Экологическое право
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ПРИРОДООХРАННЫХ ОРГАНОВ В ВОПРОСАХ НЕДОПУЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
КУДЖЕВА Елена Керимовна,
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Сопротивление экологической преступности является самым важным из направлений уголовной политики нашего государств В статье рассматриваются проблемы деятельности правоохранительных органов в области охраны окружающей среды и предотвращения преступлений посягающих на нее. В работе специальное внимание уделено важнейшим направлениям деятельности органов внутренних дел и прокуратуры в области охраны окружающей среды. Именно отмечено, что важным направлением является не только профилактика экологических преступлений, но и качественная организационная работа прокуратуры, милиции и других исполнительных органов власти в области охраны окружающей среды. В статье дан ряд рекомендаций, на которые необходимо уделить серьезное внимание.
Abstract: Resistance of ecological crime is the most important of the directions of criminal policy of our state. In article problems of activity of law enforcement agencies in the field of environmental protection and prevention of the crimes encroaching on it are considered. In work special attention is paid to the most important activities of law-enforcement bodies and prosecutor's offices in the field of environmental protection. It is noted that the important direction is not only prevention of ecological crimes, but also high-quality organizational work of prosecutor's office, militia and other executive authorities in the field of environmental protection. In article a number of recommendations on which it is necessary to pay a close attention are given.
Ключевые слова: Уголовная ответственность, экологическая безопасность, Экологические преступления, преступность, преступления против окружающей природной среды, разграничение уголовной и административной ответственности за экологические преступления.
Keywords: Criminal liability, environmental safety, Ecological crimes, crime, crimes against the surrounding environment, differentiation of criminal and administrative liability for ecological crimes.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и справедливую информацию о ее состоянии.1
Овладение этой информацией, является той основой, которая может создавать и даже уже создает необходимые предпосылки к реализации гражданами Российской Федерации своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.
В XXI веке государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией.
Ее рассмотрение позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать первоочередные задачи в области природопользования ее охраны.
Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в общем объеме нужными средствами для борьбы с экологическими преступлениями.
Благодаря этому в этой деятельности устойчиво участвуют работники многочисленных природоохранных органов и контрольных надзорных служб.2 В ликвидации угроз экологической безопасности, вызванных конкретными преступлениями, участвуют и органы исполнительной власти. Борьба с экологическими преступлениями ведется на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных актов. В них детально излагается порядок действий, адресованных на предупреждение экологических преступлений, хранятся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первостепенных мероприятий, направленных на обеспечение мер эколо-
1 Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как 2 Желваков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природ-
правовая категория // Государство и право.2008. № 9. С. 30-42. ной среды в РФ М.: Зерцало, 2002.
гической безопасности. Они устанавливают порядок передачи материалов об установленных фактах с
признаками экологического преступления в органы
1
милиции и прокуратуры.
Одним из основных условий повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями являются устойчивое совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по объединении усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального и местного уровней.
Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью стали в последние годы финансировать и снабжать соответствующее направление правоохранительной деятельности.
В борьбе с экологическими правонарушениями и преступлениями усиливается роль научно-практических конференций, совещаний, «круглых столов», проводимых по данной проблематике. Они объединяют усилия, улучшают координацию деятельности в этой сфере занятия правоохранительных органов и органов исполнительной власти.
Наиболее распространенными формами работы со стороны внутренних дел природоохранным органам являются: участие в выявлении и задержании правонарушителей, коллективная разработка комплексных планов; установлении личности правонарушителя; осмотр добытых животных и рыб; обследование орудий и способов охоты и рыболовства; организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у правонарушителей орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.2
Как видим, органы внутренних дел относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, которые решают задачи в области охраны окружающей природной среды с помощью организационно правовых средств, которая направлена на упрочение экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности в РФ.
1 В тексте: Бакунина О.С. О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями // Государство и право. 1997. № 1. С. 18-22.
2 Чертова Н.А. Роль органов внутренних дел и перспективы их деятельности в обеспечении экологической безопасности Рос-
сии. // Государство и право. 2006. № 5. С. 35-40.
Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны окружающей природной среды является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их основной задачей становится выявление условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предостережению.
Самой результативной формой профилактики нарушений природоохранительного законодательства является внесение органами внутренних дел представлений в соответствующие органы по фактам правонарушений и преступлений. При этом в представлении нужно указывать основания, причины и условия, которые содействуют нарушению природоохранительного законодательства, и предложения по их устранению.3
Одной из главных задач по данной проблеме является формирование эффективного механизма осуществления принимаемых решений, чтобы добиваться предупреждения, предотвращения экологических преступлений и правонарушений, а при их совершении стремительного и эффективного реагирования и наказания за свершенное экологическое правонарушение.
В этой деятельности соответствующее место занимают органы прокуратуры, реализовывающий надзор за исполнением законов, действующих в РФ и выступающие от ее имени
Говоря другими словами, главным звеном в государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства и борьбы с экологическими преступлениями являются органы прокуратуры.
В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры реализовывают прокурорское наблюдение за исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и достоверности, принимаемых мер по ликвидации выявленных экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. Ежегодно прокурорами направляются
1 Ляпунов Ю.И. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел. М.:ИНФРА-М, 2005.
в суды огромное количество уголовных дел о бессердечном использовании природных ресурсов. 1
В зависимости от характера нарушений природоохранительного законодательства, их оснований, их повторности, наступивших в будущем вредных результатов, уровня вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление.
Реализовывая надзор за соблюдением законности в сфере исполнения экологического законодательства, прокурор особое внимание уделяет законности применения мер воздействия, в частности, наложения административных взысканий и привлечения к уголовной ответственности.
Для этой цели прокурор регулярно контролирует законность решений о наложении административных взысканий, соблюдение порядка рассмотрения материалов об административных правонарушениях. Для того чтобы провести на должном уровне проверки, прокурор должен знать органы, которым дано право привлечения к ответственности, сферу их компетенции, иметь информацию об их деятельности. Такие проверки способствуют целенаправленно подвергать анализу работу органов по предотвращению правонарушений, изобличать незаконные правовые акты и вовремя принимать меры к их отмене.
Значительное место в деятельности прокурора играет реализация надзора за соблюдением законности при расследовании возбуждаемых уголовных дел - исполнением требований, как природоохранного законодательства, так и норм уголовно-процессуального законодательства.
Прокурор регулярно контролирует материалы, находящиеся в производстве органов следствия и дознания, обоснованность решения о возбуждении уголовного дела, полнота послуживших основанием для принятия такого решения материалов и при надобности дает указания об их дополнении или отменяет вынесенное постановление, если оно необоснованно.
При проверке законности принятия решений по материалам, заявлениям, сообщениям о совершенных экологических преступлениях прокурор должен учитывать, что по делам этой категории своевре-
1 Куджева Е.К. К вопросу о необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления // Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные социально-экономические и правовые аспекты устойчивого развития региона. г. Черкесск, 2016г
менность возбуждения дела имеет решающее значение для обеспечения полноты, всесторонности и объективности расследования соответствующего дела.
В ходе надзора за расследованием прокурор должен прослеживать, чтобы были использованы все имеющиеся научно-технические средства для собирания и исследования доказательств, изымались необходимые документы, выяснялись причины и условия, которые содействовали допущений правонарушений, принимались меры по компенсации ущерба, справедливо определялась степень вины предприятий и организаций. Это особенно важно и для должной организации надзора за соблюдением законности в сфере природоохранной деятельности в целом.
Предъявляя иски в суды, прокуроры часто подменяют другие органы. Подавляющее число исков, если это не связано с судами уголовных дел, должны предъявляться уполномоченными на то органами: органами здравоохранения, комитетами по охране окружающей природной среды, местными органами власти, а также и другими. Прокурорам же надлежит предъявлять иски в тех случаях, когда это по какой-то причине не в состоянии сделать заинтересованные органы.
В целях обеспечения правильного применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения судам рекомендовано обратить больше внимание на существенность обеспечения правильного, и эффективного применения законодательства об ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений. Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений определена тем, что объектом посягательства являются стабильность окружающей природной среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.2
В свою очередь судам следует иметь в виду, что при рассмотрении дел, связанных с нарушение экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей.3
2 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993. № 237ст.42.
3 Иванов А.А. Проблемы ответственности в современных юридических исследованиях // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2016г.
Что касается принципов уголовной ответственности за экологические преступления, то Уголовным кодексом РФ предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение к охране окружающей природной среды.
Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, в том числе и об охране окружающей среды, не могут предусматривать уголовной ответственности помимо УК РФ.
Законодательством предусматриваются задачи Уголовного кодекса РФ, и хотя их немного, в них присутствуют экологические цели.
Задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологические), охрана собственности (в том числе на природные ресурсы), общественного порядка и общественной безопасности (в том числе экологического правопорядка), окружающей среды, Конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества (путем установления уголовной ответственности за экоцид), а также предупреждение преступлений (в том числе экологических).
Для предотвращения и пресечения экологических преступлений важнейшее значение имеют принципы справедливости привлечения к ответственности и применения наказания.
Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, условиям его совершения и личности виновного, который совершил это преступление
За одно и то же преступление никто не может нести уголовную ответственность дважды. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. 1
При назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений необходимо соблюдать принцип индивидуализации. Следует скрупулезно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела, характер нарушений и тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др. Виновному могут быть применены дополнитель-
1 Исмаилова П.У . Ответственность и наказание за загрязнение атмосферы // Российский судья 2008. № 7.
ные наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.
За совершение экологических преступлений Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды наказаний:
- штраф, то есть «денежное взыскание, предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству МРОТ, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания. Наказание в виде штрафа предусмотрено за все экологические преступления. Минимальный размер штрафа - 200 МРОТ, максимальный - до 700 минимальных размеров оплаты труда.2 - лишение права занимать определенные должности «Данный вид наказания используется, когда преступление связано с должностным положением». Такого рода наказание рассчитано за многие экологические преступления.
- исправительные работы. Отбываются правонарушителей по месту работы осужденного. В этом случае из его заработка удерживают в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, за нарушение ветеринарных правил3 и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет) и т.д.
- ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); истребление критических местообитаний для растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ (до 3 лет) и т д.
- арест. Содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев) и т.д.
- лишение свободы на определенный срок. Предусматривается за нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет ).4
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996№ 6Э-ФЗ в последней редакции, действующей с 21 октября 2018 года( гл. 26)
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996№ 63-ФЗ в последней редакции, действующей с 21 октября 2018 года( гл. 26, ст. 246.)
4 Там же.( гл.26 ст. 249)
Жесткая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид. Экоцид - массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. За данное преступление наказывают виновника лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Сейчас практику назначения уголовного наказания нельзя признать мерой, «сдерживающей преступность». Большинство экологических преступлений общего характера отнесено законодателем к преступлениям средней и небольшой тяжести.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы:
1. В России, да и в КЧР проблеме профилактики и борьбы с экологическими преступлениями придается необходимое значение и уделяется достаточное внимание, как законодателем при формировании правовой базы, так и в деятельности органов государственной и исполнительной власти.
2. В XXI веке одной из основных задач является формирование эффективного механизма реализации принимаемых решений, чтобы добиваться предупреждения, предотвращения экологических правонарушений, а при их совершении - быстрого и полного возмещения вреда.
3. Крайне негативно следует расценивать любые шаги, адресованные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Следует обобщить опыт работы природоохранных прокуратур, позволят сделать вывод о необходимости дальнейшего укрепления кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями.
4. Необходимо повысить роль государственного регулирования в области охраны окружающей природной среды (Преступность и реформы в России / под ред. Желвакова Н.Н. М., 2010. С. 277, 278, 286). Следует расширить полномочия действия экологической милиции. Необходимо создать экологические суды по рассмотрению, как уголовных, так и гражданских дел или компетентных специальных судей по рассмотрению экологических преступлений.
5. Меры по предупреждению экологических правонарушений и преступлений должны быть четко сформулированы и применяться быстро и неизбежно.
6. Постоянно изучать качество воздуха, воды, почвы, регулярно публиковать список наиболее злостных загрязнителей и правонарушителей.
7. Необходимо добиться четкое взаимодействие правоохранительных органов, органов государственной власти, контролирующих, которые являются залогом успеха в пресечении и предупреждении экологических преступлений.
Библиография:
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Конституция Р Ф// Российская газета. 25.12.1993. № 237ст.42. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 в редакции 21. 10.2018г.
Бакунина О.С. О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями // Государство и право. 2000. № 1.
Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право.2008. № 9. Желваков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в РФ М.: Зерцало, 2002. Иванов А.А. Проблемы ответственности в современных юридических исследованиях//Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2015г.
Исмаилова П.У .Ответственность и наказание за загрязнение атмосферы // Российский судья 2008. № 7. Куджева Е.К. К вопросу о необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления // Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные социально-экономические и правовые аспекты устойчивого развития региона. г. Черкесск, 2016г. Ляпунов Ю.И. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел. М.:ИНФРА-М, 2005г.. Чертова Н.А. Роль органов внутренних дел и перспективы их деятельности в обеспечении экологической безопасности России. // Государство и право. 2006. № 5. С. 35-40.