Научная статья на тему 'Деятельность специализированных правоохранительных органов в борьбе с радикальными организациями в России во второй половине XIX века'

Деятельность специализированных правоохранительных органов в борьбе с радикальными организациями в России во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смертин Андрей Николаевич

Рассматриваются меры борьбы правоохранительных органов с терроризмом и преступлениями террористического характера в их историческом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность специализированных правоохранительных органов в борьбе с радикальными организациями в России во второй половине XIX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153).

Право. Вып. 19. С. 123-125.

А. Н. Смертин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С РАДИКАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Рассматриваются меры борьбы правоохранительных органов с терроризмом и преступлениями террористического характера в их историческом развитии.

Ключевые слова: правоохранительные органы, радикальные организации, терроризм, террористическая деятельность.

Политическая преступность угрожает безопасности многих государств и их граждан, она влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывает негативное психологическое давление, лишает жизни ни в чем не повинных людей. Как специфическое явление общественно-политической жизни политическая преступность и борьба с ней имеют свою историю, познание которой помогает осознать его истоки и тенденции развития1 .

Проведение крестьянской реформы в XIX в. обострило ситуацию в стране. Только за 1857— 1861 гг. в стране произошло 2165 крестьянских волнений2.

Д. В. Каракозов 4 апреля 1866 г. совершил покушение на императора Александра II. Покушение не удалось, но очень встревожило власть. В прокламации «Друзьям рабочим», найденной у Каракозова, последний так объяснял свой поступок: «Грустно, тяжко мне стало, что так погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ... а не удастся, так все же я верю, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Для них моя смерть будет примером и вдохновит их»3.

Влияние реакционной части правительственных кругов, находившей любые реформы преждевременными или слишком опасными, усилилось. Радикальные журналы «Современник» и «Русское слово» были закрыты, а цензура прессы снова ужесточилась.

Шефом жандармов и начальником третьего отделения был назначен П. А. Шувалов, который с 1857 по 1860 гг. занимал должность обер-полицмейстера Петербурга. С апреля по декабрь 1861 г. он исполнял обязанности начальника штаба Отдельного корпуса жандармов, управляющего третьим отделением, а затем —

генерал-губернатора Лифляндии, Эстляндии и Курляндии.

Под руководством Шувалова были сделаны первые шаги по созданию новой службы политической полиции, специально приспособленной для розыска и негласного наблюдения за лицами, подозреваемыми в политической деятельности.

Было раскрыто тайное общество «ишутинцев», по имени Николая Ишутина, двоюродного брата неудавшегося цареубийцы. Участники преступных замыслов, как гласил отчет третьего отделения, в числе 34 лиц, были в основном студенты и вольнослушатели Московского университета, Технологического института и Петровской земледельческой академии. Они образовали тайное общество под названием «Организация», целью которого было распространение социалистического учения; разрушение начал общественной нравственности; сомнение в основах религии и ниспровержение путем революции существующего в государстве порядка4.

Но, с другой стороны, Алексей Сергиевский, проходивший по каракозовскому делу, во время проведения следствия заявлял: «У исповеди и Св. причастия бываю ежегодно, кроме нынешнего года по неимению сапог и за дальностью церк-ви»5. Бедно жили и остальные участники кружка.

После покушения Каракозова 2 мая 1866 г. была создана специальная служба телохранителей «Охранная стража» для «охранения священной особы государя императора и прочих членов августейшего семейства от злоумышле-ний и преступных действий»6. Штат стражи составляли 3 офицера (начальник и два его помощника), 2 агента и 40 стражников. Они должны были «негласно охранять» императора во всех его передвижениях. Но вооружили их револьверами «Бульдог», которые отличались плохой мощностью, только в 1879 г. после покушения А. К. Соловьева7.

Также после покушения на Александра II в 1866 г. обер-полицмейстер Петербурга генерал-адъютант Ф. Ф. Трепов обратился к императору с запиской, в которой говорилось, что существенным пробелом в организации столичной полиции является «отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений и изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. ».

Обязанности эти прежде лежали на чинах наружной полиции, которые не имели ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном направлении. Для устранения этого недостатка Трепов предложил учредить сыскную полицию. Предложение обер-полицмейстера было принято, и в том же 1866 г. в составе Управления петербургского градоначальника формируется «Отделение по охранению общественного порядка и спокойствия» — полицейский орган с особыми, специальными задачами оперативнорозыскной деятельности. Аналогичное подразделение появилось и при варшавском губернаторе. Эффективность их работы проявилась очень быстро: были обнаружены и арестованы многие участники революционных организаций. Активно использовались сотрудники, осуществляющие внешнее наблюдение.

Но в целом производство розыска и дознания по государственным преступлениям оставалось по-прежнему в компетенции третьего отделения и жандармерии, а развитие системы специально-розыскных (охранных) органов затянулось. Причем ценность агентуры подчеркивает следующее мнение: «.Получая на месте или от Департамента чаще всего случайные сведения о возникновении каких-либо нелегальных предприятий, жандармские управления и охранные отделения были лишены возможности подвергать эти сведения надлежащей разработке, так как подобные предприятия в моменты их возникновения, по существу своему, не поддаются первоначальному обследованию средствами наружного наблюдения»8.

В 1861 г. сначала в Париж, а затем в Лондон под именем графа Альберта Потоцкого прибыл агент третьего отделения Александр Фабианович Балашевич. Главной его задачей было изучать деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева, польской революционной эмиграции, их связи с другими радикальными лидерами, в частности с Джузеппе Гарибальди. А. Балашевич ока-

зывал помощь и в поимке Сергея Геннадьевича Нечаева, бежавшего за границу.

Осенью 1869 г. Нечаев, бывший преподаватель Закона Божьего в приходских училищах, организовал в Москве подпольный кружок «Народная расправа» на основе строжайшего повиновения его членов своему руководителю. Тайная организация состояла из «пятерок», подчинявшихся «комитету», в который на самом деле входил один Нечаев. Столкнувшись с сопротивлением своим авторитарным методам со стороны студента И. И. Иванова, Нечаев организовал 21 ноября 1869 г. его убийство, причем привлек к его осуществлению еще четверых членов организации: И. Г. Прыжова, А. К. Кузнецова, П. Г. Успенского и Н. Н. Николаева, стремясь «повязать» их кровью.

Преступление уже через несколько дней было раскрыто, начались аресты. Сам Нечаев в середине декабря перешел границу и укрылся в Швейцарии. Министерство иностранных дел России уведомило своих дипломатов в Европе о необходимости оказывать содействие тайной полиции в поимке Нечаева.

Революционер Л. Ф. Мирский, стрелявший в шефа жандармов А. Р. Дрентельна сугубо добровольно и оказавшийся в секретном дому Алексеевского равелина Петропавловской крепости, выдал Нечаева9.

До лета 1871 г. Нечаев странствовал из Женевы в Лион, оттуда в Париж и Лондон. Арестовали его в Цюрихе и доставили в Петербург. После суда в Москве, приговорившего его к двадцати годам каторжных работ, он до конца своих дней находился в Секретном доме Алексеевского равелина Петропавловской крепости.

Весной 1979 г. благодаря предупреждению агента Вороновича был задержан опасный террорист Лопатин с поддельным паспортом на имя купца Севастьянова10.

Движение интеллигенции против властей принимало все более радикальное направление, духовным вождем значительной части русской интеллигенции стал в конце 60-х годов XIX в. идеолог народнического движения П. Л. Лавров. Выразителем и главным теоретиком бунтарско-революционного течения был сторонник анархии М. А. Бакунин. Его программой было «бунтовать народ», поднимать его на «разрушение всех религиозных, политических, юридических, экономических и социальных учреждений, составляющих настоящий буржуазный порядок

вещей». Идеалом Бакунина была «всемирная революция», в результате которой народы, уничтожив государственность, должны создать систему общественного самоуправления. Хотя Бакунин жил в эмиграции, влияние его идей широко распространялось не только в России, но и в Западной Европе11.

Боясь полицейских репрессий, преступные радикальные организации размещали за рубежом свои издательства, типографии, библиотеки, склады оружия и взрывчатых веществ, свои партийные кассы.

Примечания

1 См.: Курлов, П. Г. Конец русского царизма. Воспоминания бывшего командира Корпуса жандармов. М., 1923. С. 303.

2 См.: Труайя, А. Николай I. М., 2002. С. 31.

3 Цит. по: Будницкий, О. В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов н/Д, 1996. С. 32.

4 ГА РФ. Ф. 109. Оп. 223. Д. 31. Л. 114.

5 ГА РФ. Ф. 272. Оп. 1. Д. 18. Л. 3.

6 ГА РФ. Ф. 109. 1866. Д. 48. Ч. 1. Л. 107-115.

7 См.: Оржеховский, И. В. Самодержавие против революционной России. М., 1982. С. 147-148.

8 ГА РФ. Ф. 102. Ос. отд. 1902 г. Д. 825. Л. 212 об.; ГА РФ. Ф. 102. Оп. 253. Д. 16. Л. 37.

9 РГИА. Ф. 1280. Оп. 5. Д. 219. С. 4-6.

10 См.: Симбирцев, И. Третье отделение. Первый опыт создания профессиональной спецслужбы в Российской империи. 1826-1880. М., 2006. С. 330.

11 См.: Манько, А. Блюстители верховной власти. М., 2004. С. 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.