Научная статья на тему 'Деятельность Восточного музея в Ялте'

Деятельность Восточного музея в Ялте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ КРЫМА / ВОСТОЧНЫЙ МУЗЕЙ В ЯЛТЕ / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В КРЫМУ В 1920-Х-1930-Х ГГ / КУЛЬТУРА КРЫМСКИХ ТАТАР / Я.М. ЯКУБ КЕМАЛЬ / CRIMEAN TATARS' CULTURE / YA.M. YAKUB KEMAL / HISTORIOGRAPHY OF CRIMEA / SOVIET CULTURAL POLICY IN 1920S-1930S IN CRIMEA / YALTA ORIENTAL MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Улькера Кязимов

The article deals with questions of functioning of museums of national culture on the example of Oriental museum in Yalta, and I focused on the activity of its chief Ya.M. Yakub Kemal. Specific feature of this period was the policy of indigenization which was carried out by USSR government. This policy had an impact on the formation of exhibition and conduction of museum researches. National museums activity and involvement of Crimean Tatars in its researches are particularly relevant in light of the restoration of rights of the Crimean Tatar people after returning from places of deportation. The subject of research is the functioning of the Oriental Museum in Yalta and the work of its prominent members in the 20-30s of the 20th c. The article is based on little-known documents from the archives of the Russian Federation. Studying this subject I used different methods such as historical and systematic, historical and typological, biographical, retrospective, etc. Foundation of this museum took place in 1921. Its first director was A. Khatipov. From the first days of the establishment of the museum a special place in his expositions held artifacts of Crimean Tatars. Significance of its ethnographic collection had been recognized by the leading scientists of USSR. In 1927, Ya.M Yakub Kemal became the director of Oriental museum. His efforts led to the replenished of museum`s funds, organization of several expeditions, formation of a contacts between other scientific institutions. However, the rise of the museum was short-lived. Ya.M. Yakub Kemal was dismissed from his post as director and repressed then.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мусаева Улькера Кязимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Yalta Oriental Museum

The article deals with questions of functioning of museums of national culture on the example of Oriental museum in Yalta, and I focused on the activity of its chief Ya.M. Yakub Kemal. Specific feature of this period was the policy of indigenization which was carried out by USSR government. This policy had an impact on the formation of exhibition and conduction of museum researches. National museums activity and involvement of Crimean Tatars in its researches are particularly relevant in light of the restoration of rights of the Crimean Tatar people after returning from places of deportation. The subject of research is the functioning of the Oriental Museum in Yalta and the work of its prominent members in the 20-30s of the 20th c. The article is based on little-known documents from the archives of the Russian Federation. Studying this subject I used different methods such as historical and systematic, historical and typological, biographical, retrospective, etc. Foundation of this museum took place in 1921. Its first director was A. Khatipov. From the first days of the establishment of the museum a special place in his expositions held artifacts of Crimean Tatars. Significance of its ethnographic collection had been recognized by the leading scientists of USSR. In 1927, Ya.M Yakub Kemal became the director of Oriental museum. His efforts led to the replenished of museum`s funds, organization of several expeditions, formation of a contacts between other scientific institutions. However, the rise of the museum was short-lived. Ya.M. Yakub Kemal was dismissed from his post as director and repressed then.

Текст научной работы на тему «Деятельность Восточного музея в Ялте»

ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ: МУЗЕЙ, АРХИВ, БИБЛИОТЕКА

УДК 39 (477.75):001.891—057.4" 19" 1920—1931

Мусаева У.К.

Деятельность Восточного музея в Ялте

Мусаева Улькера Кязимовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь)

E-mail: ulkercrimea@gmail.com

В статье на основе неизвестного ранее корпуса архивных документов из московских хранилищ в научный оборот вводится информация о деятельности крупного центра по изучению истории и этнографии крымских татар в 1920-е годы - Восточного музея в Ялте. Анализируется научное наследие Я.М. Якуба Кемаля.

Ключевые слова: историография Крыма, Восточный музей в Ялте, советская культурная политика в Крыму в 1920-х-1930-х гг., культура крымских татар, Я.М. Якуб Кемаль.

Обширную исследовательскую работу по изучению истории и этнографии крымских татар проводил Восточный музей в Ялте. Он располагался в здании, конфискованном у эмира Бухарского, построенном в восточном стиле. Местным властям даже пришлось отстаивать дворец от посягательств правительства Узбекистана. Временем основания музея формально является 1921 год, но музей еще два года находился в стадии организации и формирования экспозиции1.

В связи с репрессиями, обрушившимися на крымскотатарский народ, уже после закрытия музея (что произошло в конце 1929 г.) были изъяты из архивов практически все документы (отчеты), касающиеся деятельности Восточного музея. Бесследно исчез и архив (документальные фонды) самого музея. Это явилось причиной практически полного отсутствия информации о его деятельности как в послевоенный период, так и в современной историографии. С 1995 г. проявился интерес к фигуре одного из директоров Восточного музея - Я.М. Якуб-Кемаля. В 1995 г. появилось небольшое сообщение А.В. Ефимова, посвященное его биографии, в материалах конференции «Проблемы межнациональных отношений в ХХ столетии»2, которое в том же виде без изменений было опубликовано в 1996 г. в первом выпуске сборника «Проблемы политической истории Крыма». Желание А.В. Ефимова осветить основные вехи жизненного пути «одного из самых известных знатоков исламского вероучения в Крыму», к сожалению, соседствует с элементарным отсутствием опоры на источники, что привело автора к ряду грубых ошибок. Так, дата смерти Я.М. Якуба-Кемаля определена им как 1935 г., что не соответствует действительности. Полностью опустил А.В. Ефимов деятельность ученого как директора музея, ошибочно утверждая, что Я.М. Якуб-Кемаль возглавил его «после создания»3. Впервые научное освещение основных вех жизненного пути Я.М. Якуба-Кемаля представлено в ряде публикаций проф. Д.П. Урсу, который наравне с осколками местных материалов из ГАРК использовал документы архива СБУ в Автономной Республике Крым4. Д.П. Урсу впервые восстановил библиографию трудов ученого . Систематизированные Д.П. Урсу биобиблиографические данные легли в

1 Урсу Д.П. Востоковедение и востоковеды Крыма (1918-1941) // Востоковедный сборник / Таврический экологический инт. Симферополь, 1997. Вып. 1. С. 20-21.

2 Ефимов А.В. Новые материалы к биографии Якуба Кемаля Сеит-Мемет-Эфенди // Проблемы межнациональных отношений в ХХ столетии: Материалы республиканской научно-практической конф. Симферополь, 1995. С. 43-46.

3 Ефимов А.В. Новые материалы к биографии Якуба Кемаля Саит-Мемет-Эфенди (1885-1935) // Проблемы политической истории Крыма. Симферополь, 1996. Вып. 1. С. 45.

4 Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921-1941). Симферополь, 1999. С. 31-33.

5 Урсу Д. Якуб Кемаль Якуб Меметович // Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944 гг.): Биобиблиографический словарь. Симферополь, 1999. С. 225-226.

Ялта. Восточный музей. Фото 1920-х гг.

основу информации об ориенталисте, опубликованной в подготовленном в С.-Петербургском филиале Института востоковедения РАН биобиблиографическом издании «Люди и судьбы»1.

При полном отсутствии в историографии даже кратких обзоров деятельности Восточного музея важнейшими источниками для восстановления его работы в области изучения этнографии являются документы «Коллекции материалов по музейному строительству», отложившейся в ГИМ РФ ОПИ, которая содержит справку «О Восточном музее»2 и отчет о его деятельности за 1923-1926 гг. . Интересным источником о деятельности Восточного музея является «Рукописи Восточного музея г. Ялты»4- отчет о посещении этого научного центра Владимиром Александровичем Гордлевским, где проведена первая из опубликованных краткая биографическая справка об Я.М. Якуб-Кемале и охарактеризована часть исчезнувших впоследствии уникальных рукописных фондов музея.

После официального учреждения Восточного музея его первым заведующим являлся А. Хатипов. Сохранилась подготовленная им 19 октября 1922 г. пяя7 1938) рукописная справка «О Восточном музее», в которой тезисно определялись его

моль ( - ), тюрколог задачи - собирание и изучение предметов, касающихся истории и этнографии

и арабист; историк, фило- т-г —- г г'г

г г к ^ крымских татар. Приоритет отдавался письменным источникам и вещам эпохи

лог, музейный работник т/г аГ~ -

J г Крымского ханства. Музей, по мнению заведующего, должен был сыграть ве-

дущую роль в сохранении культуры Крыма. Восточный музей планировался как логическое продолжение Бахчисарайского музея, где была представлена только культура мусульман Крыма. Ялтинское собрание должно было стать последующим этапом в освещении материальной культуры народов Востока, проживающих за пределами Крыма5. В 1922 г. была создана первая экспозиция музея - «Татарская комната». Она давала представление о бытовом укладе крымскотатарской семьи южнобережья. В экспозиции были представлены крымскотатарские чадры, посуда, одежда, ковры местного производства6. Активизация работы по собиранию коллекции и формированию новых выставок происходит при новом заведующем - Иосифе Александровиче Роджеро. Материалы поступали из фондов КрымОХРИСа (имущество дворцов и усадеб Южного берега Крыма, относящиеся к быту народов Востока) и благодаря проводимым сотрудниками музея экспедиций в татарских деревнях в окрестностях Ялты, а также в районе побережья между Алуштой и Судаком. В ежегодных годовых отчетах о деятельности музея отмечалась подвижническая деятельность группы крымских татар, которые способствовали приобретению на местах предметов культуры и быта для пополнения крымскотатарского отдела. К сожалению, нигде не названы фамилии этих любителей этнографии. Из «Годового отчета Ялтинского Восточного музея за 1924/25 г.» стало известно, что музей располагает уже несколькими коллекциями, которые размещены по отделам соответствующей народности. Предметы сгруппированы по отдельным производствам и расположены в порядке времени своего происхождения и эволюционного развития (кроме этнографического крымскотатарского отдела). В связи с отсутствием витрин экспонаты были расположены на полках-горках, а ковры и ткани - на стенах7.

Официально уже в 1921 г. в Восточном музее оформилось 5 отделов: узбекский (Бухарский), среднеазиатский, азербайджанский, персидский, арабский (куда включался и японско-китайский материал). Несмотря на то, что крымскотатарская этнографическая экспозиция в виде «Татарской комнаты» была открыта почти с самого начала функционирования музея, крымскотараский отдел оформился и был официально заявлен в отчете только с 1925 г.8.

К середине 1925 г. в музее насчитывалось 1752 экспоната. (198 из них стали пополнением 1924 г., причем большая часть пополнения касалась крымскотатарской этнографии). Это были предметы, относящиеся к отдельным отраслям труда, отражающие характерные черты того или иного производства. В разделе «Научная работа» отмечалось, что в татарском отделе описано бытовое значение предметов. Сотрудники выезжали в татарские деревни для подыскания этнографического материала. Благодаря этой экспедиционной деятельности приобретен ткацкий станок, сундуки, женские металлические украшения. Одновременно велась работа по созданию каталога музея. Из 86 лекций, прочитанных сотрудниками музея выделим «Художественная форма и быт мусульман», «Искусство мусульман, как продукт быта и социально-экономических условий жизни народа», «Быт крымских татар и их художественное творчество» (информация о том, кто разрабатывал лекции, отсутствует)9. В качестве первоочередных задач для развития музея обозначалось оборудование залов витринами; написание названий экспонатов на втором языке (кроме русского - на крымскотатарском); установление научных связей с этнографическим отделом Русского музея, Государственным Эрмитажем и Музеем восточной культуры для пополнения фондов10.

В «Отчете о деятельности Ялтинского Восточного музея за 1925-1926 операционный год» отмечалось, что кроме дальнейшего развития (пополнения) существующих шести отделов, ведется работа по организации седьмого отдела - художественного производства и художественной промышленности южнобережных

1 Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (19171991) / Подг. Я.В. Васильков и М.Ю. Сорокина. СПб., 2003. С. 441.

2 ГИМ РФ ОПИ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1008. Л. 107.

3 Там же. Л. 88-102.

4 Гордлевский В. Рукописи Восточного музея г. Ялты // Доклады Академии наук СССР. 1927. № 10. С. 219-224.

5 ГИМ РФ ОПИ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1008. Л. 107.

6 Там же. Л. 95 об.

7 Там же. Л. 89.

8 Там же. Л. 89 об.

9 Там же. Л. 91-91 об.

10 Там же. Л. 92.

Якуб Меметович Якуб Ке-

татар и восьмого - революционного востока. К 20 декабря 1926 г. в музее насчитывалось 2006 предметов (за последний год пополнение составило 450 единиц). Более других пополнены крымскотатарский и персидский отделы1. Существенным пополнением фондов музея стала передача сюда имущества бывшего Юсуповского дворца (охотничьего дома) в деревне Коккозы, выполненного в крымскотатарском стиле. Кроме этого музей приобрел предметы по этнографии южнобережных татар.

Имевшееся в музее в 1926 г. этнографическое собрание признавалось одной из лучших коллекций, характеризующих быт и культуру крымских татар. Так, журнал «Этнография» в обзоре, посвященном советским этнографическим музеям, выделил «Татарскую комнату» Восточного музея по уникальности собранных там экспонатов, характеризующих быт2. Заведующий отделом Советского Востока Центрального музея народоведения И.Н. Бороздин, посетивший Восточный музей в 1926 г., особо выделил его этнографические коллекции среди аналогичных музеев в СССР3. В этом же году Восточный музей посетил научный сотрудник Исторического музея в Москве А. Клейн, изучавший собрания древних тканей и вышивок, хранящихся в крымских музеях. В отчете, представленном в Музейный отдел Г лавнауки, А. Клейн отметил, что в основной своей части собрание Восточного музея «носит довольно случайный характер и не дает целостности впечатления»4. А. Клейн отметил уникальность собрания ковров ялтинского музея, которые были кавказского, турецкого и персидского производства.

В 1927 г. с приходом на должность директора музея Я.М. Якуб Кемаля происходит перепланировка экспозиции музея, в основу которого была положена история и этнография крымских татар. Новый директор видел задачи музея прежде всего в «сборе, изучении и показе материалов художественно-промышленного производства и искусства южнобережных татар, а также народов Востока, имевших в свое время то или иное влияние на искусство крымских татар»5. Разработанный устав музея декларировал, что научно-исследовательская деятельность Восточного музея должна ограничиться изучением этнографии и искусства татар Южного берега Крыма, а также научным описанием тех образцов искусства народов Востока, которыми музей обладает6.

Якуб Меметович Якуб Кемаль родился в 1887 г. в деревне Улу-Сала Ялтинского уезда Таврической губернии. В литературе и архивных документах существуют противоречивые сведения по его биографии. Значительную путаницу в ее разработку внес А.В. Ефимов, который не имел опоры на достоверные источники. В публикациях приводятся совершенно нелепые сведения о том, что ученый будто бы закончил геологический факультет Стамбульского университета, а затем еще и Американский университет в Бейруте7. Ошибка видимо произошли из-за сходства слов геология и теология. В Стамбуле в 1900 г. действительно был открыт университет, в составе которого был богословский (теологический) факультет8, на котором Якуб Кемаль мог обучаться. В материалах следственного дела тюрколога указано, что он имеет высшее образование. Окончивший медресе в Константинополе9 Я.М. Якуб Кемаль был знатоком арабского языка и мусульманского права.

Проведя в общей сложности 12 лет за границей с целью получения образования, он продолжил обучение в ведущем учебном заведении российских ориенталистов - специальных классах Лазаревского института восточных языков в Москве, где специализировался у А.Е. Крымского10. Обучения Якуба Меметовича в Москве было прервано с началом Первой мировой войны, когда он как турецкоподанный был выслан в Тамбов. С началом революционных событий Я.М. Якуб Кемаль вернулся в Крым, где в 1917-1920 гг. был казыаскером Крыма (главой мусульманского судопроизводства), а после гибели муфтия Крыма Челеби-Джихана занял его должность11. С 1917 г. являлся ректором воссозданного Зинджирлы-медресе.

Еще до прихода в Восточный музей Я.М. Якуб Кемаль заявил о себе в крымоведении статьей «Надпись на портале «Мечети Узбека» в гор. Старом Крыму»12, четко обрисовав свои научные приоритеты. Ими стала история Крымского ханства, изучение археографических памятников этой эпохи. Статья посвящена характеристике надписи на портале мечети Узбека - одного из старейших из уцелевших памятников культуры крымских татар. Ряд имевшихся переводов данной надписи противоречил друг другу (О.А. Акчокраклы, А.Л. Бертье-Делагард, А.Ф. Негри, В.Д. Смирнов). Причиной разночтений надписи, по мнению Я.М. Якуба Кемаля, заключались в том, что в арабском языке из-за недостатка гласных букв одну форму выражения легко принять за другую. Ученый предложил свою исправленную версию перевода надписи.

Возглавив в начале 1927 г.13 Восточный музей, Я.М. Якуб Кемаль основное внимание уделил сбору полевых материалов по истории и культуре крымских татар, а также старинных рукописей на тюркском и арабском языках, ковров, оружия. По решению директора ввиду особого значения крымскотатарского отдела к имеющейся бытовой экспозиции (Татарская комната) добавили новую - выставку художественной промышленности южнобережных татар, где было представлено производство войлока, ткацкое, ковровое производство, техника обработки льна, шерсти, ювелирных изделий14.

1 Там же. Л. 97, 100.

2 Д-н А. Этнографические музеи в Крыму // Этнография. 1926. № 1/2. С. 305.

3 Бороздин И. Изучение культур советского Востока // Новый Восток. 1927. № 19. С. К!.

4 ГИМ РФ ОПИ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 999. Л. 46.

5 Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа... С. 31.

6 ГАРК. Ф. Р-2865. Оп. 2. Д. 2. Л. 4 об.

7 Ефимов А.В. Якуб Кемаль // Йылдыз. 1993. № 2. С. 35.

8 Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа... С. 123.

9 ГАРК. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 010714. Т. 3. Л. 185, 187, 194.

10 Непомнящий А.А. Страницы из истории изучения крымско-татарского народа в начале ХХ века // Мечети и мизары татар Беларуси, Литвы и Польши: К 100-летию второй Минской мечети: Материалы УШ международной научно-практической конференции. Новогрудок, 2003. С. 108-109.

11 Урсу Д.П. Якуб Кемаль Якуб Меметович. С. 225.

12 Якуб Кемаль [Я.М.] Надпись на мечети «Узбека» в Старом Крыму // ИТОИАиЭ. Симферополь, 1927. Т. 1. С. 202-204.

13 ГИМ РФ ОПИ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1008. Л. 97, 102.

14 Там же. Л. 101.

Только в 1927 г. Восточным музеем было проведено 3 полевых экспедиции. В конце марта - в районе побережья между Алуштой и Судаком. Этнографы собирали утварь, ковровые изделия, элементы пришедшего в негодность сельскохозяйственного и ремесленного инвентаря в селах Куру-Узень, Кучук-Узень, Туак, Ускут. Отдельной задачей данной и последующей экспедиций являлась разъяснительная работа о необходимости передачи на хранение в музей имевшихся у населения старинных рукописей и книг, прежде всего духовных. Следующая этнографическая поездка состоялась в сентябре 1927 г. и охватила район от Ялты до Байдар: поселки Ореанда, Кореиз, Мисхор, Лимены, Кекенеиз. Она принесла меньше этнографического материала, чем экспедиция в Восточный Крым. Это было связано с тем, что район Южного берега (особенно Большой Ялты) еще с конца XIX в. бурно развивался как курорт, что не способствовало сохранению всех элементов народной культуры. Уже в конце октября 1927 г. была повторена экспедиция в Восточную часть полуострова: от Алушты в сторону Судака. Научные сотрудники музея совместно со студентами факультета крымскотатарского языка и литературы Крымского пединститута им. М.В. Фрунзе, которые таким образом проходили языковую практику, объехали села Туак, Ускут, Капсихор, Кутлак1. Во время экспедиций был собран большой фотографический материал, который составил отдельный фонд музея.

Несмотря на то, что в плане работы на 1927-1928 гг. намечалось издание «каталога музея с краткой популярной монографией о материальной культуре мусульман»2, этот проект не был реализован. Научные сотрудники проводили большую работу по сбору библиографии о крымских татарах и мусульманах вообще. К сожалению, эти картотеки, как и остальной документальный материал, хранившийся в музее, были утрачены.

Кроме директоров источники называют лишь единичные имена сотрудников Восточного музея: Владимира Константиновича Яновского3 и Валерия Юлиановича Березовского4.

Посетивший в 1927 г. Восточный музей известный советский ориенталист В.А. Гордлевский, ознакомившись с коллекцией отметил, что основу этнографического собрания музея составляет материал, собранный в селах прибрежных между Алуштой и Судаком. Особо В.А. Гордлевский выделил рукописное собрание музея - 65 рукописей и почти такое же количество ярлыков, фирманов и юридических договоров, на которых сохранились печати медресе в Адрианополе, ханские печати. Я.М. Якуб Кемаль справедливо отмечал, что рукописи, собранные по деревням, объективно показывают уровень образованности крымских мусульман в ХУІІ-ХІХ вв. В.А. Гордлевский классифицировал их на три группы:

- рукописи на арабском языке;

- духовные сочинения на османском языке;

- документы по истории Крымского ханства: 10 ярлыков крымских ханов и фирманы турецких султанов, а также одна казыэскерская тетрадь5.

Заведующий КрымОХРИСом А.И. Полканов отметил разнообразие материалов, характеризующих материальную и духовную культуру крымских татар: «Здесь собрано значительное количество ковров, восточного оружия и утвари <...> Музей интересен и имеет несомненное будущее. Он пользуется большой популярностью среди посетителей»6.

В отдельной статье, подытоживая работу Восточного музея за 1927 г. Я.М. Якуб Кемаль отметил, что несмотря на маленький штат сотрудников удалось развернуть этнографическую собирательскую работу, в основном, в Восточном Крыму, где вместе со сбором предметов быта и рукописей проводилась и запись фольклорного материала. Сотрудники музея привезли около ста книг, часть из которых была на крымскотатарском языке. Это, по мнению автора, проливало свет на темные страницы пока еще малоразработанной истории крымскотатарской литературы. Самой ценной находкой была книга Баба Шатх бин Хавадиса 683 г., где приведен эпизод беседы Амир Тимура с Улугбеком7.

В течение 1928 - начала 1929 гг. Я.М. Якуб Кемаль пытался наладить взаимодействие с другими научными центрами по изучению этнографии Крыма - Государственным дворцом-музеем тюрко-татарской культуры в Бахчисарае и Евпаторийским краеведческим музеем. Об этом свидетельствует его переписка с У.А. Боданин-ским8 и Я.Г. Благодарным9. Ялтинский краевед предлагает обмениваться экспонатами, которые в одних музеях есть в нескольких экземплярах, а в других - отсутствуют10.

На самом подъеме плодотворная деятельность Восточного музея была свернута и вскоре полностью прекращена. Я.М. Якуб Кемаль уже в конце марта 1929 г. был уволен с работы. Ему ставили в вину, что «он хотел там, хотя бы в музее, создать Крымское ханство и показать все его прошлое»11. Решение об увольнении выдающегося тюрколога было принято на заседании Ялтинской городской комиссии по чистке 20 марта 1929 г., где вспомнили, что директор Восточного музея имел в своем личном деле характеристику с помет-

Влодимир Александрович Гордлевский (1876-1956), востоковед-тюрколог, специалист по турецкому языку, литеротуре, фольклору и истории Турции., академик АН СССР с 1946 г.

1 Там же.

2 Там же.

3 ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 2. Д. 554. Л. 136.

4 ГИМ РФ ОПИ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1008. Л. 101.

5 Гордлевский В. Указ. соч. С. 258-259.

6 ГАРК. Ф. Р-3814. Оп. 1. Д. 130. Л. 31.

7 [Новые находки Восточного музея] // Ени дунья. 1927. 11 листопада. На крымскотатарском языке.

8 Об Усейне Абдурефиевиче Боданинском (1877-1938) подробнее см. примечание на стр. 157. (Прим. ред.).

9 Яков Георгиевич Благодарный (1882-?) - директор Евпаторийского краеведческого музея. (Прим. ред.).

10 ГАРК. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 11. Л. 95.

11 Урсу Д.П. Трагедия крымской науки и культуры // Кримські татари: Історія і сучасність: До 50-річчя депортації кримськотатарського народу: Матеріали міжнародної наукової конференції. Київ, 1995. С. 181-182.

Александр Николаевич Самойлович (1880-1938), востоковед-тюрколог, академик АН СССР (1929), один из крупнейших российских тюркологов первой половины XX в.

кой «политически неустойчивый». Мотивировкой увольнения стало то, что он был «членом крымского правительства Курултая, как чуждый элемент» .

Недолго просуществовал без своего наиболее активного руководителя и сам Восточный музей. По данным документов фонда Г лавнауки Наркомпроса, отложившимся в ГАРК, 1 января 1930 г. Восточный музей был объединен с Ялтинским музеем краеведения (бывший музей Ялтинского горного клуба).

Это объединение получило название Ялтинский объединенный музей краеведения2. Экспозицию перепрофилировали, отправив этнографическую часть экспонатов в запасники. В здании бывшего Восточного музея развернули выставку археологии. Иную направленность уже в 1930 г. получила и экспедиционная деятельность объединенного музея. Главной ее целью было «фотографирование моментов колхозного строительства в селах Мума, Кучук-Ламбат,

Биюк-Ламбат, Кизилка, Кизильташ, Карабах»3. Музей был закрыт именно в то время, когда информация о его уникальных коллекциях стала известной европейской научной общественности4.

Несмотря на снятие Я.М. Якуб Кемаля с должности директора Ялтинским объединенным музеем краеведения, в 1930 г. было предпринято издание его книги «Тюрко-татарская рукопись ХІУ в. «Нехджу-ль-ферадис»5.

Показательно, что предисловие к изданию написал один из ведущих востоковедов СССР академик А.Н. Самойлович. Он отмечал, что уже давно связан общей работой и дружбой с культурными деятелями из среды крымских татар.

Новые находки рукописей научными сотрудниками Восточного музея, по его мнению, является «новым, блестящим доказательством успешного развития научной работы, производимой самими крымскими татарами в разных частях крымской республики»6. Ленинградский ученый отметил значение обнаружения очередной копии данной рукописи для изучения культурного прошлого Джучи-ева улуса (Золотой Орды) и ее крымского юрта.

Я.М. Якуб Кемаль поддерживал тесные научные контакты с выдающимся украинским востоковедом А.Е. Крымским. При поддержке А.Е. Крымского на украинский язык была переведена фундаментальная монография ялтинского ориенталиста «Документальна історія цехів в Кримському ханстві». Исследование было написано на основе средневековых документов эпохи Крымского ханства, сохранившихся в турецких архивах. В книге были приведены тексты уставов крымских цехов. В 1931 г. по воспоминаниям академика А.Е. Крымского в передаче О. Прицака уже подготовленная к набору книга была уничтожена в издательстве7. По данным Я.Р. Дашкевича, тираж монографии уже бы напечатан. Он был полностью уничтожен прямо в типографии. Не осталось ни одного экземпляра8. Я.М. Якуб Кемаль был среди немногих крымских ученых, приглашенных А.Е. Крымским для участия в известном сборнике «Студії

з Криму», который вышел как отдельный том «Збірника історично-філологічного відділу Всеукраїнської Академії наук». Ялтинский ученый опубликовал там статью «Арабські, суфійські рукописи XIII ст. в Криму знайдені: Чи не в Криму написані»9.

10 июля 1934 г. Я.М. Якуб Кемаль был арестован, а 28 декабря того же года Особым совещанием НКВД СССР был осужден по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Он отбывал наказание в Прорвинском исправительно-трудовом лагере10.

В феврале 1938 г. крымский ученый был вновь этапирован в распоряжение НКВД Крымской АССР, где постановлением от 10 апреля 1938 г. ему было предъявлено дополнительное обвинение по статьям 58-8 и 58-11 УК РСФСР. На

допросе 30 мая 1938 г. он вынужден был дать показания о том, что в 1925 г. в Крыму возникла и в 1926 г. получила окончательное организационное оформление контрреволюционная панисламистская организация «Идель Урала», одним из руководителей которой он и являлся. Задачами этой структуры якобы являлось со-

Агафангел (Агатангел) Ефимович Крымский (18711942), историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог, один из организаторов (1918) и академиков Академии наук Украины

1 Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа... С. 32.

2 ГАРФ. Ф. А-2307. Оп. 15. Д. 62. Л. 22-23.

3 Там же. Л. 29, 34.

4 Deny J. "[Review]."Journal Asiatique 2 (1930): 345 (рецензия на: Гордлевский В.А. Рукописи Восточного музея г. Ялты II Доклады Академии наук СССР. 1927. N° 10. С. 219-224).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Якуб Кемаль ЯМ. Тюрко-татарская рукопись XIV века «Нехджу-ль-Ферадис» I Предисл. А. Н. Самойловича; Ялтинский объединенный краеведческий музей. Симферополь: Крымгосиздат, 1930. 58 с.

6 Самойлович А.Н. [Предисловие] II Якуб Кемаль ЯЖ. Тюрко-татарская рукопись XIV века «Нехджу-ль-Ферадис» I Ялтинский объединенный краеведческий музей. Симферополь: Крымгосиздат, 1930. С. 3.

7 Пріцак О. Агатангел Кримський II Київська старовина. 1992. М 1. С. 19.

8 Дашкевич Я.Р. Тюркские источники об Украине XVI-XVIII вв.: Актуальные аспекты публикаций II Советская тюркология. 1990. М 3. С. 28.

9 Кемаль Я. Арабські, суфійські рукописи XIII ст. в Криму знайдені: чи не в Криму написані II Збірник історично-філологічного відділу Всеукраїнської Академії наук. Київ, 1930. М 89: Студії з Криму, I-IX. С. 159-164.

110 ГАРК. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 010714. Т. 4, Л. 300, 306.

здание единого мусульманского государства путем объединения всех тюркско-татарских народностей СССР, свержение в них Советской власти и установление буржуазно-националистического строя1.

19 сентября 1938 г. дело по обвинению ЯМ. Якуба Кемаля было прекращено в связи со смертью обвиняемого, наступившей 12 сентября 1938 г. «вследствие остановки сердечной деятельности»2.

Таким образом, созданный в Ялте в 1921 г. Восточный музей за 7 лет своего существования превратился в крупный центр по изучению крымскотатарской истории и этнографии. Важнейшую роль в изучении и популяризации этнографии этого этноса сыграли южнобережные экспедиции музея, в ходе которых собиралась коллекция и записывались фольклорные памятники. Однако формирование коллекции в связи со случайным подбором экспонатов не давало целостного впечатления о быте и культуре крымских татар.

Выдающуюся роль в развитии этнографических исследований, формирование фондов внесли руководившие Восточным музеем в различные годы А. Xатипов, И.А. Роджеро, ЯМ. Якуб Кемаль. Научное наследие последнего, посвященное изучению письменных источников по истории Крымского ханства стало важным этапом для изучения истории крымских татар.

Репрессии конца 1920-х - начала 1930-х гг., приведшие к свертыванию краеведческого движения в стране,

привели к закрытию музея и ликвидации его фондов и архива.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2307. Он. 15. Д. 62. Л. 22-23, 29, 34.

2. Государственный исторический музей РФ, Отдел письменных источников (PHM РФ ОПИ). Ф. 54. Он. 1. Д. 999. Л. 46.

3. raM РФ ОПИ. Ф. 54. Он. 1. Д. 1008. Л. 88-102,107.

4. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. Р-138. Он. 1. Д. 11. Л. 95.

5. ГАРК. Ф. Р-663. Он. 2. Д. 554. Л. 136.

6. ГАРК. Ф. Р-2865. Он. 2. Д. 2. Л. 4 об.

7. ГАРК. Ф. Р-3814. Он. 1. Д. 130. Л. 31.

8. ГАРК. Ф. Р-4808. Он. 1. Д. 010714. Т. 3. Л. 185, 187, 194; Т. 4, Л. 300, 306; Т. 5. Л. 41, 42, 276, 290.

9. Бороздин И. Изучение культур советского Востока II Новый Восток. 1927. М 19. С. LI.

10. Гордлевский В. Рукописи Восточного музея г. Ялты II Доклады Академии наук СССР. 1927. М 10. С. 219-224.

11. Дашкевич Я.Р. Тюркские источники об Украине XVI-XVIII вв.: Актуальные аспекты публикаций II Советская тюрко-

логия. 1990. М 3. С. 28.

12. Д-н А. Этнографические музеи в Крыму II Этнография. 1926. М 1I2. С. 305.

13. Ефимов А.В. Новые материалы к биографии Якуба Кемаля СаитМемет-Эфенди (1885-1935) II Проблемы политической

истории Крыма. Симферополь, 1996. Вып. 1. С. 45.

14. Ефимов А.В. Новые материалы к биографии Якуба Кемаля СеитМемет-Эфенди II Проблемы межнациональных отно-

шений в XX столетии: Mатериалы республиканской научно-практической конф. Симферополь, 1995. С. 43-46.

15. Ефимов А.В. Якуб Кемаль II Йылдыз. 1993. М 2. С. 35.

16. Кемаль Я. Арабські, суфійські рукописи XIII ст. в Криму знайдені: чи не в Криму написані II Збірник історично-

філологічного відділу Всеукраїнської Академії наук. Київ, 1930. М 89: Студії з Криму, I-IX. С. 159-164.

17. Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

(1917-1991) I Подг. Я.В. Васильков и M^. Сорокина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

18. [Новые находки Восточного музея] II Ени дунья. 1927. 11 листопада. На крымскотатарском языке.

19. Непомнящий А.А. Страницы из истории изучения крымско-татарского народа в начале XX века II Mечети и мизары та-

тар Беларуси, Литвы и Польши: К 100-летию второй Mm^M мечети: Mатериалы VIII международной научнопрактической конференции. Новогрудок, 2003. С. 108-109.

20. Пріцак О. Агатангел Кримський II Київська старовина. 1992. М 1. С. 19.

21. Самойлович А.Н. [Предисловие] II Якуб Кемаль ЯМ. Тюрко-татарская рукопись XIV века «Нехджу-ль-Ферадис» I Ял-

тинский объединенный краеведческий музей. Симферополь: Крымгосиздат, 1930. С. 3.

22. Урсу Д. Якуб Кемаль Якуб Mеметович II Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944 гг.): Биобиблиографический

словарь. Симферополь, 1999. С. 225-226.

23. Урсу Д.П. Востоковедение и востоковеды Крыма (1918-1941) II Востоковедный сборник I Таврический экологический

ин-т. Симферополь, 1997. Вып. 1. С. 20-21.

24. Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921-1941). Симферополь, 1999. С. 31-33.

25. Урсу Д.П. Трагедия крымской науки и культуры II Кримські татари: !сторія і сучасність: До 50-річчя депортації кримсь-

котатарського народу: Mатеріали міжнародної наукової конференції. Київ, 1995. С. 181-182.

26. Якуб Кемаль [ЯМ] Надпись на мечети «Узбека» в Старом Крыму II ИТОИАиЭ. Симферополь, 1927. Т. 1. С. 202-204.

27. Якуб Кемаль ЯМ. Тюрко-татарская рукопись XIV века «Нехджу-ль-Ферадис» I Предисл. А.Н. Самойловича; Ялтин-

ский объединенный краеведческий музей. Симферополь: Крымгосиздат, 1930. 58 с.

28. Deny J. "[Review]." Journal Asiatique 2 (1930): 345.

29. Kizilov M., Prokhorov D. "The Development of Crimean Studies in the Russian Empire, the Soviet Union, and Ukraine." Acta

Orientalia 64.4 (2011): 437-452.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Мусаева, У. К. Деятельность Восточного музея в Ялте / У.К. Мусаева // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 175—180. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st2-16.2014.65

1 Там же. Т. 5. Л. 41, 42, 276.

2 Там же. Л. 290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.