Научная статья на тему 'Жестокое обращение с ребёнком в семье: последствия для личностного развития'

Жестокое обращение с ребёнком в семье: последствия для личностного развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЁНКА / СЕКСУАЛЬНОЕ СОВРАЩЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ РЕБЁНКА ЖЕРТВЫ НАСИЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла

Конвенция о правах ребёнка призывает государства, подписавшие этот документ, принять необходимые меры законодательного, административного, социального и просветительского характера для защиты ребёнка от всех форм физического, психологического, социального насилия, от отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения и эксплуатации со стороны родителей. Конвенция о правах ребёнка физическое насилие психологическое насилие пренебрежение основными потребностями ребёнка сексуальное совращение реабилитационная работа с семьёй ребёнка жертвы насилия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cruel Treatment With The Child Within The Family: The Repercussions For Personnel Evaluation

The child protection from all violence forms. The rehabilitating work with the family, where the child become the victim of violence.

Текст научной работы на тему «Жестокое обращение с ребёнком в семье: последствия для личностного развития»



Жестокое обращение с ребёнком в семье: последствия для личностного развития

Изабелла Дементьева,

доктор педагогических наук

Конвенция о правах ребёнка призывает государства, подписавшие этот документ, принять необходимые меры законодательного, административного, социального и просветительского характера для защиты ребёнка от всех форм физического, психологического, социального насилия, от отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения и эксплуатации со стороны родителей.

• Конвенция о правах ребёнка • физическое насилие • психологическое насилие • пренебрежение основными потребностями ребёнка • сексуальное совращение • реабилитационная работа с семьёй ребёнка — жертвы насилия

Поскольку Конвенция о правах ребёнка представляет собой документ международного права, то логично предположить, что насилие в отношении детей не является спецификой российского образа жизни, а имеет давнюю историю и всеобщее распространение. Подтверждением служит тот факт, что ещё в XIX веке в ряде развитых стран мира были созданы общественные благотворительные организации по защите детей от жестокого обращения. Так, в 1875 году в Нью-Йорке открылось «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми»; в 1898 году в Германии создан «Союз защиты детей от использования и жестокого обращения», позже переименованный в «Немецкий союз защиты детей». На год позже, в 1899 году, в Великобритании было открыто «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми».

Поскольку наиболее распространённая форма жестокого обращения с детьми —

-е-

физическое насилие, в тот же хронологический период в ряде европейских стран принимаются законы, запрещающие родителям использовать такой метод воспитания. Так, в Голландии закон был принят в 1850 году; во Франции — в 1888 году; в Финляндии — в 1890 году; в Норвегии — в 1935 году; в Швеции — в 1953 году; в Дании — в 1968 году. В современном виде закон определяет меру ответственности родителей за нанесение телесных повреждений ребёнку: в Швеции — шесть лет тюрьмы; в Испании — 3 года; на Украине — лишают родительских прав. В России за систематическое нанесение побоев несовершеннолетнему родители наказываются лишением свободы до семи лет (статья 117 УК РФ). В США к уголовной ответственности привлекаются родители не только по факту физического наказания ребёнка, но и при оставлении его одного дома или отправлении его на улицу в одежде не по сезону.

Несмотря на принимаемые правовые нормы, физическое насилие продолжает оставаться распространённым методом воспитания детей в семье почти повсеместно. По данным медицинских и правоохранительных органов США и Канады, 30% современных североамериканских семей применяют физическое наказание к своим детям.

Обратимся к российской статистике по данному вопросу. По результатам опроса Всероссийского центра общественного мнения, 67% россиян заявляют о массовости применения физических наказаний детей в семье. От физического насилия ежегодно страдают около 2 млн детей в возрасте до 14 лет, в том числе каждый десятый умирает от побоев. За один 2008 год жертвами насилия в семье стали 126 тыс. детей, в том числе 2330 детей получили тяжкий вред здоровью, а ещё 1914 детей погибли. Не выдержав насилия со стороны родителей или опекунов, 25 тысяч детей ежегодно покидают родительский дом, в том числе 12500 находятся в федеральном розыске.

Известно, что семейное насилие — явление достаточно закрытое от внимания общества: по экспертным оценкам, лишь 3 — 5% фактов насилия над детьми фиксируется и попадает в статистику. Вместе с тем, в ретроспективе последних лет прослеживается рост жестокого обращения с детьми в семьях. Наблюдается возрастание частоты применения физического наказания к детям со стороны матерей, особенно занятых в негосударственной сфере. Так, по данным Научного центра здоровья РАМН, 90% женщин, занимающихся бизнесом, признают, что с карьерным ростом чаще стали бить своих детей.

В последние годы судебными органами всё активнее применяется наказание родителей в виде ограничения или лишения прав по воспитанию детей. В 2008 году 4500 родителей были ограничены в правах и ещё 66 тысяч лишены права воспитывать своих детей.

Остановимся на последствиях, к которым приводит насилие над детьми в семье. Прежде всего, следует определить значимость для ребёнка семьи как среды его обитания, выполняющей функцию убежища

и защиты от внешней агрессии. При возникновении в других микропространствах ситуаций насилия (в школе, на улице и т.д.) ребёнок обращается за помощью и защитой к родителям, которые в силу своего предназначения обеспечивают его безопасность. В случае жестокого обращения в семье, ребёнок лишается возможности найти защитников в лице родителей. Поскольку семья живёт в режиме закрытости от посторонних глаз, ситуация насилия со стороны родителей может оставаться неизвестной обществу продолжительное время.

Английские психологи, занятые в сфере консультативной помощи семье, составили обобщённый портрет родителей, применяющих физическое насилие к детям: 10% таких родителей — психически нездоровы; 15% имеют предрасположенность к криминальному поведению; 75% как обеспеченных, так и бедных семей издеваются над детьми, так как попадают в различные кризисные ситуации.

Дети, пережившие физическое насилие, наряду с физическими травмами (переломы, сотрясения, ожоги и т.п.) приобретают психологические отклонения пролонгированного типа. Для них характерны: заискивающее поведение, уклонение от физических контактов со взрослыми, жестокость к младшим по возрасту и животным, тревожность, лживость, энурез, отсутствие друзей, демонстративные кражи, нежелание идти домой с прогулки или после школьных занятий. Дети подросткового возраста, в дополнение к указанным особенностям поведения, приобщаются к алкоголю и наркотикам, бегут из дома, совершают суицидальные попытки. Достигнув взрослого состояния, такие дети сами становятся носителями жестокости и, таким образом, тиражируют психологическую деформацию личности в своём окружении.

Менее заметна визуально, но более распространена другая форма жестокого обращения — психологическое (эмоциональное) насилие над детьми в семье. Эта форма насилия часто применяется родителями из благих побуждений, для достижения более высоких воспитательных результатов. Такие родители предъявляют к ребёнку чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту и интеллекту; наказывают физической и социальной изоляцией, демонстративным лишением любви («я тебя не люблю», «ты не мой сын» и т.п.). Менее грамотные в воспитательных методах родители идут дальше, применяя публичную критику ребёнка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в его адрес и т.п.

Психологические методы насилия часто применяют родители, неудовлетворённые собственными жизненными достижениями и превращающие ребёнка в объект воплощения своих неосуществлённых планов (папа мечтал о карьере шахматиста, мама хотела стать певицей и т.п.). Неоправданные ожидания родителей, реализующих свою мечту в ребёнке, приводят к психологическому насилию над ним, развитию у него нервно-психических расстройств, формированию низкой самооценки и образа неудачника.

В поведении ребёнка, переживающего психологическое насилие со стороны родителей, могут проявляться такие негативные последствия, как подавленность, агрессивность, депрессия, склонность к уединению, демонстративные суицидальные попытки, некоммуникабельность, чрезмерное заискивание, угодливость, повышенная тревожность, низкая школьная успеваемость, пропуски школьных занятий и т.д.

Следующая разновидность жестокого обращения родителей с детьми формулируется в практике социально-педагогической работы как пренебрежение основными потребностями ребёнка, отсутствие заботы о нём. Чаще всего такое отношение к детям отмечается в маргинальных семьях алкоголиков, наркоманов и т.п. Подобное поведение наблюдается также у социально незрелых молодых матерей, не имеющих навыков ухода за ребёнком, с неразвитым чувством материнства и ответственности за своё потомство. В ряде случаев такая позиция родителей является следствием бедности, социальных потрясений, стихийных бедствий, невольной участницей которых становится семья.

Непосредственным проявлением такой формы жестокого обращения с ребёнком со стороны семьи является отсутствие элементарной заботы о ребёнке, которое создаёт угрозу для его здоровья, жизни, интеллектуального развития. Пренебрежение потребностями ребёнка легко фиксируется при визуальном контакте как отсутствие у ребёнка сезонной одежды; анемия, вызванная недостатком питания; частые болезни и неиспользование родителями медицинской помощи; гигиеническая запущенность; низкая школьная успеваемость, трудности обучения, частые пропуски школьных занятий; немотивированная ложь; мелкие кражи и т.п. Отсутствие заботы и родительского внимания многократно повышает уровень риска для ребёнка стать потенциальной жертвой несчастного случая или неблаговидных целей постороннего взрослого; попасть в криминальную ситуацию; приобщиться к алкоголю, наркотикам и т.п.

Отсутствие заботы о детях чаще всего не рассматривается в обществе как проявление насилия, поэтому такая форма жестокого обращения со стороны родителей попадает в сферу внимания соответствующих органов чаще всего после каких-либо чрезвычайных происшествий с ребёнком.

В случае физического насилия родителей часто оправдывают бытующей традицией наказания, пренебрежение потребностями ребёнка — неблагоприятной жизненной ситуацией, а психологическое давление на ребёнка вообще не рассматривают как жестокое обращение. Сексуальное же совращение, использование и эксплуатация детей безусловно признаются осознанными проявлениями насилия. В мире не известна ни одна цивилизация, оправдывающая такие действия в отношении детей.

В Конвенции о правах детей этой форме насилия посвящается отдельная 34-я статья, где перечисляются как недопустимые различные способы сексуального использования ребёнка в качестве объекта сексуальных действий, а также его эксплуатация в проституции и порнографии.

Неприкосновенность жилища и частной жизни граждан, гарантированные Конституцией РФ, создают реальные трудности выявления сексуальных злоупотреблений взрослых в семье в отношении детей. Дополнительная трудность состоит в том, что взрослые члены семьи заинтересованы в неразглашении такой информации, так как она бросает тень на их репутацию.

Действия насильника обычно производятся скрытно от других взрослых в семье, но в ряде случаев члены семьи сохраняют видимость неосведомлённости, боясь последствий разоблачения. Ребёнок в ситуации сексуального насилия не обладает свободой волеизъявления в силу своей возрастной незрелости. Следует также иметь в виду статус ребёнка в семье: он находится в полной экономической, психологической и юридической зависимости от взрослых.

Различают несколько типов семей с выраженным риском сексуального насилия в отношении детей:

1. Неблагополучные семьи с родителями-алкоголиками или наркоманами. В таких семьях практически перестаёт действовать общечеловеческий запрет на сексуальные отношения с детьми. Именно эти родители также чаще остальных практикуют сексуальную эксплуатацию детей, т.е. использование их в качестве объекта сексуальных услуг для клиентов.

2. Неполная семья с сожителем матери. Отсутствие кровнородственной связи между ребёнком и взрослым мужчиной даёт последнему повод для сексуального растления несовершеннолетнего.

3. Повторнобрачая семья с отчимом (мачехой). Механизм вовлечения в сексуальный контакт аналогичен ситуации в неполной семье.

4. Конфликтная семья, где отсутствуют доверительные отношения, разрушен эмоциональный контакт между супругами. В такой семье возникает вероятность, что зона сексуального интереса взрослого сместится в сторону ребёнка, слабо информированного о нормальных полоролевых установках в семье.

5. Патриархальная семья с авторитарным типом отношений, традицией физического наказания и жёсткого ограничения внебрачных сексуальных контактов для взрослых членов-неродителей. Отсутствие альтернативных возможностей удовлетворения сексуальных потребностей может спровоцировать насильника на инцест, жертвой которого становится ребёнок.

В поведении детей — жертв сексуального насилия наблюдаются специфические психофизические расстройства, которые могут сказы-

ваться в течение всей последующей жизни. Дети дошкольного и младшего школьного возраста демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуализированное поведение: у девочек — в форме сексуального беспокойства, у мальчиков — в форме эротизма, повышенного интереса. С возрастом сексуализированное поведение ребёнка приобретает всё более определённые черты: демонстрация обнажённого тела, вовлечение других детей в сексуальную игру и т.п. В долговременном проявлении последствия сексуального насилия сказываются на полоролевой самоидентификации ребёнка-жертвы (неуверенность в отношениях с противоположным полом, обесценивание супружеских отношений, приемлемость сексуального контакта с человеком своего пола, невозможность позитивных эмоций в сексуальном партнёрстве и т.п.).

Любая форма насилия в отношении ребёнка в семье приводит к искажению его личностной идентификации, к формированию у него чувства отверженности, беспомощности, незащищённости. Дети, пережившие домашнее насилие, склонны к депрессии, суицидальному и самоповреждающему поведению, побегам из дома, наркомании, алкоголизму, агрессии.

Выявление признаков семейного насилия у детей дошкольного возраста строится на фиксации таких поведенческих отклонений, как повышенная тревожность и страхи, избегающее поведение, уклонение от физических контактов, агрессия в отношении других детей, стремление вызвать к себе жалость и сочувствие посторонних взрослых и т.п.

Первые признаки, по которым можно заподозрить жестокое обращение с ребёнком школьного возраста: нежелание ребёнка идти домой после школьных занятий, низкая успеваемость, пропуски занятий без уважительных причин, побеги из дома и т.п.

Внимание школьного педколлектива к таким поведенческим отклонениям позволит своевременно предотвратить насильственные действия в отношении ребёнка со стороны взрослых в семье.

Хороший результат в реабилитационной работе с семьёй ребёнка — жертвы насилия даёт подписание совместного соглашения школы (или органов опеки) с родителями. Готовность родителей к подписанию такого соглашения обусловлена реальной перспективой изъятия ребёнка из семьи и передачи его на воспитание в интернатное учреждение для пресечения ситуации насилия над ним. В соглашении констатируются физические и психологические признаки жестокого обращения с ребёнком в семье и определяются пути совместных действий по их преодолению общими усилиями школы (органов опеки) и родителей, допускающих насилие.

Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению положения ребёнка в семье, повышению их психолого-педагогической грамотности. Устанавливаются сроки действия соглашения и критерии оценки результативности ра-

боты по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребёнка в семье. Схематично структура соглашения выглядит так:

• причины заключения соглашения: признаки жестокого обращения с ребёнком; социальные и психологические проблемы семьи;

• цель совместных действий сторон;

• срок действия соглашения;

• обязанности сторон;

• права сторон;

• процедура совместных действий;

• оценка эффективности проведённой работы.

Достоинством такого соглашения является участие в нём семьи ребёнка в качестве одной из ответственных сторон, берущих на себя определённые обязательства. Таким образом, достигается добровольная включённость семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны, подписание родителями соглашения означает признание ими наличия в семье проблем, требующих решения. Контроль за реализацией поставленных в соглашении задач осуществляется персонально — либо социальным педагогом школы (дошкольного образовательного учреждения), либо работниками органов опеки.

Иная специфика присутствует в реабилитационной работе с ребёнком и семьёй в условиях сексуального насилия. После поступления такого сигнала в одно из учреждений, ответственных за судьбу детей, принимается срочное решение прокуратуры об изъятии ребёнка из семьи. Цель последующих действий — получить достоверную информацию о личности насильника, его ролевой принадлежности к семье, отношении к нему остальных членов семьи, возможности защитить ребёнка от повторных насильственных действий с его стороны и т.д. Следует иметь в виду типичное поведение насильника при его разоблачении: усиленное самооправдание и перекладывание вины на свою жертву — ребёнка, будто бы провоцировавшего его своими действиями на сексуальную близость. Типичное поведение остальных взрослых в семье зачастую состоит в сознательном нежелании видеть происходящее насилие, поскольку его наличие требовало от них решительных действий. Так, непричастные к сексуальному растлению ребёнка родители в реальности так или иначе являются невольными участниками.

В такой ситуации ребёнок-жертва сексуального насилия попадает в сложнейший психологический конфликт, обусловленный неадекватной оценкой своей роли: формируется чувство позора, своей вины, беспомощности, растерянности, стыда и неполноценности, ожидание наказания.

Таким образом, все члены семьи опасаются последствий раскрытия происходящего сексуального насилия над ребёнком, осуждения со стороны родных и окружающих. Это единодушие позиций обусловливает крайне сложную процедуру выявления происходящего в семье сексуального насилия в отношении детей.

Диагностика семьи, применяющей насилие в отношении детей, предполагает углублённую оценку внутрисемейных отношений между всеми членами семейной группы. При этом следует фиксировать не только негативные стороны её жизни, но выявлять по возможности внутренние положительные ресурсы, использовать которые можно для решения проблемы: наличие старших родителей, авторитетных родственников, позитивного социального окружения (соседи, друзья, коллеги по работе) и т.д. Необходимо также составить наиболее полную картину состояния ребёнка — жертвы насилия, для чего используются разные источники информации: беседа с родителями, с ребёнком, сведения из документов (медицинская карта, характеристики и т.п.), сведения от специалистов (воспитателей, учителей, психолога, педиатра, участкового милиционера и т.п.), беседы с соседями, родственниками, друзьями семьи.

Сбор и обобщение полученной информации завершаются ответами специалиста на следующие вопросы:

1. Подтверждают ли собранные данные факт жестокого обращения с ребёнком в семье?

2. Существует ли в семье реальная угроза для жизни и здоровья ребёнка?

3. Следует ли в целях безопасности ребёнка изолировать его от семьи?

4. Есть ли основания рассчитывать на внутренние ресурсы семьи в решении проблемы жестокого обращения с ребёнком?

5. Как надо строить работу с семьёй?

6. Какие основные направления помощи необходимы ребёнку?

Вместе с тем, участие лишь одного специалиста в решении проблемы жестокого обращения с ребёнком в семье будет, безусловно, недостаточным. Здесь необходимо тесное взаимодействие различных ведомств, имеющих отношение к судьбе подрастающего поколения. На специалиста может быть возложена задача координации работы разных служб — участников процесса социальной помощи ребёнку и семье: школы (детского сада), органов опеки и попечительства, центра семейной диагностики и консультирования (психологи, юристы и т.п.), службы занятости населения, общественных гуманитарных организаций и фондов и т.п.

Лишь совместная деятельность всех перечисленных структур общества может создать условиях для эффективной профилактической работы с семьёй, практикующей жестокое обращение с детьми. Опыт развитых европейских стран в этом направлении строится на принципах регламентированного в обязательном режиме еженедельного совещания представителей указанных ведомств для оперативного выявления случаев семейного насилия в отношении детей и принятия общими усилиями незамедлительных мер по его пресечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.