Научная статья на тему 'Деятельность структур Фетхуллаха Гюлена в России как пример масштабной экспансии деструктивной идеологии'

Деятельность структур Фетхуллаха Гюлена в России как пример масштабной экспансии деструктивной идеологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
612
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕТХУЛЛАХ ГЮЛЕН / FETHULLAH GüLEN / САИД НУРСИ / SAID NURSI / ТУРЦИЯ / TURKEY / ПАНТЮРКИЗМ / PAN-TURKISM / ФЕТХУЛЛАХЧИЛАР / НУРДЖУЛАР / СЕТЬ ЛИЦЕЕВ / NETWORK OF LYCEUMS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / FETHULLAHCHILAR / NURDJULAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Силантьев Р. А., Крганов А. Р., Саввин А. В.

Статья посвящена деятельности в России структур турецкого религиозного проповедника Фетхуллаха Гюлена, которые ориентировались преимущественно на образовательную и культурную сферы. Авторы статьи отмечают крупный масштаб мероприятий «фетхуллахчилар» и положительно оценивают оперативную реакцию российских властей на очередной вызов национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Fethullah Gülen structures in Russia as an example of a scale expansion of destructive ideology

The article is devoted to the activities of the structures of Turkish religious preacher Fethullah Gülen in Russia, who focused mainly on the educational and cultural spheres. The authors of the article note the large scale of “fethullahakhshirar’s” activities and positively assess the operative response of the Russian authorities to the next challenge to national security.

Текст научной работы на тему «Деятельность структур Фетхуллаха Гюлена в России как пример масштабной экспансии деструктивной идеологии»

УДК 215

Р. А. Силантьев, А. Р. Крганов, А. В. Саввин

Силантьев Р. А., доктор исторических наук, профессор каф. мировой культуры МГЛУ; e-maiL: [email protected] Крганов А. Р., аспирант каф. мировой культуры МГЛУ; председатель Духовного собрания мусульман России; e-maiL: [email protected] Саввин А. В., доктор философских наук,

заведующий каф. мировой культуры ФГН МГЛУ, профессор ПСТГУ, МГЛУ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; e-maiL: [email protected]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУР ФЕТХУЛЛАХА ГЮЛЕНА В РОССИИ КАК ПРИМЕР МАСШТАБНОЙ ЭКСПАНСИИ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ

Статья посвящена деятельности в России структур турецкого религиозного проповедника Фетхуллаха Полена, которые ориентировались преимущественно на образовательную и культурную сферы. Авторы статьи отмечают крупный масштаб мероприятий «фетхуллахчилар» и положительно оценивают оперативную реакцию российских властей на очередной вызов национальной безопасности.

Ключевые слова: Фетхуллах Гюлен; Саид Нурси; Турция; пантюркизм; фетхуллахчилар; Нурджулар; сеть лицеев; национальная безопасность; экстремизм; образовательная деятельность.

R. A. Silantiev, A. R. Krganov, A. V. Savvin

SilantievR.A., Doctor of HistoricaL Sciences, Professor of the Department

of WorLd CuLture, MSLU; e-maiL: [email protected]

Krganov A. R., post-graduate student of the Department

of WorLd CuLture, MSLU; Chairman of the SpirituaL AssembLy

of MusLims of Russia; e-maiL: [email protected]

Savvin A. V., Doctor of PhiLosophy, Head of the Department

of WorLd CuLture FGN MSLU, Professor of PSTU, MSLU,

St. Tikhon's Orthodox University for Humanities; e-maiL: [email protected]

ACTIVITY OF FETHULLAH GULEN STRUCTURES IN RUSSIA AS AN EXAMPLE OF A SCALE EXPANSION OF DESTRUCTIVE IDEOLOGY

The articLe is devoted to the activities of the structures of Turkish reLigious preacher FethuLLah GuLen in Russia, who focused mainLy on the educationaL and cuLturaL spheres. The authors of the articLe note the Large scaLe of "fethuLLahakhshirar's"

activities and positively assess the operative response of the Russian authorities to the next challenge to national security.

Key words: Fethullah Gulen; Said Nursi; Turkey; Pan-Turkism; Fethullahchilar; Nurdjular; network of lyceums; national security; extremism; educational activities.

В 90-е годы XX столетия в России начала крайне динамично изменяться религиозная ситуация. Внутриполитический курс на уничтожение религии был резко изменен руководством страны на другую крайность - тотальную вседозволенность и фактическую бесконтрольность в религиозной сфере. Воспользовавшись ситуацией, зарубежные миссионеры стали быстро осваивать новое пространство, эксплуатируя идею возрождения традиционной религиозной культуры, необходимости духовного поиска и проч. На фоне резкого разворота во внешней политике России на Запад, как правило, сам факт визита представителя зарубежного религиозного центра уже открывал ему доступ к руководителям не только региональной власти, но и к первым лицам Федерального центра.

Одной из таких организаций, попытавшихся закрепиться в России, стали гюлениты («фетхуллахчилар»). В отличие от многих зарубежных религиозных центров, гюлениты сделали акцент на внедрении собственных образовательных программ и смогли открыть в России десятки собственных турецких лицеев в Центральной Азии, Крыму, Поволжье, на Кавказе, что свидетельствует об их огромном экономическом и административном ресурсе.

Отечественный исследователь Р. Р. Сулейманов пишет, что Фетхул-лах Гюлен (род. в 1941 г.) является одним из крупнейших турецких проповедников, сумевший создать огромную империю своих последователей. В основе его учения лежит идея восстановления существовавшей в Османской империи связи между религией и государством. При этом усиление роли ислама должно происходить не только через традиционные для религиозных общин институты - мечети и медресе, но и через светские образовательные учреждения, культурные центры, светские по характеру СМИ, бизнес» [Сулейманов 2016, с. 78-84].

Р. Р. Сулейманов отмечает, что последователи Ф. Гюлена, являясь приверженцами исламизации общества, прикрываются идеями «диалога цивилизаций». Используя собственные структуры, скрывая свои истинные конечные цели, они научились добиваться расположения влиятельных политиков, чиновников, представителей интеллигенции.

Гюлену удалось сформировать собственный джамаат по законспирированной иерархичной структуре, которая не видна для непосвященных. Являясь последователем турецкой секты «Нурджулар» проповедника Саида Нурси (1877-1960), Гюлен фактически смог сформировать собственное религиозное направление, которое можно считать ответвлением секты «Нурджулар», развившееся в итоге в самостоятельную религиозную группу. После кончины Нурси его религиозный орден раскололся на 7 направлений. Гюленисты представляют направление Мустафы Сунгура (1929-2012) и «Ени Азия» («Новая Азия») [Сулейманов 2016, с. 43].

Именно это обстоятельство объясняет акцент на образовательной деятельности, поскольку «фетхуллахчилар» решили формировать своих последователей с детства, буквально с младших классов школы, чтобы потом продвинуть своих сторонников на ключевые экономические, политические, силовые посты.

В 1999 г., опасаясь ареста на родине после конфликта с властями, Гюлен переехал из Турции в США. Следует обратить внимание, что и в 1990-е гг., и в настоящее время, несмотря на открытое противостояние с джамаатом Гюлена и «Нурджулар», правительство Турции часто признает их деятельность полезной в контексте реализации доктрины пантюркизма.

В России богословы относятся к «Нурджулар» и джамаату Гюлена как к модернистским проявлениям ислама. Несмотря на то, что «Фет-хуллахчилар» фактически уже является самостоятельным направлением, отечественные правоохранительные органы идентифицируют их как часть секты «Нурджулар», которая в 2008 г. была признана экстремистской организацией Верховным судом Российской Федерации [Сулейманов 2016, с. 78-84].

Точную дату проникновения гюленитов («фетхуллахчилар») в Россию назвать крайне сложно. Возможно, активизация последователей Гюлена в России произошла после встречи Ф. Гюлена с муфтием Равилем Гайнутдином в начале 1990-х гг. «Заместитель председателя Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин рассказал «НГР» о том, как в 1993 г. в рамках визита в Турцию он и муфтий Равиль Гай-нутдин встречались в Стамбуле с Гюленом. «На нас он произвел впечатление человека респектабельного и авторитетного, придерживающегося «срединной» линии в исламе», - сообщил Асадуллин. - В круг

общения Гюлена входит вся политическая элита Турции, включая нынешнее руководство страны. Он окружен вниманием и почетом учеников и последователей, занимающих в исламском мире твердые позиции. Некоторые из них приезжают в нашу страну, занимаются проповеднической деятельностью. Но это люди очень лояльные», -писал об этом журналист «Независимой газеты» Андрей Мельников [Мельников 2008].

За 10 лет беспрепятственной деятельности в России гюлениты смогли широко развернуть свою работу и создать целую сеть средних учебных заведений. В западной части страны их интересы представлял фонд «Толеранс», на Северном Кавказе - фонд «Торос» и фирма «Эфляк», в Поволжье - фирма «Серхат», на Урале и в Сибири - фонд «Уфук» [Амелина 2003].

Всего сторонникам Ф. Гюлена удалось открыть до 50 лицеев, как правило, содержавших в своем названии прилагательное «турецкий» -«татарско-турецкий лицей», «хакасско-турецкий лицей» и т. д. Подобного рода «учебные» заведения в 1994-2001 гг. появились в Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Черкесске, Майкопе, Иркутске, Абакане, Улан-Удэ и во многих других городах. Наибольшее количество - целых семь «турецких» лицеев - было зарегистрировано в Татарстане [Метелева 2002]. Как видно из географии лицеев, особое внимание уделялось тюркоязычным народам. Параллельно аналогичные колледжи открывались в Средней Азии и в Закавказье. Интересно отметить, что из других новых религиозных движений в российской образовательной сфере также пытались работать мормоны и муниты, но по качеству и количеству гюлениты превзошли их на порядок. Это утверждение справедливо не только относительно России, но и в мировом масштабе.

Помимо вышеуказанных фондов и фирм, мощным инструментом влияния гюленитов стала образованная в 1998 г. международная организация «Платформа «Диалог Евразия»». О внешней респектабельности «Диалога Евразия» свидетельствует тот факт, что ее председателями в разное время были известный писатель Чингиз Айтматов и директор Института востоковедения РАН Ростислав Рыбаков.

Именно через «Платформу «Диалог Евразия»» гюлениты добились признания российским истеблишментом. Уже в октябре 2008 г. в Госдуме Российской Федерации был проведен «круглый стол»

о роли в истории двух «великих мыслителей-пацифистов» [Махатмы Ганди и Фетхуллаха Гюлена. URL : kavpolit.com/articles/zhirinovskij_o_ fethullahe_gjulene-2436/].

Под эгидой «Диалога Евразии» был учрежден журнал «ДА», который стал главным русскоязычным СМИ гюленитов. Параллельно книжный рынок России начал насыщаться гюленитской литературой.

На русском языке с 2004 по 2009 гг. было издано восемь книг Гюлена такие, как «Пророк Мухаммад - венец рода человеческого» в двух томах, «Вера в потустороннюю жизнь», «Жизнь и исламская вера», «Критерии, или Огни в пути», «Сомнения, порожденные веком» в двух томах, «Фетхаллах Гюлен: очерки - перспективы - мнения», в том числе «Пророк Мухаммад - венец рода человеческого», к первому тому которой написал предисловие сам муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России. Он писал: «Можно с уверенностью сказать, что предлагаемая вниманию читателей книга «Пророк Мухаммад: венец рода человеческого» - первое в России издание, знакомящее с содержательным аналитическим трудом нашего современника из Турции, известного ученого-богослова, писателя и мыслителя Фетхуллаха Гюлена, признанного во всем исламском мире.

Роль книги трудно переоценить, так как автор вложил в нее глубокие знания с целью оказать позитивное воздействие на формирование истинного представления об Исламе, Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) и духовно-нравственных ценностях, стремясь помочь выходу из тьмы неверия, невежества и всякого рода предрассудков.

На всем, что пишет Фетхуллах Гюлен, лежит печать строгой последовательности, логической завершенности и исключительной заинтересованности в истине. Поэтому нет сомнений в актуальности данного произведения как сегодня, так и для будущих поколений.

Информация, представленная в книге Ф. Гюлена, безусловно, станет интересной широкому кругу российских читателей. Во-первых, она окажется полезной не только для мусульман, но и для всех тех, кто имеет склонность к религии и духовности. Во-вторых, занимающиеся изучением религий и их историй, смогут пользоваться данной книгой в качестве справочного пособия по жизнеописанию пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и пророческих свойств, что станет еще одним источником мудрости, способным утолить жажду познания многих.

Нашему миру сейчас крайне необходима мобилизация религиозных ресурсов в интересах достижения всеобщего мира, диалога и гармонии, а также уничтожения ненависти, тайной вражды и нетерпимости, разделяющих людей. Ведь разъяснение нами истинных жизненных ценностей, нашедших отражение и на страницах книги Гюлена, становится ключом к пониманию действительности, ценности каждого прожитого дня, важности добрых деяний и служения на благо других.

Надеюсь, данный труд расширит Ваши представления об основах мусульманской религии, откроет новые грани в понимании общечеловеческих ценностей, станет важным вкладом в дело мира, взаимопонимания и толерантности во имя светлого будущего».

В результате деятельностью такого влиятельного зарубежного холдинга на территории России заинтересовались спецслужбы и приняли соответствующие меры. «Турецкая религиозно-националистическая секта действовала в России через созданные ею фонды и коммерческие фирмы и решала широкий спектр задач в интересах разведки. В том числе осуществлялся сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламист-ская обработка российской молодежи, рассматривались кандидаты на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения», - рассказывали журналистам глава ФСБ Николай Патрушев в конце 2002 г. [Eurasian News Fairway. URL : fairway-info.com/turkey-89/].

Первыми под запретительные меры попали гюленитские колледжи, которые в результате были закрыты или перепрофилированы. Попытка последователей Гюлена защитить колледжи аргументом о высоком уровне предлагаемого образования в России не была воспринята. Совершенно логично, что для инфильтрации своих людей в органы власти и другие ключевые сферы гюленитам было необходимо обучать своих сторонников крайне качественно. Проекты Фонда Сороса и других агентов влияния США в России прекрасно проиллюстрировали, насколько управляемыми становятся те люди, которых с детства учили в нужном ключе. Особенных успехов гюлениты добились в Татарстане, где выпускники турецких колледжей осуществили попытку массового вхождения в региональную элиту.

Однако вопрос о высоком уровне преподавания в сети турецких лицеев остается дискуссионным. Например, в Чувашской Республике в 1990-х гг. гюленитами был открыт «Чувашско-турецкий лицей» в Чебоксарах, вскоре ставший одним из самых известных учебных заведений региона. Параллельно по линии Ассамблеи тюркских народов в Турию отправились десятки чувашских студентов, многие из которых вернулись уже эмиссарами Гюлена.

Интересно отметить, что гюлениты экономили на квалификации преподавателей своих лицеев, при этом искусственно завышая рейтинги. В результате чувашский лицей оказался в эпицентре скандала. «Лицей лишился сразу шестерых иностранных преподавателей. Миграционная служба попросила их покинуть Россию. Причина - несоответствие дипломов учителей российским стандартам. Иностранцы имели на руках лишь копии документов, к тому же весьма небрежно переведенных на русский язык. Администрация лицея тут же "всколыхнула" общественность. И вдруг - сюрприз! Преподаватели из Турции, оставшиеся в России, предъявили миграционной службе дипломы об окончании российских вузов, действительно дающие им право работать. Только вот у директора Хасана Октана и учителя английского Йылдыза Эзгюра «корочки» оказались фальшивыми <...>. Защитники лицея говорят о крупных успехах его учащихся и выпускников, скромно умалчивая о том, что туда набирают учиться с девятого класса наиболее талантливых ребят. Так что успехи лицеистов обусловлены скорее трудом местных педагогов, а не суперэффективностью турецкой системы. И, главное, скандал вокруг лицея - вовсе не частное дело. Потому что в него вложены немалые бюджетные деньги. А вот турки предпочитают помогать все больше учебниками да преподавателями. Целесообразно ли вообще за счет налогоплательщиков содержать такие учебные заведения? И кого там готовят на российские деньги - патриотов своей страны или Османской империи? Между прочим, в России подобных учебных заведений около двадцати. Подавляющее большинство учителей в них - граждане Турции, не имеющие подтверждения уровня их образования», - писала об этом «Комсомольская правда» [Идея Османской империи живет. И уже побеждает в России? URL : www.kp.ru/daily/22539/9041/].

В 2001 г. Рособрнадзор обратил внимание на гюленитские лицеи, и через год сеть была практически ликвидирована. Чувашско-

турецкий лицей был перепрофилирован и переименован в Национальный лицей имени Г. Лебедева.

После ликвидации колледжей под запрет попала гюленитская литература. Российские суды стали запрещать труды идеолога секты Саида Нурси. На защиту гюленитов встали дружественные им муфтии и имамы. Так, например, в апреле 2009 г. разразился скандал вокруг списка одобренной экспертным советом Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) исламской литературы, который был размещен нынешним муфтием Москвы Ильдаром Аляутдиновым на официальном сайте московской Соборной мечети. В этом перечне оказалось несколько книг из Федерального списка экстремистских материалов: «Посох Муссы» и «Основы искренности». При этом Аляутдинов специально пояснил, что «нет никаких мотивов, чтобы запрещать эту литературу и называть ее экстремистской. Это просто-напросто кому-то выгодно, кем-то заказано - ограничивать людей в их свободе читать данные книги. Так можно и Тору, и Коран, и Евангелие взять и вырывать из контекста какие-то кусочки. Нас попросили провести независимую каноническую экспертизу данных трудов, мы ее провели» [ИНТЕРФАКС Религия. URL : www. interfax-religion.ru/?act=news&div=29689].

Ситуация развивалась в сторону запрета книг самого Гюлена, поэтому его лоббисты сделали оригинальный упреждающий ход - сами обратились в Научно-консультативный совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма при Минюсте России с просьбой дать оценку восьми книгам Ф. Гюлена.

В результате проведенного исследования Совет признал, что книги ничего не разжигают и вполне могут публиковаться [Минюст России. URL : minjust.ru/ru/press/news/zaklyucheniya-nauchno-konsultativ nogo-soveta-pri-ministerstve-yusticii-rossiyskoy]. Возможно предположить, что на такое решение повлиял член Совета, заместитель Равиля Гайнутдина, человек, симпатизирующий Ф. Гюлену, Фарид Асадуллин. Важно отметить, что четыре члена совета (журналистка Валентина Дудкина-Трубецкая, будущий священник Георгий Максимов, ученые Сергей Кузнецов и Татьяна Анисимова) обнародовали свое особое мнение, в котором не согласились с решением большинства и сообщили, что «полагаем своей обязанностью предупредить

ООО Издательский дом «Научная книга» о вероятности судебных исков, вызванных наличием в некоторых из этих книг ясно выявляемых признаков религиозного радикализма и нетерпимости, нарушающих законные права верующих, неверующих и атеистов» [Минюст России. URL : minjust.ru/ru/press/news/zaklyucheniya-nauchno-konsultativnogo-soveta-pri-ministerstve-yusticii-rossiyskoy].

В результате этого спора правыми были признаны выразители особого мнения. После того, как Гюлен поссорился с Эрдоганом, его лобби в России существенно ослабло, и в 2015 г. Ленинский районный суд Оренбурга признал экстремистскими книги «Пророк Мухам-мад - венец рода человеческого», «Сомнения, порожденные веком», «Критерии или Огни в пути» и «Жизнь и исламская вера» [Минюст России. URL : minjust.ru/extremist-materials?field_extremist_content_va lue=%D0%93%D1%8E%D0%BB%D0%B5%D0%BD].

После закрытия сети лицеев важнейшей сферой деятельности гюленитов в России стала культура. Они создали десятки «обществ российско-турецкой дружбы», «культурных представительств Турции» и подобных организаций, стали активно посещать российские вузы, муниципальные учреждения, влиятельные НКО и прочие структуры с предложениями заключить соглашение о сотрудничестве и бесплатно посетить Турцию.

В современной России перспективы успешной деятельности гю-ленитов минимальны. Опасаясь действий Президента Турции Р. Эрдо-гана, от них отвернулись даже самые надежные союзники. Например, функционеры Совета муфтиев России теперь полностью разделяют негодование главы Турции в отношении «агента Запада» Гюлена [Реальное время Казань. URL : realnoevremya.ru/articles/39634]. Некогда влиятельная Платформа «Диалог Евразия» практически заморозила свою деятельность, а вместо Чингиза Айтматова ее теперь возглавляет украинский профессор Володимир Сергейчук. На сайте журнала «ДА» последние публикации датируются 2014 г., что также говорит о сворачивании активной деятельности.

В заключение можно констатировать, что власти России достаточно оперативно отреагировали на вызов гюленитов и локализовали это явление. Те же страны постсоветского пространства, которые таких мер не предприняли, со временем столкнулись с самыми серьезными проблемами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Амелина Я. Пятая колонна Турции // Наш континент, 5 декабря 2003. С. 8.

Гюлен Ф. Пророк Мухаммад - венец рода человеческого. М. : ООО «Издательство Новый Свет», 2004. Т. 1 / пер. с тур. В. Гафарова. 363 с. ; Т. 2 / сокр. пер. с тур. А. Разореновой. 304 с.

Гюлен Ф. Вера в потустороннюю жизнь / пер. с тур. Кутлукхана Шакирова, Ирины Николаевой, Рашида Акказиева. М. : ООО «Издательство Новый Свет», 2006. 112 с.

Гюлен Ф. Жизнь и исламская вера / пер. с тур. Фарида Багирова. 2-е изд-е. М. : ООО «Издательство Новый Свет», 2009. 400 с.

Гюлен Ф. Критерии или Огни в пути / пер. с тур. Фарида Багирова. М. : ООО «Издательство Новый Свет», 2006. 231 с.

Гюлен Ф. Сомнения, порожденные веком. М.: ООО «Издательство Новый Свет», 2004. 3-е изд-е.

Т. I / пер. с тур. С. С. Байрамовой, В. Гафарова, З. Байрамова. 200 с. ; Т. II / пер. с тур. В. Гафарова, З. Байрамова, И. Николаевой. 180 с.

Гюлен Ф. Фетхаллах Гюлен: очерки - перспективы - мнения / пер. с англ. и тур. О. Жаркевич, Е. Напольновой, А. Исмаилова. М. : ООО «Издательство Новый Свет», 2006. 157 с.

Мельников А. Призрачная империя Фетуллы Гюлена // НГ-Религии. 6 февраля 2008. С. 11.

Метелева С. Аллах с нами // Московский комсомолец. 6 декабря 2002. С. 3.

Сулейманов Р. Р. Татаро-турецкие лицеи в Татарстане как проводники идеологии Фетхуллаха Гюлена // Современные евразийские исследования. 2016. № 1. С. 78-84

Сулейманов Р. Р. Религиозная экспансия Турции в Татарстан в постсовет-сткий период // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 2 (47). С. 43.

Джаннат С. Маркус, Ахмерова Д. Дамир Мухетдинов, ДУМ РФ: «У Татарстана еще будет шанс блеснуть в восстановлении отношений России и Турции» // Реальное время. Казань. 12.08.2016. URL: realnoevremya.ru/ articles/39634

Жириновский о Фетхуллахе Гюлене // Кавполит. 2014. URL : kavpolit.com/ articles/zhirinovskij_o_fethullahe_gjulene-2436/

Заключения научно-консультативного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма // Минюст России. 22.12.2015. URL : minjust.ru/ru/press/news/ zaklyucheniya-nauchno-konsultativnogo-soveta-pri-ministerstve-yusticii-rossiyskoy

Идея Османской империи живет. И уже побеждает в России? // Комсомольская правда. 24.04.2001. URL : www.kp.ru/daily/22539/9041/ Нарышкин А. Турция хочет завоевать Сибирь с помощью сект // Eurasian

News Fairway. 07.02.2016. URL : fairway-info.com/turkey-89/ Силантьев Р. Удар в спину сторонникам Гюлена // Независимая газета.

07.09.2016. URL : www.ng.ru/facts/2016-09-07/5_gulen.html Федеральный список экстремистских материалов // Минюст России. URL : minjust.ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=%D0%93%D 1%8E%D0%BB%D0%B5%D0%BD Эксперт Минюста считает одобрение московским муфтиятом экстремистских книг вызовом властям страны // ИНТЕРФАКС Религия. 09.04.2009. URL : www.interfax-religion.ru/?act=news&div=29689

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.