Закон и право. 2022. № 1. С. 124-128. Law and legislation. 2022;(1):124-128.
Научная статья УДК 347.518
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-124-128
NIION: 1997-0063-1/22-026 MOSURED: 77/27-001-2022-1-226
Виды транспортных средств, используемых для перевозки
Максим Николаевич Махиборода
Институт Академии ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается категория «транспортное средство», которая в дальнейшем уточняется на основе анализа теоретических исследований, нормативно-правовых актов и судебной практики. Выделяются виды транспортных средств, предназначенных для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами, уставами и федеральными законами, используемых для осуществления коммерческих перевозок. В заключительной части статьи формулируется понятие термина «перевозка».
Ключевые слова: виды транспортных средств, использование транспортного средства, перевозка, транспортные обязательства.
Для цитирования: Махиборода М.Н. Виды транспортных средств, используемых для перевозки // Закон и право. 2022. № 1. С. 124—128. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-124-128.
Original article
Types of vehicles used for transportation
Maksim N. Makhiboroda
Institute of the Academy of FSIN of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the category of «vehicle», which is further clarified based on the analysis of theoretical studies, regulatory legal acts and judicial practice. The types of vehicles intended for the transportation of individuals, cargo, baggage, hand luggage, personal belongings, animals or equipment installed on these vehicles are distinguished in the values defined by transport codes, charters and federal laws used for commercial transportation. In the final part of the article, the concept of the term «transportation» is given.
Keywords: types of vehicles, use of the vehicle, transportation, transport obligations.
For citation: Makhiboroda M.N. Types of vehicles used for transportation // Law and legislation. 2022;(1): 124—128. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-124-128.
Г пор в отношении категории «транспорт ное средство» существует уже давно. Еди-'^»«'•Ного мнения ни у ученых, ни у законодателя, ни в судебной практике так и не сложилось.
Е.В. Вавилин, например, в своем исследовании указал на то, что под транспортным средством следует понимать техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное) с
© Махиборода М.Н. М., 2022.
целью перевозки (перемещения) физических лиц и (или) материальных объектов [9, с. 169].
С.Н. Мызров определяет его как объект, передвигающийся самостоятельно или при помощи внешнего движителя, функционально предназначенного и используемого для перемещения людей и (или) имущества в пространстве [11, с. 99].
Ю. Кремер утверждал, что транспортное средство есть сооружение, механизм, устройство, специально предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки иных объектов [10].
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022
М.А. Бажина делает вывод в своем исследовании, что под транспортным средством следует обозначать предмет материального мира, средство передвижения, а само определение входит в дефиницию «транспорт», т.е. в более широкое понятие. При этом, по мнению автора, их следует различать на законодательном уровне. Само же обязательство должно исполняться только при помощи транспортного средства [8].
Вместе с тем рассуждения указанных выше авторов в отношении указанного определения видятся несколько не точными. Исходя из указанных категорий можно практически любой передвигающийся самостоятельно механизм, перевозящий людей и грузы, считать транспортным средством. Например, лифт, элеватор, эскалатор и тому подобное, что не совсем корректно с точки зрения законодательства Российской Федерации.
В иностранной литературе тоже можно встретить разные точки зрения. Например, МасМШап в своем исследовании уже уточнил, что под транспортным средством следует понимать устройство, предназначенное или используемое для перевозки (транспортировки) людей или грузов, определив, что в большинстве случаев это специально произведенные средства (например, велосипеды, автомобили, мотоциклы, поезда, корабли, лодки и самолеты) [12, р. 1106].
В судебной практике Российской Федерации, несмотря на законодательное закрепление данного понятия, суды тоже пытались системно его толковать, понимая, например, под транспортным средством устройства, предназначенные для перевозки по суше (под землей), по воде, по воздуху людей и грузов, уточняя указанную категорию привязкой к среде перемещения [6].
В нормативных актах также можно встретить разные понятия транспортного средства. Например, Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [2] и постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах дорожного движения» [4] понимают под ним устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, которое несколько заужено из-за специфики регулирования.
Достаточно подробно рассматривает группировку «транспортные средства» Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-
2014 (СНС 2008) [7]. В нем систематизируются средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.); подвижной состав морского и водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служеб-но-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, понтоны, плавучие доки, суда лоцманские и проч.); подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы и полуприцепы); подвижной состав воздушного транспорта (самолеты, вертолеты, космические аппараты, воздухоплавательные аппараты, планеры, беспилотные комплексы); подвижной состав городского электрического транспорта (вагоны метрополитена, подвижной состав монорельсовой транспортной системы, трамваи); средства напольного производственного транспорта, а также прочие виды транспортных средств, к которым могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транс -портировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы).
Автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, плавучие технические средства, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (буксиры, плавкраны, плавучие доки, понтоны, передвижные электростанции, передвижные установки трансформаторные, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и учитываются как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование.
Буксиры также не относятся к транспортным средствам, когда применяются для вывода (спуска) кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций из акватории завода-верфи; постановки и швартовки кораблей и судов при проведении заводских ходовых и государственных испытаний; сколки и освобождения ото льда путей следования кораблей; демонтажа судоподъемных понтонов; оказания помощи строящимся и испытываемым кораблям в
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2022
аварийных ситуациях и обеспечения проведения аварийно-спасательных работ на территории порта и в море.
Плавкраны аналогично не являются транспортными средствами, когда применяются для выполнения грузоподъемных операций для формирования крупногабаритных корпусных конструкций при достройке кораблей, судов, плав-сооружений и плавучих конструкций.
Плавучие доки, понтоны тоже не относятся к транспортным средствам, когда применяются для докования и спуска на воду кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций.
Основой классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему. Например, локомотивы включают: экипажную часть, двигатели, генераторы, электрооборудование, тормозное оборудование; вагон включает систему отопления, проводку и арматуру освещения; теплоход включает двигатели, электростанцию, радиостанцию, спасательные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, навигационные и измерительные приборы; автомобиль включает запасное колесо (с камерой и покрышкой) и комплект инструментов; трамвайный вагон (моторный) включает кузов, мотор, тормоза, измерительные приборы и набор инструментов [7].
Предлагается придерживаться понятия транспортного средства, которое дано в Федеральном законе «О транспортной безопасности» [1].
Таким образом, под транспортными средствами следует понимать устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, используемые для осуществления коммерческих перевозок и включающие:
■ транспортные средства автомобильного транспорта;
■ воздушные суда гражданской авиации;
■ суда, используемые в целях торгового мореплавания;
■ суда, используемые на внутренних водных путях;
■ железнодорожный подвижной состав;
■ транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Вместе с тем законодатель не учел в нем такие виды транспорта, как: космический; вне-
уличный (метрополитен, монорельс, фуникулер, канатная дорога); трубопроводный, в том числе гидравлический и пневматический, не вошедшие в указанный перечень.
С точки зрения безопасности, возможно, они и не представляют интерес для государства, но в любом случае являются видом транспорта и создают опасность для окружающих.
Таким образом, предлагается внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, содержащее данное понятие, с учетом его специфики, установив в дальнейшем контроль со стороны государственных органов в лице Министерства транспорта Российской Федерации за своевременным внесением предложений по дополнению нормативно -правовых актов новыми видами транспорта по мере их появления, поскольку технический прогресс в XXI в. не стоит на месте.
Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной его эксплуатацией как источника повышенной опасности [2; 5].
При этом под непосредственно транспортной деятельностью следует считать такую, которая связана с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях [6].
Таким образом, анализ гражданского законодательства, судебной практики позволили уточнить понятие транспортного средства применительно к перевозкам.
Резюмируя вышесказанное, для единого понимания в науке и практике следует сформулировать понятие самой перевозки в юридическом смысле, под которой следует понимать обязательства, в силу которых одно лицо (перевозчик, фрахтовщик) обязуется совершить юридические и (или) фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой груза, пассажира или багажа в пользу другого лица (пассажира, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя), а последнее обязуется оплатить оказанные услуги в размере и порядке, установленных законом или соглашением сторон.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022
Список источников
1. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_66069/
2. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ (в ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_66069/
3. Модельный закон о транспортной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-8 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 173—199.
4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (в ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2709/92d969e26a4326c5d02fa79 b8f9cf4994ee5633b/
5. Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
6. Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 по делу № А40-73233/12-77-726 // https://fas.gov.ru/netcat_files/File/Postanovlenie% 20FAS%20M0%20(kassatsiya).pdf
7. Приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (в ред. от 08.05.2018) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66069/
8. Бажина М.А. Понятие «транспортное средство» в транспортном праве // Транспортное право. 2017. № 1. С. 10—13.
9. Вавилин Е.В. Аренда транспортных средств: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 200 с.
10. Кремер Ю. Особенности объекта аренды транспортных средств // Хоз-во и право. 2010. № 1. С. 58-60.
11. Мызров С.Н. Договор аренды / Под ред. В.П. Воложанина. Ульяновск, 2001. 168 с.
12. MacMillan Contemporary Dictionary (Ed. director W.D. Halsey). MacMillan Publishing, 1979. 1158 p.
References
1. Federal Law «On Transport Security» dated 09.02.2007 № 16-FZ (as amended on 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66069/
2. Federal Law «On Compulsory Insurance of Civil Liability of vehicle Owners» dated 25.04.2002 № 40-FZ (as amended. from 02.07.2021, with amendments and additions, intro. effective from 08/ 22/2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_66069/
3. Model Law on Transport Activities (adopted in St. Petersburg on 31.10.2007 by Resolution 29-8 at the 29th plenary session of the Interparliamentary Assembly of CIS Member States) // Newsletter. Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States. 2007. № 41. Pp. 173-199.
4. Decree of the Government of the Russian Federation № 1090 of 10/23/1993 (as amended. dated 31.12.2020) «On the Rules of the Road» (together with the Basic Provisions on the Admission of Vehicles to Operation and the duties of Officials to ensure road safety, with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2709/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf49 94ee5633b/
5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 26, 2017 № 58 «On the application by courts of legislation on compulsory insurance of civil liability of vehicle owners» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
6. Resolution of the FAS of the Moscow District of 25.04.2013 on case № A40-73233/12-77-726 // https://fas.gov.ru/netcat_files/File/Postanov-lenie%20FAS%20MO%20 (kassatsiya).pdf
7. Rosstandart Order № 2018-st dated 12.12.2014 (as amended. dated 08.05.2018) «On the adoption and introduction of the All-Russian Classifier of fixed assets OK 013-2014 (2008 SNA)» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66069/
LAW & LEGISLATION • 01-2022
8. Bazhina M.A. The concept of «vehicle» in transport law // Transport law. 2017. № 1. Pp. 10—13.
9. Vavilin E.V. Rental of vehicles: dis. ... cand. jurid. sciences'. Saratov, 1999. 200 p.
10. Kremer Yu. Features of the vehicle rental facility // Economy and law. 2010. № 1. Pp. 58—60.
11. Myzrov S.N. Lease agreement / Edited by V.P. Volozhanin. Ulyanovsk, 2001. 168 p.
12. MacMillan Contemporary Dictionary (Ed. director W.D. Halsey). MacMillan Publishing, 1979. 1158 p.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 687 с.
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.
Информация об авторе
Махиборода М.Н. — кандидат юридических наук
Information about the author
Makhiboroda M.N. — candidate of law
Статья поступила в редакцию 15.11.2021; одобрена после рецензирования 20.12.2021; принята к публикации 24.12.2021.
The article was submitted 15.11.2021; approved after reviewing 20.1 2.2021; accepted for publication 24.12.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022