Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
590
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗ / ПРОГРАММЫ ВОЗ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТАБАКОКУРЕНИЕ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева О.В., Нагибин О.А., Чвырева Н.В.

Роль Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) значительно возросла в последние годы, что связано не только с возросшей инициативой стран-участниц в области усовершенствования медицинских услуг, но и с появлением новых вирусных инфекций, обнаживших существующие проблемы в сфере эпидемиологической защиты населения. Выполняя глобальную функцию, ВОЗ решает не только медицинские вопросы, но и неизбежно сталкивается с затруднениями политического характера, которые могут препятствовать реализации принятых планов и программ. Авторы статьи освещают тему наиболее актуальной работы ВОЗ на современном этапе. Целью настоящей работы стал анализ основных направлений в деятельности ВОЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE WORLD HEALTH ORGANIZATION AT THE PRESENT STAGE

The role of the World Health Organization (WHO) has increased significantly in recent years, which is associated not only with the increased initiative of the participating countries in the field of improving medical services, but also with the emergence of new viral infections that have exposed existing problems in the field of epidemiological protection of the population. During the fulfillment of a global function, WHO solves not only medical issues, but also inevitably faces political difficulties that may hinder the implementation of adopted plans and programs. The authors of the article cover the topic of the most relevant work of the WHO at the present stage. The purpose of this work is to analyze the main directions of the activities of the WHO.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ГО

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

© Медведева О.В., Нагибин О.А., Чвырева Н.В., 2023

УДК 614.2 (100): 338.2 DOI: 10.56685/18120555_2023_76_1_44

^^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ = НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ольга Васильевна Медведева, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО, ФГБО ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России [390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9]; ORCID: 0000-0002-3637-9062; SPIN-код: 8808-5837

Олег Александрович Нагибин, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО, ФГБО ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России; ORCIDID: 0000-0003-3154-6754; SPIN-код: 2124-7580 Наталья Владимировна Чвырева, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО, ФГБО ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России; ORCID: 0000-0003-1138-3900; SPIN-код: 1397-4347

Реферат. Роль Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) значительно возросла в последние годы, что связано не только с возросшей инициативой стран-участниц в области усовершенствования медицинских услуг, но и с появлением новых вирусных инфекций, обнаживших существующие проблемы в сфере эпидемиологической защиты населения. Выполняя глобальную функцию, ВОЗ решает не только медицинские вопросы, но и неизбежно сталкивается с затруднениями политического характера, которые могут препятствовать реализации принятых планов и программ. Авторы статьи освещают тему наиболее актуальной работы ВОЗ на современном этапе. Целью настоящей работы стал анализ основных направлений в деятельности ВОЗ.

Ключевые слова: ВОЗ, программы ВОЗ, финансирование, табакокурение, COVID-19.

= ACTIVITIES OF THE WORLD HEALTH ORGANIZATION AT THE PRESENT STAGE

Olga V. Medvedeva, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Public Health and Health Care with the course of the organization of health care, FAPE, FSBEI HE Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov of the Ministry of Health of the Russian Federation [390026 Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9]. ORCID: 0000-0002-3637-9062; SPIN-code: 8808-5837

Oleg A. Nagibin, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care with the course of the organization of health care, FAPE, FSBEI HE Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov of the Ministry of Health of the Russian Federation. ORCID ID: 0000-0003-3154-6754, SPIN code: 2124-7580 Natalia V. Chvyreva, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care with the course of the organization of health care, FAPE, FSBEI HE Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov of the Ministry of Health of the Russian Federation. ORCHID: 0000-0003-1138-3900; SPIN code: 1397-4347

Abstract. The role of the World Health Organization (WHO) has increased significantly in recent years, which is associated not only with the increased initiative of the participating countries in the field of improving medical services, but also with the emergence of new viral infections that have exposed existing problems in the field of epidemiological protection of the population. During the fulfillment of a global function, WHO solves not only medical issues, but also inevitably faces political difficulties that may hinder the implementation of adopted plans and programs. The authors of the article cover the topic of the most relevant work of the WHO at the present stage. The purpose of this work is to analyze the main directions of the activities of the WHO.

Key words: WHO, WHO programs, funding, tobacco smoking, COVID-19.

С середины XIX в. резко усилились процессы демографического роста, урбанизации, миграции, включая переселение из неблагоприятных в эпидемиологическом отношении стран, что создавало угрозы распространения болезней на глобальном уровне и требовало координации усилий многих государств по улучшению общественного здоровья.

В то же время начали появляться инициативы по обсуждению вопросов здравоохранения на международном уровне. Первая международная санитарная конференция была проведена в 1851 г. в Париже, и там же было решено создать первую нерелигиозную международную организацию в сфере здравоохранения - Международное бюро общественной гигиены.

В дальнейшем, с усложнением медицинских знаний и развитием контактов в медицинских отраслях создавались новые организации, которые стали прообразом Всемирной организации здравоохранения [9].

Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) -это специальное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), включающее 194 страны, основная функция которого заключается в решении проблем здравоохранения на всем земном шаре. Решение о создании ВОЗ было принято в июне 1946 г. на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке [13].

Всемирная организация здравоохранения начала свою деятельность 7 апреля 1948 г., когда 26 стран ратифицировали Устав ВОЗ и представили ратификационные документы в секретариат ООН. Сегодня, как было уже сказано, 194 страны являются членами ВОЗ. Хотя основная цель организации состоит в максимальном увеличении уровня здоровья во всех странах мира, тем не менее ВОЗ занимается и социальными проблемами [8, 13].

В настоящее время ВОЗ активно взаимодействует с национальными системами здравоохранения всех стран и во многом определяет их политику, способствуя улучшению качества медицинского обслуживания и унификации в сфере оказания услуг в сфере здравоохранения.

Целью настоящей работы стало изучение структуры, характера деятельности и роли ВОЗ в современном мире.

Материал и методы. Чтобы достичь указанной выше цели, авторы выполнили литературный поиск в базе данных Ооод!е БсИо!аг на предмет публикаций, имеющих отношение к теме данной статьи. При поиске использовались ключевые фразы: ВОЗ, деятельность ВОЗ, финансирование ВОЗ, история возникновения ВОЗ, программы ВОЗ. Всего было отобрано 19 статей, а также получена дополнительная информация с сайта ВОЗ. Дублирующие статьи и малоинформативные источники не использованы.

Структура ВОЗ

Структура ВОЗ носит централизованный характер и построена по иерархическому принципу. В настоящее время ВОЗ активно сотрудничает с ООН, МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ИФАД, ЮНИДО [8].

Все государства - члены ВОЗ сгруппированы в регионы, и каждый из них имеет свое региональное бюро:

• региональное бюро для стран Африки;

• региональное бюро для стран Америки;

• региональное бюро для Юго-Восточной Азии;

• Европейское региональное бюро;

• региональное бюро для стран Восточного Средиземноморья;

• региональное бюро для стран западной части Тихого океана [3].

Помимо региональных бюро, функционируют 149 бюро по странам и штаб-квартира организации

в Женеве (Швейцария). Во всех этих бюро работает более 7000 человек из 149 стран. Помимо медицинских специалистов, ученых, эпидемиологов, в организации работают администраторы и эксперты в области здравоохранения, статистики, экономики, в области оказании помощи в чрезвычайных ситуациях [3].

Кроме того, Генеральный директор ВОЗ может назначать так называемых послов доброй воли на двухлетний срок. Их задача - привлечение внимания к приоритетам организации или каким-то определенным проблемам здравоохранения, значительно влияющим на здоровье и благополучие людей. Обычно послами доброй воли становятся видные деятели в области искусства, спорта, литературы и т.д., которые своим авторитетом, популярностью привлекают внимание к той или иной проблеме [3].

Деятельность ВОЗ главным образом фокусируется на нормотворческой активности, что выражается в создании ряда документов, имеющих различную юридическую силу в зависимости от того, носят ли они статус рекомендаций или являются обязательными к исполнению. В связи с этим различают два направления: непосредственное правотворчество и вспомогательную функцию в создании новых правовых документов. Свои постановления ВОЗ выпускает в виде регламентов, соглашений, конвенций и прочих международных документов.

В соответствии с уставом ВОЗ, принятым 17 июля 1948 г., принятие правовых документов (конвенций, соглашений) осуществляется минимум 2/3 голосов стран-участниц с последующей ратификацией, после чего документы вступают в силу. Если одна из стран в течение определенного времени не заявила об отказе от соглашения, то оно принимается по умолчанию. Значительная часть документов, разрабатываемых ВОЗ, носит рекомендательный характер, что позволяет учитывать недостаточные возможности бедных стран по их реализации [8].

Основное содержание деятельности ВОЗ

В настоящее время с ВОЗ сотрудничают более 800 учреждений в разных странах мира. В основном это НИИ, отделения университетов и академических организаций. Сотрудничество осуществляется преимущественно в таких областях, как инфекционные болезни, хронические заболевания,технологии в области здравоохранения, сестринское дело, гигиена и т.д. [3].

Задачи ВОЗ в основном заключаются в следующем:

• оказание услуг в сфере охраны здоровья на международном уровне;

• помощь отдельным государствам;

• стимулирование исследований в области медицины;

• разработка стандартов в области здравоохранения;

• сотрудничество с национальными правительствами в целях стандартизации в системе здравоохранения;

• распространение технологий, информации, разработанных единых стандартов [13].

Программы, предлагаемые ВОЗ, в основном рассчитаны на 5-7 лет. Не так давно была принята программа «Здоровье для всех в 21 веке», направленная на улучшение эпидемиологической обстановки, иммунопрофилактику, повышение доступности медицинской помощи, помощь голодающим, беженцам и др. [5, 13].

Претворение в жизнь программы «Здоровье для всех в 21 веке» требует от регионального бюро ВОЗ выполнения пяти основных задач:

1. Соответствовать роли «здравоохранительной совести», т.е. способствовать реализации права человека на здоровье, в том числе среди бедных слоев населения.

2. Выполнять функцию информационного центра, быть посредником между штаб-квартирой ВОЗ и национальными системами здравоохранения.

3. Анализировать и продвигать политику достижения здоровья, реализуемую ВОЗ, поддерживать региональную политику достижения здоровья населения.

4. Обеспечивать средства и возможности для преобразования принятой стратегии в конкретные действия.

5. Выступая катализатором деятельности ВОЗ, региональное бюро выполняет функции, такие как сотрудничество с государствами - членами ВОЗ; руководство в области ликвидации болезней; согласование усилий через систему связей; координация деятельности по реагированию в чрезвычайных ситуациях [5].

Ассамблея ВОЗ в соответствии с уставом уполномочена принимать регламенты, относящиеся к следующим мероприятиям:

• карантин, борьба с инфекцией;

• установление номенклатуры болезней;

• разработка стандартов в области диагностики и лечения болезней.

После принятия регламента Ассамблеей он вступает в силу для всех стран, кроме тех, кто в оговоренный период (3-9 мес) заявил об отказе его принимать [8].

Финансирование ВОЗ

Финансирование ВОЗ осуществляется из двух основных источников: обязательные взносы странами-участницами и добровольные взносы, осуществляемые странами-участницами и партнерами. Обязательные взносы пропорциональны ВВП стран-участниц и покрывают 20% расходов организации. По объему добровольных взносов лидерами за 2021 г. являются: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (135 млн долларов); Швеция (35,79 млн долларов); Австралия (32,56 млн долларов). Кроме того, привлекаются средства стратегического и тематического взаимодействия, позволяющие проводить более гибкое целевое финансирова-

ние. Большую роль играют целевые добровольные взносы, составляющие 88% от всех добровольных взносов. Они направлены на реализацию конкретных программ или программ, выполняемых в определенных географических областях [7].

Главные направления деятельности ВОЗ

Значительный вклад внесла ВОЗ в борьбу с табакокурением, которое является существенным вызовом в борьбе за здоровье населения. Тем не менее данные ВОЗ говорят о том, что к 2030 г. число опосредованных курением смертей во всем мире возрастет с 6 до 8 млн человек и 80% из них придется на страны с низким и средним уровнем дохода [1]. По данным ВОЗ, курение является основным фактором риска заболеваний органов дыхания (бронхиты, эмфизема, рак легких и т.д.), системы кровообращения (инфаркт, инсульт), желудочно-кишечного тракта (пептические язвы желудка, рак пищевода, желудка и др.) [14].

Среди комплекса мер борьбы с табакокурением следует упомянуть Рамочную конвенцию по борьбе против табакокурения [20]. Целью данной Конвенции является защита настоящих и будущих поколений от разрушительных медицинских, социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем создания мер контроля, реализуемых на международном, региональном и национальном уровнях. За прошедшие уже почти два десятка лет программа продемонстрировала положительные результаты. Отмечаются значительные успехи в борьбе с курением табака. В 187 странах за период 1980-2012 гг. зафиксировано снижение числа курящих мужчин с 41,2 до 31,1%, а в российской выборке это значение упало с 59,8 до 39% [1].

Большое внимание ВОЗ уделяет сокращению потребления алкоголя во всем мире, в связи с чем был разработан ряд документов. Принятие Европейской хартии по алкоголю в 1995 г. и Декларации «Молодежь и алкоголь» в 2001 г. стало важным вкладом в снижение уровня алкоголизации в Европейском регионе, для которого характерно высокое потребление алкоголя. В 2008 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла важную резолюцию WHA61.4 «О стратегиях сокращения вредного употребления алкоголя», а сама стратегия была принята в мае 2010 г. и направлена на сокращение вредного потребления алкоголя. Стратегия в основном сосредоточена на решении пяти задач: глобальное информирование о проблемах, связанных с алкоголизмом; увеличение базы знаний о вредных факторах алкоголя; техническая поддержка стран - членов ВОЗ для профилактики потребления алкоголя среди населения; координация действий сторон и мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; мониторинг, оценка, формирование антиалкогольной политики [6].

Большое внимание ВОЗ уделяет улучшению существующих классификаций заболеваний. Так, в 1994 г.

ведущие члены комитетов ВОЗ вошли в Международную ассоциацию по изучению рака легких, что привело к созданию новой классификации, учитывающей гистологические характеристики опухолей, данные иммуногистохимии и электронной микроскопии. В частности, был выделен новый класс опухолей: карциномы с плеоморфными, саркоматоидны-ми или саркоматозными элементами [10]. Заметную роль сыграло также выпущенное ВОЗ дополнение к Международной классификации болезней ( МКБ-10) -International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps (ICIDH), или Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. Этот документ оказался полезным для государственного регулирования проблем, связанных со здоровьем [2].

Периодически ВОЗ выпускает новые клинические рекомендации, оптимизирующие прежние схемы лечения, так, в 2018 г. разработаны новые рекомендации в отношении онкологической боли. Предварительно, в течение нескольких лет проводился систематический анализ баз данных, связанных с обезболиванием в онкологии, и определялся уровень доказательности согласно методу GRADE (Grading of Recommendations Assessment, Development and Evaluation - Классификация оценки, разработки и определения весомости рекомендаций). Новые рекомендации направлены на эффективное лечение боли, внедрение новых правил оборота опиоидов и повышение безопасности лечения [11].

В мае 2002 г. после интенсивного обсуждения была принята «Всемирная программа действий по эпиднадзору и борьбе с гриппом», включающая мониторинг, вакцинацию, изучение ущерба, наносимого гриппом, и подготовку к будущей пандемии [16].

Кроме вопросов, связанных со здоровьем, в сферу внимания ВОЗ входят социальные проблемы, например эйджизм (дискриминация по возрасту) - как неблагоприятный фактор в условиях старения населения, поднятия пенсионного возраста и продления трудовой активности [12].

Деятельность ВОЗ во время пандемии COVID-19

В конце 2019 г. в Ухане (Китай) начали распространяться необычные случаи пневмонии, которые затем стали диагностироваться в других частях Азии, Европы, Северной Америки. Немного позже стало ясно, что вспышка вызвана новым корона-вирусом. Симптомы, которые он вызывал, напоминали таковые при тяжелом остром респираторном синдроме, вызванном SARS-CoV в 2003 г. Оба вируса имеют 70% идентичность в аминокислотных последовательностях и для проникновения в клетки используют один и тот же рецептор ACE2. В феврале 2019 г. ВОЗ назвала рассматриваемую патологию коронавирусной болезнью 2019 г. (COVID-19). Стремительно растущая глобализация способствовала быстрому распространению заболевания, де-

монстрируя сильную эпидемиологическую взаимозависимость разных государств [18].

ВОЗ и ООН являются ведущими международными организациями, решающими проблемы здравоохранения. ВОЗ несет основную ответственность за соблюдение глобального режима предупреждения распространения инфекции между странами и руководит разработкой международных медико-санитарных правил, которые призваны локализовать инфекционный агент, предотвратить его распространение и обеспечить адекватный ответ на новый вызов. Деятельность ВОЗ реализуется на пересечении политики и медицины, поскольку ее работа была бы крайне затруднительной, если бы не подкреплялась политическими инструментами. Можно выделить несколько положительных ролей ВОЗ в борьбе с инфекцией, вызванной SARS-CoV-2:

• исследование специалистами ВОЗ воздействия инфекции на организм человека;

• разработка рекомендаций по лечению и иммунизации (консультации по исследованию вакцин против COVID-19 и др.);

• мониторинг эпидемиологической обстановки;

• создание программы COVAX, направленной на устранение неравенства в доступе к вакцинам среди стран с разным уровнем дохода [17].

Несмотря на огромную работу, проведенную ВОЗ в ходе пандемии COVID-19, были отмечены значительные недочеты и промахи в работе организации. Первым недочетом была недооценка риска при появлении COVID-19, и, несмотря на доказательства передачи вируса от человека к человеку, чрезвычайная ситуация была объявлена только через месяц после предупреждения о новом вирусе. Кроме того, ВОЗ долго игнорировала качество информации, поступающей из Китая, и имеющей отношение к эпидемиологической обстановке. Хотя Китай неоднократно отказывался от помощи внешних экспертов, руководству ВОЗ следовало более решительно взаимодействовать с китайским правительством и системой здравоохранения в целях более эффективного предотвращения дальнейшего распространения эпидемии на территории других стран и регионов.

Среди причин отсутствия оперативного скоординированного ответа на COVID-19 можно выделить: плохую подготовку международного сообщества к глобальной пандемии; рост популизма, национализма, авторитаризма среди лидеров многих стран, которые использовали сложившуюся ситуацию в личных интересах; дефицит лидеров, способных расставить правильные приоритеты в борьбе с пандемией [15].

Следует отметить инициативу COVAX (COVID-19 Vaccines Global Access), возглавляемую Альянсом по вакцинам, Коалицией CEPI (Coalition for Epidemic Preparedness Innovations) и ВОЗ, которая была создана для ускорения разработки, производства и справедливого распространения вновь разработанных вакцин. Целью данной программы была достав-

ка 2 млрд доз вакцин и более во все страны - участницы ВОЗ. В организации СОУАХ заложены следующие преимущества:

1) программа объединяет ресурсы и риски разработки вакцины между странами-участницами - страны платят в центральный фонд, из которого финансируется разработка вакцин-кандидатов, при этом каждая страна платит за определенное количество доз, соответствующих 20% ее населения;

2) отдельные страны не будут привержены конкретной вакцине-кандидату - вакцины необязательно поступают в страну, где они производятся, а распространяются среди стран-участниц по мере роста производства;

3) СОУАХ не только поставляет вакцины, но и помогает в проведении вакцинации, что важно для стран с неразвитой инфраструктурой здравоохранения;

4) с помощью механизма СОУАХ страны выполняют свои обязательства по укреплению здоровья собственных граждан и, кроме того, распространяют вакцины в странах с низким уровнем национального дохода [19].

Следует также отметить полезную работу ВОЗ, проведенную в отношении условий труда медицинских работников во время пандемии СОУЮ-19. Сотрудничая с МОТ, ВОЗ занималась оценками профессионального риска для медработников и разработкой мер защиты и профилактики [4].

Всемирная организация здравоохранения в настоящее время играет чрезвычайно важную роль в централизованном управлении национальными системами здравоохранения, что дает много преимуществ. Это возможность быстрой локализации эпидемиологического процесса; проведение всеобщей иммунизации; сбор массовых статистических данных, позволяющих сделать надежные выводы о факторах заболеваемости; проведение унификации в области оказания медицинских услуг; улучшение существующих систем классификации болезней на основании новых данных; усовершенствование социальной структуры общества и т.д. Сосредоточение информации в едином центре позволяет объективно оценивать процессы, распространяющиеся на множество регионов и государств.

Взаимодействие с президентами, правительствами, министерствами здравоохранения дает возможность оказывать консультативную и медицинскую помощь разным странам, включая страны третьего мира с неразвитой медицинской инфраструктурой и низким уровнем национального дохода. Тем не менее работа ВОЗ имеет некоторые существенные недостатки, включая административную инертность, нерешительность в организации экстренных мер, слабые контакты с правительствами ряда государств. Увеличение полномочий ВОЗ, вероятно, позволит решить большинство из этих проблем.

Выводы:

1. Всемирная организация здравоохранения является основным координатором глобальных инициатив, направленных на улучшение общественного здоровья.

2. Реализации программ, принятых ВОЗ, демонстрирует их высокую эффективность, приводит к повышению уровня здоровья в целевых группах.

3. Увеличение полномочий ВОЗ позволит устранить недостатки, связанные с запаздыванием экстренных мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

Данные, приведенные в статье, могут быть использованы в сфере организации здравоохранения, которая во многом базируется на рекомендациях, данных ВОЗ. Период пандемии COVID-19 показал необходимость четких согласованных действий для локализации инфекции как на уровне страны, так и между странами.

Литература

1. Акимов, А.М. Динамика распространенности и интенсивности табакокурения за пять и пятнадцать лет мониторинга популяции среди мужчин средних возрастных групп / А.М. Акимов // Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний. - 2021. - № 9 (31). - С. 23-29.

2. Аухадеев, Э.И. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, рекомендованная ВОЗ, - новый этап в развитии реабилитологии / Э.И. Аухадеев // Казанский медицинский журнал. - 2007. - Т. 88, № 1. - С. 5-9.

3. Всемирная организация здравоохранения. - URL: https:// www.who.int/ru (дата обращения: 22.07.2022).

4. Денисов, Э.И. Пандемия COVID-19: проблемы медицины труда работников здравоохранения / Э.И. Денисов, Л.В. Прокопенко, В.Ф. Пфаф // Медицина труда и промышленная экология. - 2021. - Т. 61, № 1. - С. 49-61. -URL: https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-1-49-61

5. Здоровье 21 - Здоровье для всех в 21-м столетии. Европейская серия по достижению здоровья для всех. -№ 5 - Копенгаген: ВОЗ, Европейское региональное бюро, 2021. - 44 с.

6. Кайгородова, Т.В. Подходы Всемирной организации здравоохранения по борьбе со злоупотреблением алкоголем / Т. В. Кайгородова, А.А. Куликов // Социальные аспекты здоровья населения. - 2010. - № 2 (14). - С. 1-11.

7. Как финансируется ВОЗ. - URL: https://www.who.int/ru/ about/funding (дата обращения: 22.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Каркищенко, Е.И. Нормотворческая деятельность Всемирной организации здравоохранения / Е.И. Карки-щенко // Московский журнал международного права. -2004. - № 1. - С. 76-84.

9. Кузякин, А.Г. История Всемирной организации здравоохранения / А.Г. Кузякин, С.Н. Погодин // Россия в глобальном мире. - 2021. - № 19 (42). - С. 114-122.

10. Новая классификация легочных опухолей Всемирной организации здравоохранения / Е. Брамбийя, В.Д. Тра-вис, Т.В. Колби [и др.] // Пульмонология. - 2004. -№ 6 (1).- С. 1-21.

11. Новые клинические рекомендации Всемирной организации здравоохранения по терапии онкологической боли у взрослых и подростков / А.Д. Каприн, Г.Р. Абузарова, Д.В. Невзорова [и др.] // Исследования и практика в медицине. - 2021. - Т. 8, № 2. - С. 90-108. - URL: https:// doi.org/10.17709/2410-1893-2021-8-2-9

12. Обоснование действий по минимизации геронтологи-ческого эйджизма согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения / Л.Г. Климацкая, А.И. Шпаков, О.И. Зайцева, Т.В. Фуряева // Siberian journal of life sciences and agriculture. - 2020. - Vol. 12, № 3. - Р. 94-106.

13. Пушкарева, М.С. Цели и задачи Всемирной организации здравоохранения: общие и конкретные / М.С. Пушкарева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. -2018. - Т. 8, № 12. - С. 635.

14. Распространенность табакокурения у медицинских и педагогических работников / Д.В. Мелик-Гусейнов, Л.А. Ходырева, Н.А. Костенко [и др.] // Медицина труда и промышленная экология. - 2019. - № 59 (3). - С. 178-182.

15. Рюленс, М. COVID-19: испытания и потрясения для глобального управления в сфере здравоохранения / М. Рюленс, Я. Ваутерс // Вестник международных организаций. - 2021. - Т. 16, № 2. - С. 70-98.

16. Слепушкин, А.Н. Всемирная программа действий ВОЗ по эпиднадзору и борьбе с гриппом / А.Н. Слепушкин // Вакцинопрофилактика гриппа и ОРЗ. - 2002. -№ 4 (22). - С. 2-3.

17. Сорокина, А.А. Усилия Всемирной организации здравоохранения по противодействию пандемии COVID-19 / А.А. Сорокина // Вопросы студенческой науки. - 2022. -№ 1 (65). - С. 310-313.

18. A review of pathophysiology and neuropsychiatric manifestations of COVID-19 / M. Jasti, K. Nalleballe, V. Dandu [et al.] // J. Neurol. - 2021. - Vol. 268, № 6. - P. 20072012. - DOI: 10.1007/s00415-020-09950-w

19. Luna, F. Brief commubication International cooperation in a non-ideal world: the example of COVAX / F. Luna, F. Holzer // Cad. Iberoam. Direito. Sanit. - 2021. - Vol. 10, № 3. -P. 199-210. - DOI: 10.17566/ciads.v10i3.789

20. WHO framework convention on tobacco control / World health organization 2003. - updated reprint 2004, 2005. -Geneva (Switzerland), 2005. - 44 p.

References

1. Akimov, A.M. Dinamika rasprostranennosti i intensivnosti tabakokureniya za pyat' i pyatnadcat' let monitoringa populyacii sredi muzhchin srednih vozrastnyh grupp / A.M. Akimov // Mezhdunarodnyi zhurnal serdca i sosudistyh zabolevanii. - 2021. - № 9 (31). - S. 23-29.

2. Auhadeev, E.I. Mezhdunarodnaya klassifikaciya funkcio-nirovaniya, ogranichenii zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya, rekomendovannaya VOZ, - novyi etap v razvitii reabilitologii / E.I. Auhadeev // Kazanskii medicinskii zhurnal. - 2007. -T. 88, № 1. - S. 5-9.

3. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. - URL: https:// www.who.int/ru (data obrascheniya: 22.07.2022).

4. Denisov, E.I. Pandemiya COVID-19: problemy mediciny truda rabotnikov zdravoohraneniya / E.I. Denisov, L.V. Pro-kopenko, V.F. Pfaf // Medicina truda i promyshlennaya ekologiya. - 2021. - T. 61, № 1. - S. 49-61. - URL: https:// doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-1-49-61

5. Zdorov'e 21 - Zdorov'e dlya vseh v 21-m stoletii. Evro-peiskaya seriya po dostizheniyu zdorov'ya dlya vseh. -№ 5. - Kopengagen: VOZ, Evropeiskoe regional'noe byuro, 2021. - 44 s.

6. Kaigorodova, T.V. Podhody Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya po bor'be so zloupotrebleniem alkogolem / T.V. Kaigorodova, A.A. Kulikov // Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. - 2010. - № 2 (14). - S. 1-11.

7. Kak finansiruetsya VOZ. - URL: https://www.who.int/ru/ about/funding (data obrascheniya: 22.07.2022).

8. Karkischenko, E.I. Normotvorcheskaya deyatel'nost' Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya / E.I. Karkischenko // Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava. - 2004. -№ 1. - S. 76-84.

9. Kuzyakin, A.G. Istoriya Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya / A.G. Kuzyakin, S.N. Pogodin // Rossiya v global'nom mire. - 2021. - № 19 (42). - S. 114-122.

10. Novaya klassifikaciya legochnyh opuholei Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya / E. Brambiiya, V.D. Travis, T.V. Kolbi [i dr.] // Pul'monologiya. - 2004. - № 6 (1).-S. 1-21.

11. Novye klinicheskie rekomendacii Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya po terapii onkologicheskoi boli u vzroslyh i podrostkov / A.D. Kaprin, G.R. Abuzarova, D.V. Nevzorova [i dr.] // Issledovaniya i praktika v medicine. - 2021. - T. 8, № 2. - S. 90-108. - URL: https://doi.org/10.17709/2410-1893-2021-8-2-9

12. Obosnovanie deistvii po minimizacii gerontologicheskogo eidzhizma soglasno rekomendaciyam Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya / L.G. Klimackaya, A.I. Shpakov, O.I. Zaiceva, T.V. Furyaeva // Siberian journal of life sciences and agriculture. - 2020. - Vol. 12, № 3. - R. 94-106.

13. Pushkareva, M.S. Celi i zadachi Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya: obschie i konkretnye / M.S. Pushkareva // Byulleten' medicinskih Internet-konferencii. - 2018. - T. 8, № 12. - S. 635.

14. Rasprostranennost' tabakokureniya u medicinskih i peda-gogicheskih rabotnikov / D.V. Melik-Guseinov, L.A. Hodyre-va, N.A. Kostenko [i dr.] // Medicina truda i promyshlennaya ekologiya. - 2019. - № 59 (3). - S. 178-182.

15. Ryulens, M. COVID-19: ispytaniya i potryaseniya dlya global'nogo upravleniya v sfere zdravoohraneniya / M. Ryulens, Ya. Vauters // Vestnik mezhdunarodnyh organizacii. - 2021. - T. 16, № 2. - S. 70-98.

16. Slepushkin, A.N. Vsemirnaya programma deistvii VOZ po epidnadzoru i bor'be s grippom / A.N. Slepushkin // Vak-cinoprofilaktika grippa i ORZ. - 2002. - № 4 (22). - S. 2-3.

17. Sorokina, A.A. Usiliya Vsemirnoi organizacii zdravoohraneniya po protivodeistviyu pandemii COVID-19 / A.A. Sorokina // Voprosy studencheskoi nauki. - 2022. -№ 1 (65). - S. 310-313.

18. A review of pathophysiology and neuropsychiatric manifestations of COVID-19 / M. Jasti, K. Nalleballe, V. Dandu [et al.] // J. Neurol. - 2021. - Vol. 268, № 6. - P. 20072012. - DOI: 10.1007/s00415-020-09950-w

19. Luna, F. Brief commubication International cooperation in a non-ideal world: the example of COVAX / F. Luna, F. Holzer // Cad. Iberoam. Direito. Sanit. - 2021. - Vol. 10, № 3. -P. 199-210. - DOI: 10.17566/ciads.v10i3.789

20. WHO framework convention on tobacco control / World health organization 2003. - updated reprint 2004, 2005. -Geneva (Switzerland), 2005. - 44 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.