— политология —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-3-2 УДК 32
Attribution
сс Ьу
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ
Аверин А.Н.1, Комаров Д.С.2, Бутова A.C.3
12Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Московский гуманитарно-экономический университет
Аннотация. Два основных фактора определяют актуальность темы исследования. Первый фактор - увеличение количества людей, занимающихся физической культурой и спортом. Основными задачами национальных целей к 2030 году определены снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом; повышение уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом [1]. Второй фактор - российские спортсмены не допускаются международными спортивными организациями до участия в международных спортивных соревнованиях. Цель статьи состоит в анализе деятельности субъектов физической культуры и спорта в современном российском обществе. Объектом исследования являются субъекты физической культуры и спорта, методами исследования - статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция. Полученные результаты. В процессе исследования использованы федеральные законы о физической культуре и спорте, федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, проект Доклада об итогах деятельности Министерства спорта Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год. Показаны субъекты физической культуры и спорта - физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации, Олимпийский, Паралимпийский, Сурдлим-пийский комитеты, Специальная олимпиада России, федеральный и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, спортивные агенты, Российский студенческий спортивный союз, центры раннего физического развития детей, образовательные и научные организации, люди, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы, спортивные команды, зрители, спортивные судьи, тренеры, специалисты в области физической культуры и спорта. Показана деятельность субъектов физической культуры и спорта по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий, международных физкультурные мероприятий, спортивной подготовке, подготовке кадров, проведении научно-исследовательских работ, рассмотрено финансовое обеспечение физической культуры и спорта. Основной вывод заключается в том, что в существующих условиях не допуска российских спортсменов международными спортивными организациями до участия в международных спортивных соревнованиях необходимо проводить более активную работу с международными спортивными организациями о снятии таких ограничений, продолжать развивать в нашей стране физическую культуру, массовый спорт и спорт высших достижений. В обзоре отечественной литературы необходимо отметить, что в огромном количестве опубликованных работ по проблемам физической культуры и спорта весьма сложно ориентироваться. Имеется много публикаций по различным видам спорта, развитию физической культуры и спорта в регионах, о выдающихся спортсменах. Тем не менее, целесообразно выделить работы по таким проблемам, как социально-экономические аспекты развития спортивной сферы, физическая культура и спорт в современном обществе, социальная значимость спорта, теория и практика спортивной подготовки. Существуют публикации по массовому спорту и спорту высших достижений - стратегия развития инфраструктуры массового спорта на федеральном уровне, направления развития массового спорта как элемента перехода к здоровому образу жизни, массовый спорт как фактор социально-экономической безопасности и повышения эффективности человеческих ресурсов, управление проектами в массовом спорте, спорт высших достижений как инструмент политики формирования позитивного имиджа государства, роль спорта высших достижений в формировании национально-государственной идентичности.
Ключевые слова: комплекс, массовый спорт, подготовка, соревнование, спорт высших достижений, субъект, федерального бюджет, федеральный закон, физическая культура, физ-культурно-спортивное мероприятие.
_— политология —_
ACTIVITIES OF SUBJECTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN RUSSIA
Alexander N. Averin1, Danil S. Komarov2, Anastasia S. Butova3
1,2Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Moscow University of Humanities and Economics
Abstract. Two main factors determine the relevance of the research topic. The first factor is the increase in the number of people engaged in physical culture and sports. The main objectives of the national goals by 2030 are to reduce the total duration of temporary disability of citizens of working age on the basis of the formation of a healthy lifestyle, the creation of conditions for the timely prevention of diseases and the involvement of citizens in systematic sports; increasing the level of citizens' satisfaction with the conditions for physical culture and sports [1]. The second factor is that Russian athletes are not allowed by international sports organizations to participate in international sports competitions. The purpose of the article is to analyze the activities of subjects of physical culture and sports in modern Russian society. The object of the research is the subjects of physical culture and sports, the research methods are the statistical method, comparison, analysis and synthesis, deduction and induction. Results. In the course of the study, the federal laws on physical culture and sports, the federal budget for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026, the draft Report on the results of the activities of the Ministry of Sport of the Russian Federation in 2023 and tasks for 2024 were used. Subjects of physical culture and sports are shown - physical culture and sports organizations, sports federations, Olympic, Paralympic, Deaflympic committees, Special Olympics of Russia, federal and regional executive authorities, local governments, sports agents, the Russian Student Sports Union, centers for early physical development of children, educational and scientific organizations, people engaged in physical education, athletes and their teams, sports teams, spectators, sports judges, coaches, specialists in the field of physical culture and sports. The activities of the subjects of physical culture and sports on the implementation of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex «Ready for Labor and Defense», in holding mass physical culture and sports events, international physical culture events, sports training, personnel training, conducting research work are shown, the financial support of physical culture and sports is considered. The main conclusion is that in the current conditions of non-admission of Russian athletes by international sports organizations to participate in international sports competitions, it is necessary to carry out more active work with international sports organizations to remove such restrictions, to continue to develop physical culture, mass sports and high performance sports in our country. In the review of domestic literature, it should be noted that it is very difficult to navigate in a huge number of published works on the problems of physical culture and sports. There are many publications on various sports, the development of physical culture and sports in the regions, about outstanding athletes. Nevertheless, it is advisable to highlight works on such problems as socio-economic aspects of the development of the sports sphere, physical culture and sports in modern society, the social significance of sports, the theory and practice of sports training. There are publications on mass sports and high performance sports - a strategy for the development of mass sports infrastructure at the federal level, directions for the development of mass sports as an element of the transition to a healthy lifestyle, mass sports as a factor of socioeconomic security and increasing the efficiency of human resources, project management in mass sports, high performance sports as a tool for the policy of forming a positive image of the state, the role of high sports achievements in the formation of national-state identity.
Keywords: complex, mass sports, training, competition, high performance sports, subject, federal budget, federal law, physical culture. physical culture and sports event.
Введение. Физическая культура представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [2]. Под спортом понимается сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Существует массовый спорт и спорт высших достижений.
Массовый спорт направлен на физическое воспитание и физическую подготовку людей посредством их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом путем предоставления возможности для проведения организованных самостоятельных занятий, для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, спорт высших достижений направлен на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях. В отличие от профессионального спорта, связанного с организацией и проведение профессиональных спортивных со-
— политология —
ревнований, любительский спорт как часть массового спорта предусматривает организацию и проведение спортивных соревнований, которые не связаны с подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации и регионов. Участие в спортивных соревнованиях не дает систематического получения дохода, не является трудовой функцией спортсменов, принимающих участие в любительских спортивных соревнованиях. Частью массового спорта является корпоративный спорт, который означает физическую подготовку, физическое развитие работников, членов их семей, организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий среди работников, членов их семей. При этом может быть содействие работодателей и физкультур-но-спортивных обществ. Существует детско-юношеский спорт, предусматривающий физическое воспитание и физическую подготовку молодых людей, не достигших возраста восемнадцати лет, путем их участия в организованных и самостоятельных занятиях, физкультурных и спортивных мероприятиях, подготовке спортивного резерва. Частью детско-юношеского спорта является школьный спорт, который направлен на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях. Студенческий спорт означает физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях. Основой военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта являются специальные действия, приемы, связанные с выполнением людьми, проходящими специальную службу, своих служебных обязанностей, подготовкой людей допризывного и призывного возрастов к военной службе. Эти виды развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.
Результаты. Обсуждение. К субъектам физической культуры и спорта относятся физкультурно-спортивные организации - юридические лица, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, имеющие право на оказание физкультурно-оздоровительных услуг. Это могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность и оказывающие такие услуги. К физкультурно-спортивной организации относится физкультурно-спортивное и спортивно-техническое общество, спортивный клуб, включая профессиональный и физкультурно-спортивный клуб, объединение физкультурно-спортивных клубов, фитнес-центр, центр спортивной подготовки, профессиональная спортивная лига, студенческая, школьная, любительская спортивная лига, общественно-
государственная организация, участвующая в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта. Целью физкультурно-спортивного общества как некоммерческой организации является развитие физической культуры и спорта в организациях, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпорациях, органах государственной власти и местного самоуправления. Должно быть заключено соглашение. Статус физкультурно-спортивного общества некоммерческие организации приобретают с момента заключения соглашения, с одной из организаций, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственной корпорацией, одним из органов государственной власти, местного самоуправления, объединением работодателей или профессиональных союзов. Спортивные клубы осуществляют учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность. Они могут создаваться юридическими и физическими лицами в виде физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы, школьных спортивных клубов, студенческих спортивных клубов, профессиональных спортивных клубов. Профессиональный спортивный клуб, будучи юридическим лицом, является участником профессионального спортивного соревнования или заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании. Цель деятельности фитнес-центров заключается в оказании людям услуг по физической подготовке и физическому развитию. Они организуют работу по формированию здорового образа жизни, создают условия для сохранения и укрепления физического здоровья, физического воспитания. Фитнес-центры могут быть членами общероссийских и международных спортивных объединений. Центры спортивной подготовки, центры подготовки спортивного резерва входят в систему спортивной подготовки. В спорте высших достижений существуют федеральные и региональные центры спортивной подготовки. Профессиональная спортивная лига как юридическое лицо основными целями деятельности имеет организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований.
Спортивная федерация как субъект, будучи общественной организацией, создается на основе членства, ее целями являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий, подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Существуют общероссийские и региональные спортивные федерации, различие между которыми состоит в федеральном и региональном уровне общественной организации, развитии видов спорта на территории страны и региона, уровне их пропаганды, организации, проведения спортивных мероприятий, подготовки спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации и ее субъектов. Они получают государственную ак-
— политология —
кредитацию. Региональная общественная организация является членом или структурным подразделением, региональным отделением общероссийской спортивной федерации.
В качестве субъектов выступают Олимпийский, Паралимпийский, Сурдлимпийский комитеты, Специальная олимпиада России, которые в качестве общественных объединений возглавляют Олимпийское, Паралимпийское, Сурдлимпий-ское движение, Специальную олимпиаду России, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта - Министерство спорта, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, профессиональные союзы в области физической культуры и спорта. К субъектам относятся спортивные агенты - физические или юридические лица, осуществляющие посредством совершения юридических и иных действий деятельность по содействию в трудоустройстве спортсменов и тренеров в профессиональный спортивный клуб, Российский студенческий спортивный союз, центры раннего физического развития детей, занимающиеся физическим воспитанием и физической подготовкой детей, приобретением ими знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование детей, формирование у детей культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление их здоровья. Субъектами являются образовательные и научные организации, люди, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы, спортивные команды, зрители, спортивные судьи, тренеры, специалисты по спортивной медицине, иные специалисты в области физической культуры и спорта.
Субъекты проводят значительную работу по развитию физической культуры и спорта. Используя проект Доклада об итогах деятельности Министерства спорта Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год, рассмотрим результаты работы в 2023 году [3]. В сфере физической культуры и массового спорта реализуется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», к которому присоединились 2,72 млн человек, приняли участие в выполнении нормативов 1,8 млн Проведены пять всероссийских фестивалей комплекса ГТО среди школьников, студентов, трудовых коллективов, семейных команд, людей с нарушением слуха.
Необходимо обратить особое внимание на то, что существует механизм привлечения людей к занятиям физической культурой и спортом -налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги и оказание качественных физкультурно-оздоровительных услуг. Налоговый вычет предоставлялся с суммы до 120 тыс.
рублей. Проводится конкурсный отбор на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидии некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере физической культуры и массового спорта. В конкурсе приняли участие 131 некоммерческая организация, победителями стали 33 организации, общая сумма субсидий на реализацию проектов составила 247,3 млн руб. Создано 30 студенческих спортивных лиг по видам спорта, в мероприятиях которых ежегодно участвует более 30 тыс. обучающихся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. За счет субсидии вовлечены в систему корпоративного спорта 23 тыс. человек. Наиболее массовыми корпоративными физкультурно-спортивными мероприятиями были летний и зимний всероссийские корпоративные фестивали, корпоративные игры Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы», соревнования «Гран-при России 2023 по дрон-рейсингу», финальные соревнования корпоративных лиг. Следует отметить, что доля людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 53,1 %, доля сельского населения -43,4 %, уровень обеспеченности спортивными сооружениями, исходя из их единовременной пропускной способности - 63,4 %.
В спорте высших достижений спортивная сборная команда Российской Федерации приняла участие в четырех международных мультиспор-тивных турнирах - V Боливарианские игры АЛБА в Венесуэле, первое общекомандное место, Российско-китайские молодежные игры в Китайской Народной Республике, первое общекомандное место, II Игры стран СНГ в Беларусь, первое общекомандное место, Игры БРИКС 2023 года в Южно-Африканской Республике.
На российской территории проведены крупные спортивные соревнования - комплексные соревнования «Игры дружбы» по плаванию, прыжкам в воду и синхронному плаванию, Кубок Содружества по биатлону, Кубок Доброй Воли по гребле на байдарках и каноэ, Борцовская лига Поддуб-ного по спортивной борьбе, Кубок Павла Леднё-ва по современному пятиборью, международные соревнования «Игры вызова легенд - 2023» по гимнастическим видам спорта. В системе всероссийских соревнований прошла Спартакиада между субъектами Российской Федерации, Всероссийская спартакиада по зимним видам спорта среди сильнейших спортсменов. Проведены 950 физкультурных и спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Состоялись Летние Игры Паралим-пийцев «Мы вместе», Международные соревнования «Летние Игры Сурдлимпийцев «Мы вместе. Спорт».
Существует 86 неолимпийских видов спорта, 3892 региональных спортивных федераций. По неолимпийским и национальным видам спорта проведены крупные международные соревнова-
— политология —
ния - международное ралли «Шелковый путь», I Международные спортивные игры национальных и неолимпийских видов спорта «Навстречу Евразиаде» I Всемирные игр национальных видов единоборств.
На российской территории в рамках Единого календарного плана были проведены 14759 мероприятий, в том числе 1200 физкультурных, 13146 спортивных, 413 соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Состоялись спортивные мероприятия сборных команд Российской Федерации по видам спорта, входящим в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Члены спортивных сборных команд приняли участие в 586 международных спортивных соревнованиях, из них 57 чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, первенств мира и Европы, 529 международных соревнований иного статуса, в их числе 57 международных соревнований по зимним олимпийским видам спорта, 469 - по летним олимпийским видам спорта, 60 - по адаптивным видам спорта. Проведены спортивные мероприятия по видам спорта, не включенным в программу Олимпийских игр. Члены спортивных сборных команд Российской Федерации приняли участие в 4615 спортивных мероприятиях, в том числе в 350 чемпионатах и кубках мира, чемпионатах и кубках Европы, международных спортивных соревнованиях, 2352 всероссийских соревнованиях - чемпионатах, первенствах, кубках России, 1557 межрегиональных соревнованиях - чемпионатах, первенствах федеральных округов, 356 учебно-тренировочных мероприятиях. Проведены 362 международных спортивных соревнования по 113 видам спорта.
В системе спортивной подготовки участвовали 4391 организация и 2,8 млн обучающихся и занимающихся человек. Общее число тренеров-преподавателей и тренеров составило 86 тыс., общая сумма расходов - 259 млрд. Оказана государственная поддержка организациям, входящим в систему спортивной подготовки, им направлены средства из федерального бюджета в общем объеме 667 млн 388,3 тыс. Структура федеральных училищ олимпийского резерва включает 11 профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству спорта, одно структурное подразделение
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
образовательной организации высшего образования. Реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки осуществляли 1308 спортсменов по 34 видам спорта, 35 % являются кандидатами в сборные команды России. Важное значение имеет подготовка кадров в сфере культуры и спорта, которая осуществлялась 27 образовательными организациями, в том числе 14 высшего и 11 профессионального образования, 2 научные организации. Прошли обучение 57353 тыс., их них 35910 тыс. обучались по программам высшего образования, 7387 тыс. - по программам среднего профессионального образования. 13518 тыс. обучались по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программам повышения квалификации - 12715, профессиональной переподготовки - 803 специалиста физ-культурно-спортивной отрасли. Две научные организации и 14 образовательных организаций высшего образования выполнили 45 научно-исследовательских работ и 26 работ по научно-методическому и экспертно-аналитическому обеспечению.
Большое значение имеет финансовое обеспечение физической культуры и спорта. В 2024 -2026 годы за счет средств федерального бюджета финансируется физическая культура на сумму 4 млрд 581 млн 201,5 тыс. руб.; 4 млрд 639 млн
725.7 тыс. руб.; 4 млрд 738 млн 478,2 тыс. руб., массовый спорт - 25 млрд 035 млн 777,3 тыс. руб.; 11 млрд 529 млн 501,6 тыс. руб.; 13 млрд 936 млн 044,2 тыс. руб., спорт высших достижений - 36 млрд 554 млн 255,8 тыс. руб.; 36 млрд 246 млн 242,6 тыс. руб.; 29 млрд 930 млн 570 тыс. руб. рублей. Для финансирования прикладных научных исследований выделяется 416 млн
561.8 тыс. руб.; 432 млн 919,1 тыс. руб.; 452 млн 024 тыс. руб., других вопросов в области физической культуры и спорта - 1 млрд 273 млн. 112,2 тыс. руб.; 1 млрд 233 млн. 401,8 тыс. руб.; 1 млрд 215 млн 873,7 тыс. руб. Общая сумма финансирования физической культуры и спорта составляет 67 млрд 860 млн 908,6 тыс. руб.; 54 млрд 081 млн 790,8 тыс. руб.; 50 млрд 272 млн 990,1 тыс. руб. [4].
Заключение. Всем субъектам необходимо проводить эффективную работу по выполнению заданий и показателей национальных целей в сфере физической культуры и спорта.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
политология
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
2. Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
3. Проект Доклада об итогах деятельности Министерства спорта Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год // Доклад Минспорта РФ.с1осх. URL : vk.com
4. Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 540-Ф3 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2024 № 309 «On the National Goals of Development of the Russian Federation for the Period up to 2030 and for the Perspective until 2036» // SISTEMA GARANT. URL : garant.ru
2. Federal Law of December 04, 2007 № 329-FZ «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» // GARANTEE System. URL : garant.ru
3. Draft Report on the results of the activities of the Ministry of Sports of the Russian Federation in 2023 and tasks for 2024 // Report of the Ministry of Sports PO.docx. URL : vk.com
4. Federal Law of November 27, 2023 № 540-FZ «On the Federal Budget for 2024 and for the Planning Period of 2025 and 2026" // GARANTEE System. URL : garant.ru
References:
Информация об авторах
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ОЯСЮ: https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 [email protected]
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophy, Professor,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 [email protected]
Комаров Данил Сергеевич
магистрант факультета политологии,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Danil S. Komarov
Master's Student
of the Faculty of Political Science, South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation [email protected]
Бутова Анастасия Сергеевна
кандидат политических наук,
доцент кафедры международных отношений
и международного права,
Московский гуманитарно-экономический
университет
Anastasia S. Butova
Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations and International Law,
Moscow Humanitarian and Economic University [email protected]