Научная статья на тему 'Деятельность прокуратуры Тамбовской области по надзору за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

Деятельность прокуратуры Тамбовской области по надзору за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПКА ТОВАРОВ / РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ACTIVITY OF PROSECUTOR'S OFfiCE / CONTRACT SYSTEM / PURCHASE OF GOODS / WORKS AND SERVICES FOR THE STATE AND MUNICIPAL NEEDS / BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осокин Роман Борисович

Рассматриваются вопросы обеспечения законности и правопорядка в такой общественно значимой сфере правоотношений, как закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Тамбовской области. Автор раскрывает пределы полномочий, связанных с прокурорским надзором за соблюдением законов органами прокуратуры Тамбовской области в сфере предупреждения коллизий между федеральным и региональном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, анализируется эффективность участия прокуроров прокуратуры Тамбовской области в рассмотрении судами дел, сопряженных с контрактной системой, а также руководства районными (городскими) прокуратурами Тамбовской области, координации их деятельности в данной области. Акцентируется внимание, что отечественный законодатель должен развивать институт транспарентности контрактной системы, совершенствовать меры, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции, общественного контроля, а также противодействовать аффилированности сторон закупок и конфликтам интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Осокин Роман Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of prosecutor’s office of the tambov region for supervision of compliance with the law about contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs

Article is devoted to questions law enforcement and law and order in such socially significant sphere of legal relationship as purchases of goods, works and services for the state and municipal needs in the territory of the Tambov region. The author opens limits of the powers connected with public prosecutor’s supervision of compliance with laws by bodies of prosecutor’s office of the Tambov region in the sphere of the prevention of collisions between federal and regional the legislation on contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs. Besides, efficiency of participation of prosecutors of prosecutor’s office of the Tambov region in consideration by courts of the affairs interfaced to contract system and also the managements of regional (city) prosecutor’s offices of the Tambov region, coordination of their activity in the field is analyzed. The attention is focused that the domestic legislator has to develop institute of transparency of contract system, improve the measures aimed at providing fair competition, public control and also counteract affiliation of the parties of purchases and the conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «Деятельность прокуратуры Тамбовской области по надзору за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.963 ББК 67

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения законности и правопорядка в такой общественно значимой сфере правоотношений, как закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Тамбовской области. Автор раскрывает пределы полномочий, связанных с прокурорским надзором за соблюдением законов органами прокуратуры Тамбовской области в сфере предупреждения коллизий между федеральным и региональном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, анализируется эффективность участия прокуроров прокуратуры Тамбовской области в рассмотрении судами дел, сопряженных с контрактной системой, а также руководства районными (городскими) прокуратурами Тамбовской области, координации их деятельности в данной области. Акцентируется внимание, что отечественный законодатель должен развивать институт транспарентности контрактной системы, совершенствовать меры, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции, общественного контроля, а также противодействовать аффилированности сторон закупок и конфликтам интересов.

Ключевые слова: деятельность прокуратуры; контрактная система; закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; органы прокуратуры; прокурорский надзор.

Abstract. Article is devoted to questions law enforcement and law and order in such socially significant sphere of legal relationship as purchases of goods, works and services for the state and municipal needs in the territory of the Tambov region. The author opens limits of the powers connected with public prosecutor's supervision of compliance with laws by bodies of prosecutor's office of the Tambov region in the sphere of the prevention of collisions between federal and regional the legislation on contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs. Besides, efficiency of participation of prosecutors of prosecutor's office of the Tambov region in consideration by courts of the affairs interfaced to contract system and also the managements of regional (city) prosecutor's offices of the Tambov region, coordination of their activity in the field is analyzed. The attention is focused that the domestic legislator has to develop institute of transparency of contract system, improve the measures aimed at providing fair competition, public control and also counteract affiliation of the parties of purchases and the conflicts of interests.

Keywords: activity of prosecutor's office; contract system; purchase of goods, works and services for the state and municipal needs; bodies of prosecutor's office; public prosecutor's supervision.

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

РОМАН БОРИСОВИЧ ОСОКИН,

начальник управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Обеспечение законности и правопорядка в такой общественно значимой сфере правоотношений, как закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, предстает одной из приоритетных задач внутренней политики России. От полноты и качества выполнения поставленной задачи правоохранительными и контрольно-надзорными органами, а также от уровня межведомственной координации в данной сфере непосредственно зависит общая эффективность обеспечения деятельности публичной власти во всем множестве правоотношений, в том числе — в областях здравоохранения, науки и образования, обороноспособности России, развития торговли и промышленности, социальной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Установленный Конституцией России [1], федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2], а также иными нормативными правовыми актами статус органов прокуратуры России обуславливает их особую роль в отношениях по поводу нормального функционирования контрактной системы.

С одной стороны, в пределах полномочий, связанных с прокурорским надзором за соблюдением законов, органами прокуратуры на постоянной основе проводятся проверки соблюдения норм федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3], а также предписаний законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок всеми участниками соответствующих правоотношений: поставщиками (подрядчиками, исполнителями), государственными и муниципальными заказчиками, специализированными организациями, федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, контрольными органами в сфере закупок, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, экспертами и экспертными организациями.

С другой стороны, органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием законам

правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, участвующими в отношениях по поводу контрактной системы, и принимают предусмотренные законодательством меры прокурорского реагирования по фактам выявленных нарушений.

Характеризуя непосредственную деятельность органов прокуратуры Тамбовской области в данной сфере, надлежит указать, что с момента вступления федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в силу 1 января 2014 г., установленные полномочия прокуроров по надзору за соблюдением и исполнением предписаний данного нормативного акта реализуются в полном объеме, что позволило, в обеспечение публичных интересов, предупредить, выявить и устранить множество нарушений, чем пресечь хищение, неправомерное и нецелевое расходование бюджетных средств. В частности, в 2014 году по результатам надзорных мероприятий в Тамбовской области органами прокуратуры было вынесено 263 представления, опротестовано 219 незаконных актов, возбуждено 54 дела об административных правонарушениях, направлено 7 материалов в следственные органы, возбуждено

3 уголовных дела, а также 1 гражданское дело. За 12 месяцев 2015 года по фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе вынесено 248 представлений, опротестовано 20 незаконных актов, возбуждено 87 дел об административных правонарушениях, 1 уголовное дело и

4 материала проверки направлены в следственные органы. За 9 месяцев 2016 года вынесено 153 представления, возбуждено 44 дела об административных правонарушениях, а также 2 материала проверки направлены в следственные органы.

Установленные нарушения достаточно разнообразны по характеру, Сведения о них, а также о принятых прокуратурой мерах, в порядке, определенном федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [4], систематически публикуются на официальном сайте прокуратуры Тамбовской области [5—7]. Вместе с тем, приведенные на протяжении взятого временного интервала количественные показатели нарушений, с учетом допущения вероятности латентности соответству-

ющих неправомерных действий в данной области, актуализируют выработку соответствующих мер противодействия им, и, прежде всего, их превенции. В данном контексте возможный пересмотр диспозиций охранительных норм и ужесточение их санкций предстает лишь частью необходимой реакции законодателя. Особое внимание должно удаляться развитию института транспарентности контрактной системы, совершенствованию мер обеспечения добросовестной конкуренции, а также общественного контроля, борьбе с аффилированностью сторон закупок и конфликтами интересов.

Продолжая характеристику, укажем, что, так как ч. 3 ст. 2 федерального закона от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правомочиями, в случаях, предусмотренных законодательством, принимать правовые акты, регулирующие отношения по поводу контрактной системы в сфере закупок, особую важность для правопорядка в масштабах региона приобретает надзор прокуратурой Тамбовской области за соответствием региональных правовых актов законодательству о контрактной системе.

Надлежит отметить, что коллизии между предписаниями нормативных актов различной юридической силы представляют собой существенный законодательный дефект, потенциально влекущий множество разнородных деструктивных последствий. В частности, такой дефект сказывается на престиже публичной власти, оказывает негативное влияние на направления, в которых формируется правоприменительная практика, влечет неправильную реализацию предписаний вышестоящих в иерархии, и обладающих большей юридической силой правовых норм, обуславливает потребность в инициации трудоемких процедур внесения в региональные нормативные акты необходимых изменений и дополнений.

Вместе с тем представляется возможным констатировать, что за все время существования контрактной системы, незаконных правовых актов органов государственной власти Тамбовской области в ходе осуществления прокурорского надзора выявлено не было. При этом надзор прокуратуры Тамбовской области надлежит считать важным и эффективным фактором предупреждения коллизий

между федеральным и региональным законодательством, обеспечения качества нормотворчества и способом указания на необходимость своевременной корректировки региональных правовых предписаний.

Еще одна важная особенность деятельности прокуратуры Тамбовской области по надзору за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, производна от занимаемого положения в системе органов прокуратуры. Помимо непосредственного осуществления прокурорского надзора, принятия мер реагирования и обеспечения участия прокуроров прокуратуры Тамбовской области в рассмотрении судами дел, связанных с контрактной системой, прокуратурой также осуществляется руководство районными (городскими) прокуратурами Тамбовской области, координация их деятельности в данной сфере.

Подводя итог, представляется возможным утверждать, что полномочия прокуратуры Тамбовской области в рассматриваемой сфере реализуются должным образом и в надлежащем объеме. Вместе с тем, общее состояние федерального законодательства и подзаконных нормативных актов актуализируют необходимость пересмотра ряда положений правовых норм и оптимизации некоторых институтов контрактной системы, апробация которых выявила их недостаточную эффективность. Координация органов прокуратуры России в данных вопросах с законодателем предстает важным направлением обеспечения еще большей продуктивности прокурорского надзора и укрепления правопорядка во всех субъектах России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. О прокуратуре Российской Федерации: фе-дер. закон Рос. Федерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1

(в ред. от 7.03.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472; 2017. № 11, ст. 1536.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 22.02.2017 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 марта 2013 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652; 2017. № 9, ст. 1277.

4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон Рос. Федерации от 9 февр. 2009 г. № 8-ФЗ (в ред. от 9.03.2016 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 янв. 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 янв. 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7, ст. 776; 2016. № 11, ст. 1493.

5. Прокуратура возбудила производство по делу об административном правонарушении в отношении члена аукционной комиссии за допуск к участию в аукционе организации, не представившей соответствующую лицензию // Прокуратура Тамбовской области: [сайт]. URL: http://prokuratura-tambov.ru/news/show/id/9199 (дата обращения: 21.01.2016).

6. Прокуратура по результатам проверки возбудила дело об административном правонарушении за нарушение законодательства, связанного с закупками при размещении государственных заказов, за не предоставление информации о размещении заказов // Прокуратура Тамбовской области: [сайт]. URL: http://prokuratura-tambov.ru/news/show/ id/10051 (дата обращения: 21.07.2016).

7. Прокуратура возбудила дело об административном правонарушении за нарушение законодательства при закупке лекарственных средств // Прокуратура Тамбовской области: [сайт]. URL: http://prokuratura-tambov.ru/news/show/id/8458 (дата обращения: 31.07.2015).

В.А. Лелеков Е.В. Кошелева

Учебник

Третье издание

ЮВЕНАЛЬНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 343 с.

Раскрываются понятие, сущность и назначение ювенальной криминологии как самостоятельной науки о преступности несовершеннолетних. В Общей части дано определение ювенальной криминологии, обозначены ее цели, задачи, связь с другими науками. Изложены история и источники формирования науки. Освещены методы исследований и прогнозирования в ювенальной криминологии. Рассмотрены вопросы ювенальной виктимологии — защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и предостережения от несчастных случаев.

В Особенной части анализируются состояние, особенности, причины и условия отдельных подвидов ювенальной преступности: групповой, рецидивной, против личности, против собственности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, пенитенциарной и студенческой. Изложены меры по предупреждению преступности с учетом ее разновидностей.

Для студентов, курсантов, слушателей юридических и педагогических вузов, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, практических работников, занятых в сфере воспитания и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.