С. А. Агамагомедова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК ОБЪЕКТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В статье рассматривается деятельность в сфере таможенного дела в качестве объекта таможенного контроля. Структурируется подконтрольная таможенным органам деятельность и выделяются особенности контроля в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Делается вывод о дифференциации подконтрольной таможенным органам деятельности и отражении в ней принципа выборочности таможенного контроля.
Ключевые слова: таможенный контроль; объект таможенного контроля; деятельность в сфере таможенного дела; реформа контрольно-надзорной деятельности; таможенные органы; административные процедуры.
S. A. Agamagomedova
CUSTOMS ACTIVITY AS THE OBJECT OF CUSTOMS CONTROL
Customs activity as the object of customs control is considered in the article. Activities controlled by customs authorities are structured and special features of control in relation to persons engaged in activities in the field of customs are highlighted. The conclusion is made about the development of differentiation of activities controlled by customs authorities and the reflection of the principle of selectivity of customs control in it.
Keywords: customs control; object of customs control; customs activity; reform of control and supervision activities; customs authorities; administrative procedures.
В условиях реформы контрольно-надзорной деятельности государственных органов административно-правовое обеспечение государственного контроля в целом, а также отдельных его направлений приобретает особое значение. Закрепление объема и пределов контрольно-надзорной деятельности должностных лиц органов исполнительной власти, системные процедуры осуществления государственного контроля, нормативно закрепленный перечень объектов государственного контроля, его предмета, форм и методов - эти и иные критерии в совокупности обусловливают эффективность контрольно-надзорной деятельности государства.
На современном этапе одним из стратегически важных видов государственного контроля выступает таможенный контроль как базовая функция таможенных органов. Перечень объектов таможенного контроля закреплен в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [1]. Данный перечень несколько изменился по сравнению с положениями действовавшего до этого Таможенного кодекса Таможенного союза [2]. Отдельные аспекты классификации объектов таможенного контроля, предлагаемые законодателем в предшествующий период, были изучены ранее [3].
В качестве одного из объектов таможенного контроля выступает деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур
(ст. 311 ТК ЕАЭС). Схематично подконтрольная таможенным органам деятельность лиц представлена на рисунке.
Рис. Структура подконтрольной таможенным органам деятельности
Перечень проверяемых лиц можно разделить на субъектов, обладающих статусом лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц. В ТК ЕАЭС впервые в истории таможенного законодательства появляется понятие «деятельность в сфере таможенного дела» - деятельность лиц государств-членов, связанная с оказанием услуг в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, контролируемая таможенными органами и регулируемая ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, регулируемая законодательством государств-членов (п. 1 ст. 397 ТК ЕАЭС).
Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, к которым относятся таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, относятся к одной из категорий лиц, в отношении которых проводится таможенная проверка (подп. 4 п. 5 ст. 331 ТК ЕАЭС).
Кроме того, исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела, выступает одним из предметов таможенной проверки в соответствии с подп. 4 п. 6 ст. 331 ТК ЕАЭС.
Деятельность в сфере таможенного дела вправе осуществлять юридические лица, созданные на основании законодательства государств - членов ЕАЭС и включенные таможенным органом в соответствующие реестры. Несмотря на то, что при обновлении таможенного законодательства интеграционного уровня рассматривался вопрос об отходе от принципа резидентства применительно к указанной категории лиц, правовой статус лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, законодателем регламентирован в большей части на национальном уровне. Общие вопросы (условия) осуществления данной деятельности установлены на уровне ЕАЭС, административные процедуры (технологии) ведения реестрового механизма - на национальном уровне.
Исследователи справедливо отмечают сложность правового статуса рассматриваемой категории лиц, связанную с наличием двух составляющих в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность в сфере таможенного дела: общей и особенной частей. Общую часть правового статуса образуют нормы гражданского законодательства, особенную - нормы таможенного законодательства,
которые в современных условиях экономической интеграции закономерно представлены на уровне ЕАЭС и уровне государства - члена ЕАЭС [4, с. 52].
Условия включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и основания исключения из этих реестров определяются разд. VIII ТК ЕАЭС в отношении каждого вида деятельности в сфере таможенного дела.
Порядок включения таможенным органом юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядок внесения изменений в такие реестры, порядок исключения из реестров включенных в них юридических лиц, а также основания и порядок приостановления и возобновления деятельности таких лиц устанавливаются законодательством государств -членов ЕАЭС.
В Российской Федерации (РФ) данный порядок устанавливается гл. 59-65 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289) [5], а также регламентируется на ведомственном уровне в отношении каждого вида деятельности в сфере таможенного дела. Так, Федеральной таможенной службой (ФТС России) утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей [6], а также форма такого реестра [7].
Таможенный контроль в отношении рассматриваемой категории лиц можно условно разделить следующим образом:
- контроль за соблюдением условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в отношении лиц, претендующих на получение статуса лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
- контроль за соблюдением условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в отношении лиц, получивших статус лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
- контроль за деятельностью лиц, исключенных из реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (в течение определенного периода времени);
- контроль за деятельностью, связанной с оказанием услуг в сфере таможенного дела, в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
При проверке соблюдения условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в отношении юридических лиц, претендующих на включение в них, а также при контроле за деятельностью юридических лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, могут применяться все предусмотренные законодательством формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение (п. 5 ст. 397 ТК ЕАЭС).
Примером контроля за соблюдением условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, является проверка должностным лицом ФТС России соответствия представленных копий документов, заверенных лицом, их представившим, оригиналам (п. 21 Административного
регламента по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей). При этом таможенный контроль в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, проводится и при внесении изменений в соответствующие реестры. Так, уполномоченное должностное лицо Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления о внесении изменений в реестр, проверяет его и прилагаемые документы на предмет соответствия условиям, установленным для включения юридического лица в реестр (п. 65 Административного регламента по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей) [6].
Таможенный контроль деятельности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов, может проводиться в период их нахождения в таких реестрах, а если это предусмотрено законодательством государства-члена, - также после их исключения из таких реестров в течение срока, предусмотренного законодательством (п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС). В соответствии со ст. 215 ФЗ № 289 подобный срок составляет два года после их исключения из таких реестров [5].
В период осуществления деятельности в сфере таможенного дела лица обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях (п. 1 ст. 18 ТК ЕАЭС).
При этом на национальном уровне может быть установлено, что данной категорией лиц отчетность представляется только по требованию таможенного органа. Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таким образом, одним из направлений контроля деятельности в области таможенного дела является таможенный контроль порядка, сроков и форм предоставления отчетности.
Положениями ст. 400 ТК ЕАЭС установлена ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования [1].
Статьей 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела. При этом следует отметить, что существует определенная синонимия применяемой законодателем терминологии: на уровне ЕАЭС - «деятельность в сфере таможенного дела», на национальном уровне -«деятельность в области таможенного дела» и «деятельность в сфере таможенного дела», которую необходимо устранить.
Категория «сфера таможенного дела» используется и в научной литературе. Так, В. В. Макрусев выделяет факторы инновационного развития сферы таможенного дела на принципах содействия внешнеэкономической деятельности (ВЭД), позиционирует общегосударственную задачу развития организационно-управленческих механизмов взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, прежде всего в разрезе совершения таможенных операций и таможенного
контроля в форме «сервиса». По мнению ученого, это задача обеспечения высокого качества и эффективности таможенного администрирования при внешней его простоте, оперативности и надежности [8, с. 37].
На примере государственного контроля в отношении деятельности в сфере таможенного дела можно проследить определенную эволюцию публичного регулирования в экономическом сегменте. Рассматриваемый вид деятельности в РФ до 01.01.2004 подлежал лицензированию. В настоящее время действует реестровый механизм контроля за данной категорией юридических лиц. В то же время на современном этапе активно обсуждаются модели передачи государственных функций по контролю в сфере таможенного дела на уровень саморегулирования [9]. Последнее позиционируется в качестве средства устранения административных барьеров для внешнеторгового бизнеса, фактора развития конкуренции, механизма усиления ответственности предпринимателей перед обществом.
Таким образом, в перечень лиц, контролируемых в рамках проведения таможенного контроля, входят лица, осуществляющие деятельность в данной сфере. В приводимом законодателем перечне фактов и сведений, которые могут выступать в качестве предмета таможенной проверки, содержится положение, непосредственно относящееся к лицам, осуществляющим деятельность в данной сфере. Речь идет о проверке исполнения лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела. Данный факт свидетельствует о расширенном понимании законодателем категории «контроль после выпуска товаров», когда вместо выпуска может выступать иное действие, связанное, например, с включением юридического лица в соответствующий реестр. Несмотря на то, что таможенная проверка позиционируется в ТК ЕАЭС как форма контроля, применяемая после выпуска товаров, ее предметом выступает в том числе соблюдение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, своих обязанностей, обусловленных установленным правовым статусом.
Анализ эволюции таможенного законодательства применительно к дифференциации подконтрольной деятельности, дальнейшему категорированию подконтрольных лиц подтверждает тот факт, что поэтапно систематизируется и в административно-процедурном отношении обеспечивается реализация выборочно-сти таможенного контроля как базового принципа его проведения в современных условиях. Углубление дифференциации подконтрольной таможенным органам сферы позволяет сделать таможенный контроль более точечным, экономичным и, как следствие, эффективным.
Поэтапная реализация формулы: «лицензирование - реестровый механизм -саморегулирование» позволяет сделать вывод о снижении контрольно-надзорного воздействия на сферу таможенного дела и усилении позитивной ответственности и самостоятельности бизнеса в определенной экономической области, связанной с внешнеторговыми операциями.
Использованные источники 1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org/.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
3. Агамагомедова С. А. Объект таможенного контроля: понятие и административно-правовая характеристика // NB: Административное право и практика администрирования. 2016. № 6. С. 96-105.
4. Казанина Т. В. Законодательство о юридических лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2012. № 1 (12). С. 50-54.
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.
6. Приказ ФТС России от 03.10.2011 № 2012 (ред. от 21.09.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 5.
7. Приказ ФТС России от 13.12.2018 № 2036 «Об утверждении формы реестра таможенных представителей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru, 18.01.2019.
8. Макрусев В. В. Факторы и идеи инновационного развития сферы таможенного дела на принципах содействия внешнеэкономической деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 11-2. С. 33-38.
9. Сайт Национального объединения таможенных представителей. URL: http://notp.ru/.