Научная статья на тему 'Деятельностный подход и формирование профессиональных компетенцийучителя-предметника при повышении квалификации'

Деятельностный подход и формирование профессиональных компетенцийучителя-предметника при повышении квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE-BASED APPROACH / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PROFES-SIONAL DEVELOPMENT / NATURAL AND HUMANITARIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова С.Е., Дощинский Р.А.

Деятельностный подход, по-разному преломляясь на разных уровнях образования, поставил много новых задач для педагогов. Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и дополнительного образования выступает компетентностный подход, методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) системно-деятельностный. Применительно к педагогам общего образования (учителям) главной задачей является преодоление противоречия между реальным уровнем их квалификации и новыми высокими требованиями к ним. Эти требования обозначены в ведущих нормативных документах ФГОС ОО, профессиональном стандарте «Педагог». Для системы повышения квалификации педагогов авторы статьи предлагают комплексный подход, который объединяет компетентностный и системно-деятельностный подходы. При этом применение комплексного подхода существенно различается для учителей, преподающих предметы гуманитарного и естественно-научного профилей. В работе приведены примеры заданий для различных категорий учителей, отмечена специфика проектно-исследовательской деятельности, а также особенность организации процесса проблематизации на уроках и во внеурочной деятельности учителя, дифференцированы универсальные учебные действия с позиции вариативной составляющей. В то же время авторы понимают необходимость учета инвариатного компонента в преподавании гуманитарных и естественнонаучных предметов. Данный тезис является отражением общей тенденции к интеграции и междисциплинарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мансурова С.Е., Дощинский Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH AND FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN SUBJECT TEACHERS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAINING

Activity approach, differently refracted at different levels of education, has put many new challenges for teachers. The competence approach acts as the methodological basis of the state educational standard of higher professional education, additional professional education; the system-activity approach acts as the methodological basis of the standards of General education. With regard to teachers of General education, the main task is to overcome the contradiction between the real level of their qualifications and new high requirements for them. These requirements are outlined in the leading normative documents of the educational standards, Professional standard “Teacher”. For the system of teacher professional development the authors of this article propose an integrated approach that combines competence-based and system-activity approaches. The integrated approach differs substantially for teachers who teach subjects of Humanities and science profiles. The paper presents the examples of tasks for various categories of teachers, the specifics of the project and research activities, as well as the characteristics of the process of problematization in the classroom and in extracurricular activities of the teachers. The universal educational actions are differenciated from the position of the variable component. At the same time the authors understand the necessity of taking into account the invariant component in the teaching of humanitarian and natural science disciplines. This thesis is a reflection of the general trend towards integration and interdisciplinarity.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход и формирование профессиональных компетенцийучителя-предметника при повышении квалификации»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

С.Е. Мансурова1, Р.А. Дощинский2

1 Кафедра методики обучения биологии

2 Кафедра филологического образования Московский институт открытого образования ул. Тимирязевская, д. 36, Москва, Россия, 127422

Деятельностный подход, по-разному преломляясь на разных уровнях образования, поставил много новых задач для педагогов. Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и дополнительного образования выступает компетентностный подход, методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) — системно-деятельностный. Применительно к педагогам общего образования (учителям) главной задачей является преодоление противоречия между реальным уровнем их квалификации и новыми высокими требованиями к ним. Эти требования обозначены в ведущих нормативных документах — ФГОС ОО, профессиональном стандарте «Педагог». Для системы повышения квалификации педагогов авторы статьи предлагают комплексный подход, который объединяет компетентностный и системно-деятельностный подходы. При этом применение комплексного подхода существенно различается для учителей, преподающих предметы гуманитарного и естественно-научного профилей. В работе приведены примеры заданий для различных категорий учителей, отмечена специфика проектно-исследовательской деятельности, а также особенность организации процесса проблематизации на уроках и во внеурочной деятельности учителя, дифференцированы универсальные учебные действия с позиции вариативной составляющей. В то же время авторы понимают необходимость учета инвариатного компонента в преподавании гуманитарных и естественнонаучных предметов. Данный тезис является отражением общей тенденции к интеграции и междисциплинарности.

Ключевые слова: компетентностный подход, системно-деятельностный подход, повышение квалификации, естественнонаучное и гуманитарное образование

В динамично меняющемся мире успешность профессиональной деятельности напрямую связана со способностью (готовностью) учиться в течение всей жизни. Это всецело относится и к учителю, который сегодня находится в новых условиях: внедряются федеральные государственные образовательные стандарты обще-

го образования (ФГОС ОО), выстроенные на системно-деятельностной методологии, апробируется профессиональный стандарт «Педагог» (Профстандарт), открываются классы инклюзивного образования, появляется многообразие форм обучения (или видов образования): общее, гимназическое, лицейское, кадетское, профильное и др. Анализ образовательной ситуации в России XXI в. позволяет выделить существенные проблемы, от решения которых зависит процесс совершенствования системы образования в соответствии с требованиями общества, достижениями в области психолого-педагогических наук и ожиданиями всех участников образовательной деятельности. Одна из важнейших проблем — совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров.

Покажем сравнительные особенности обучения для гуманитарной и естественно-научной предметных областей (табл. 1).

Таблица 1

Гуманитарная и естественно-научная предметные области: сравнение особенностей обучения

Параметры сравнения Естественно-научная предметная область Гуманитарная предметная область

Объект изучения Природа Человек и общество

Ведущий вид учебной деятельности Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на принципах научного метода познания (опытная деятельность). Учебно-исследовательская деятельность Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом (текстоориен-тированная деятельность). Социально-проектная деятельность

Тип познания, его физиологическая природа Преимущественно рационально-логическое познание, левополушарное мышление Преимущественно эмоционально-образное познание, правополушарное мышление

Специфические учебные умения Проведение наблюдений, эксперимент, описание, объяснение, предсказание фактов и явлений Диалогическое общение, речевые умения, интерпретация, поиск смыслов, рефлексия, критическое мышление

Результат познания Формирование представлений о научной картине мира, объективной реальности («истина») Формирование субъективной реальности («правда»)

Рассотрим подробнее особенности учебной деятельности слушателей естественно-научной и гуманитарной предметной области

Решение профессиональных задач. Анализ учебных умений, формирование которых вменяется педагогам ФГОС ОО, показывает, что наиболее универсальным умением выступает смысловое чтение. В современном обществе навык смыслового чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, он имеет метапредметный (надпредметный) характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Смысловое чтение включает осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных стилей и жанров; определение основной и второстепенной информации; восприятие, понимание и адекватную оценку языковой ткани текстов; свободную ориентацию в мире текстов, их интерпретацию и творческое преобразование [9].

Текст представлен во всех предметах. При этом доминирующие стили речи предлагаемых текстов в предметах гуманитарного и естественно-научного циклов

заметно различаются. Так, в предметах естественно-научного цикла учитель прежде всего обращается к текстам научного или (реже) официально-делового стиля речи, а в предметах гуманитарного цикла — к текстам публицистического, художественного, разговорного стилей речи.

Смена стилевого репертуара текстов влечет за собой и особенности работы с ними. Очевидно, что тексты, например, научного стиля требуют целенаправленного разбора, аргументации, конструирования закономерностей. Ведущая цель при работе с естественно-научным текстом статьи, параграфом учебника заключается в обеспечении адекватного (полного и точного) понимания информации, содержащейся в научном тексте. Такая установка означает, что имеется типовой эквивалент понимания, некий однозначно интерпретируемый «авторский коридор».

В отличие от естественно-научных, тексты художественного стиля речи главным образом предполагают свободное чтение, ассоциативное размышление, дискуссию, сочинительство. В современной лингвистической науке художественный текст осмыслен Ю.М. Лотманом как «конденсатор культурной памяти» [6. С. 21]. «Раскрыть текст — значит "понять культуру и одновременно понять самого себя"», — считает В.В. Колесов [4. С. 376]. По мнению О.Н. Левушкиной, в гуманитарном образовании должен быть раскрыт лингвокультурологический потенциал текстов (метафорически выраженные культурные смыслы, языковая картина мира этноса и др.) [5].

Сформулируем для слушателей курсов повышения квалификации педагогическую задачу, решение которой направлено на умение формировать навыки смыслового чтения у школьников: «Составить задания для работы с текстом параграфа (научной статьи, рассказа, руководства к прибору и т.д.)». С учетом сказанного выше решение этой задачи учителями разных предметных областей должно включать создание инвариантных заданий (выделение главной мысли, нахождение определенной информации, толкование новых терминов и т.д.) и вариативных заданий. Сущность и формулировка последних основаны на особенностях соответствующей предметной области (см. табл. 1). Вопросы к естественно-научным текстам следует формулировать, основываясь на научном методе, нацеленном на поиск объективной истины. Вопросы к гуманитарным текстам должны быть основаны на выявлении их субъективного смысла, диалогического понимания (табл. 2).

Таблица 2

Вариативные задания по работе с текстом

Вопросы к естественно-научным текстам Вопросы к гуманитарным текстам

Вопросы на описание: «что?»; «о чем?»; «где?»; «как?»; «когда?» Вопросы на объяснение: «почему?»; «какая взаимосвязь?»; «по какой причине?» Вопрос на предсказание: «что будет, если..?» Вопросы по моделированию исследования: «какая гипотеза?»; «какой ход исследования?» Вопросы на интерпретацию: «как вы думаете, что хотел сказать автор текста, описывая..?»; «в чем соотносится содержание текста с вашим собственным опытом?»; «что, с вашей точки зрения, может произойти в будущем? Вопросы на оценку: «правильно ли поступил тот или иной персонаж?»; «какова мораль данного произведения?»

Профессиональные педагогические задачи по обучению навыкам смыслового чтения и его оценке предъявляются последовательно. Задача «Разработайте критерии и показатели сформированности навыков смыслового чтения», как и предыдущая, полностью или частично выполняется в ходе групповой работы, а ее решение может превратиться в полноценные педагогические памятки «Как работать с текстом», «Как оценивать умения смыслового чтения».

Мы живем в информационном обществе, поэтому такое метапредметное умение, как умение работать с информацией все больше выходит на первый план. Научить педагога формировать это умение можно с помощью соответствующих заданий, предлагаемых для групп слушателей или для индвидуального выполнения.

Инвариантные задания. На основе текстов учебников сформулируйте задания по поиску информации, ее анализу, обобщению; созданию информации на бумажных и электронных носителях.

Вариативные задания для учителей гуманитарного цикла. На основе текста учебника сформулируйте задания по интерпретации информации; по созданию собственной информации типа эссе, творческие задания.

Вариативные задания для учителей естественно-научного цикла. На основе текста учебника сформулируйте задания по переводу информации из одного вида представления в другой (график, схема, диаграмма, текст); по созданию модели, по созданию классификации.

Проектно-исследовательская технология. В рамках этой технологии существует очевидная вариативность. В ходе естественно-научного учебного исследования происходит овладение научными знаниями и методами самостоятельного их приобретения, установление естественно-научных закономерностей, их анализ.

Целью и ценностью проектной и исследовательской деятельности в рамках гуманитарной предметной области выступает конкретный человек, проникновение в его уникальный внутренний мир. В этом проявляется гуманитарная методология, основное содержание которой — рефлексия, интерпретация и коммуникация индивидов по поводу содержания смыслов и методов собственной деятельности [3]. Обучая учителей-гуманитариев организации проектно-иссле-довательской деятельности школьников, преподаватель в системе повышения квалификации должен учитывать специфику предметного содержания. В частности, следует обратить внимание на духовно-нравственный, ценностно-ориентированный компонент самого продукта проектно-исследовательской деятельности, важность проявления в нем субъективных позиций, взглядов, точек зрения.

Проблематизация обучения. Сегодня становится аксиомой, что учебную деятельность следует основывать на анализе проблемных ситуаций, решение которых составляет сущность мыслительной деятельности обучающихся. Проблемные ситуации могут предъявляться как на мотивационном, так и на других этапах занятий, они могут рассматриваться в ходе проблемных лекций, эвристических бесед, деловых игр. Профессиональные проблемные ситуации моделируют кейсы, которые имеют многозначные решения и способствуют развитию навыков критического мышления педагогов. Данные кейсы направляют деятельность слу-

шателей на самостоятельное формулирование профессиональной проблемы, сбор требуемой информации, предложение вариантов решения проблемы, их анализ. Обучение на курсах повышения квалификации на основе решения проблемных ситуаций всецело оправдано тем, что у слушателей есть необходимый профессиональный опыт, знания и умения для погружения в проблемные ситуации.

Поисковые методики способствуют решению разных профессиональных проблем. Не секрет, что учитель испытывает значительные затруднения при выявлении проблемных ситуаций в ходе обучения школьников. Поэтому на занятиях слушатели должны учиться формулировать проблемные ситуации исходя из их наличных признаков (неизвестное, противоречие, потребность (С.Л. Рубинштейн)) и условий их возникновения, когда обучающийся не может решить задачу из-за нехватки знаний и умений.

Сущность проблемных ситуаций отличается в разных предметных областях. В естественно-научной предметной области они основаны на объективных противоречиях, неизвестных фактах, явлениях. Методы и приемы проблемного обучения здесь отрабатывают умения выстраивать причинно-следственные связи, выявлять искомые закономерности, выдвигать и проверять гипотезы. В свою очередь, в гуманитарной предметной области подход к выявлению и решению проблемных ситуаций носит в значительной степени субъективный характер. Так, обсуждаемая проблематика при обучении учителей-гуманитариев — это способность человека отстаивать свои взгляды, собственную позицию, понимать другого человека, учитывать чужое мнение, строить конструктивный диалог, грамотно выходить из конфликтной ситуации и т.д.

В заключение проанализируем требования к результатам общего образования и совершенствованию профессиональных компетенций учителя.

Специфика гуманитарной и естественно-научной предметных областей обуславливает специфику результатов обучения в системе повышения квалификации учителей, то есть нацеливает обучение на формирование не только общих (инвариантных) универсальных учебных действий (УУД), но и конкретных, вариативных. Остановимся на УУД, обучение формированию которых различается для рассматриваемых предметных областей.

Учебная деятельность в рамках научного метода естественно-научной предметной области способствует приоритетному формированию познавательных УУД. Повышение квалификации учителя через названные выше подходы позволяет формировать умения школьников, развивающие в первую очередь их рациональную (логико-понятийную) сферу сознания.

Способность и готовность формировать по преимуществу коммуникативные и личностные УУД можно рассматривать в качестве вариативных результатов обучения в системе ДПО для учителя-гуманитария. В связи с социальным запросом на широкую гуманитаризацию и гуманизацию образования остановимся на этих результатах подробнее.

Формирование коммуникативных УУД находится в тесной взаимосвязи с педагогическим принципом диалогизма. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных

к ним [2. С. 65—67]. В этом случае цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в единстве [1. С. 213—214]. Преподаватель в системе ДПО создает слушателю условия для реализации практических возможностей освоения педагогики учебного диалога, чтобы в последующем эффективные диалогические формы организации учебной деятельности были широко использованы на уроках и во внеурочной деятельности.

Личностные УУД также актуализированы преимущественно в гуманитарном образовании. Художественные тексты как отражение гуманитарной культуры содержат в себе не столько знания, сколько ценности, в отличие от объективных, ценностно нейтральных естественнонаучных закономерностей. Например, учителя химии в большинстве своем адекватно относятся к желанию школьников иметь свое суждение по поводу таблицы Д.И. Менделеева и тем более активно его отстаивать, а учителя биологии — к мнению учащихся о клеточной теории или законах генетики. Однако учителя-«естественники» справедливо видят в таких фактах прикрытие учеником незнания учебного материала, неумение объяснять научные концепции.

Итак, повышение квалификации учителя должно способствовать формированию не только когнитивно-деятельностных компонентов его профессиональных компетенций, но и личностных компонентов, что более важно. Речь идет о саморазвитии субъекта за счет сознательного и активного присвоения нового социального опыта (в нашем случае — профессионального опыта), совершенствования социокультурных компетенций, самоорганизации своего успешного жизнепроживания в профессии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009.

[2] Зайдман И.Н. Коммуникативный подход в гуманитарном образовании // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 6 (49).

[3] ИмакаевВ.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. Пермь: Из-во ПГУ, 2004.

[4] Колесов В.В. История русского языкознания: очерки и этюды. СПб., 2003.

[5] Левушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Монография. Ульяновск: УлГТУ, 2013.

[6] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

[7] Карташова В.Н. Методический аспект проблемы речевой культуры студентов педагогических факультетов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 1. № 17. С. 85—90.

[8] Пищулин В.Н. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров в сфере туризма на занятиях по экономическим дисциплинам // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30 (2). С. 139—144.

[9] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Мансуроeа С.Е., ßow,uwKuü P.A. ^eHTemHOCTHtin no^xofl u $opMHpoBaHHe npo^eccHommHtix...

ACTIVITY APPROACH AND FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN SUBJECT TEACHERS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAINING

S.E. Mansurova1, RA Dos^U^m2

1 Department of Biology teaching techniques 2 Department of Philological education Moscow Institute of Open Education Timiryazevskaya str., 36, Moscow, Russia, 127422

Activity approach, differently refracted at different levels of education, has put many new challenges for teachers. The competence approach acts as the methodological basis of the state educational standard of higher professional education, additional professional education; the system-activity approach acts as the methodological basis of the standards of General education. With regard to teachers of General education, the main task is to overcome the contradiction between the real level of their qualifications and new high requirements for them. These requirements are outlined in the leading normative documents of the educational standards, Professional standard "Teacher". For the system of teacher professional development the authors of this article propose an integrated approach that combines competence-based and system-activity approaches. The integrated approach differs substantially for teachers who teach subjects of Humanities and science profiles. The paper presents the examples of tasks for various categories of teachers, the specifics of the project and research activities, as well as the characteristics of the process of problematization in the classroom and in extracurricular activities of the teachers. The universal educational actions are differenciated from the position of the variable component. At the same time the authors understand the necessity of taking into account the invariant component in the teaching of humanitarian and natural science disciplines. This thesis is a reflection of the general trend towards integration and interdisciplinarity.

Key words: competence-based approach, system-activity approach, profes-sional development, natural and humanitarian education

REFERENCES

[1] Azimov E.G., Schukin A.N. Novyy slovarmetodicheskikh terminov iponyatiy [The new dictionary of methodological terms and concepts]. Moscow, IKAR Publ., 2009.

[2] Zaidman I.N. Kommunikativnyy podkhod v gumanitarnom obrazovanii [Communicative approach to liberal education]. Mir nauki, kultury i obrazovaniya [ World of Science, Culture and Education]. 2014, no 6 (49).

[3] Imakaev YR. Fenomen uchitelstva v sotsialno-filosofskom i gumanitarno-proektnom izmereniyakh [The phenomenon of teaching in social, philosophical and humanitarian-project dimension]. Perm, Perm State Univ. Publ., 2004.

[4] Kolesov V.V. Istoriya russkogo yazykoznaniya: Ocherki i etyudy [The history of Russian linguistics: Essays and sketches]. St. Petersburg, 2003.

[5] Levushkina O.N. Metodicheskaya interpretatsiya lingvokulturologicheskikh harakteristik teksta na urokakh russkogo yazyka [Methodical interpretation of the linguistic characteristics of the text at the Russian language lessons]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical Univ. Publ., 2013.

[6] Lotman Y.M. Vnutri myslyaschikh mirov [Inside thinking worlds]. Moscow, 1996.

[7] Kartashova V.N. Metodicheskiy aspekt problemy rechevoy kultury studentov pedagogicheskikh fakultetov [Methodological aspect of the problem of speech culture in students of pedagogical faculties]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve [Psychology of education in a multicultural space]. 2012, vol. 1, no 17, pp. 85—90.

[8] Pishchulin YN. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v podgotovke bakalavrov v sfere turizma na zanyatiyakh po ekonomicheskim distsiplinam [The implementation of competence-based approach in bachelors training in the field of tourism on economic disciplines classes]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve [Psychology of education in a multicultural space]. 2015, no 30 (2), pp. 139—144.

[9] Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obschego obrazovaniya [The Federal state educational standard of secondary comprehensive education]. Moscow, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.