В последние годы проблемам семьи уделяется всё более пристальное внимание, что является естественным и закономерным, так как семья — часть общества и в ней, как в капле воды, отражаются его проблемы, тенденции развития, кризисные черты. Одна из наиболее болезненных проблем сегодня — жестокое обращение с детьми в семьях.
Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребёнка
Выявление жестокого обращения с детьми
Юлия Анатольевна Анташева,
социальный педагог школы-интерната № 8 г. Мурома Владимирской области
• защита прав ребёнка • насилие в семье
• жестокое обращение • нормативно-правовая база • формы жестокого обращения с ребёнком • признаки насилия
Проблема насилия в семье — очень многогранна. Насилие может быть не только в асоциальных семьях, но и вполне благополучных. Насилие в семье — одна из причин асоциального поведения подростков и один из самых тревожных социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Формы проявления насилия в современной семье разнообразны: физическое, сексуальное, психологическое, пренебрежение нуждами ребёнка. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем.
Педагоги, работающие с детьми, которые подверглись в семье жестокому обращению, обязаны разъяснить родителям возможные последствия их действий; дать им психоло-го-педагогические рекомендации; ознакомить с нормативно-правовой базой по этому вопросу и последствиями в случае её нарушения; обратиться с данной информацией в учреждения и ведомства, занимающиеся этой проблемой.
Обратимся к международным правовым актам и российскому законодательству по защите детей от насилия, жестокости и эксплуатации.
Конвенция о правах ребёнка (ратифицирована СССР):
Статья 37. «Государства-участники обеспечивают, чтобы: а) ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
Статья 39. «Государства-участники принимают необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребёнка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток и любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооружённых конфликтов.
Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребёнка».
Согласно статье 1 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится и категория «детей — жертв насилия».
В настоящее время российское законодательство не даёт чёткого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нём жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.
В статье 69 Семейного кодекса РФ говорится о том, что родители (один из них) могут быть лишены родительских прав в следующих случаях: если они жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Применение мер воспитания, характеризующихся как жестокое обращение, влечёт и уголовную ответственность по статье 156 Уголовного кодекса РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года либо привлечением к обязательным работам на срок до 220 ч., либо к исправительным работам на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права зани-
мать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового».
Исходя из перечисленных нормативно-правовых документов, следует вывод: термин «жестокое обращение» законодательно не определён, поэтому является оценочным.
Судебно-следственные органы на практике дают такие формулировки жестокому обращению и насилию:
Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребёнку родителями либо лицами их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребёнка или вызывают серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Возможные признаки физического насилия:
— множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);
— задержка физического развития;
— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь);
— отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
— боязнь идти домой после школы;
— одиночество, отсутствие друзей;
— болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
— заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
— псевдовзрослое поведение;
— лживость, воровство, жестокое обращение с животными;
— склонность к поджогам;
— суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков;
— побеги из дома.
Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребёнка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3 — 4 лет. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт основания считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть для себя все негативные последствия сексуальных действий. Признаки сексуального насилия:
• жалобы на боли в животе;
• беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания;
• несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
• заболевания, передающиеся половым путём, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, вагинальные или анальные кровотечения;
• характерные особенности внешнего вида ребёнка (повреждение груди или ребер и т.д.).
Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:
• открытое неприятие и критика ребёнка, проявляющаяся в словесной форме без физического насилия;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
• предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;
• ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых;
• нарушение доверия ребёнка;
• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Возможные признаки психического насилия:
• задержка физического и умственного развития;
• беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;
• нервные тики, энурез, нарушение аппетита;
• склонность к уединению, неумение контактировать с другими людьми, низкая самооценка.
Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость). Теоретические аспекты проявления такой формы жестокости — отсутствие со стороны родителей или лиц их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребёнка включает: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребёнка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, может быть вовлечён в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступления и т.п.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребёнка:
— низкий рост или отставание в физическом развитии;
— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
— постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;
— подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;
— агрессивность, импульсивность;
— трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний;
— отклоняющееся от нормы (делинквентное) или антиобщественное поведение, вплоть до вандализма;
— повторяющиеся случаи травматизма или отравлений.
При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2 — 3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия.
Определить жестокое обращение с ребёнком можно также по поведению родителей (или лиц их заменяющих), родственников. А именно:
— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка или отказ дать объяснения по этому поводу;
— позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
— признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбуждённость, неадекватность и др.);
— неадекватная реакция на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения.
Как правило, у родителей, проявляющих жестокость по отношению к своим детям, были проблемы с собственными родителями. Воспринимая с детства искажённые семейные нормы и ценности как норму, во взрослой жизни они повторяют снова и снова ту же патологическую систему взаимоотношений.
Каждый воспитатель, учитель хотя бы однажды сталкивался с такой ситуацией: ребёнок приходит из дома с синяками и ссадинами, и когда педагог интересуется, что произошло, он говорит, что его побил кто-то из родителей. Такая ситуация требует от педагога большого такта и осмотрительности. Что делать? Вызвать родителей для серьёзного разговора? Но возникает вопрос: а имеем ли мы право вторгаться в семейные дела? А что если мы только усугубим ситуацию своим вмешательством и ребёнку в семье станет ещё хуже? Ведь перевоспитывать агрессивного родителя очень сложно.
Как следует поступать социальному педагогу, если возникло стойкое убеждение в том, что ребёнок подвергается или подвергся насилию?
Прежде всего проанализировать ситуацию, выявить причины и условия, способствующие жестокому обращению с ребёнком, вызвать родителей в школу. Затем необходимо обратиться за содействием к психологу, классному руководителю, медицинскому работнику (зафиксировать в медицинской карте признаки насилия).
Необходимо также произвести обследование условий жизни и воспитания ребёнка (при необходимости — с участием сотрудников правоохранительных органов) и составить соответствующий акт (Приложение 1); незамедлительно проинформировать директора образовательного учреждения, который направляет служебную записку или заявление с информацией о выявленных признаках жестокого обращения с ребёнком в органы опеки и попечительства и при необходимости — в органы внутренних дел, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству (Приложение 2).
Очень важно обеспечить эффективное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики и реабилитации несовершеннолетних жертв насилия. В случае необходимости следует обратиться с ходатайством для решения вопроса о немедленном изъятии ребёнка из семьи и принять меры по оказанию помощи ребёнку.
Чтобы правильно реагировать и обеспечить ребёнку необходимую поддержку, работник образовательного учреждения должен быть уверен в правильности своих действий. Для этого нужно знать, какой вред насилие наносит физическому и психическому здоровью ребёнка; уметь распознавать изменения в эмоциональном состоянии ребёнка и его поведении, которые могут указывать на то, что он попал в сложную ситуацию; иметь представление, куда и к каким специалистам обратиться.
Приложение 1
Акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка в связи с выявлением признаков жестокого обращения с несовершеннолетними
Дата обследования семьи «---»----------20 — г.
ФИО ребёнка-------------------ученика (ученицы)--------школы
Адрес регистрации----------
Адрес фактического проживания----------------
Жилищно-бытовые условия проживания----------------------------
(указать, имеет ли семья: жилой дом, квартиру со всеми или частичными удобствами; комнату в коммунальной или съёмной квартире; хозяйственно-бытовые принадлежности; имеется ли необходимая одежда, обувь по сезону; пища; соблюдаются ли санитарно-гигиенические требования, имеется ли в наличие спальное место с постельными принадлежностями)
Телефон ---------------
Основные сведения о членах семьи:
Мать-------------------------------------------------------
Отец ------------------------------------------------------
Другие члены семьи -------------------------------------------
(указывается число, месяц, год рождения, данные по документам, удостоверяющим личность, место работы)
Социально-психологическая характеристика семьи
Родители
(указать: полная, неполная семья, проявляется ли асоциальное поведение родителей — употребляют алкоголь, наркотики, ведут аморальный образ жизни,не работают, конфликтны; лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы)
Дети ---------------------------------------------------------
(состоят на внутришкольном контроле, в комитетах общественного самоуправления, в милиции, употребляют алкоголь, наркотики, пропускают уроки по неуважительной причине, другое)
Наблюдаются факты жестокого обращения с детьми ---------------
Сведения об обидчике (степень родства)-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Какие формы жестокого обращения с ребёнком были зафиксированы (краткое описание случившегося)------------------------------
Мнение соседей о произошедшем--------------------------------
Принятые меры -----------------------------------------------
Выводы, заключение ------------------------------------------
ФИО — --------
должность лица, составившего акт---------
Приложение 2
Начальнику Управления образования (или начальнику Управления внутренних дел, или в отдел Опеки и попечительства Управления
образования)
от — ----------------------------------
(должность, место работы)
Заявление
Администрация и педагогический коллектив школы просит рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности — -----------------------------------------------------
(ФИО обидчика, год и место рождения, прописки, адрес фактического проживания)
«---»---------20----г. в----------часов--минут специалистами школы-------------------------(указать кем именно)
были обнаружены признаки жестокого обращения с несовершеннолетним ------------------------------------------------------
(указать все данные об учащемся, в отношении которого было допущено жестокое обращение)
в отношении которого установленными (или неустановленными лицами) были совершены (указать совершённые действия, описать конкретные признаки насилия)---------------------------------
должность
Акт посещения семьи прилагается
директор школы---------------------
специалисты------------------------
----ФИО---------------------подпись
число-----дата------------ .
Приложение 3
Когда ребёнок говорит о насилии, которому нет свидетельств, разобраться в ситуации нелегко. У педагогов могут возникнуть сомнения: а правда ли это? Действительно ли имело место насилие, или же ребёнок выдумал историю от начала до конца с какой-то целью или же выдаёт фантазию за действительность? Надо быть очень внимательным и осторожным в такой ситуации. При организации первой встречи педагога с ребёнком необходимо следовать некоторым ключевым рекомендациям. Прежде всего установить контакт с ребёнком. Нужно помнить, что уровень доверия ребёнка к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние — угнетённым, поведенческие реакции защитными. Важно при беседе отключить телефон и не допускать, чтобы в комнату заходили посторонние люди. При установлении контакта рекомендуется задавать вопросы, не связанные с травматической ситуацией:
• Есть ли у тебя друзья?
• Чем ты любишь заниматься?
• Расскажи о своей семье.
Для снижения напряжения при разговоре с ребёнком младшего школьного возраста можно предложить нарисовать то, что он хочет.
В разговоре с ребёнком поможет предлагаемая анкета.
Анкета для учащегося
Продолжите высказывания
1. Чаще всего я радуюсь, когда-------------------------
2. Чаще всего я смеюсь, когда--------------------------
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда---------------
4. Чаще всего я плачу, когда---------------------------
5. Чаще всего я злюсь, когда---------------------------
6. Чаще всего я обижаюсь, когда------------------------
7. Мне хорошо, когда-----------------------------------
8. Мне плохо, когда--------------------------------
9. Когда мне плохо, я не хочу разговаривать с (кем)----
10. Когда мне плохо, я попрошу помощи и утешения у (кого)-----
Приложение 4
Для учащихся среднего и старшего звена можно предложить следующую анкету.
Анкета для учащегося
Подумайте и ответьте на вопросы
1. Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию?-----
2. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше время? ---------------------------------------------
3. Какие виды насилия, по твоему мнению, существуют в реальном
мире? ----------------------------------------------------------
4. Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе? ------------------------------------------------------------
5. Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению
к себе? --------------------------------------------------------
6. Можно ли предупредить насилие по отношению к себе? ----------
7. Что для этого нужно предпринять?
8. Говорят ли с тобой родители на эту тему?
9. На какие моменты они обращают внимание при разговоре с тобой на эту тему?----------------------------------------------------
10. Как ты думаешь, ты можешь столкнуться с проявлением насилия
в своей семье?------------------------------------------------------
Приложение 5
Чтобы предотвратить любое из видов насилия в семье, педагогам нужно вести кропотливую работу по профилактике жестокого обращения родителей со своими детьми. Например, провести родительское собрание. А начать его можно такими словами:
«Уважаемые родители, нашу встречу и тему родительского собрания мне хотелось бы посвятить жестокому обращению взрослых, а именно родителей со своими детьми. Сегодня в средствах массовой информации много говорят об агрессии и насилии со стороны взрослых в отношении детей. Вам будет предложена памятка, вооружитесь карандашами и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой.
Агрессивность ребёнка проявляется, если:
— ребёнка бьют;
— над ребёнком издеваются;
— над ребёнком зло шутят;
— ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
— родители заведомо лгут;
— родители пьют и устраивают дебоши;
— родители воспитывают ребёнка в условиях двойной моральи;
— родители не требовательны и не авторитетны для своего ребёнка;
— родители не умеют одинаково любить своих детей;
— родители ребёнку не доверяют;
— родители настраивают детей против друг друга;
— родители не общаются со своим ребёнком;
— вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
— родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
— родители живут своей жизнью и в этой жизни нет места их ребёнку;
— ребёнок чувствует, что его не любят.
Приложение 6
Для преодоления детской агрессии родители по отношению к ребёнку должны проявлять внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Подумайте и ответьте на вопросы анкеты.
1. Говорите ли вы своему ребёнку о том, что он может быть подвергнут насилию?
2. Как вы учите своего ребёнка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?
3. Знает ли ваш ребёнок телефоны экстренной помощи?
4. Комментируете ли вы своему ребёнку передачи, посвящённые борьбе с насилием?
5. Какие правила самозащиты известны вашему ребёнку?
6. Вы знаете, как и с кем ваш ребёнок проводит свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?
7. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?
Приложение 7
Во исполнение закона Владимирской области «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан» и в целях создания единого информационного поля учёта, оказания своевременной помощи и проведение индивидуальной профилактической работы издано положение о едином банке данных о несо-
вершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и их семьях. В банк включаются разные категории детей, в том числе и несовершеннолетние, родители или законные представители которых жестоко обращаются с ними.
Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении.
1. ФИО_______________________________________________________
2. Число, месяц, год рождения _
3. Адрес _
4. Условия проживания _
5. Сведения о состоянии здоровья _______________________________
6. Вид помощи (кем и когда оказана)
— социальная _
— педагогическая _
— психологическая _
— медицинская _
— правовая _
— другая_______________________________________________________
описание проведённой работы ____________________________________
7. Заключение о результатах проведённой работы (выводы, дальнейшие действия)_
Карту составил (ФИО; должность) _
« » 20 г.
Литература
1. Галагузова М.А., Шеланков В.Е. Кто защитит ребёнка в школе // Педагогика. 1994. № 5.
2. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5—11 классы /М. Вако, 2007.
3. Журнал «Защити меня». 2007. № 4.