Научная статья на тему 'Деятельность в обязательствах по перевозке, создающая повышенную опасность для окружающих, в гражданском праве'

Деятельность в обязательствах по перевозке, создающая повышенную опасность для окружающих, в гражданском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
транспортные обязательства / перевозка / источник повышенной опасности / гражданское право / обязательства вследствие причинения вреда / transport obligations / transportation / source of increased danger / civil law / obligations due to harm

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Николаевич Махиборода

В статье рассматривается деятельность транспортных обязательств, связанных с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в гражданском праве. Выявлены условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный таким источником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities in transportation obligations that create an increased danger to others in civil law

The article examines the activity of transport obligations related to activities that create increased danger to others in civil law. The conditions of civil liability for damage caused by such a source are revealed.

Текст научной работы на тему «Деятельность в обязательствах по перевозке, создающая повышенную опасность для окружающих, в гражданском праве»

Закон и право. 2022. № 2. С. 104-108. Law and legislation. 2022;(2):104-108.

Научная статья УДК 347.518

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-104-108

NIION: 1997-0063-2/22-087 MOSURED: 77/27-001-2022-2-287

Деятельность в обязательствах по перевозке, создающая повышенную опасность для окружающих,

в гражданском праве

Максим Николаевич Махиборода

Институт Академии ФСИН России, Рязань, Россия, maks-net@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается деятельность транспортных обязательств, связанных с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в гражданском праве. Выявлены условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный таким источником.

Ключевые слова: транспортные обязательства, перевозка, источник повышенной опасности, гражданское право, обязательства вследствие причинения вреда.

Для цитирования: Махиборода М.Н. Деятельность в обязательствах по перевозке, создающая повышенную опасность для окружающих, в гражданском праве // Закон и право. 2022. № 2. С. 104—108. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-104-108.

Original article

Activities in transportation obligations that create an increased danger to others in civil law

Maksim N. Makhiboroda

Institute of the Academy of FSIN of Russia, Ryazan, Russia, maks-net@yandex.ru

Abstract. The article examines the activity of transport obligations related to activities that create increased danger to others in civil law. The conditions of civil liability for damage caused by such a source are revealed. Keywords: transport obligations, transportation, source of increased danger, civil law, obligations due to harm. For citation: Makhiboroda M.N. Activities in transportation obligations that create an increased danger to others in civil law // Law and legislation. 2022;(2):104—108. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-104-108.

Я большинстве случаев деятельность в обязательствах по перевозке выполняется с .Яш^повышенной опасностью для окружающих. Рассматривая гражданско-правовую ответственность, необходимо это учитывать. В гражданском законодательстве существуют отдельные нормы, регулирующие подобного рода правоотношения, но начнем с самого понятия.

Под источником повышенной опасности понимаются «обладающие вредоносными свойствами, неподконтрольными или не полностью подконтрольными человеку предметы матери-

© Махиборода М.Н. М., 2022.

ального мира, при эксплуатации которых создается возможность случайного причинения вреда окружающим, даже при принятии мер по его предотвращению» [10, с. 62—64].

К деятельности, создающей такую опасность, может быть отнесена любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами [14, с. 43].

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

М.М. Агарков понимал под источником повышенной опасности не вещь, а определенную деятельность по ее использованию [9, с. 339].

В.Г. Вердников придерживался также близкой позиции, понимая под этим определенного рода деятельность [11, с. 398].

А, например, А.А. Собчак к источникам повышенной опасности относил сложные материальные объекты, отмечая их вредоносность, которая проявляется в независимости свойств объекта от человека, что влечет за собой неподконтрольность процесса человеческой деятельности [13, с. 144].

Таким образом, общего понимая источника повышенной опасности в теории гражданского права не сложилось.

С точки зрения гражданско-правовой ответственности, мнения ученых по данному вопросу также разделились. Одни считают, что начало ответственности только «за вину» несправедливо по отношению к потерпевшему, поскольку его право на возмещение убытков становится в зависимость от обстоятельств, для него безразличных. Однако наступление ответственности независимо от вины видится также несправедливым, поскольку при подобного рода обстоятельствах не учитывается субъективное отношение нарушителя к содеянному.

По мнению H.H. Тютриной, правоотношения в сфере перевозок строятся на добросовестности и разумности поведения участников. Вместе с тем может возникнуть «ситуация неопределенности», при которой не представляется возможным судить о виновности или невиновности субъектов, а потому вводятся в действие презумпции [16, с. 21].

В зарубежном законодательстве, например в странах континентальной Европы, присутствует принцип презумпции вины должника. Об этом говорится, в частности, в параграфе 282 Германского гражданского уложения [4], где сказано, что бремя доказательства в случае невозможности удовлетворения обстоятельства, за которое отвечает должник, лежит на последнем. Похожая позиция содержится и в ст. 1147 Французского гражданского кодекса [3]. При этом аналогично утверждению H.H. Тютриной закон исходит из взаимосвязи с принципом добросовестности.

Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации именно владелец источника повышенной опасности обязан возместить даже случайно причиненный вред, если не докажет, что он возник вследствие непреодолимой

силы или умысла потерпевшего [2]. И даже если причинитель докажет, что им приняты были все меры для предотвращения вреда, в этих случаях причиненный вред все равно подлежит возмещению [15, с. 106]. Кроме того, согласно ст. 1100 ГК РФ ответственность наступает независимо от вины причинителя, если вред причинен жизни или здоровью. Более того, отказ в возмещении такого вреда согласно абз. 2 п. 2 ст. 1083 ГК РФ не допускается.

Здесь нельзя не остановиться на законодательной позиции, а именно, Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения относительно применения указанной нормы, указав, что в силу ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, возмещается его владельцем независимо от его вины [6]. При этом законодатель не дал исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, сославшись на то, что в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности. Также следует иметь в виду, что вред будет считаться причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В других случаях вред следует возмещать на общих основаниях с учетом положения ст. 1064 ГК РФ.

Законодатель в качестве ответственного лица называет владельца источника повышенной опасности, под которым следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях.

Следует иметь в виду, что не будет являться владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности [14, с. 64].

В этом случае гражданско-правовая ответственность, например при катастрофе на транспорте, будет возложена на организацию, с которой был заключен договор. Вместе с тем ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью человека источником повышенной опасности, является частным случаем внедого-

LAW & LEGISLATION • 02-2022

ворной ответственности, который выходит за пределы договорных отношений. Однако обязательства по возмещению вреда в любом случае возникают.

При этом на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред жизни или здоровью в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда согласно п. 2 ст. 1079 ГК РФ может быть возложена только при условии, если будет доказано, что оно завладело транспортным средством противоправно [12, с. 124—125].

Неправомерное завладение источником повышенной опасности третьим лицом в данном случае будет еще одним дополнительным основанием освобождения от гражданско-правовой ответственности, которое предусмотрено ГК РФ. Отметим, что в сфере договорных обязательств основания освобождения от ответственности независимо от вины могут устанавливаться как законом, так и договором, а в сфере обязательств, связанных с причинением вреда, устанавливаются только законом.

Ответственность должника за своих работников согласно ст. 402 ГК РФ является особым видом гражданско-правовой ответственности [1].

Например, пилоты воздушных судов, капитаны морских судов, машинист электропоезда состоят с должником в трудовых отношениях [5]. Юридические лица могут участвовать в гражданском обороте через своих работников. Действия работников при исполнении ими своих трудовых или служебных обязанностей рассматриваются как действия юридического лица. Поэтому если действия указанных работников повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (например, ошибка пилотирования, навигационная ошибка и др.), ответственность будет нести владелец источника повышенной опасности (которым может быть и физическое лицо), т.е., как правило, организация, с которой заключены трудовые отношения.

При этом к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 ТК РФ относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий тру-

да; выполнение работником трудовой функции за плату.

О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегриро-ванность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем [7; 8].

Таким образом, деятельность в обязательствах по перевозке относится к повышенной опасности для окружающих. С учетом этого были выявлены условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный таким источником. Это позволило выделить особенность, которая состоит в том, что вина причи-нителя вреда для ее возникновения требуется не всегда. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, является, как правило, частным случаем внедоговорной ответственности. Владелец источника повышенной опасности обязан возместить вред, причиненный жизни или здоровью человека, в соответствии с нормами ГК РФ.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, в ред. от 28.06.2021 г., с изм. от 26.10.2021) // http://www.consultant.ru/ <1оситеЩ/сош_<!ос_ЬЛ,^82959/

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, в ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // http://www.consultant.ru/ <1оситеЩ/сош_<1ос_ЬЛ,^82959/

3. Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона) 1804 г. // Офиц. интернет-изд. Pandia.ru // Ы^://

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

pandia.ru/text/77/231/34260.php (Дата обращения: 08.11.2021)

4. Германское гражданское уложение. Кн. 2. Раздел 1 // ЫЛ^/Ди.'ш^оигсе.о^/шШ/Герман-ское_гражданское_уложение/Книга_2/Раздел_1 (Дата обращения: 08.11.2021)

5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 28.06.2021 г., с изм. от 06.10.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

6. Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» / / Бюллетень ВС РФ. 2010. № 3.

7. Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» // Рос. газ. 2018. № 121.

8. Рекомендация № 198 Международной организации труда «О трудовом правоотношении» (принята в г. Женеве 15.06.2006 г. на 95-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Электр. фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» // http:// docs.cntd.ru/document/499076405 (Дата обращения: 08.11.2021)

9. Агарков М.М., Братусъ С.Н., Генкин Д.М., Серебровский В.И. и др. Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / Под ред. М.М. Агаркова, Д.М. Генкина М., 1944. Т. 1. 419 c.

10. Агуассэ -Данхо Л. И. Международно -право -вые вопросы ответственности за вред, причиненный иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. 153 с.

11. Антонова Л.А., Безрук ff.A., Брагинский М.И., Вердников В.Г. и др. Советское гражданское право: Учеб. пособие: В 2-х ч. / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М., 1961. Ч. 2. 575 c.

12. Баглариду М. Ф. Компенсация морального вреда, причиненного пассажиру при воздушной перевозке, по законодательству России и зарубежных стран: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2020. 264 с.

13. Собчак A.A. О понятии источника повышенной опасности в советском гражданском праве // Правоведение. 1964. № 2. С. 144—147.

14. Солдатенко О.М. Гражданско-правовое регулирование ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 186 с.

15. Титаренко Д.Н. Гражданско-правовое регулирование обязательств вследствие причинения вреда жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2011. 200 с.

16. Тютрина Н.Н. Транспортные обязательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 28 с.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation. Part one of 30.11.1994 № 51-FZ (as amended. from 06.28.2021, with the change. dated 26.10.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

2. The Civil Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Civil Code of the Russian Federation). Part Two of 26.01.1996 № 14-FZ (as amended. from 01.07.2021, with changes. dated 08.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

3. The Civil Code (Napoleon's Code) of 1804 // Official Online edition Pandia.ru // https:// pandia.ru/text/77/231/34260.php (Accessed: 08.11.2021)

4. German Civil Code. Book 2. Section 1 // https://ru.wikisource.org/wiki/Германское_граж-данское_уложение/Book_2/Section_1 (Accessed: 08.11.2021)

5. The Labor Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Labor Code of the Russian Federation) № 197-FZ dated 30.12.2001 (as amended. from 06/28/2021, with the change. from 06.10.2021, with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021) // http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_82959/

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 1 dated 26.01.2010 «On the application by courts of civil legislation regulating relations on obligations due to harm to the life or health of a citizen» / / Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2010. № 3.

7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 29.05.2018 № 15 «On the application by courts of legislation regulating the labor of employees working for employers — individuals and employers — small businesses that are classified as microenterprises» // Rossiyskaya Gazeta. 2018. № 121.

LAW & LEGISLATION • 02-2022

8. Recommendation № 198 of the International Labor Organization «On labor relations»" (Adopted in Geneva on 15.06.2006 at the 95th session of the ILO General Conference) // Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documentation of JSC «Codex» // http://docs.cntd.ru/document/ 499076405 (Accessed: 08.11.2021)

9. Agarkov M.M., Bratus S.N., Genkin D.M., Serebrovsky V.I., etc. Civil Law: Textbook. In 2 vols. / Edited by M.M. Agarkov, D.M. Genkin M., 1944. Vol. 1. 419 p.

10. Aguasse-Danho L.I. International legal issues of liability for damage caused by a foreign aircraft to third parties on the surface: Dis. ... cand. jurid. M., 1998. 153 p.

11. Antonova L.A., Bezruk N.A., Braginsky M.I., Verdnikov V.G., etc. Soviet Civil Law: Textbook. In 2 hours / Ed. V.A. Ryasentsev. M., 1961. Part 2. 575 p.

12. Baglaridu M.F. Compensation for moral damage caused to a passenger during air transportation, according to the legislation of Russia and foreign countries: Dis. ... cand. jurid. M., 2020. 264 p.

13. Sobchak A.A. On the concept of a source of increased danger in Soviet civil law / / Pravovedenie. 1964. № 2. Pp. 144-147.

14. Soldatenko O.M. Civil law regulation of liability for damage caused by a source of increased danger: Dis. ... cand. jurid. sciences'. Saratov, 2002. 186 p.

15. Titarenko D.N. Civil law regulation of obligations as a result of harm to the life or health of an employee in the performance of his work duties: Dis. ... cand. jurid. sciences'. Stavropol, 2011. 200 p.

16. Tyutrina N.N. Transport obligations: Autoref. dis. ... cand. jurid. M., 2005. 28 p.

Информация об авторе

Махиборода М.Н. — кандидат юридических наук

Information about the author

Makhiboroda M.N. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 15.11.2021 ; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 15.11.2021 ; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.