Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В 40-50-Е ГГ. ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»)'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В 40-50-Е ГГ. ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ / ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанина Юлия Викторовна

В статье рассмотрена проблема педагогического просвещения родителей школьников в 1940-1950-е гг. Данный период связан с появлением специализированных периодических изданий для родителей, а именно началом выпуска журнала «Семья и школа». Также отмечается популяризацией среди родителей школьников педагогической литературы. В материалах журнала отображены вопросы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, опыт воспитания в передовых советских семьях. Анализ публикаций журнала «Семья и школа» позволяет определить основные формы пропаганды педагогических знаний среди родителей: педагогические чтения, лектории и семинары. Опыт работы педагогических кабинетов для родителей и родительских университетов является важным для совершенствования современных подходов к решению проблемы педагогического просвещения родителей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефанина Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS OF SCHOOLCHILDREN IN THE 1940-50S (USING THE MATERIALS OF THE MAGAZINE "SEMYA I SHKOLA”)

The article deals with the problem of pedagogical education of parents of schoolchildren in the 1940s-1950s. This period is associated with the emergence of specialized periodicals for parents, namely the beginning of the publication of the journal „Semya i Shkola". It is also noted by the popularization of pedagogical literature among schoolchildren’s parents. The materials of the magazine reflect the issues of family education, interaction between family and school, the experience of education in leading Soviet families. The analysis of the publications of the magazine „Family and School" allows us to determine the main forms of propaganda of pedagogical knowledge among parents: pedagogical readings, lectures and seminars. The experience of the work of pedagogical offices for parents and parent universities is important for improving modern approaches to solving the problem of pedagogical education of schoolchildren’s parents.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В 40-50-Е ГГ. ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»)»

УДК 373.064.1(470+571) «194/195» ББК 74.205:76.024.712.23

DOI: 10 .31862/1819-463X-2023-2-96-104

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В 40-50-Е ГГ. ХХ В.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»)

Ю. В. Ефанина

Аннотация. В статье рассмотрена проблема педагогического просвещения родителей школьников в 1940-1950-е гг. Данный период связан с появлением специализированных периодических изданий для родителей, а именно началом выпуска журнала «Семья и школа». Также отмечается популяризацией среди родителей школьников педагогической литературы. В материалах журнала отображены вопросы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, опыт воспитания в передовых советских семьях. Анализ публикаций журнала «Семья и школа» позволяет определить основные формы пропаганды педагогических знаний среди родителей: педагогические чтения, лектории и семинары. Опыт работы педагогических кабинетов для родителей и родительских университетов является важным для совершенствования современных подходов к решению проблемы педагогического просвещения родителей школьников.

Ключевые слова: педагогическое просвещение родителей школьников, взаимодействие семьи и школы, педагогическая пропаганда, семейное воспитание, сотрудничество семьи, школы и общества.

Для цитирования: Ефанина Ю. В. Некоторые особенности педагогического просвещения родителей школьников в 40-50-е гг. ХХ в. (по материалам журнала «Семья и школа») // Наука и

школа. 2023. № 2. С. 96-104. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-96-104.

© Ефанина Ю. В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

SOME FEATURES OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS

OF SCHOOLCHILDREN IN THE 1940-50S.

(USING THE MATERIALS OF THE MAGAZINE „SEMYA I SHKOLA")

Yu. V. Efanina

Abstract. The article deals with the problem of pedagogical education of parents of schoolchildren in the 1940s-1950s. This period is associated with the emergence of specialized periodicals for parents, namely the beginning of the publication of the journal „Semya i Shkola". It is also noted by the popularization of pedagogical literature among schoolchildren's parents. The materials of the magazine reflect the issues of family education, interaction between family and school, the experience of education in leading Soviet families. The analysis of the publications of the magazine „Family and School" allows us to determine the main forms of propaganda of pedagogical knowledge among parents: pedagogical readings, lectures and seminars. The experience of the work of pedagogical offices for parents and parent universities is important for improving modern approaches to solving the problem of pedagogical education of schoolchildren's parents.

Keywords: pedagogical education of parents of schoolchildren, interaction between family and school, pedagogical propaganda, family education, cooperation between family, school and society.

Cite as: Efanina Yu. V. Some features of pedagogical education of parents of schoolchildren in the 1940-50s. (using the materials of the magazine „ Semya i Shkola"). Nauka i shkola. 2023, No. 2, pp. 96-104. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-96-104.

Введение

Вопросу педагогического просвещения родителей школьников уделялось значительное внимание на протяжении всей истории развития советского образования . Как период поиска новых форм и содержаний педагогического просвещения родителей школьников можно выделить 1940-1950-е гг Именно в этот период отмечается значительное увеличение печатных изданий, посвященных данной проблематике . Так, в 1940 г учебно-педагогическое издательство «Учпедгиз» выпустило сборник материалов Первой Всероссийской научно-педагогической конференции учителей школ РСФСР под названием «Семья и школа» [1] . В нем был поднят вопрос совместной работы школы и семьи в деле обучения и воспитания школьников .

Стоит отметить, что для работников школ и детских учреждений в первой половине ХХ в . существовал целый ряд специализированных журналов, в то время как для родителей школьников не было ни одного специального печатного издания Разработкой вопросов пропаганды педагогических знаний среди родителей школьников в 40-50-е гг. ХХ в . активно занимались ученые Академии педагогических наук РСФСР И . А. Каи-ров, Е . А. Аркин, К . Н . Корнилов, И . В . Чу-вашев, И . А. Печерникова и др . Так, под эгидой АПН РСФСР с 1946 г. в Москве начал выпускаться журнал «Семья и школа», ориентированный на педагогическое просвещение родителей школьников Публикации на его страницах посвящены преимущественно вопросам семейного воспитания Регулярность выхода номеров (выпускался ежемесячно),

значительный тираж (от 50 000 экз . в начале 1946 г до 574 600 экз. в конце 1959 г ), разнообразие вопросов семейного воспитания, доступность публикуемых материалов для родителей обуславливает важность журнала «Семья и школа» как ценного источника информации для исследования данной проблематики

В первом выпуске журнала «Семья и школа» отмечено, что главная его задача - «помочь родителям в деле воспитания и образования детей и молодежи...» [2, с . 3] . Среди авторов публикаций в данном журнале - учителя, классные руководители, директора школ, кандидаты и доктора педагогических наук, профессора, представители родительской общественности и т. д . Такое периодическое печатное издание стало необходимым в послевоенный период, когда было важно «воспитать из подрастающего поколения пламенных патриотов социалистической Родины, достойных сыновей и дочерей великого Советского Союза, верных делу Ленина - Сталина» [2, с . 4] . Выполнить эту задачу возможно лишь при условии тесного сотрудничества семьи, школы и общества .

Опыт работы с родителями школьников, отображенный в материалах журнала «Семья и школа» за 40-50-е гг. ХХ в . является важным для совершенствования подходов к решению проблемы педагогического просвещения родителей школьников на современном этапе развития образования

Цель статьи - анализ материалов журнала «Семья и школа», посвященных вопросам организации педагогического просвещения родителей школьников в 40-50-е гг ХХ в

Изложение основного материала статьи

В 40-50-х гг. ХХ в . в целях педагогического просвещения родителей школьников открывались педагогические кабинеты для родителей при школе, работали

родительские университеты, организовывались педагогические чтения, лектории, семинары, конференции и т д Такие формы работы с родителями школьников способствовали взаимодействию семьи и школы, позволяли вести пропаганду педагогических знаний среди родителей, тем самым повышая их педагогическую культуру

Педагогический кабинет

Опыт организации при школе педагогических кабинетов и уголков для родителей школьников описан в статье В . Т Ру-жейникова «Педагогический кабинет для родителей» (1951, № 5) . Первый родительский кабинет в Одессе начал функционировать в 1940 г. при 102-й женской школе . Решение об открытии педагогического кабинета было принято на общем собрании родителей этой школы . Под помещение родительского кабинета была выделена комната, которую в дальнейшем приспособили для самостоятельной работы родителей школьников

Основное назначение педагогического кабинета для родителей - проведение лекций и бесед по вопросам семейного воспитания, индивидуальные консультации с родителями и доклады самих родителей о своем опыте воспитания детей . С целью педагогического просвещения родителей школьников при кабинете создали киноаудиторию, в которой два раза в неделю демонстрировались научно-популярные фильмы для родителей . Помимо киноматериалов родительский кабинет был оснащен библиотекой, в которой насчитывалось до 400 книг, посвященных педагогическим вопросам воспитания школьников, совместной работе школы и родителей и т д При помощи родительского актива школы педагогический кабинет для родителей был оборудован наглядными пособиями, портретами родителей великих людей и т. д . [3, с . 34] .

Однако во время Великой Отечественной войны школа и родительский

кабинет при ней были разрушены В послевоенное время в Одессе на базе 103-й школы (Ильичевский район) был открыт педагогический кабинет для родителей, а также при нем функционировал «Уголок родителей» Именно этот уголок для родителей считался «опорным пунктом Ильичевского райкома ВКП(б) и районо в ведении педагогической пропаганды среди родителей» [3, с . 34] .

Педагогические чтения

В 40-х гг. ХХ в . по инициативе президента Академии педагогических наук РСФСР И . А . Каирова с целью распространения научно-педагогических знаний и педагогического просвещения родителей, а также организации взаимодействия школы и семьи были учреждены «Педагогические чтения» Их основной задачей было привлечение учителей, родителей и работников народного образования к разработке теоретических и практических основ коммунистического воспитания в семье и школе [4, с . 36], организация обмена опытом учебно-воспитательной деятельности передовых деятелей просвещения и родителей школьников [5, с . 34] . Педагогические чтения для родителей проводились один раз в год в течение двух-трех дней Первые «Педагогические чтения» были проведены в октябре 1945 г и проходили в соответствии с «Положением о педагогических чтениях», утвержденным АПН РСФСР в 1944 г.

И В Чувашев, советский педагог, историк педагогики, доктор педагогических наук, в своих статьях в журнале «Семья и школа» отмечал основные вопросы, рассмотренные в докладах участников педагогических чтений .

В статье «"Педагогические чтения" по вопросам воспитания детей в семье» (1950, № 6) И . В . Чувашев отмечает активное участие в обсуждениях докладов учителей, родителей школьников, научных сотрудников сектора семейного

воспитания научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН РСФСР и авторов публикаций в журнале «Семья и школа» . На педагогических чтениях 1950 г было заслушано 11 докладов на пленуме и 291 доклад на 27 секциях . По результатам педагогических чтений были сделаны выводы, что целесообразно разработать и ввести в учебный план специальный курс и практические занятия по теме «Основы воспитания в семье» . Такое предложение обусловлено необходимостью обучения будущих учителей методике работы школы с родителями учащихся Также на «Педагогических чтениях» 1950 г было указано на необходимость повышения квалификации учителей по вопросам взаимодействия школы и семьи Для этого было предложено организовать семинары при институтах усовершенствования учителей [5, с . 36] .

В статье И . В . Чувашева «"Педагогические чтения" в секции воспитания в семье» (1951, № 7) обозначено, что на педагогических чтениях 1951 г было увеличено количество секций и докладов в них (было представлено 479 докладов в 34 секциях) . По итогам проведенных педагогических чтений учителям, классным руководителям, директорам школ было рекомендовано на следующие педагогические чтения подготовить доклады «на более узкие темы, освещающие содержание и методику отдельных видов работы с родителями» [6, с . 26] .

На педагогических чтениях в 1952 г. в секции воспитания в семье было заслушано и обсуждено 17 докладов, среди которых большинство работ посвящены рассмотрению системы работы школ с родителями школьников В обсуждении этих докладов участвовали представители родительских организаций, учителя и научные работники . В процессе обсуждений докладов сектору воспитания в семье было предложено подготовить методические рекомендации по изучению и обобщению опыта воспитания детей в

передовых семьях [7, с . 33] . Такие данные приведены И . В . Чувашевым в статье «"Педагогические чтения" по вопросам воспитания в семье» (1952, № 6) .

Проведение педагогических чтений в 40-50-е гг ХХ в позволило решить некоторые вопросы взаимодействия школы с родителями учащихся и воспитания детей в семье . Было указано на недостаток популярной педагогической литературы по данной проблематике, а также на необходимость увеличения тиража журнала «Семья и школа»

Педагогические лектории

Н . М . Скробов в статье «Педагогические лектории» (1947, № 9) приводит статистику по распространению научно-педагогических знаний среди взрослого населения, согласно которой в 1946 г было проведено 3159 лекций и 76 семинаров, дана 7591 консультация, всего лекциями было охвачено 300 222 слушателя . Кроме того, в 1946/47 уч . г. начал работу центральный педагогический лекторий для родителей школьников и учителей в разных районах г. Москвы [8, с . 39] . На педагогических лекториях лекции читали такие ученые АПН РСФСР, как И . А. Каиров, Е. Н . Медынский, И . Ф . Свадковский и др . Лекционный материал педагогических лекториев охватывал вопросы семейного воспитания, истории педагогики, школьной гигиены, педагогической психологии и т д

В 1947/48 уч г отмечается увеличение лекций на тему взаимодействия семьи и школы . С . Гладышева и А. Азовский в статье «Лекторий для родителей» (1948, № 10) отмечают, что в 14 районах г Москвы было проведено 48 педагогических лекториев для родителей [9, с . 37] . Помимо вопросов патриотического, коммунистического и трудового воспитания отдельная лекция отводилась вопросу совместной работы семьи и школы в воспитании школьников Кроме того, авторы отмечают, что родительские лектории

являются «действенной формой педагогической пропаганды» [9, с . 37] .

По итогам педагогических лекториев для родителей по вопросам семейного воспитания было предложено расширять тематику лекционного материала, не допускать в содержании лекций отступ от актуальных на тот период проблем воспитания детей в семье и практических запросов родителей школьников Стоит обратить внимание и на тот факт, что родители, посещающие лектории, отмечали необходимость увеличения педагогических периодических изданий, статей в них и отдельных книг, в которых бы «освещали лучший опыт воспитания в передовых семьях»

Опыт педагогических лекториев в 4050-х гг. ХХ в . распространяется и на сельские школы . А. Купленский в статье «Лекторий для родителей в сельской школе» (1949, № 10) делится опытом работы педагогического лектория по вопросам воспитания детей при школе в селе Александровское (Ростовская область) . Лекторами назначали лучших учителей и родительский актив школы . Проводились лекции два раза в месяц В первый день работы родительского лектория на лекцию пришло 97 человек, с каждой новой лекцией аудитория увеличивалась, что подтверждает высокий интерес родителей [10, с . 37] . Кроме того, данный факт свидетельствует о грамотном подборе лекционного материала

Небольшая заметка «Новые лектории» (1956, № 4) была опубликована в хронике журнала В ней были кратко изложены основные вопросы родительских лекториев, организованных учителями и родительским комитетом школы поселка Ольгино (Ленинградская область) [11, с. 35] . Лекции по вопросам воспитания организовывались два раза в месяц, как и в Александровской школе Подготовкой и проведением лекций для родителей занимались учителя, сотрудники ленинградских педагогических институтов, врачи и т д Кроме того,

родительские лектории в Ленинградской области функционировали не только при школах, но и на производствах (например, на Кировском заводе и фабрике «Скороход») [11, с . 35] .

Опыт работы лектория для родителей в сельских школах указывает на эффективность такой формы педагогического просвещения родителей школьников в сельской местности

Педагогический семинар для родителей

А. А. Тихонов, преподаватель Ярославского педагогического института, в статье «Педагогический семинар для родителей» (1949, № 9) отмечает, что важнейший долг учителя - заботиться о повышении педагогической грамотности родителей учащихся В материале статьи можно ознакомиться с опытом организации данной формы педагогического просвещения . А. А. Тихонов считал, что «будить педагогическую мысль родителей» является одной из благороднейших задач учителей советской школы [12, с 17] Педагогические семинары для родителей школьников под руководством А. А. Тихонова проходили на базе разных школ Ярославля, начиная с 1947 г.

В отличие от лектория на семинаре родители школьников могли не только ознакомиться с теоритическим материалом лекции, но и стать активными участниками обсуждения темы, поделиться своим опытом воспитания детей в семье Кроме того, в процессе обсуждения докладов родители могли задать интересующие их вопросы, а также подготовить и выступить со своими докладами по вопросам семейного воспитания . Такая форма работы с родителями нацелена не только на педагогическое просвещение родителей школьников, но и на плодотворное сотрудничество семьи, школы и общества. При таком подходе родители (участники семинара) становятся помощниками школы, они

помогают классным руководителям организовывать классные родительские собрания, проводят индивидуальные беседы с «трудными» родителями

Родители, посещающие педагогические семинары, получают важные педагогические знания по вопросам семейного воспитания, которые они в дальнейшем могут применять в своей воспитательной практике . Опыт проведения педагогических семинаров для родителей показывает, что вовлечь родителей школьников в активное взаимодействие со школой задача не простая, но при умелом подходе родители «заинтересовываются и с большим желанием берутся за педагогическую учебу» [12, с . 20] .

Родительские университеты

В целях осуществления педагогического просвещения родителей школьников в Советском Союзе создавались родительские университеты . Они возникли еще в 20-е гг ХХ в , однако активизация их деятельности приходится на конец 50-х - начало 60-х гг [13, с 76] Отличие работы родительских университетов от лекториев и семинаров для родителей заключалось в непрерывном обучение на год или даже в двухгодичном курсе

В хронике первого выпуска журнала «Семья и школа» (1946, № 1-2) сообщается, что в послевоенное время по инициативе районного комитета ВКП(б) в Москворецком районе г Москвы начали функционировать четыре филиала университета для родителей [14, с 39] Посетить лекции могли около двух тысяч родителей Однако при этом лекции в родительском университете проходили всего лишь дважды в месяц, поэтому в целях еще большей пропаганды педагогических знаний среди родителей принято решение об организации отдельных лекций и индивидуальном консультировании родителей в школах, клубах и т. д .

Лекционный курс в родительском университете разрабатывался сотрудниками

отдела по распространению научно-педагогических знаний АНП РСФСР районо и преподавателями Московского педагогического училища № 1 . Темы лекций самые разнообразные Одной из популярных лекций в родительском университете в конце 40-х гг. ХХ в . была лекция на тему «Совместная работа школы и семьи» [14, с 39]

Большое количество публикаций о работе родительских университетах в журнале «Семья и школа» относятся к выпускам за 1956 г В хрониках ко второму выпуску журнала (1956, № 2) подготовлена заметка об опыте работы родительского университета при Московском государственном университете имени М В Ломоносова Более подробно о деятельности данного родительского университета рассказала Н Талызина, кандидат педагогических наук, в статье «Наш родительский университет» (1957, № 8) .

Данный университет для родителей начал функционировать осенью 1953 г. Изначально срок обучения был определен одним годом, однако интерес слушателей позволил продлить его до двух лет Программа обучения в родительском университете предусматривала педагогическое просвещение родителей по вопросам психологии детей, воспитания школьника в семье и гигиены детей . В учебном плане эти направления были выделены в три отдельных курса, представляющих для родителей «необходимый минимум педагогических знаний для успешной организации воспитания детей в семье» [15, с 12]

Прохождение обучения в родительском университете не ограничивалось исключительно посещением лекционных и семинарских занятий, родители имели возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам семейного воспитания, выступать на конференциях с докладами о собственном опыте воспитания ребенка в семье . После окончания родительского университета родителям вручались специальные удостоверения [16, с 34]

В заметке «Родительский университет при школе» (1956, № 12) представлен опыт работы двухгодичного родительского университета при 186-й школе в г. Баку. В нем с целью педагогического просвещения родителей школьников и обмена между родителями собственным опытом семейного воспитания проводились лекции и семинары по основным вопросам воспитания детей в семье и школе [17, с 38]

Помимо традиционных лекций, для родителей в аудиториях с 1956 г в Пензе начал свою работу радиоуниверситет, об этом сообщается в заметке журнала (1956, № 6) Родительский университет по радио проводил беседы-лекции по вопросам семейного воспитания два раза в месяц Среди лекторов радиоуниверситета были ученые и педагоги [18, с 36]

Ю . Знаменский в статье «Кино и педагогическая пропаганда» (1957, № 12) поднимает важный вопрос о необходимости наглядности при организации педагогического просвещения родителей школьников Несмотря на проведение для родителей педагогических чтений, лекторий и семинаров, организацию работы родительских университетов, автор отмечает односторонность педагогической пропаганды среди родителей [19, с 32] В таком случае повысить эффективность педагогического просвещения родителей может использование кино как наглядного пособия в вопросах семейного воспитания . В этой связи киностудии научно-популярных фильмов Министерства культуры СССР в 1957 г приступили к созданию серии короткометражных фильмов под общим названием «Киноуниверситет для родителей» Фильмы по вопросам семейного воспитания могут затрагивать самые разнообразные темы . Это могут быть и простые киноплакаты о правилах этикета за столом или о правильном поведении ребенка дома, в общественных местах и в школе В статье приведены примеры фильмов, которые помогут родителям

не только услышать, но и увидеть решение некоторых проблем воспитания детей в семье («Школа матерей», «Ничему плохому не учили» и т. д . ) . Эффективными в педагогическом просвещении родителей можно назвать документальные кинофильмы «о передовом опыте воспитательной работы в лучших советских семьях» [19, с 33]

В 40-50-е гг ХХ в во многих городах РСФСР были созданы и функционировали родительские университеты . Опыт их работы показал хорошие результаты пропаганды педагогических знаний среди родителей школьников Однако можно выделить и недостатки в работе некоторых из них К ним можно отнести отсутствие систематического обучения родителей школьников, связанное с непостоянным составом слушателей, а также подготовку лекций по отдельным вопросам семейного воспитания без обсуждения опыта родителей в воспитании детей

Выводы

Таким образом, период 40-50 гг. ХХ в . в вопросе педагогического просвещения родителей школьников главным образом связан с выпуском журнала «Семья

и школа» Материалы журнала не только отображали теоретические основы коммунистического, трудового и семейного воспитания, но и показывали опыт работы школы с родителями школьников

Анализ публикаций журнала «Семья и школа» позволяет сделать вывод о том, что в 40-50-е гг ХХ в основной формой педагогического просвещения родителей школьников были педагогические чтения, лектории, семинары . В целях педагогического просвещения родителей школьников при школах открывались педагогические кабинеты для родителей, создавались родительские уголки . Работа с родителями школьников велась повсеместно, как в крупных городах, так и в сельских школах

Отдельного внимания заслуживает опыт работы родительских университетов, в которых родители могли обучаться в течение двухгодового курса с получением специального удостоверения по его окончанию . Такая форма педагогического просвещения родителей школьников носит систематичный характер, что позволяет родителям применять полученные знания в своей практике воспитания детей в семье, а также делиться ценным опытом с другими родителями

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семья и школа: Материалы 1-й Всерос. науч.-пед. конф. учителей школ РСФСР / под ред. проф. А. Н. Волковского и Б. Л. Бараш. М.: Учпедгиз, 1940. 152 с.

2. Задачи журнала «Семья и школа» // Семья и школа. 1946. № 1-2. С. 3-4.

3. Ружейников В. Т. Педагогический кабинет для родителей // Семья и школа. 1951. № 5. С. 34.

4. Педагогические чтения // Семья и школа. 1947. № 2. С. 36.

5. Чувашев И. В. «Педагогические чтения» по вопросам воспитания детей в семье // Семья и школа. 1950. № 6. С. 34-36.

6. Чувашев И. В. «Педагогические чтения» в секции воспитания в семье // Семья и школа. 1951. № 7. С. 26-28.

7. Чувашев И. В. «Педагогические чтения» по вопросам воспитания в семье // Семья и школа. 1952. № 6. С. 33-34.

8. Скробов Н. М. Педагогические лектории // Семья и школа. 1947. № 9. С. 39.

9. Гладышева С., Азовский А. Лектории для родителей // Семья и школа. 1948. № 10. С. 37.

10. Купленский А. Лекторий для родителей в сельской школе // Семья и школа. 1949. № 10. С. 37.

11. Новые лектории // Семья и школа. 1956. № 4. С. 35.

12. Тихонов А. А. Педагогический семинар для родителей // Семья и школа. 1949. № 9. С. 17-20.

13. Ефанина Ю. В. Проблема педагогического просвещения родителей школьников в советской педагогике 20-60 гг. ХХ в. // Вестн. Луганского гос. пед. ун-та. Сер. 1: Педагогические науки. Образование. 2021. Т. 64, № 2. С. 73-78.

14. Родительские университеты // Семья и школа. 1946. № 1-2. С. 39.

15. Талызина Н. Наш родительский университет // Семья и школа. 1957. № 8. С. 12-13.

16. Родительский университет // Семья и школа. 1956. № 2. С. 34.

17. Родительский университет при школе // Семья и школа. 1956. № 12. С. 38.

18. Университет для родителей по радио // Семья и школа. 1956. № 6. С. 36.

19. Знаменский Ю. Кино и педагогическая пропаганда // Семья и школа. 1957. № 12. С. 32-33.

REFERENCES

1. Semya i shkola. Proceedings of the 1st All-Russian scientific-practical conference of school teachers of the RSFSR. Ed. prof. A. N. Volkovskiy, B. L. Barash. Moscow: Uchpedgiz, 1940. 152 p.

2. Zadachi zhurnala "Semya i shkola". Semya i shkola. 1946, No. 1-2, pp. 3-4.

3. Ruzheynikov V. T. Pedagogicheskiy kabinet dlya roditeley. Semya i shkola. 1951, No. 5, p. 34.

4. Pedagogicheskie chteniya. Semya i shkola. 1947, No. 2, p. 36.

5. Chuvashev I. V. "Pedagogicheskie chteniya" po voprosam vospitaniya detey v semye. Semya i shkola. 1950, No. 6, pp. 34-36.

6. Chuvashev I. V. "Pedagogicheskie chteniya" v sektsii vospitaniya v semye. Semya i shkola. 1951, No. 7, pp. 26-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Chuvashev I. V. "Pedagogicheskie chteniya" po voprosam vospitaniya v semye. Semya i shkola. 1952, No. 6, pp. 33-34.

8. Skrobov N. M. Pedagogicheskie lektorii. Semya i shkola. 1947, No. 9, p. 39.

9. Gladysheva S., Azovskiy A. Lektorii dlya roditeley. Semya i shkola. 1948, No. 10, p. 37.

10. Kuplenskiy A. Lektoriy dlya roditeley v selskoy shkole. Semya i shkola. 1949, No. 10, p. 37.

11. Novye lektorii. Semya i shkola. 1956, No. 4, p. 35.

12. Tikhonov A. A. Pedagogicheskiy seminar dlya roditeley. Semya i shkola. 1949, No. 9, pp. 17-20.

13. Efanina Yu. V. Problema pedagogicheskogo prosveshcheniya roditeley shkolnikov v sovetskoy pedagogike 20-60 gg. XX v. Vestn. Luganskogo gos. ped. un-ta. Ser. 1: Pedagogicheskie nauki. Obrazovanie. 2021, Vol. 64, No. 2, pp. 73-78.

14. Roditelskie universitety. Semya i shkola. 1946, No. 1-2, p. 39.

15. Talyzina N. Nash roditelskiy universitet. Semya i shkola. 1957, No. 8, p. 12-13.

16. Roditelskiy universitet. Semya i shkola. 1956, No. 2, p. 34.

17. Roditelskiy universitet pri shkole. Semya i shkola. 1956, No. 12, p. 38.

18. Universitet dlya roditeley po radio. Semya i shkola. 1956, No. 6, p. 36.

19. Znamenskiy Yu. Kino i pedagogicheskaya propaganda. Semya i shkola. 1957, No. 12, pp. 32-33.

Ефанина Юлия Викторовна, аспирант, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет» e-mail: julia_vik96@mail.ru

Efanina Yulia V., PhD post-graduate student, Lugansk State Pedagogical University e-mail: julia_vik96@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2022 The article was received on 15.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.