Научная статья на тему 'Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребёнка'

Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребёнка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ / ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анташева Юлия Анатольевна

Нормативно-правовая база по защите ребёнка от жестокого обращения в семье. Формы жестокого обращения с ребёнком. Признаки жестокого обращения. Организация деятельности образовательного учреждения в случае выявления жестокого обращения с ребёнком в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activity Of School Social Teacher To Protect The Children's Rights

Legal and regulatory framework to protect children from a domestic abuse. The forms of child abuse. Signs of child abuse. The organization of educational institutions in case of domestic child abuse.

Текст научной работы на тему «Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребёнка»

В последние годы проблемам семьи уделяется всё более пристальное внимание, что является естественным и закономерным, так как семья — часть общества и в ней, как в капле воды, отражаются его проблемы, тенденции развития, кризисные черты. Одна из наиболее болезненных проблем сегодня — жестокое обращение с детьми в семьях.

Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребёнка

Выявление жестокого обращения с детьми

Юлия Анатольевна Анташева,

социальный педагог школы-интерната № 8 г. Мурома Владимирской области

• защита прав ребёнка • насилие в семье

• жестокое обращение • нормативно-правовая база • формы жестокого обращения с ребёнком • признаки насилия

Проблема насилия в семье — очень многогранна. Насилие может быть не только в асоциальных семьях, но и вполне благополучных. Насилие в семье — одна из причин асоциального поведения подростков и один из самых тревожных социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Формы проявления насилия в современной семье разнообразны: физическое, сексуальное, психологическое, пренебрежение нуждами ребёнка. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем.

Педагоги, работающие с детьми, которые подверглись в семье жестокому обращению, обязаны разъяснить родителям возможные последствия их действий; дать им психоло-го-педагогические рекомендации; ознакомить с нормативно-правовой базой по этому вопросу и последствиями в случае её нарушения; обратиться с данной информацией в учреждения и ведомства, занимающиеся этой проблемой.

Обратимся к международным правовым актам и российскому законодательству по защите детей от насилия, жестокости и эксплуатации.

Конвенция о правах ребёнка (ратифицирована СССР):

Статья 37. «Государства-участники обеспечивают, чтобы: а) ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Статья 39. «Государства-участники принимают необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребёнка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток и любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооружённых конфликтов.

Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребёнка».

Согласно статье 1 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится и категория «детей — жертв насилия».

В настоящее время российское законодательство не даёт чёткого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нём жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

В статье 69 Семейного кодекса РФ говорится о том, что родители (один из них) могут быть лишены родительских прав в следующих случаях: если они жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Применение мер воспитания, характеризующихся как жестокое обращение, влечёт и уголовную ответственность по статье 156 Уголовного кодекса РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года либо привлечением к обязательным работам на срок до 220 ч., либо к исправительным работам на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права зани-

мать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

Исходя из перечисленных нормативно-правовых документов, следует вывод: термин «жестокое обращение» законодательно не определён, поэтому является оценочным.

Судебно-следственные органы на практике дают такие формулировки жестокому обращению и насилию:

Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребёнку родителями либо лицами их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребёнка или вызывают серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Возможные признаки физического насилия:

— множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);

— задержка физического развития;

— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь);

— отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;

— боязнь идти домой после школы;

— одиночество, отсутствие друзей;

— болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;

— заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

— псевдовзрослое поведение;

— лживость, воровство, жестокое обращение с животными;

— склонность к поджогам;

— суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков;

— побеги из дома.

Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребёнка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3 — 4 лет. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт основания считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть для себя все негативные последствия сексуальных действий. Признаки сексуального насилия:

• жалобы на боли в животе;

• беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания;

• несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

• заболевания, передающиеся половым путём, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, вагинальные или анальные кровотечения;

• характерные особенности внешнего вида ребёнка (повреждение груди или ребер и т.д.).

Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:

• открытое неприятие и критика ребёнка, проявляющаяся в словесной форме без физического насилия;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

• предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

• ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых;

• нарушение доверия ребёнка;

• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

Возможные признаки психического насилия:

• задержка физического и умственного развития;

• беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;

• нервные тики, энурез, нарушение аппетита;

• склонность к уединению, неумение контактировать с другими людьми, низкая самооценка.

Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость). Теоретические аспекты проявления такой формы жестокости — отсутствие со стороны родителей или лиц их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребёнка включает: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребёнка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, может быть вовлечён в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступления и т.п.

Признаки пренебрежения основными нуждами ребёнка:

— низкий рост или отставание в физическом развитии;

— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

— постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;

— подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;

— агрессивность, импульсивность;

— трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний;

— отклоняющееся от нормы (делинквентное) или антиобщественное поведение, вплоть до вандализма;

— повторяющиеся случаи травматизма или отравлений.

При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2 — 3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия.

Определить жестокое обращение с ребёнком можно также по поведению родителей (или лиц их заменяющих), родственников. А именно:

— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка или отказ дать объяснения по этому поводу;

— позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

— признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбуждённость, неадекватность и др.);

— неадекватная реакция на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения.

Как правило, у родителей, проявляющих жестокость по отношению к своим детям, были проблемы с собственными родителями. Воспринимая с детства искажённые семейные нормы и ценности как норму, во взрослой жизни они повторяют снова и снова ту же патологическую систему взаимоотношений.

Каждый воспитатель, учитель хотя бы однажды сталкивался с такой ситуацией: ребёнок приходит из дома с синяками и ссадинами, и когда педагог интересуется, что произошло, он говорит, что его побил кто-то из родителей. Такая ситуация требует от педагога большого такта и осмотрительности. Что делать? Вызвать родителей для серьёзного разговора? Но возникает вопрос: а имеем ли мы право вторгаться в семейные дела? А что если мы только усугубим ситуацию своим вмешательством и ребёнку в семье станет ещё хуже? Ведь перевоспитывать агрессивного родителя очень сложно.

Как следует поступать социальному педагогу, если возникло стойкое убеждение в том, что ребёнок подвергается или подвергся насилию?

Прежде всего проанализировать ситуацию, выявить причины и условия, способствующие жестокому обращению с ребёнком, вызвать родителей в школу. Затем необходимо обратиться за содействием к психологу, классному руководителю, медицинскому работнику (зафиксировать в медицинской карте признаки насилия).

Необходимо также произвести обследование условий жизни и воспитания ребёнка (при необходимости — с участием сотрудников правоохранительных органов) и составить соответствующий акт (Приложение 1); незамедлительно проинформировать директора образовательного учреждения, который направляет служебную записку или заявление с информацией о выявленных признаках жестокого обращения с ребёнком в органы опеки и попечительства и при необходимости — в органы внутренних дел, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству (Приложение 2).

Очень важно обеспечить эффективное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики и реабилитации несовершеннолетних жертв насилия. В случае необходимости следует обратиться с ходатайством для решения вопроса о немедленном изъятии ребёнка из семьи и принять меры по оказанию помощи ребёнку.

Чтобы правильно реагировать и обеспечить ребёнку необходимую поддержку, работник образовательного учреждения должен быть уверен в правильности своих действий. Для этого нужно знать, какой вред насилие наносит физическому и психическому здоровью ребёнка; уметь распознавать изменения в эмоциональном состоянии ребёнка и его поведении, которые могут указывать на то, что он попал в сложную ситуацию; иметь представление, куда и к каким специалистам обратиться.

Приложение 1

Акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка в связи с выявлением признаков жестокого обращения с несовершеннолетними

Дата обследования семьи «---»----------20 — г.

ФИО ребёнка-------------------ученика (ученицы)--------школы

Адрес регистрации----------

Адрес фактического проживания----------------

Жилищно-бытовые условия проживания----------------------------

(указать, имеет ли семья: жилой дом, квартиру со всеми или частичными удобствами; комнату в коммунальной или съёмной квартире; хозяйственно-бытовые принадлежности; имеется ли необходимая одежда, обувь по сезону; пища; соблюдаются ли санитарно-гигиенические требования, имеется ли в наличие спальное место с постельными принадлежностями)

Телефон ---------------

Основные сведения о членах семьи:

Мать-------------------------------------------------------

Отец ------------------------------------------------------

Другие члены семьи -------------------------------------------

(указывается число, месяц, год рождения, данные по документам, удостоверяющим личность, место работы)

Социально-психологическая характеристика семьи

Родители

(указать: полная, неполная семья, проявляется ли асоциальное поведение родителей — употребляют алкоголь, наркотики, ведут аморальный образ жизни,не работают, конфликтны; лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы)

Дети ---------------------------------------------------------

(состоят на внутришкольном контроле, в комитетах общественного самоуправления, в милиции, употребляют алкоголь, наркотики, пропускают уроки по неуважительной причине, другое)

Наблюдаются факты жестокого обращения с детьми ---------------

Сведения об обидчике (степень родства)-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какие формы жестокого обращения с ребёнком были зафиксированы (краткое описание случившегося)------------------------------

Мнение соседей о произошедшем--------------------------------

Принятые меры -----------------------------------------------

Выводы, заключение ------------------------------------------

ФИО — --------

должность лица, составившего акт---------

Приложение 2

Начальнику Управления образования (или начальнику Управления внутренних дел, или в отдел Опеки и попечительства Управления

образования)

от — ----------------------------------

(должность, место работы)

Заявление

Администрация и педагогический коллектив школы просит рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности — -----------------------------------------------------

(ФИО обидчика, год и место рождения, прописки, адрес фактического проживания)

«---»---------20----г. в----------часов--минут специалистами школы-------------------------(указать кем именно)

были обнаружены признаки жестокого обращения с несовершеннолетним ------------------------------------------------------

(указать все данные об учащемся, в отношении которого было допущено жестокое обращение)

в отношении которого установленными (или неустановленными лицами) были совершены (указать совершённые действия, описать конкретные признаки насилия)---------------------------------

должность

Акт посещения семьи прилагается

директор школы---------------------

специалисты------------------------

----ФИО---------------------подпись

число-----дата------------ .

Приложение 3

Когда ребёнок говорит о насилии, которому нет свидетельств, разобраться в ситуации нелегко. У педагогов могут возникнуть сомнения: а правда ли это? Действительно ли имело место насилие, или же ребёнок выдумал историю от начала до конца с какой-то целью или же выдаёт фантазию за действительность? Надо быть очень внимательным и осторожным в такой ситуации. При организации первой встречи педагога с ребёнком необходимо следовать некоторым ключевым рекомендациям. Прежде всего установить контакт с ребёнком. Нужно помнить, что уровень доверия ребёнка к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние — угнетённым, поведенческие реакции защитными. Важно при беседе отключить телефон и не допускать, чтобы в комнату заходили посторонние люди. При установлении контакта рекомендуется задавать вопросы, не связанные с травматической ситуацией:

• Есть ли у тебя друзья?

• Чем ты любишь заниматься?

• Расскажи о своей семье.

Для снижения напряжения при разговоре с ребёнком младшего школьного возраста можно предложить нарисовать то, что он хочет.

В разговоре с ребёнком поможет предлагаемая анкета.

Анкета для учащегося

Продолжите высказывания

1. Чаще всего я радуюсь, когда-------------------------

2. Чаще всего я смеюсь, когда--------------------------

3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда---------------

4. Чаще всего я плачу, когда---------------------------

5. Чаще всего я злюсь, когда---------------------------

6. Чаще всего я обижаюсь, когда------------------------

7. Мне хорошо, когда-----------------------------------

8. Мне плохо, когда--------------------------------

9. Когда мне плохо, я не хочу разговаривать с (кем)----

10. Когда мне плохо, я попрошу помощи и утешения у (кого)-----

Приложение 4

Для учащихся среднего и старшего звена можно предложить следующую анкету.

Анкета для учащегося

Подумайте и ответьте на вопросы

1. Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию?-----

2. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше время? ---------------------------------------------

3. Какие виды насилия, по твоему мнению, существуют в реальном

мире? ----------------------------------------------------------

4. Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе? ------------------------------------------------------------

5. Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению

к себе? --------------------------------------------------------

6. Можно ли предупредить насилие по отношению к себе? ----------

7. Что для этого нужно предпринять?

8. Говорят ли с тобой родители на эту тему?

9. На какие моменты они обращают внимание при разговоре с тобой на эту тему?----------------------------------------------------

10. Как ты думаешь, ты можешь столкнуться с проявлением насилия

в своей семье?------------------------------------------------------

Приложение 5

Чтобы предотвратить любое из видов насилия в семье, педагогам нужно вести кропотливую работу по профилактике жестокого обращения родителей со своими детьми. Например, провести родительское собрание. А начать его можно такими словами:

«Уважаемые родители, нашу встречу и тему родительского собрания мне хотелось бы посвятить жестокому обращению взрослых, а именно родителей со своими детьми. Сегодня в средствах массовой информации много говорят об агрессии и насилии со стороны взрослых в отношении детей. Вам будет предложена памятка, вооружитесь карандашами и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой.

Агрессивность ребёнка проявляется, если:

— ребёнка бьют;

— над ребёнком издеваются;

— над ребёнком зло шутят;

— ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

— родители заведомо лгут;

— родители пьют и устраивают дебоши;

— родители воспитывают ребёнка в условиях двойной моральи;

— родители не требовательны и не авторитетны для своего ребёнка;

— родители не умеют одинаково любить своих детей;

— родители ребёнку не доверяют;

— родители настраивают детей против друг друга;

— родители не общаются со своим ребёнком;

— вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

— родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;

— родители живут своей жизнью и в этой жизни нет места их ребёнку;

— ребёнок чувствует, что его не любят.

Приложение 6

Для преодоления детской агрессии родители по отношению к ребёнку должны проявлять внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте на вопросы анкеты.

1. Говорите ли вы своему ребёнку о том, что он может быть подвергнут насилию?

2. Как вы учите своего ребёнка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

3. Знает ли ваш ребёнок телефоны экстренной помощи?

4. Комментируете ли вы своему ребёнку передачи, посвящённые борьбе с насилием?

5. Какие правила самозащиты известны вашему ребёнку?

6. Вы знаете, как и с кем ваш ребёнок проводит свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

7. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

Приложение 7

Во исполнение закона Владимирской области «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан» и в целях создания единого информационного поля учёта, оказания своевременной помощи и проведение индивидуальной профилактической работы издано положение о едином банке данных о несо-

вершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и их семьях. В банк включаются разные категории детей, в том числе и несовершеннолетние, родители или законные представители которых жестоко обращаются с ними.

Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении.

1. ФИО_______________________________________________________

2. Число, месяц, год рождения _

3. Адрес _

4. Условия проживания _

5. Сведения о состоянии здоровья _______________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вид помощи (кем и когда оказана)

— социальная _

— педагогическая _

— психологическая _

— медицинская _

— правовая _

— другая_______________________________________________________

описание проведённой работы ____________________________________

7. Заключение о результатах проведённой работы (выводы, дальнейшие действия)_

Карту составил (ФИО; должность) _

« » 20 г.

Литература

1. Галагузова М.А., Шеланков В.Е. Кто защитит ребёнка в школе // Педагогика. 1994. № 5.

2. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5—11 классы /М. Вако, 2007.

3. Журнал «Защити меня». 2007. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.