т.д. Универсальность подобного рода классификаторов проявляется и в том, что, представляя собой «перечень подозрительных признаков» — индикаторов террористов, они позволяют выявлять потенциальных террористов даже при несении полицейскими нарядами повседневной службы на улице.
Указанные классификаторы имеют секретный характер, регламентированный ведомственными нормативными актами. Соответственно, полный их перечень находится у уполномоченных сотрудников спецслужб и полиции, играя для них роль своеобразных ориентиров при выявлении и проверке подозрительной деятельности на предмет причастности к терроризму.
При получении сведений, заслуживающих оперативного внимания, они кодируются на основе указанных классификаторов и вводятся в картотеки и информационные базы, становясь доступными для последующего анализа и оценки. В дальнейшем информация о конкретном подозреваемом лице, включая совершение им различных правонарушений (дорожно-транс -портных нарушений, налоговых проступков и любых других нарушений), автоматически будет
поступать и обрабатываться соответствующими компьютерными программами. Указанные сведения могут храниться 10 лет, в случае совершения лицом конкретного преступления - еще 10 лет. При наличии оснований для дальнейших подозрений в причастности конкретного лица к терроризму решением соответствующего должностного лица полученная информация может храниться в специализированных информационных массивах и далее.
Очевидно, что механически переносить на российскую действительность зарубежный опыт борьбы с терроризмом невозможно (там иные правовые реалии, обычаи, традиции, культура и т.п.), но и безоговорочно отвергать такой опыт было бы неразумно. В условиях углубляющихся интеграционных процессов государств и расширения международного сотрудничества возрастает необходимость выработки единых подходов к обеспечению национальной и международной безопасности, в том числе и совершенствования деятельности правоохранительных органов разных стран в области борьбы с терроризмом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД МВД РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСОВ
С. С. СОКОЛОВА,
адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России
Исходя из сути ст. 7 Конституции Российская Федерация предполагается социальным государством, что определяет тенденции ее развития в ключе приоритетных задач удовлетворения общественных интересов. Означает ли это, что предпочтение в правоотношениях должно оказываться государству как публичному образованию, действующему в интересах всего общества? Как же быть с интересами частных лиц? Указанные проблемы еще более осложняются вопросами выработки критериев, позволяющих государству разграничивать и впоследствии устанавливать необходимый баланс между двумя жизненно важными сферами — публичной и частной. Следует заметить, что четкого критерия разграничения данных сфер правоотношений в законодательс-
тве не существует, как не существует и единства во взглядах ученых на данную проблему. Автор статьи постарается обозначить такое разграничение на примере правоотношений, складывающихся при регистрации автотранспортных средств в специализированных государственных подразделениях.
Эксплуатация гражданином принадлежащего ему на праве собственности автомобиля поставлена законодателем в зависимость от его регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»1 регистрация автотранспортных средств
1 Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 1995. № 50. Ст. 4873; 2007. № 46. Ст. 5553.
устанавливается не в целях регистрации прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к дорожному движению. Государственная регистрация автомототранспортных средств является актом административным, носящим характер разрешительных мер на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с правом собственности последнего не связана. Регистрация автотранспортного средства является необходимым условием при реализации собственником принадлежащих ему имущественных прав.
Если транспортное средство не прошло государственную регистрацию, то эксплуатировать такое средство запрещено, поскольку управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, является административным правонарушением и влечет наложение штрафа на собственника (владельца) транспортного средства согласно ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями)2, механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России или иных органах, определяемых Правительством РФ3.
2 САПиП РФ. 1993. № 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 184; 1998. № 45. Ст. 5521; 2000. № 18. Ст. 1985; 2001. № 11. Ст. 1029; 2002. № 9. Ст. 931; № 27. Ст. 2693; 2003. № 20. Ст. 1899; РГ. 2003. 3 окт.; СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1179.
3 Кроме ГИБДД МВД России государственную регистрацию транспортных средств осуществляют: органы
государственного надзора за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники в Российс-
кой Федерации, тракторов, самоходных дорожно-строительных, иных машин и прицепов к ним; таможенные органы Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до шести месяцев; автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Непосредственными подразделениями, которые осуществляют такую регистрацию, являются МРЭО ГИБДД МВД России и их филиалы. Для того чтобы зарегистрировать транспортное средство, принадлежащее, например, физическому лицу, необходимо:
1) предоставить заявление. В случае регистрации транспортных средств категории «С» и «Е» в заявлении должна быть сделана соответствующая отметка военного комиссариата;
2) предоставить документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство;
3) предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина, обратившегося для совершения регистрационных действий;
4) в случае представления гражданином интересов собственника транспортного средства его полномочия подтверждаются доверенностью, составленной в порядке, определенном Гражданским Кодексом Российской Федерации;
5) предоставить квитанцию, включающую:
• оплату за совершение регистрационных действий;
• оплату за выдачу регистрационных документов;
• оплату за выдачу регистрационных знаков;
• оплату за выдачу другой спецпродукции, необходимой для допуска в дорожном движении;
6) предоставить квитанцию, подтверждающую уплату налога с владельца транспортного средства в установленном порядке;
7) предоставить транспортное средство к ос-мотру4.
Пройти все этапы регистрации транспортного средства за короткий промежуток времени весьма затруднительно (это и является гражданско-правовым интересом). Все будет зависеть от того, насколько быстро удастся собрать, заполнить и предоставить для регистрации значительный перечень документов. В принципе, если документы отвечают предъявляемым требованиям, то сложностей возникнуть не должно. Если же имеются обстоятельства, препятствующие постановке автотранспорта на учет, то их надо устранять. Однако здесь стоит заметить, что препятствующие постановке на учет автотранспорта обстоятельства могут быть устранимыми либо неустранимыми. При последних развитие правоотношений, как правило, доходит до судебного разбирательства. Так, отказ в выдаче ПТС со стороны МРЭО УВД ЮАО г. Москвы лишал К. возможности поставить транспортное
4 http://www.gibddspb.ru/info/reg/doc/
средство на учет по месту жительства, в связи с чем он обратился с суд, который обязал МРЭО выдать ПТС5. В то же время практике Конституционного суда Российской Федерации известно немало примеров, когда на законных основаниях было отказано в принятии к рассмотрению жалобы граждан на нарушение их конституционных прав, предусмотренных п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»6. К примеру, Конституционный Суд Российской Федерации в январе 2004 г. рассмотрел жалобу Ю.В. Новикова, обратившегося в регистрационное подразделение ГИБДД УВД Великого Новгорода с заявлением о постановке на регистрационный учет приобретенного им по договору купли-продажи автомобиля, представив паспорт транспортного средства и справку-счет. Однако в ходе проведения проверки были обнаружены изменения заводской маркировки кузова и двигателя автомобиля вне завода-изготовителя, а в паспорте транспортного средства — следы изменений в обозначении отличительного кода региона и двух первых цифр номера. Кроме того, было установлено, что бланк паспорта транспортного средства с первоначальным номером относится к числу поставленных в розыск, предыдущая же регистрация автомобиля в городе Калининграде, о которой имелась отметка в паспорте транспортного средства, не подтвердилась. На этом основании в постановке автомобиля на регистрационный учет Ю.В. Новикову было отказано и в отношении него вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Решением Новгородского городского суда Новгородской области от 23 июля 2004 г., оставленным без изменения судом кассационной инстанции, Ю.В. Новикову со ссылкой в том числе на п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» отказано в удовлетворении требования об обязании органов ГИБДД зарегистрировать принадлежащее ему транспортное средство. На основании изложенного Конституционный Суд Российской Федерации определил: отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новикова Юрия Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба
5 Решение по делу № 44 г-261 Орехово-Зуевского городского суда от 01.04.2003 по делу по жалобе К. на действия МРЭО ГИБДД // СПС «Консультант Плюс».
6 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; 2007. № 46. Ст. 5553.
гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой7.
Аналогичную позицию занял Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении в ноябре 2003 г. жалобы гражданина А.Ф. Аринина, обратившегося в регистрационное подразделение ГИБДД УВД города Набережные Челны с заявлением о постановке на регистрационный учет приобретенного им по договору купли-продажи автомобиля и представившего паспорт транспортного средства, в чем ему было отказано на том основании, что в ходе проверки были обнаружены изменения заводской маркировки кузова вне завода-изготовителя. В отношении А.Ф. Аринина также было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В удовлетворении жалобы на действия органов ГИБДД ему было отказано определением президиума Верховного суда Республики Татарстан от 4 августа 2004 г. со ссылкой, в том числе, на оспариваемые нормативные положения.
Исходя из изложенного Конституционный Суд Российской Федерации определил: отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аринина Алексея Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой8.
Не вдаваясь далее в подробности рассмотрения правоотношений, касающихся защиты прав владельцев автотранспортных средств при постановке их на государственный учет, отметим, что целью настоящей статьи является рассмотрение правоотношений, касающихся возможности применения частноправовых институтов в рамках указанной процедуры, а также теоретический анализ уже сложившейся практики в данной сфере.
7 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 164-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новикова Юрия Викторовича на нарушение его конституционных прав п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. № 9.
8 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 127-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аринина Алексея Федоровича на нарушение его конституционных прав п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и подп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. № 9.
Порядок регистрации автотранспорта на территории Российской Федерации регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»9 (с последующими изменениями и дополнениями) и Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденными Приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (с изменениями от 4 июня 2007 г.)10. Данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок государственной регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепов к ним, предназначенных для движе-
9 СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1999; 2004. № 33. Ст. 3495.
10 Российская газета. 2003. № 49; 2007. № 129.
ния по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих организациям (в том числе предприятиям, учреждениям) независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев.
Обращаясь к данным статистики, хотелось бы отметить, что до сих пор единой базы зарегистрированного по России автотранспорта не существует, не говоря уже о данных, отражающих количество регистрационных действий с транспортными средствами11. Вместе с тем на неофициальных сайтах МВД России содержится некоторая информация в отношении регистрационных действий с транспортными средствами, которую целесообразно представить в виде следующих таблиц.
11 http://www.mvd.ru/press/release/501/
Таблица 1
СВЕДЕНИЯ
о количестве автомототранспортных средств и прицепов к ним в Санкт-Петербурге
по состоянию на 1.01.2007 г.12
Автомототранспортные средства Состоят на учете ТС, находящихся в собственности
физических лиц юридических лиц
государственная и муниципальная частная иностранная прочая
Легковые автомобили 1 007 148 29 675 17 013 2 149 7 494
Гpузовые автомобили 46 097 26 503 23 396 1 009 9 165
Автобусы 6 086 7 831 3 933 109 1 591
Мототpанспоpт 53 838 793 51 0 52
Пpицепы 62 279 2 452 2 177 139 786
Полу^и^ин 7 458 4 519 5 526 244 1 671
12 http://www.spbmreo.narod.ru/av/tcg.htm
Таблица 2
СВЕДЕНИЯ
о регистрации транспортных средств в Санкт-Петербурге в течение 2007 г.13
Всего транспортных средств Зарегистрировано Снято учета Перерегистрировано
362 729 254 326 85 865
в том числе находящихся в собственности физических лиц 334 138 230 479 60 392
юридических лиц 28 591 23 847 25 473
государственной и муниципальной 11 708 8 626 3 993
частной 13 600 13 303 20 537
иностранной 363 272 119
прочей 2 920 1 646 824
13 http://www.spbmreo.narod.ru/av/regist_g.htm
Указанные данные наглядно позволяют сделать вывод, заключающийся в том, что на регистрационные подразделения ГИБДД МВД России возложены серьезные обязанности по регистрации, учету транспортных средств; по выдаче регистрационных документов, государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автотранспортные средства и прицепы к ним и т.д. При этом первостепенное значение отводится созданию условий, направленных на качественное улучшение обслуживания населения.
Во многих управлениях МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ заметно увеличилось количество регистрационных подразделений: так, например, с 2007 г. в Новгороде были образованы и успешно функционируют 20 регистрационных пунктов. Такая тенденция наблюдается в большинстве субъектов РФ. Само по себе увеличение количества сотрудников МРЭО и их филиалов не позволит говорить о том, что эти мероприятия отвечают потребностям граждан и организаций. Объяснения этому могут быть следующие: во-первых, автопарк в России за последние 10 лет увеличился в два раза, во-вторых, наблюдается высокий уровень текучести кадров в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД России.
Учитывая подобные проблемы, для совершенствования взаимоотношений с населением при регистрационных подразделениях ГИБДД МВД России создаются коммерческие организации, оказывающие на возмездной основе помощь при регистрации автотранспортных средств. Помощь эта заключается в составлении необходимых документов при регистрационных действиях
с транспортными средствами и некоторых других услугах (речь идет о составлении заявления, справки-счета, оплате государственной пошлины, изготовлении ксерокопий необходимых документов и т.д.).
Появление работников в гражданской одежде при большинстве регистрационных подразделений ГИБДД МВД России спровоцировало дискуссию о существовании якобы двух способов совершения регистрационных действий с транспортными средствами: частного и государственного. Из проведенного анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД России и содержания услуг, оказываемых коммерческими организациями при МРЭО и их филиалах, следует, что государственную регистрацию транспортных средств осуществляют исключительно государственные органы.
Несмотря на то что деятельность регистрационных подразделений достаточно полно регламентирована нормативными правовыми актами МВД России, необходимо понять, на каких нормативных правовых актах строится деятельность коммерческих организаций, оказывающих свои услуги при регистрационных подразделениях ГИБДД МВД России.
Исследуя ведомственные нормативные правовые акты, следует отметить, что деятельность коммерческих организаций, оказывающих свои услуги при регистрационных подразделениях ГИБДД МВД России, обусловлена п. 6.3 Приказа МВД РФ от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и
укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения»14 (с изменениями от 20 марта 2003 г.), который предусматривает создание условий, направленных на улучшение обслуживания населения и т.д.
Таким образом, успешным в решении задач, возложенных на регистрационные подразделения ГИБДД МВД России, по постановке на учет транспортных средств в настоящее время является использование ряда гражданско-правовых институтов, которые стали успешно применяться на практике. Речь идет, прежде всего, о постановке на учет транспортных средств посредством использования услуг коммерческих организаций.
Специфика правоотношений, складывающихся в публичной сфере, заключается в том, что они установлены в интересах всех и каждого, т.е. в общих интересах. В этом плане публичный интерес является совокупностью общих интересов, включающих в себя индивидуальные интересы, поскольку публичный интерес — это интерес, присущий обществу как единому целому.
Всегда ли государственные органы, участвуя в гражданс ко-правовых отношениях, связанных с оказанием определенного вида услуг, действуют в публичных интересах (интересах общества)? Как справедливо указывает Е. Кудряшова, для разграничения деятельности Российской Федерации и ее субъектов публичного характера и деятельности этих субъектов, которая должна регулироваться гражданско-правовыми нормами, необходимо учитывать не только формальные признаки, но и цели, преследуемые при вступлении в соответствующие правоотношения. Проводя грань между публичной деятельностью Российской Федерации и ее субъектов и их деятельностью, аналогичной деятельности субъектов гражданских правоотношений, важно учесть присутствие публичных или частных интересов в правоотношении15.
Когда стороной в сделке выступает Российская Федерация и ее субъекты в лице соответствующих органов, следует выяснить, являются ли цели сделки и интересы, лежащие в ее основе, аналогичными частноправовым интересам, преследуемым юридическими и физическими лица-
14 Текст приказа официально опубликован не был.
15 См.: Кудряшова Е. Чьи интересы важнее? // «эж-ЮРИСТ». 2003. № 31. С. 3.
ми в схожих сделках. Когда публичные образования, государственные органы заключают сделки не в публичных интересах, а с целью обеспечить текущую деятельность «индивидуальные потребности», безусловно, должно применяться гражданское законодательство.
Исходя их вышеизложенного представляется, что задача цивилизованного государства заключается в таком установлении границ частного и публичного правообразования, чтобы при этом соблюдался необходимый и достаточный баланс между частной свободой и публичными интересами. Причем такие границы публично-право -вым субъектам должны быть ясно определены и не позволять, с одной стороны, вмешиваться им в сферу частноправовых отношений под каким бы то ни было предлогом, а с другой стороны, в полной мере учитывать интересы государства и частноправовых субъектов, поскольку государство обязано обеспечивать защиту интересов всех участников гражданского оборота, в том числе перед другими субъектами и перед собой, а также поддерживать существование правопорядка, обеспечивая приоритет публичных интересов в соответствующих сферах жизнедеятельности.
Изучение анализа деятельности МРЭО и их филиалов, осуществляющих регистрационные действия с транспортными средствами, показало, что в ряде подразделений ГИБДД МВД России уже сделано многое в данном направлении. Например, для упрощения процедуры регистрации развиваются механизмы, позволяющие производить все регистрационные действия по принципу «одного окна», который более или менее успешно используется в налоговых органах при регистрации юридических лиц. Имеются также примеры положительного опыта налаживания работы пунктов регистрации по оказанию помощи автовладельцам в оформлении необходимых документов, а также предоставлении справочной информации. В целом улучшение взаимоотношений регистрационных подразделений с населением становится неотъемлемым показателем становления гражданского общества и правового государства, а также гармоничного соотношения частных и публичных интересов. Дальнейшее распространение подобных тенденций будет полезно многим руководителям и сотрудникам правоохранительных органов.