Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к родительству: опыт эмпирического изучения'

Формирование ценностного отношения к родительству: опыт эмпирического изучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1811
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / PARENTHOOD / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS / МАТЕРИНСТВО / MOTHERHOOD / ОТЦОВСТВО / PATERNITY / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ / EMPIRICAL STUDYING / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СЕМЬЯ / FAMILY / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСТВА / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / УМЕНИЯ / SKILLS / НАВЫКИ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / READINESS OF STUDENTS / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / РОДИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ / PARENTAL FUNCTIONS / ATTRACTIVENESS OF THE PARENTHOOD / KNOWLEDGE / ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евдокимова Е.Н.

Рассмотрены проблемы родительства как психологического феномена. Уточнена роль родительства (материнства и отцовства) в развитии личности ребенка и родителей. Показано, что родительство образует особый социальный институт, который в настоящее время слабо рефлексируется в сознании современных молодых людей. Игнорирование ценности родительства молодежью приводит к искажению представлений о нем и к демографическим катаклизмам, которые выражаются в нежелании иметь детей и взваливать на себя достаточно сложные функции. Показано также, что среди субъективных факторов наибольшее влияние на содержание ценностного отношения к родительству оказывают субъектное благополучие и личностный адаптивный потенциал студентов вуза. Названные факторы обусловливают содержательное своеобразие сочетания познавательно-знаниевого, эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов ценностного отношения студентов вуза к родительству. Установлено, что на смысловом уровне ценностное отношение к родительству у студентов вуза образуется сочетанием факторов «Эмоциональная привлекательность родительства», «Приоритетность субъектной ценности родительства» и «Ожидаемый от родительства эффект», которые отражают разные ракурсы родительства, характеризуют его эмоциональную привлекательность для студентов вуза, иерархичность сложившихся по этому поводу жизненных ценностей, а также состояние готовности к реализации возложенных на субъектов аудиторской деятельности прав и обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евдокимова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE RESPONSIBLE ATTITUDE TO PARENTHOOD: EXPERIENCE OF EMPIRICAL STUDYING

Parenthood problems as psychological phenomenon are considered. The parenthood role (motherhood and paternity) is specified in the development of the child and parents personalities. It is shown that the parenthood forms the special social institute which is poorly reflexed in consciousness of modern young people at the present time. Ignoring of the parenthood value by youth leads to distortion of ideas of it and to demographic cataclysms which are expressed in unwillingness to have children and to load rather difficult functionsitself on theirthelves. Also it is shown that among subjective factors the wellbeing of the subject and personal adaptive potential of students have the greatest influence on the maintenance of the valuable relation to the parenthood. The called factors cause the substantial originality of the combination informative-studing, emotional, behavioural and motivational components of the valuable relation of the students parenthood. It is ascertained that the valuable relation to the parenthood by students is formed by the combination of «Emotional appeal of the parenthood», «Priority of subject value of the parenthood» and «Effect expected from the parenthood» factors which reflect different foreshortenings of the parenthood at the semantic level, characterize its emotional appeal to the students, hierarchy of the vital values which have developed about it, and also a ready state to realization the auditor activity of rights and duties assigned to subjects.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к родительству: опыт эмпирического изучения»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Евдокимова Е.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ:

ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Теоретический анализ проблемы позволил констатировать вхождение проблемы родительства в исследовательское поле семьи и брака, интенсивно разрабатываемое в психологической науке. В работах последних лет детализирована роль родительства, включая материнство и отцовство, в развитии личности как ребенка, так и самих родителей. Полученные научные данные показали, что родительство влияет на социально-психологический климат не только каждой отдельной семьи, но и социума в целом, что оно закладывает основы для будущего, «программируя» личность и ее поведение на достижения или на различные нарушения.

Несмотря на то, что родительство образует особый социальный институт, важность которого трудно переоценить, исследования последних лет зафиксировали снижение его субъективной значимости в сознании современных молодых людей. Рост незарегистрированных и альтернативных форм брака, значительное увеличение неполных семей, сохранение практики создания бездетных и малодетных семей,— все это свидетельствует о снижении в обществе ценности института родительства.

Наиболее нежелательным для социального развития России представляется игнорирование ценности родительства молодежью, которая не просто получает подготовку в высшем учебном заведении, но и реализует в этот период своей жизни профессиональное и личностное самоопределение. Период интенсивного синтеза жизненных ценностей и оформления мировоззрения личности делает актуальным формирование у студентов вуза ценностного отношения к родительству, от которого зависит не только успешное решение демографической проблемы, но и сохранение традиционных ценностей российской семьи. Формирование ценностного отношения к родительству является особенно актуальным у студентов вузов, т. к. в этот период жизни в решающую фазу входит развитие многих важных процессов — личностного и профессионального самоопределения, саморегуляции, психоэмоционального статуса личности и др. Не менее важным в этой связи является и оформление у них субъектной позиции по разным вопросам брака и семьи, по осознанию значимости сферы родительства. Несмотря на то, что студенческий период жизни человека в современной психологии рассмотрен уже достаточно полно, в вопросах формирования у его субъектов ценностного отношения к родительству остаются значительные пробелы, не позволяющие полноценно выстроить на практике соответствующий процесс. Изучение психолого-педагогических особенностей процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза и составило цель нашего исследования.

Для успешной реализации возникающих при этом формирующих задач требуется привлечение достоверных эмпирических данных и сделанных на их основе рекомендаций.

Приступая к эмпирической части исследования, мы предполагали, что ценностное отношение студентов вуза к родительству целесообразно рассматривать в качестве

13

ISNN 1029-3338

сложного психологического образования, на субъектном уровне отражающего притягательность родительства, полноту информированности о его содержании и организации, уверенность во владении необходимыми умениями и навыками, мотивированность к изменению своего социального статуса. Функциональным выражением ценностного отношения к родительству может выступать готовность студентов вуза к принятию и исполнению родительских функций.

У студентов вуза ценностное отношение к родительству структурируется факторами, определяющими его эмоциональную привлекательность, приоритетность в структуре жизненных целей и ожидания достигаемого эффекта.

Ценностное отношение к родительству обладает содержательной вариативностью, обусловленной объективными (половая принадлежность, многодетность родительской семьи, наличие собственных детей) и субъективными (субъективное благополучие, субъективный контроль, адаптационный потенциал личности) особенностями студентов вуза. По уровню готовности оно может быть дифференцировано на негативное, прагматически нацеленное, сбалансированное и, безусловно, положительное. Каждый тип ценностного отношения к родительству характеризуется своеобразным сочетанием образующих его факторов.

Формирование ценностного отношения к родительству предполагает реализацию комплекса просветительских, тренинговых и консультативных мероприятий, направленных на повышение у студентов вуза информированности о родительстве, его эмоциональной привлекательности и интегрированности в систему жизненных приоритетов. Для выявления особенностей ценностного отношения к родительству у студентов вуза был подобран исследовательский инструментарий, разработана программа и сформулированы рекомендации. Эмпирические задачи исследования включали выявление содержательной характеристики ценностного отношения к родительству у студентов вуза, выявление его смысловой структуры, а также апробацию разработанной программы.

На подготовительном этапе проведено изучение проблемы ценностного отношения к родительству и степени ее актуальности, поставлены и определены цели и задачи исследования, обозначены объект и предмет изучения, сформулирована гипотетическая часть исследования, осуществлена постановка теоретических и эмпирических задач исследования, осуществлен поиск и качественный анализ научной литературы по проблеме исследования, определены и научно обоснованы методологические основы. На теоретическом уровне выделены предпосылки организация психолого-педагогической работы по формированию у студентов вуза ценностного отношения к родительству.

Констатирующий этап состоял в проведении эксперимента по изучению содержательных особенностей и структуры ценностного отношения к родительству у студентов вуза. Формирующий этап включал в себя создание модели формирования у них ценностного отношения к родительству, разработку и апробацию психологопедагогической программы и рекомендаций.

Для эмпирического изучения психолого-педагогических подходов к формированию у студентов вуза ценностного отношения к родительству был разработан пакет исследовательских методов и методик: наблюдение, опрос, беседа, самооценка и экспертная оценка, тестирование, эксперимент. Базовым методом, позволяющим собрать эмпирический материал, выступил метод самооценки, необходимый для содержательной и структурно-смысловой реконструкции ценностного отношения к родительству студентов вуза.

14

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

Таблица 1. Распределение по методикам показателей отношения к родительству

Методики Показатели отношения к родительству

PARI 1. Чрезмерная забота 2. Зависимость от семьи 3. Подавление воли 4. Ощущение самопожертвования

5. Опасение обидеть 6. Раздражительность 7. Излишняя строгость 8. Сверхавторитет родителей 9. Подавление агрессивности 10. Партнерские отношения 11. Развитие активности ребенка

PARI 12. Уклонение от конфликта 13. Безучастность мужа 14. Подавление сексуальности 15. Доминирование матери 16. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 17. Уравненные отношения 18. Стремление ускорить развитие ребенка 19. Несамостоятельность матери

АСВ 20. Гиперпротекция в воспитании ребенка 21. Гипопротекция в воспитании ребенка 22. Потворствование потребностям ребенка 23. Игнорирование потребностей ребенка 24. Чрезмерность требований-обязанностей к ребенку 25. Недостаточность требований-обязанностей ребенка 26. Чрезмерность требований-запретов к ребенку 27. Недостаточность требований-запретов к ребенку 28. Строгость санкций (наказаний) за нарушение ребенком требований к нему, его

поведению

29. Минимальность санкций по отношению к ребенку 30. Потворствующая гиперпротекция по отношению к ребенку 31. Доминирующая гиперпротекция ребенку 32. Повышенная моральная ответственность для ребенка

33. Отвержение 34. Социальная желательность

ОРО 35. Симбиоз

36. Гиперсоциализация 37. Инфантилизация

38. Ценность сексуальной сферы 39. Ценность общности интересов

РОП 40. Ценность хозяйственно-бытовые ценности 41. Ценность родительского воспитания 42. Ценность внешней социальной активности 43. Ценность эмоционально-терапевтической функция брака 44. Ценность внешней привлекательности

15

ISNN 1029-3338

Для выявления характеристик отношения испытуемых к родительству использовались следующие тестовые методики: методика PARI (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл), методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика диагностики родительского отношения (РОП) (А.Я. Варга). Кроме методик, позволивших выявить особенности ценностного отношения испытуемых к родительству, нами использовались методики, позволившие дифференцировать испытуемых по признакам, значимым, по нашему мнению, для содержания обозначенного отношения. Были привлечены следующие тестовые методики: опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е.Ф. Бажин с соавторами), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), шкала субъективного благополучия (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Выявленные с помощью данных методик показатели отношения к родительству сведены нами в табл. 1.

На эмпирическом этапе исследования использовался также формирующий эксперимент, проведенный в естественных условиях обучения студентов в вузе. В его рамках была разработана и внедрена в практику программа формирования у студентов вуза ценностного отношения к родительству. Изучение особенностей распределения уровней ценностного отношения к родительству у студентов позволило выявить неравномерность уровней его развития, обусловленную объективными и субъективными характеристиками.

Сравнение особенностей распределения ценностного отношения студентов к родительству, сгруппированных по рассматриваемым группам характеристик, было проведено с использованием непараметрического критерия %2. Оно позволило установить статистически значимые различия в распределении по ряду рассматриваемых объективных и субъективных характеристик испытуемых.

С разным уровнем статистической значимости (на уровне статистической тенденции и на достоверном уровне) они установлены у студентов, дифференцированных по следующим характеристикам: по состояния субъектного благополучия (р < 0,05); адаптивному потенциалу (р < 0,05); половой принадлежности (р < 0,01); обладанию испытуемыми студентами собственными детьми (p < 0,01).

Наиболее достоверные различия в сформированности ценностного отношения к родительству были обнаружены между подвыборками студентов, разделенными по половому признаку и наличию у них собственных детей (на статистически достоверном уровне р < 0,01).

Предпочтение при воспитании ребенка молодые люди отдают демонстрации собственного примера (57,8 %). Они считают, что родители должны воспитывать у детей, в первую очередь, ответственность (45,7 %) и инициативность (39,7 %). Для этого родителям необходимо проявлять самим высокую ответственность (63,8 %). Показателем эффективного родительства, в понимании студентов мужского пола, является достижение ребенком успеха в жизни (72,4 %).

Для девушек родительство выступает на субъективном уровне, преимущественно, в виде дара (55,5 %). Однако оно рассматривается и в качестве женской обязанности (39,0 %). В функционально-целевом аспекте родительство является для них осознанным шагом в направлении создания собственной семьи (54,3 %) и возможностью самовыразиться (37,8 %). Доминантными эмоциями, связанными с рождением ребенка, для них выступили радость (53,7 %) и счастье (37,8 %). В понимании девушек родительство дает человеку

16

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

возможность заботиться о ребенке (51,8 %) и заполненность жизни новым смыслом (40,9 %). После рождения ребенка главным для человека становится, согласно занятой ими позиции, забота о ребенке (78,7 %). Эффективное родительство, с их точки зрения, предполагает владение знаниями о здоровье (46,3 %) и психологии (42,0 %) ребенка.

Выявлено, что в содержательном плане ценностное отношение к родительству у студентов мужского и женского пола обладает значительными различиями. При всем их разнообразии, они могут быть локализованы в познавательно-знаниевом, эмоциональном, поведенческом и мотивационном компонентах.

Обобщая сравнение полученных характеристик ценностного отношения к родительству у девушек и юношей, констатируем, что у первых они более содержательно развернуты, личностно ориентированы и внутренне согласованы. Полученные нами результаты констатировали наличие влияния половой принадлежности на особенности ценностного отношения к родительству девушек и юношей, преломленного к специфике конкретной сферы жизни человека — к родительству.

В выявленном содержании ценностного отношения к родительству нашли также отражение традиционно культивируемые у представителей разных полов качества личности: у девочек — эмоциональность, а у мальчиков — рациональность. Данные качества отвечают стереотипам, относимым к оппозиции «фемининность — маскулинно сть».

Ценностное отношение к родительству, как мы предположили, зависит также от опыта субъекта, связанного с воспитанием детей. Возможность получения подобного опыта в нашем исследовании увязывается такими объективными характеристиками студентов вуза как их половая принадлежность, многодетность родительской семьи и наличие собственных детей. Изучение числового распределения в сформированной выборке полярных групп по интересующим нас признакам показал, что она содержит в себе количество субъектов, достаточное для изучения влияния данных факторов на ценностное отношение к родительству.

В полной мере это относится к распределению студентов по половой принадлежности, количеству детей в родительских семьях испытуемых и наличию у самих студентов собственных детей (рис. 1).

По параметру наличия/отсутствия у них собственных детей получены статистически достоверные различия (р < 0,01) в ценностном отношении студентов вуза к родительству. В группе студентов, не имеющих собственных детей, оказалось также больше лиц с низким уровнем сформированности ценностного отношения к родительству, чем в группе студентов, имеющих собственных детей (соответственно, 35,3 в противовес 26,0 %). Студенты, не имеющие собственных детей, характеризуются снижением уровня ценностного отношения к родительству.

Проведенное исследование позволило составить целостное представление о содержании ценностного отношения к родительству студентов вуза. Установлена смысловая структура ценностного отношения к родительству, включающая его эмоциональную привлекательность, ценностную приоритетность и регулирующие ожидания. К базовым параметрам, характеризующим отношение студентов вуза к феномену родительства, отнесена его эмоциональная привлекательность, ценностная приоритетность и связанные с родительством ожидания. Выявлены признаки, позволяющие описать наиболее распространенные вариации отношения студентов вуза к родительству.

17

ISNN 1029-3338

в)

Рис. 1. Распределение студентов по объективным характеристикам:

а) половая принадлежность; б) многодетность родительской семьи; в) наличие собственных детей

Было установлено, что отношение к родительству у студентов вуза является не однородным, а характеризуется тремя основными структурно-смысловыми образующими — эмоциональной привлекательностью, ценностной приоритетностью и личностными ожиданиями. Данный эмпирический результат был положен в основу формирующего этапа нашего исследования. Разработка процедуры формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза, учитывающая психологические особенности данного процесса, должна основываться на реализации следующих принципов: принципа позиционирования эмоциональной привлекательности родительства; принципа выстраивания ценностной приоритетности родительства; принципа стимулирования позитивных личностных ожиданий родительства.

Программа «Формирование ценностного отношения к родительству у студентов вуза» предусматривала информирование студентов вуза о феномене родительства. Наряду с просветительским направлением, разрабатываемая нами программа включала также блок коррекционно-развивающих занятий. Данный блок реализовывался в форме групповой тренинговой программы и психологиче ского консультирования, направленных на коррекцию и развитие эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов отношения к родительству у студентов вуза. Апробация модели

18

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

основывалась на внедрении названной программы. Данная программа реализовывалась в течение учебного года и включала в себя передачу студентам вуза информации о различных аспектах родительства, коррекцию сформированных у них личностных позиций относительно родительства и развитие качеств личности, способствующих его успешной реализации. Вывод об эффективности программы осуществлялся через сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирических замеров особенностей ценностного отношения к родительству студентов вуза, проведенных перед и после программы. Статистически значимый рост уровня эмоциональной привлекательности родительства, приоритетности его субъектной ценности, ожидаемого эффекта, психологической готовности к родительству, психологического благополучия и адаптивности студентов вуза, участвующих в программе, позволили нам сделать вывод об эффективности модели и на ее основе — программы формирования у студентов вуза ценностного отношения к родительству. Таким образом, предложенные нами психологопедагогические подходы к формированию ценностного отношения к родительству у студентов вуза подтвердили свою обоснованность.

Среди субъективных факторов наибольшее влияние на содержание ценностного отношениякродительствуоказываютсубъектноеблагополучиеиличностныйадаптивный потенциал студентов вуза. Названные факторы обусловливают содержательное своеобразие сочетания познавательно-знаниевого, эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов ценностного отношения студентов вуза к родительству. На смысловом уровне ценностное отношение к родительству у студентов вуза образуется сочетанием факторов «Эмоциональная привлекательность родительства», «Приоритетность субъектной ценности родительства» и «Ожидаемый от родительства эффект». Данные факторы, отражая разные ракурсы родительства, характеризуют его эмоциональную привлекательность для студентов вуза, иерархичность сложившихся по этому поводу жизненных ценностей, а также состояние готовности к реализации возложенных на субъектов аудиторской деятельности прав и обязанностей.

К признакам, позволяющим построить наиболее полную характеристику ценностного отношения к родительству у студентов вуза, отнесены: эмоциональная привлекательность родительства, варьируемая у студентов вуза от положительной (удовлетворение, радость, счастье) до отрицательной (тревога, страх); приоритетность родительства, которая может быть у них высокой (родительство как дар или обязанность), нейтральной (родительство как необходимость или этап жизни) или низкой (родительство как ноша или неожиданность); ожидания родительства, которые подразделяются на личностные (родительство как возможность самореализоваться), субъектные (родительство как уверенность в завтрашнем дне или заполненность жизни) или индивидные (уверенность в продолжении рода или возможность заботиться о ребенке).

При организации всех этапов работы со студентами необходимо сосредоточиться на выработке у них эмоционально привлекательного образа родительства. Важным является включение ценностей, связанных с родительством, в систему личностных ценностей студентов вуза. Необходимо, чтобы они в ценностной системе студентов вуза приобрели достаточную приоритетность. Значительных усилий требует формирование у студентов вуза позитивных ожиданий от родительства в выстраиваемой ими временной перспективе. В качестве ключевого признака сформированности у студентов вуза ценностного отношения к родительству следует рассматривать прирост у них психологической готовности к его реализации.

19

ISNN 1029-3338

Библиографический список

1. Берулава, Г. А. Методологические ориентиры современной психологии [Текст] / ГА. Берулава. М. : Изд-во ун-та Рос. акад. образования, 2009. 176 с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. М., 2008.

3. Котова, И.Б. Психология супружества [Текст] / И.Б. Котова, И.В. Гроза. Ростов н/Д. : Изд-во РИПК и ППРО, 2012. 205 с.

4. Она же. Психология ревности [Текст] / И.Б. Котова, Ю.Н. Мошкина. Ростов н/Д. : Изд-во РИПК и ППРО, 2012. 201 с.

5. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. М. : Академия, 2005. 362 с.

6. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений [Текст] / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Вопр. психологии. 2001. №1. С. 19-27.

7. Прохорова, О.Г. Подготовка молодежи к родительству [Текст] / О.Г Прохорова // Вестн. КГПУ им. В.П. Астафьева. 2008. № 1. С. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.