Научная статья на тему 'Деятельность Правительства и местных органов самоуправления по законодательной регламентации труда торговых служащих'

Деятельность Правительства и местных органов самоуправления по законодательной регламентации труда торговых служащих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ СЛУЖАЩИЕ / УСЛОВИЯ ТРУДА / РАБОЧИЙ ДЕНЬ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бирюков М. Ю., Шатохин И. Т.

Требования торговых служащих по изменению условий труда, сокращению продолжительности рабочего дня в будни, выходные и праздничные дни. Законодательство по регламентации рабочего времени торговых служащих. Роль местных органов власти в поиске компромисса между требованиями торговых служащих и работодателей на основе действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Правительства и местных органов самоуправления по законодательной регламентации труда торговых служащих»

УДК 94(47)083

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА ТОРГОВЫХ СЛУЖАЩИХ

М.Ю. БИРЮКОВ И.Т.ШАТОХИН

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: maksimbirukov@yandex.ru e-mail: shatohin@bsu.edu.ru

Требования торговых служащих по изменению условий труда, сокращению продолжительности рабочего дня в будни, выходные и праздничные дни. Законодательство по регламентации рабочего времени торговых служащих. Роль местных органов власти в поиске компромисса между требованиями торговых служащих и работодателей на основе действующего законодательства.

Ключевые слова: торговые служащие, условия труда, рабочий день, трудовое законодательство.

К концу XIX в. в Российской империи наблюдался активный рост торговли. Благодаря этому сложился довольно значительный слой торговых служащих. К концу первого десятилетия XX в. численность торговых служащих в Российской империи достигала 2 млн. чел.1 В 1908 г. численность торговых служащих Курской губернии составила 3 574 чел.2 Наибольшая концентрация торговых заведений и, следовательно, приказчиков, работающих в них, наблюдалась в городах. Таким образом, в этой профессии была занята довольно значительная прослойка городских жителей, с нуждами которых уже было необходимо считаться. В связи с этим правительство Российской империи и власть на местах уже не могли «закрывать глаза» на проблемы этого сословия. Одной из таких проблем было отсутствие закона об условиях труда торговых служащих. Нормировка труда служащих торговой сферы являлся для правительства Российской империи и власти на местах «больным», и так до конца неразрешенным, вопросом на протяжении всех полутора десятилетий начала XX в. этот вопрос имел две стороны: 1) нормировка труда торговых служащих в будние дни; 2) нормировка труда торговых служащих в праздничные и выходные дни.

В конце XIX — начале XX вв. количество выходных и праздничных дней в году регулировалось различными нормативными актами с учетом региональной специфики. Поэтому их количество в каждой отдельной местности могло варьироваться в широких пределах. Сюда входили основные гражданские и церковные праздники, отдых во время которых распределялся следующим образом: 6 дней выделялось на празднование Пасхи, Рождества и Нового года, 11 — двунадесятых праздников (за исключением 25 декабря — Рождества) и 49 воскресных дней (исключая Пасху, Троицу и Вербное Воскресение). К этому числу прибавлялось небольшое количество местных гражданских и церковных праздников, что в конечном итоге давало цифру 75 выходных дней в году в среднем. Причем в 6 губернских городах эта цифра колебалась от 72 и до 80 (средняя величина 79), а в 14 уездных в пределах от 73 до 94 (в среднем 84 дня)3. Если перевести средний показатель минимального количества выходных и праздничных дней в году в относительную величину, то мы получаем цифру 18% от общего числа дней в году, т.е. пятая часть календарного года.

1 Гудван А.М. В царстве тьмы и эксплуатации: (К вопросу о нормировке труда приказчиков). СПб, 1909. С. 1.

2 Обзор Курской губернии за 1908 г. Курск, 1909. С. 44.

3 Верховский Г.А. Отдых торгово-промышленных служащих (по данным анкеты 1909 г.). Вып. 1. М., 1912. С. 31-32.

Продолжительность труда работников сферы торговли изучалась такими исследователями как А. Гудван, С.В. Курнин, С.В. Листов. В частности С.В. Листов в своем докладе опирался на данные анкет, которые были разосланы в Общества приказчиков, действующие в различных городах Российской империи. 46 пунктов анкет позволили автору рассмотреть различные стороны жизни приказчиков, в том числе нормировку труда. Всего было заполнено 3 254 анкеты по 26 городам, среди которых 53 анкеты были заполнены приказчиками г. Курска. Согласно этим анкетам 31 торговый служащий г. Курска работал более 12 часов в сутки. Наибольшее количество из известных по данному анкетированию служащих (26 чел.) работали по 13-15 часов. В среднем приказчики г. Курска работали по 14,06 часов в сутки. Это являлось средним показателем по изученным городам, будучи на 3,59 ч. ниже самой большой продолжительности рабочего дня (17,65 ч. в г. Елизаветграде) и выше самого низкого показателя — 12,20 ч. в г. Ярославле. При этом автор делает оговорку в сторону того, что если бы данные были более полные и затрагивали в своей основе на только служащих в крупных торговых заведениях, но и в большом количестве средних и мелких, то картина была бы еще более удручающей. В дополнение ко всему приказчики, кассиры проводили весь рабочий день стоя за прилавком, и многие владельцы торговых заведений, по словам самих приказчиков, запрещали покидать рабочие места и даже принимать пищу «на ходу»4.

Данная проблема поднималась и ранее. Так, на Всероссийском торговопромышленном съезде, проходящем в 1896 г. в Нижнем Новгороде, С.В. Курнин в своем докладе «Необходимость воскресного отдыха для лиц, занятых в торговопромышленных заведениях» детально рассмотрел данный вопрос. Проведя опрос и анкетирование среди приказчиков ряда губерний Европейской части России Курнин сделал ряд обобщений, в том числе и по положению торговых учеников. Поступая на службу в торговое заведение, торговый ученик не имел возможности посещать основные на тот период институты социализации и образования — школу и церковь — из-за отсутствия выходных дней и, зачастую, работая по 16 часов в сутки. Это в итоге приводило к тому, что такой ученик так и оставался малограмотным и «впитывал» все негативные методы торговли, которые были отмечены Курниным посредством следующей фразы: «не надуешь — не продашь»5.

Проведя исследование по многим городам Европейской части России, С.В. Курнин проанализировал возможные неудобства от запрещения или ограничения торговли в выходные и праздничные дни. Владельцы торговых заведений приводили два довода. Во-первых, при закрытии торговли в праздничный день их конкуренты могли работать с большой прибылью. Но введение обязательного постановления об ограничении торговли в выходные дни сразу бы эту проблему решило, так как постановление было бы обязательным для исполнения всеми коммерсантами. Во-вторых, в воскресные дни проводились базары для сельских жителей, на которых они могли приобрести все необходимые товары. Но опрос крестьян по ряду уездов показал, что проведение базара в воскресенье не было обязательно, так как часть товаров привозится торговцами непосредственно в деревню и в будние дни, а «воскресные базары сильно способствуют пьянству». Крестьянам же в любом случае приходилось отлучаться от работы и приезжать в город в будние дни по разным вопро-сам6. А в свободное от работы время, в том числе и в выходные дни, торговые служащие могли бы заниматься самообучением и повышать свой образовательный уро-

4 Листов С.В. К вопросу о положении служащих: Доклад, читанный на заседании санитарного отдела Московского отделения императорского русского технического общества 29 апреля 1904 г. М., 1904. С. 26-36.

5 Курнин С.В. О воскресном отдыхе приказчиков и служащих в торгово-промышленных заведениях / Материалы Всероссийского торгово-промышленного съезда и съезда представителей обществ вспоможения частному служебному труду в Нижнем Новгороде. Т. 3. Вып. 5. СПб, 1897. С. 386.

6 Там же. С. 390-391.

вень, чтобы быть конкурентными среди набирающих силу и численность работников иностранных торговых фирм7.

В конце докладе автор приходит к выводу, что единственным способом введения отдыха для торговых служащих в выходные дни является установления этого только с помощью законодательства на государственном уровне8.

Положение торговых служащих осложнялась отсутствием или крайне малым свободным временем в выходные и праздничные дни. В связи с отсутствием на государственном уровне ограничений работы для служащих торговой сферы в указанные дни, власти каждого города пытали решить эту проблему самостоятельно. Это приводило к тому, что в каждом городе наблюдались совершенно разные способы решения этого вопроса9.

Так, в губернском г. Курске в 1899/1900 гг. городская Дума несколько раз обсуждался проект постановления об отдыхе приказчиков. По первому проекту в праздничные дни разрешалась торговля с 9 до 16 часов. Затем рабочий день был продлен до 18.00. После долгих споров в проект вновь были внесены поправки, в результате которых запрещалась торговля до 9 часов утра и после 14 часов. Но это постановление Думы было отменено Управой и вновь направлено на доработку. Конечный итог работы гласных Думы по этому вопросу был следующий: в воскресенье и двунадесятые праздники торговля запрещалась вообще, а в другие праздничные дни разрешалась с 9 до 14 часов. Но, очевидно, из-за жалоб владельцев торговых заведений из Сената поступило разъяснение, в котором говорилось о том, что городские Думы не в полномочии закрывать торговлю. Пришлось вновь возвратиться к этому вопросуи окончательно установить сроки работы торговых служащих в воскресные и праздничные дни в течение трех часов — с 11.00 до 14.00.10 Для сравнения, на праздники в Полтаве торговля ограничивалась двумя часами (с 12.00 до 14.00), в Самаре — шестью (с 12.00 до 18.00)11.

В этот же период в Курском уездном земском собрании обсуждался доклад управы по вопросу издания обязательных постановлений к ограничению торговли в воскресные и праздничные дни в пригородных слободах г. Курска. Рассмотрев вопрос, члены земского собрания пришли к выводу о нецелесообразности таких постановлений. Было высказано мнение, что ограничение торговли в воскресные и праздничные дни в слободах (особенно в Ямской) неблагоприятно отразится на жителях данных слобод, главный доход которых заключается в торговле товарами повседневного спроса — «мелочными» — в основном продуктами питания. Торговля в пригородных слободах в указанные дни не могли принести ущерба городским торговцам, так как ограничение работы в воскресные и праздничные дни в городах касались труда приказчиков12.

В начале XX в. усилился процесс консолидации торговых служащих, которые коллективно стали добиваться улучшения условия труда. 14 июля 1901 г. 11 торговых служащих хутора Александровский Лесковской волости Корочанского уезда обратились к губернатору Курской губернии с прошением об учреждении на ст. Прохоровка новых правил торговли в выходные и праздничные дни, предлагая ввести в выходные и праздничные дни ограничения рабочего времени торговли — с 9 часов утра до 16 часов дня. Свою просьбу служащие аргументировали тем, что при существующих условиях торговли с раннего утра и до позднего вечера в выходные и праздничные

7 Курнин С.В. О воскресном отдыхе приказчиков и служащих в торгово-промышленных заведениях / Материалы Всероссийского торгово-промышленного съезда и съезда представителей обществ вспоможения частному служебному труду в Нижнем Новгороде. Т. 3. Вып. 5. СПб, 1897. С. 388.

8 Там же. С. 394.

9 Листов С.В. К вопросу о положении служащих. С. 36-37.

10 Русская мысль. М., 1900. С. 252.

11 Листов С.В. К вопросу о положении служащих. С. 36.

12 Журнал заседаний XXXIV очередного Курского уездного земского собрания 1898 г. Курск, 1898 С. 128.

дни, они не могут посещать церковные богослужения. Прошение было поручено рассмотреть Корочанскому уездному земству, которое, изучив вопрос, вынесло решение об удовлетворении прошения, ввиду отсутствия или малого ущерба для владельцев торговых заведений х. Александровский приносимого от исполнения данного прошения13.

Во время первой русской революции центральные органы власти стали инициировать принятие законодательных норм по регламентации труда торговых служащих. 15 ноября 1906 г. было введено в действие положение Совета Министров «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конто-рах»14, согласно которому для служащих в торгово-промышленной сфере устанавливался 12-ти часовой рабочий день. Первая попытка провести этот законопроект была предпринята в январе 1906 г., когда Министерство торговли и промышленности представило его на рассмотрение в Государственный совет. Однако последний уклонился от обсуждения под предлогом изменения порядка представления законодательных предположений. В ноябре 1906 г. министр торговли и промышленности Д.А. Философов ходатайствовал перед Советом министров о проведении законопроекта по 87 ст. Основных законов. 15 ноября 1906 г. соответствующее положение Совета министров было утверждено царем в порядке чрезвычайно-указного законода-тельства15.

Законодательно закреплялось право местных властей — общественных городских и земских учреждений, губернаторов и начальников областей на увеличение рабочего дня торговых служащих до 14 часов на срок не более 40 дней. Это правило распространялось на торговые заведения на всей территории Российской империи, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Царства Польского16.

Разрешение на привлечение торговых служащих к сверхурочной работе, а также в воскресные и праздничные дни, разрешалось в тех случаях, когда речь шла о сохранении товаров, при возникновении угрозы торговым помещениям, при торговле скоропортящимися товарами. В остальных случаях наниматель мог задерживать служащего только с согласия последнего и при условии оплаты сверхурочной работы. Для служащих торговых заведений, складов, контор и трактиров, работающих более 8-ми часов в день, устанавливался обеденный перерыв не менее 2-х часов. В остальных случаях обеденный перерыв должен быть не менее получаса. В местностях с преобладанием православного населения Положением 1906 г. вводился запрет на работу торговых служащих в воскресные дни, в главные христианские праздники, а также в связи с особыми распоряжениями. На остальной территории империи выходные дни для служащих определялись в соответствии с верованиями и традициями населения. Данное правило не распространялось на ярмарки длительностью не более 3-х дней; на благотворительные базары, торговлю на выставках; на развозную и разносную торговлю печатной продукцией, продовольствием, табаком и другими курительными принадлежностями. Работа торговых служащих в конторах, складах при оптовых заведениях; торговля в сельской местности всеми видами товаров, а в городах продовольственными товарами, курительными принадлежностями, торговля из мелочных лавок кормом для скота и в разнос допускалась в воскресные и праздничные дни продолжительностью не более 5-ти часов. Запрещалась всякая торговая деятельность в главные праздники — Пасху, Рождество и день Святой Троицы. По закону владель-

13 Журнал заседаний XXVII очередного Корочанского уездного земского собрания 1901 г. Курск, 1902. С. 179.

14 Высочайше утвержденное 15 ноября 1906 г. положение Совета Министров «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах» // Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1912. С. 1103-1106.

15 Программа реформ П.А. Столыпина. Документы и материалы. В 2 т. М., 2002. Т. 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hrono.ru

16 Высочайше утвержденное 15 ноября 1906 г. положение Совета Министров «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах. Ст. 1, 2.

цы торговых заведений были обязаны освобождать на 3 часа ежедневно в будние дни служащих, не достигших 17-ти летнего возраста, для посещения ими школы. При рабочем дне менее 8-ми часов, наниматель мог не предоставлять 3-х часовой перерыв для посещения школы, и занятия в школе посещать стоило в свободное от работы время. Нанимателю предоставлялось право контроля за посещаемостью школы учениками — служащими17.

Согласно Положению 1906 г. разработка местных постановлений, касающихся регулирования продолжительности рабочего времени торговых служащих, должны быть сформированы смешанные комиссии, состоящие из равного числа представителей от органов управления, избираемых городскими или губернскими земскими собраниями и также предпринимателей, избранных биржевыми комитетами или купеческими обществами; представителей торговых служащих, избранных объединениями купеческих приказчиков. При отсутствии на местах профессиональных объединений представителей последних двух групп избирали на собрании предпринимателей и торговых служащих. Для разработки и введения постановления, о торговле в сельской местности, создание специальных комиссий было необязательным. Надзор за исполнением постановлений осуществляли земские и городские управы и участковые попечители, избираемые земскими собраниями и городскими думами, и на полицию. Нарушения законодательства рассматривались в мировом суде, земскими участковыми начальниками окружных судов. Заведующие торговыми заведениями при несоблюдении постановления, касающегося регламентации рабочего дня несовершеннолетних и женщин, за нарушение закона о продолжительности рабочего дня женщин и подростков, полежали аресту на срок не более одного месяца или уплате штрафа на сумму не более 100 руб. Такому же денежному штрафу подвергали заведующих торговыми предприятиями при несоблюдении ими пунктов постановления,

о предоставлении несовершеннолетним права посещения школы18.

Вопрос о реализации Положения Совета министров от 15 ноября 1906 г. рассматривался во всех уездных земских собраниях с некоторой задержкой — на протяжении всей первой половины 1907 г19. Решения, принятые в различных уездах Курской губернии, разнились между собой. По городу Льгову разрешалась торговля в двунадесятые праздники в течении 1 часа — с 11 до 12 часов, в воскресные дни и некоторые праздники торговля разрешалась всеми вообще торговыми заведениями с 11 до 15 часов, а если праздник совпадал с ярмаркой в г. Льгове, тогда торговля разрешается со времени окончания поздней литургии до вечера. В г. Тиме торговля по воскресным дням не допускалась совсем, за исключением предметов продовольствия. Обязательные постановления, изданные для г. Суджи, разрешали торговлю в воскресные дни и некоторые праздники всякого рода торговым заведениям с 11 до 14 часов. в г. Рыльск торговля в праздничные и воскресные дни была запрещена, за исключением предметов продовольствия20.

Введение Положения Совета министров «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах» 1906 г. встретило протест со стороны владельцев торговых заведений. По разным каналам они инициировали поправки в действующий закон. Участвовали в этом и владельцы торговых заведений Курской губернии. Так, 24 августа 1907 г. Комиссия Курского отделения Союза Русского народа, обсуждая Положение 15 ноября 1906 г., ходатайствовало о пересмотре пункта закона о разрешении некоторых видов торговли в выходные и праздничные

17 Высочайше утвержденное 15 ноября 1906 г. положение Совета Министров «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах». Ст. 3-8.

18 Там же. Ст. 9-13.

19 Журнал заседаний экстренного Грайворонского уездного земского собрания 22 февраля 1907 г. Курск, 1908. С. 11-14, Журнал заседаний экстренного Старооскольского уездного собрания 1 июля 1907 г. Курск, 1908. С. 87-92.

20 Журнал заседаний XLIV очередного Корочанского уездного земского собрания за 1907 г. и экстренного 14 марта 1908 г. Курск, 1909. С. 458-460.

дни не более 5-ти часов (с 9 до 14 часов) в интересах «владельцев и населения»21. Так, в ходатайстве приводился пример г. Белгорода, когда 15 августа в праздник Успения в город съехались жители окрестных деревень на традиционно проводимый в этот праздник базар. Но базар не состоялся из-за того, что по Положению 15 ноября 1906 г. торговля в праздничные дни была запрещена. Это обстоятельство, по мнению членов Союза Русского народа, могло привести к волнениям22. Разрешение проблемы виделось Белгородскому уездному земскому собранию в перенесении торговых заведений из города в близлежащие села, аргументируя это тем, что на сельские местности действие Положения не распространялось23.

С учетом поправок к закону 12 сентября 1907 г. было Высочайше утверждено Положение Совета министров «Об изменении статей 5, 6 и 9 Высочайше утвержденного 15 ноября 1906 г. Положения «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах»24. До своего роспуска Дума не рассмотрела этот законопроект, и эти изменения также были проведены по 87 ст. Высочайше утвержденным 12 сентября 1907 г. положением Совета министров25. В частности в ст. 9 п. 5 внесли изменения, разрешающие производство всякого рода, или отдельных видов торговли и занятий служащих в воскресные и праздничные дни, с тем, чтобы таковые занятия и торговля не могли продолжаться более 5-ти часов в сутки»26.

После принятия Положения и его дополнения торговые служащие продолжали обращаться с просьбами о пересмотре рабочего времени в воскресные дни. 28 сентября 1908 г. служащие торговых заведений Старооскольского уезда обратились в уездное земское собрание с просьбой запрещения торговли в слободах и селах в воскресные дни. Свою просьбу служащие аргументировали тяжелыми условиями работы и утверждали, что запрещение торговли в воскресные дни не нанесет ни владельцам торговых заведений, ни населению27.

На практике Положения 1906 и 1907 гг. соблюдались не всегда, особенно в части соответствия рабочего времени торговых служащих в выходные и праздничные дни с нормами, установленными законом. Это вынуждало торговых служащих обращаться с жалобами в местные органы власти. Так, 14 апреля 1912 г. курский губернатор передал для рассмотрения губернской земской управы прошение служащих торговопромышленных заведений с. Глушково Рыльского уезда, которые сообщали о том, что рабочий день служащих достигал 17-ти часов в сутки, что делало невозможным нормальный отдых служащих и лишало их возможности заниматься семейными и домашними делами. Просьба заключалась в рассмотрении жалоб служащих и введении на уровне губернского постановления временных рамок рабочего дня: в будни дни 12-ти часового рабочего дня, в воскресные — 7-ми часового, в праздничные — 2-х часового. После согласования с Рыльской уездной земской управой губернская управа вынесла следующее решение: «Согласовываясь с принятым 17 июля постановлением, удовлетворить просьбы служащих с. Глушково относительно ограничения рабочего времени

21 Журналы ХШ1 очередного Курского губернского земского собрания за 1907 г. и экстренного

14 марта 1908 г. Курск, 1908. С. 458.

22 Там же. С.459.

23 Журнал постановлений ХШУ Белгородского очередного уездного земского собрания за 1907 г. Курск, 1908. С. 107.

24 Высочайше утвержденное 12 сентября 1907 г. положение Совета Министров «Об изменении статей 5, 6 и 9 Высочайше утвержденного 15 ноября 1906 г. Положения «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах»» // Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1912. С. 1106. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.rus.ec

25 Программа реформ П.А. Столыпина в 2 томах. Документы и материалы [Электронный ресурс режим доступа]: http://www.hrono.ru

26 Высочайше утвержденное 12 сентября 1907 г. положение Совета Министров «Об изменении статей 5, 6 и 9 Высочайше утвержденного 15 ноября 1906 г. Положения «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах»». Ст. 1-3.

27 Журнал заседаний XXIV очередного Старооскольского уездного земского собрания за 1908 г. Курск, 1909. С. 396-397.

в выходные и праздничные дни». Ссылаясь на то же постановление, губернская управа вынесла решение о невозможности удовлетворения просьбы торгово-промышленных служащих, об ограничении рабочего времени в будни дни 12-ю часами28.

Подобная проблема рассматривалась губернской управой в 1912 г. и по ходатайству Корочанского земства об издании обязательных постановлений о порядке взвешивания скупщиками зернового хлеба в Корочанском уезде. Один из пунктов постановления устанавливал процедуру ссыпки хлеба в выходные и праздничные дни и касался времени работы служащих, в частности приказчиков. Ссыпка хлеба в выходные и праздничные дни производилась с 1 мая по 1 сентября с 7 до 15 часов, а с

1 сентября по 1 мая — с 8 до 15 часов. При рассмотрении ходатайства Курским губернским по земскому и городским делам присутствием данный пункт был признан противоречащим Высочайшему Постановлению от 12 сентября 1907 г. «Об обеспечении нормального отдыха служащих торговых заведений». Принимая это во внимание, губернская управа обратилась к Корочанскому земскому собранию с просьбой изменить пункт, касающийся ссыпки хлеба в выходные и праздничные дни, и принять его в следующей редакции: «В праздничные и воскресные дни ссыпка хлеба дозволяется в селах Корочанского уезда с 10 до 15 часов с 1 мая по 1 сентября, а в остальное время также — с 10 до 15 часов»29.

Как мы видим подобные несоответствия практики с законом решались для приказчиков положительно. И, как отмечали отечественные юристы 1-го десятилетия XX в., «Указом 12 сентября 1907 года это Положение было изменено в том смысле, что обязательными постановлениями городских и земских учреждений, а временно губернаторов и градоначальников, может быть допущена торговля в праздничные дни, только не свыше 5 часов. Практика широко воспользовалась этим правом, и исключение превратила в общее правило»30. Таким образом, в начале XX века в стране стала складываться законодательно закрепленная практика регламентации продолжительности труда торговых служащих. Несмотря на то, что работодатели стремились если не нарушить, то обойти законом установленные нормы, торговые служащие добивались улучшения условия своего труда, в том числе своими коллективными обращениями в местные органы власти.

ACTIVITIES OF THE GOVERNMENT AND LOCAL GOVERNMENT ON THE LEGISLATIVE REGULATION OF LABOR TRADE OFFICIALS

M.Yu. BIRUKOV I.T. SHATOHIN

BelgorodNational Research University e-mail: maksimbirukov@yandex.ru e-mail: shatohin@bsu.edu.ru

Requirements for commercial employees to change work- ing conditions, reduce working hours on weekdays, weekends and holidays. Legislation to regulate the working hours of trade officials. The role of local authorities in finding a compromise between the demands of commercial employees and employers on the basis of existing legislation.

Key words: trade officials, working conditions, working hours, labor legislation.

28 Доклады Курской губернской земской управы XLVIII очередному губернскому земскому собранию 9 декабря 1912 г. По экономическим и сельскохозяйственным вопросам. Курск, 1912. С. 38-39.

29 Там же. С. 50-51.

30 Торговое право из курса правоведения по Народной энциклопедии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://Allpravo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.