Научная статья на тему 'Деятельность центральных и местных органов по обеспечению безопасности дорожного движения в первые годы советской власти'

Деятельность центральных и местных органов по обеспечению безопасности дорожного движения в первые годы советской власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГАИ / ИНСТРУКЦИЯ / СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНСПЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко П. Н.

В статье анализируется деятельность центральных и местных органов по обеспечению безопасности дорожного движения в первые годы советской власти, приведшая к появлению первых специальных органов безопасности дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность центральных и местных органов по обеспечению безопасности дорожного движения в первые годы советской власти»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

П.Н. ШЕВЧЕНКО

Аннотация. В статье анализируется деятельность центральных и местных органов по обеспечению безопасности дорожного движения в первые годы советской власти, приведшая к появлению первых специальных органов безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, ГАИ, инструкция, советская милиция, транспортная инспекция.

В декабре 1917 г. Петроградским комитетом охраны города был подготовлен проект положения об охране Петрограда, одобренный впоследствии Главным штабом Красной гвардии и НКВД РСФСР1. Наряду с широким кругом вопросов охраны общественного порядка, содержащихся в положении, впервые была обозначена задача обеспечения безопасности дорожного движения2.

Позднее Петроградский совет утвердил положение об охране Петрограда, в соответствии с которым надлежало создать охрану двух типов: невооруженную сторожевую и патрульно-обходную. В задачу первой входило, в частности, наблюдение за выполнением правил уличного движения. Наиболее последовательно она выполнялась в Кронштадте. Порядок несения службы определялся инструкцией милиционерам всенародной милиции3. Среди основных направлений ее деятельности по охране общественного порядка предусматривалось наблюдение за безопасным движением транспортных средств и пешеходов.

В апреле 1918 г. НКВД обязал исполкомы местных Советов установить единую структуру отделов управления, разделив их на подотделы, в том числе на подотделы милиции. Так, отдел управления Орловского губернского исполкома был образован 15 мая 1918 г., а уже спустя месяц начальник подотдела милиции издал приказ, в котором указывалось на обязательное выполнение постановления Орловского губисполкома по упорядочению работы транспорта — регистрации всеми учреждениями и частными лицами грузовых и легковых автомобилей, выдачи их владельцам номерных знаков. Милиции предписывалось задерживать всех разъезжающих без номеров и удостоверений4.

В одном из постановлений Московского совета транспортному отделу и милиции предписывалось ввести новые пропуска для транспортных средств, установить контроль за движением, обязать частников сдать излишки бензина.

Комиссаром по внутренним делам Петрограда была утверждена инструкция дружиннику революционной наружной охраны союза коммун Северной

области от 24 июля 1918 г.5, которая вводила институт старших дружинников по контролю за служебной деятельностью дружинников. Дружинники осуществляли охрану общественного порядка и контроль за безопасным движением транспортных средств. В соответствии с ней дружинник должен был охранять безопасность и порядок передвижения на улицах, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и другие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и др.; наблюдать за чистотой улиц и ставить в известность управления домами, где замечаются нечистоты; задерживать автомобили и экипажи при несоблюдении ими правил движения и записывать их номера, а также номера трамваев и вагоновожатых при несчастных случаях на дорогах.

21 августа 1918 г. проект положения о советской милиции был рассмотрен на очередном заседании СНК. Советское правительство поручило народным комиссариатам внутренних дел и юстиции переработать его, сделав инструкцией. 12 октября 1918 г. была утверждена инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции как специального штатного органа Советского государства. Основными направлениями ее деятельности в инструкции значились: охрана общественного порядка, борьба с правонарушителями, контроль за соблюдением всеми гражданами декретов и распоряжений Советской власти, надзор за порядком движения транспорта и пешеходов и техническим состоянием дорог и мостов. А уже в инструкции милиционерам рабоче-крестьянской милиции (декабрь 1918 г.) прямо указывалось, что милиционер должен поддерживать на улицах своего поста свободное и безопасное движение6. При этом основой в работе милиции являлись широкие воспитательные функции.

Одновременно с созданием советской милиции появились специальные службы по обеспечению безопасности дорожного движения в органах автомобильного транспорта. На практике эта деятельность осуществлялась впервые. Так, в постановлении ВСНХ

от 26 апреля 1918 г. «О пользовании автомобилями, мотоциклами и прочими средствами передвижения, потребляющими бензин»7 водителям предписывалось иметь отличительный знак и путевой лист, а там, где еще не было автомобильного движения и органов, регулирующих и контролирующих эксплуатацию автомобилей, — учредить такие органы. Для контроля за работой водителей в транспортных организациях вводились книги нарядов, путевые листы, в которых делались отметки о выпуске автомобиля на линию и его возвращении, производился учет лиц, имеющих право на управление автомототранспортом.

Автомобильный совет Центральной автосекции ВСНХ 10 июля 1918 г. издал постановление от «О пользовании автомобилями и мотоциклами и порядке автомобильного движения по городу Москве и окрестностям», в котором предусматривалось: запрещение частным лицам пользоваться автомото-транспортом ввиду недостатка бензина; обязательное предоставление всеми учреждениями, общественными организациями и администрацией гаражей авто-мототранспортных средств для учета в транспортный отдел Московского совета; выдача пропусков и двух номерных знаков; введение правостороннего автомобильного движения со скоростью до 25 верст в час для легковых и до 12 верст в час для грузовых автомобилей; наличие во всех учреждениях, организациях и гаражах контрольных книг с путевыми листами; учет и проверка свидетельств на право управления у водителей автотранспортных средств; необходимость членства работников автотранспорта в профсоюзных организациях; административное наказание виновных в нарушении требований данного Постановления в виде штрафа или ареста на срок от 1 до 3 месяцев. Для контроля за выполнением указанных положений этим же Постановлением при автомобильном совете была утверждена контрольно-техническая комиссия в составе трех человек8.

Для активизации борьбы с бандитскими группировками, нередко использовавшими автотранспорт, приказами административного отдела Московского совета патрульно-постовой службе предписывалось вести «запись номеров всех автомобилей, прибывающих к театрам и кафе, для чего, где не имеется постов, выставлять милиционеров на вечернее время». Милиция обязана была также строго следить за тем, чтобы с мостовых и тротуаров производилась уборка снега и льда в целях безопасности движения транспорта и пешеходов9.

В тяжелейших условиях борьбы с уголовной преступностью на милицию была возложена разработка специальных пропусков для автомобильного транспорта на свободный проезд. Так, в приказе административного отдела Московского совета от 9 ноября 1918 г. объявлялся образец пропуска для автомобилей, а милиции вменялось в обязанность задерживать автомобили, владельцы которых не имели пропуска10.

Пропускная система, введенная на автомобильном транспорте, имела исключительное значение для этого времени. Она способствовала организации порядка движения и тем самым была направлена на обеспечение безопасности дорожного движения.

Поддержание дорожно-транспортной дисциплины требовало от милиции напряженной работы. Начиная с августа 1918 г. по ноябрь 1919 г. административным отделом Московского совета было издано более 20 приказов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Значительная работа по реализации этих приказов проводилась милицией совместно с рабочими отрядами11.

Учитывая рост грузооборота в народном хозяйстве и преобладание в городском движении гужевого транспорта по сравнению с автомобилями и мотоциклами, президиум Московского совета в апреле 1921 г. принял постановление «О транспортной инспекции». В нем в частности говорилось, что транспортная инспекция учреждается в целях контроля за рациональнейшим использованием автомобильного и гужевого транспорта на территории Москвы и губернии, а также в целях инструктирования и контроля за правильной постановкой дела автогужехозяйств.

Транспортная инспекция обладала широкими полномочиями в области наложения административных взысканий: объявить замечание или выговор, взыскать штраф в размере до 20 тыс. руб., произвести арест владельцев транспортных средств на срок до 7 суток. Московской милиции предписывалось оказывать содействие транспортной инспекции, а также сообщать обо всех несчастных случаях на автомобильном транспорте12.

Наряду с транспортной инспекцией проблемами обеспечения безопасности дорожного движения занимались отдел коммунального хозяйства Ленгори-сполкома и постовая милиция, в обязанности которой входило «ближайшее управление движением и сообразное направление транспортных потоков»13. В инструкции милиционерам РККМ в разделе «Обязанности по наблюдению за порядком и безопасностью уличного движения и по охране общественного спокойствия» указывалось, что «постовой милиционер в пределах своего участка поддерживает свободное безопасное движение на улицах, руководствуясь на этот предмет установленными обязательными постановлениями местной власти»14.

Таким образом, с самых первых дней становления Советского государства проблеме охраны общественной безопасности придавалось самое серьезное значение. Деятельность центральных и местных органов в первые годы советской власти привела к появлению специализированных органов по обеспечению безопасности дорожного движения.

1 Квитчук А.С. Деятельность центральных и местных ор-

ганов советского государства по обеспечению безопасно-

сти дорожного движения (1918—1921 гг.) // История государства и права. 2006. № 2.

2 См.: Низамов В.Т., Рифицкий Т.П. Деятельность милиции РСФСР по обеспечению безопасности дорожного движения (1917—июнь 1941 гг.). — Орел, 1989. С. 12—13.

3 Вестник Народного комиссариата внутренних дел. 1918. № 5. С. 14—15.

4 Вестник Народного комиссариата внутренних дел. № 11. С. 1—2.

5 Там же. С. 13.

6 См.: Сборник законодательных документов по вопросам организации и деятельности советской милиции (1917—1934 гг.). — М., 1967. С. 14—16.

7 См.: Сборник декретов и постановлений по автомобильному хозяйству. 1917—1919 гг. — М., 1919. С. 26—28.

8 История ГАИ / Под ред. В.А. Федорова. — М., 1996. С. 34.

9 Там же. С. 35.

10 Центральный Государственный архив Октябрьской революции Москвы. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 145. Л. 125.

11 Центральный Государственный архив Октябрьской революции. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 145. Л. 125, 126, 160.

12 Курицын В.М. Переход к НЭПу и революционная законность. — М., 1972. С. 89.

13 Архив Музея милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ф. 1, 2. Л. 27.

14 Инструкция милиционерам РККМ. — М., 1923. С. 14.

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Д.О. ДИАНОВА,

адъюнкт кафедры гражданского права Московского университета МВД России

Аннотация. В статье исследуется деловая репутация юридических лиц в качестве самостоятельного понятия. Обосновывается вывод о целесообразности создавать и поддерживать именно положительную, с точки зрения общественной оценки, деловую репутацию.

Ключевые слова: деловая репутация, юридические лица, институт защиты деловой репутации юридических лиц, нематериальные блага, неимущественные права.

Из рецензии на статью: « Тема является весьма актуальной, что обусловлено отсутствием легального определения термина «деловая репутация юридического лица» Статья отвечает требованиям ВАК, предъявляемым к научным публикациям, выполнена на высоком уровне».

BUSINESS REPUTATION OF LEGAL BODIES

D.O. DIANOVA

звание

The Summary. In this article the business reputation of legal bodies as independent concept is investigated. The conclusion about expediency is proved to create and support positive, from the point of view of a public estimation, business reputation.

Key words: business reputation, legal bodies, Institute of protection of business reputation of the legal person, the non-material blessings, the non-property rights.

Современный правопорядок характеризуется значительным расширением сферы гражданско-правового регулирования и появлением новых институтов гражданского права, а современная цивилистика — появлением новых правовых понятий. К таким институтам относится, в частности, институт защиты деловой репутации юридических лиц, а к понятиям — понятие «деловая репутация юридических лиц».

Ранее юридическая литература уделяла недостаточно внимания трактовке понятия деловой репутации, поскольку действовавшие до 90-х годов прошлого столетия нормы гражданского законодательства

прямо не упоминали о возможной защите подобного блага, хотя некоторые авторы уточняли, что суды при рассмотрении дел об опровержении порочащих честь и достоинство сведений призваны пресекать распространение таких сведений, защищая доброе имя гражданина или положительную репутацию ор-ганизации1.

В современном гражданском праве (и в доктрине, и в законодательстве) нет единого понимания термина «деловая репутация». В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля репутация трактуется как «слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком»2, а в словаре С.И. Оже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.