Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ УЧЕНИЯ Н.Ф. ТАЛЫЗИНОЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ УЧЕНИЯ Н.Ф. ТАЛЫЗИНОЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной / управление процессом усвоения понятий / общие и специальные познавательные действия / подготовка педагога / activity theory of N. F. Talyzina’s / managing conception acquisition / general and special cognitive actions / training a modern teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Викторовна

В статье описана деятельностная теория учения Н.Ф. Талызиной с точки зрения ее применения в наиболее эффективной подготовке современного педагога к профессиональной деятельности. Актуальная задача построения национально ориентированной системы образования в России будет решаться с опорой на опыт и традиции отечественной педагогики. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и развитие этой теории в работах Н. Ф. Талызиной дают будущим педагогам не только теоретические знания в области педагогической психологии, но обеспечивают готовность к обучению школьников и студентов, так как это направление отечественного деятельностного подхода наиболее полно разработано в практическом аспекте. В статье описаны преимущества изучения педагогами деятельностной теории учения по сравнению с традиционными курсами педагогической психологии. Деятельностная теория учения Н.Ф. Талызиной дает будущим педагогам необходимые для проектирования учебного занятия знания и ориентиры, среди которых главными являются форма, обобщенность, развернутость и освоенность учебного действия; общие и специальные познавательные действия; характеристики основных этапов процесса усвоения умственных действий и понятий; формирование приемов познавательной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY THEORY OF LEARNING BY N. F. TALYZINA IN TRAINING A MODERN TEACHER

The research describes the activity theory by N. F. Talyzina from the point of view of the most effective training of a modern teacher to professional activity. The urgent task of building a nationally oriented education system in Russia will be solved based on the experience and traditions of Russian pedagogy. The theory of the stepby-step formation of mental actions and concepts, created by P. Ya. Galperin and the development of this theory in the works of N. F. Talyzina give future teachers theoretical knowledge in the field of pedagogical psychology and ensure their readiness to teach schoolchildren and students because this direction of the domestic activity approach is most fully developed in the practical aspect. This research describes the advantages of studying the activity theory of teaching by teachers as compared with traditional courses in pedagogical psychology. Activity theory of N. F. Talyzina gives future teachers the knowledge and guidelines necessary for designing the training session, such as the form, generality, deployment, and mastery of educational action; general and special cognitive actions; characteristics of the main stages of the process of learning mental actions and concepts; formation of methods of cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ УЧЕНИЯ Н.Ф. ТАЛЫЗИНОЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 4 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 4

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Г.В. НОВИКОВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ УЧЕНИЯ Н.Ф. ТАЛЫЗИНОЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

(ФГБОУ ВО МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: novikg@rambler.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-43-59

В статье описана деятельностная теория учения Н.Ф. Талызиной с точки зрения ее применения в наиболее эффективной подготовке современного педагога к профессиональной деятельности. Актуальная задача построения национально ориентированной системы образования в России будет решаться с опорой на опыт и традиции отечественной педагогики. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина и развитие этой теории в работах Н.Ф. Талызиной дают будущим педагогам не только теоретические знания в области педагогической психологии, но обеспечивают готовность к обучению школьников и студентов, так как это направление отечественного деятельностного подхода наиболее полно разработано в практическом аспекте. В статье описаны преимущества изучения педагогами деятельностной теории учения по сравнению с традиционными курсами педагогической психологии. Деятельностная теория учения Н.Ф. Талызиной дает будущим педагогам необходимые для проектирования учебного занятия знания и ориентиры, среди которых главными являются форма, обобщенность, развернутость и освоенность учебного действия; общие и специальные познавательные действия; характеристики основных этапов процесса усвоения умственных действий и понятий; формирование приемов познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной; управление процессом усвоения понятий; общие и специальные познавательные действия; подготовка педагога.

К современному педагогу предъявляется мно-В совремтНыХ жество требований, но главной профессиональной

условиях опора на функцией педагога, наряду с воспитанием и разви-отечестветый тием личности обучающихся, традиционно являет-

педагогический опыт ся обучающая. Актуальная ситуация в системе об-является важной разования является сложной в связи с назревшими и обоснованной задачей изменениями в образовательной политике государ-подготовки педагогов ства и построении национально ориентированного

курса подготовки педагогов для российской школы. Специалистам системы образования предстоит сделать очень многое в разработке и реализации новых программ на всех уровнях функционирования с учетом курса на воспитание патриотизма и любви к Родине, повышения качества образовательных результатов школьников и студентов. В нашей стране необходимо подготовить высококвалифицированных молодых специалистов для решения задач по импортозамещению, развитию науки, культуры и образования, поставленных Президентом РФ В. В. Путиным в связи с началом СВО и экономическими санкциями по отношению к России со стороны экономически развитых государств. В создавшейся ситуации для качественной подготовки учителей нужна опора на успешный отечественный педагогический опыт.

Хорошее знание педагогической психологии

Условия успешного обеспечивает эффективную профессиональную и качественного

педагогическую деятельность. «Чтобы представить

учебного процесса

сущность педагогической деятельности, нужно выделить в процессе целенаправленной социализации человека (образования) три существенных момента, т.е. определить, что именно он делает, как участвует в процессе социализации ребенка педагог? Он: 1) педагогически преобразует феномены культуры, из которых отбирает и конструирует содержание образования; 2) создает мотивационную и ориентировочную основу для освоения этого содержания <...>; 3) осуществляет целенаправленную поддержку ученика (воспитанника) в зоне ближайшего развития, компенсируя дефицит его опыта совместностью выполнения действий и предъявления соответствующих образцов — способов выполнения таких действий» [1, с. 22]. Известные ученые и руководители системы педагогического образования В.А. Болотов, М.Л. Левицкий, И. М. Реморенко и В. В. Сериков подчеркивают, что при всем многообразии концепций и конкретных видов педагогической деятельности, для успешного и качественного учебного процесса педагог должен обеспечивать три важнейших условия: уметь актуализировать содержание учебного материала, создавать мотивационно-ориентировочную основу для усвоения этого содержания и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение

воспитанника. Сложность подготовки педагога они сформулировали следующим образом: педагог «... имеет дело с труднонаблюдаемыми и почти невоспроизводимыми процессами: наблюдать можно внешние действия, видимое течение уроков и мероприятий, однако их педагогическая сущность — это те приращения, которые происходят в сознании, опыте, смысловой сфере воспитанников. И чтобы "увидеть" их, студенту нужно обладать значительным психологическим опытом, а это еще одна проблема» [1, с. 25]. Студент — будущий педагог — изучает множество «подходов», «теорий» и «концепций», но далеко не всегда способен полностью овладеть основами педагогической профессии на практическом уровне, на уровне компетенций. «. перечень компетенций, которые представлены в образовательном стандарте, в действительности не обеспечен пакетом технологий их формирования» [1, с. 25].

Мы полагаем, что для повышения эффективности подготовки педагогических кадров возможно и необходимо использовать деятельностную теорию учения Н.Ф. Талызиной, которая, будучи изученной будущими педагогами в ходе собственного обучения, испытанной на практике, будет с успехом применяться и в реальной повседневной педагогической деятельности. Известно, что Н. Ф. Талызина — автор деятельностной теории учения — на протяжении многих лет руководила лабораторией педагогической психологии, а также Учебным Центром переподготовки работников вузов и школьных учителей, причем в нескольких регионах РФ действовали филиалы Центра при институтах повышения квалификации работников образования. Деятельностная теория учения является научно-практическим подходом, который прошел широкую апробацию в процессе повышения квалификации преподавателей и подготовке методистов.

Главное внимание в деятельностной теории учения Н. Ф. Талызиной уделяется организации познавательной деятельности школьников. Познавательная деятельность обучающихся не должна быть загадочной и непонятной педагогу, несмотря на то, что она протекает скрыто от непосредственного наблюдения педагога, во внутреннем плане личности школьника. Для качественного обучения школьников, в соответствии с принятой в образо-

Деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной является научно-

практическим подходом, который прошел широкую апробацию в повышении квалификации преподавателей и подготовке методистов

Познавательная деятельность обучающихся не должна быть загадкой для педагога, несмотря

на то, что она протекает скрыто от непосредственного наблюдения, во внутреннем плане личности школьника

вательной организации программой, необходимо отобрать систему понятий, сведений, фактов и изучаемых в рамках предмета закономерностей. Затем, в соответствии со структурой и сложностью системы знаний, педагогу нужно организовать систему определенных общих и специальных познавательных действий. Сложность этой педагогической деятельности проектирования заключается в том, что познавательную деятельность нужно формировать не обобщенно, а в строго определенном порядке, учитывая специфичность знаний предмета и уровень готовности школьников к его освоению. Для этой проектировочной деятельности педагог должен четко представлять будущую конкретную познавательную деятельность школьников, в которой будут функционировать предметные знания обучающихся. В одних случаях это будут уже усвоенные знания и познавательные действия. Тогда педагог должен представлять, каким образом они будут использоваться школьниками в процессе освоения нового изучаемого материала, когда границы применения знаний будут расширяться. В других случаях педагог должен запланировать новые познавательные действия, которые будут осуществляться школьниками впервые. Эти различия и будут определять проектирование познавательной деятельности обучающихся.

Мы начали говорить об организации процесса обучения с учебных программ, которые определяют цели обучения и соответствующие виды деятельности по каждому школьному предмету. В процессе изучения каждого предмета есть некоторое количество учебного материала, который необходимо выучить на память и уметь воспроизвести, например, таблицу умножения, порядок действий в вычислениях, правила русского языка, систему сокращений и обозначений. Но простое запоминание не может помочь в решении широкого круга познавательных задач. Раскрывая понятие «умение учиться», которое требуется сформировать у каждого ученика, Н.Ф.Талызина утверждает, что при формировании этого умения учитель должен сохранить и постоянно развивать познавательную потребность обучающихся. Следовательно, учитель должен так вести уроки, чтобы обеспечить учеников познавательными средствами, которые являются необходимыми для дальнейшего образования и формирования системы научных знаний у обучающихся [16].

Практика подготовки педагогов на факультете педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова показывает, что наиболее сложным для

Учитель должен так вести уроки, чтобы обеспечить учеников познавательными

средствами, которые являются необходимыми для дальнейшего

образования и формирования системы научных знаний

них оказывается понятие ООД — ориентировочной основы деятельности. Этому центральному понятию теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и деятель-ностной теории учения Н.Ф.Талызиной необходимо уделять достаточно времени для его освоения педагогами, привести множество примеров и дать возможность поработать с ним на практике. Примеры такой деятельности содержатся в многочисленных трудах Н.Ф.Талызиной [См., например, 14-17]. Она объясняет понятие ООД, опираясь на общепсихологические понятия психики и деятельности, а также принцип единства сознания и деятельности А.Н.Леонтьева. Н.Ф.Талызина указывает на своеобразие теоретической деятельности человека, которое заключается в том, что эта деятельность не приводит к изменениям в окружающих предметах и явлениях, но позволяет предвидеть события и прогнозировать их последствия. Познавательная деятельность школьников при изучении основ наук является теоретической, в деятельностном подходе она называется ориентировочной. Назначение ориентировочной деятельности состоит в том, чтобы человек мог предвидеть результаты своих действий и умел выбирать наиболее целесообразные из них. Конечно, в повседневной жизни любой человек совершает тысячи различных внешних практических и внутренних умственных действий. Сложным видам деятельности, особенно теоретической деятельности и умению решения задач, необходимо научиться, так как знания и умения не наследуются. В освоении теоретических и практических знаний, умений и навыков состоит главный смысл школьного образования и подготовки школьников ко взрослой жизни.

ООД представляет собой схему, таблицу или текст, которая предъявляется педагогом в готовом виде или строится учениками самостоятельно, причем ООД может содержать полный или неполный состав существенных признаков изучаемого понятия. Мастерство педагога состоит в том, чтобы для каждого учащегося подобрать ту ООД, которая необходима ему для полного и качественного усвоения изучаемого материала. Для педагога это очень трудоемкая задача, но, преодолев сложности методологического и методического характера, есть гарантированная возможность получения

Н. Ф. Талызина указывает на своеобразие теоретической деятельности человека:

эта деятельность не приводит к изменениям

в окружающих предметах и явлениях,

но позволяет предвидеть события и прогнозировать их последствия

ООД представляет собой схему, таблицу или текст, которая

предъявляется педагогом в готовом виде или строится

учениками самостоятельно

качественно высоких образовательных результатов. Этот факт доказан в исследованиях Н.Ф.Талызиной и исследователей школы деятельност-ной теории учения. Ведь главной ценностью образовательного процесса является такой итог, когда у субъекта учения сформировались правильные представления о цели, средствах, условиях выполнения деятельности и ее результатах [15].

Не секрет, что в последнее время неоднократно пересматривались требования к образовательным результатам российских школьников. В обучении математике были выделены базовый и углубленный уровни, но в целом успеваемость российских школьников по этому важнейшему предмету год от года ухудшалась, что можно проследить по данным международных исследований PISA в течение почти 20 лет. На базовом уровне освоения математики из программ были исключены доказательства теорем. Конечно, это не способствует повышению культуры мышления и развитию умения рассуждать у наших школьников. В деятельностной теории учения Н.Ф. Талызиной педагогам дается набор познавательных действий, которые нужно освоить для доказательства какого-либо утверждения в математике. Необходимы четыре вида умений: действие подведения под понятие, действие выбора необходимых и достаточных признаков или условий решения задачи, действие выведения следствий и определение «поисковых областей», когда ученику необходимо определить, из каких данных получить следствия при решении задачи. Чтобы педагог смог научить школьников проведению математических доказательств, обучающимся необходимо освоить указанные четыре умения по отдельности, затем использовать сформированные действия в системе. В исследованиях Н. Ф. Талызиной и ее учеников было доказано, что именно такая деятельность обеспечивает овладение методом математического доказательства [14].

Педагог должен научиться разрабатывать виды познавательной деятельности обучающихся, разделяя их на два класса: общие и специфические. Общие приемы познавательной деятельности применяются в различных предметных областях. К ним относятся все приемы логического мышления. Название операций или приемов логического мышления хорошо всем известно: классификация, сравнение, овладевая которыми школьники учатся производить подведение под понятие, выведение след-

В деятельностной теории учения Н. Ф. Талызиной педагогам предлагается набор познавательных действий, которые

нужно освоить обучающимся для доказательства какого-либо утверждения в математике

Общие и специфические виды познавательной деятельности обучающихся

По работам Н. Ф. Талызиной педагоги могут изучить методику формирования логического действия подведения под понятие

ствий, т.е. овладевают процедурами обобщения, анализа и синтеза. Эти операции не зависят от содержания конкретного изучаемого материала, но всегда осуществляются с использованием конкретных знаний. К общим приемам познавательной деятельности также относятся планирование деятельности, операции контроля и выделение главной мысли текста, где тоже будет востребовано обобщение. Специфические виды познавательной деятельности осуществляются в конкретной области знаний. Имеется в виду проведение звукового анализа слова в русском языке, алгебраические и геометрические преобразования, решение физических задач и т.д. Планирование содержания и отработка как общих, так и специфических приемов познавательной деятельности должно правильно выделяться педагогом и фиксироваться им в технологических картах уроков. Без этой методической работы учитель не сможет целенаправленно формировать познавательную деятельность обучающихся, как писала Н.Ф. Талызина, учитель невольно попадает в ситуацию «формируй то, не знаю что» [17].

По работам Н. Ф. Талызиной педагоги могут подробно изучить методику формирования логического действия подведения под понятие. Для этого необходимо осуществить определенную последовательность познавательных действий обучающихся под руководством педагога. Сначала изучаются необходимые и достаточные условия, устанавливаются различия между ними, выделяются существенные признаки в изучаемых понятиях, признаки разделяются на существенные и несущественные. Сложность формирования понятийного мышления у школьников связана с тем, что всеми педагогами образовательной организации должна систематически проводиться целенаправленная, согласованная и планомерная педагогическая деятельность по усвоению научных понятий. Сначала школьники устанавливают наличие у объекта признаков данного понятия, затем проверяют достаточные или одновременно необходимые и достаточные условия этого понятия. При освоении операции сравнения также понадобится научно обоснованная последовательность познавательных действий обучающихся: выделение признаков объектов, установление общих признаков, выделение одного из признаков как основания для сравнения, далее сопоставление объектов по данному основанию.

Для правильного формирования понятийного мышления необходимо каждый раз указывать школьникам на то, что в определение понятия входят одновременно необходимые идостаточные условия

Также важна деятельность педагогов по демонстрации и освоению отношений между родовыми и видовыми понятиями. В рамках каждого изучаемого предмета на разборе конкретных примеров необходимо уяснить, что видовое понятие обязательно обладает всеми свойствами родового. Родовое понятие является следующей ступенью обобщения понятия. Для правильного формирования понятийного мышления необходимо каждый раз указывать школьникам на то, что в определение понятия входят одновременно необходимые и достаточные условия. Существует большое множество примеров соотношения родовых и видовых понятий в каждой предметной области, наглядно эти соотношения можно продемонстрировать на примерах с помощью кругов Эйлера.

Н. Ф. Талызина считала, что задача формирования логических приемов мышления ставится перед всеми педагогами, независимо от содержания преподаваемых предметов. Но такая общая постановка задачи недостаточна для достижения высоких образовательных результатов школьников, которые возможны только при условии сформированного логического мышления и освоения научных понятий. Логическое мышление школьников нельзя сформировать с помощью какого-либо приема, произвольно выбранного преподавателем, так как познавательные действия связаны друг с другом внутренней логикой. Именно поэтому у педагогов к завершению профессиональной подготовки должны быть в наличии системные знания в области общей и педагогической психологии, а также методики преподавания предмета. Познавательные действия школьников формируются в определенной последовательности. Если какие-либо логические операции оказываются несформированными в начальной и средней школе, в дальнейшем это существенно затруднит обучение школьников в старших классах и вузе. К сожалению, достаточно часто вузовские преподаватели сталкиваются с большими пробелами в знаниях у современных студентов в области естествознания, неспособностью к анализу и решению задач. С точки зрения педагогики это означает, что школьные учителя не сделали для них приемы логического мышления предметом специального усвоения, не раскрыли перед учащимися их структуру. Общие приемы познавательной деятельности оказались не сформированными. Научные понятия, которые необходимы для понимания и правильного выполнения заданий в высшей школе, оказываются не полностью усвоенными [14].

Если какие-либо логические операции

оказываются несформированными в начальной и средней школе, в дальнейшем

это существенно затруднит обучение школьников в старших классах и вузе

В отечественном общепсихологическом дея-тельностном подходе принято считать, что действие — это единица анализа деятельности. Для грамотной деятельности обучения педагог должен уметь не только выделять действия, входящие в различные виды познавательной деятельности школьников. Для грамотной организации познавательной деятельности школьников является необходимым понимание структуры и свойств познавательных действий, а также этапов их становления. В деятельностной теории учения познавательные действия могут осуществляться в материальной, перцептивной, внешнеречевой или умственной форме. Познавательные действия могут осуществляться развернуто, с представлением всех входящих в действие операций, но могут выполняться школьником и сокращенно. Одно и то же познавательное действие может быть усвоено школьником с разной степенью обобщенности. Например, ученик не может перенести схему решения на задачи того же типа, но с другим сюжетом. Если ученик не может в разных формулировках увидеть общие схемы для решения задачи, это является свидетельством того, что производимые действия им не обобщены. Очевидно, что отсутствие обобщенности умственных действий порождает в дальнейшем большие сложности в освоении учебного материала. Чтобы повысить качество обучения, педагогам необходимо разрабатывать для каждого занятия не только систему познавательных действий школьников, но ив деталях понимать их свойства и особенности.

Н.Ф. Талызина выделяет в системе свойств познавательных действий первичные и вторичные [17]. К первичным свойствам она относит форму действия, меру его обобщения, развернутости и самостоятельности выполнения. Конечно, эти свойства познавательных действий взаимосвязаны и обусловливают друг на друга. Но они выделены именно в первую группу, так как сформированность любого из них не сможет привести к формированию других свойств познавательных действий. При планировании и организации процесса усвоения научных понятий педагогу необходимо уделять достаточное внимание отработке каждой характеристики. Вторичные свойства выводятся из первичных и к ним относятся такие важнейшие характеристики, как прочность, осознанность и разумность познавательного действия. Вторичные свойства

В деятельностной теории учения Н. Ф. Талызиной

принято: познавательные действия могут осуществляться в материальной, перцептивной, внешнеречевой или умственной форме

Первичные и вторичные свойства

познавательных действий школьников

нельзя сформировать у школьников без специальной подготовки, спонтанно и непосредственно, игнорируя первичные свойства. Н.Ф.Талызина разделила свойства познавательного действия на первичные и вторичные по критерию их происхождения. Это разделение также необходимо учитывать педагогам для осуществления индивидуализации учебного процесса, в процессе целеполагания урока и подготовке дидактических материалов.

Н. Ф. Талызина считала, что педагогам нужно избегать несвоевременной (ранней) автоматизации действия и превращения его в навык. Любое познавательное действие в ходе обучения должно быть обобщено в необходимом качестве и объеме изучаемого понятия. Только после этого можно превратить это познавательное действие в навык. Приведем пример из современной практики обучения математике. В одной из московских школ администрация попросила нас провести диагностику затруднений в решении задач по математике ученицы 11 класса. Оказалось, что в процессе решения уравнений и неравенств эта школьница забывает поменять знак на противоположный при перенесении выражения в другую часть. Причем эта ошибка была систематической, она повторялась многократно при решении разного рода предложенных нами заданий. За этим стоит неусвоенное действие, которое не было в свое время правильно понято и обобщено. В нашей беседе было выявлено, что для школьницы является большим секретом смысл уравнения, что именно в виде символов выражает уравнение и почему нужно изменять знак выражения при его переносе в другую часть. При этом все другие математические действия она совершала быстро и безошибочно. К сожалению, это не может обеспечить ей высоких оценок ЕГЭ, так как, пропуская важнейшее математическое действие, она всегда получает ошибочные результаты. Таким образом, действие, автоматизированное в его ранних формах, является серьезным препятствием для его перевода в умственную форму.

Процесс усвоения научных понятий, методов решения задач, понимания закономерностей в рамках любого изучаемого в школе предмета предполагает преобразование познавательных действий по нескольким основным линиям, каждая из которых имеет свои закономерности, обусловленные не только индивидуальными особенностями психики школьника, но и имеющими объективные причины. Речь идет о соблюдении педагогами в учеб-

Н. Ф. Талызина считала, что педагогам нужно избегать ранней

автоматизации умственного действия и превращения его в навык

Исследования Н. Ф. Талызиной показали, что процесс обобщения понятия — это необходимое, но еще не достаточное условие прочного, осознанного и разумного усвоения понятия

ном процессе определенных условий, при которых познавательное действие из одного состояния переходит в другое и постепенно превращается в умственную деятельность высокого уровня обобщения. Педагоги не должны формально относиться к общим закономерностям процесса усвоения научных понятий. Исследования Н. Ф. Талызиной показали, что процесс обобщения понятия — это необходимое, но еще не достаточное условие прочного, осознанного и разумного усвоения понятия. Обобщение понятия идет по таким свойствам изучаемых предметов и явлений, которые вошли в состав осваиваемой обучающимся ООД, которая была специально разработана педагогом. Управление обобщением познавательных действий и входящих в них знаний должно происходить через организацию такой деятельности обучающихся, когда у них включается операция контроля содержания ООД соответствующего познавательного действия [17]. Здесь речь идет как о содержательном наполнении ООД, так и о форме ее освоения. Напомним, что П.Я. Гальперин считал, что внимание как психический процесс является динамической формой сознания и связано с контролем деятельности субъектом.

С 1997 по 2009 гг. Н. Ф. Талызина работала на факультете педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, где она вела курсы педагогической психологии и деятельностной теории учения для педагогов. Н. Ф. Талызина считала, что деятельностная теория позволяет построить новый тип дидактики и новый тип частных методик обучения школьников в массовой школе. Стержневой проблемой ее исследований являлось моделирование инвариантных возможностей усвоения интеллектуальных действий и понятий, лежащих в основе логических операций [14-17]. Н. Ф. Талызиной выявлены психологические механизмы обобщенности действия, разрабатывались психологические основы психодиагностики интеллекта обучающихся. В ходе экспериментальной работы Н. Ф. Талызиной и ее учеников изучались различные типы ориентировочной основы деятельности и управление процессом усвоения знаний [2-5, 9-13]. Все эти исследования в разные годы были отмечены многочисленными правительственными наградами, а Н. Ф. Талызина в составе авторского коллектива удостоена премии Президента РФ. Успешность ориентированных на практику исследований научной школы П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной заключалась в опоре на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий. Н. Ф. Талызина являлась ученицей П. Я. Гальперина, они были соратниками на протяжении почти 40 лет.

Стержневой проблемой исследований Н. Ф. Талызиной являлось моделирование

инвариантных возможностей усвоения интеллектуальных действий и понятий,

лежащих в основе логических операций

Деятельностную теорию учения справедливо охарактеризовал заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова А. И. Подольский в предисловии книги Н.Ф. Талызиной: «Это наглядная демонстрация того, как может работать настоящая, воистину — университетская наука, в равной степени успешная как в производстве академических знаний, пользующихся международным признанием, так и в создании прочной научно-фундаментальной базы для эффективных прикладных разработок» [14, с. 21].

В заключение следует сказать несколько слов о значении теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУД) П.Я. Гальперина для методологии не только педагогической деятельности, но и для методологии деятельност-ного подхода в психологической науке. Доктор психологических наук, профессор и академик РАО Н.Н. Нечаев считает, что теория П. Я. Гальперина имеет большой методологический потенциал, который не раскрыт в силу многих причин [8]. «К сожалению, ко многим фундаментальным идеям ТПФУД мы не возвращаемся, чтобы вновь продумать их, многое не изучаем, потому что "заканонизировали" тексты, превратив их в "музейные экспонаты", которые лучше не трогать и с которых лишь в юбилейные дни надо сдувать пыль. Это — самое страшное, потому что рождает не надежду на будущее психологии, а лишь ностальгию по прошлому» [8, с. 38].

В настоящее время система подготовки педагогов для российской школы должна обрести четкие научные основы. Поэтому изучение педагогической психологии должно выйти на принципиально новый уровень и обеспечивать педагогов не просто общими теоретическими знаниями о психологических закономерностях процессов обучения, воспитания и развития личности школьников. В педагогической психологии они должны увидеть перспективу для развития педагогического мастерства и представлений о внутренних закономерностях усвоения основ наук школьниками. Хочется пожелать будущим и ныне действующим педагогам: постарайтесь относиться к работам П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и педагогов-исследователей, работающих в рамках деятельностного подхода, не формально и не как к «музейным экспонатам». Усвоение любого познавательного действия, как и знания, можно осуществлять множеством различных способов. Познавательное действие может быть освоено в ма-

Теория П. Я. Гальперина имеет большой методологический потенциал, который в настоящее время не полностью раскрыт

В педагогической психологии учителя должны увидеть перспективу для развития педагогического

мастерства и представлений

о внутренних закономерностях усвоения основ наук школьниками

териализованной форме и выполняться школьником очень медленно. Оно может быть им не обобщено в соответствии с правилами, содержать искаженные представления и поэтому быть ограничением возможности решения даже типовых задач. Но то же самое действие может быть представлено в теоретической форме, быть грамотно обобщенным и выполняться достаточно быстро. Очевидно, что во втором случае имеет место более высокое качество усвоения научных понятий и освоения познавательных действий, что целиком зависит от профессиональной позиции педагога.

Список литературы

1. Болотов В.А., Левицкий М.Л., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации / Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет: научный редактор Ю. П. Зинченко. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. 612 с. С. 21-36.

2. Габай Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 4. С. 28-37.

3. Глотова Г.А. Деятельностная теория учения как основа формирования исследовательских компетенций // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011, № 11. С. 258-268.

4. Глотова Г. А. Формирование исследовательских компетенций на основе деятельностной теории учения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011, № 20. С. 323-331.

5. Ждан А. Н. Теория и практика в психологическом наследии П. Я. Гальперина // Национальный психологический журнал. 2017, №3(27). С. 33-38.

6. К 90-летию Нины Федоровны Талызиной // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013, № 4. С. 140-148.

7. Костромина С.Н., Гнедых Д. С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015, № 2, том 5. С. 5-14.

8. Нечаев Н.Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012, № 4. С. 23-42.

9. Петронюк И. С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания // Мир науки, культуры, образования. 2013, № 2(39). С. 40-42.

10. Поваренков Ю.П., Слепко Ю. Н. Психология учебной деятельности: современное состояние и перспективы развития // Ярославский педагогический вестник. 2017, № 5. С. 212-216.

11. СечкинаИ.В. Синтез деятельностного и личностного подходов в организации самостоятельной работы студентов по математике // Вестник Омского университета. 2006, № 1. С. 132-134.

12. Степанова М. А. Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2014, № 3. С. 99-104.

13. Суворова Г.А., Нестерова А. Ю. Актуальные вопросы психологического анализа учебных задач на формирование понятий у школьников // Преподаватель XXI век. 2010, № 3. С. 337-343.

14. Талызина Н. Ф. Деятельностная теория учения / Н. Ф. Талызина. М.: Издательство Московского университета, 2018. 440 с.

15. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. 7-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 288 с.

16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы) / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. 276 с.

17. Талызина Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе: учебное пособие для вузов / Н.Ф.Талызина, И.А. Володарская, Г. А. Буткин. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 87 с.

Сведения об авторе

Новикова Галина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова. ORCID ID: 0009-00032639-4466. E-mail: novikg@rambler.ru

©Г.В.Новикова,2023 | («ОЕШ^Я

Activity Theory of Learning by N. F. Talyzina in Training a Modern Teacher

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G.V. Novikova

The research describes the activity theory by N. F. Talyzina from the point of view of the most effective training of a modern teacher to professional activity. The urgent task of building a nationally oriented education system in Russia will be solved based on the experience and traditions of Russian pedagogy. The theory of the step-

by-step formation of mental actions and concepts, created by P. Ya. Galperin and the development of this theory in the works of N. F. Talyzina give future teachers theoretical knowledge in the field of pedagogical psychology and ensure their readiness to teach schoolchildren and students because this direction of the domestic activity approach is most fully developed in the practical aspect. This research describes the advantages of studying the activity theory of teaching by teachers as compared with traditional courses in pedagogical psychology. Activity theory of N. F. Talyzina gives future teachers the knowledge and guidelines necessary for designing the training session, such as the form, generality, deployment, and mastery of educational action; general and special cognitive actions; characteristics of the main stages of the process of learning mental actions and concepts; formation of methods of cognitive activity of students.

Keywords: activity theory of N. F. Talyzina's; managing conception acquisition; general and special cognitive actions; training a modern teacher.

References

1. Bolotov V. A., Levickij M. L., Remorenko I. M., Serikov V. V. Pedagogiches-koe obrazovanie v kontekste vyzovov i problem XXI veka: aktual'nost' transformacii [Pedagogical education in the context of the challenges and problems of the XXI century: the relevance of transformation] Pedagogiches-koe obrazovanie v sovremennoj Rossii: strategicheskie orientiry razvitija: monografija. [Pedagogical Education in Modern Russia: Strategic Guidelines for Development: Monograph] Juzhnyj federal'nyj universitet: nauchnyj redaktor Ju.P. Zinchenko. Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel'stvo Juzhnogo federal'nogo universiteta, 2020. 612 p. Pp. 21-36.

2. Gabaj T. V. Nauchnye idei P.Ja. Gal'perina i ih razvitie v sovremennoj dejatel'nostnoj teorii uchenija [Scientific Ideas of P. Y. Galperin and their Development in the Modern Activity Theory of Teaching]. Kul'turno-istoricheska-ja psihologija [Cultural-historical psychology]. 2012. Tom 8. № 4. Pp. 28-37.

3. Glotova G.A. Dejatel'nostnaja teorija uchenija kak osnova formirovanija issledovatel'skih kompetencij [Activity theory of learning as a basis of formation of research competences]. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and prospects of development of education in Russia]. 2011, № 11. Pp. 258-268.

4. Glotova G. A. Formirovanie issledovatel'skih kompetencij na osnove dejatel'nostnoj teorii uchenija [Formation of research competences on the basis of activity theory of teaching]. Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application]. 2011, № 20. Pp. 323-331.

T.B. HoeuKoea

5. Zhdan A. N. Teorija i praktika v psihologicheskom nasledii P. Ja. Gal'perina [Theory and Practice in the Psychological Heritage of P.Y. Galperin]. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National psychological journal]. 2017, № 3(27). Pp. 33-38.

6. K 90-letiju Niny Fedorovny Talyzinoj [To the 90th anniversary of Nina Talyzina]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija [Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology]. 2013, № 4. Pp. 140-148.

7. Kostromina S. N., Gnedyh D. S. Informacija i znanie: podhody k ponimaniju processov usvoenija informacii i formirovaniju znanij v obuchenii [Information and knowledge: approaches to understanding learning processes and knowledge formation in learning]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Bulletin of A. S. Pushkin Leningrad State University]. 2015, № 2, tom 5. Pp. 5-14.

8. NechaevN.N. Rol' teorii pojetapnogo formirovanija v razvitii metodologii dejatel'nostnogo podhoda [The role of the theory of step-by-step formation in the development of methodology of activity approach]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija [Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology]. 2012, № 4. Pp. 23-42.

9. Petronjuk I. S. Psihologo-pedagogicheskie podhody k probleme uchebnogo poznanija [Psychological and pedagogical approaches to the problem of learning]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [Worldof science, culture, education]. 2013, № 2(39). Pp. 40-42.

10. Povarenkov Ju.P, Slepko Ju. N. Psihologija uchebnoj dejatel'nosti: sovremen-noe sostojanie i perspektivy razvitija [Psychology of educational activity: the current state and prospects of development]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2017, № 5. Pp. 212-216.

11. Sechkina I. V. Sintez dejatel'nostnogo i lichnostnogo podhodov v organizacii samostojatel'noj raboty studentov po matematike [Synthesis of activity and personal approaches in the organization of independent work of students in mathematics]. Vestnik Omskogo universiteta [Omsk University Bulletin]. 2006, № 1. Pp. 132-134.

12. Stepanova M. A. Dejatel'nostnaja teorija uchenija: sovremennoe sostojanie i perspektivy [Activity theory of the study: the current state and prospects]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education]. 2014, № 3. Pp. 99-104.

13. Suvorova G.A., Nesterova A.Ju. Aktual'nye voprosy psihologicheskogo analiza uchebnyh zadach na formirovanie ponjatij u shkol'nikov [Actual issues of psychological analysis of educational tasks for the formation of concepts in schoolchildren]. Prepodavatel' XXI vek [Teacher of the21stcentury]. 2010, № 3. Pp. 337-343.

14. Talyzina N.F. Dejatel'nostnaja teorija uchenija [Activity theory of learning]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2018. 440 p.

15. Talyzina N.F. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology]. Moscow: Izdatel'skij centr "Akademija", 2009. 288 p.

16. Talyzina N.F. Upravlenie processom usvoenija znanij (Psihologicheskie osnovy) [Knowledge Management (Psychological Fundamentals)]. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1975. 276 p.

17. Talyzina N. F. Usvoenie nauchnyh ponjatij v shkole: uchebnoe posobie dlja vuzov [Learning scientific concepts at school]. Ed. N.F. Talyzina, I.A. Volo-darskaja, G.A. Butkin. Moscow: Izdatel'stvo Jurajt, 2021. 87 p.

About the Author

Novikova G.V. — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of History and Philosophy of Education, Faculty of Educational Studies, Lomonosov Moscow State University. ORCID ID: 0009-0003-26394466. E-mail: novikg@rambler.ru ©G.V.Novikova,2023 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.