ПРАВО
С.Т. САЗИН, руководитель следственного управления
Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области Тел. 72-26-56, 77-51-16; sledkomorel@yandex.ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья посвящена реализации важнейшей функции Следственного комитета РФ - борьбе с коррупцией как условия защиты прав и свобод человека и гражданина. Автор отмечает тенденцию к расширению полномочий Следственного комитета в борьбе с коррупционными проявлениями и считает необходимым проведение комплексных мер по противодействию коррупции во взаимодействии с органами публичной власти и управления с привлечением общественности. Законодательное совершенствование деятельности СК позволит, по мнению автора, добиться снижения объема коррупционных проявлений.
Ключевые слова: Следственный комитет РФ (СК), механизм борьбы с коррупцией, защита прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие СК с органами власти и управления.
В сентябре 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ о создании на базе Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации Следственного комитета РФ (далее - СК). Назначение новой структуры - совершенствование деятельности органов предварительного следствия и усиление прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами1.
Глава нового ведомства будет иметь в своем распоряжении 13 заместителей, штатная численность СК и его территориальных органов устанавливается в количестве 21 156 единиц, а штатная численность военных следственных органов СК - в количестве 2034 единиц.
На первоначальном этапе ведомство будет состоять только из сотрудников, которые работали в Следственном комитете при прокуратуре. В перспективе в обновленную структуру должны будут влиться и сотрудники других следственных органов -МВД, Федеральной службы безопасности и госнаркоконтроля2.
С внесением изменений в статус Следственного комитета расширяется компетенция данного органа3. В 2010 году к подследственности СКП были отданы расследования преступлений, связанных с рейдерством. Существует мнение, что Следственный комитет будет расследовать и налоговые преступления. Это обеспечит более широкие возможности для выполнения СК своей основной функции - защиты прав и свобод человека и гражданина.
Надзор над деятельностью новой структуры останется за прокуратурой4. Как следует из законопроекта о создании единого Следственного комитета, в введении данного органа будет расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Собственно, такая ситуация существует и сейчас. Когда в структуру нового ведомства войдут другие следственные подразделения, то, как планируется, из милиции, ФСБ и Наркоконтроля Следственный комитет заберет самые сложные дела. Соответственно туда
© С.Т. Сазин
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
перейдет и часть сотрудников других силовых ведомств. У милиции, Госнаркоконтроля и ФСБ останется расследование преступлений средней тяжести, которые можно будет перевести на уровень дознания.
При увеличении полномочий СК и расширении подследственности одним из приоритетных направлений деятельности данного органа остается борьба с коррупцией5.
Проверкой сообщений коррупционного характера и расследованиями подобного рода уголовных дел Следственный комитет при Прокуратуре РФ занимался постоянно с момента своего создания. В настоящее время руководством страны эта проблема поднята на самый высокий уровень и обозначена как общенациональная. И именно сегодня требуется вмешательство органов правоохра-ны практически во все сферы общественной жизни для преодоления этого зла. У следственного управления довольно узкая составляющая этой работы - борьба с коррупцией в самом ярком её проявлении - преступлении.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества6. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Борьба с коррупцией является первоочередной задачей следственного комитета, учитывая крайне сложную обстановку по этому вопросу в стране7 . По данным Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе - августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества - это на 4% больше, чем в предыдущем году. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5% - до 219.
В 2009 году Россия занимала в рейтинге организации Transparency International8 146-е место. В 2009 году коррупционный рынок в России оценивался в $300 млрд. Согласно проведённому Трансперенси Интернешнл в 2009 году исследованию, мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9%9 .
В 2010 году Россия заняла 154-е место (всего исследованы 178 стран). В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», в частности, говорится: «...никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране всё как было плохо, так плохо и осталось»10.
Критерии классификации коррупции различны. Для нас важна дифференциация коррупции в зависимости от субъективной среды:
- бытовая коррупция;
- коммерческая коррупция;
- политическая коррупция;
- коррупция верховной власти.
Для борьбы с коррупцией в каждом из обозначенных видов следует учитывать особенности общественной среды ее распространения.
В настоящее время можно выделить следующие направления борьбы с коррупцией Следственным комитетом РФ:
- создан механизм борьбы с преступлениями коррупционной направленности, основанный на едином методе организации следственной работы и процессуального контроля11 ;
- введена специализация следователей. Сформированы подразделения по контролю за расследованием коррупционных преступлений. Установлен жёсткий контроль за рассмотрением сообщений о любых проявлениях коррупции. Разработана статистическая отчетность о коррупционных преступлениях;
- налажено достаточно эффективное взаимодействие с оперативными службами. На постоянной основе организован учет материалов, поступающих из Счетной палаты Российской Федерации, других контролирующих органов12, а также контроль за проверкой содержащихся в них сведений до принятия окончательного процессуального решения;
- одной из основных предлагаемых антикоррупционных мер является последовательное сокращение перечня лиц, обладающих особым правовым статусом13;
- борьба с коррупцией в бюджетной сфере в тесном взаимодействии со Счетной палатой РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Контрольным управлением Президента Российской Федерации. В настоящее время наблюдается эффективность данных мер: например, были пресечены многочисленные хищения бюджетных средств при закупках медицинского оборудования;
- активное взаимодействие с контролирующими органами и оперативными службами; оно должно развиваться и в дальнейшем, в том числе и в связи с налоговыми преступлениями, следствие по которым с 2011 года планируется осуществляться следователями Следственного комитета.
Ещё одним направлением деятельности СК по реализации Национального плана противодействия коррупции является борьба с рейдерскими захватами собственности предприятий, которые остаются одним из наиболее опасных и неразрывно связанных с коррупцией явлений.
В рамках борьбы с коррупцией у СК существуют следующие проблемы:
1. В настоящее время сложностью дел по борьбе с коррупцией продиктована необходимость предоставления следователю права знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности по находящимся в производстве уголовным делам14. Это связано с тем, что оперативные службы в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий нередко получают важную информацию, которая не доводится до сведения следственных органов из-за её недооценки. В связи с этим утрачивается возможность сбора дополнительных доказательств. И речь здесь не идёт о том, что следователь наделяется полномочием по контролю за оперативно-розыскной деятельностью. Это прерогатива прокуратуры. Именно она осуществляет надзор за такой деятельностью. Следователь же, зная все нюансы уголовного дела и изучив оперативно-розыскные материалы, может ориентировать оперативных работников на добывание новых доказательств по изобличению преступника. Поэтому крайне необходимы изменения в законодательстве о предоставлении следователю такой возможности.
2. Продолжает оставаться невысоким уровень взаимодействия СК с законодательно-представительными органами всех уровней.
3. Ещё одной существенной проблемой, влияющей на оперативность предварительного следствия по уголовным делам коррупционной направленности, является длительность проведения финансово-экономических, бухгалтерских и других сложных судебных экспертиз. Затраченное на них время приводит к увеличению сроков предварительного следствия. (Изменение сложившейся ситуации в лучшую сторону возможно только посредством расширения имеющегося штата экспертов
ведомственных экспертных учреждений (Минюста, МВД и ФСБ России), а также внедрения в практику проведения экспертиз передовых научно-технических методик и усиления контроля за сроками проведения экспертных исследований со стороны руководителей экспертных учреждений. Наряду с этим целесообразно создание независимых центров проведения судебных экспертиз15 .)
Необходимость подобных мер продиктована и тем, что в Федеральном законе № 69-ФЗ, принятом в апреле 2010 года, предусмотрены гарантии обеспечения прав подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, оправданных, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков на судопроизводство в разумный срок.
В соответствии с этим законом нарушение разумных сроков судопроизводства является основанием для присуждения денежной компенсации. А длительное проведение упомянутых экспертиз как раз увеличивают сроки следствия. Указанная проблема приобретает особую актуальность с учетом того, что защита прав и свобод человека и гражданина является важнейшей функцией СК.
Представляется также заслуживающим внимания предложение, высказанное Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 года, о возможности введения меры уголовного наказания в виде стократной суммы коммерческого подкупа (статья 204 Уголовного кодекса РФ) или взятки за преступления (статья 290 Уголовного кодекса РФ), а также иные преступления, совершенные должностными лицами с использованием своего служебного положения16.
Необходимость ужесточения, а также обеспечение соразмерности наказания за преступления, совершенные должностными лицами с использованием своего служебного положения, размерам полученной в результате преступления имущественной выгоды (взятки) или размеру причиненных государству убытков можно считать целесообразными мерами в борьбе с коррупцией.
Осознание и обозначение данных направлений развития борьбы с коррупцией демонстрирует общее стремление к слаженному решению задач по противодействию коррупции.
При этом следует помнить, что проблема борьбы с коррупцией может быть решена лишь комп -лексом различных мер. Ни в одной стране мира только уголовно-правовыми мерами победить кор -
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
рупцию не удалось. В настоящее время в России актами местного самоуправления18. Такой подход
создана система правовой экспертизы норматив- позволит значительно снизить объём коррупционно-правовых актов на федеральном уровне17. Со- ных проявлений. Однако работа в данном направ-
здаётся и создана система такого же контроля за лении не теряет своей актуальности.
Примечания
1 Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Рос -сийской Федерации» [Текст] // Российская газета. - № 218. - 28.09.2010.
2 Российская газета [Текст]. - № 5297. - 28 сентября 2010.
3 Дибиров Ю.С. Проблемы конституционно-правовых основ организации и деятельности Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ [Текст] // Конституционное и муниципальное право. -№ 6. - 2010. - С. 68-71.
4 Дудин Н.П., Дытченко Г.В. Надзор за следствием органов прокуратуры [Текст] // Законность. - № 10. - 2010. - С. 3-7.
5 Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция
6 Буравлев Ю.М. Коррупция в госаппарате. Правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу [Текст] // Государство и право. - № 11. - 2008. - С. 98-103.
7 Лунеев В.В. Коррупция в России [Текст] // Государство и право. - № 11. - 2007. - С. 20-27.
8 Трансперенси Интернешнл (англ.: Transparency International) — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру.
9 http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2009/cpi_2009_table
10 Пресс-релиз Центра Трансперенси Интернешнл — Р в связи с выходом ИВК 2010; Рейтинг восприятия коррупции в странах мира (рус.). РИА Новости [Электронный ресурс]. 7 декабря 2010 г. // http://www.transparency.org
11 Летуновский В.В., Агеев А.А. О противодействии коррупции [Текст] // Российская юстиция. - № 1. - 2010. -С. 47-49.
12 Астанин В.В. Антикоррупционный мониторинг в РФ: цели, задачи и содержание [Текст] // Российская юстиция. -№ 7. - 2010. - С. 2-4.
13 Пресняков М.В., Чаннов С.В. Антикоррупционные барьеры на государственной и муниципальной службе: проблемные аспекты нового закона [Текст] // Государство и право. - № 3. - 2010. - С. 13-22.
14 Садикова У. Процессуальный статус руководителя следственного органа [Текст] // Законность. - № 9. - 2010. -С.42-46.
15 Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России [Текст] // Российская юстиция - № 4. -2010. - С. 44-47.
16 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 30 ноября 2010 // http://президент.рф/выступления/9637
17 См., в частности: Тихомиров Ю.А. Практические аспекты осуществления антикоррупционного анализа и оценки реализации правовых актов [Текст] // Журнал российского права. - № 10. - 2009. - С. 14-21; Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов [Текст ] // Журнал российского права. - № 10. - 2009. - С. 5-13; Цирин А.М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти [Текст] // Журнал российского права. - № 2. - 2009. - С. 11 -17.
18 Так, в Орловской области при Следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Орловской области создан Научно-консультативный Совет, целью деятельности которого является оказание содействия СК в области внутренних дел и укрепления законности, повышения правовой культуры среди сотрудников и населения на территории Орловской области. При этом Совет активно сотрудничает с другими подобными структурами. К примеру, 19 октября 2010 года проводилось совместное заседание Научно-консультативного Совета и Общественного экспертного Совета по правовым вопросам при мэре города Орла, на котором рассматривался вопрос о причинах и условиях совершения коррупционных преступлений в органах местного самоуправления, путях их предупреждения и пресечения. В принятой по итогам заседания Резолюции с учетом специфики рассматриваемой темы предложены, в частности, следующие пути и методы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений:
• При формировании структуры органа местного самоуправления и его задач и функций:
- формирование системы контроля за законностью действий и принимаемых решений должностными лицами как внутри служб, так и межведомственного контроля (например, при согласовании документов, подписываемых главой муниципального образования, необходимо обговорить критерии согласования конкретными должностными
лицами в пределах их полномочий и необходимый объем информации, достоверность и наличие которой должны быть проверены);
- строгий контроль за деятельностью всех разрешительно-проверяющих органов, входящих в систему управления муниципальным образованием;
- использование современных форм и методов управления, позволяющих исключить непосредственный межличностный контакт заявителя и чиновника как важнейший коррупциогенный фактор (формирование электронного документооборота, создание системы «единого окна»).
• При определении круга полномочий должностных лиц органа местного самоуправления:
- обеспечение максимально регламентированных полномочий служащих органов местного самоуправления и критериев принятия значимых решений;
- установление личной ответственности служащих за принятые в пределах их полномочий решения;
- исключение диспозитивности в регулировании полномочий должностного лица, установление обязанности, а не права, принятия конкретного юридически значимого решения при наличии определенных критериев их принятия.
• При осуществлении кадровой политики:
- формирование системы контроля за наличием конфликта интересов на государственной службе, своевременного их разрешения;
- повышенные требования к гражданам, претендующим на службу в органах местного самоуправления, наличие испытательного срока, строгая оценка в ходе испытания морально-этических качеств, формирование системы карьерного роста, напрямую зависящей от морально-этических качеств служащего;
- повышение уровня материального благосостояния служащих, материальное стимулирование антикоррупционного поведения за счет имеющихся фондов;
- применение механизмов ротации при назначении на должности, связанные с принятием значимых решений.
• При работе с общественностью и средствами массовой информации:
- формирование положительно настроенного общественного мнения путем постоянной открытой работы с гражданами;
- уделение особого внимания проверке заявлений о коррупционных проявлениях, сжатые сроки рассмотрения таких обращений;
- привлечение институтов гражданского общества к работе антикоррупционных комиссий, комиссий по разрешению конфликта интересов.
Библиографический список
1. Астанин В.В. Антикоррупционный мониторинг в РФ: цели, задачи и содержание [Текст] // Российская юстиция. - № 7. - 2010. - С. 2-4.
2. Буравлев Ю.М. Коррупция в госаппарате. Правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу [Текст] // Государство и право. - № 11. - 2008. - С. 98-103.
3. Дибиров Ю.С. Проблемы конституционно-правовых основ организации и деятельности Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ [Текст] // Конституционное и муниципальное право. -№ 6. - 2010. - С. 68-71.
4. Дудин Н.П., Дытченко Г.В. Надзор за следствием органов прокуратуры [Текст] // Законность. - № 10. - 2010. -С. 3-7.
5. Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России [Текст] // Российская юстиция. - № 4. -2010. - С. 44-47.
6. Летуновский В.В., Агеев А. А. О противодействии коррупции [Текст ] // Российская юстиция. - № 1. - 2010. -С.47-49.
7. Лунеев В.В. Коррупция в России [Текст] // Государство и право. - № 11. - 2007. - С. 20-27.
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 30 ноября 2010 // И1;1р://президент.рф/выступления/9637
9. Пресняков М.В., Чаннов С.В. Антикоррупционные барьеры на государственной и муниципальной службе: проблемные аспекты нового закона [Текст] // Государство и право. - № 3. - 2010. - С. 13-22.
10. Российская газета [Текст]. - № 5297. - 28 сентября 2010.
11. Садикова У. Процессуальный статус руководителя следственного органа [Текст] // Законность. - № 9. - 2010. -С.42-46.
12. Тихомиров Ю.А. Практические аспекты осуществления антикоррупционного анализа и оценки реализации правовых актов [Текст] // Журнал российского права. - № 10. - 2009. - С. 14-21.
13. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. - № 218. - 28.09.2010.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
14. Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов [Текст] // Журнал российского права. - № 10. - 2009. - С. 5-13.
15. Цирин А.М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти [Текст] // Журнал российского права. - № 2. - 2009. - С. 11 -17.
16. http://ru.wikipedia.org/
17. http://www.transparency.org/
S.T. SAZIN
ACTIVITY OF THE INVESTIGATION COMMITTEE ON COUNTERACTION OF CORRUPTION AS THE MECHANISM OF THE PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN
The article is dedicated to the most important function of the Investigation committee in Russian Federation - fighting with the corruption as the mean of protection rights and liberties of the men and citizens. The author marks the tendency to the extention of the powers of the Investigation committee in Russian Federation in the fight with corruptional developments and considers it necessary for complex measures to be held for counteraction of corruption with collaboration with organs of the public power and government involving the public. Improvement of legislation of the activity of Investigation committee with allow according to the authors opinion, achieve the reduce of the volume of corruption.
Key words: Investigation committee in Russian Federation, mechanism of fight with the corruption, protection of rights and freedoms of man and citizen, interaction the Investigation committee with organs of the public power and government involving the public.