Научная статья на тему 'Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка по реализации прав ребёнка на охрану здоровья и получение медицинской помощи в Севастополе'

Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка по реализации прав ребёнка на охрану здоровья и получение медицинской помощи в Севастополе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита / охрана здоровья / оказание медицинской помощи / Уполномоченный по правам ребён / protection / health protection / delivery of health care / Ombudsman for Children

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артеменкова Елена Алексеевна

Автор статьи рассматривает проблемы нарушения прав ребёнка на охрану здоровья и получение медицинской помощи в Севастополе. На основе проведенного исследования и анализа по реализации прав ребёнка на охрану здоровья и получения медицинской помощи в Севастополе сформулированы выводы и выявлены пути решения проблем. В результате проведенного анализа автор выявил, что сохранилась проблема длительности ожидания скорой медицинской помощи. В образовательных учреждениях области во время обучения детей в субботние дни не работают медицинские сотрудники. Отсутствие возможности оказания своевременной медицинской помощи в образовательных учреждениях ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся. В Севастополе демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS ON THE RIGHTS OF THE CHILD TO HEALTH AND MEDICAL CARE IN SEVASTOPOL

The author of article considers problems of violation of the rights of the child for health protection and receiving medical care in Sevastopol. On the basis of the conducted research and the analysis on realization of the rights of the child for health protection and receiving medical care in Sevastopol conclusions are formulated and solutions of problems are revealed. As a result of the carried-out analysis the author has revealed that the problem of duration of expectation of emergency medical service has remained. In educational institutions of area during training of children in Saturday days medical employees don't work. The lack of a possibility of rendering timely medical care in educational institutions threatens life and health of students. In Sevastopol demographic tendencies have to be slowed down and stopped.

Текст научной работы на тему «Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка по реализации прав ребёнка на охрану здоровья и получение медицинской помощи в Севастополе»

УДК: 342

Б01: 10.24411/2412-1657-2018-10018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЁНКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СЕВАСТОПОЛЕ

Е. А. Артеменкова

Автор статьи рассматривает проблемы нарушения прав ребёнка на охрану здоровья и получение медицинской помощи в Севастополе. На основе проведенного исследования и анализа по реализации прав ребёнка на охрану здоровья и получения медицинской помощи в Севастополе сформулированы выводы и выявлены пути решения проблем. В результате проведенного анализа автор выявил, что сохранилась проблема длительности ожидания скорой медицинской помощи. В образовательных учреждениях области во время обучения детей в субботние дни не работают медицинские сотрудники. Отсутствие возможности оказания своевременной медицинской помощи в образовательных учреждениях ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся. В Севастополе демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены.

Ключевые слова: защита, охрана здоровья, оказание медицинской помощи, Уполномоченный по правам ребёнка.

Согласно обращениям, поступающим к Уполномоченному по правам ребёнка в 2017 году, существует ряд важнейших проблем в сфере охраны здоровья детей. Данные проблемы находятся на особом контроле у Уполномоченного по правам ребёнка в Севастополе.

Права на медицинскую помощь несовершеннолетним регулируются на уровне международного и федерального законодательства. Каждый ребёнок имеет право на бесплатную медицинскую помощь, услуги, гарантированные социальным страхованием [1]. Ответственность за здоровье детей до совершеннолетия несут родители и государство.

Уполномоченный по правам ребёнка на основании п.1 ч.2 ст. 10 Закона города Севастополя от 17.04.2015 № 127-ЗС «Об Уполномоченном по правам ребёнка в городе Севастополе» [3] проводит прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав и законных интересов ребёнка.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей и гарантирует обеспечение прав и законных интересов ребёнка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2].

Артеменкова Елена Алексеевна — ФГБОУ ВО «Среднерусский институт управления» (филиал РАНХиГС), г. Орёл

Уполномоченный по правам ребёнка взаимодействует со специалистами здравоохранения и обсуждает вопросы охраны психического здоровья детей, проблемы организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитации детей-инвалидов и др.

Оказание качественной и доступной медицинской помощи является одним из основных условий здоровья граждан.

Дефицит врачей-педиатров участковой службы приводит к тому, что при вызове врача ребёнку на дом время ожидания прибытия специалиста составляет более 8 часов. Необходимо всех детей обеспечить качественной бесплатной медицинской помощью.

В Севастополе существует проблема нехватки узких специалистов. В городе не хватает детских хирургов, ортопедов, травматологов, кардиологов, урологов, эндокринологов. К ним можно попасть только по записи на месяц вперед. Жители Севастополя вынуждены обращаться в частную медицину, так как большой объем медицинской помощи в государственном секторе не даёт возможности оказывать ее своевременно.

Вследствие этого приведем пример: так, к Уполномоченному по правам ребёнка в Севастополе обратилась гр. В. — мать ребёнка инвалида — с просьбой оказать содействие в оборудовании и работе хирургического (перевязочного) кабинета на постоянной основе в детской поликлинике № 6 (Инкерман).

В своем заявлении гр. В. указала, что в настоящее время в детской поликлинике в Инкермане хирург ведет прием один раз в неделю по несколько часов. В связи с этим родителям с больными детьми приходится обращаться за оказанием медицинской помощи в ГБУЗ Севастополя «Городская больница № 5 — Центр охраны здоровья матери и ребёнка» (комплекс) на проспекте Генерала Остякова [7]. После запроса Уполномоченного в Департамент здравоохранения города Севастополя получен ответ, что в 2018 году планируется капитальный ремонт детской поликлиники по плану, предусмотрено наличие отдельного кабинета врача-хирурга и перевязочного кабинета.

В Севастополе для укрепления и сохранения здоровья детей проделана определённая работа по совершенствованию качества амбулаторно-поликлинической помощи, улучшению материально-технической оснащенности детских поликлиник.

В Севастополе осуществляется ремонт детских поликлиник и оснащение их современным медицинским оборудованием, внедряется автоматизированная запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов в рамках проводившейся программы модернизации здравоохранения.

Несмотря на происходящие положительные результаты по всем основным критериям, обеспечивающим качество и доступность медицинской помощи, пока не происходит улучшения качественных показателей состояния здоровья детей.

По данным Департамента здравоохранения города Севастополя, количество детей-инвалидов постоянно растет [6]. Если в 2015 году количество детей-инвалидов составляло — 1291, в 2016 году — 1338, то в 2017 году — 1438 [11].

2015 год 2016 год 2017 год

Рис. 1. Количество детей-инвалидов в 2015-2017 гг. [11]

Особенной проблемой остаётся детская смертность. По данным Департамента здравоохранения города Севастополя, показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми за 2017 год составил — 3,90, в 2016 году — 4,77 [6]. В 2017 году был зарегистрирован один случай материнской смертности [5]. Рост детской смертности в Севастополе происходит при неуклонном снижении рождаемости. Рожать в Севастополе стали меньше. За 12 месяцев 2017 года родилось живыми 4845 детей, что на 564 ребенка меньше, чем в 2016 году (5409) [4]. Таким образом, показатель рождаемости снизился на 11,64 % (12,8 на тыс. населения за 12 мес. 2016 г.; 11,3 на тыс. населения — за 12 мес. 2017 года). Аналогичный показатель в РФ за 11 месяцев 2017 года составил 11,6 на тыс. населения [10].

Для снижения материнской и младенческой смертности необходимо улучшить качество оказываемых медицинских услуг в государственных учреждениях, в обязательном порядке проводить профилактические мероприятия, а также проводить индивидуальные работы с семьями.

В Севастополе наблюдается снижение рождаемости. Так, в 2015 году появился 5471 малыш, в 2016 году — 5409, а в 2017 году только 4845 новорожденных [8]. В связи с данной проблемой необходимо повышать показатели здоровья населения, сформировать мотивацию на рождение второго и последующих детей.

В последние годы имеет тенденция к росту общей заболеваемости детей и подростков в возрасте до 17 лет:

Таблица 1.

Состояние заболеваемости по группам несовершеннолетних в 2015—2017 гг.

№ Группы несовершеннолетних по состоянию здоровья Годы

п/п 2015 2016 2017

1 Численность несовершеннолетних с 1-ой группой здоровья 24326 22390 30082

2 Численность несовершеннолетних со 11-ой группой здоровья 29066 22145 36138

3 Численность несовершеннолетних с 111-ой группой здоровья 4838 4041 2548

4 Численность несовершеннолетних с 1У-ой группой здоровья 549 649 305

5 Численность несовершеннолетних с У-ой группой здоровья 194 1338 1438

Источник: [8]

Большинство беременностей подростков непреднамеренное. Значительная часть девочек прерывает беременность из-за неготовности к материнству, социально неблагоприятной обстановки, трудной жизненной ситуации или нежелания воспитывать ребенка в одиночку.

Таблица 2.

Количество абортов среди несовершеннолетних в 2015—2017 гг.

Основные показатели Годы

2015 2016 2017

Количество абортов в возрасте до 14 лет 1 0 0

Количество абортов возрасте 15-17 лет 14 14 35

Источник: [8]

Для улучшения данной проблемы необходимо не только совершенствовать работу, направленную на повышение качества оказания медицинской помощи и профессионализма медицинских работников, но и принять дополнительные меры для реализации мероприятий по формированию у детей здорового образа жизни, обязательно включающего моральную составляющую.

Особую актуальность составляет проблема организации медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях. Недостаточная обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в дошкольных и общеобразовательных организациях. Для решения данной проблемы необходимо принять меры по комплектованию медицинских организаций детскими врачами-специалистами, осуществляющими первичную медико-санитарную помощь в образовательных организациях, а также по приведению медицинских кабинетов образовательных организаций в соответствие с лицензионными требованиями.

Взаимодействие с Департаментом здравоохранения, специалистами медицинских организаций позволяло оперативно решать вопросы госпитализации несовершеннолетних в медицинские учреждения, оперативно организовывать консультации специалистами.

В структуре обращений большую часть, касающуюся вопросов охраны здоровья детей, занимают жалобы на нарушения прав детей в медицинских организациях — 17 обращений. Жалобы касаются таких вопросов, как недоступность и качество медицинской помощи, грубое отношение к пациентам, отказ в выдаче соответствующих медицинских документов и др. [9].

Таким образом, считаем, что для повышения доступности, качества, условий медицинской помощи детскому населению Правительству города Севастополь необходимо:

1. Привлекать и закреплять в службу детства молодых специалистов;

2. Укреплять материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь всему населению города Севастополя;

3. Необходимо укомплектовать детские учреждения здравоохранения медицинскими кадрами.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

3. Закон г. Севастополя от 17 апреля 2015 г. № 127-ЗС «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Севастополе» // Севастопольские известия от 18 апреля 2015 г. № 30-31 (1775).

4. Постановление Правительства Севастополя от 22.01.2018 г. № 18-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 29.12.2016 № 1302-ПП «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». [Электронный ресурс]. URL: www.consultant. ru

5. Постановление Правительства Севастополя от 18.05.2017 №392-1111 «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 29.12.2016 №1302-ПП «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». [Электронный ресурс]. URL: www.consultant. ru

6. Департамент здравоохранения г.Севастополя [Электронный ресурс]. URL: https://dzs.sev.gov.ru

7. Официальный сайт аппарата Уполномоченного по правам ребенка в г. Севастополь [Электронный ресурс]. URL: http://sevastopol-deti.ru

8. Матвиенко озаботилась падением рождаемости в Севастополе // Инфо24 [Электронный ресурс]. URL: https://info24.ru/news/v-sevastopole-upala-rozhdaemost.html

9. MedRussia [Электронный ресурс]. URL: https://medrussia.org/18247-smertnosti/

10. Российский демографический барометр // Демоскоп Weekly [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0741/barom06.php

11. 1пформер: крымский новостной портал [Электронный ресурс]. URL: http://ruinformer.com/page/chto-delaet-bahlykov-dlja-uvelichenija-smertnosti-detej-v-sevastopole

THE ACTIVITIES OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS ON THE RIGHTS OF THE CHILD TO HEALTH AND MEDICAL CARE

IN SEVASTOPOL

Artemenkova E.A.

post-graduate student, The Central Russian institute of management (RANEPA branch), Oryol

The author of article considers problems of violation of the rights of the child for health protection and receiving medical care in Sevastopol. On the basis of the conducted research and the analysis on realization of the rights of the child for health protection and receiving medical care in Sevastopol conclusions are formulated and solutions of problems are revealed. As a result of the carried-out analysis the author has revealed that the problem of duration of expectation of emergency medical service has remained. In educational institutions of area during training of children in Saturday days medical employees don't work. The lack of a possibility of rendering timely medical care in educational institutions threatens life and health of students. In Sevastopol demographic tendencies have to be slowed down and stopped.

Key words: protection, health protection, delivery of health care, Ombudsman for Children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.