Научная статья на тему 'Основы реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (финансово-правовой аспект)'

Основы реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (финансово-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1749
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК / THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / SOCIAL RELATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT / ЦЕЛИ / PURPOSES / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ИСТОЧНИКИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / SOURCES OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушко Елена Александровна

Статья посвящена финансово-правовым основам реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются понятие, предмет, цели, принципы, источники этой системы; определяется значение финансово-правового регулирования данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental Principles of Implementation of the Contract System in The Field of Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs (Financial Legal Aspect)

The article is devoted to the study of fundamental principles of implementation of the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs. In the article it is considered the definition, the subject, the purposes, the principles and the sources of this system and it is analyzed the meaning of financial legal regulation of this aspect.

Текст научной работы на тему «Основы реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (финансово-правовой аспект)»

по предоставлению услуг рекламного характера. Таким образом, по мнению Минфина России, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату.

Таким образом, в рекламном процессе участвуют как субъекты коммерческой деятельности (в основном - хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), так и публично-правовые образования. При этом государство и муниципальные образования в лице своих органов могут участвовать в рекламных правоотношениях, выступая в качестве рекламодателя, т.е. заказчика рекламных услуг (работ), путем проведения торгов на соответствующем уровне. Возможность участия государства и муниципалитетов в качестве рекламопроизводителя и рекламораспространителя ограничено действующим законодательством. Наиболее часто государственные и муниципальные органы в процессе реализации прав на принадлежащее им имущество осуществляют предоставление места под рекламу, активно участвуя в рекламном процессе.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12, ст. 1232; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4084.

2 Дзагоева Б.О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: автореф. дис.....канд. юрид. наук. М., 2008. С. 12.

3 См.: Там же.

4 См.: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2009 г. № 15АП-466/2009; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2009 г. № 09АП-3815/2009; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2009 г. № Ф05-9419/09 по делу № А40-84804/2008. Документы опубликованы не были. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. 1, ст. 3105; 2013. № 27, ст. 3463.

6 URL: http://boi-mt.ru/analytics/8217 (дата обращения: 16.04.2013).

7 См.: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 23 июля 2013 г.).

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2013. № 27, ст. 3477.

9 См.: Саратовская панорама. 2007. 7-13 нояб.

10 См.: Постановление главы администрации г. Саратова от 21 августа 2008 г. № 1112 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению торгов в форме конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования «Город Саратов»// Саратовская панорама (спецвыпуск). 2008. 27 авг.

Е.А. Сушко

ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Статья посвящена финансово-правовым основам реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются понятие, предмет, цели, принципы, источники этой системы; определяется значение финансово-правового регулирования данного направления.

Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, общественные отношения в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок, цели, принципы, источники контрактной системы в сфере закупок.

© Сушко Елена Александровна, 2013

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная 236 юридическая академия»); e-mail: e.a.sushko@mail.ru

E.A. Sushko

FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION

OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT

OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE

AND MUNICIPAL NEEDS (FINANCIAL LEGAL ASPECT)

The article is devoted to the study of fundamental principles of implementation of the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs. In the article it is considered the definition, the subject, the purposes, the principles and the sources of this system and it is analyzed the meaning of financial legal regulation of this aspect.

Keywords: the contract system in the field of procurement, social relations in the implementation of the contract system in the field of procurement, purposes, principles, sources of the contract system in the field of procurement.

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (система государственного заказа) (далее - контрактная система в сфере закупок) представляет собой механизм, созданный для регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. В настоящее время данные отношения регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г. № 171-ФЗ)1 (далее — Закон о размещении заказов), но с 1 января 2014 г. вводится в действие Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

го

муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г. № 188-ФЗ)2 (далее — Закон н о контрактной системе), в котором сохраняются отдельные инструменты закупок, С вводятся новые и более детально рассматривается отдельные этапы данного про- т цесса. В связи с этим представляется необходимым на сегодняшний момент рас- к сматривать процесс финансово-правового регулирования закупок в соответствии г с новым Законом о контрактной системе. д

Что же представляет собой контрактная система в сфере закупок? Законода- т тель предлагает под данной системой понимать «совокупность участников кон- н трактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти й

5

по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнитель- д ной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной е

с

системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, |

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы мест- д

ного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового |

регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по •

атомной энергии «Росатом», заказчики, участники закупок, в том числе признан- (

ные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, •

уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы 1

3

электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государствен- 237

ных и муниципальных нужд»3. Таким образом, из данного определения можно сделать вывод, что контрактная система в сфере закупок состоит из следующих основных элементов:

участников контрактной системы в сфере закупок;

осуществляемых данными субъектами действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

единой информационной системы (далее - ЕИС) как инструмента реализации контрактной системы в сфере закупок.

В предмет (сферу) правового регулирования контрактной системы в сфере закупок (согласно Закону о контрактной системе) входят группы общественных отношений, возникающих в процессе:

1) прогнозирования и планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т.ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15;

4) исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

а для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль ? в сфере закупок).

а. Следует отметить, что предметом регулирования системы государственного

| заказа по Закону о размещении заказов являются только общественные отно-I шения в процессе размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ,

1 оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных

го

| учреждений. То есть Закон о контрактной системе значительно расширяет сферу

| своего применения, затрагивая каждый из этапов реализации данной системы,

| что является абсолютно правильным и обоснованным, в связи с тем, что, как ука-

2 зано в Пояснительной записке «К проекту Федерального закона "О федеральной ° контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг"»4, подготовленной « Правительством РФ, это послужит существенному повышению качества обе-| спечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системе ного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных 1 (муниципальных) контрактов, обеспечит прозрачность всего цикла закупок от

0

° планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратит

го

¿5 коррупцию и другие злоупотребления в сфере обеспечения государственных и

1 муниципальных нужд.

| Думается, что для правильного теоретического осмысления контрактной

системы в сфере закупок в неё, помимо вышеперечисленных элементов, также следует включить процесс финансирования государственных и муниципальных нужд в соответствии с бюджетным законодательством РФ и рассматривать данную систему как совокупность следующих взаимосвязанных элементов: определение (формирование) государственных нужд в зависимости от целей, 238 задач и функций государства посредством применения таких методов, как

планирование и прогнозирование; финансирование государственных нужд (из бюджетных и внебюджетных источников); удовлетворение выявленных потребностей путем размещения заказа, заключения соответствующего контракта или гражданско-правового договора на выполнение обязательств по заключенному контракту или договору; составление отчетности об исполнении контрактов, договоров; осуществление мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в данной области; проведение контроля (в т.ч. финансового) за правильностью применения норм о контрактной системе в сфере закупок, эффективностью и качеством удовлетворения государственных и муниципальных нужд, экономностью и целенаправленностью использования финансовых ресурсов страны.

В свою очередь в соответствии с Законом о контрактной системе выделяются следующие цели контрактной системы в сфере закупок:

повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг;

обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок; предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок (ст. 1). Следует отметить, что в Законе о размещении заказов цели системы государственного заказа были значительно шире (ст. 1) и, думается, более обоснованны, т.к. в них имелось указание на то, что данная система является одним из инструментов финансовой деятельности государства и муниципальных образований по реализации эффективной и результативной политики в процессе распределения и использования денежных фондов страны. В частности, предусматривались следующие цели:

обеспечение единства экономического пространства на территории Россий- ш ской Федерации; н

эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников С

а

финансирования (что является одним из главных направлений финансовой т

о

деятельности государства и муниципальных образований). к

о

Думается, что ст. 1 Закона о контрактной системе следует изменить в части о' указания целей осуществления контрактной системы и изложить следующим | образом: «Настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные в

на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения н

о

единства экономического пространства на территории Российской Федера- Ю

ции, повышения эффективности и результативности использования средств |

бюджетов и внебюджетных источников финансирования при осуществлении к

закупок товаров, работ и услуг, осуществления гласности и прозрачности осу- а

ществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в д

е

сфере закупок ...». и

Рассматриваемая контрактная система формируется и развивается в соответ- № ствии с определенными принципами. Кроме специальных принципов, регулиру- 69 ющих именно процесс осуществления закупок для обеспечения государственных • и муниципальных нужд, которые нашли отражение в Законе о контрактной к системе (принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок), контрактная система основывается на общеправовых принципах законности, гласности, федерализма 2к9

и как институт финансового права — на общеотраслевых принципах финансового права, таких как: плановость финансовой деятельности; самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов; приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан; социальная направленность финансово-правового регулирования; участие граждан Российской Федерации, общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, её контроле; экономичность и прозрачность в расходовании денежных средств страны и др.

Относительно нормативно-правовых актов, регулирующих контрактную систему (систему государственного заказа), следует отметить, что согласно ст. 2 Закона о контрактной системе к ним относятся: Конституция РФ; международные договоры РФ; Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Закон о контрактной системе; а также другие федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», субъектов РФ, органов местного самоуправления регулирующие отношения в области реализации контрактной системы, причем данные нормативно-правовые акты должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Особое внимание хотелось бы обратить на нормы Бюджетного кодекса РФ и других финансово-правовых актов, регулирующих различные виды отношений в области контрактной системы, среди которых можно выделить: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля | 2013 г. № 248-ФЗ)5, Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О нацио-~ нальной платежной системе» (с изм. и доп. от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ)6, Феде-

ш ральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

01

? (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)7, Федеральный закон от 15 декабря

| 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе-

| дерации» (с изм. и доп. от 23 июля 2013 г. № 211-ФЗ)8, различные распоряжения

0 Правительства РФ по вопросам регулирования финансовой деятельности госу-| дарства, в частности по утверждению государственных программ, ежегодные

1 бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, финансово->§ правовые акты представительных органов субъектов РФ, муниципальных об-I разований и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

| Значение данных актов достаточно велико, т.к. они служат основой осуществле-

| ния контрактной системы в сфере закупок — именно их нормами регулируются вопросы финансово-правового статуса субъектов контрактной системы (в част-§ ности, устанавливается финансово-правовой статус заказчиков); определения § государственных и муниципальных нужд (характеризуются основные направ-I ления выделения бюджетных ассигнований, регулируются государственные | программы, государственные задания и др.); планирования и прогнозирования порядка удовлетворения данных нужд; порядка финансирования потребностей государства и муниципальных образований (процесс финансирования выполнения бюджетных обязательств, а также государственных (муниципальных) программ, государственных заданий и др.); проведения финансового контроля в сфере осуществления контрактной системы в сфере закупок, привлечения к ответственности 240 за выявленные правонарушения в данной области и др.

Н.А. Жирнова

• К вопросу о субъектах банковской тайны

Таким образом, контрактная система в сфере закупок представляет собой деятельность участников данной системы, направленную на реализацию её основных целей и задач, в частности: на эффективное и результативное обеспечение государственных и муниципальных нужд; экономное и целенаправленное расходование финансовых ресурсов страны. Основывается данная система на определенных нормативно-правовых актах и общеправовых принципах, общеотраслевых принципах финансового права и на специализированных принципах контрактной системы в сфере закупок.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. 1, ст. 3105; 2013. № 27, ст. 3463.

2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст.1652; № 27, ст. 3480.

3 Статья 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г. № 188-ФЗ).

4 Доступ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4081.

6См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 27, ст. 3872; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4084.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2013. № 27, ст. 3477.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51, ст. 4832; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4044.

Н.А. Жирнова

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

В данной статье рассматриваются проблемы субъектного состава правоотношений, складывающихся в сфере реализации права на банковскую тайну в Российской Федерации. Анализируется действующее законодательство, проводится классификация групп субъектов, имеющих право на получение и использование данного вида информации с ограниченным доступом.

Ключевые слова: банковская тайна, информация с ограниченным доступом, конфиденциальная информация, субъект правоотношений, клиент кредитной организации, владелец банковской тайны, пользователь банковской тайны.

N.A. Girnova

CONCERNING THE QUESTION OF THE SUBJECT FORM OF A BANK SECRET

The article analyses different problems of subject form of legal relationship in the sphere of law's realization of tax secret in Russian Federation. With that end is analyzed the legislature, group of subjects are classified according their right to receive and use information with the restricted access their rights and duties.

Keywords: bank secret, information with the restricted access, confidential information, client of credit organization, credit card owner, credit card user, subject of law's realization, taxpayer.

Субъектов правоотношений, складывающихся в сфере банковской тайны, в самом общем виде можно определить как лиц, на которых в той или иной мере распространяется действие данного института. Их можно разделить на следующие группы: обладатели банковской тайны — клиенты кредитных учреждений; владельцы банковской тайны — кредитные учреждения, получающие кон-

© Жирнова Наталья Александровна, 2013

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права, преподаватель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: priem@sgap.ru 241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.