Kuchersky V.A.
В.А. Кучерский
Кучерский Владислав Анатольевич
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет истории и права (5 курс)
Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент В.В. Санькова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КИТАЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В статье освещена деятельность Российской Духовной Миссии в Китае в сфере образования. Дана характеристика созданных при РДМ в Китае образовательных учреждений.
Ключевые слова:
Российская Духовная Миссия (РДМ) в Китае, миссионеры, Святейший Синод, мужское училище, женская школа.
Abstract:
The article covers the activities of the Russian Spiritual Mission in China in the field of education. It characterizes the educational institutions founded by the RSM in China.
Keywords:
Russian Ecclesiastical Mission (REM) in China, missionaries, The Holy Synod, school for boys, girls school.
Актуальной проблемой в изучении российско-китайских отношений является комплексный анализ истории Российской Духовной Миссии (РДМ) в Китае, в том числе деятельности РДМ в сфере образования. Подобный анализ позволяет представить процесс сближения двух соседних государств, развитие и оформление их внешнеполитических, экономических и культурных отношений.
Научная новизна нашего исследования состоит в рассмотрении наименее изученного направления деятельности Российской Духовной Миссии - ее усилий в сфере образования. В статье будет дана характеристика созданных при РДМ образовательных учреждений, выявлены особенности их положения и деятельности, определены результаты и значение осуществленной просветительской работы.
Степень изученности исследуемой проблемы нельзя считать удовлетворительной. Отечественная историография не располагает исследованиями, которые бы
f 1в\ ----------------- '
2014
Время науки
The Times of Science
всесторонне освещали деятельность РДМ в сфере образования. В обобщающих работах по истории РДМ в Китае внимание в большей степени уделяется дипломатической, научной, просветительской деятельности членов Миссии. [5, 7] Работа РДМ в сфере обучения и воспитания частично рассматривается в трудах С. Г. Андреевой, где автор отмечает важную роль мужской школы, выпускники которой стали проповедниками и священниками, распространявшими православие по всему Китаю. [2]
Отдельной исследовательской задачей для нас стало выявление и отбор исторических источников: нормативно-правовых и публицистических. Так, важным документом, регламентировавшим организационные моменты деятельности РДМ, являлся «Акт об учреждении Русской Духовной Миссии в Пекине от 4 октября 1856 г.» [1].
Особым источником сведений по теме исследования для нас послужил журнал, который издавался самой Российской Духовной Миссией. Он был создан в 1904 г. и изначально носил название «Известия Церковного Братства православной церкви в Китае». В результате ряда политических обстоятельств в 1907 г. журнал сменил название на «Китайский Благовестник» и издавался под этим названием вплоть до официального упразднения Российской Духовной Миссии в 1954 году. [3,4] Тематика публикаций «Китайского Благовестника» была весьма разносторонней. Она включала в себя публикации официальных документов, научные статьи по различным вопросам, а также хроникальные заметки.
Анализ данного круга источников позволили нам осветить деятельность РДМ в области образования.
Христианство начало проникать в Китай еще в VII в. Уже с XVI в. западные миссионеры начали активную деятельность в Поднебесной. Приобщая конфуцианский Китай к евангельскому вероучению, миссионеры зачастую становились приближенными цинского двора - переводчиками, астрономами, врачами, математиками. Они в определенной степени оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику правителей Китая.
Православная ветвь христианства проникла на китайскую землю лишь в конце XVII в. В 1685 г. цинской армией была захвачена русская крепость Албазин, расположенная на р. Амур. При этом 45 казаков были взяты в плен, в дальнейшем китайские военачальники увели их в Пекин как доказательство своей победы. Этим фактом было положено начало многолетнему присутствию русских в Китае. Среди пленных казаков находился священник отец Максим (Леонтьев). По его инициативе буддийскую кумирню, которая была расположена рядом с пекинскими домами албазинцев,
■ ---------------------------_ С19 1
2014
Kuchersky V.A.
В.А. Кучерский
переделали в часовню во имя святителя Николая Чудотворца, и о.Максим совершал там богослужения. Именно он стал первым проповедником Православия в Китае.
Известие о существовании в Пекине православной общины не оставил без внимания император Петр I. Он осознавал необходимость иметь представительство России в китайской столице в интересах развития отношений между двумя соседними государствами. Но только после смерти отца Максима в 1711 г. китайский император дал согласие на образование в Китае Духовной Миссии, которая прибыла в Пекин в 1715 году. Всего с 1715 по 1954 гг. в Китай было отправлено двадцать Духовных Миссий.
В задачи членов миссии входило изучение маньчжурского, китайского и монгольского языков, истории, культуры и религии Китая. [1, с. 68] Участниками миссии становились молодые люди, окончившие православные духовные учебные заведения. Они предварительно осваивали особенности китайской математики, медицины, литературы, систему Конфуция, географию, историю и юриспруденцию китайского государства.
Российская Духовная Миссия осуществляла представительство Русской церкви и государства в Пекине на протяжении XVII-XX вв. Основание и деятельность Миссии отвечали внутри- и внешнеполитическим задачам и интересам России. Она имела огромное значение при установлении и поддержании отношений между Россией и Китаем, была центром научных исследований и подготовки первых отечественных синологов. Огромный вклад в изучение Китая, его истории, языков, этнографии, политики внесли священнослужители и участники РДМ - начальник 9-й Миссии архимандрит Иакинф (Н. Я. Бичурин), руководитель 13-й и 15-й миссий архимандрит Палладий (П. И. Кафаров), иеромонах Николай (Адоратский), архимандрит Петр (П. И. Каменский) и др. В связи с отсутствием дипломатических связей между обоими государствами члены миссии довольно долго являлись неофициальными представителями России в Китае.
Помимо дипломатической, миссионерской, научной деятельности, Российская Духовная Миссия уделяла внимание и работе в области просвещения.
При многих духовных миссиях, которые осуществляли свою деятельность на территории Китая, создавались собственные образовательные учреждения. В основном это были школы и училища. Все это в равной степени относится и к РДМ. При Российской Духовной Миссии в Китае в разные годы были созданы мужская и женская школы.
Мужская школа была основана в 1822 г. по инициативе начальника десятой
( 2оЛ _________________ ' '
2014
Время науки
The Times of Science
Миссии (1821-1830) Петра (Каменского). Вначале паства РДМ в Китае ограничивалась албазинцами, соответственно и школа создавалась только для их детей мужского пола. В школе, кроме религии, преподавались следующие предметы: письмо, чтение, арифметика, русский язык и пение. Количество обучающихся составляло около 10 человек, так как общее число албазинцев было невелико.
Граф Е. В. Путятин при заключении Тяньцзиньского договора (1858 г.) указывал: «Учреждение православной школы для детей одних албазинцев было бы при нынешних обстоятельствах делом не довольно удовлетворительным. Школа кроме них должна быть доступна маньчжурам и китайцам, которые хотели бы в ней образоваться» [3, с. 16]. К 60-м гг. XIX века, после некоторого расширения паствы РДМ в Китае за счет проживающих в непосредственной близости от Миссии китайцев и маньчжур, произошло увеличение количества учеников за счет последних.
В связи с ростом состава учащихся (например, в 80-90 гг. в мужской школе обучались 23 мальчика) были созданы младшее и старшее отделения. В целом обучение было вполне успешным. Ученики принимали участие в церковных богослужениях, часть выпускников становилась переводчиками при РДМ [2, с. 88].
В конце XIX века при миссионерском подворье был устроен православный воспитательный дом для китайских детей. В него принимались дети независимо от их происхождения и воспитывались до достижения ими десятилетнего возраста, после чего возвращались родителям [5, с. 61].
Процесс активного культурного обмена между народами пришелся на период 90-х гг. XIX века, когда достаточно большое количество китайцев желали не только принять крещение, но и воцерковиться. Для этого члены миссии составили русскокитайский словарь церковных выражений. Также ими был сделан перевод на китайский язык кафизм Псалтыри [6, с. 53].
Что касается женского училища, то его судьба отличалась от судьбы мужской школы. В 1859 г. была создана первая школа для девочек при Российской Духовной Миссии в Китае. Непосредственным основателем школы следует считать супругу Российского Министра - резидента А. А. Баллюзек. Именно она организовала сбор пожертвований на создание женской школы среди русских, проживающих в Пекине, а затем указом Министерства иностранных дел была назначена начальницей училища. После отъезда А. А. Баллюзек из Китая в 1862 году контроль за женским училищем осуществлял непосредственно начальник РДМ в Пекине архимандрит Гурий (Карпов), и с тех пор светских лиц в руководстве школой не было.
Основным предметом в школе (помимо чтения и изучения китайского языка)
‘ -------------------------- ( 21 1
2014
Kuchersky V.A.
В.А. Кучерский
являлось знакомство с основными догматами православного вероучения. При этом такие предметы как катехизис и Священное Писание преподавались учителями - китайцами, выпускниками мужского училища при Миссии. А основное время отводилось обучению девочек рукоделию и ведению хозяйства.
Финансовое положение обеих школ было различным. Если средства на содержание РДМ в Китае сначала выделялись Министерством иностранных дел России, то после перехода Миссии в непосредственное ведение Священного Синода, все финансовые операции, в том числе расходы на мужскую школу, осуществлялись на ассигнования по духовному ведомству. Женская же школа изначально была создана и осуществляла свою деятельность исключительно на частные пожертвования. В 1861 г. императором Александром II и императрицей Марией Алексеевной было пожаловано на нужды школы для девочек при РДМ 2000 рублей, которые позволили осуществлять учебно -воспитательную деятельность еще несколько лет.
После прибытия в Пекин новой, пятнадцатой, РДМ (1865 - 1878 гг.), ее начальник, архимандрит Палладий (Кафаров) обратился к Обер-прокурору Священного Синода с ходатайством о необходимости кардинального преобразования состоявшего при РДМ училища для девочек и об увеличении средств на его содержание. Результатом стало постановление Синода о выделении пособия женскому училищу в Пекине в размере 2000 руб. в год, что было высочайше утверждено 21 сентября 1866 г. 12 декабря 1866 г. император утвердил выдачу этих средств с 1867 г. в качестве постоянной суммы. [4, с. 7 - 8]
Из школы для мальчиков при РДМ вышли многие катехизаторы, проповедники и священники - китайцы и албазинцы, которые содействовали распространению православия в различных районах Китая. В этом мы видим основную заслугу российских миссионеров в деле просвещения местного населения.
Литература:
1. Акт об учреждении Русской Духовной Миссии в Пекине от 4 октября 1856 г // Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. Документы и материалы. В 4 т. Т. 1. М.: Международные отношения, 2008. С. 782.
2. Андреева С. Г. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений (1715-1917 гг.): дисс. канд. историч. наук: 07.00.15 М., 2001. 192 с.
2014
Время науки
The Times of Science
Китайский Благовестник. Пекин: типография Успенского монастыря при РДМ, 1916, №7-8. [Электронный ресурс]: URL: http://leb.nlr.ru/fullpage/394744 (дата обращения - 30.04.2014).
4. Китайский Благовестник. Пекин: типография Успенского монастыря при РДМ, 1916, № 13-14. [Электронный ресурс]: URL: http://leb.nlr.ru/fullpage/394746 (дата обращения - 30.04.2014).
5. Адоратский Н., иеромонах. История Пекинской Духовной Миссии в первый период её деятельности (1685-1745) // История Российской Духовой Миссии в Китае. Сборник статей. М.: изд-во Свято-Владимирского Братства, 1997. С. 14164.
6. Самойлов Н.А. Пекинская духовная миссия во второй половине XIX в // Православие на Дальнем Востоке. 1993. № 9. С. 50.
2014