Научная статья на тему 'Деятельность социального педагога по формированию родительства у супружеских пар'

Деятельность социального педагога по формированию родительства у супружеских пар Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афанасьев М. Н.

В данной статье формирование родительства у супружеских пар ставится как социально-педагогическая проблема; рассматриваются модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог в работе с семьей; излагаются результаты экспериментальной работы, приводятся результаты диагностических методик исследования представлений о родительстве и отношений к семейным ролям: РАМ (parental attitude research instrument) (E. Шеффер, Р. Белл) для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли); по методике «Представления об идеальном родителе» (РВ. Овчарова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of a social teacher in development of parental attitude

The article is about the formation of the parental attitude, which is considered as a social-pedagogic problem; different models of family assistantship that can be applied in a social teacher activity are discussed. Besides, the results of diagnostic research methods on parental attitude research instrument (PARI) (E. Scheffer, R. Bell) that enable to study parents attitude to various family life issues and Ideal parent techniques have been presented.

Текст научной работы на тему «Деятельность социального педагога по формированию родительства у супружеских пар»

УДК 37.018.1

М.Н. Афанасьев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСТВА У СУПРУЖЕСКИХ ПАР

В данной статье формирование родительства у супружеских пар ставится как социально-педагогическая проблема; рассматриваются модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог в работе с семьей; излагаются результаты экспериментальной работы, приводятся результаты диагностических методик исследования представлений о родительстве и отношений к семейным ролям: PARI (parental attitude research instrument) (E. Шеффер, P. Белл) - для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли); по методике «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова).

За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть добропорядочным отцом или матерью семейства. «Качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительного своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государства, народов, человечества в целом.

Анализ психолого-педагогических работ Г.Н. Волкова, И.Т. Левыкина, М.Д. Махлина, А.М. Новикова, Р.В. Ов-чаровой, Я. Хямяляйнена, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстиц-кис и др. показал, что изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. В этих трудах раскрыты различные характеристики семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к семье. При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родителям уделяется намного меньше внимания. А для того, чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее социально-психологическое сопровождение, необходимо изучать семью не только со стороны ребенка, но и со стороны родителя.

Родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех

проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни, и, конечно, самого ребенка.

Родительство является сложной динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания [1, с. 10].

Родительство - многогранный феномен, который мож-но рассматривать на двух уровнях: как сложную комплексную структуру индивида и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек, решивших дать начало новой жизни.

Реализация человека как родителя имеет непреходящее значение. Процесс формирования родительства, возможность вмешательства при деформации родительства, на наш взгляд, представляют собой значимую социальнопедагогическую проблему.

За последние годы, как отмечают П. А. Шептенко и Г.А. Воронина, наблюдается сокращение состава и структуры семьи (рост разводов, рождение детей одинокими матерями и др.) [2, с. 52].

Сегодня преобладающий тип семьи - это простые нук-леарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже - два ребенка. В материальной поддержке государства нуждаются большинство семей одиноких матерей. Аналогичные трудности испытывают семьи

военнослужащих срочной службы, семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, семьи с детьми-инвалидами, семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку (попечительство), многодетные семьи, семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. В большинстве случаев они оказываются в «иждивенческой позиции» по отношению к своим родителям. К семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют семьи «группыриска»: малоимущие, многодетные, семьи с деть-ми-инвалидами; а также так называемые девиантные семьи - это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная педагогика, социальная работа ориентированы не только на решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие и восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных общественно значимых функций, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России [2, с. 53].

Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее «неблагополучия», а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технология и содержание работы социального педагога с семьей имеют много общего.

Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Для семейного педагога социальная работа начинается с изучения семьи, а именно составления социального паспорта. В каждом микрорайоне, поселке, городе первоначально собирается информация о составе семей, их типах, наиболее острых проблемах.

На наш взгляд, деятельность социального педагога будет более плодотворной, если наряду с выявлением проблем его деятельность будет связана с привлечением клиентов на разного рода курсы, которые будут носить, с одной стороны, профилактический характер, с другой стороны, просветительско-образовательный.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Исследователь В.М. Целуйко отмечает слова А.С. Макаренко о том, что «родительские требования к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания» [3, с. 56].

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог в работе с семьей.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, субъектом жалобы в таком случае является ребенок. Социальный педагог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия могут быть сами родители, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные, с точки зрения педагогики и психологии, способы воспитания.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендации требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи.

4. Диагностическая модель основывается на преодолении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семьи. Объект диагностики - семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии - диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности семейных отношений. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем.

Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование. Используются эмпирические методы: наблюдение, беседа идр.

Поиски путей объективного изучения семей привели к разработке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наи-

более предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия в семье. В результате такого подхода исследователя респондентами предлагаемые нововведения рассматриваются как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания. Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не только решение поставленной задачи, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на семью. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

Нами была проведена экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: 1 этап - констатирующий; 2 этап - формирующий; 3 этап - контрольный.

Первичная диагностика участников проводилась посредством методик исследования представлений о родительстве и отношений к семейным ролям:

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) [1, с. 194]. Ее авторы - американские психологи Е.С. Шеффер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше и Чехословакии. В нашей стране она адаптирована кандидатом психологических наук Т.В. Нешерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к семейной роли, и 15 касаются детско-родительских отношений. Последние 15 признаков подразделяются на 3 группы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 - излишняя концентрация на ребенке.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Методика семантического дифференциала «Представление об идеальном родителе» (по Р.В. Овчаровой) [1, с. 205]. Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.

Данная методика предлагает в большей степени качественную, чем количественную обработку методики. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту. В итоге получается когнитивный, эмоциональный, поведенческий показатели представлений об идеальном родителе.

Первичная и вторичная диагностика данных методик проводились на одной группе родителей. Результаты первичной диагностики использованы как контрольные, результаты вторичной диагностики составляют эксперимен-

тальные данные. В итоге наличие двух групп ответов позволило проанализировать результаты по характеру логической структуры доказательства выдвинутой нами гипотезы, которая основывается на сравнении, составлении наблюдений двух групп полученных данных.

Система тренинговых упражнений «Семь шагов» (О.В. Филиппова, Р.В. Овчарова) [1, с. 256]. Даннаясис-тема тренинговых упражнений разработана на основе предложенной авторами данной методики структуры родительской любви, которая является сложным структурным образованием. Структурными элементами родительской любви можно считать эмоциональный компонент, включающий в себя чувство близости и чувство враждебности; когнитивный компонент, содержащий уважение ребенка родителями, знание матери и ожидания отца; поведенческий компонент, проявляющийся в ответственности и заботе. Различные по значимости компоненты представляют собой структурную иерархию: эмоциональный, когнитивный, поведенческий уровни соответственно.

Первые две методики нами использовались как диагностическая и контрольная методики в начале и в конце формирующего этапа. Система тренинговых упражнений «Семь шагов» нами использовалась как методика, формирующая родительские качества. Данная методика нами адаптирована, согласно объекту исследования, т.е. внесены средства этнопедагогики в систему тренинговых упражнений «Семь шагов».

При обработке результатов, полученных при помощи методики PARI (parental attitude research instrument) [1, с. 194], для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) и методики «Представления об идеальном родителе» [1, с. 205] мы остановились на количественной обработке данных методик и выведении среднего балла.

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах показал следующие результаты (табл. 1).

Как видно из показателей этой таблицы, выявлена положительная динамика в отношении родителей к разным сторонам семейной жизни по исследованным показателям. Так, повысились показатели по признакам: вербализация, семейные конфликты, неудовлетворенность ролью хозяйки, партнерские отношения, развитие активности, доминирование матери, чрезвычайное вмешательство, уравнение отношений. Снизились показатели по признакам: чрезмерная забота, зависимость ребенка от семьи, подавление воли, ощущение самопожертвования, опасение обидеть, раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний, подавление агрессивности матери, уклонение от конфликта, подавление сексуальности, стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность. Без изменений по результатам сравнения оказались следующие показатели: семейные конфликты, сверхавторитет родителей и безучастность.

Таблица 1

Результаты изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) методики PARI (parental attitude research instrument)

Количественные Количественные Динамика

Признаки показатели на показатели на изменений

констатирующем этапе контрольном этапе (+/-)

1 Вербализация 12,4 14,4 +2

2 Чрезмерная забота 18,2 15 -3,2

3 Зависимость ребенка от семьи 16 15 -1

4 Подавление воли 14,6 14,2 -0,4

5 Ощущение самопожертвования 13 11 -2

6 Опасение обидеть 8,2 7,4 -0,8

7 Семейные конфликты 11 11 0

8 Раздражительность 9 8,2 -0,8

9 Излишняя строгость 10,4 9 -1,4

10 Исключение внесемейных влияний 10,2 9 -1,8

11 Сверхавторитет родителей 12 12 0

12 Подавление агрессивности матери 9 5 -4

13 Неудовлетворенность ролью хозяйки 8,2 8,4 +0,2

14 Партнерские отношения 7 8 +1

15 Развитие активности 8,6 10,8 +2,2

16 Уклонение от конфликта 10 9 -1

17 Безучастность 11 12,2 +1,2

18 Подавление сексуальности 8 7 -1

19 Доминирование матери 12,2 12,6 +0,4

20 Чрезвычайное вмешательство 11 12,4 +1,4

21 Уравнение отношений 9 15 +6

22 Стремление ускорить развитие ребенка 14,8 13 -1,8

23 Несамостоятельность 11 9 -3

Несомненно, позитивным является повышение показателей признаков: вербализация, партнерские отношения, развитие активности, уравнивание отношений, а также снижение показателей: чрезмерная забота, зависимость ребенка от семьи, подавление воли, ощущение самопожертвования, опасение обидеть, раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний, подавление агрессивности матери, уклонение от конфликтов, подавление сексуальности, стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность.

Методика Р.В. Овчаровой [1, с. 205] «Представления об идеальном родителе» позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. Особый интерес представляет анализ

отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

При обработке полученных данных мы остановились на количественной обработке данной методики и выведению среднего балла по такой же формуле, которую использовали при обработке данных по первой методике.

Данные полученные на констатирующем этапе показывают уровень «выше среднего» сформированное™ родительских качеств (табл. 2). Показатели, полученные на контрольном этапе, демонстрируют динамику со стороны увеличения лишь в показателях - эмоциональный аспект и поведенческий аспект. Показатели когнитивного аспекта неизменны.

Таблица 2

Данные по методике «Представления об идеальном родителе»

Показатели представлений об идеальном родителе Количественные показатели на констатирующем этапе Количественные показатели на контрольном этапе Динамика изменений (+/-)

Когнитивный аспект +41 +41 0

Эмоциональный аспект +31 +32 +1

Поведенческий аспект +38 +43 +5

В результате сравнения полученных данных на констатирующем и контрольном этапах наблюдаются количественные изменения в лучшую сторону, что говорит о повышении родительских качеств у отца и матери.

В результате сравнения полученных данных на констатирующем и контрольном этапах наблюдается повышение уровня сформированное™ представлений об «идеальном родителе». Исходя из полученных результатов можно сделать общий вывод о том, что использованная в опытно-экспериментальной работе адаптированная система тренинговых упражнений «Семь шагов» положительно влияет на формирование и коррекцию родительских качеств.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи - это способность реализовать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-пе-дагогической и общей культуры родителей, образом жиз-

ни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. По мнению специалистов, наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от характера семейных

и, прежде всего, супружеских и детско-родительских отношений.

Литература

1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 320 с.

2. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.

3. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.

M.N. Afanasiev

ACTIVITY OF A SOCIAL TEACHER IN DEVELOPMENT OF PARENTAL ATTITUDE

The article is about the formation of the parental attitude, which is considered as a social-pedagogic problem; different models of family assistantship that can be applied in a social teacher activity are discussed. Besides, the results of diagnostic research methods on parental attitude research instrument (PARI) (E. Scheffer, R. Bell) that enable to study parents attitude to various family life issues and “Ideal parent” techniques have been presented.

■ФФФ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.