Научная статья на тему 'ОТВЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА"'

ОТВЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ван Дань

Положения Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проанализированы через призму обязательств стран по информированию об эпидемии, добросовестному применению превентивных и контрольных мер, обеспечения ВОЗ достаточными ресурсами, а также использования в полной мере роли ВОЗ в защите общественной безопасности. Выявлена роль Китая как информатора для других стран в целях предотвращения вспышки инфекции COVID-19 и борьбы с ней. Помимо анализа самого учредительного акта ВОЗ рассмотрены правовые механизмы отчетности, профилактики и контроля распространения инфекционных заболеваний. Выявлены механизмы пересмотра и совершенствования соответствующих внутренних законов Китая с целью выполнения им своих международных обязательств, вытекающих из Устава ВОЗ и других международных договоров. Вывод: для реализации целей учредительного акта ВОЗ необходимо укреплять сотрудничество и взаимное доверие между государствами, проводить глобальные и региональные встречи на высоком уровне по вопросам безопасности общественного здравоохранения, способствовать созданию механизмов сотрудничества для реагирования на чрезвычайные ситуации и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSES OF INTERNATIONAL LAW TO “INTERNATIONAL PUBLIC HEALTH EMERGENCIES”

The article analyses the provisions fixed in the Charter of the World Health Organization (WHO) concerning obligations of states to provide information about the epidemic, the conscientious application of preventive and control measures, provisioning the WHO with sufficient resources and the full use of its (WHO) role in protecting public safety. The article reveals China's role as a reporter of other countries about prevention and combat of the COVID-19 outbreak. In addition to the analysis of the WHO founding act itself, the article is based also on a multi-level analysis of legal mechanisms for reporting, prevention and control of the epidemic outbreak. Thus, the work identifies mechanisms for reviewing and improving the relevant internal laws of the People's Republic of China in order to fulfil its international obligations arising from the WHO Charter and other international treaties. The author concludes that in order to achieve aims of the WHO founding act, it is necessary to strengthen cooperation and mutual trust between states, hold global and regional high-level meetings on public health security at the appropriate time, promote the creation of mechanisms for global and regional cooperation to respond to emergencies, etc.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА"»

УДК 341:616-036.21 DOI: 10.12737Zjfld.2022.007

Ответы международного права на «чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения международного масштаба»*

Ван Дань

Пудунская академия подготовки руководящих кадров Китая, Шанхай, Китайская Народная Республика

Аннотация. Положения Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проанализированы через призму обязательств стран по информированию об эпидемии, добросовестному применению превентивных и контрольных мер, обеспечения ВОЗ достаточными ресурсами, а также использования в полной мере роли ВОЗ в защите общественной безопасности. Выявлена роль Китая как информатора для других стран в целях предотвращения вспышки инфекции COVID-19 и борьбы с ней.

Помимо анализа самого учредительного акта ВОЗ рассмотрены правовые механизмы отчетности, профилактики и контроля распространения инфекционных заболеваний. Выявлены механизмы пересмотра и совершенствования соответствующих внутренних законов Китая с целью выполнения им своих международных обязательств, вытекающих из Устава ВОЗ и других международных договоров.

Вывод: для реализации целей учредительного акта ВОЗ необходимо укреплять сотрудничество и взаимное доверие между государствами, проводить глобальные и региональные встречи на высоком уровне по вопросам безопасности общественного здравоохранения, способствовать созданию механизмов сотрудничества для реагирования на чрезвычайные ситуации и т. д.

Ключевые слова: Всемирная организация здравоохранения, пандемия, COVID-19, международные обязательства, модернизация законодательства, устранение пробелов, международная безопасность, гуманитарное сотрудничество

Для цитирования. Ван Дань. Ответы международного права на «чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения международного масштаба» // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 1. С. 37—39. DOI: 10.Ш37/Ас1.2022.007

Responses of International Law to "International Public Health Emergencies"

Wang Dan

China Executive Leadership Academy Pudong, Shanghai, China

Abstract. The article analyses the provisions fixed in the Charter of the World Health Organization (WHO) concerning obligations of states to provide information about the epidemic, the conscientious application of preventive and control measures, provisioning the WHO with sufficient resources and the full use of its (WHO) role in protecting public safety. The article reveals China's role as a reporter of other countries about prevention and combat of the COVID-19 outbreak.

In addition to the analysis of the WHO founding act itself, the article is based also on a multi-level analysis of legal mechanisms for reporting, prevention and control of the epidemic outbreak. Thus, the work identifies mechanisms for reviewing and improving the relevant internal laws of the People's Republic of China in order to fulfil its international obligations arising from the WHO Charter and other international treaties.

The author concludes that in order to achieve aims of the WHO founding act, it is necessary to strengthen cooperation and mutual trust between states, hold global and regional high-level meetings on public health security at the appropriate time, promote the creation of mechanisms for global and regional cooperation to respond to emergencies, etc.

Keywords: World Health Organization, pandemic, COVID-19, international obligations, modernization of legislation, elimination of gaps, international security, humanitarian cooperation

For citation. Wang Dan. Responses of International Law to "International Public Health Emergencies". Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 1, pp. 37—39. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcL2022.007

30 января 2020 г. Генеральный директор Всемирной здравоохранения, имеющей международное значе-организации здравоохранения (далее — ВОЗ) объявил ние (далее — PHEIC), и выпустил рекомендации по вспышку новой коронавирусной инфекции 2019-нКоВ ответным мерам в соответствии с Международными чрезвычайной ситуацией в области общественного медико-санитарными правилами (далее — ММСП)1. __Вспышка коронавирусной инфекции COVID-19, ко-

*

Перевод с англйского языка М. Г Мехтиева, научного

сотрудника отдела научного обеспечения деятельности се- 1 Вспышка вируса 2019-нКоВ объявлена чрезвычай-

кретариата делегации Российской Федерации в Европейской ной ситуацией, имеющей международное значение. URL:

комиссии за демократию через право (Венецианской комис- https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/

сии) Института законодательства и сравнительного правове- coronavirus-covid-19/news/news/2020/01/2019-ncov-outbreak-

дения при Правительстве РФ. is-an-emergency-of-international-concern.

38

Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 1

торая длится уже почти два года, не только оказала серьезное влияние на мировую экономику и социальный порядок, но также привела к самому серьезному вызову для международной правовой системы общественного здравоохранения со времен Второй мировой войны.

В настоящее время организацией, которую признает международное сообщество и которая реагирует на PHEIC, является ВОЗ. Наиболее важной международной правовой основой и рамками для реагирования ВОЗ на PHEIC является Устав ВОЗ и Международные медико-санитарные правила. ВОЗ — специализированное межправительственное учреждение Организации Объединенных Наций в области международного здравоохранения, обеспечивающее незаменимую платформу для сотрудничества и руководящих принципов по обмену информацией, профилактике эпидемий и борьбе с ними, а также научных исследований и разработок в области международного здравоохранения. У нее нет полномочий по принятию решений или реализации конкретных инициатив в странах-членах, и ее успешное функционирование зависит от эффективного вклада и доброй воли сотрудничества государств-членов.

Вирусы не знают границ, эпидемии не знают рас, однако транснациональные проблемы требуют транснационального сотрудничества. Эпидемия предъявила новые и более высокие требования и ожидания к международному правовому сотрудничеству.

Строгое соблюдение международных договоров и добросовестное выполнение международных обязательств. Международные медико-санитарные правила были разработаны после эпидемии атипичной пневмонии и прошли проверку на прочность серьезными инфекционными заболеваниями, такими как лихорадка Эбола и MERS, обеспечив систему международных норм в области здравоохранения, которые могут соблюдаться и применяться всеми странами мира. Государства — члены ВОЗ должны строго соблюдать Устав ВОЗ и ММСП, своевременно и полностью выплачивать взносы, сообщать правдивую информацию об эпидемии, добросовестно применять превентивные и контрольные меры, обеспечивать наличие у ВОЗ достаточных ресурсов, а также в полной мере использовать ее важную роль в защите общественной безопасности.

В Китае после обнаружения первого случая с подозрением на пневмонию были немедленно организованы консультации, и после того как эксперты определили этот новый коронавирус посредством совместного научного анализа, руководство страны незамедлительно уведомило об этом ВОЗ и ее государ -ства-члены, выступив в роли информатора для других стран в целях предотвращения вспышки и борьбы с ней. ВОЗ высоко оценила этот шаг, заявив, что оперативная и профессиональная отчетность Китая, а также меры профилактики и контроля предостави-

ли другим странам почти два месяца для принятия необходимых противоэпидемических мер. В то же время решительные и строгие превентивные и контрольные меры руководства Китая позволили эффективно ограничить распространение эпидемии и восстановить нормальную экономическую и социальную жизнь, передав свой опыт, приобретенный в борьбе с пандемией, другим странам. В целях эффективного выполнения своих международных обязательств, предотвращения эпидемий и борьбы с ними Китай активно содействовал пересмотру и совершенствованию соответствующих внутренних законов, включая разработку поправок к Закону о профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними и Закону о биобезопасности.

Укрепление межправительственного сотрудничества и эффективное осуществление совместной международной профилактики и борьбы с PHEIC. PHEIC представляет собой общую угрозу для всего человечества, и ни одна страна не может справиться с ней в одиночку. Только международное сообщество может коллективно реагировать и совместно сформировать глобальную синергию ее предотвращения и контроля. В настоящее время ни на международном, ни на региональном уровнях не существует универсального механизма реагирования на кризисы для работы с PHEIC. Необходимо укреплять сотрудничество и взаимное доверие между правительствами, проводить глобальные и региональные встречи на высоком уровне по вопросам безопасности общественного здравоохранения в надлежащее время и способствовать созданию механизмов глобального и регионального сотрудничества для реагирования на PHEIC, включая улучшение долгосрочных мер, механизмы срочного финансирования для глобальной и региональной безопасности общественного здравоохранения, механизмы корпорации, такие как обнаружение угроз, предупреждение и совместное реагирование, формирование резервов и распределение ресурсов и т. д. Например, «Группа двадцати» может усилить обмен информацией по профилактике эпидемий и борьбе с ними, продвигать всеобъемлющие, систематические и эффективные меры по профилактике и контролю. Необходимо работать вместе, чтобы ускорить научные исследования и разработки в области лекарств, вакцин и тестирования; поддерживать безопасную и бесперебойную работу глобальной цепочки поставок.

Приверженность принципу справедливости и разумности и активное устранение «пробелов в иммунизации». Следует признать, что эффективность реагирования на PHEIC зависит от потенциала предотвращения и контроля стран с самым слабым потенциалом реагирования. Без целостного подхода к проблеме эпидемии страны, которым удастся преодолеть эпидемию, с большей вероятностью столкнутся с риском ее возобновления. По состоянию на 28 ноября 2021 г. в мире было введено около 7,8 млрд

доз вакцины, причем подавляющее большинство из них сконцентрировано в таких регионах, как Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион и Европа. Полностью вакцинировано менее 10% взрослого населения Африканского континента. По оценкам, в глобальном масштабе в стране с низким уровнем дохода вакцинацию прошли менее 3% населения.

В результате странам необходимо решать проблемы, связанные с потенциалом вакцины и ее распределением, чтобы повысить доступность вакцины в развивающихся странах. Китай уже предоставил более 1,1 млрд доз вакцин более чем в 100 стран мира, а также в Глобальный доступ к вакцинам про -тив COVID-19 (COVAX) и планирует предоставить в общей сложности 2 млрд доз вакцин в течение года. Страны могут использовать многосторонние и открытые для присоединения других государств механизмы коллективного и тесного сотрудничества в целях совершенствования международной цепочки поставок вакцин. Крупные страны-разработчики и производители вакцин должны взять на себя ответ-

ственность за поставку большего количества вакцин развивающимся странам, которые срочно в них нуждаются, и поддерживать проведение совместных исследований и передачу технологий производства другим странам, имеющим соответствующий потенциал. Международным финансовым учреждениям необходимо оказывать всеобъемлющую финансовую поддержку развивающимся странам для закупки вакцин. ВОЗ следует активизировать усилия в рамках Глобального доступа к вакцинам против СОУГО-19.

СОУГО-19 будет не последней инфекционной болезнью для человечества, и смертельные инфекционные заболевания — не единственная угроза международному миру и безопасности. Чем чаще возникают серьезные вызовы, тем больше необходимость в международном сотрудничестве. Нам следует работать вместе, чтобы поддерживать международный правопорядок, укреплять международное сотрудничество и постоянно содействовать построению глобального сообщества здоровья для всех.

Список литературы

Вспышка вируса 2019-нКоВ объявлена чрезвычайной ситуацией, имеющей международное значение. URL: https://www. euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/news/news/2020/01/2019-ncov-outbreak-is-an-emergency-of-international-concern.

References

2019-nCoV outbreak is an emergency of international concern. Available at: https://www.euro.who.int/en/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/news/news/2020/01/2019-ncov-outbreak-is-an-emergency-of-international-concern.

Информация об авторе

Ван Дань, доцент Пудунской академии подготовки руководящих кадров Китая

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.