Научная статья на тему 'Деятельностный подход к обучению дошкольников иностранному языку в процессе освоения правил безопасного поведения'

Деятельностный подход к обучению дошкольников иностранному языку в процессе освоения правил безопасного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА / ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА / МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Татьяна Ивановна, Погодаева Маргарита Викторовна

Организация специальных занятий и повседневной деятельности для воспитания культуры безопасного поведения дошкольников позволяет расширить формы и методы иноязычного обучения детей. Освоение способов безопасного взаимодействия в окружающей среде возможно только в процессе разнообразной деятельности, поэтому процесс обучения основывается на совместной со взрослыми, а затем и самостоятельной деятельности ребенка. Разнообразные виды деятельности обеспечивают большую частоту повторений языковых форм и в сочетании с игровыми создают для дошкольников благоприятные условия для непроизвольного запоминания иноязычного лексического материала через познавательную и практическую деятельность по обеспечению безопасности. Отбор иноязычного лексического материала, предназначенного для запоминания, соотносится с содержанием занятий по безопасности и затрагивает такие разделы, как «Взаимосвязи в природе и экологическая безопасность», «Психологическая безопасность», «Личная безопасность», «Безопасность в быту», «Безопасность на транспорте». Познавательная деятельность, направленная на обучение безопасному взаимодействию в окружающем мире, позволяет использовать нестандартные формы иноязычного обучения и усвоения новой лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к обучению дошкольников иностранному языку в процессе освоения правил безопасного поведения»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 373.2.01

Никулина Татьяна Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета, Иркутск

Погодаева Маргарита Викторовна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета, [email protected], Иркутск

деятельностный подход к обучению дошкольников иностранному языку в процессе освоения правил

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИя

Аннотация. Организация специальных занятий и повседневной деятельности для воспитания культуры безопасного поведения дошкольников позволяет расширить формы и методы иноязычного обучения детей. Освоение способов безопасного взаимодействия в окружающей среде возможно только в процессе разнообразной деятельности, поэтому процесс обучения основывается на совместной со взрослыми, а затем и самостоятельной деятельности ребенка. Разнообразные виды деятельности обеспечивают большую частоту повторений языковых форм и в сочетании с игровыми создают для дошкольников благоприятные условия для непроизвольного запоминания иноязычного лексического материала через познавательную и практическую деятельность по обеспечению безопасности. Отбор иноязычного лексического материала, предназначенного для запоминания, соотносится с содержанием занятий по безопасности и затрагивает такие разделы, как «Взаимосвязи в природе и экологическая безопасность», «Психологическая безопасность», «Личная безопасность», «Безопасность в быту», «Безопасность на транспорте». Познавательная деятельность, направленная на обучение безопасному взаимодействию в окружающем мире, позволяет использовать нестандартные формы иноязычного обучения и усвоения новой лексики.

Ключевые слова: безопасность дошкольника, обучение дошкольников безопасности, иноязычная лексика, мотивации изучения детьми иностранного языка.

Обучение дошкольников иностранным языкам в последние годы стало необыкновенно популярно и проводится повсеместно: в языковых школах, учреждениях дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждениях [5]. В то же время обучение дошкольников иноязычному общению в среде, где все говорят только на русском языке, представляет серьезные трудности [1]. Для решения этой проблемы при обучении дошкольников иностранному языку мы использовали деятельностный подход, интегрируя иноязычную лексику в познавательную деятельность по обучению ребенка безопасному поведению. В процессе экспериментального исследования Т. И. Никулиной было доказано, что непроизвольное запоминание иноязычного лексического материала во внеигровых видах деятельности, организованное как система интегрированных действий с предметным и языковым материалом, может спо-

собствовать формированию иноязычного продукта, развитию языковых и общеобразовательных знаний и речевых умений [7; 8].

Внеигровые виды деятельности во взаимосвязи с игрой позволяют амплифици-ровать процесс развития непроизвольного запоминания иноязычного материала. Психические новообразования в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах, возникающие в процессе различной деятельности, имеют непреходящее значение для всестороннего развития ребенка, вносят особый вклад в формирование личности [2; 11]. Именно поэтому так важно максимально использовать возможности каждого вида деятельности, с учетом его сензитив-ности к определенной форме и содержанию иноязычного обучения [3; 4].

Использование познавательной деятельности в области безопасности в целях обучения иностранному языку позволяет решать следующие задачи:

1) значительно усилить мотивацию непроизвольного запоминания иноязычного материала за счет насыщения обучения интересной для детей 5-7 лет информацией и включения дошкольников в практические дела с использованием иностранного языка;

2) сделать формируемые у детей знания, умения, навыки более практически прицельными, ориентированными на конкретные области применения;

3) обеспечить прочность этих знаний, умений и навыков на основе увеличения объема речевой практики, как в плане рецепции (аудирование), так и в плане продукции (говорение);

4) усилить гибкость знаний, навыков и умений за счет совершенствования механизмов комбинирования (в том числе лексической и грамматической сочетаемости языкового материала, его семантического варьирования и т. д.);

5) расширить объем запоминаемого рецептивного и потенциального словаря, а также грамматических явлений, которые дошкольники могли бы самостоятельно понять при аудировании;

6) обогатить активный словарь - минимум повседневной игровой и внеигровой лексикой;

7) научить дошкольников целенаправленно использовать запоминаемый материал в повседневной игровой и внеигровой деятельности для решения коммуникативных задач, а именно: сообщать и запрашивать информацию, выражать просьбу, совет, мнение, оценку и т. п. в ситуациях общения, наиболее типичных для обсуждения повседневных проблем, для осуществления конкретных дел в этой сфере знания и практической деятельности.

В задачи познавательной деятельности по обучению дошкольников безопасности входит приобщение детей к знаниям правил безопасного поведения в различных ситуациях; формирование основ экологической культуры, необходимых ребенку для гармоничного взаимодействия с окружающим миром; выработка навыков безопасного взаимодействия с людьми и окружающей средой [6].

Познавательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и встречающимися в нем опасностями наилучшим образом обеспечила организацию непроиз-

вольного запоминания, поскольку она обогащала представления дошкольников и по своему значению для развития ребенка стояла на одном из первых мест.

Поскольку развитие непроизвольного запоминания иноязычного материала затрагивало решение задач, которые стояли перед организацией познавательной деятельности по обучению безопасности, то в данном случае запоминание мы рассматривали в двух аспектах:

1) формирование у детей знаний и представлений об экологических закономерностях;

2) формирование знаний и представлений о безопасном взаимодействии с миром.

Организуя непроизвольное запоминание иноязычного материала, мы учитывали ряд компонентов.

1. Прежде всего, мы обращали внимание детей на рассматриваемое явление в целом, создавали условия для лучшего его восприятия, давали возможность наблюдать то, что больше всего заинтересовало детей, поощряли их попытки выразить свои впечатления на иностранном языке, что-то вспомнить из своего опыта.

2. Кроме того, мы обращали внимание детей на опасные стороны предметов и явлений, ставили конкретные задачи, например: посмотреть, из-за чего может загореться трава, какой транспорт и как движется по улице, где идут школьники с портфелями, кто ползает по траве. Мы старались добиваться от детей большей активности, уточняли и углубляли непосредственное познание, помогали осознать воспринятое, назвать его и запомнить [9].

3. На основе впечатлений и знаний, полученных детьми при рассматривании объекта, и своих пояснений, указаний мы по возможности включали действия детей в процесс ознакомления с объектом. Например, при проведении экскурсии в лес мы просили детей собрать листья для аппликации, во время экскурсии по городу неукоснительно следовали правилам дорожного движения. Как показывают проведенные исследования, все это способствовало не только уточнению и закреплению, но и непроизвольному запоминанию впечатлений, полученных на экскурсии, на занятии, в процессе повседневной прогулки.

4. В заключение мы привлекали внимание

детей к наблюдаемому явлению и обобщали полученные знания и представления.

Определив задачи и содержание познавательной деятельности по обучению безопасному поведению, необходимо более подробно рассмотреть дидактические возможности этого вида деятельности для развития непроизвольного запоминания иноязычного материала.

Ознакомление детей с иноязычным лексическим материалом проводилось по определенной системе в форме организованных занятий, экскурсий, повседневных прогулок и охватывало такие разделы: «Взаимосвязи в природе и экологическая безопасность», «Личная безопасность», «Психологическая безопасность», «Транспортная безопасность», «Здоровьесбережение» и др. В представленной тематике доминировала такая иноязычная лексика, которая затрагивала интересы и потребности детей, была для них близкой по содержанию и имела познавательный аспект.

Важным критерием проявления интереса к иноязычной информации явилась организация условий для разнообразной, содержательной жизни каждого ребенка, использование жизненных ситуаций для обучения безопасному поведению, воспитание у детей интереса к взаимосвязям в окружающем мире, воздействие на запоминание иноязычного материала через чувства, вызываемые впечатлениями об окружающей действительности, обеспечение условий для моделирования, экспериментирования и других познавательно-практических действий [10].

На первом этапе возможности познавательной деятельности изучались нами на примере ознакомления дошкольников с экологическими закономерностями и правилами поведения на природе. В целях эффективности развития непроизвольного запоминания познавательную деятельность детей мы осуществляли двумя путями: в системе организованного обучения на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках и в системе повседневной жизни. Систематически проводя интегрированные с иностранным языком занятия, на экскурсиях, прогулках, в ходе бесед, показе диафильмов, дидактических игр планомерно и последовательно обогащались знания и представления дошкольников об окружающем мире, расте-

ниях и животных, опасностях, которые они могут представлять.

Так, в ходе экскурсии в лес мы использовали английскую лексику, называя животных (аМ, bee, mosquito, wolf, fox, hare, bear) и растения (tree, flower, grass, leaf), выражая свои ощущения и чувства (beautiful, warm, cold, smells nice, happily); в игре «Who will eat?» устанавливали пищевые связи между организмами. В процессе работы над темами «Опасные растения и грибы», «Животные и насекомые» дети запоминали названия растений и грибов (wood, pine, poplar, chamomile, berry, snowdrop, orange-cap boletus, boletus), зверей, птиц, насекомых (bird, magpie, crow, bird, ant, bee, rabbit, wolf, bear), узнавали о том, какие из них ядовиты, агрессивны, могут ужалить или укусить (bite, biting, gnaw, sting, chew). В процессе игры «Danger or not danger» дети должны были назвать опасные растения и грибы (dangerous plants, toadstool). Для детей младшего дошкольного возраста была организована игра «Sea - ground»: мелом был начерчен круг, в центре которого «море», вне круга - «земля». Воспитатель дает команды: «Sea!» (дети прыгают в круг); «Ground!» (дети выпрыгивают из круга).

Получаемые представления опирались на уже имеющиеся знания, а в комплексе с повседневной внеигровой и игровой деятельностью на экскурсиях и прогулках они последовательно углублялись, закреплялись, благодаря чему создавались наилучшие условия для формирования системных иноязычных знаний. Один и тот же материал предлагался детям неоднократно и вариативно в зависимости от интереса детей и условий организации деятельности. Разнообразие языкового материала, использованного в различного рода заданиях и упражнениях, обеспечивало развитие у детей основных форм познавательной деятельности, способствующих непроизвольному запоминанию иноязычной лексики. Упражняя детей в восприятии различного материала, мы широко использовали сначала чувственную, действенную и только потом речевую форму запоминания детьми окружающего.

В ходе знакомства с вопросами раздела «Психологическая безопасность» происходит формирование представлений о себе, своих особенностях, развитие уверенности

в себе, адекватной самооценки, осознание своего «Я». Предлагаем несколько игр, которые можно использовать при изучении этого раздела.

Игра «Имена». Воспитатель приводит куклу Molly, говорит детям, что сегодня у них в гостях очень красивая кукла, и спрашивает ее: «What is you name?» Кукла отвечает: «My name is Molly» и спрашивает воспитателя: «What is you name?» Педагог отвечает: «My name is Rezeda». «Ребята, Вы догадались, о чем мы сейчас с ней разговаривали? Правильно. Я спросила, как ее зовут? Она сказала, что ее зовут...» (спросить у детей, кто запомнил имя куклы). Все хором повторяют имя куклы. «Поприветствуем ее все: Goоd morning, Molly». Кукла спрашивает у каждого ребенка, как его зовут: «What is you name?» Учитель помогает малышу ответить по-английски.

Игра «Жмурики с медведем». Цель этой игры - отрабатывать различные формы приветствий: Good morning, hello, hi. В ходе игры выбирают ребенка на роль водящего -«медведя», ему завязывают глаза - «медведь» спит. Один из игроков здоровается с ним по-английски, «медведь» просыпается, старается угадать, кто с ним поздоровался, и отвечает ему приветствием. Если «медведь» угадал, то ребенок, которого он узнал, становится водящим.

Игра «The lost one». Дети рассаживаются на ковре. Педагог говорит: «Lost girl. Fun. Eyes blue, dress, green, green bow. Who is this?»

В связи с тем, что дети в разных ситуациях могут по-разному себя чувствовать, мы имели возможность называть эти чувства по-английски. Так, лексический материал по теме «The way we feel» употреблялся в речевых конструкциях: I am well, I'm tired, We are hungry, He is sad, She is sorry, Help me. You bad? Help you?

Раздел «Личная безопасность» посвящен разбору ситуаций, представляющих опасность для ребенка при общении с незнакомыми людьми, других ситуаций, в которых родителей нет рядом и они не могут защитить ребенка. Обращаясь к этой теме, мы рассказывали детям сказку «Глупый ягненок».

На краю села, недалеко от леса жил маленький ягненок. Он был очень капризный и часто все во дворе слышали: «Бэээ-бэээ-бэээ». Козлята, утята, цыплята дразнили его «Ягненок-бээ».

Однажды вечером, когда все легли спать, ягненку захотелось прогуляться. Он вышел во двор и не заметил, как оказался на краю леса. А в лесу жил его маленький друг зайчонок, и решил наш ягненок пойти к нему в гости. Глупый был ягненок, думал, что и заяц не спит ночью, а тоже гуляет. На небе ярко светила луна и освещала путь нашему другу. Так незаметно он подошел к опушке леса и стал звать своего друга зайца: «Бэээ-бэээ-бэээ». Но никто не откликался на его зов. Тогда он пошел дальше в лес и стал кричать еще громче: «Бээ-бэээ-бэээ». А зайчонок тем временем крепко спал со своими братиками и сестренками около своей мамочки. Он был послушным и никогда ночью без разрешения мамы и тем более один не уходил из своего дома. Вдруг, когда ягненок уже собрался возвращаться домой, он услышал из-за кустов чей-то грозный и сердитый голос: «Кто меня звал в столь поздний час? Что случилось?» Видит ягненок - из-за кустов выходит огромный медведь. Испугался ягненок, заблеял еще громче дрожащим голосом: «Э бээээ, э бээээ....» и бежать со всех своих сил домой. А медведь подумал: «Какой глупый малыш, зовет, а сам убегает». Ну откуда же было знать ягненку, что медведь по-английски «a bear».

После рассказа воспитатель обсуждает с детьми, как опасно уходить из дома без разрешения родителей, какие неприятности это может навлечь, вспоминает, какое английское слово они узнали. Яркие образы активизируют мыслительную деятельность, способствуют запоминанию [12].

В процессе обучения детей правилам дорожного движения в рамках темы «Дорожная безопасность» мы также непроизвольно способствовали запоминанию иноязычной лексики. Для лучшего усвоения детьми этих правил и запоминания необходимого лексического материала нами проводились целенаправленные прогулки и наблюдения за улицей города, за поведением пешеходов, за движением различного транспорта и работой водителей (It's a street, a bus stop, a pedestrian, a passenger, a traffic light). Мы обращали внимание детей на виды транс -порта, поведение пешеходов на дороге, поощряли детей в выражении своих впечатлений на иностранном языке (It's a car, a tractor, a motorbike, a bus, a cab); конкре-

тизировали описание транспорта, особенностей его движения по улице (a red car; a black bike, a big bus, pedal car, a footpath, a road, a pavement), высказывали свое отношение к происходящему на дороге (I like this car, I don't like this truck, I like to drive in a car).

Дети с интересом переносили запомнившуюся лексику в сюжетно-ролевую игру (tow truck, pedal car, train, bus driver и др.). По этой теме была проведена дидактическая игра «Угадай», в которой детям предлагалось загадать вид транспорта или его часть. Затем один или несколько детей показывали загаданное, а другие отгадывали, употребляя конструкцию: Is this a bus? Is this a wheel? Is this a door? В игре «Danger or not danger» воспитатель показывает карточки с изображением опасных и безопасных ситуаций на дороге. Дети формулируют нужную речевую конструкцию. С детьми младшего дошкольного возраста мы проводили игру «светофор». Одного ребенка выбирают на роль водящего - «светофора», остальные дети изображают пешеходов. Водящий по-английски называет какой-либо цвет и «пропускает через дорогу» только тех пешеходов, у которых в одежде есть этот цвет. Эти пешеходы должны назвать цвет. После чего «Светофор» разрешает перейти дорогу, остальным путь закрыт, водящий - «светофор» ловит их. Пойманный игрок становится водящим.

В разделе «Здоровьесбережение» английская лексика по теме «Что я ем» включала названия овощей и фруктов, блюд, приготовленных из них (salad, soup, porridge, eggs, milk, jam, fruit, apple, orange, potato, carrot, cabbage). В рамках игры «Useful or harmful» проводилось обсуждение того, какая еда может быть вредной для ребенка.

Организация познавательной деятельности по обучению дошкольников безопасности раскрыла перед нами большие возможности в непроизвольной подаче нужного для запоминания материала. Результаты продуктивности запоминания показали, что познавательная деятельность на примере обучения безопасному взаимодействию в окружающем мире позволяет подойти к процессу иноязычного обучения нестандартно, расширить имеющиеся способы усвоения необходимого материала.

Нельзя упускать из внимания тот факт, что в различных видах деятельности по обучению безопасному поведению у детей возникало и ежедневно возрастало стремление к интересному и новому лексическому материалу, который касался их потребностей и проблем.

В процессе деятельности мы работали над словарем детей, способствовали развитию правильного, связного и выразительного говорения, организовывали высказывания детей так, чтобы они употребляли слова, входящие в их активный словарь, вызывали детей на точное оформление в речи своих наблюдений, мыслей, желаний, которые становились все более дифференцированными.

Такая практическая осмысленная деятельность ребенка способствовала запоминанию наиболее понятных иноязычных лексических единиц. Вместе с тем ребенок осваивал целую систему практических навыков и умений в области личной безопасности.

В настоящее время наблюдается общая заинтересованность в интеграции иностранного языка и обучающих занятий. Однако недостаточная изученность форм и методов работы в данном направлении затрудняет такую интеграцию.

Библиографический список

1. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.

2. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 160-165.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: пособие для учителей средней школы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 159 с.

4. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 176 с.

5. Леонтьев А. А. Раннее обучение детей языкам: что нас всех объединяет // Русский язык за рубежом. - 1985. - № 2. - С. 50-53.

6. Моисеева Л. В., Погодаева М. В. Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 119-124.

7. Никулина Т. И. Непроизвольное запоминание иноязычной лексики детьми дошкольного возраста во внеигровых видах деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1998. - 164 с.

8. Никулина Т. И. Организация непроизволь-

ного запоминания иноязычной лексики детьми дошкольного возраста во внеигровых видах деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. -№ 7. - С. 74-76.

9. Погодаева М. В. Деятельностный подход при обучении дошкольников безопасности // Перспективы и пути развития образования в России и мире: материалы II Международной конференции». - Махачкала: МПИ, 2013. - С. 248-250.

10. Погодаева М. В. Интеграция содержания образования в области безопасности дошкольников с другими образовательными областями // В мире научных открытий: Проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. 1(39). - С. 12-25.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

12. Mansfield R. S., Busse T. V. The psychology of creativity and discovery. - Chicago: Nelson Hall, 1981. - 159 p.

Nikulina Tatyana Ivanovna

Cand. Sci. (Psychol.), Assist. Prof. of the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security, Eurasian Institute of the Moscow State Linguistic University, [email protected], Irkutsk

Pogodaeva Margarita Viktorovna

Cand. Sci. (Biolog.), Assist. Prof. of the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security, Eurasian Institute of the Moscow State Linguistic University, [email protected], Irkutsk

THE ACTIVITY APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGE to preschool children in the PROCESS OF MASTERING the rules of safe behavior

Abstract. Organization of special classes and daily activities to foster a culture of safe behavior allows preschoolers to expand the forms and methods of foreign language teaching children. Development of ways of interaction in a safe environment is only possible in the various activities. The learning process is based on the joint with adults, and then self-activity of the child Outplaying activities provide a high repetition rate of linguistic forms and in conjunction with the game for preschoolers create favorable conditions for involuntary memorizing foreign language lexical material through cognitive and practical activities to ensure safety. The selection of foreign language lexical material for storing correlated with the content of training on security and covers such topics as "The relationships in nature and environmental safety", "Psychological safety", "Personal Safety", "Security in the home", "Transport Security". Cognitive activities aimed at training the safe interaction in the environment can be used non-standard forms of foreign language learning and the acquisition of new vocabulary.

Keywords: security preschooler, preschoolers safety training, foreign language vocabulary, motivating children to learn a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.