Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Е.В., Цилюгина И.Б., Хабарова А.В.

Обоснована актуальность комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, определены цель, задачи, принципы, направления, формы и методы комплексной социально-психологической работы с семьей, опыт разработки и внедрения программы «Социальный конструктор»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трофимова Е.В., Цилюгина И.Б., Хабарова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF A FAMILY SPECIALIST IN THE SYSTEM SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The relevance of comprehensive support for families raising children with disabilities is substantiated, the purpose, objectives, principles, directions, forms and methods of comprehensive social support are determined.psychological work with the family, experience in the development and implementation of the "Social Constructor" program.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 37.013.42

Екатерина Владимировна Трофимова1, Ирина Борисовна2 Цилюгина, Анна Викторовна Хабарова

123 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия

«Центр социальной помощи семье и детям «Садко», Новый Уренгой, Россия anuta_08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3916-2165 1 karabashky@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-2849-9766 2. n.b.irina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1900-4901 3 anuta_08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3916-2165

Автор, ответственный за переписку: Екатерина Владимировна Трофимова,

karabashky@inbox.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Обоснована актуальность комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, определены цель, задачи, принципы, направления, формы и методы комплексной социально-психологической работы с семьей, опыт разработки и внедрения программы «Социальный конструктор»

Ключевые слова: семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологическая деятельность, специалист по работе с семьей, сопровождение, поддержка, реабилитация, комплексный подход

Ekaterina Vladimirovna Trofimova 1, Irina Borisovna Tsilugina2, Anna Viktorovna Khabarova3

12 3

, , Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia 3"Sadko Center for Social Assistance to Families and Children, Novy Urengoy, Russia anuta_08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3916-2165

1 karabashky@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-2849-9766

2 n.b.irina@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0003-1900-4901

3 anuta_08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3916-2165

The author responsible for the correspondence: Ekaterina V. Trofimova,

karabashky@inbox.ru

THE ACTIVITY OF A FAMILY SPECIALIST IN THE SYSTEM SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

Annotation. The relevance of comprehensive support for families raising children with disabilities is substantiated, the purpose, objectives, principles, directions, forms and methods of comprehensive social support are determined.psychological work with the family, experience in the development and implementation of the "Social Constructor" program.

Keywords: family raising a child with disabilities, socially.psychological activity, family specialist, support, support, rehabilitation, integrated approach

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, являются одной из социально уязвимых социальных групп населения. В

настоящее время защита таких семей является одной из приоритетных задач в Российской Федерации ввиду роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. По данным Росстата общая численность детей с инвалидностью на 1 января 2022 года составила 670 тыс. детей, что составляет 5,6 % от общего числа инвалидов. При этом общая численность людей с инвалидностью старше 18 лет в России постепенно снижается. Наибольшая доля детей с инвалидностью приходится на возраст от 10 до 14 лет, в 2022 году эта цифра составляла почти 200 тысяч. Самыми частыми заболеваниями, вызывающими инвалидность, являются психические расстройства и расстройства поведения.

В субъектах Российской Федерации принимаются существенные меры по модернизации и развитию системы социальной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, призванные смягчить остроту проблем, с которыми сталкиваются такие семьи. Осуществляется комплекс мер, направленных на усиление адресности и расширение видов социальной помощи и поддержки различным категориям детей и их родителей. Основные меры по защите семей, семейных ценностей нашли отражение в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и в плане по её реализации.

В субъектах Российской Федерации проводятся мероприятия по реструктуризации, в целом, сети учреждений социального обслуживания населения для устранения неэффективных, маловостребованных социальных услуг и подразделений, повышения качества услуг, предоставляемых населению, внедрения передовых методик и технологий в деятельность социальных служб, развития наиболее актуальных и популярных форм работы.

Семья, ближайшее окружение ребенка - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Именно поэтому, помощь семье, воспитывающей ребенка с особенностями здоровья очень необходима. Эта проблема является не только собственно социально-педагогической, но и психологической.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

Главная цель социально-психологической деятельности с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания «особого» ребенка, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска. Воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социальной поддержки - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи.

Вместе с тем в настоящее время в России существенно усилилось внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья:

- законодательство обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья равные условия для эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Сложность заключается в механизмах реализации этого положения с учетом региональных особенностей;

- создано несколько видов общественных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами инвалидов (взрослых и детей), которые в том или ином виде разрабатывают и внедряют программы, направленные на социальную адаптацию семей, воспитывающих

ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-постепенно укрепляется и расширяется законодательная и нормативно-правовая база социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне);

-отмечается динамичный рост числа центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для эффективной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью используется комплексная система помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включающая два направления:

- продуктивное взаимодействие всех социальных институтов, в орбиту деятельности которых попадает каждая такая семья;

- превращение семьи из объекта социальной работы в ее субъект, где основное внимание уделяется ребенку, при этом деятельность семьи предполагает овладение механизмами самопомощи и взаимопомощи.

Между тем, комплексное социально-педагогическое сопровождение таких семей -относительно новая сфера деятельности специалистов по работе с семьей, на сегодняшний день ощущается недостаток исследований, в которых был бы обобщен опыт работы в сфере оказания социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие региональных систем поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, является одним из актуальных направлений реализации государственной семейной политики РФ. К инновационным проектам данного направления относится создание и развитие системы социального сопровождения семей с детьми в Ямало-Ненецком автономном округе в муниципальном образовании г. Новый Уренгой. В 2021-2022 гг. при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализован комплекс мер по внедрению в ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Садко» проекта «Социальный конструктор».

В рамках проекта в Центре «Садко» создана служба «Микрореабилитационный центр», целью которой является организация комплексной социальной помощи ребенку-инвалиду или ребенку с ограниченными возможностями здоровья для его оптимального развития и адаптации в обществе при непосредственном участии семьи и ближайшего окружения.

Специалисты по работе с семьей в работе по социально-психологической поддержки семей, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья руководствуются следующими принципами:

• комплексного и многоаспектного изучения проблем семьи;

• оказания ранней помощи семье;

• единства диагностики и коррекции;

• системного подхода в реализации социально-психологической поддержки семьи;

• социально-психологической поддержки семьи на разных возрастных этапах жизни ребенка, подростка, молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, взрослого инвалида;

• выявления реабилитационных возможностей семей;

• учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с нарушении в развитии, или лиц их замещающих;

• гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку

• конфиденциальности и профессиональной этики социального педагога или педагога-психолога.

Комплексное изучение специалистами по работе семьей личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями здоровья позволила выявить типичные

проблемы таких семей. Это, в первую очередь, родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений, что провоцирует развитие у детей дисгармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляется тревожность, агрессивность. Также личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка. Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.

Реализация комплексного подхода к осуществлению социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи ребенку с особыми потребностями.

Социальная поддержка таких семей - это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в обществе. Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социально-педагогической работой, включающей широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера - медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического.

Содержание этих мер направлено на:

• расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную

жизнь;

• предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;

• предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;

• налаживание семейного микроклимата;

• организацию психологической поддержки родителей;

• организацию правовой поддержки семьи, защиуа законных прав и интересов.

Формами работы специалиста по работе с семьей по оказанию социально-

педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:

- информирование: специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.;

- индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, педагогического, медико-социального характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

- семейное консультирование: специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка;

- индивидуальные занятия с ребенком (при необходимости в присутствии матери): подбираются эффективные методы педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

- групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп.

Практика показывает, что социально-психологическая помощь оказывается более

продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат.

В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа социальной реабилитации, в которой объединены элементы социально-психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы.

Среди эффективных методов, используемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по социально-педагогической коррекции можно отметить:

- игровые методы (игротерапия): именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре ребенок знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения;

- арт-терапия (сказкотерапия, песочная терапия, мандалотерпия, рисование): данный метод позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить восприятие, воображение, усидчивость, мышление, повысить адаптационные способности, найти замещающие возможности ребенка и тем самым интегрировать его в современное общество. Арт-терапевтические методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

- методы сенсорной интеграции: направлен на активизацию познания, развивает любознательность, помогает завоевать доверие детей, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно-двигательную координацию. Каждое занятие с использованием сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём;

- методика раннего развития М.Монтессори: дает возможность знакомиться с сенсорными эталонами, учит определять признаки предметов: форму, величину, цвет, высоту, вес предметов.

Внедрены и реализуются новые формы работы с использованием новых программ и технологий: интенсивной курс по оказанию комплексной социально-реабилитационной и абилитационной помощи, выездной Микрореабилитационный центр, работа пункта проката технических средств и реабилитационного оборудования. В рамках интенсивного курса по оказанию комплексной социально- реабилитационной и абилитационной помощи оказывается комплексная социальная психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на выявление, социальную адаптацию и социализацию детей.

Курс посещения занятий ребенком (в сопровождении родителей) в рамках данной формы работы составляет при ежедневном посещении 21 день (5 раз в неделю), при двухразовом посещении - 19 дней. Услуги оказывают специалисты в составе междисциплинарной команды: логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-невролог, врач-физиотерапевт, инструктор ЛФК, назначаются куратор и координатор курса -специалист по работе с семьей, который решают все организационные вопросы.

В рамках работы выездного Микрореабилитационного центра услуги оказываются в

домашних условиях, в том числе семьям, проживающим в отдаленных районах города. Для оказания данных услуг создана мобильная междисциплинарная служба, включающая специалистов различных профилей: врач, медицинская сестра, психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе. Выезды организованы с использованием необходимого перевозного оборудования. Занятия и консультации родителей проводятся в очном и дистанционном формате.

Кроме того, в ходе реализации проекта «Социальный конструктор» в Центре «Садко» создан родительский клуб «Мы одна семья» по оказанию социально-психолого-педагогической помощи семьям: проводятся правовые встречи с родителями, круглые столы по вопросам жестокого обращения в семье, семейные посиделки, праздничные мероприятия, индивидуальные консультации родителей. За период реализации проекта, помощь получили 218 семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, проживающих в городе Новый Уренгой, в том числе отдаленных районах.

Деятельность Микрореабилитационного центра позволила повысить доступность и качество предоставления социальных услуг семьям. У большинства детей наблюдается положительная динамика в социальных навыках и коммуникации, сенсомоторном развитии и поведении.

Таким образом, система социальной психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, позволяет оказать таким семьям необходимую поддержку, повысить ресурсные возможности семьи, улучшить качество их жизни, помочь в поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе их «особых» детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.Н. Исаева. - М: Институт социальной работы, 2005.- 335с.

2. Витвар И. И. Формирование эффективной мультидисциплинарной команды в решении проблем семьи и детства: региональный опыт [Текст] // Социальная педагогика. 2014. № 1. С. 99-101.

3. Концепция развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. Распоряжение от 18 декабря 2021 г. № 3711-р. [Текст] // [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (Дата обращения 09.12.2022 г.)

REFERENCES

1. Dement'eva N.F., Bagaeva G.N., Isaeva T.N. Social'naya rabota s sem'ej rebenka s ogranichenny'mi vozmozhnostyami [Tekst] / N.F. Demenfeva, G.N. Bagaeva, T.N. Isaeva. - M: Institut social'noj raboty', 2005.- 335s.

2. Vitvar I. I. Formirovanie e'ffektivnoj mul'tidisciplinarnoj komandy' v reshenii problem sem4 i detstva: regionaFny'j opy4 [Tekst] // SociaFnaya pedagogika. 2014. № 1. S. 99-101.

3. Koncepciya razvitiya v RF sistemy' kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov, v tom chisle detej-invalidov, na period do 2025 goda. Rasporyazhenie ot 18 dekabrya 2021 g. № 3711 -r. [Tekst] // [E'lektronny'j resurs]: rezhim dostupa: URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (Data obrashheniya 09.12.2022 g.)

Информация об авторах

Е.В. Трофимова — заведующий кафедрой профессионального и социального

образования;

И.Б. Цилюгина — заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии;

A.B. Хабарова — магистрант, социальный педагог ГБУ ЯНАО «Центр

социальной помощи семье и детям «Садко».

Information about the authors E.V. Trofimova - Head of the Department of Professional and Social Education; I.B. Tsilugina - Head of the Department of Special Pedagogy and Psychology; A.V. Khabarova - Master's student, social pedagogue of GBU YANAO "Center for Social assistance to families and children "Sadko".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.