Научная статья на тему 'Деятельность Российской Духовной Миссии в Китае в сфере образования'

Деятельность Российской Духовной Миссии в Китае в сфере образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1321
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Духовная Миссия (РДМ) в Китае / миссионеры / Святейший Синод / мужское училище / женская школа / Russian Ecclesiastical Mission (REM) in China / missionaries / The Holy Synod / school for boys / girls school

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кучерский Владислав Анатольевич

В статье освещена деятельность Российской Духовной Миссии в Китае в сфере образования. Дана характеристика созданных при РДМ в Китае образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the activities of the Russian Spiritual Mission in China in the field of education. It characterizes the educational institutions founded by the RSM in China.

Текст научной работы на тему «Деятельность Российской Духовной Миссии в Китае в сфере образования»

Kuchersky V.A.

В.А. Кучерский

Кучерский Владислав Анатольевич

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет истории и права (5 курс)

Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент В.В. Санькова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КИТАЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье освещена деятельность Российской Духовной Миссии в Китае в сфере образования. Дана характеристика созданных при РДМ в Китае образовательных учреждений.

Ключевые слова:

Российская Духовная Миссия (РДМ) в Китае, миссионеры, Святейший Синод, мужское училище, женская школа.

Abstract:

The article covers the activities of the Russian Spiritual Mission in China in the field of education. It characterizes the educational institutions founded by the RSM in China.

Keywords:

Russian Ecclesiastical Mission (REM) in China, missionaries, The Holy Synod, school for boys, girls school.

Актуальной проблемой в изучении российско-китайских отношений является комплексный анализ истории Российской Духовной Миссии (РДМ) в Китае, в том числе деятельности РДМ в сфере образования. Подобный анализ позволяет представить процесс сближения двух соседних государств, развитие и оформление их внешнеполитических, экономических и культурных отношений.

Научная новизна нашего исследования состоит в рассмотрении наименее изученного направления деятельности Российской Духовной Миссии - ее усилий в сфере образования. В статье будет дана характеристика созданных при РДМ образовательных учреждений, выявлены особенности их положения и деятельности, определены результаты и значение осуществленной просветительской работы.

Степень изученности исследуемой проблемы нельзя считать удовлетворительной. Отечественная историография не располагает исследованиями, которые бы

f 1в\ ----------------- '

2014

Время науки

The Times of Science

всесторонне освещали деятельность РДМ в сфере образования. В обобщающих работах по истории РДМ в Китае внимание в большей степени уделяется дипломатической, научной, просветительской деятельности членов Миссии. [5, 7] Работа РДМ в сфере обучения и воспитания частично рассматривается в трудах С. Г. Андреевой, где автор отмечает важную роль мужской школы, выпускники которой стали проповедниками и священниками, распространявшими православие по всему Китаю. [2]

Отдельной исследовательской задачей для нас стало выявление и отбор исторических источников: нормативно-правовых и публицистических. Так, важным документом, регламентировавшим организационные моменты деятельности РДМ, являлся «Акт об учреждении Русской Духовной Миссии в Пекине от 4 октября 1856 г.» [1].

Особым источником сведений по теме исследования для нас послужил журнал, который издавался самой Российской Духовной Миссией. Он был создан в 1904 г. и изначально носил название «Известия Церковного Братства православной церкви в Китае». В результате ряда политических обстоятельств в 1907 г. журнал сменил название на «Китайский Благовестник» и издавался под этим названием вплоть до официального упразднения Российской Духовной Миссии в 1954 году. [3,4] Тематика публикаций «Китайского Благовестника» была весьма разносторонней. Она включала в себя публикации официальных документов, научные статьи по различным вопросам, а также хроникальные заметки.

Анализ данного круга источников позволили нам осветить деятельность РДМ в области образования.

Христианство начало проникать в Китай еще в VII в. Уже с XVI в. западные миссионеры начали активную деятельность в Поднебесной. Приобщая конфуцианский Китай к евангельскому вероучению, миссионеры зачастую становились приближенными цинского двора - переводчиками, астрономами, врачами, математиками. Они в определенной степени оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику правителей Китая.

Православная ветвь христианства проникла на китайскую землю лишь в конце XVII в. В 1685 г. цинской армией была захвачена русская крепость Албазин, расположенная на р. Амур. При этом 45 казаков были взяты в плен, в дальнейшем китайские военачальники увели их в Пекин как доказательство своей победы. Этим фактом было положено начало многолетнему присутствию русских в Китае. Среди пленных казаков находился священник отец Максим (Леонтьев). По его инициативе буддийскую кумирню, которая была расположена рядом с пекинскими домами албазинцев,

■ ---------------------------_ С19 1

2014

Kuchersky V.A.

В.А. Кучерский

переделали в часовню во имя святителя Николая Чудотворца, и о.Максим совершал там богослужения. Именно он стал первым проповедником Православия в Китае.

Известие о существовании в Пекине православной общины не оставил без внимания император Петр I. Он осознавал необходимость иметь представительство России в китайской столице в интересах развития отношений между двумя соседними государствами. Но только после смерти отца Максима в 1711 г. китайский император дал согласие на образование в Китае Духовной Миссии, которая прибыла в Пекин в 1715 году. Всего с 1715 по 1954 гг. в Китай было отправлено двадцать Духовных Миссий.

В задачи членов миссии входило изучение маньчжурского, китайского и монгольского языков, истории, культуры и религии Китая. [1, с. 68] Участниками миссии становились молодые люди, окончившие православные духовные учебные заведения. Они предварительно осваивали особенности китайской математики, медицины, литературы, систему Конфуция, географию, историю и юриспруденцию китайского государства.

Российская Духовная Миссия осуществляла представительство Русской церкви и государства в Пекине на протяжении XVII-XX вв. Основание и деятельность Миссии отвечали внутри- и внешнеполитическим задачам и интересам России. Она имела огромное значение при установлении и поддержании отношений между Россией и Китаем, была центром научных исследований и подготовки первых отечественных синологов. Огромный вклад в изучение Китая, его истории, языков, этнографии, политики внесли священнослужители и участники РДМ - начальник 9-й Миссии архимандрит Иакинф (Н. Я. Бичурин), руководитель 13-й и 15-й миссий архимандрит Палладий (П. И. Кафаров), иеромонах Николай (Адоратский), архимандрит Петр (П. И. Каменский) и др. В связи с отсутствием дипломатических связей между обоими государствами члены миссии довольно долго являлись неофициальными представителями России в Китае.

Помимо дипломатической, миссионерской, научной деятельности, Российская Духовная Миссия уделяла внимание и работе в области просвещения.

При многих духовных миссиях, которые осуществляли свою деятельность на территории Китая, создавались собственные образовательные учреждения. В основном это были школы и училища. Все это в равной степени относится и к РДМ. При Российской Духовной Миссии в Китае в разные годы были созданы мужская и женская школы.

Мужская школа была основана в 1822 г. по инициативе начальника десятой

( 2оЛ _________________ ' '

2014

Время науки

The Times of Science

Миссии (1821-1830) Петра (Каменского). Вначале паства РДМ в Китае ограничивалась албазинцами, соответственно и школа создавалась только для их детей мужского пола. В школе, кроме религии, преподавались следующие предметы: письмо, чтение, арифметика, русский язык и пение. Количество обучающихся составляло около 10 человек, так как общее число албазинцев было невелико.

Граф Е. В. Путятин при заключении Тяньцзиньского договора (1858 г.) указывал: «Учреждение православной школы для детей одних албазинцев было бы при нынешних обстоятельствах делом не довольно удовлетворительным. Школа кроме них должна быть доступна маньчжурам и китайцам, которые хотели бы в ней образоваться» [3, с. 16]. К 60-м гг. XIX века, после некоторого расширения паствы РДМ в Китае за счет проживающих в непосредственной близости от Миссии китайцев и маньчжур, произошло увеличение количества учеников за счет последних.

В связи с ростом состава учащихся (например, в 80-90 гг. в мужской школе обучались 23 мальчика) были созданы младшее и старшее отделения. В целом обучение было вполне успешным. Ученики принимали участие в церковных богослужениях, часть выпускников становилась переводчиками при РДМ [2, с. 88].

В конце XIX века при миссионерском подворье был устроен православный воспитательный дом для китайских детей. В него принимались дети независимо от их происхождения и воспитывались до достижения ими десятилетнего возраста, после чего возвращались родителям [5, с. 61].

Процесс активного культурного обмена между народами пришелся на период 90-х гг. XIX века, когда достаточно большое количество китайцев желали не только принять крещение, но и воцерковиться. Для этого члены миссии составили русскокитайский словарь церковных выражений. Также ими был сделан перевод на китайский язык кафизм Псалтыри [6, с. 53].

Что касается женского училища, то его судьба отличалась от судьбы мужской школы. В 1859 г. была создана первая школа для девочек при Российской Духовной Миссии в Китае. Непосредственным основателем школы следует считать супругу Российского Министра - резидента А. А. Баллюзек. Именно она организовала сбор пожертвований на создание женской школы среди русских, проживающих в Пекине, а затем указом Министерства иностранных дел была назначена начальницей училища. После отъезда А. А. Баллюзек из Китая в 1862 году контроль за женским училищем осуществлял непосредственно начальник РДМ в Пекине архимандрит Гурий (Карпов), и с тех пор светских лиц в руководстве школой не было.

Основным предметом в школе (помимо чтения и изучения китайского языка)

‘ -------------------------- ( 21 1

2014

Kuchersky V.A.

В.А. Кучерский

являлось знакомство с основными догматами православного вероучения. При этом такие предметы как катехизис и Священное Писание преподавались учителями - китайцами, выпускниками мужского училища при Миссии. А основное время отводилось обучению девочек рукоделию и ведению хозяйства.

Финансовое положение обеих школ было различным. Если средства на содержание РДМ в Китае сначала выделялись Министерством иностранных дел России, то после перехода Миссии в непосредственное ведение Священного Синода, все финансовые операции, в том числе расходы на мужскую школу, осуществлялись на ассигнования по духовному ведомству. Женская же школа изначально была создана и осуществляла свою деятельность исключительно на частные пожертвования. В 1861 г. императором Александром II и императрицей Марией Алексеевной было пожаловано на нужды школы для девочек при РДМ 2000 рублей, которые позволили осуществлять учебно -воспитательную деятельность еще несколько лет.

После прибытия в Пекин новой, пятнадцатой, РДМ (1865 - 1878 гг.), ее начальник, архимандрит Палладий (Кафаров) обратился к Обер-прокурору Священного Синода с ходатайством о необходимости кардинального преобразования состоявшего при РДМ училища для девочек и об увеличении средств на его содержание. Результатом стало постановление Синода о выделении пособия женскому училищу в Пекине в размере 2000 руб. в год, что было высочайше утверждено 21 сентября 1866 г. 12 декабря 1866 г. император утвердил выдачу этих средств с 1867 г. в качестве постоянной суммы. [4, с. 7 - 8]

Из школы для мальчиков при РДМ вышли многие катехизаторы, проповедники и священники - китайцы и албазинцы, которые содействовали распространению православия в различных районах Китая. В этом мы видим основную заслугу российских миссионеров в деле просвещения местного населения.

Литература:

1. Акт об учреждении Русской Духовной Миссии в Пекине от 4 октября 1856 г // Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. Документы и материалы. В 4 т. Т. 1. М.: Международные отношения, 2008. С. 782.

2. Андреева С. Г. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений (1715-1917 гг.): дисс. канд. историч. наук: 07.00.15 М., 2001. 192 с.

2014

Время науки

The Times of Science

Китайский Благовестник. Пекин: типография Успенского монастыря при РДМ, 1916, №7-8. [Электронный ресурс]: URL: http://leb.nlr.ru/fullpage/394744 (дата обращения - 30.04.2014).

4. Китайский Благовестник. Пекин: типография Успенского монастыря при РДМ, 1916, № 13-14. [Электронный ресурс]: URL: http://leb.nlr.ru/fullpage/394746 (дата обращения - 30.04.2014).

5. Адоратский Н., иеромонах. История Пекинской Духовной Миссии в первый период её деятельности (1685-1745) // История Российской Духовой Миссии в Китае. Сборник статей. М.: изд-во Свято-Владимирского Братства, 1997. С. 14164.

6. Самойлов Н.А. Пекинская духовная миссия во второй половине XIX в // Православие на Дальнем Востоке. 1993. № 9. С. 50.

2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.