к детям и искренне, восхищаясь находчивости, таланту и вниманию детей, которые
наверняка, выбирая цвет, пользовались своими наблюдениями.
Третье правило. В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас, как говорится разом, взмахом одной руки с «шашкой наголо». Это не приведет к успеху. Наоборот, продумайте решение поэтапно, желательно, чтобы один вывод вытекал из другого, чтобы логически они были связаны между собой. Так решение будет выглядеть убедительно и обязательно достигнет своего результата. Например, занятие по музыке. Дети разучивают песенку. Музыкальный руководитель строго простраивает свои объяснительные действия. Первый этап заключается в том, что учитель рассказывает и показывает нотный стан, расположение нот. Второй этап - это звучание нот голосом и на музыкальном инструменте от «до» до «си» и от «си» до «до», причем в разных октавах. На третьем этапе педагог рассказывает и показывает, чтобы написать какое-либо музыкальное произведение, необходимо расположить ноты в определенном порядке. Чем точнее будут звучать эти ноты, тем правильнее будет воспроизведено музыкальное произведение. В сложных музыкальных произведениях ноты объединяются в группы, т.е. их совместное звучание - это есть аккорды. Иногда музыкальное произведение состоит из одних аккордов. Воспроизведение такого произведения достаточно сложно и требует больших навыков и знаний, мастерства и интуиции.
Четвертое правило. По ходу занятия, особенно когда дети выполняют задание самостоятельно, необходимо корректировать свои действия. Это требует от педагога особого внимания, вдумчивости и любви, не только к ребенку, но и своему делу, своей профессии. Следить за деятельностью детей и осуществлять коррекцию в групповом занятии дело не простое и требует определенных навыков и постоянной тренировки.
Пятое правило. «Кто не работает, тот не ошибается», так гласит поговорка. Желательно не ошибаться, особенно в педагогической деятельности. Но вдруг если все-таки педагогическая ошибка произошла, необходимо: а) признаться самому себе, что промах есть; б) продумать, как исправить ошибку и в дальнейшем больше не допускать. Это способствует росту собственного авторитета и появлению чувства собственного «Я», призывающего быть более внимательным, вдумчивым, психически уравновешенным и не допускать опрометчивости.
Важным компонентом социального воспитания является цель. Правильно поставленная цель системообразующе влияет на любую деятельность ребенка, а стало быть, и на весь воспитательный процесс, его содержание, формы, методы, что несомненно сказывается на конечном результате. «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное- учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки, перед собой, товарищами, школой, обществом». [5.с.142-143 ]
Исключительно большое значение ясности и точности постановки целей
придавал К.Д. Ушинский. Он писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом. Тоже самое должны вы сказать и об учителе, который не сумел ясно и точно определить цели своей воспитательной деятельности» [4.с.63].
Однако правильно определить и сформулировать цель далеко не простое дело, как это кажется на первый взгляд. Особый искушенный подход к формированию целей имел А.С. Макаренко.
Как показывает теория и практика социального воспитания детей, необходимо учитывать, что цели должны: 1) быть реальными; 2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника; 3) быть привлекательными, т.е. лично значимыми для ребенка; 4) общественно значимыми и соответствовать лучшим гуманистическим представлениям о современном человеке, как о человеке культуры и творчески развивающейся личности.
В нашем конкретном случае, среди многообразия целей социального воспитания применительно к учащимся начальной школы мы выделяем следующие:
1. Общие цели социализации, которые задаются в форме модели формирования личности учащихся начальных классов, способных и готовых к обучению в начальной школе;
2. Цель воспитания на конкретный возрастной период развития личности ребенка;
3. Цель социального воспитания на период обучения в начальной школе;
4. Цель воспитания для конкретного класса обучающихся детей;
5. В настоящее время многие начальные классы, оставаясь в составе общеобразовательной школы, являются центрами формирования или развития, а чаще инициаторами многих деятельностно-культурных педагогических процессов;
6. Цели социального воспитания конкретного воспитанника;
7. Цели в конкретной педагогической ситуации.
Таким образом, педагог, реализуя деятельностный подход в социальном воспитании учащихся начальных классов, должен четко определить решение как общих, стратегических задач воспитания, так и частных (тактических) более конкретизированных, исходя из педагогической ситуации.
литература
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 2. Инновационный курс В.И. Андреев, издательство Казанского университета, 1998.
2. Лебедев, В.С. Роль педагогов в социализации детей дошкольного возрастав.С. Лебедев. Социум. Культура. Личность. Досуг: современные практики региональной культуры. (Материалы IV Международной Научно-практической конференции 26-27 ноября, 2013 г.). Тюмень, 2013.
3. Сухомлинский, В.А. «О воспитании»/В.А. Сухомлинский. Москва, Изд.
политическая литература, 1975.
4.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 томах /К.Д. Ушинский. Том 10.-1950.
5. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого/ В.Ф.Шаталов // Педагогический поиск, Москва, издательство Педагогика,1988.
Медведева В.В.
о культурологической составляющей
литературного образования старшеклассников
Еще в далеком 1995 году Д.С. Лихачевым был разработан проект «Декларации прав культуры», в одном из положений которой утверждается: «Право на культуру равно праву на жизнь». Говоря о необходимости сохранения и развития культуры как достояния человечества, автор подчеркивал, что вне культуры существование лишается смысла, поскольку она ориентирована на развитие созидательных начал, обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества. Эти процессы характеризуются в первую очередь преемственностью, пополнением, аккумуляцией духовных и материальных феноменов культуры.
Учебный план современной школы ограничен набором обязательных для изучения дисциплин и предметов, необходимых учащимся для успешной сдачи ЕГЭ, в который не входят вопросы русской и зарубежной культуры. Стремясь сделать уроки максимально полезными для учащихся в ближнесрочной перспективе, учитель подчас обходит вопросы культурологического содержания. Как не вспомнить фразу героини известного российского фильма: «Ошибки учителей менее заметны (чем ошибки врачей - контекст фильма), но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого»... Увы, как говорил Л. Леонов, «младому поколению существенно полезно знать, что Наполеон не только пирожное, а Галифе - не только штаны с кавалерийским раструбом!..». При этом значи-