DOI: 10.17805/trudy.2023.3.2 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ПН. Верещагин Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные внутренние угрозы России, раскрывается законодательное регулирование общественных отношений в области охраны общественного порядка и безопасности, а также указываются субъекты поддержания правопорядка в РФ. На основании анализа складывающейся криминальной и общественной обстановки предлагаются меры по укреплению общественного порядка и безопасности.
Ключевые слова: правоохранительные органы; общественная безопасность; охрана общественного порядка; национальная безопасность; общественные отношения; Стратегия национальной безопасности; экстремизм; терроризм
ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO MAINTAIN PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY
G.N. Vereshchagin Moscow University for the Humanities
Abstract: The article examines the current internal threats to Russia, reveals the legislative regulation ofpublic relations in the field ofpublic order and security, and also specifies the subjects of law enforcement in the Russian Federation. Based on the analysis of the current criminal and social situation, measures are proposed to strengthen public order and security.
Keywords: law enforcement agencies; public security; protection of public order; national security; public relations; National security strategy; extremism; terrorism
Обеспечение общественной безопасности, охрана общественного порядка является конституционной обязанностью государства, которую выполняют правоохранительные органы. Данная обязанность закреплена в ст. 72 Конституции Российской Федерации, которая указывает, что обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 была введена в действие новая Стратегия национальной безопасности России, которая является базовым документом, определяющим цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Данным документом определены стратегические национальные приоритеты, среди которых - государственная и общественная безопасность (Указ Президента РФ..., Электр. ресурс).
Обеспечение правоохранительными органами общественной безопасности, общественного порядка, создает благоприятные условия для жизнедеятельности
людей, осуществления хозяйственной деятельности, а также способствует соблюдению прав и законных интересов граждан.
События, происходящие в мире после 24 февраля 2022 г., связанные с началом проведения специальной военной операции Российской Федерацией на территории Украины, с целью пресечения агрессивных действий украинского правительства в отношении мирных жителей Луганской и Донецкой народных республик, значительно повлияли на национальную безопасность РФ.
Так, не приятие некоторыми странами изменения геополитической обстановки на мировой арене, способствовало с их стороны бесконтрольной передаче неограниченного количества различного вооружения украинской власти, что не исключает возможность его появления и применения на территории РФ. Кроме того, украинской властью осуществляется регулярная подготовка диверсионных групп для действий в зоне специальной военной операции и приграничных территорий РФ, таких как Брянская область, Курская область, Ростовская область, Республика Крым, Краснодарский край.
В связи с совершением в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественных действий со стороны некоторых государств, Правительство РФ включило их в Перечень «недружественных государств» (Распоряжение Правительства РФ..., Электр. ресурс). В настоящее время недружественными странами РФ, осуществляются планомерные, целенаправленные действия по формированию негативного отношения к гражданам РФ, используются социально-экономические проблемы для разрушения внутреннего единства РФ, организуются экстремистские движения с целью раскола российского общества. Иностранными спецслужбами осуществляется использование и вербовка граждан Российской Федерации, мигрантов, находящихся на территории РФ, из числа лиц не согласных с проведением специальной военной операции, для подрыва конституционного строя, общественного порядка и общественной безопасности РФ. Кроме того, в числе беженцев на территорию РФ проникают лица враждебно настроенные по отношению к РФ. Их нахождение на территории РФ крайне опасно, способствует созданию «спящих ячеек», которые могут быть использованы для подрыва внутренней стабильности в любом субъекте РФ (Грищенко, 2022).
Данные действия создают угрозы совершения террористических актов и угрозы массовых беспорядков на территории субъектов Российской Федерации. Согласно информации, предоставленной в августе 2022 г. Национальным антитеррористическим кабинетом РФ, активизировалась деятельность украинских спецслужб и националистических структур по склонению молодежи, проживающей на территории РФ, к совершению терактов. Так, в первом полугодии 2022 г. было предотвращено 61 преступление террористической направленности, при этом 26 подготавливались молодыми людьми в возрасте до 25 лет, а 32 преступления готовились лицами, попавшими под влияние неонацистской идеологии.
Современный терроризм характеризуется высоким уровнем организации, финансирования и оснащенности, и направлен не только на запугивание людей,
но и на разжигание между людьми ненависти по национальному, религиозному, классовому признакам и по политической принадлежности, поэтому обеспечение правоохранительными органами общественного порядка и общественной безопасности в настоящее время является наиглавнейшей задачей правоохранительных органов.
Следует отметить, что несмотря на то, что понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» используются в законодательстве очень широко, однозначного их определения в юридической литературе не имеется и на законодательном уровне не закреплено. Обсуждения смысловых понятий указанных терминов в юридическом научном сообществе происходят уже не один год, и на данный момент данные термины имеют множество интерпретаций, предлагаемых такими исследователями, как: Керамова С.Н., Сибгатуллин Ф.С., Якунин А.И. и др. Их определения имеют схожее смысловое значение. В научной статье Ке-рамовой С.Н. дается такое определение общественному порядку: состояние упорядоченности социальных норм, а именно норм права, морали, корпоративных норм, норм-обычаев, системы общественных отношений и их соблюдения, а общественную безопасность автор определяет, как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства (Керамова, 2020). Анализ представленных в юридической литературе определений общественного порядка в его широком понимании дает основание полагать, что общественный порядок представляет собой упорядоченную систему общественных отношений, урегулированных не только нормами права, но и социальными нормами (Сибгатуллин, 2022). Общественная безопасность в широком смысле слова представляет собой защищенность прежде всего интересов общества и личности как члена этого общества (Якунин, 2011). Ядром охраны общественного порядка в процессе правоохранительной деятельности является охрана общественных отношений.
Общественные отношения, функционирующие в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, выступают в качестве предмета различных отраслей законодательства: уголовного, административного, и других. Так, общественные отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности регулируется главой 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации., Электр. ресурс), также общественные отношения, в области общественной безопасности регулируются главой 24 «Преступления против общественной безопасности» Уголовного кодекса Российской Федерации (Уголовный кодекс., Электр. ресурс). За последние 10 лет законодательство в данных отраслях неоднократно подверглось существенному изменению и дополнено рядом статей. Так, например, с 8 января 2019 г. введена ответственность по ст. 20.3.1 КоАП РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», а с 19 декабря 2020 г. введена
ответственность по ст. 20.3.2 КоАП РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Не осталось в стороне и уголовное законодательство, которое с 1 апреля 2020 г. дополнено ст. 207.1 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан», ст. 207.2 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия», а с 14 июля 2022 г., дополнено ч.3 ст. 208 УК РФ «Участие гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ)». Видовым объектом преступлений, предусмотренных главой 24 УК РФ, в том числе, массовых беспорядков, выступает общественная безопасность в узком смысле или общая безопасность, как совокупность общественных отношений, обеспечивающих защищенность жизни и здоровья граждан, имущественных интересов, общественного спокойствия и порядка, нормальной деятельности учреждений, организаций, предприятий (Якунин, 2011).
Субъектами, обеспечивающими правопорядок и общественную безопасность, выступают: полиция, федеральная служба безопасности РФ, Росгвардия, министерство чрезвычайных ситуаций РФ, ФСО России и др.
В целях обеспечения должного уровня охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, правоохранительные органы решают задачи, закрепленные в «Стратегии национальной безопасности России». От полноты и качества выполнения данных задач, зависит внутренняя безопасность государства, а от эффективности деятельности правоохранительных органов зависит общественное спокойствие граждан и формирование атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности. Следует отметить, что эффективность деятельности правоохранительных органов зависит не только от уровня подготовленности сотрудников, но и от уровня проработанности, эффективности исполняемого ими действующего законодательства.
Анализом, проведенным ФКУ «Главный информационно- аналитический центр» МВД РФ о состоянии преступности в России установлено, что за 9 месяцев 2022 г. произошло снижение преступности в России на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом в 30 субъектах РФ произошел рост числа зарегистрированных преступлений, каждое четвертое преступление совершается с использованием 1Т-технологий. Более половины совершенных преступлений с использованием 1Т-технологий (200,1 тыс.), относятся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, при этом три четверти из них 73% совершены с использованием интернета. Также аналитическим центром установлено, что в организованных формах соучастия в текущем году, было совер-
шено преступлений на 11,9% больше, чем в 2021 г. Зарегистрирован рост преступлений террористического характера (1818 преступлений), что на 2,4% больше прошлого года, при этом на стадии приготовления и покушения пресечено только 65,2%, что свидетельствует о наличии серьезных проблем при выявлении данных категорий преступлений. Кроме того, произошел всплеск преступлений на 31,7% экстремистской направленности (1125 преступлений). Рост данного вида преступлений показывает о необходимости срочных мер профилактики, с целю недопущения дальнейшего роста. Не может не вызывать беспокойства и количество выявленных фактов хищения и вымогательств оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло на 8,3%, что в условиях роста экстремизма в стране, крайне опасно (Состояние преступности в России., Электр. ресурс).
Хотелось бы подчеркнуть, что охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности должны сводится не только к выявлению административных правонарушений и преступлений, пресечению противоправной деятельности, раскрытию и расследованию преступлений, но и должны быть направлены на установление стабильного общественного порядка, его укрепление, путем принятия действующих мер профилактики правонарушений и преступлений.
Стоит отметить, что в 2022 г. усложнилась криминогенная обстановка, характеризующаяся ростом экстремистских действий с увеличением числа массовых беспорядков, и увеличением террористических актов, как в России, так и по всему миру. Этому способствует общественно-политическая обстановка, проявление идей экстремизма, особенно среди молодого поколения. Ситуация требует принятия кардинальных мер для поддержания на должном уровне общественного порядка и общественной безопасности в РФ. Существующий уровень обеспечения общественной безопасности в РФ не может в полной мере защитить жизнь и здоровье граждан.
Кроме того, регулярно возникают проблемы поддержания общественного порядка и общественной безопасности в связи с активным развитием и информатизацией общества и использованием интернета. Происходит ежегодный рост преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий. Поэтому необходимо провести оптимизацию деятельности правоохранительных органов, увеличить штатную численность подразделений в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом, борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий, а также активно развивать информационные подразделения правоохранительных органов.
Учитывая, что угрозой для страны является экстремистская деятельность националистических, этнических, религиозных, и иных организаций, действующих с целью разрушения единства нашего общества, и территориальной целостности РФ, пытающихся вызвать внутриполитическую дестабилизацию в стране, необходимо выработать эффективные методы борьбы с их проявлениями на законодательном уровне и в правоохранительной деятельности.
С целью обеспечения общественной безопасности, профилактики и минимизации нарушения общественного порядка и общественной безопасности, необходимо пересмотреть деятельность правоохранительных органов с учетом возможности использования современных технологий, в том числе, в области криминалистики, для профилактики, выявления и пресечения правонарушений, преступлений, а также для установления лиц их подготавливающих и совершивших. При организации деятельности правоохранительных органов нельзя допускать не рационального использования сил и средств. В связи с необходимостью борьбы с террористическими угрозами и экстремизмом, для обеспечения общественной безопасности и оказания помощи правоохранительным органам необходимо рассмотреть вопрос о создании на территории субъектов федерации народных дружин, в соответствии с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», с привлечением денежных средств субъектов РФ для их содержания (Федеральный закон..., Электр. ресурс).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) //Консультант-Плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/ (дата обращения: 10.11.23)
Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия» // СЗ РФ. 2022. №17. Ст. 1748. //Гарант. Информационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/403615676/ (дата обращения: 10.11.23)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) //КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.11.23)
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. №27 (часть II). Ст. 5351. //КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271/ (дата обращения: 10.11.23)
Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536. //КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161195/ (дата обращения: 10.11.23)
Грищенко Л.Л. (2022). Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции //Академическая мысль). №2 (19). С.108. //CyberLeninra [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-usloviyah-provedeniya-spetsialnoy-voennoy-operatsii/viewer (дата обращения: 10.11.23)
Керамова С.Н. (2020). Особенности административной ответственности за
правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность// Юридический вестник ДГУ. Т. 33 № 1. С. 75.
Сибгатуллин Ф.С. (2022). Общественный порядок и общественная безопасность в Российской Федерации: Проблемы определения понятий и роль войск национальной гвардии в их обеспечении (теоретико-правовой аспект) // Правопорядок: история, теория, практика. № 3 (34). С. 17.
Состояние преступности в России за январь - ноябрь 2022 года. (2022) М.: МВД РФ; ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». 67 с. // [Электронный ресурс] URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1684601706&tld=ru&lan g=ru&name=mvd_22_11_.pdf&text =(2022) (дата обращения: 10.11.23)
Якунин А.И. (2011). Объект посягательств при массовых беспорядках // Вестник Воронежского института МВД России. № 2. С. 2.
Верещагин Геннадий Николаевич - аспирант юридического факультета Московского гуманитарного университета. Научный руководитель Трунцевский Ю.В. -доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Эл. адрес: gennady.vereshchagin@mail.ru
Vereshchagin Gennady Nikolaevich is a postgraduate student at the Faculty of Law of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor Truntsevsky Yu.V. -Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Criminal Law and Special Disciplines of the Moscow University of the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Email address: gennady.vereshchagin@mail.ru
Для цитирования:
Верещагин Г.Н. Деятельность правоохранительных органов по поддержанию общественного порядка и общественной безопасности. 2023. № 3. С. 9-15. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805/й^у.2023.3.2