Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ / ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ / СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорева Любовь Владимировна, Крамская Екатерина Сергеевна

Авторами статьи проанализированы материалы уголовных дел на предмет деятельности следователя по установлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в ходе досудебного производства. Сделан вывод, что устанавливать причины и условия, способствующие совершению рассматриваемых преступлений целесообразно уже на стадии возбуждения уголовного дела. Цель исследования заключается в выработке новых подходов к совершенствованию профилактики рассматриваемых преступлений, улучшение эффективности правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кокорева Любовь Владимировна, Крамская Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE INVESTIGATOR FOR THE PREVENTION OF CRIMES COMMITTED IN THE FIELD OF ILLICIT DRUG TRAFFICKING

The authors of the article analyzed the materials of criminal cases on the subject of the investigator's activities to establish the circumstances contributing to the commission of crimes in the field of drug trafficking during pre-trial proceedings. It is concluded that it is advisable to establish the causes and conditions conducive to the commission of the crimes in question already at the stage of initiating a criminal case. The purpose of the study is to develop new approaches to improving the prevention of the crimes under consideration, improving the effectiveness of law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ»

Научная статья УДК 343.13

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-2-105-109

Деятельность следователя по профилактике преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотических средств

Кокорева Любовь Владимировна1, Крамская Екатерина Сергеевна2

1Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Руза, Московская область, Россия, Kokoreva80@mail.ru

2Уголовно-правовое управление Договорно-правового департамента МВД России, Москва, Россия, ekrsm@mail.ru

Аннотация. Авторами статьи проанализированы материалы уголовных дел на предмет деятельности следователя по установлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в ходе досудебного производства. Сделан вывод, что устанавливать причины и условия, способствующие совершению рассматриваемых преступлений целесообразно уже на стадии возбуждения уголовного дела. Цель исследования заключается в выработке новых подходов к совершенствованию профилактики рассматриваемых преступлений, улучшение эффективности правоприменительной практики.

Ключевые слова: деятельность следователя, проверка сообщения о преступлении, возбуждение уголовного дела, расследование, профилактика, причины и условия, способствующие совершению преступлений

Для цитирования: Кокорева Л. В., Крамская Е. С. Деятельность следователя по профилактике преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотических средств // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 2 (58). С. 105—109. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-2-105-109.

Original article

Activities of the investigator for the prevention of crimes committed in the field of illicit drug trafficking

Lyubov V. Kokoreva1, Ekaterina S. Kramskaya2

1Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ruza, Moscow region, Russian Federation, Kokoreva80@mail.ru

2Criminal Law Department of the Contract and Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, ekrsm@mail.ru

Abstract. The authors of the article analyzed the materials of criminal cases on the subject of the investigator's activities to establish the circumstances contributing to the commission of crimes in the field of drug trafficking during pre-trial proceedings. It is concluded that it is advisable to establish the causes and conditions conducive to the commission of the crimes in question already at the stage of initiating a criminal case. The purpose of the study is to develop new approaches to improving the prevention of the crimes under consideration, improving the effectiveness of law enforcement practice.

Keywords: activity of the investigator, verification of a crime report, initiation of a criminal case, investigation, prevention, causes and conditions conducive to the commission of crimes

For citation: Kokoreva L. V., Kramskaya E. S. Activities of the investigator for the prevention of crimes committed in the field of illicit drug trafficking. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 2 (58), pp. 105—109. (In Russ.). https:// doi.org/10.36511/2078-5356-2022-2-105-109.

© Кокорева Л. В., Крамская Е. С., 2022

Задача по повышению эффективности противодействия незаконному распространению и немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, содержащих такие вещества растений, а также прекурсоров (далее — преступлений в сфере НОН, накопреступления) ставится перед правоохранительными органами уже не одно десятилетие. Об определенных успехах в обозначенной сфере, безусловно, можно говорить. В частности, согласно данным правовой статистики с 2017 года количество зарегистрированных наркопреступлений ежегодно снижается. Так, в 2017 году зарегистрировано 208 681 наркопреступлений, в 2018 — 200 806, в 2019 — 190 197, в 2020 — 189 905, в 2021 — 179 782 [1]. Однако констатировать наступление переломного момента в такой борьбе полагаем преждевременным. При этом все чаще на различных площадках представителями экспертного сообщества заявляется о значимости профилактики наркопреступлений.

Очевидно, что такая позиция не могла не найти отражения в обновленной «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации» (далее — Стратегия) [2]. Так, в пункте «н» раздела III Стратегии отмечено, что недостаточная эффективность организации профилактической деятельности по рассматриваемым преступлениям представляет угрозу национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту, в связи с чем своевременным представляется введение в число показателей системы мониторинга ситуации с незаконным оборотом наркотических средств оценки состояния профилактической деятельности и ее эффективности (п. «п» раздел 13 Стратегии).

Антинаркотическая политика в нашей стране проводится по ряду направлений. В разделе 14 Стратегии закрепляется девять мер профилактики и раннего выявления незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров. Однако данный перечень нельзя считать исчерпывающим.

Рассматривая профилактическую деятельность следователя на стадиях досудебного производства, особое внимание следует уделять не только первоначальному, последующему и заключительному этапам расследования, но и проверке сообщения о преступлении.

Обратим внимание на то, что профилактическая работа следователя должна проходить в плановом режиме. По каждому материалу

проверки сообщения о неочевидном преступлении следователю рекомендуется составлять план-график ее проведения. Разработка данного документа приобретает особое значение в связи введением специального правила возбуждения уголовных дел о наркопреступлениях.

Так, наличие факта нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в его теле наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без достаточных данных, подтверждающих факт их передачи в нарушение положений законодательства [3] не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о ряде преступлений в сфере НОН [4]. Это нововведение имеет принципиальное значение для органов внутренних дел, поскольку позволит сформировать правоприменительную практику, исключающую ошибки и злоупотребления при возбуждении уголовных дел о незаконном сбыте наркотиков в случаях, когда отсутствуют достаточные данные о факте сбыта.

После возбуждения уголовного дела результаты выполнения мероприятий, предусмотренных планом-графиком, подлежат анализу и корректировке, в зависимости от складывающейся следственной ситуации. План проверки сообщения о преступлении, а в дальнейшем расследования уголовного дела позволяет не только принимать своевременные меры по установлению предмета доказывания, но и причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере НОН.

В плане-графике из числа профилактических мероприятий рекомендуется предусмотреть: внесение преставления об устранении причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, в том числе «обобщенного» представления; взаимодействие со средствами массовой информации [5]; общее и индивидуальное профилактическое воздействие на граждан и др. Отметим, что следует не только разработать и сформулировать перечень действий, но и надлежащим образом организовать выполнение обозначенных мероприятий, претворить в жизнь планируемые механизмы профилактики и обеспечить своевременный контроль над их реализацией.

С учетом проведенного анализа правоприменительной практики полагаем возможным констатировать, что в настоящее время при организации профилактического воздействия по преступлениям, совершенным в сфере НОН, алгоритм действий следователя складывается в основном из следующих действий: вынесение

представления и (или) «обобщенного» представления; осуществление контроля за исполнением представления, при необходимости — направление письменного напоминания о представлении или вынесение повторного представления, а в случае неисполнения представления — организация привлечения к административной ответственности (ст. 13.11, 17.7, 13.30, 13.31 КоАП РФ [6]).

В вопросах проводимой превентивной работы целесообразно взаимодействовать с иными субъектами профилактики, на которых также возложена обязанность по предупреждению преступлений [7]. При этом следователь не ограничен в количестве представлений, выносимых в рамках расследования уголовного дела. Перечень субъектов, в чей адрес целесообразно внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере НОН, а также перечень нормативных правовых актов, нарушение которых и повлекло вынесения следователем представления, не является исчерпывающим. В данном вопросе следует исходить из анализа складывающейся ситуации и материалов конкретного уголовного дела.

При установлении в ходе расследования ненадлежащего исполнения участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей по профилактике рассматриваемых преступлений следователь выносит представление в адрес руководителя территориального органа внутренних дел. Реализуя при этом нормы Наставления, утвержденного приказом МВД России от 23 марта 2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [8], следователь может потребовать проведения профилактических мероприятий на территории обслуживания. К примеру, организовать коллективные или индивидуальные беседы с населением, размещение в общественных местах, в том числе у многоквартирных домов, в подъездах, торговых точках, учебных заведениях информационных стендов с памятками, листовками профилактического характера.

Согласно проанализированным 53 материалам уголовных дел данной категории (изученным в Московской и Липецкой областях) чаще всего составляются именно представления о ненадлежащем исполнении участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей. Причины такой практики различны. В ряде случаев следователь, не выявив

субъекта обязательного представления по уголовному делу (ч. 2 ст. 73 УПК РФ), выносит его в отношении участковых уполномоченных полиции или сотрудников уголовного розыска. Подобные случаи являются недопустимыми. Внесение представлений в отношении указанных должностных лиц должно носить, скорее исключительный характер, а не быть «запасным вариантом» у следователя. Полагаем, что данные представления, как правило, свидетельствуют о формальном подходе к установлению причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений.

Отметим, что профилактическая деятельность во многом связана с ранним выявлением и пресечением преступления в зависимости от способа преступления. Выделяются контактные и бесконтактные способы совершения преступлений в сфере НОН. Бесконтактные способы совершения рассматриваемых преступлений осуществляются при помощи использования интернет-сервисов. В основном совершаются при помощи тайников («закладок»), с использованием интернет-телефонии. Плата за приобретение наркотиков производится анонимно с применением электронных платежных систем [9, с. 49]. Граждане могут наблюдать в районе своего проживания подозрительных молодых людей, которые «что-то ищут» в кустах, у забора, на детских площадках, под водосточной трубой или металлическим отливом подоконников, в подъездах жилых домов, под скамейками в зонах отдыха и т. д.

В данных случаях очевидцы должны четко знать алгоритм своих действий: позвонить в полицию, сообщить о действиях «подозрительных» лиц, их приметах, назвать место события, а также при наличии возможности (без риска для своего здоровья и (или) жизни) при помощи мобильного телефона или иного устройства зафиксировать данные действия, и, соблюдая осторожность, дождаться прибытия сотрудников полиции либо оставить сведения о себе. Все это возможно лишь при своевременном и планомерном информировании граждан со стороны субъектов профилактики.

Следователь обязан более тщательно анализировать объяснения очевидцев, показания участников уголовного процесса (свидетелей, подозреваемых, обвиняемых), которые способны сообщить о несовершенстве в работе служб правоохранительных органов. Например, при получении сведений, что участковому уполномоченному неоднократно сообщали о подозрительных действиях неизвестных лиц,

обнаруженных тайниках («закладках») с неизвестным порошком или веществом, следователем должно быть составлено представление о ненадлежащем выполнении профилактических мер на обслуживаемой территории.

Согласно результатам изучения уголовных дел уже при проверке сообщения о преступлении, а именно в ходе осмотра места обнаруженных тайников («закладок») с наркотическим средством, возможно получение объективной информации об обстоятельствах, которые способствовали совершению преступлений в сфере НОН. Так, отсутствие на информационных стендах в жилых многоквартирных домах (учебных заведениях, детских садах, больницах, торговых центрах, у детских площадок, парках, скверах и т. д.) памяток или листовок о наиболее распространенных способах совершения рассматриваемых преступлений позволяет сделать вывод о недостаточной профилактической работе с гражданами. Следователю рекомендуется зафиксировать данную информацию в протоколе осмотра места происшествия. В дальнейшем эта информация может быть отражена в обобщенном виде в представлении.

При опросе очевидцев и допросе свидетелей рекомендуется уточнить, знают ли они распространенные способы сбыта наркотических средств и вредные последствия их употребления, ответственность за употребление, хранение или сбыт наркотических средств. При выяснении, что граждане не владеют информацией о преступлениях, совершаемых в сфере НОН, провести профилактическую индивидуальную беседу, о чем кратко внести информацию в объяснение или протокол допроса. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии планомерной работы по информированию населения со стороны заинтересованных должностных лиц, например, участкового уполномоченного полиции. Это позволит следователю определить в дальнейшем обоснованность внесения представления в адрес субъектов профилактики, определить комплекс мероприятий по предупреждению конкретного способа совершения преступлений в сфере НОН, реализовать меры непроцессуального характера.

В заключение отметим, что ошибочной представляется позиция тех следователей, которые «откладывают» установление обстоятельств, способствующих совершению преступлений в сфере НОН, на более поздний этап расследования, в основном на окончание расследования уголовного дела. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере

НОН, рекомендуется устанавливать, начиная с проверки сообщения о преступлении.

Процессуальная обязанность следователя по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, имеет важное значение в профилактике совершения аналогичных преступлений. Правильное определение мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, позволяет предупредить совершение новых преступлений под влиянием тех же обстоятельств.

Список источников

1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Показатели преступности России / Динамика / Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 13.05.2022).

2. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202011230073 (дата обращения: 20.05.2022).

3. О внесении изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 67-ФЗ» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.05.2022).

4. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.05.2022).

5. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I (ред. от 01.07.2021). Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 21.05.2022).

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 20.05.2022). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.05.2022).

7. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 (ред. от 28.12.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.05.2022).

8. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 29 марта 2019 года № 205 (Зарегистрирован Миню-

стом России 03.07.2019, регистрационный № 55115). Доступ из «КонсультанПлюс» (дата обращения: 21.05.2022).

9. Дульцев, М. В., Котяжов, А. В. Актуальные вопросы информационно-аналитического обеспечения выявления и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 45—52.

References

1. Portal of legal statistics of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation // Crime indicators in Russia / Dynamics / Registered crimes related to drug trafficking. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (accessed 13.05.2022). (In Russ.)

2. On approval of the Strategy of the State Anti-Drug Policy of the Russian Federation for the period up to 2030: decree of the President of the Russian Federation of November 23, 2020 no. 733. URL: http://publication. pravo.gov. ru/Document/View/0001202011230073 (accessed 20.05.2022). (In Russ.)

3. On Amending Article 140 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: federal law no. 67-FZ of April 5, 2021. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 21.05.2022). (In Russ.)

4. On narcotic drugs and psychotropic substances: federal law no. 3-FZ of January 8, 1998 (as amended on December 8, 2020). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 21.05.2022). (In Russ.)

5. On the mass media: Law of the Russian Federation of December 27, 1991 No. 2124-I (as amended on July 1, 2021). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 21.05.2022). (In Russ.)

6. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 no. 195-fz (as amended of May 20, 2022). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 21.05.2022). (In Russ.)

7. On the activities of the internal affairs bodies in the prevention of crimes" (together with the "Instruction on the activities of the internal affairs bodies in the prevention of crimes: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 17, 2006 No. 19 (as amended on December 28, 2021). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 21.05.2022). (In Russ.)

8. On the service of a district police officer in a serviced administrative area and the organization of this activity" (together with the Instructions for the performance of duties by a district police officer in a serviced administrative area", "Manual on organizing the service of district police officers: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 29, 2019 no. 205 (Registered by the Ministry of Justice of Russia of March 7, 2019, registration no. 55115). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 21.05.2022). (In Russ.)

9. Dultsev M. V., Kotyazhov A. V. Topical issues of information and analytical support for detecting and solving crimes in the sphere of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 4 (56), pp. 45—52. (In Russ.)

Информация об авторах

Л. В. Кокорева — кандидат юридических наук, доцент; Е. С. Крамская — кандидат юридических наук.

Information about the authors

L. V. Kokoreva — Candidate of Science (Law), Associate Professor; E. S. Kramskaya — Candidate of Science (Law).

Статья поступила в редакцию 22.05.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 09.06.2022.

The article was submitted 22.05.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 09.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.