Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

пине, административно входившем в Ленинград. Этот город в течение всей блокады находился в 4—6 км от переднего края, т. е. в пределах до-V ступностн разрушительных действий артиллерии противника. Это требовало особого подхода к организации водоснабжения, поскольку необходимо было обеспечить войска и население безопасной в эпидемическом отношении водой. Речь идет о том, что для надежности водоснабжение Колпнна осуществлялось тремя способами: водопроводом из Невы, водопроводом из Ижоры и дивизионным водным пунктом. Как правило, исходная вода очищалась и обеззараживалась хлором. Это достигалось ценой колоссальных усилий, риска и опасности. Например, невский водопровод часто выключался в связи с авариями, причиненными артиллерийскими обстрелами. В апреле 1943 г. от него беспрерывно получали воду лишь хлебозавод, баня и столовая. Даже больницы и госпитали нередко снабжались водой только по 2 ч 3 раза в день. И все это, можно сказать, па глазах у противника.

Несколько по-иному выглядело водоснабжение Кронштадта, который тоже входил административно в состав Ленинграда. В водопровод

УДК 614.3/.4(470-25»< 1941 —

Напряженная и самоотверженная работа сани-тарно-противоэпидемической службы Москвы в суровые годы Великой Отечественной войны идо настоящего времени не нашла отражения в ис-торико-медицинских исследованиях. Цель настоящего сообщения на основе архивных материалов исполкома Моссовета и Мосгорздравот-дела показать основные направления работы по сохранению санитарного порядка, эпидемического благополучия в столице СССР в условиях ^непосредственной близости к фронту, массовой мобилизации медиков в действующую армию, широкой эвакуации и реэвакуации населения города, вынужденного сокращения кадров и средств для здравоохранения, коммунального хозяйства и благоустройства.

С первых дней Великой Отечественной войны, когда вся страна поднялась на борьбу против «коричневой чумы», медицинские работники Москвы были объявлены мобилизованными. С июня по ноябрь 1941 г. на фронт было отправлено около 5 тыс. врачей, более 10 тыс. средних медицинских работников — почти половина всех медиков города. На работу были призваны все, елособные трудиться, медицинские сестры, фель-

этого города вода поступала из Финского залива. Она подвергалась очистке и обеззараживанию хлором. Налаженный контроль за ее качеством в начале 1943 г. систематически подтверждал надежность воды в отношении эпидемической безопасности.

Следует еще раз подчеркнуть, что в начальный период блокады, особенно зимой 1941—1942 гг., Ленинград пережил весьма напряженную, тяжелую в санитарном отношении ситуацию. Она значительно осложнялась нарушением водоснабжения. И вот в этих условиях ценой сверхчеловеческих усилий партийные и советские органы города и военное командование фронта сделали все, чтобы не только не сдать город противнику, но и предупредить вспышки эпидемий, источником которых в блокированном городе могло быть нарушенное водоснабжение.

Литература

1. Военная медицина на Ленинградском фронте. М., 1948.

2. Павлов Д. В. Ленинград п блокаде. М.. 1967.

3. Шумилов Н. Д. В дни блокады. М„ 1977.

Поступила 18.12.М

дшера, врачи пенсионного возраста.

В начале 1941 г. Моссовет выделял на здравоохранение ежемесячно не менее 44 млн. руб. Нужды обороны страны вызвали необходимость сократить эти расходы более чем в 2 раза.

В связи с угрозой воздушных нападений с июля 1941 г. из столицы эвакуировались многие предприятия, учреждения, учебные заведения и дети. В конце сентября, началась грандиозная битва за Москву, в ходе которой враг был разгромлен и отброшен от стен города. Миф о непобедимости немецких войск был развеян.

«Санитарное дело есть оборонное дело. Оно тесно связано с охраной здоровья советского народа. От качества санитарного обслуживания населения зависит отправка здорового пополнения на фронт. От качества санитарного обслуживания населения зависит бесперебойная работа предприятий, изготовляющих продукцию для нужд фронта» — так определялись задачи и роль санитарной службы в передовой статье «Правды» от 6/111 1942 г.

В планах работы Мосгорздравотдела на 1941 — 1942 гг. проведение противоэпидемических мероприятий и обеспечение должного санитарного

М. Я. Яровинский

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ

ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Москва

состояния Москвы стояли на одном из первых мест наряду с организацией обслуживания раненых и больных бойцов Красной Армии. Рассматривая эпидемическую ситуацию, сложившуюся в конце 1941 — начале 1942 г., заведующий Мосгорздравотделом Д. Е. Левант писал: «Каковы предпосылки для возможных эпидемических вспышек у нас в Москве? 1) Отступающая немецкая фашистская армия оставила после себя в освобожденных районах Московской области очаги сыпного и брюшного тифа.., десятки тысяч незахороненных трупов... 2) Огромное передвижение людских масс — гражданских и воинских. 3) Скопление людей на железных дорогах»

Государственный комитет обороны принял 2/П 1942 г. специальное решение о противоэпидемических мероприятиях. Во исполнение этого решения МГК ВКП(б) и исполком Моссовета приняли 5/П 1942 г. постановление, предусматривающее широкие и конкретные меры, направленные на недопущение эпидемических заболеваний в городе, несмотря на сложнейшую обстановку военного времени. Для контроля за осуществлением этих мероприятий был создан городской чрезвычайный противоэпидемический комитет. По его указанию Мосгорздравотдел отправил в районы, освобожденные от захватчиков, 25 эпид-отрядов с полным оснащением, 10 подвижных лабораторий, 2 стационарные лаборатории.

Шефство над освобожденными районами Московской области взяли на себя райздравотделы. Тимирязевский райздравотдел проводил большую лечебную и профилактическую работу в Угодо-Заводском районе, Краснопресненский — в Рузском районе, Москворецкий — в г. Клине.

Суровость зимы 1941/42 года, нехватка топлива и транспорта вызвали серьезные перебои в коммунальном обслуживании жителей Москвы. В начале 1942 г. из 59 бань города работало только 9. Из 2272 общежитий, в которых проживало около 300 тыс. человек, было готово к зиме только 1700. Большинство из них не имело запасов топлива. Не функционировала канализация, зачастую нарушалось водоснабжение. Моссовет выделил необходимые средства для срочного ремонта всех бань и снабжения их топливом. К концу года уже работало 46 бань и каждый житель мог посетить баню раз в три недели.

Благодаря настойчивости саннтарно-противо-эпидемической службы на предприятиях города создано 60 дезинфекционных камер, восстановлены санпропускники. За 1942 г. через последние прошли 1 млн. 132 тыс. человек, не считая обработанных «сухим» способом — мылом К и дустом ДФА.

В санитарно-протнвоэпидемических учреждениях города работало в 1942 г. 196 государст-

1 Советское здравоохр., 1942, № 1, с. 18.

венных санитарных инспекторов и 336 их помощников, 125 врачей-эпидемиологов и 219 их помощников.

Выступая на одном из совещаний заведующих/ райздравотделами в январе 1942 г., председатель^ исполкома Моссовета В. П. Пронин указал: «Поликлиника должна отвечать за санитарное состояние в районе. Борьбу с сыпным тяфом мы должны вести во всеоружии. Скоро мы начнем прививки против брюшного тифа и вакцинацию против дизентерии...»2.

В соответствии с приказом Наркомздрава от 23/У 1942 г. в 52 поликлиниках города были введены должности заместителей главных врачей по противоэпидемической работе, а в помощь участковым ординаторам, помимо 436 участковых медицинских сестер, направлено 386 помощников на противоэпидемической работе. Такое пополнение значительно помогло в борьбе с инфекционными заболеваниями благодаря раннему выявлению больных, их своевременной госпитализации, широкому охвату вакцинацией.

В 1942 г. было освоено производство новой сыпнотифозной вакцины, созданной в Центральном институте эпидемиологии и микробиологии проф. М. К. Яцимирской-Кронтовской, и началась широкая вакцинация населения Москвы. За разработку вакцины ее создатель была на^ граждена в июне 1942 г. орденом Ленина. ™

Проведение широкой санобработки и вакцинации населения позволило свести к единичным случаям (в основном привозного характ&ра) заболевания сыпным тифом, считающимся неизбежным спутником всех войн.

«По желудочно-кишечным заболеваниям Москва всегда была уязвимым городом... Медицинские работники Москвы должны учитывать, что тяжелое положение, которое создалось в коммунальном хозяйстве города, грозит большими неприятностями. Если горздрав и медицинские работники Москвы не будут своевременно готовы к проведению предупредительных и лечебных мероприятий, если исполком Моссовета не заставит райсоветы и все население Москвы вовремя и хорошо очистить город, то мы можем весной и летом оказаться с брюшным тифом и дизентерией. Эту работу можно провести, только опираясь^ на активную помощь общественных санитарных инспекторов, которых в Москве еще очень мало», — писал в начале 1942 г. нарком здравоохранения СССР Г. А. Митерев3.

В феврале 1942 г. Наркомздрав СССР утвердил положение об общественном санитарном инспекторе — активном помощнике медицинских работников в осуществлении санитарно-противо-эпидемических мероприятий.

На совещании в Мосгорздравотделе о работе с общественными санитарными инспекторами,

г ЦГАОРСС Москвы, ф. Р-552, оп. 2, д. 38, л. 6,

3 Советск. здравоохр., 1942, № 1, с. 5—6.

проведенном в августе 1942 г., отмечалось, что в городе уже работает более 8,5 тыс. этих помощников медиков.

В марте 1942 г. исполком Моссовета принял ^решение о социалистическом соревновании по санитарному состоянию между районами, трестами очистки и домовладениями. Был проведен ряд воскресников, проверено санитарное состояние 100 тыс. домов, 2 тыс. общежитий, 1200 столовых, 1500 магазинов. Победителем в социалистическом соревновании стал Ленинский район. Была отмечена хорошая работа санитарно-противо-эпидемической службы Фрунзенского и Дзержинского районов.

Более 2 млн. жителей Москвы были охвачены в 1942 г. иммунизацией и фагированием против брюшного тифа и дизентерии. Рост частоты этих заболеваний по сравнению с 1941 и даже 1940 г. был незначительным, несмотря на тяготы военного времени.

Большую помощь работникам санитарно-про-тивоэпидемической службы города оказывали ученые-медики. На базе Московского городского института микробиологии и эпидемиологии были проведены цикл занятий с врачами поликлиник и семинары для их помощников по противоэпидемической работе. На них рассматривались вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями.

Работники санитарно-противоэпидемической службы города не допустили вспышек эпидемических заболеваний и в 1943 г. повсеместно была налажена четкая противоэпидемическая работа. Приезжавшие в Москву были обязаны вымыться в бане, а свое белье, одежду и посуду сдать в санобработку. В 1943 г. прошли санобработку более 250 тыс. приезжих. Кроме того, по различным эпидемическим показаниям подверглось санобработке более 100 тыс. человек.

Настойчиво добивались работники санитарно-противоэпидемической службы и их добровольные помощники — общественные санитарные инспекторы — наведения должного санитарного порядка, проведения ремонта, исправления канализации, посещения по графику бань, регулярной смены белья в общежитиях города, где в 1943 г. проживало более 250 тыс. человек. ^ Многое было сделано, чтобы отремонтировать * и пустить в ход все санпропускники и дезинфекционные камеры в больницах и банях. В городе функционировало 19 районных и 35 местных санпропускников и 304 дезинфекционные камеры.

Упорной и настойчивой была борьба за чистоту в городе. В апреле 1943 г. был проведен месячник очистки, в котором участвовало более 150 тыс. человек. В октябре 1943 г. в месячнике благоустройства участвовало более 2600 медицинских работников, 2500 общественных санитарных инспекторов, 65 тыс. жителей. Накопления мусора в домовладениях были удалены на 80%.

В 1943 г. насчитывалось 714 домов, в которых полностью бездействовал водопровод, и 1265 до-

мовладений с частичным нарушением водоснабжения. При активной поддержке партийных и советских органов удалось добиться нормального водоснабжения во всех домах.

Была выполнена задача по наведению порядка в столовых; ни один бациллоноситель не допускался к работе в сфере общественного питания. Всем работникам пищевой промышленности и общепита были сделаны прививки против брюшного гифа и дизентерии. В 1943 г. заболеваемость дизентерией в Москве снизилась в 2 раза по сравнению с 1942 г. Против брюшного тифа в

1942 г. было привито 552 тыс., в 1943 г.— 695 тыс. человек. Особое внимание уделялось иммунизации детей, борьбе с детскими инфекциями. Благодаря проведенным мероприятиям удалось значительно снизить заболеваемость скарлатиной и дифтерией.

Особое внимание санитарно-противоэпидемической службой города уделялось профилактическим и оздоровительным мероприятиям на московских предприятиях оборонной промышленности.

С 1942 г. в корпусах эвакуированных заводов разворачивались новые оборонные предприятия. Была проведена и частичная реэвакуация заводов. Они начинали работать в неотапливаемых цехах, при отсутствии душевых, туалетов, комнат гигиены. На смену ушедшим на фронт рабочим на заводы пришли домашние хозяйки, подростки, инвалиды.

«Сейчас в Москве нет ни одного района, который бы не имел предприятий оборонного значения. Вопрос медобслуживания их стоит очень остро. Должны быть оформлены промсанинспек-торы. В тех районах, где их нет, надо срочно подготовить из опытных врачей здравпунктов. Второе звено, которое должно помочь в этом деле,— начальники госсанинспекций районов. Третье лицо — это лечпрофы. Там, где их кет, надо срочно подобрать», — указывал на совещании заведующих райздравотделами Д. Е. Левант, руководивший Мосгорздравотделом до середины

1943 г. Его сменил на этом посту опытный организатор здравоохранения П. Т. Приданников. Мосгорздравотдел составил совместные планы работы со всеми наркоматами, имевшими в городе предприятия оборонной промышленности.

Здравпункты и медико-санитарные части были укомплектованы врачебными кадрами, медицинскими сестрами, приняты меры для повышения квалификации промышленных санитарных инспекторов.

В Центральном институте усовершенствования врачей начальники медико-санитарных частей и заведующие здравпунктами по 100-часовой программе прошли подготовку по промышленной санитарии. Принципы организации работы медико-санитарных частей освещал в своих лекциях Н. А. Семашко.

— И —

Заслушав доклад заведующего Мосгорздрав-отделом, Моссовет в июле 1942 г. вынес решение, обязывающее райисполкомы систематически заниматься вопросами медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий, ежемесячно заслушивать на своих заседаниях доклады директоров заводов о динамике заболеваемости и травматизма, проведении оздоровительных мероприятий.

Функционирование новых производств, связанных с оборонными заказами, изменение профиля ряда предприятий, привлечение к труду необученного населения, сокращение периодических медицинских осмотров в связи с уменьшением числа врачей, промышленных санитарных инспекторов вызвали в 1942—1943 гг. неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья рабочих, увеличение числа профессиональных отравлений и заболеваний. В связи с этим санитарная служба города провела учет всех участников, где были возможны профессиональные отравление и заболевания, составила их санитарно-гигиенические характеристики. К 1944 г. таких участков' насчитывалось более 1200 и они были взяты под особый контроль.

Принимались меры к увеличению числа про-мышленно-санитарных инспекторов, привлечению к этой работе опытных специалистов. К концу 1944 г. было укомплектовано 57 из 65 должностей промышленно-санитарных инспекторов. Улучшилось проведение периодических осмотров рабочих вредных цехов. В 1942 г. в Москве создана новая форма деятельности промышленно-сани-тарной инспекции, впоследствии внедренная по всей стране, введено единое комплексное планирование.

Единые комплексные планы, составлявшиеся иромышленно-санитарными инспекторами совместно с руководителями предприятий, основывались на производственных программах, санитарных характеристиках завода, анализе заболеваемости (общей, инфекционной, травматизма). Исходя из этих данных, медико-санитарная часть или закрытая поликлиника, промышленно-сани-тарная инспекция и дирекция завода вносили изменения в процесс производства, разрабатывали санитарно-технические, санитарно-гигиенические

и лечебно-профилактические меры, которые охватывали всех рабочих и производство в целом.

В информационном листке Московской городской государственной санитарной инспекции, выпускавшемся ежемесячно с августа 1943 г., си-^г стематически публиковались материалы об организации контроля за условиями труда на ряде производств.

Московская городская санитарная инспекция, все работники санитарно-противоэпидемической службы Москвы внесли большой вклад в охрану здоровья рабочих оборонных заводов, осуществили широкие оздоровительные мероприятия, позволившие городу выполнить обязательства перед фронтом.

В 1945 г. заболеваемость брюшным тифом и паратифом в столице снизилась в 3 раза по сравнению с 1944 г. и сравнялась с показателями 1940 г. Значительные успехи были достигнуты в борьбе с детскими инфекциями. Накопила большой опыт санитарно-противоэпидемическая организация Москвы; к началу 1945 г. в ней насчитывалось 364 государственных санитарных инспектора (459 должностей).

Победоносное наступление Красной Армии позволило Моссовету значительно увеличить ассигнования на благоустройство столицы. В обязанности предупредительного надзора города был включен контроль за строительством жилых до-^ мов, предприятий коммунального обслуживания и детских учреждений.

Так, рассматривая проекты строительства жилых поселков в Перове и Хорошево, Государственная санитарная инспекция поставила в 1944 г. вопрос о включении в план амбулатории, яслей, парикмахерской, продовольственного магазина, банно-прачечного узла.

Санитарно-противоэпидемическая служба возвращалась к требованиям и порядкам мирного времени.

Среди сотен тысяч жителей и медиков столицы, получивших медаль «За оборону Москвы» и другие государственные награды, немало работников санитарно-противоэпидемической службы города, с честью выполнивших в годы Великой Отечественной войны свой долг перед Родиной.

Поступила 26.12.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.