Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
родительский комитет / взаимодействие школы с семьями учащихся / родительская общественность / родительский актив школы / сотрудничество школы и семьи / всеобщее семилетнее обучение / parent committee / interaction of the school with the families of students / parent community / parent leaders of the school / cooperation of the school and the family / universal seven-year education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанина Юлия Викторовна

В статье рассмотрен опыт работы родительских комитетов при школах РСФСР в 1950-е гг. Определены нормативные документы, согласно которым организовывалась деятельность школьных родительских комитетов, определялись цели, задачи, их состав и полномочия. Проведен анализ публикаций журнала «Семья и школа», отображающих деятельность родительской общественности в условиях формирования взаимодействия школы с семьями учащихся в рассматриваемом периоде. Выделены основные направления работы родительских комитетов в рамках перехода к всеобщему семилетнему обучению. На конкретных примерах представлен опыт и результативность деятельности комиссий школьного родительского комитета по педагогической пропаганде и всеобучу, учебно-воспитательным, культурно-массовым и санитарно-хозяйственным вопросам. Приведены положительный опыт и недостатки деятельности родительских комитетов исследуемого периода, определены основные причины разработки нового «Положения о родительском комитете школы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF PARENT COMMITTEES IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN SCHOOLS AND STUDENT FAMILIES IN THE 1950s (BASED ON THE MATERIALS OF THE MAGAZINE “SEMIA I SHKOLA” (“FAMILY AND SCHOOL”))

The article reviews the experience of parent committees at schools of the RSFSR in the 1950s. The normative documents, according to which the activities of school parent committees were organized are defined, their goals, tasks, composition and powers are determined. The analysis of the magazine “Semia i shkola” (“Family and School”) publications, reflecting the parent community activities in the conditions of the formation of school and students’ families interaction in the period under review is also undertaken. The main directions of the work of parent committees in the framework of the transition to universal seven-year education are highlighted. The experience and effectiveness of the school parent committee commissions’ activities in pedagogical propaganda and general education, educational, cultural, mass and sanitary issues are presented using definite examples. The positive experience and shortcomings of the parent committees’ activities of the period under study are given, the main reasons for the development of a new “Regulation on the Parent Committee of the school” are determined.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»)»

УДК 373.064.1 «195» ББК 74.205

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-161-170

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»)

Ю. В. Ефанина

Аннотация. В статье рассмотрен опыт работы родительских комитетов при школах РСФСР в 1950-е гг. Определены нормативные документы, согласно которым организовывалась деятельность школьных родительских комитетов, определялись цели, задачи, их состав и полномочия. Проведен анализ публикаций журнала «Семья и школа», отображающих деятельность родительской общественности в условиях формирования взаимодействия школы с семьями учащихся в рассматриваемом периоде. Выделены основные направления работы родительских комитетов в рамках перехода к всеобщему семилетнему обучению. На конкретных примерах представлен опыт и результативность деятельности комиссий школьного родительского комитета по педагогической пропаганде и всеобучу, учебно-воспитательным, культурно-массовым и санитарно-хозяйственным вопросам. Приведены положительный опыт и недостатки деятельности родительских комитетов исследуемого периода, определены основные причины разработки нового «Положения о родительском комитете школы».

Ключевые слова: родительский комитет, взаимодействие школы с семьями учащихся, родительская общественность, родительский актив школы, сотрудничество школы и семьи, всеобщее семилетнее обучение.

Для цитирования: Ефанина Ю. В. Деятельность родительских комитетов в условиях взаимодействия школы с семьями учащихся в 50-е годы ХХ века (по материалам журнала «Семья и школа») // Наука и школа. 2023. № 4. С. 161-170. Б01:10.31862/1819-463Х-2023-4-161-170.

© Ефанина Ю. В., 2023

вша

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ACTIVITIES OF PARENT COMMITTEES IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN SCHOOLS AND STUDENT FAMILIES IN THE 1950s (BASED ON THE MATERIALS OF THE MAGAZINE "SEMIA I SHKOLA" ("FAMILY AND SCHOOL"))

Yu. V. Efanina

Abstract. The article reviews the experience of parent committees at schools of the RSFSR in the 1950s. The normative documents, according to which the activities of school parent committees were organized are defined, their goals, tasks, composition and powers are determined. The analysis of the magazine "Semia i shkola" ("Family and School") publications, reflecting the parent community activities in the conditions of the formation of school and students' families interaction in the period under review is also undertaken. The main directions of the work of parent committees in the framework of the transition to universal seven-year education are highlighted. The experience and effectiveness of the school parent committee commissions' activities in pedagogical propaganda and general education, educational, cultural, mass and sanitary issues are presented using definite examples. The positive experience and shortcomings of the parent committees' activities of the period under study are given, the main reasons for the development of a new "Regulation on the Parent Committee of the school" are determined.

Keywords: parent committee, interaction of the school with the families of students, parent community, parent leaders of the school, cooperation of the school and the family, universal seven-year education.

Cite as: Efanina Yu. V. Activities of parent committees in the context of interaction between schools and student families in the 1950s (based on the materials of the magazine "Semia i Shkola" ("Family and School")). Nauka i shkola. 2023, No. 4, pp. 161-170. DOI:10.31862/1819-463X-2023-4-161-170.

Введение

В 1950-е гг. деятельность родительских комитетов в условиях взаимодействия школы с семьями учащихся определялась «Положением о родительском комитете начальной, семилетней и средней школы» [1]. Как обозначено в данном документе, основными целями и задачами работы родительских комитетов при школе являлись воспитание подрастающего поколения, «беззаветно преданного делу Ленина-Сталина, обладающего высокими моральными качествами, способного завершить построение коммунизма», обучение его основам и наукам [2, с. 38]. Также отмечено, что эту задачу невозможно выполнить

без тесного сотрудничества школы с родителями учащихся. Именно «тесное содружество семьи и школы, родителя и учителя» является главным условием успешного воспитания подрастающего поколения [3, с. 2]. Кроме «Положения о родительском комитете школы», родительский актив организовывал свою деятельность в соответствии с постановлениями родительских собраний, указаниями директора и педагогического совета школы.

Состав родительского комитета при школе определялся в начале второго полугодия на классных родительских собраниях путем открытого голосования исходя из количества классов в школе. Так, например, из каждого класса вы-

бирались по два представителя в родительский комитет школы с менее 10 классами и по одному родителю в школах с 10 и более классами [2, с. 38]. Для обеспечения равноценного сотрудничества школы с родительской общественностью в составе родительского комитета обязательно числился директор учебного заведения, а председатель родительского комитета, в свою очередь, входил в состав педагогического совета школы.

Родительский комитет, как орган родительской общественности, был призван всячески содействовать школе в вопросах осуществления всеобуча, в организации внеклассных и внешкольных мероприятий учащихся, в предупреждении безнадзорности и борьбе с беспризорностью, в «разъяснении родителям основных требований в области коммунистического воспитания детей в школе и семье» и т. д. [2, с. 38]. Представители родительского комитета были уполномочены выносить на рассмотрение комитета и педагогического совета предложения по улучшению работы школы.

Заседания родительского комитета школы проводились каждый месяц, классные родительские собрания -не реже одного раза в четверти. Общешкольные родительские собрания проводились как минимум два раза в год, на них родительский комитет отчитывался о результатах своей деятельности, предоставлял протоколы заседаний и общих родительских собраний.

В условиях взаимодействия школы с семьями учащихся родительский комитет в 1950-е гг. выступал неким связующим звеном между школой и семьей. Деятельность родительского комитета была нацелена на организацию семилетнего всеобуча и педагогической пропаганды среди родителей учащихся, а также занимался учебно-воспитательными, культурно-массовыми и санитарно-хо-зяйственными вопросами. Для выполнения такой работы под руководством

родительского комитета создавались специальные комиссии, работающие вданных направлениях.

Некоторым особенностям организации деятельности родительских комитетов в 1950-е гг. посвящены публикации журнала «Семья и школа». Данная тематика нашла свое отражение в ряде статей журнала: Ю. Лебедева «Помощь родительского актива» (1953, № 3) [4], Н. Коломоец «Родительский комитет и семья» (1954, № 6) [5], Л. Ильичева «Родители - друзья школы» (1955, № 6) [6], «Родительский комитет школы» (1954, № 8) [7] и др. Большое количество статей об опыте организации работы родительского актива школ РСФСР обуславливает важность взаимодействия школы с семьями учащихся в исследуемом периоде.

Изложение основного материала статьи

1950-е гг. ознаменовались главным образом переходом к осуществлению всеобщего семилетнего обучения. В рассматриваемом периоде переход к всеобучу считался «новым выдающимся этапом в развитии культурной революции, общим и кровным делом советской школы, семьи и общественности» [8, с. 1]. Стоит отметить, что представители родительского комитета становились активными помощниками школы в переходе к семилетнему всеобучу. Так, во многих советских школах члены родительского комитета совместно с учителями брали под свой контроль отдельные семьи учащихся, выясняли причины пропуска детьми учебных занятий, помогали в санитарном благоустройстве школы и т. д.

В первом выпуске журнала «Семья и школа» за 1950 г. приведены примеры деятельности родительского комитета в сотрудничестве со школой над решением задачи семилетнего всеобуча. Отдельного внимания заслуживает опыт

Перкумзьской семилетней школы (Белозерский район, Вологодская область), в которой формировались специальные группы родителей из числа родительского актива школы. Такие группы родителей действовали с целью выявления случаев непосещения детьми школы, установления причин данного явления, привлечения сельских советов и колхозов к решению организации подвоза далеко живущих от школы учащихся [8, с. 3], что, безусловно, обуславливает важность и результативность деятельности родительских комитетов в условиях взаимодействии школы с семьями учащихся.

Кроме того, отмечен тот факт, что «советская школа может гордиться тысячами и тысячами своих друзей из числа родительского комитета, которые повседневно и добровольно помогают ей в благородном деле коммунистического воспитания подрастающего поколения» [8, с. 3]. Однако в статье «За дружную совместную работу школы и семьи» (1950, № 9) указывается на проблемы организации деятельности родительских комитетов, связанные с недостаточным взаимодействием школы с представителями родительского актива. А именно «случайный, эпизодический характер работы с родителями, рассмотрение ее школьным руководством в узкопедагогическом плане» [9, с. 2].

Также стоит отметить, что высокая результативность работы родительского актива заметна исключительно в передовых советских школах, в том числе благодаря грамотному подходу директора школы к организации деятельности родительского комитета. Обратная ситуация наблюдалась в сельских школах, где родительские комитеты «работают еще очень слабо». Этот факт указан в статье Н. Приставкина «Родительский комитет сельской школы» (1952, № 5), в которой рассказывается об организации деятельности родительского комитета Старо-Селищенской школы (Мор-

довская АССР). Стоит отметить, что эта сельская семилетняя школа на тот период только начала работу в данном направлении на опыте передовых советских школ. Поначалу некоторые учителя высказывали свои опасения, в том числе о незаинтересованности самих родителей. Однако руководство школы и родительский актив школы разработали примерный план работы с родителями учащихся, большая часть которого отводилась педагогической пропаганде знаний среди взрослого населения, изучению и внедрению положительного опыта семейного воспитания [10, с. 29]. В этом случае взаимодействие школы с органами родительской общественности было недостаточным.

В статье А. Ососковой «Поможем школе бороться с второгодничеством» (1950, № 1) рассказывается об ее опыте работы в качестве представителя родительского комитета с конкретным учеником Левой, приводится пример «правильного домашнего контроля, дополняющего педагогический контроль в школе» [11, с. 22]. А. Ососкова первым делом посетила семью первоклассника Левы, выяснила проблему отставания мальчика в трудной обстановке в семье, стала заниматься с ним у себя дома, постепенно приучая первоклассника к упорному труду и дисциплине.

В статье А. Кравцова «Из опыта работы родительских комитетов» (1951, № 2) приведены обсуждения итогов соревнования родительских комитетов средней школы № 3 г. Евпатория и средней школы № 9 г. Симферополя. Как отмечает автор, опыт работы этих родительских комитетов является наглядным доказательством успешной деятельности «организованной родительской общественности» в рамках повышения качества обучения и воспитания детей [12, с. 28]. Подтверждением этого является решение Совета Крымского областного отдела народного образования об обобщении и внедрении опыта работы этих

родительских комитетов во все школы области.

Можно выделить пять основных направлений в работе рассматриваемых А. Кравцовым комитетов, на основании которых были выделены специальные комиссии (всеобуча, педагогической пропаганды, санитарно-хозяйственная, культурно-массовая и учебно-воспитательная). Хорошие результаты их работы обусловлены достаточным количеством родителей в своем составе (около 300 человек в комитете школы № 3), правильном руководстве директоров и тесном сотрудничестве родительского актива со всем педагогическим составом школ.

А. Чуканов, председатель родительского комитета 10-й средней женской школы г. Тулы, в статье «Опыт работы родительских комитетов» (1951, № 10) подчеркивает, что «хорошо работающий родительский комитет - неоценимый помощник директора и педагогов почти во всех областях школьной работы» [13, с. 23]. Этот школьный родительский комитет проводил планомерную работу по выявлению и учету детей школьного возраста, тем самым способствовал осуществлению всеобуча.

По письмам читателей журнала «Семья и школа» была составлена статья «В школьных родительских комитетах» (1952, № 8), в которой собран опыт совместной и плодотворной работы школы и родительского комитета с семьями учащихся. Основой статьи стали письма О. Столярского (директор 39-й школы г. Одессы), А. Борисовой (методист института усовершенствования учителей г. Ульяновск), А. Рудаковой (председатель родительского комитета 2-й школы г. Рязани), В. Баранова (председатель родительского комитета 20-й школы г. Казани) и Н. Клиентова (член президиума родительского комитета 37-й школы г. Ярославля). Авторы этих писем подчеркивают, что успешность и результативность деятельно-

сти школьных родительских комитетов напрямую зависит от взаимодействия представителей родительского комитета с руководством школы, учителями и семьями учащихся, «создания вокруг комитета и каждого классного руководителя широкого родительского актива» [14, с. 35].

Во всех этих письмах был выделен положительный опыт работы родительских комитетов при школах, активно вникающих «во все детали школьной жизни и неустанно совершенствующих разнообразные формы и методы» сотрудничества школы и семьи [14, с. 36]. Так, благодаря деятельности комиссии всеобуча удалось оказать помощь семьям нуждающихся учеников: 200 учащимся Одесской 39-й школы на сумму до 100 тыс. рублей и 100 учащимся Казанской 20-й школы. Средства были выручены с организованных родительским комитетом культмассовых мероприятий и при помощи шефствующих над школами предприятий. В Казанской 20-й школе и Сенгилеевской школе (Ульяновская область) активно практиковалась работа с неуспевающими и недисциплинированными учащимися и их семьями, заключающаяся в «соблюдении большого педагогического такта» [14, с. 35]. Таких учеников вместе с родителями приглашали в школу на заседания родительского комитета, где с ними беседовали представители родительского актива, учителя и директор школы. На заседании родителям неуспевающих и недисциплинированных учащихся давали рекомендации по решению данной проблемы, за выполнением этих рекомендаций следили представители родительского комитета. В Рязанской школе № 2 продемонстрирован опыт работы родителей-активистов по организации правильного режима дня школьников в школе и семье. Интересен также опыт одесской 39-й школы в работе так называемых «классных родительских троек».

Они избирались в начале учебного года и являлись помощниками как школьного родительского комитета, так и классных руководителей.

Некоторые особенности деятельности классных родительских комитетов рассмотрены в заметке «Родители обсуждают вопросы воспитания» (1955, № 4), посвященной совещанию по обмену опытом работы родительских комитетов в Автозаводском районе г. Горького. На нем т. Саратина, председатель родительского комитета школы № 133, отметила успехи работы классного родительского комитета в решении воспитательных задач путем «посещения семей учащихся, оказания индивидуальной помощи отстающим и малообеспеченным учащимся, участия в организации и проведении внеклассной работы» [15, с. 36]. Положительный опыт деятельности школьных и классных родительских комитетов указал на необходимость расширения родительского актива при помощи организации родительских комитетов в домах своего микрорайона.

Опыт работы местного родительского комитета г. Пушкино как «филиала» общешкольного комитета проиллюстрирован в статье А. Меламеда « Родительские комитеты в школе и при домоуправлениях» (1952,№ 9). Руководство школы и педагогический коллектив подчеркивает, что, несмотря на активную систематичную работу с родительской общественностью, отмечается недостаточная вовлеченность родителей в формирование взаимодействия школы с семьями учащихся. В этой связи было принято решение поиска новых более массовых форм работы с родителями учащихся, что изложено в статье председателя школьного родительского комитета А. Меламеда. Важным решение в данном направлении является создание местных родительских комитетов при домоуправлениях. Их деятельность была направлена на «более

быстрое и успешное решение вопросов школьной жизни», таких как предупреждение второгодничества и отсева из школы, организация внеклассной кружковой деятельности, педагогическое просвещение родителей школьников [16, с. 17]. Такой опыт, безусловно, является ценным. Создание родительских комитетов при крупных городских домоуправлениях, как филиала общешкольного родительского комитета, стали примером эффективной формы организованного участия широких масс родителей во взаимодействии школы и семьи. В этой связи было разработано «Примерное положение о родительском комитете при общественной комиссии содействия домоуправления», утвержденное 22 апреля 1955 г. министерством просвещения РСФСР и министерством коммунального хозяйства РСФСР. В нем было указано, что задачей родительских комитетов при домоуправлениях является «помощь семье и школе в воспитании детей, организации их самодеятельности и досуга» [17, с. 1].

В рамках работы с родительской общественностью президиумом Академии педагогических наук РСФСР в 1950-е гг. организовывались семинары для родительского актива. Среди участников таких семинаров были и представители школьных родительских комитетов. В статье Г. Тереховой «Поучительный опыт работы родительского комитета» (1957, № 5) упоминается о докладе на одном из таких семинаров председателя родительского комитета 39-й московской школы Н. Кириченко, в котором были представлены некоторые особенности организации мероприятий «в помощь школе» [18, с. 21]. Родительский актив данной школы организовывал свою деятельность в трех направлениях в соответствии с работой санитарной, хозяйственно-бытовой и учебно-воспитательной секций.

Санитарная секция отвечала за санитарное состояние не только отдельных классов, но и всей школы. Родители в рамках работы санитарной секции активно занимались озеленением школы, а также создавали и оснащали необходимым инвентарем специальные кабинеты, где учащиеся могли привести в порядок свой внешний вид. Благодаря слаженной работе хозяйственно-бытовой секции была оказана материальная помощь учащимся из малообеспеченных семей и организованы путевки в лесную школу для детей с проблемами со здоровьем. Больших успехов достигла и работа учебно-воспитательной секции родительского комитета школы в организации учебной комнаты для детей, живущих в стесненных квартирных условиях. Такой подход позволил решить проблему с успеваемостью у 28 учеников. В работе с 10-А классом удалось привить учащимся ответственность и инициативность. Так, десятиклассники, которые ранее считались «трудно воспи-туемым классом», получили награду за образцовое дежурство по школе. Также родители этой секции уделяли внимание организации и проведению культурно-массовых мероприятий: экскурсий в музеях, празднику в честь приема учеников в пионеры и т. д.

Опыт организации подобных семинаров в Свердловске при городском институте усовершенствования учителей рассматривается в заметке «Семинар для членов родительских комитетов» (1955, № 7). Такие семинары проводились ежемесячно, их основной задачей было оказание помощи активу родительской общественности в «овладении педагогическими знаниями и методами работы родительских комитетов в школе» [19, с. 35]. Особое внимание в заметке уделялось выступлениям на семинаре председателя родительского комитета средней школы № 13 Н. Шиманского и члена родительского

комитета средней школы № 2 М. Беляева на тему «Роль родительского комитета в подготовке к экзаменам».

Опыт работы родительского актива средней школы № 1 г. Ногинска (Московская область) изложен в статье М. Расина «Большие дела родительского комитета» (1957, № 9). Отмечен особый вклад в оказании помощи школе председателя родительского комитета А. Белкина и члена президиума А. Поселковой. Кроме того, родительский комитет задействовал отдельных родителей в проведении внеклассных мероприятий и ведении кружков. Например, радиокружком руководил отец ученика Боби-рыко, кружком по вышиванию - мать ученика Щербакова, а столярному мастерству обучал учащихся отец ученика Лебедева [20, с. 8].

Работа с общественностью, привлечение различных предприятий к сотрудничеству с родительским комитетом школы и проведение платных вечеров художественной самодеятельности позволили оборудовать столярскую и слесарную мастерские, организовать выставки, оформить для школы различные стенды и т. д. С целью обеспечения взаимодействия школы с семьями учащихся родительским комитетом проводились семинар классных руководителей, общее родительское собрание, беседы со школьниками о культуре поведения, школьное комсомольское собрание, индивидуальные беседы с родителями неуспевающих учеников, помощь родителей в оборудовании учебных кабинетов и т. д.

Примеры помощи школе родительского актива представлены в статье «Поднять роль родительской общественности в школе» (1958, № 4). Так, М. Колесник, учительница 2-й средней школы г. Анапы, высказалась о трудностях организации урока труда в классах с большим количеством учеников. Помощь в этом вопросе оказали ро-

дители-общественники. Также отмечена помощь родителя Г. Антонова, который, несмотря на свою занятость на работе, посещал классные собрания для воспитательных бесед с учащимися [21, с. 2]. Однако в ряде других школ отмечена недостаточная работа школьных родительских комитетов. Этот факт подтвержден выступлениями на общегородском совещании председателей родительских комитетов школ Москвы (11-й средней школы и 587-й школы), в которых основной причиной данного явления указано отсутствие взаимодействия родительского актива с педагогическим коллективом и руководством школ и какой-либо поддержки со стороны органов народного образования.

Нарушая действующее «Положение о родительском комитете начальной, семилетней и средней школы», директора и педагогический совет некоторых школ не допускали представителей родительского комитета на свои заседания. В этой связи возникла острая необходимость «расширения формальных прав родительской общественность, ее сближения со школой и творческого участия в решении больших педагогических вопросов» [21, с. 4]. В данных условиях назрел вопрос о разработке нового «Положения о родительском комитете школы», так как содержание действующего документа устарело и не отображало практику работы школьных родительских комитетов, выработанную на протяжении 1950-х гг.

Выводы

Деятельность родительских комитетов при начальной, семилетней и средней школе РСФСР в 1950-е гг. является важным опытом формирования взаимодействия школы с семьями учащихся. Представители родительского комитета выступали помощника-

ми школы в осуществлении перехода к семилетнему всеобщему обучению. Основные направления деятельности родительского актива школы осуществляли комиссии родительского комитета по всеобучу и педагогической пропаганде, а также учебно-воспитательная, культурно-массовая и сани-тарно-хозяйственная комиссии.

Анализ множества публикаций журнала «Семья и школа» об опыте работы родительских комитетов позволяет выделить успешное решение таких проблем, как детская безнадзорность и беспризорность, борьба с второгодничеством, неуспеваемостью, недисциплинированностью и отсевом учащихся из школ, контроль посещения учащимися школьных занятий и т. д. Инициативность родительского актива школы в сотрудничестве с предприятиями, сельскими советами, колхозами и организация культурно-массовых мероприятий позволили оказать помощь малообеспеченным семьям, организовать путевки в лагеря для учащихся, оборудовать школьные кабинеты и мастерские. Отмечается также активная работа родительского комитета в организации и проведении внеклассной работы

Результативность деятельности школьных родительских комитетов в 1950-е гг. отмечалась преимущественно только в крупных городах, а вот в сельских школах наблюдалась недостаточная вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс, отсутствие поддержки родительской общественности директором и педагогическим коллективом школы, планирование работы родительского актива исключительно в одном направлении и т. д. Данный факт обуславливал необходимость разработки нового «Положения о родительском комитете школы», повсеместного внедрения методов и форм работы передовых родительских комитетов в условиях взаимодействия школы с родителями учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Положение о родительском комитете начальной, семилетней и средней школы: Утверждено Министерством просвещения РСФСР 2 ноября 1947 г. // Справочник директора школы. Сборник постановлений, приказов, инструкций и др. руководящих материалов о школе / сост. М. М. Дейнеко. М., 1954. С. 119-122.

2. Положение о Родительском комитете начальной, семилетней и средней школы // Семья и школа. 1948. № 2. С. 38-39.

3. Родители и классный руководитель // Семья и школа. 1955. № 1. С. 2-5.

4. Лебедева Ю. Помощь родительского актива // Семья и школа. 1953. № 3. С. 31.

5. Коломоец Н. Родительский комитет и семья // Семья и школа. 1954. № 6. С. 20.

6. Ильичёва Л. Родители - друзья школы // Семья и школа. 1955. № 6. С. 13-16.

7. Родительский комитет школы // Семья и школа. 1954. № 8. С. 2-5.

8. Семилетний всеобуч - общее дело всей советской общественности // Семья и школа. 1950. № 1. С. 1-3.

9. За дружную совместную работу школы и семьи // Семья и школа. 1950. № 9. С. 1-3.

10. Приставкин Н. Родительский комитет сельской школы // Семья и школа. 1952. № 5. С. 29.

11. Ососкова А. Поможем школе бороться с второгодничеством // Семья и школа. 1950. № 1. С. 22-23.

12. Кравцов А. Из опыта работы родительских комитетов // Семья и школа. 1951. № 2. С. 28-29.

13. Чуканов А. Опыт работы родительских комитетов // Семья и школа. 1951. № 10. С. 23-25.

14. В школьных родительских комитетах // Семья и школа. 1952. № 8. С. 35-36.

15. Родители обсуждают вопросы воспитания // Семья и школа. 1955. № 4. С. 36.

16. Меламед А. Родительские комитеты в школе и при домоуправлениях // Семья и школа. 1952. № 9. С. 14-17.

17. Примерное положение о родительском комитете при общественной комиссии содействия домоуправления // Семья и школа. 1955. № 7. С. 1.

18. Терехова Г. Поучительный опыт работы родительского комитета // Семья и школа. 1957. № 5. С. 21.

19. Семинар для членов родительских комитетов // Семья и школа. 1955. № 7. С. 35.

20. Расин М. Большие дела родительского комитета // Семья и школа. 1957. № 9. С. 8.

21. Поднять роль родительской общественности в школе // Семья и школа. 1958. № 4. С. 1-4.

REFERENCES

1. Polozhenie o roditelskom komitete nachalnoy, semiletney i sredney shkoly: Utverzhdeno Ministerstvom prosveshcheniya RSFSR 2 noyabrya 1947 g. In: Deyneko M. M. (comp.) Spravochnik direktora shkoly. Sbornik postanovleniy, prikazov, instruktsiy i dr. rukovodyashchikh materialov o shkole. Moscow, 1954. Pp. 119-122.

2. Polozhenie o Roditelskom komitete nachalnoy, semiletney i sredney shkoly. Semya i shkola. 1948, No. 2, pp. 38-39.

3. Roditeli i klassnyy rukovoditel. Semya i shkola. 1955, No. 1, pp. 2-5.

4. Lebedeva Yu. Pomoshch roditelskogo aktiva. Semya i shkola. 1953, No. 3, p. 31.

5. Kolomoets N. Roditelskiy komitet i semya. Semya i shkola. 1954, No. 6, p. 20.

6. Ilyicheva L. Roditeli - druzya shkoly. Semya i shkola. 1955, No. 6, pp. 13-16.

7. Roditelskiy komitet shkoly. Semya i shkola. 1954, No. 8, pp. 2-5.

8. Semiletniy vseobuch - obshchee delo vsey sovetskoy obshchestvennosti. Semya i shkola. 1950, No. 1, pp. 1-3.

9. Za druzhnuyu sovmestnuyu rabotu shkoly i semyi. Semya i shkola. 1950, No. 9, pp. 1-3.

10. Pristavkin N. Roditelskiy komitet selskoy shkoly. Semya i shkola. 1952, No. 5, p. 29.

11. Ososkova A. Pomozhem shkole borotsya s vtorogodnichestvom. Semya i shkola. 1950, No. 1, pp. 22-23.

12. Kravtsov A. Iz opyta raboty roditelskikh komitetov. Semya i shkola. 1951, No. 2, pp. 28-29.

13. Chukanov A. Opyt raboty roditelskikh komitetov. Semya i shkola. 1951, No. 10, pp. 23-25.

14. V shkolnykh roditelskikh komitetakh. Semya i shkola. 1952, No. 8, pp. 35-36.

15. Roditeli obsuzhdayut voprosy vospitaniya. Semya i shkola. 1955, No. 4, p. 36.

16. Melamed A. Roditelskie komitety v shkole i pri domoupravleniyakh. Semya i shkola. 1952, No. 9, pp. 14-17.

17. Primernoe polozhenie o roditelskom komitete pri obshchestvennoy komissii sodeystviya domoupravleniya. Semya i shkola. 1955, No. 7, p. 1.

18. Terekhova G. Pouchitelnyy opyt raboty roditelskogo komiteta. Semya i shkola. 1957, No. 5, p. 21.

19. Seminar dlya chlenov roditelskikh komitetov. Semya i shkola. 1955, No. 7, p. 35.

20. Rasin M. Bolshie dela roditelskogo komiteta. Semya i shkola. 1957, No. 9, p. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Podnyat rol roditelskoy obshchestvennosti v shkole. Semya i shkola. 1958, No. 4, pp. 1-4.

Ефанина Юлия Викторовна, аспирант, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

e-mail: julia_vik96@mail.ru

Efanina Yulia V., PhD Post-graduate student, Lugansk State Pedagogical University e-mail: julia_vik96@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.12.2022 The article was received on 26.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.