ческий опыт этнокультурной деятельности.
3. Педагог-личность (педагог, обладающий социальной установкой на уважение к ребенку, отношение к ребенку как к самоценности, а также способностью к сопереживанию).
Следующим необходимым условием эффективности функционирования этнокультурной образовательной модели является то, что занятия должны проводиться в специально организованном пространстве: в соответствующем помещении и со специальным оборудованием (школьный этнографический музей, кабинет традиционной народной культуры).
Третьим непременным условием эффективности функционирования модели является использование потенциала школьных подразделений. В этом смысле перспективной является работа с музейными и библиотечными фондами. Библиотека должна стать центром исследовательской работы. Одним из направлений работы должно стать создание медиатеки, где будут собраны не только печатные издания, но и различные аудиовизуальные и компьютерные средства. Огромный культурный потенциал музеев может быть использован как с точки зрения культурного развития школьников, так и с точки зрения их воспитания. Сформулированные психолого-педагогические условия позволяют:
- создавать культурную эмоционально значимую среду для развития ребенка и переживания им «ситуации успеха»;
- способствовать осознанию и дифференциации личностно значимых интересов личности учащихся.
Таким образом, использование в современном образовательном пространстве школы этнокультурной образовательной модели позволяет реализо-вывать личный творческий потенциал учащегося, а также
- создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания стандарта общего образования;
- ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической, духовной);
- опираться на естественные склонности, интересы, личностные особенности учащегося;
- содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации;
- обеспечивать ребенку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.
Реализация данной этнокультурной образовательной модели обеспечивает формирование целостного этнообразовательного пространства школы в современных условиях.
УДК 37.036
Т. Н. Широкова
МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В статье рассматривается модель эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекци-онно-развивающего обучения во внеурочное время. Основные компоненты данной модели позволяют описать ее содержание и процесс организации субъект-субъектного взаимодействия, выявить направляющую, побуждающую и смыслообразующую функции, разработать технологическое обеспечение личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-раз-вивающего обучения во внеурочное время.
In the article a model of Aesthetic Education for out-of-school activity of the primary school pupils, working according to special developing programmes, is represented. The main components of the above mentioned model help to reveal its general content and the process of organizing teacher-pupil cooperation, to depict the guiding, motivating and meaning making functions, work out technological provision for personal Aesthetic Education for out-of-school activity of the primary school pupils, working according to special developing programmes.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, кор-рекционно-развивающее обучение, модель, учащиеся начальных классов.
Keywords: aesthetic education, special developing programmes, model, primary school pupils.
Развитие теории эстетического воспитания во внеурочное время невозможно без разрешения многих компромиссов, поскольку любая (пусть даже самая развитая) теория всегда рассматривает не реальные объекты, а их идеализированные модели. Конечно, сама степень идеализации должна быть объектом пристального внимания исследователя. Практическая и познавательная ценность модели в любом психолого-педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в психолого-педагогическом исследовании. Только при соблюдении этих условий моделирование как метод научного исследования позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, то есть сочетать в ходе изучения педагогического объекта
ШИРОКОВА Татьяна Николаевна - аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета © Широкова Т. Н., 2009
прямое наблюдение, факты, эксперимент (эмпирический уровень исследования) с построением логических конструкций и научных абстракций (теоретический уровень исследования).
Рассмотрение метода моделирования в педагогике внеурочной деятельности с позиции предмета исследования позволяет выделить, по крайней мере, три наиболее важных аспекта его применения: гносеологический, в котором модель выступает как промежуточный объект в процессе познания педагогического явления; общеметодологический, позволяющий оценивать связи и отношения между характеристиками состояния различных элементов воспитательного процесса на различных уровнях их описания и изучения; психологический, позволяющий вести описание различных сторон педагогической деятельности и выявлять на этой основе психолого-педагогические закономерности.
Что же касается самих методов построения моделей, которые могут и должны в той или иной мере использоваться в психолого-педагогических исследованиях, то среди них следует выделить в первую очередь формальные методы:
- модельно-статистический, позволяющий конструировать модель определенных сторон педагогической деятельности ребенка и педагога с учетом вероятностного характера поведения каждого из них в воспитательном процессе с целью выявления определенных закономерностей;
- аналитический, для которого свойственно формально-математическое описание определенных сторон воспитательного процесса, основанное на соответствующих количественных характеристиках;
- модельно-структурный, отражающий связи психолого-педагогической информации, которые нашли самое широкое применение в различных научных областях, что объясняется усиленным интересом к логике науки вообще, со все большим пониманием того, что анализ формальных методов, которыми пользуется ученый, не является чем-то внешним по отношению к науке, а представляет собой необходимое условие ее развития.
Сказанное относится и к процессу эстетического воспитания, где специалисты, работающие в этой области, должны не только руководствоваться знанием формальных методов, их роли в изучении педагогических закономерностей, но и учитывать область их применения в педагогических исследованиях.
Конечно, проведение педагогического исследования на должном научно-теоретическом уровне невозможно без построения теоретических моделей-представлений.
Однако можно утверждать, что процедура научного познания является для педагогики особенно трудной и в то же время насущно необходимой. Течение педагогического процесса определяется сложными, множественными и разнонаправ-
ленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей. И как раз практическая невозможность создания условий, в которых класс или школа в целом не влияли бы на ребенка, свидетельствует о необходимости построения теоретических моделей, дающих мысленное, «идеальное» представление об эстетическом воспитании. Особенно это важно в экспериментальном исследовании, где сочетаются несколько методов.
Мысленное конструирование «чистого» образа (идеализированной модели) эстетического воспитания, не испытывающего никаких других влияний, кроме допущенных или введенных самим исследователем, позволило бы, сопоставляя такой образ с действительностью, выявлять и в дальнейшем исследовать те самые факторы, от которых в данном случае отвлекся ученый.
В связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной модели эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекцион-но-развивающего обучения, разрешение которой возможно, на наш взгляд, во внеурочное время -необходимого условия для обеспечения всестороннего развития личности учащегося, и продуманной организации досуга - части неформального времени, проводимого по своему усмотрению.
Внеурочная деятельность предполагает взаимосвязь с предметной (знаниевой) областью, нами же предложена модель, которая в большей мере связана с воспитательной работой и, в частности, с эстетическим воспитанием - процессом формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Предложенная нами модель предполагает целенаправленную работу по художественно-эстетическому воспитанию и формированию ценностного отношения детей к искусству в ходе внеурочной деятельности и выстраивает систему внеурочных и внешкольных мероприятий досуга, обеспечивая интеграцию основного и дополнительного образования учащихся, учебной и воспитательной работы. Модель эстетического воспитания как условия коррекционно-развивающей деятельности представлена на рисунке.
Формирование эстетического воспитания предполагает:
- овладение способностями к эстетическому переживанию, эстетическому суждению, эстетическому наслаждению;
- осмысливание ценностного содержания произведения искусства, эстетической ценностной деятельности;
- сформированность ценностного мировоззрения, эстетического вкуса;
- склонности и интерес к творческой деятельности;
- овладение культурой восприятия искусства;
- целенаправленную, систематическую организацию и самоорганизацию досуговой деятельности.
В основе реализации эстетического воспитания лежит создание единого воспитательного пространства, целью которого является социализация детей в культурно-досуговой деятельности и профилактическая работа по предупреждению негативных явлений.
Следовательно, модель комплексного эстетического воспитания учащихся начальных классов кор-рекционно-развивающего обучения во внеурочное время включает в себя как минимум две составляющие содержания воспитательной работы:
1) инвариантная часть - ядро (опыт познавательной, репродуктивной, креативной и коммуникативной) деятельности, обеспечивающей приобщение детей к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам в русле отечественных культурных традиций;
2) вариативная часть, учитывающая личностные и возрастные особенности, интересы и склонности.
Механизмами для достижения поставленной цели являются:
- интеграция мероприятий эстетической направленности;
- использование разнообразных форм организации детей в рамках эстетического блока, такая организация игровой деятельности ребенка, которая обеспечивает его глубокий интерес и активность, опирается на удовлетворение его доминантных потребностей в игре, движении, творчестве, знании и подражании;
- широкое применение игровых приемов;
- личностно-ориентированный подход;
- чередование предметов образовательного компонента с занятиями эстетического цикла во внеурочное время, что способствует снижению утомляемости детей;
- активное взаимодействие с родителями.
Содержательно-смысловое наполнение модели
представляет собой проекцию теоретических положений на практическую область деятельности педагога. В этом качестве выступает структурно-функциональная модель личностно-ориентирован-ного эстетического воспитания младших школьников. Данная модель используется при исследовании педагогических процессов, раскрывающих взаимодействие субъектов, в результате чего происходит формирование комплексных личностных качеств, к числу которых относится и эстетическая воспитанность. Данная модель личностно-ориенти-рованного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время построена на основе системного, аксиологического и личностно-ориен-
тированного подходов, выделенных закономерностей и соответствующих им принципов.
Нами были рассмотрены несколько типологий моделей эстетического воспитания во внеурочное время, включающих следующие типы: когнитивная модель, гуманистическая модель, формирующая модель, пассивно-адаптационная модель, ин-тегративная модель. На основе последней, объединяющей сильные стороны четырёх предыдущих, была разработана и апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы авторская модель формирования эстетической культуры учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время. Основными компонентами интегративной модели формирования эстетической культуры учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время являются целевой, концептуальный, содержательно-процессуальный, технологический, де-ятельностный, мотивационный и позиционный компоненты.
Целевой компонент рассматриваемой модели предполагает обеспечение процесса формирования эстетической культуры учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время. Реализация этой цели неразрывно связана с решением следующих задач:
- эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту и творчестве людей;
- понимание роли и места различных видов искусства в жизни человека и общества, знакомство с искусством родного народа, других народов;
- интерес к занятиям различными видами искусства, к художественной самодеятельности, стремление вносить красоту в жизнь и труд творческого коллектива, школы, семьи, в личный быт;
- потребность соблюдать эстетику внешнего облика, поступать по законам красоты, самостоятельно выполнять эстетические знания;
- отрицательное отношение к некрасивому в поведении, поступках людей, в окружающей жизни, в быту и во взаимоотношениях людей.
Концептуальный компонент рассматриваемой модели представлен набором принципов формирования эстетической воспитанности учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время, ориентированных на решение личностно-развивающих задач.
- Принцип эмоциональной насыщенности. Эмоциональность - важнейший и наиболее существенный компонент эстетического восприятия. Крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоционально-чувственную сферу растущего человека. Именно учёт особенностей эмоциональной сферы личности и постоянная опора на неё облегчают процесс
Общеобразовательная школа
Т
\
Процесс коррекционно-разви-вающего обучения школьников
Процесс воспитания школьников
I
Внеурочная деятельность
особенности младшего школьного возраста
воображение
способности
склонности
интерес
эстетическии вкус
эстетические потребности
эстетические эмоции и чувства
эстетические идеалы
эстетические оценки
эстетические суждения
семья
эстетические ценности
К N
особенности искусства
проявления эстетической воспитанности
I
Психологические аспекты отношения к искусству
1
Эстетические аспекты отношения к искусству
Культурно -социальные
аспекты отношения к искусству
Средства эстетического воспитания
музыкально-художественные салоны
изобразительное творчество
литературно-музыкальные композиции
трудовая деятельность
привитие навыков культурного поведения
хореографический кружок
экскурсии
праздники и концерты
просмотр мультфильмов и художественных фильмов
посещение выставок, музеев
игры и конкурсы
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ИСКУССТВУ
Модель эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время
освоения социального опыта, то есть воспитания в широком смысле. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности.
- Принцип учёта возрастных особенностей восприятия прекрасного выступает формой проявления более общего принципа природосообразности применительно к эстетическому воспитанию. Организуя процесс формирования эстетической культуры учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время, необходимо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия, которое зависит от уровня развития, эстетического опыта, степени сформированности представлений. Задача педагогов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальных классов коррекци-онно-развивающего обучения, - достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем.
- Принцип художественности в воспитании обеспечивает передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Художественность должна пронизывать все стороны педагогического процесса: его содержание, формы подачи материала, манеру работы педагога, среду образовательного пространства и так далее.
- Принцип соответствия образовательной среды национально-культурным особенностям социальной среды, адекватности школьных воспитательных ситуаций жизненным (внешкольным) ситуациям. Чрезвычайно важно, чтобы в этой модели нашли отражение те особенности эстетического восприятия и творчества, которые определяются менталитетом и связаны с народными традициями.
- Принцип креативности (творческой направленности). Творческая личность и ее формирование представляются сердцевиной современного, гуманистически ориентированного воспитания. Креативность - творческая направленность, тесно связанная с развитием ценностных ориентаций, творческих способностей, мировоззрением личности, -является ее интегральной характеристикой, формирующейся на определенной стадии социализации ребенка.
Содержательно-процессуальный компонент рассматриваемой модели представлен основными направлениями эстетической направленности: музыкального творчества, театрального творчества, хореографического творчества, изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Содержательно-процессуальный компонент модели определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания процесса личностно-ориенти-рованного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время. Основная функция со-
держательно-процессуального компонента - создание условий для формирования эстетической воспитанности в процессе личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время. Содержательно-процессуальный компонент модели включает содержательный и процессуальный блоки. Содержательный блок, определяющий содержание личностно-ориентированного эстетического воспитания младших школьников, отражен в программах личностно-ориентированного эстетического воспитания младших школьников. Процессуальный блок включает применяемый эффективный дидактический инструментарий: последовательность и целесообразность подбора методов, приемов и форм личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время.
Методы и приемы личностно-ориентированно-го эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время, наряду с традиционными (перцептивные методы аудиальной передачи, визуальной демонстрации, кинестетического восприятия и передачи эстетической информации; метод художественного исполнительства, метод синектики, метод инверсий эстетических объектов, метод художественно-творческих аналогий), включают:
- методы критического выражения;
- методы решения художественно-творческих задач;
- методы вживания в эстетический объект;
- приемы полимодального представления эстетической информации (приемы «музыкальных зеркал», пластического моделирования, зрительной стимуляции, погружения в художественный образ);
- рефлексивные приемы (прием ранжирования, эмпатического слушания).
Формы личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов кор-рекционно-развивающего обучения во внеурочное время могут включать:
- имитацию организации эстетической творческой деятельности (экскурсии, творческие встречи, праздники и т. п.);
- формы, жанры, методы эстетической творческой деятельности (концерт, художественные выставки, спектакли и т. п.);
- вымышленные сказочные ситуации.
На стыке содержательно-процессуального и технологического компонентов рассматриваемой модели расположен её значимый элемент - технология проектирования модели эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время. Эта технология включает в себя следующие элементы:
цель, условия, систему действий, инструментарий, результат, - а также пять этапов: этап анализа основных характеристик рынка социально-педагогических программ и его субъектов; этап целепо-лагания; технологический этап; этап прогнозирования результата и корректировки; этап последействия.
Технологический компонент рассматриваемой модели включает в себя эффективные педагогические технологии, формы и методы формирования эстетической культуры учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время: публичный творческий отчёт, экскурсионные формы, игровые формы и ряд других.
Деятельностный компонент рассматриваемой модели включает в себя четыре основных элемента творчества как специфического вида деятельности - основного вида деятельности учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время, выступающей ведущим фактором формирования эстетической культуры младших школьников. Это творческий процесс, субъект творчества, продукт творчества, среда, в которой осуществляется творчество.
Мотивационный компонент модели эстетического воспитания учащихся начальных классов кор-рекционно развивающего обучения во внеурочное время, выполняя направляющую, побуждающую и смыслообразующую функции, включает:
1) целевой блок, направленный на формирование перспективно побуждающих мотивов, основанных на понимании учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения значимости эстетической творческой деятельности вообще или того или иного предмета эстетического цикла в частности;
2) эмоциональный блок, связанный с формированием непосредственно побуждающих мотивов, основанных на эмоциональных проявлениях учащихся начальных классов коррекционно-развива-ющего обучения по отношению к произведениям искусства, личности педагога, получению похвалы или награды в процессе эстетической творческой деятельности;
3) креативный блок, предполагающий формирование креативно побуждающих мотивов, основанных на получении удовлетворения от процесса эстетической творческой деятельности.
Реализация целевого, эмоционального и креативного блоков мотивационного компонента модели возможна при опоре на следующие условия:
1) максимально возможное снятие внешнего контроля путем минимизации применения наград и наказаний в виде оценок за результаты эстетической творческой деятельности;
2) опора на развитие мотивации достижения в процессе создания продукта эстетической творческой деятельности;
3) ориентация на индивидуальные стандарты личных достижений учеников в эстетической творческой деятельности;
4) создание ситуации успеха от удачно осуществляемой эстетической творческой деятельности;
5) создание «эффекта ауры», подразумевающего поддержание определенного настроения в процессе эстетического восприятия;
6) использование приемов аттракции, играющих ведущую роль в формировании у ребенка мотивации аффлиации.
Позиционный компонент модели личностно-ори-ентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающе-го обучения во внеурочное время раскрывает механизм коммуникативного взаимодействия участников данного процесса. Функции позиционного компонента модели личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время рассматриваются в двух аспектах: организация полисубъектного взаимодействия в процессе совместной эстетической творческой деятельности и усвоение новых моделей поведения и общения в процессе эстетической творческой деятельности.
Выделенные функции позиционного компонента модели личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов кор-рекционно-развивающего обучения во внеурочное время представлены двумя блоками: рефлексивным и коммуникативно-операционным. В процессе личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время рефлексия проявляется:
1) в обеспечении ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную эстетическую творческую деятельность в виде «сотворчества» педагога и ребенка и участвует в ней, что порождает комплекс личностных проявлений всех субъектов процесса эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развива-ющего обучения;
2) гуманистическом отношении к детской личности, состоящем в ориентации педагога не на абстрактный идеал ребенка, осваивающего необходимый арсенал знаний, умений, навыков в эстетической творческой деятельности, а на возрастные, индивидуальные особенности ребенка, уровень развития частных (музыкальных, изобразительных, хореографических и т. п.) способностей;
3) умении организовывать оптимальное взаимодействие с детьми в различных видах эстетической творческой деятельности.
Коммуникативно-операционный блок позиционного компонента модели основан на конструктивном взаимодействии в процессе совместной эсте-
тической творческой деятельности. Организация конструктивного взаимодействия в процессе лич-ностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-разви-вающего обучения во внеурочное время осуществляется с опорой на эмпатийное взаимодействие, состоящее из эмоционального (эмоциональное заражение) и поведенческого (создание раппорта) компонентов.
Таким образом, представление содержательно-смыслового наполнения концепции через целевой, концептуальный, содержательно-процессуальный, технологический, деятельностный, мотивационный и позиционный компоненты данной модели позволяют описать его содержание и процесс организации субъект-субъектного взаимодействия, выявить направляющую, побуждающую и смыслообразую-щую функции, разработать технологическое обеспечение личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекци-онно-развивающего обучения во внеурочное время.
При построении модели был выявлен ряд факторов, способствующих повышению качества эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения во внеурочное время -социальных, психологических, организационно-педагогических.
Следует отметить, что определяющими в повышении качества эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-развивающе-го обучения во внеурочное время являются психологические факторы, связанные с реализацией потребностей личности ребенка в интересной для него деятельности, и организационно-педагогические факторы, предусматривающие интегративный подход к процессу эстетического воспитания детей.
Конечно, модель эстетического воспитания -программа естественной нацеленности на общеэстетическое развитие личности, независимо от возрастных периодов. Погружение личности в пространство линии, цвета, света, звука, движения, пластики, жеста, мимики, то есть всех возможных структурных элементов художественного языка
любого из известных сегодня видов искусств, -погружение в искусство видеть и слышать, в искусство читать, двигаться, искусство умения передать информацию мимикой, жестом, движениями, взглядами.
Действительно, даже краткий анализ, сопоставление многочисленных теперь уже концепций по самым различным отраслям художественно-эстетического цикла естественно подводит к необходимости в формировании целостной, гармоничной культурно развитой личности, которая тянется к знанию, чувствованию, постижению истории художественного развития человечества, выявлению эстетических закономерностей и мировоззренческих смысложизненных значимостей духовного бытия людей, приведению духовного бытия личности в согласие с ранее созданным, в стремление, интенцию совершенствования уже известного и открытия, созидания, творения нового, неизвестного, чтобы постоянно поддерживать гармонию между миром природы и миром людей.
Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды жизни равноценны для эстетического развития. К. Д. Ушинс-кий, В. А. Сухомлинский указывают на важное значение в этом отношении младшего школьного возраста. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятствуют формированию их эстетической культуры.
Эстетическое развитие детей зависит прежде всего от характера обучения и воспитания. Однако сам процесс обучения и воспитания связан с индивидуальным развитием ребёнка.
Работая с учащимися начальных классов кор-рекционно-развивающего обучения, делаешь вывод, что развитие этих детей невозможно без гармоничного влияния на их духовную жизнь. Воспитание таких детей должно быть во сто крат более нежным, чутким и заботливым. Целью такого воспитания является обогащение интеллектуальной и эмоциональной жизни ребёнка, всестороннее развитие детей, и в частности эстетическое.