Научная статья на тему 'ПОСРЕДНИЧЕСТВО В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕК'

ПОСРЕДНИЧЕСТВО В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функции библиотеки / коммуникативная функция / посредническая функция / виды библиотек / библиотечное образование / library functions / communication function / intermediation function / types of libraries / library education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврик Ольга Львовна

Продвижение, популяризация научных знаний среди всех членов общества является одной из важнейших задач всех научно-культурных институтов. Относящаяся к ним библиотека также решает эту задачу. Но меняется ли при этом ее функциональная структура? Цель статьи — поиск ответа на вопрос: какую функцию выполняет библиотека, чтобы способствовать взаимодействию науки и общества. Автор рассматривает суть коммуникативной и посреднической функции, показывает различия между коммуникативной и посреднической функцией библиотек разных видов при формировании научного мировоззрения и приходит к заключению, что в силу гуманитарного образования своих сотрудников муниципальные, городские и областные библиотеки способны и обязаны выполнять коммуникативную функцию для решения досуговых задач, а посредническую — через систему массовых мероприятий — для развития научного мировоззрения. Библиотеки университетов, в зависимости от своего направления, могут выполнять и коммуникативную, и посредническую функцию (особенно это касается библиотек технических и естественно-научных вузов). Автор полагает, что теоретически объяснить посредническую функцию можно только на основе изучения более общей способности библиотеки «сообщать». Эта функция является исходной и всеобщей. И в этой всеобщности во взаимодействии науки и общества в библиотеке на первый план выходят посреднические задачи. Для реализации коммуникативной и посреднической функции возникает необходимость в определенных знаниях библиотекарей, причем не формальных, а содержательных. Коммуникативная функция требует не только чисто библиотечно-библиографических знаний по обслуживанию, но и знания науки, начиная от ее истории и до понимания ее современных проблем и задач. Может показаться, что для реализации посреднической функции достаточно тех знаний, которые сейчас дают вузы культуры. Но необходимы курсы повышения квалификации, которые знакомят с новой научно-популярной литературой по любой научной отрасли, с новыми именами, новыми научными достижениями. Это необходимо, чтобы проводить в библиотеке известные по вузовскому обучению массовые мероприятия и приглашать для этого определенных ученых и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMEDIATION IN THE FUNCTIONAL STRUCTURE OF LIBRARIES

The promotion and popularization of scientific knowledge among all members of society is one of the most important tasks of all scientific and cultural institutions. The related library also solves this problem. But does its functional structure change at the same time? The author examines the essence of communicative and intermediary functions. The purpose of the article is to find an answer to the question: what function does the library perform in order to promote the interaction of science and society. The author shows the differences between the communicative and intermediary functions of libraries of different types in the formation of a scientific worldview. The author comes to the conclusion that, due to the humanitarian education of their employees, municipal, city and regional libraries are able and obliged to perform a communicative function for solving leisure tasks, and intermediation — through a system of mass events — for the development of a scientific worldview. University libraries, depending on their direction, can perform both a communicative and intermediary function (this is especially true for libraries of technical and natural science universities). The author believes that theoretically it is possible to explain the intermediary function only on the basis of studying the more general ability of the library to “communicate”. This function is the original universal. And in this universality intermediation tasks come to the fore in the library in the interaction of science and society. In order to implement the communicative and intermediary functions, librarians need to possess certain knowledge, not formal, but substantive: the communicative function requires not only “purely” library and bibliographic knowledge of service, but also knowledge ranging from the history of science to understanding its modern problems and tasks. It may seem that the knowledge that cultural universities currently provide is enough to implement the intermediary function. But advanced training courses are needed to introduce new popular science literature on any scientific field, new names, new scientific achievements. This is necessary not just in order to hold mass events known from university library education, but to invite certain scientists and specialists.

Текст научной работы на тему «ПОСРЕДНИЧЕСТВО В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕК»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Б01: 10.17212/2075-0862-2023-15.3.2-342-352 УДК 021

ПОСРЕДНИЧЕСТВО В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕК1

Лаврик Ольга Львовна,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий лабораторией информационно-системного анализа, главный научный сотрудник

Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН, Россия, 630102, г. Новосибирск,ул. Восход, 15 ОЯСГО: 0000-0001-8859-8921 Lavrik@spsl.nsc.ru

Аннотация

Продвижение, популяризация научных знаний среди всех членов общества является одной из важнейших задач всех научно-культурных институтов. Относящаяся к ним библиотека также решает эту задачу. Но меняется ли при этом ее функциональная структура? Цель статьи — поиск ответа на вопрос: какую функцию выполняет библиотека, чтобы способствовать взаимодействию науки и общества. Автор рассматривает суть коммуникативной и посреднической функции, показывает различия между коммуникативной и посреднической функцией библиотек разных видов при формировании научного мировоззрения и приходит к заключению, что в силу гуманитарного образования своих сотрудников муниципальные, городские и областные библиотеки способны и обязаны выполнять коммуникативную функцию для решения досуговых задач, а посредническую — через систему массовых мероприятий — для развития научного мировоззрения. Библиотеки университетов, в зависимости от своего направления, могут выполнять и коммуникативную, и посредническую функцию (особенно это касается библиотек технических и естественно-научных вузов). Автор полагает, что теоретически объяснить посредническую функцию можно только на основе изучения более общей способности библиотеки «сообщать». Эта функция является исходной и всеобщей. И в этой всеобщности во взаимодействии науки и общества в библиотеке на первый план выходят посреднические задачи. Для реализации коммуникативной и посреднической функции возникает необходимость в определенных знаниях библиотекарей, причем не формальных, а содержательных. Коммуникативная функция требует не только чисто библиотечно-библиографиче-ских знаний по обслуживанию, но и знания науки, начиная от ее истории и до понимания ее современных проблем и задач. Может показаться, что

1 Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом», № 122040600059-7.

для реализации посреднической функции достаточно тех знаний, которые сейчас дают вузы культуры. Но необходимы курсы повышения квалификации, которые знакомят с новой научно-популярной литературой по любой научной отрасли, с новыми именами, новыми научными достижениями. Это необходимо, чтобы проводить в библиотеке известные по вузовскому обучению массовые мероприятия и приглашать для этого определенных ученых и специалистов.

Ключевые слова: функции библиотеки, коммуникативная функция, посредническая функция, виды библиотек, библиотечное образование.

Библиографическое описание для цитирования:

Лаврик О Л. Посредничество в функциональной структуре библиотек // Идеи и идеалы. - 2023. - Т. 15, № 3, ч. 2. - С. 342-352. - Б01: 10.17212/2075-0862-202315.3.2-342-352.

Введение

Много написано о значимой роли науки в жизни общества, о появлении и развитии разного рода научно-популярных изданий. И уже не в первой статье мы пытаемся изложить свои взгляды на современное значение библиотеки как канала, способствующего взаимодействию науки и общества (см., например, [10, 11]).

Начнем издалека. Один из факторов, который делает человека человеком, это сознание2. Воздействует ли библиотека на сознание людей? Библиотека предназначена для реализации системы документальных коммуникаций, а сознание возникает, развивается и проявляется в общении.

В системе документальных коммуникаций мы общаемся через книгу, документ. Отсюда следует, что книга/документ - одно из наиболее важных средств формирования сознания человека. Но сама по себе книга не формирует человека. Читатель должен делать это сам. И хороший автор помогает ему (читателю) сделать это. Например, прочитав книгу К.Э. Циолковского [20], многие космонавты стали грезить небом и скрытыми мирами еще в детстве. Она повлияла и на ученых, и на изобретателей.

Так какую же миссию в этом общении через книгу (документ) выполняет библиотека? Или вопрос можно поставить так: какую функцию выполняет библиотека, чтобы способствовать взаимодействию науки и общества? Как на эту функцию влияют парадигмальные изменения в библиотеке под влиянием информационно-коммуникационных технологий?

2 Общепризнанное определение: сознание - высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

1. Общепризнанные функции библиотеки и науки.

Коммуникативная функция

Согласно закону 78-ФЗ «О библиотечном деле» [1] социальными функциями библиотеки являются следующие:

• образовательная,

• информационная,

• культурно-просветительская,

• гедонистическая.

Но в настоящее время в связи с развитием информационного общества все более говорят о коммуникативной функции библиотеки, поскольку она призвана способствовать вхождению человека в мировое информационное пространство и обеспечивать диалог, общение между библиотекарем и читателем [3, 4, 9, 16].

«Все зависит от того, как понимать, что такое "общение". Просто передача информации?» — задает вопрос Е.Б. Оселедчик [14, с. 7]. Наука не может быть средством такого общения, она не телефон. «Подлинное общение имеет место, если (и только!) люди "сообщают" свои мысли друг другу, делают их общими» [14, с. 7]. Иначе не осознать технологию развития научного мировоззрения. То есть когда говорят, что научное мировоззрение — «средство общения людей» [14, с. 7], то фиксируется его (мировоззрения) общая роль в науке, его значение в ней. Информационная функция науки — «частная модификация ее способности "сообщать"» [14, с. 8]. Она состоит только в том, что научными данными люди «со-общают» друг другу данные, информацию, понятия и т. п.

Отсюда вытекают требования к коммуникативной функции библиотекаря. И только она может позволить реализовать все социальные функции библиотеки: информационную, культурную, просветительскую. То есть она становится фундаментальной функцией.

Есть ли коммуникативная специфика в библиотеке?

К этой теме обращались А.И. Каптерев [6], С. Д. Бородина [2]. Первый использовал информационно-коммуникационный подход для анализа профессиональной специализации библиотекарей. Вторая приходит к выводу, что сущность работы специалистов библиотечно-социального института — ценностно-коммуникативная.

В свете темы исследования для нас важна просветительская функция библиотеки [8]. В чем здесь роль библиотеки? Приобщение к мировой культуре, в том числе к науке, пропаганда и создание условий для правильного восприятия культурного наследия. Как известно, все функции библиотеки связаны с хранением и передачей (сообщением). Их различие связано с тем, кому, зачем и как она передает (сообщает). Все аргументы библиотеко-

ведения о значении любой функции: информационной, культурной, образовательной — подразумевают как их непременное условие способность библиотеки сообщать. Без коммуникации любая функция библиотеки не-реализуема. Например, для библиотек важна функция образовательная. Но почему она важна? Для ответа нужно выйти за рамки библиотековедения, искать ответ не только в образовании и педагогике, но и в культуре в той роли, какую образование играет в ней.

Библиотека в культуре (науке, искусстве) — будь она элитной или массовой, — выполняет коммуникативную функцию, связывает человека и общество с его (общества) различными стратами, предметами, включая идеи и концепции. Уже стало аксиомой то, что библиотека способствует сохранению социальной памяти, формированию духовных ценностей и идеалов.

Функция науки — поиск и производство новых знаний. Библиотека хорошо была вписана в традиционную систему научных коммуникаций, выполняя фактически информационную функцию (автор => издатель = > библиотека = > читатель, или scholarly communication). Оставим в стороне вопрос об изменении информационной функции библиотеки, когда она перестала быть единственным местом, где сосредоточена вся информация. Сейчас стали говорить не о scholarly communication, а о science communication — коммуникации науки: более широком понятии, которое вбирает в себя кроме scholarly communication и продвижение научных результатов через специальные научные и популярные социальные сети и т. п., включая сюда и взаимодействие с издателем, научными фондами, потенциальными внедренческими организациями и т. п.

Применительно к коммуникации науки и общества через библиотеки можно сказать, что сейчас наблюдается противоречие между объективными требованиями общества к коммуникативной функции библиотеки и фактическим уровнем ее реализации.

2. Механизм понимания науки

Если взять науку, способы ее развития, значение, которое имеет каждая дисциплина, отрасль, то можно определить их «общую функцию» [14, с. 7] в науке, ее (науки) «научно-историческое назначение, общественную "сущность"» [14, с. 7]. Это назначение отвечает как раз на тот вопрос, который в свое время ставил Л.Н. Толстой3 применительно к искусству (повторим его вслед за Е.Б. Оселедчик): «Что такое искусство?» в его значении для людей в их жизни [14, с. 7]. Вслед за ним мы можем спросить: что такое наука для людей в их жизни, для широкого круга людей?

3 Толстой Л.Н. Что такое искусство? URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/chto-takoe-iskusstvo/

Читатель может легко (или с трудом) усвоить научные знания, заложенные в тексте книги, в лекции и т. п. И как ни покажутся сначала простыми эти новые знания, формирующиеся на основе имеющихся знаний и опыта, читатель должен произвести их всё-таки сам на пути от незнания к знанию. Если это так, т. е. имеет место коммуникация4, то применительно к культуре вообще и к библиотеке в частности можно воспользоваться схемой, предлагаемой Е.Б. Оселедчик [14]. «Деятельностная» схема этого автора следующая:

«сообщение» --------> «освоение»

создается автором восприятие (деятельность) реципиента

Ясно, что создание произведения или получение результата и его уяснение (познание) распределено во времени и пространстве (например, законы Ньютона и мы). Это «скрывает совместный характер этой деятельности, мешает понять его, но не отменяет его» [14, с. 8]. Кстати сказать, отсюда следует следующая закономерность: чем меньше проходит времени между этими деятельностями, тем быстрее новое знание проникает в умы человечества. Только лишь после того, как ученый передал читателю свои новые знания, а тот их освоил, происходит коммуникация между ученым и читателем. Без этого общения нет. (Поэтому наука может дать человеку бесконечно много — но дает она каждому только то, что он способен взять.)

Науку не понять вне всего ее контекста, ее развития. Ее достижения воздействуют на сознание людей. Но так как «...сознание возникает, развивается и проявляется в общении» [12], плюс важность влияния информационно-коммуникационных технологий на нашу деятельность, то наше отношение к этой функции должно измениться: коммуникативная функция выходит на передний край в общей функциональной структуре библиотеки.

3. Посредническая функция библиотеки при взаимодействии науки с обществом

В современном мире, в эпоху интернета, когда, повторим, библиотеки перестали быть единственным хранилищем информации, когда за оперативной информацией в любой сфере можно обратиться к ресурсам Интернета, возникает вопрос: сохраняется ли актуальность библиотеки для решения задачи взаимодействия науки и общества?

Итак, мы пришли к выводу, что важна работа самого читателя с документом (книгой, текстом, лекцией и т. п.) для получения (в нашем случае) научного знания, которое может повлиять на развитие его мировоззрения.

4 Сошлемся на работу !Ю.М. Лотмана «О двух моделях коммуникации в системе культуры» [13], в которой автор фиксирует субъект-субъектный характер общения.

Но при чем тут библиотека? Если при чем, то библиотекарь должен разбираться в науке, ее достижениях или хотя бы понимать, какие документы можно, а какие нельзя давать читателю для формирования научного миро-воззрения5. И здесь возникает уже посредническая функция библиотек.

Посредническая функция - это реализация связи между субъектом и объектом, например, между продавцом и покупателем, читателем (пользователем) и книгой (документом). В теории библиотековедения эта функция пока не является общепризнанной, но работы в этом направлении появляются [5, 7, 15, 18 и др.].

Может возникнуть вопрос: зачем средствами библиотеки делать то (например, выполнять образовательную функцию), чего и без нее добиваются другие институты? Но библиотеки, делая это, работают с документом (книгой), который влияет на образование людей. Библиотека - только одно из средств развития образования людей.

То же самое и с формированием научного мировоззрения. Этим вопросом активно занимаются традиционные и электронные СМИ, научно-исследовательские институты на днях открытых дверей и на своих сайтах, туристические компании и др. И, как в случае с выполнением образовательной функции, можно сказать, что библиотека работает с документом, который влияет на формирование научного мировоззрения. И библиотека - одно из возможных средств.

Но здесь встает вопрос о возможностях библиотек разных типов в деле решения задач взаимодействия науки и общества. Полагаем, что как раз здесь и проявляется различие в реализации коммуникативной и посреднической функции с помощью различных форм библиотечного обслуживания.

В силу имеющегося образования своих сотрудников муниципальные, городские и областные библиотеки способны и обязаны выполнять коммуникативную функцию для решения досуговых задач, а посредническую - через систему массовых мероприятий - для развития научного мировоззрения. Библиотеки университетов, в зависимости от направления последних, могут выполнять и коммуникативную, и посредническую функцию (особенно это касается библиотек технических и естественнонаучных вузов).

Заключение

Итак, к какой функции сводится роль библиотеки в продвижения научных знаний, формировании научного мировоззрения? В контексте приведенных рассуждений вряд ли можно говорить об образовательной и

5 Давать или не давать - этот вопрос касается библиотек, получающих обязательный экземпляр. Для других библиотек этот вопрос проецируется на возможности их комплектования.

просветительской функции для формирования научного мировоззрения. Можно скорее говорить о посреднической функции как предпосылке, условии и основании действия всех других функций библиотеки. Таким образом, вслед за А.С. Соколовым, предложившим метатеорию социальной коммуникации [17], полагаем, что теоретически объяснить посредническую функцию можно только на основе изучения более общей способности библиотеки «сообщать». Эта функция — способность сообщать — является исходной, всеобщей. И в этой всеобщности во взаимодействии науки и общества на первый план в библиотеке выходят посреднические задачи.

Реализация коммуникативной и посреднической функции вызывает необходимость в определенных знаниях библиотекарей, причем не формальных, а содержательных. Представляется, что реализация коммуникативной функции требует не только «чисто» библиотечно-библиографи-ческих знаний по библиотечно-библиографическому обслуживанию, но и знаний научных, начиная от истории науки и заканчивая пониманием ее современных проблем и задач.

Может показаться, что для реализации посреднической функции достаточно тех знаний, которые сейчас даются в вузе культуры, гуманитарном по своей сути. Но недаром провозглашен лозунг «Учение всю жизнь». Очевидно, необходимы курсы повышения квалификации, на которых слушателей знакомили бы с новой научно-популярной литературой по любой научной отрасли, новыми именами, новыми научными достижениями. Это необходимо, чтобы проводить в библиотеке известные по вузовскому обучению массовые мероприятия, приглашать определенных ученых и специалистов. Но это тема отдельного рассуждения и требует глубокого изучения.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле».

2. Бородина С.Д. Ценностно-коммуникационная сущность профессиональной субкультуры специалистов библиотечного социального института: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Казанский государственный университет культуры и искусств. — Казань, 2013. — 42 с.

3. Глушкова В.Г. Библиотекарь и читатель: новая модель взаимодействия // Педагогическое образование в системе высшей школы / Белгородский университет кооперации, экономики и права. — Белгород, 2015. — С. 131—138.

4. Довгань А.В. Библиотечная коммуникация в контексте места и роли библиотек в информационном обществе // Библиотечное дело. — 2012. — № 22 (184). — С. 41-44.

5. Ефременко Д.В., Долгов А.Ю. Библиотеки на этапе перехода из «Галактики Гутенберга» в «Галактику Интернет». Анатилический обзор // Философия науки и техники. - 2020. - Т. 25, № 1. - С. 65-80.

6. Каптерев А.И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1995. — 422 с.

7. Клюев В.К Библиотечные практики // Прикладная культурология: энциклопедия. - М., 2019. - С. 574-582.

8. Кузнецова В.Ф. Просветительская деятельность публичной библиотеки // Библиотековедение. — 2010. — № 4. — С. 27-31.

9. Кузнецова ТЯ. Функциональная модель библиотеки цифровой эпохи // Библиография. - 2019. - № 5 (424). - С. 3-13.

10. Лаврик ОЛ., КурмышеваЛ.К. Продвижение научных знаний и точки пересечения с библиотекой // Идеи и идеалы. - 2023. - Т. 15., № 1, ч. 2. - С. 291-311.

11. Научная информация в современном обществе в оценке читателей публичных библиотек / О.Л. Лаврик, М.А. Плешакова, Т.А. Калюжная, Л.К. Кур-мышева // Научные и технические библиотеки. - 2022. - № 12. - С. 50-69.

12. Межуев В.М. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977. - 199 с.

13. Лотман ЮА. О двух моделях коммуникации в системе культуры. - URL: http://yanko.lib.rU/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600927 (дата обращения: 23.08.2023).

14. Оселедчик Е.Б. Коммуникация как фундаментальная функция искусства // Культура и время перемен. - 2016. - № 4 (15).

15. Серищева Т.В. Библиотечные коммуникативные практики в интерактивной веб-среде // Вестник Тюменского государственного института культуры. -2021. - № 1 (19). - С. 89-92.

16. Серищева Т.В. Коммуникативные функции библиотек в современном информационном пространстве // Вестник Луганского государственного университета им. В. Даля. - 2021. - № 3 (45). - С. 198-201.

17. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. - СПб.: РНБ, 2001. - 352 с.

18. Столяров Ю.Н. О сущностных функциях элементов библиотеки и их наименовании. Постановочная статья // Научные и технические библиотеки. -2015. - № 7. - С. 3-16.

19. Туева Л.М. Библиотека как социальный институт и субъект коммуникации // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2014. - № 7. - С. 447-455.

20. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами: (переиздание работ 1903 и 1911 гг. с некоторыми изменениями и дополнениями). - Калуга: б. и., 1926. - 128 с.

Статья поступила в редакцию 31.05.2023. Статья прошла рецензирование 11.06.2023.

SCIENTIFIC THEORY AND HISTORY OF CULTURE JOURNAL...............................................................................................................................................

DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.3.2-342-352

INTERMEDIATION IN THE FUNCTIONAL STRUCTURE OF LIBRARIES

Lavrik, Olga,

Dr. of Sc. (Pedagogy), Professor, Chief Researcher

State Public Scientific Technological Library of SB RAS, 15 Voskhod Street, Novosibirsk, 630200, Russian Federation ORCID: 0000-0001-8859-8921 lavrik@spsl.nsc.ru

Abstract

The promotion and popularization of scientific knowledge among all members of society is one of the most important tasks of all scientific and cultural institutions. The related library also solves this problem. But does its functional structure change at the same time? The author examines the essence of communicative and intermediary functions. The purpose of the article is to find an answer to the question: what function does the library perform in order to promote the interaction of science and society. The author shows the differences between the communicative and intermediary functions of libraries of different types in the formation of a scientific worldview. The author comes to the conclusion that, due to the humanitarian education of their employees, municipal, city and regional libraries are able and obliged to perform a communicative function for solving leisure tasks, and intermediation — through a system of mass events — for the development of a scientific worldview. University libraries, depending on their direction, can perform both a communicative and intermediary function (this is especially true for libraries of technical and natural science universities). The author believes that theoretically it is possible to explain the intermediary function only on the basis of studying the more general ability of the library to "communicate". This function is the original universal. And in this universality intermediation tasks come to the fore in the library in the interaction of science and society. In order to implement the communicative and intermediary functions, librarians need to possess certain knowledge, not formal, but substantive: the communicative function requires not only "purely" library and bibliographic knowledge of service, but also knowledge ranging from the history of science to understanding its modern problems and tasks. It may seem that the knowledge that cultural universities currently provide is enough to implement the intermediary function. But advanced training courses are needed to introduce new popular science literature on any scientific field, new names, new scientific achievements. This is necessary not just in order to hold mass events known from university library education, but to invite certain scientists and specialists.

Keywords: library functions, communication function, intermediation function, types of libraries, library education.

Bibliographic description for citation:

Lavrik O. Intermediation in the Functional Structure of Libraries. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 3, pt. 2, pp. 342-352. DOI: 10.17212/2075-0862-202315.3.2-342-352.

References

1. Federal Law No. 78 "On Librarianship" dated 29.12.1994. (In Russian).

2. Borodina S.D. Tsennostno-kommunikatsionncya sushchnost' professional'noi subkul'tury spetsialistov bibliotechnogo sotsial'nogo institute. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [The value-communication essence of the professional subculture of specialists of the library social institute. Author's abstract of Dr. ped. sci. diss.]. Kazan, 2013. 42 p.

3. Glushkova V.G. Bibliotekar' i chitatel': novaya model' vzaimodeistviya [Librarian and Reader: a new model of interaction Pedagogicheskoe obra%ovanie v sisteme tysshei shkoly [Pedagogical education in the higher school system]. Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. Belgorod, 2015, pp. 131-138.

4. Dovgan A.V Bibliotechnaya kommunikatsiya v kontekste mesta i roli bibliotek v informatsionnom obshchestve [Library communication in the context of the place and role of libraries in information society]. Bibliotechnoe delo = Labrarianship, 2012, no. 22 (184). - P. 41-44.

5. Efremenko D.V., Dolgov A.Yu. Biblioteki na etape perekhoda iz «Galaktiki Gutenberga» v «Galaktiku Internet». Anatilicheskii obzor [Libraries at the stage of transition from the "Gutenberg Galaxy" to the "Internet Galaxy. Analytical review]. Filoso-fiya nauki i tekhniki = Philosophy of Science and Technology, 2020, vol. 25, no. 1, pp. 65-80.

6. Kapterev A.I. Metodologicheskie i teoreticheskie osnovaniya professionali%atsii bibliotech-nykh spetsialistov. Diss. dokt. ped. nauk [Methodological and theoretical foundation of library specialists professionalization. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 1995. 422 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Klyuev V.K. Bibliotechnye praktiki [Library practices Prikladnaya kul'turologiya: en-tsiklopediya [Applied Cultural studies. Encyclopedia]. Moscow, 2019, pp. 574-582.

8. Kuznetsova V.F. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' publichnoi bibliotek [Outreach Activity of a Public Library]. Bibliotekovedenie = Russian Journal of Library Science, 2010, no. 4, pp. 27-31.

9. Kuznetsova T.Ya. Funktsional'naya model' biblioteki tsifrovoi epokhi [Functional model of the library in digital era]. Bibliografiya = Bibliography, 2019, no. 5 (424), pp. 3-13.

10. Lavrik O.L., Kurmysheva L.K. Prodvizhenie nauchnykh znanii i tochki pere-secheniya s bibliotekoi [Library: Scientific Knowledge Promotion and Other Points of Intersection]. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 1, h. 2, pp. 291-311.

11. Lavrik O.L., Pleshakova M.A., Kalyuzhnaya T.A., Kurmysheva L.K. Nauch-naya informatsiya v sovremennom obshchestve v otsenke chitatelei publichnykh bib-liotek [Scientific information in modern society in the evaluation of readers of public libraries]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki = Scientific and Technical Libraries, 2022, no. 12, pp. 50-69.

12. Mezhuev V.M. Kul'tura i istoriya [Culture and history]. Moscow, Politizdat Publ., 1977. 199 p.

SCIENTIFIC THEORY AND HISTORY OF CULTURE ^JOURNAL..............................................................................................................................................

13. Lotman Yu.A. O dvukh modelyakh kommunikatsii v sisteme kul'tury [On two models of communication in the cultural system]. Available at: http://yanko.lib.ru/books/cul-tur/lotman-selection.htm#_Toc509600927 (accessed 23.08.2023).

14. Oseledchyk E.B. Kommunikatsiya kak fundamental'naya funktsiya iskusstva [Communication as a fundamental function of art]. Kul'tura i vremyaperemen = Culture and time of changes, 2016, no. 4 (15), pp. 1—9.

15. Serishcheva T.V. Bibliotechnye kommunikativnye praktiki v interaktivnoi veb-srede [Library communication practices in an interactive web-environment]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury = Herald of Tyumen state institute of culture, 2021, no. 1 (19), pp. 89-92.

16. Serishcheva T.V. Kommunikativnye funktsii bibliotek v sovremennom infor-matsionnom prostranstve [Communicative functions of libraries in the modern information space]. Vestnik Luganskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Vladimira Dalya = Vestnik Lugansk Vladimir DahlState University, 2021, no. 3 (45), pp. 198-201.

17. Sokolov A.V. Metateoriya sotsial'noi kommunikatsii [Metatheory of social communication]. St. Petersburg, Russian National Library Publ., 2001 352 p.

18. Stolyarov Yu.N. O sushchnostnykh funktsiyakh elementov biblioteki i ikh naimenovanii. Postanovochnaya stat'ya xAbout the essential functions of library elements and their names. Staged article]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki = Scientific and Technical Libraries, 2015, no. 7, pp. 3-16.

19. Tueva L.M. Biblioteka kak sotsial'nyi institut i sub"ekt kommunikatsii [Library as a social institution and a subject of communication]. Trudy GPNTB SO RAN = Proceedings of SPSTL SB RAS, 2014, no. 7, pp. 447-455.

20. Tsiolkovsky K.E. Issledovanie mirovykh prostranstv reaktivnymipriborami: perei%danie rabot 1903 i 1911 gg. s nekotorymi i%meneniyami i dopolneniyami) [Research of world spaces by reactive devices: (reprint of works of 1903 and 1911 with some changes and additions)]. Kaluga, 1926. 128 p.

The article was received on 31.05.2023. The article was reviewed on 11.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.