Научная статья на тему 'Деятельность российских библиотек по распространению научного знания'

Деятельность российских библиотек по распространению научного знания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотека / сайт / популяризация научного знания / формы массовых мероприятий / library / website / popularization of scientific knowledge / forms of public events

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курмышева Лидия Константиновна

Вопрос распространяя научного знания является актуальным на современном этапе развития общества. Библиотека как наиболее доступное учреждение культуры способна обеспечить распространение данного знания во всех социальных слоях населения. Цель статьи – изучить интенсивность и формы мероприятий научного, научно-популярного и образовательного содержания федеральных, республиканских, краевых и областных российских библиотек, отраженные на официальных сайтах. В статье представлены результаты исследования деятельности ведущих российских библиотек по продвижению научного знания. Описываются реализуемые проекты и массовые мероприятия научного, научно-популярного и образовательного содержания. Основным методом сбора информации стал контент-анализ. Исследование проводилось в конце 2022 и начале 2023 г. Анализ сайтов показал, что библиотеки как учреждения культуры проводят достаточное количество различных массовых мероприятий, но научное или научно-популярное содержание таких мероприятий не всегда подтверждается. На основании двух этапов исследования сделаны выводы: мероприятия по популяризации науки присутствуют в среднем в 33 % обследуемых библиотек; наиболее популярной формой подобных мероприятий является лекция с участием приглашенного докладчика; мероприятия рассчитаны в основном на молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activities of Russian Libraries in the Dissemination of Scientific Knowledge

The issue of spreading scientific knowledge is relevant at the present stage of development of society. The library, as the most accessible cultural institution, is able to ensure the dissemination of this knowledge in all social strata of the population. The purpose of the article is to study the intensity and forms of events of scientific, popular science and educational content of federal, republican, regional and regional Russian libraries, reflected on official websites. The article deals with information about the popular scientific activities of the leading Russian libraries. The ongoing projects and mass events of scientific, popular science and educational content are described. Content analysis has become the main method of collecting information. The study was performed at the end of 2022 and the beginning of 2023. The site analysis showed that libraries, as cultural institutions, hold a sufficient number of various mass events in the form of lectures, master classes, intellectual games, quizzes, but the scientific or popular science content of these events is not always confirmed. Basing on two stages of the study the following conclusions were made: science promotion activities were present in an average of 33 % of the libraries surveyed. The most popular form of such events was a lecture with the participation of a guest lecturer. Most of the activities were aimed at young people.

Текст научной работы на тему «Деятельность российских библиотек по распространению научного знания»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 021:004.738.1:001.92 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-3-49-57

Деятельность российских библиотек по распространению научного знания

Л. К. Курмышева

Курмышева Лидия

Константиновна,

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук,

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия, младший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа

ORCID: 0000-0002-8452-2361 e-mail: Kurmysheva@spsl.nsc.ru

Аннотация. Вопрос распространяя научного знания является актуальным на современном этапе развития общества. Библиотека как наиболее доступное учреждение культуры способна обеспечить распространение данного знания во всех социальных слоях населения. Цель статьи - изучить интенсивность и формы мероприятий научного, научно-популярного и образовательного содержания федеральных, республиканских, краевых и областных российских библиотек, отраженные на официальных сайтах. В статье представлены результаты исследования деятельности ведущих российских библиотек по продвижению научного знания. Описываются реализуемые проекты и массовые мероприятия научного, научно-популярного и образовательного содержания. Основным методом сбора информации стал контент-анализ. Исследование проводилось в конце 2022 и начале 2023 г. Анализ сайтов показал, что библиотеки как учреждения культуры проводят достаточное количество различных массовых мероприятий, но научное или научно-популярное содержание таких мероприятий не всегда подтверждается. На основании двух этапов исследования сделаны выводы: мероприятия по популяризации науки присутствуют в среднем в 33 % обследуемых библиотек; наиболее популярной формой подобных мероприятий является лекция с участием приглашенного докладчика; мероприятия рассчитаны в основном на молодежь. Ключевые слова: библиотека, сайт, популяризация научного знания, формы массовых мероприятий

Для цитирования: Курмышева Л. К. Деятельность российских библиотек по распространению научного знания // Библиосфера. 2023. № 3. С. 49-57. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-3-49-57.

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Статья поступила в редакцию 26.04.2023 Получена после доработки 29.05.2023

Принята для публикации 11.09.2023

© Л. К. Курмышева, 2023

49

The Activities of Russian Libraries in the Dissemination of Scientific Knowledge

Lidiya K. Kurmysheva

Kurmysheva

Lidiya Konstantinovna,

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod str., 15, Novosibirsk, 630200, Russia,

Junior Researcher Laboratories of Information and System Analysis

ORCID: 0000-0002-8452-2361 e-mail: Kurmysheva@spsl.nsc.ru

Received

Revised

Accepted

26.04.2023 29.05.2023 11.09.2023

Abstract. The issue of spreading scientific knowledge is relevant at the present stage of development of society. The library, as the most accessible cultural institution, is able to ensure the dissemination of this knowledge in all social strata of the population. The purpose of the article is to study the intensity and forms of events of scientific, popular science and educational content of federal, republican, regional and regional Russian libraries, reflected on official websites. The article deals with information about the popular scientific activities of the leading Russian libraries. The ongoing projects and mass events of scientific, popular science and educational content are described. Content analysis has become the main method of collecting information. The study was performed at the end of 2022 and the beginning of 2023. The site analysis showed that libraries, as cultural institutions, hold a sufficient number of various mass events in the form of lectures, master classes, intellectual games, quizzes, but the scientific or popular science content of these events is not always confirmed. Basing on two stages of the study the following conclusions were made: science promotion activities were present in an average of 33 % of the libraries surveyed. The most popular form of such events was a lecture with the participation of a guest lecturer. Most of the activities were aimed at young people. Keywords: library, website, popularization of scientific knowledge, forms of public events

Citation: Kurmysheva L. K. The Activities of Russian Libraries in the Dissemination of Scientific Knowledge. Bibliosphere. 2023. № 3. P. 49-57. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-3-49-57.

Введение

Обладание знанием, умение его получать и им пользоваться становится ключевым процессом в современном обществе. Один из ведущих социологов современности М. Кастельс, специализирующийся в области теории информационного (постиндустриального) общества, основным элементом информационного общества называет знание. Он полагает, что «основной источник производительности в новом обществе - инновации, знания и информация, поэтому непрерывное образование и самосовершенствование становятся ключевыми качествами работника» (Тихонова, 2006, с. 18). Американский социолог Д. Белл и немецкий социолог У Бек «справедливо отмечали, что именно благодаря знаниям человек может действовать, планировать свою жизнь, делать правильный выбор относи-3 тельно своего будущего и, конечно же, миними-§ зировать и устранять риски на всех уровнях» 5 (Манцева, 2017, с. 43). Например, большинство ос современных социально значимых сервисов, [е таких как Портал государственных услуг Рос-5 сийской Федерации, дает возможность обратиться ко многим ресурсам, но и требует знания минимальных основ работы в интернете, 50 основных информационно-коммуникационных

технологий. Достаточное количество подобных примеров показывает, что владение знанием является необходимым элементом для нормального и беспрепятственного доступа ко многим современным ресурсам и услугам, не говоря уж о получении специальной, научной информации.

Актуальным становится овладение знанием, которое дается в школе и вузе, его постоянное дальнейшее расширение и углубление. Если рассматривать непрерывное образование в какой-либо профессиональной области, то здесь система выстроена, но если говорить о постоянном обновлении знаний вне конкретной профессиональной области и в различных возрастных группах общества, то можно отметить ряд вопросов: кто и что может стать источником достоверной информации? Какие коммуникационные каналы можно считать надежными?

Научное знание транслируется научным сообществом, и трансляция знания - процесс весьма сложный. Я. В. Данилина пишет: «.. .преодолению сложности восприятия научных знаний участниками воспроизводства инноваций способствуют практики популяризации науки, которые имеют достаточно давнюю историю» (Данилина, 2022, с. 4). Такой способ распространения знаний, как популяризация, известен давно (Юдина, Лаврик, 2022). Есть и многочисленные

определения популяризации1. Говоря о библиотеке как возможном канале популяризации науки, укажем, что она занимает весьма важную позицию, уступая по предпочтительности лишь интернет-ресурсам (Курмышева и др., 2022). «Наиболее яркими образцами просветительской деятельности в публичных библиотеках можно считать: выставочную работу, презентации новых книг, читательские конференции, встречи с выдающимися людьми, литературные вечера и т. п. Сегодня библиотеки вкладывают в них новое содержание и предлагают новые формы, например, онлайновые форумы, блоги, интернет-конференции» (Кузнецова, 2010, с. 29).

Изучение публичной библиотеки как места, где могут проводиться мероприятия, способствующие распространению научного знания, выбрано исходя из доступности учреждения всем без исключения слоям населения.

Вопросы современного распространения научно-популярного знания через отечественные библиотеки изучают: Г. В. Варганова и И. А. Плавко (2015), И. А. Павличенко (2018), М. А. Плешакова (2022), И. С. Соколова (2016), И. Г. Юдина (2022) и др. Авторы изучают вопросы совершенствования популяризации научного знания в публичных библиотеках, организацию различных мероприятий по продвижению научного знания в стенах библиотек. В советский период, как отмечает Е. А. Плешкевич (2023), «библиотекам поручалось организовать централизованное руководство чтением и самообразованием трудящихся для того, чтобы помочь им овладеть марксистско-ленинской теорией, как основой научного мировоззрения в общественных науках». Исследователь отмечает, что в советский период модель библиотечного дела обеспечивала взаимодействие науки и общества. Таким образом, тема популяризации научного знания разрабатывается достаточно давно, но остается актуальной. На современном этапе продвижение научной информации широким слоям населения не утратило своей роли инструмента просвещения, образования, самообразования и, значит, в широком смысле управления знанием. Проблема управления знанием может быть решена посредством распространения научной информации таким широко доступным населению социальным институтом, как библиотека. В своей работе мы остановимся на изучении информации о мероприятиях, направленных на популяризацию науки, представленной на сайтах ведущих

1 Вот одно из последних: «Под популяризацией науки мы бу-

дем понимать распространение информации о научных исследованиях и разработках для широкой аудитории в понятной и простой форме» (Медведева, Азарова, 2021, с. 107).

библиотек страны. Отметим, что будем рассматривать все мероприятия, которые заявлены в афише, то есть онлайн и оффлайн.

Методика исследования

Эмпирической базой исследования стали 102 сайта ведущих российских публичных библиотек. Источниковой базой для исследования послужила «Адресная книга» РБА (http://www. rba.ru/about/members/). В число исследуемых библиотек были включены сайты библиотек республик и регионов, которые вошли в состав Российской Федерации после 30 сентября 2022 года: Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

102 просмотренных официальных сайта библиотек включали: национальные (3), федеральные (12), республиканские (24), краевые (10), областные библиотеки и центральные библиотеки в автономных округах (53).

Работа по изучению сайтов проводилась в два периода. Первый - октябрь-ноябрь 2022 года, второй - январь-февраль 2023 года. В первый период исследования не все сайты библиотек работали. Не было доступа к 7 сайтам библиотек национальных республик, 1 сайту краевой библиотеки и 17 - областных библиотек и библиотек в автономных республиках, что составило 24 сайта из 102, то есть 23,5 % от общего количества. Во второй период этот показатель был намного ниже: всего 5,9 % из общего числа сайтов не работали. В среднем было изучено 85,3 % сайтов за оба периода. В связи с этим отметим, что выводы актуальны для указанных сайтов в указанные периоды. Мы можем говорить, что данные могут измениться в другие периоды, наши данные актуальны на октябрь-ноябрь 2022 г. и январь-февраль 2023 г.

Особенность сайтов публичных библиотек заключается в наполненности разнообразным контентом. В связи с этим сложно разделить научно-популярные и досуговые массовые мероприятия. В большинстве случаев они схожи по формату и главной своей целью ставят привлечение большего количества читателей в библиотеку. Поэтому при исследовании обращалось внимание не только на форму мероприятия, но и на его содержательную сторону. Таким образом, анализ сайтов сочетал в себе черты качественного и количественного контент-анализа.

В нашем исследовании единицей анализа стали мероприятия, представленные в разделах «Событие», «Календарь», «Новости», «Мероприятия». Первоначально мы обратились к изучению разделов, в которых были выбраны все мероприятия со словами: лекция, лекторий, семинар, круглый стол, интеллектуальная

ш I-О х с ш

X

ш о.

игра, мастер-класс и т. д., и составили таблицу, в которой были отмечены данные слова -«+/-» (табл.) и представлены результаты анализа. Далее последовал анализ мероприятий и оценка того, являются ли они научными, научно-популярными или научно-образовательными. Анализ был необходим, так как некоторые мероприятия носили досуговый характер. Таким образом, использовалось манифестное и латентное кодирование2.

Результаты исследования

Информация о массовых мероприятиях научной направленности была обнаружена на 33 % сайтов за оба периода (в первом периоде - 25,5 %, во втором - 41 %).

Мероприятия, направленные на популяризацию науки, можно изучить по форме. Формы библиотечных мероприятий могут быть различны. Обратимся к классификации М. Я. Дворкиной, которая выделяет библиотечные мероприятия в культурно-просветительских услугах (1) и обучающие услуги (2). К первым относятся: устный библиографический обзор, выставка, читательская конференция, видеопоказ, викторина, квест, вечер встречи и другие. Ко вторым - библиотечные уроки, занятия по повышению информационной грамотности и другие (Дворкина, 2019).

В результате поиска мероприятий по популяризации науки мы обнаружили, что наиболее

распространенной формой мероприятий, проводимых в библиотеке, является лекция (рис. 1). Число таких мероприятий по двум выборкам в среднем составляет 19 %. В первый период -17 %, во второй - 21 %. Второй по распространенности формой научно-популярных мероприятий выступают интеллектуальные игры/ квесты. Число этих мероприятий по двум периодам в среднем составляет 7,5 %. Подобные мероприятия за первый период были обнаружены на сайтах 4 % библиотек, за второй - 11 %.

Особенность квизов и интеллектуальных игр состоит в том, что форма носит разовый характер. Лекции, напротив, чаще всего проводятся на постоянной основе.

Приведем несколько примеров научно-популярных мероприятий, проводимых в библиотеках в режиме онлайн и отраженных на их сайтах.

На сайте Российской национальной библиотеки, в разделе «Ресурсы», выделен блок «Видеолекторий РНБ»3. Лекторий содержит материалы с сентября 2016 г. В архиве хранятся лекции по психологии, истории, искусству и т. д. С ресурсом может ознакомиться любой посетитель.

В ГПНТБ СО РАН 8 февраля 2023 года прошел «Научный квиз в большой библиотеке»4.

Луганская областная универсальная научная библиотека имени М. Горького проводит научно-популярный лекторий «Лекции на чердаке», который ориентирован на интеграцию образования в социокультурное пространство

Другое (круглый стол, ток-шоу, научно-популярные фильмы)

GC О

>-

GC С GC CG

0%

5%

10%

15%

20%

25%

I январь-февраль 2023 года

I октябрь-ноября 2022 года

Рис. 1. Формы мероприятий по популяризации науки в библиотеках Fig. 1. Forms of activities to popularize science in libraries

2 «Кодирование содержания текста, лежащего на поверхности, называется манифестным (открытым, явным). Исследователь подсчитывает количество появлений фразы или слова (например, "красный") в письменном тексте... Исследователь, который использует латентное (скрытое) кодирование (называемое также семантическим анализом), ищет скрытые, имплицитные значения содержания текста» (Ньюман, 1998, с. 123).

3 Видеолекторий РНБ // Российская национальная библиотека : сайт. URL: https://nlr.ru/nlr_visit/RA894/videolektoriy-rnb (дата обращения: 10.02.2023).

4 День российской науки в ГПНТБ СО РАН // ГПНТБ СО РАН : сайт. URL: http://www.spsl.nsc.ru/news-item/den-rossijskoj-nauki-v-gpntb-so-ran-2/ (дата обращения: 10.02.2023).

Таблица. Манифестное кодирование научных, научно-популярных и научно-образовательных мероприятий публичных библиотек

Table. Manifest coding of scientific, popular science and scientific and educational events of public libraries

Тип библиотеки Библиотека Лекция / лекторий Урок/ семинар Мастер-класс Интеллектуальная игра/квиз Клуб/кружок /школа Другое

Национальная Российская национальная библиотека + - - - - -

Федеральная Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН - - - + - -

Национальная библиотека Республики Бурятия + - - - - -

Республиканская Луганская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького + - - - - -

Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской - - - - + -

Национальная библиотека республики Карелия + - - - - -

Национальная библиотека Чувашской Республики + + - - + +

Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова + - - - - +

Краевая Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края + - - - - -

Коми-Пермяцкая центральная национальная библиотека им. М. П. Лихачева - - - + - -

Пермская государственная ордена «Знак Почета» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького + - + - - +

Архангельская областная научная ордена «Знак Почета» библиотека им. Н. А. Добролюбова + - - - - -

Астраханская областная научная библиотека им. Н. К. Крупской - - - + - -

Белгородская государственная универсальная научная библиотека + - - - + -

Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева - - - - - +

Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького + - - - - -

Областная Воронежская универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина - - - - - +

Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена + - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магаданская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина + - - - - -

Новосибирская государственная областная научная библиотека + - - - - +

Пензенская областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова - - - + + -

Донская государственная публичная библиотека + - - - - -

ш I— О x с

LH X LH CL

Окончание табл. 1

Тип библиотеки Библиотека Лекция / лекторий Урок/ семинар Мастер-класс Интеллектуальная игра/квиз Клуб/кружок /школа Другое

Самарская областная универсальная научная библиотека + - - - - -

Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А. Т. Твардовского - + - - - -

Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина + - - - - -

Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького + - + - - -

Челябинская областная универсальная научная библиотека + - - - - +

Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова - - - - - +

Центральная Ханты-Мансийский автономный округ Государственная библиотека Югры - - - - + -

города, организацию и развитие взаимодействия между образовательными и культурными учреждениями: библиотеками, музеями, театрами, культурными центрами5.

Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова реализует просветительский проект «Энергия знаний» - это короткие циклы популярных лекций. В частности, проходят лекции по географии (читает кандидат географических наук Н. Ф. Харламова).

Публичные лекции доцента, канд. филол. наук Е. М. Гоголевой проходят в Магаданской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина6. Лекции находятся в открытом доступе, и с их содержанием может познакомиться каждый желающий.

Проект «Публичные лекции в библиотеке» проходит в Челябинской областной универсальной научной библиотеке. Лектор канд. филол. наук А. С. Получшкин7.

В последнее время популярными становятся клубы садоводов-любителей. В том случае, если

5 Программы и проекты //Луганская Республиканская уни-^ версальная научная библиотека имени М. Горького : сайт. URL:

GC https://www.lib-lg.com/index.php/eshchjo/proekty/programmy-

2 i-proekty/2940-proekt-lektsii-na-cherdake (дата обращения:

> 10.02.2023).

GC 6 Все записи в «Публичные лекции Е. М. Гоголевой» // Ма-

^ гаданская областная универсальная научная библиотека имени

□□ А. С. Пушкина : сайт. URL: https://mounb.ru/category/publichnye-

—1 lektsii-e-m-gogolevoj/ (дата обращения: 10.02.2023).

7 Публичные лекции // Челябинская областная универсальная научная библиотека : сайт. URL: https://chelreglib.ru/ru/pages/ 54 readers/sobytoriy/public_lectures (дата обращения: 10.02.2023).

лекции читают специалисты в этой области или кандидаты наук, то такие мероприятия тоже относим к просветительским, а не досуговым. Так, на базе Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького проходят лекции по основам агротехнических мероприятий. Лекции проводит заместитель начальника отдела семеноводства филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Владимирской области Я. Г. Балахнина8.

Внимание общественности к науке в библиотеке привлекают с помощью персональных выставок ученых. Так, в Тверской областной универсальной научной библиотеке им. А. М. Горького проходят персональные выставки тверских ученых в рамках проекта «Портфолио тверской науки»9.

Существует ряд единичных мероприятий, которые пока в практику работы большинства библиотек не вошли. Например, в Национальной библиотеке Чувашской Республики проводятся кинопоказы в рамках Фестиваля актуального научного кино10.

Эти и многие другие формы массовых библиотечных мероприятий могут быть актуальны

8 Мероприятия // Владимирская областная научная библиотека : сайт. URL: https://library.vladimir.ru/category/meropriyatij (дата обращения: 10.02.2023).

9 Мероприятия // Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького : сайт. URL: http://tverlib.ru/ru/ event/2022/20221206-3/ (дата обращения: 10.02.2023).

10 Мероприятия // Национальная библиотека Чувашской Республики : сайт. URL: http://www.nbchr.ru/index.php?option=com_ content&view=category&id=154&Itemid=507 (дата обращения: 10.02.2023).

в связи с политикой государства в области популяризации науки. Так, в некоторых библиотеках стали появляться центры по популяризации науки. В качестве примера можем привести Архангельскую областную научную библиотеку им. Н. А. Добролюбова, где с 2022 г. работает Центр культурных и просветительских программ11, на базе которого проводятся лекции, семинары и мастер-классы.

Помимо формы и содержания мероприятий, следует указать на различные возрастные группы читателей библиотек. Массовые мероприятия научной направленности проводятся не только для молодежи, но и для читателей старшей возрастной группы, хотя такие мероприятия носят единичный характер. Например, упомянутые выше клубы садоводов с привлечением специалистов из соответствующей области.

Мероприятия по популяризации науки в библиотеках в основном проводятся на разовой основе. К постоянным относятся лишь клубы и кружки. Лекции на постоянной основе проводятся в 38 % случаев, квизы и интеллектуальные игры - в 23 % (рис. 2).

Таким образом, библиотека способна стать посредником между научным сообществом и группой общества, состоящей из читателей библиотек.

Заключение

Анализ содержания сайтов библиотек с точки зрения информации о мероприятиях,

посвященных популяризации науки, позволил нам дать общую оценку наличия подобных мероприятий в стенах крупных библиотек страны для периодов октябрь-ноябрь 2022 г. и январь-февраль 2023 г.

Подводя итоги исследования, сделаем следующие выводы.

1. Мероприятия, направленные на популяризацию науки в библиотеках, присутствуют в 33 % ведущих библиотек страны за оба периода исследования. Увеличение количества библиотек, организующих научно-популярные мероприятия, связано с проведением «Дней науки» (8 февраля).

2. Наиболее распространенной формой просветительской работы в библиотеках являются лекции с привлечением специалистов, в том числе кандидатов или докторов наук. Все лекции, которые нами были зафиксированы, проводились специалистами в заявленных областях. Привлечение ученых и специалистов в библиотеки значительно расширяет формы массовой деятельности библиотек, расширяет аудиторию для трансляции результатов научной деятельности, выходя за стены лабораторий и учебных аудиторий.

Таким образом, библиотека может реализовать свои возможности как участник процесса коммуникации между научным сообществом и определенными группами общества. Наш вывод может быть актуален для публичных библиотек.

Деятельность по распространению научного знания посредством библиотек может быть

Другое (круглый стол, ток-шоу, научно-популярные фильмы)

Выставки Клуб/кружок Квиз

Мастер-класс Семинар Лекция

0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% I постоянные ■ разовые

Рис. 2. Интенсивность мероприятий по популяризации науки Fig. 2. Intensity of activities on science popularization

11 Центр культурных и просветительских программ // Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова: сайт. URL: https://aonb.ru/departments/47-centr-kulturnyh-i-prosvetitelskih-programm.htm] (дата обращения: 10.02.2023).

Ш Q_

включена в федеральные проекты. Такой опыт уже реализуется в крупных библиотеках страны. В частности, в ГПНТБ СО РАН проходит «Всероссийский фестиваль NAUKA 0+». Также распространение научного знания в публичных библиотеках осуществляется при помощи местного научного сообщества как в онлайн, так и офлайн-пространстве.

В дальнейшем планируется продолжить начатое изучение и таким образом провести лон-гитюдное исследование в целях анализа развития исследуемого объекта, чтобы узнать,

как меняются мероприятия научного, научно-популярного и научно-образовательного содержания. Исследование будет продолжено с использованием тех же сайтов, что позволит избежать проблемы так называемого осыпания выборки.

Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом», №122040600059-7.

ос О

>-

ос с

ОС

m

Список источников/ References

Варганова Г. В., Плавко И. А. Популяризация науки в общедоступных библиотеках // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2015. Вып. 8 : Новые направления деятельности традиционных библиотек в электронной среде : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (22-26 сент. 2014 г., г. Красноярск). С. 288-293 [Varganova GV and Plavko IA (2015) Popularization of science in public libraries. Trudy GPNTB SO RAN. Novosibirsk, iss. 8, pp. 288-293. (In Russ.)].

Данилина Я. В. Популяризация науки как элемент инновационных коммуникаций // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2022. № 2. С. 1-9 [Danilina YaV (2022) Science popularization as an element of innovative communications. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1, Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty 2: 1-9. (In Russ.)].

Дворкина М. Я. Библиотечно-информационные услуги на сайтах национальных библиотек России: вопросы классификации и представления // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 1. С. 41-47 [Dvorkina MYa (2019) Library and information services on the websites of national libraries of Russia: classification and presentation issues. Bibliotekovedenie 68 (1): 41-47. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.25281/0869-608X-2019-68-1-41-47.

Кузнецова В. Ф. Просветительская деятельность публичной библиотеки // Библиотековедение. 2010. № 4. С. 27-31 [Kuznetsova VF (2010) Outreach activity of a public library. Bibliotekovedenie 4: 27-31. (In Russ.)]. DOI: https:// doi.org/10.25281/0869-608X-2010-0-4-27-31.

Курмышева Л. К., Плешакова М. А., Калюжная Т. А. Читатель и библиотека в контексте коммуникации науки и общества // Библиосфера. 2022. № 3. С. 32-40 [Kurmysheva LK, Pleshakova MA and Kalyuzhnaya TA (2022) The reader and the library in the context of communication between science and society. Bibliosfera 3: 32-40. (In Russ.)]. DOI: https:// doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-32-40.

Манцева Е. Р. Характер знаний в теории постиндустриального общества Д. Белла и У Бека // Социология.

2017. № 2. С. 41-44 [Mantseva ER (2017) The nature of knowledge in D. Bell and W. Beck's theory of postindustrial society. Sotsiologiya 2: 41-44. (In Russ.)].

Медведева Е. Е., Азарова В. Н. Популяризация науки на сайтах российских вузов: модели и форматы // Вопросы журналистики. 2021. № 10. С. 107-127 [Medvedeva EE and Azarova VN (2021) Popularization of science on the websites of Russian universities: models and formats. Voprosy zhurnalistiki 10: 107-127. (In Russ.)].

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 119129 [Newman L (1998) Non-survey research methods. Sotsiologicheskie issledovaniya 6: 119-129. (In Russ.)].

Павличенко И. А. Медиапроекты библиотек как средство трансляции научно-популярных знаний // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1. С. 105108 [Pavlichenko IA (2018) Library media projects as instrument for scientific knowledge translation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 1: 105-108. (In Russ.)].

Плешакова М. А. Роль библиотеки в коммуникации науки и общества // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 2. С. 20-27 [Pleshakova MA (2022) Library's role in communication of science and society. Trudy GPNTB SO RAN2: 20-27. (In Russ.)]. DOI: ittps://doi. org/10.20913/2618-7515-2022-2-20-27.

Плешкевич Е. А. Государственно ориентированная модель библиотечного обеспечения коммуникации науки и общества // Библиосфера. 2023 № 1. С. 7-13 [Pleshkevich EA (2023) The state-oriented Soviet model of library support for communication between science and society. Bibliosfera 1: 7-13. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-7-13.

Соколова И. С. Научно-популярная библиотека «Научка»: традиционные и инновационные аспекты // Научные и технические библиотеки. 2016. № 9. С. 55-63 [Sokolova IS (2016) Non-fiction popular «Nauchka» library: traditional and innovative trends. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 9: 55-63. (In Russ.)] DOI: https://doi. org/10.33186/1027-3689-2016-9-55-63.

Тихонова Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных

исследованиях // Экономическая социология. 2006. Т. 7, № 3. С. 11-25 [Tikhonova NE (2006) Resource approach as a new theoretical paradigm in stratification studies. Ekonomicheskaya sotsiologiya 7 (3): 11-25. (In Russ.)].

Юдина И. Г., Лаврик О. Л. Развитие русскоязычных и англоязычных терминов и устойчивых

словосочетаний в области взаимоотношения общества и науки // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13, № 3. С. 89-117 [Yudina IG and Lavrik OL (2022) Russian and English terms development on the theme of society's relationship with science. Sotsiologiya nauki i tekhnologii 13 (3): 89-117. (In Russ.)]. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-3-89-117.

ш I— О x с ш

X

ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.