Научная статья на тему 'Деятельность полиции Российской империи по противодействию преступности и охране общественного порядка во время Первой мировой войны'

Деятельность полиции Российской империи по противодействию преступности и охране общественного порядка во время Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПОЛИЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / WORLD WAR I / POLICE OF THE RUSSIAN EMPIRE / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / FIGHT AGAINST CRIME / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / OFFENSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вечерникова Дина Васильевна, Касьянов Александр Викторович, Трофимов Андрей Вячеславович

В статье исследуется исторический опыт деятельности российской полиции в сфере противодействия преступности и обеспечения общественного порядка в условиях Первой мировой войны, рассматриваются основные задачи и проблемы. Авторы приходят к выводу, что обязанности полиции в этот период были значительно расширены, однако этого оказалось недостаточно для эффективного противодействия растущей преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вечерникова Дина Васильевна, Касьянов Александр Викторович, Трофимов Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN EMPIRE ON COMBATING CRIME AND PROTECTION OF PUBLIC ORDER DURING THE FIRST WORLD WAR

The article explores the historical experience of the Russian police in the field of combating crime and ensuring public order in the conditions of the First World War, discusses the main tasks and problems. The authors conclude that police duties were significantly expanded during this period, but this was not enough to effectively counter the growing crime.

Текст научной работы на тему «Деятельность полиции Российской империи по противодействию преступности и охране общественного порядка во время Первой мировой войны»

Вечерникова Дина Васильевна Касьянов Александр Викторович Трофимов Андрей Вячеславович

Деятельность полиции Российской империи по противодействию преступности и охране общественного порядка во время Первой мировой войны

В статье исследуется исторический опыт деятельности российской полиции в сфере противодействия преступности и обеспечения общественного порядка в условиях Первой мировой войны, рассматриваются основные задачи и проблемы. Авторы приходят к выводу, что обязанности полиции в этот период были значительно расширены, однако этого оказалось недостаточно для эффективного противодействия растущей преступности.

Ключевые слова: Первая мировая война, полиция Российской империи, органы внутренних дел, борьба с преступностью, охрана общественного порядка, правонарушения.

Police activities of the Russian Empire on combating crime and protection of public order during the First World War

The article explores the historical experience of the Russian police in the field of combating crime and ensuring public order in the conditions of the First World War, discusses the main tasks and problems. The authors conclude that police duties were significantly expanded during this period, but this was not enough to effectively counter the growing crime.

Key words: World War I, police of the Russian Empire, law enforcement agencies, the fight against crime, the protection of public order, offenses.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности - это система общественных отношений, складывающихся в процессе предупреждения правонарушений и направленных на защиту жизни и здоровья граждан, которая является одной из важнейших функций государства. Как показывает практика, небрежное отношение к данной функции со стороны государственных органов может привести к разрыву социальных связей и гражданскому противостоянию.

События, произошедшие в начале XXI в. на постсоветском пространстве (например, «цветные революции»), актуализировали изучение опыта организации и осуществления правоохранительной деятельности в дореволюционной России, своевременного реагирования на новые угрозы, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также борьбы с политическими преступлениями, например политическим терроризмом.

Предлагаем рассмотреть основные направления деятельности полиции Российской империи в начале Первой мировой войны.

В данный период главной задачей, стоявшей перед властью, являлось обеспечение национальной безопасности и ее составляющей -общественной безопасности на всей территории Российской империи. Руководство страны считало, что успех на фронте во многом зависит от состояния общественного порядка и общественной безопасности в тылу. Поэтому государство принимало различные меры по усилению борьбы с преступностью, в том числе новыми видами преступлений, которые были обусловлены военным временем.

Обеспечение общественного порядка в Российской империи осуществлялось путем введения военного или чрезвычайного положения на различных ее территориях, во время которого устанавливалось ограничение свободы печати и деятельности общественных революционно настроенных организаций [1].

Пьянство оказывало значительное влияние на рост общеуголовной преступности , поэтому принятие неотложных мер по борьбе с этим негативным явлением было одной из приоритетных задач полиции [2; 3]. В связи с этим 6 сентября 1914 г. Государственной Думой

125

Российской империи был утвержден закон о запрете продажи алкоголя во время войны [3]. Усилилась ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения. За такое правонарушение виновному лицу могло быть назначено наказание в виде ареста на срок от 7 до 14 дней либо денежного штрафа в размере от 25 до 50 руб., за повторное совершение - арест от 2 недель до 1 месяца или денежный штраф в размере от 50 до 100 руб., а за нарушение, совершенное в третий раз, - арест на срок от 1 до 3 месяцев либо денежный штраф от 100 до 300 руб.

Нежелание отдельных призывников идти в армию и запрет на распитие спиртных напитков спровоцировали «пьяные бунты» и погромы. Для борьбы с ними полицейские использовали специальные меры: спиртное было взято под охрану, поставки вина в магазины прекратились, на маршрутах следования призывников вся алкогольная продукция из магазинов изымалась и вывозилась в засекреченные места и др.

Одним из основных методов работы полиции являлось наружное наблюдение. Поэтому при сыскных отделениях Москвы и Петрограда создавались «летучие отряды» для патрулирования мест возможного появления криминальных элементов (вокзалов, рынков, улиц, на которых располагались крупные магазины, ломбарды).

После вступления Российской империи в войну железнодорожный транспорт стал играть стратегически важную роль в обороноспособности государства. В связи с этим полиция уделяла особое внимание предупреждению и пресечению преступлений и возможных происшествий на железной дороге и объектах железнодорожного транспорта. Например, в случае крушения поезда полицейские оказывали помощь пострадавшим, принимали участие в организации спасательных работ.

В 1915 г. IV делопроизводством Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской империи было начато рассмотрение дела «О принятии мер против дороговизны и спекуляции на этой почве» [4]. К нему приобщались материалы, свидетельствующие о фактах искусственного завышения цен на продукты и предметы первой необходимости, а также отчеты о «торговых погромах». Министр внутренних дел А.Н. Хвостов 8 января 1916 г. подписал циркуляр № 118, в соответствии с которым чины Отдельного корпуса жандармов должны были выявлять все случаи повышения цен и спекуляции.

После отставки А.Н. Хвостова, 3 марта 1916 г., пост министра внутренних дел занял Б.В. Штюрмер. В это время началась подготовка предложений по переводу всей промышленности на военные рельсы, что фактически лишило рабочих права на забастовки, а следовательно, увеличило недовольство народа властью. В ответ на это Главное управление по делам печати Российской империи предложило вернуться к практике предварительной цензуры материалов, готовящихся к публикации [5].

Противодействие разведывательной деятельности вражеских государств также входило в число приоритетных задач полиции. МВД были подготовлены и разосланы по всем регионам указания о задержании лиц, являющихся подданными вражеских государств, подлежащих в них призыву на военную службу. Принятые меры не только способствовали предупреждению совершения указанными лицами правонарушений, но и влияли на настроение общества, которое негативно относилось к тому, что граждане вражеских государств проживали в Российской империи.

Следует отметить, что укреплению правопорядка уделялось особое внимание не только на федеральном, но и на местном уровне. Например, 29 июля 1914 г. курский губернатор издал «Обязательные постановления» [6, л. 29], согласно которым полиция должна была: контролировать незаконный оборот оружия; пресекать проведение несанкционированных манифестаций, демонстраций, собраний и совещаний; устанавливать и задерживать лиц, подстрекающих рабочих к забастовкам; препятствовать распространению листовок, статей и сообщений, «возбуждающих враждебное отношение к Правительству» и армии, оправдывающих преступления и содержащих ложные сведения; предотвращать нарушение общественного порядка; обеспечивать безопасность дорожного движения; задерживать лиц, находящихся в общественных местах и помещениях в состоянии алкогольного опьянения; контролировать рост цен. За воспрепятствование выполнению полицией своих обязанностей виновные лица подвергались аресту в административном порядке либо заключению в тюрьму или крепость на срок до трех месяцев, или денежному штрафу до 3 тыс. руб.

Во многих районах империи, особенно у линии фронта, стали появляться граждане, «деятельность коих, не заключая в себе объективных признаков уголовно наказуемых дея-

126

ний, тем не менее представляется нетерпимой с точки зрения интересов государственного порядка и общественного спокойствия» [6, л. 341]. В связи с этим Департаментом полиции МВД Российской империи был издан циркуляр от 21 июня 1916 г. № 135925, в котором отмечалась необходимость ужесточения контроля за указанной категорией лиц. Так, если ранее они подвергались только высылке, то теперь, помимо этого, у них изымались паспорта (или документы, служащие видом на жительство) и выдавалось свидетельства, содержащие реквизиты отобранного документа, а также данные о местности, из которой лица были выдворены и в которую им запрещалось возвращаться [7].

Обострилась криминогенная ситуация, связанная с хищением и контрабандой золота на дальневосточных приисках Российской империи [8]. Военный губернатор Амурской области 9 сентября 1915 г. издал предписание № 17780, направленное на усиление противодействия данному виду преступлений. В документе подчеркивалось, что ненадлежащее исполнение чинами полиции своих обязанностей по борьбе с хищениями и контрабандой золота будет приравниваться к государственной измене, а виновные подвергнуты строгому наказанию [9]. В результате принятых мер уже по истечении трех месяцев были задержаны 48 китайских граждан по подозрению в хищении золота.

Обязанности полиции регламентировались не только нормативными правовыми актами МВД, но и приказами военачальников. Так, 7 декабря 1915 г. приказом по армиям Юго-Западного фронта № 1665 была определена такая задача полиции, как организация надежной охраны тыла действующей армии. В то же время общий контроль за обеспечением его безопасности должны были осуществлять исправники (в пределах своих уездов).

Во время войны полиции также было поручено заниматься организацией размещения военнопленных и их трудоустройством. За неповиновение, отказ от работы, побег военнопленные могли быть подвергнуты аресту на различные сроки. На основании соглашения, подписанного в 1916 г. между Министерством внутренних дел и Военным министерством царской России, губернаторы наделялись правом отдавать приказы полиции об аресте вражеских военнослужащих. Существовало три вида ареста: простой (до одного месяца), строгий (до 8 суток) и усиленный (до 20 суток) [10].

Следует отметить, что полиция продолжала исполнять обязанности, возложенные на нее в

предвоенные годы, например, наблюдать за общественными настроениями, пресекать призывы противников власти к совершению преступлений и иных правонарушений в отношении представителей органов государственного управления, контролировать соблюдение порядка проведения общественных собраний. Это имело важное значение, поскольку полный запрет собраний мог спровоцировать народные волнения. Между тем такой контроль позволял в определенной степени стабилизировать общественное настроение. Полиция следила за тем, чтобы публичные мероприятия проводились только с дозволения начальника полиции либо градоначальника, а в образовательных организациях учащиеся собирались исключительно для обсуждения вопросов, связанных с учебой.

За нарушение требований о проведении собраний, в том числе предоставление ложных сведений о его целях, участниках, несоблюдение срока подачи заявления о проведении собрания, виновные лица несли ответственность. Если собрание не имело признака публичности и не было запрещено законом, то полиция должна была только следить за демонстрантами и в случае совершения ими каких-либо противоправных действий (разжигание вражды между различными социальными слоями населения, призыв к неповиновению властям, совершению насильственных преступлений и т. п.) пресекать их, а при оказании сопротивления - привлекать для этих целей войска [11].

Кроме того, в обязанности полиции входило оказание помощи пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, тяжело больным гражданам, а также контроль за ведением домовых книг, в которых фиксировались сведения о проживающих в домах лицах, времени их прибытия и убытия.

В то же время в годы Первой мировой войны Департаменту полиции пришлось столкнуться с целым рядом проблем [12]. Несмотря на то что полицейские обладали широкой компетенцией в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, действовавшее законодательство, регламентировавшее обязанности полиции в данной сфере, не отвечало условиям военного времени. Это требовало оперативных решений и разработки соответствующих правовых актов. Вместе с тем проект реформы правоохранительных органов, обсуждавшийся в Министерстве внутренних дел и Государственной Думе, так и не удалось реализовать, в том числе не были приняты меры по увеличению фи-

127

нансового обеспечения полицейских структур.

Наплыв беженцев и бывших заключенных, стремительный рост числа беспризорных несовершеннолетних, военных, вернувшихся с фронта, и дезертиров (которые не могли легально заработать на проживание), люмпенизация общества усугубили криминогенную обстановку в стране - требовалось увеличение штатной численности полиции. В 1916 г. руководством МВД были предприняты соответствующие шаги в этом направлении: штаб Отдельного корпуса жандармов подготовил проект, предусматривающий образование во внутренних губерниях России пяти отрядов численностью по 1 тыс. человек для подавления волнений и обеспечения правопорядка [5]. Однако этот проект, как и другие, так и не был реализован.

Главной заслугой полиции во время Первой мировой войны являлось то, что в условиях дефицита кадров и недостаточной материальной обеспеченности она удерживала страну от криминального хаоса, решая задачи охраны

общественного порядка и обеспечения безопасности населения (продовольственной, общественной, национальной). Вместе с тем усилий полиции, направленных на решение обозначенных вопросов, оказалось недостаточно.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Внутриполитическая обстановка, сложившаяся в России в годы Первой мировой войны, способствовала значительному увеличению числа совершаемых правонарушений, росту количества недовольных политикой государства. Для обеспечения стабильности в обществе, на наш взгляд, требовались изменение статуса и законодательное закрепление расширения полномочий правоохранительных органов, что так и не было сделано.

2. Усиление роли полиции и ее организационно-структурные трансформации должны были осуществляться заблаговременно на основе глубокого анализа складывающейся обстановки ввиду необходимости эффективного противодействия преступности.

1. Меницкий И. А. Революционное движение военных годов (1914-1917): в 2 т. Т. I: Первый год войны. М., 1924-1925.

2. Миняйленко Н.Н., Шныров А.Е. Новые функции полиции в ходе Первой мировой войны //Ленинградский журнал. 2019. № 1(55).

3. Иванов А.А., Матиенко Т.Л., Эриашвили Н.Д. Важнейшие направления деятельности общей полиции России в условиях Первой мировой войны: июль 1914 - февраль 1917 г. // Вестн. Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 3(13).

4. Политическое положение России накануне Февральской революции // Красный архив: Исторический журнал. 1926. Т. 4(17).

5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 5-е изд., доп. / под ред. А.Е. Ивановна, А.Д. Степанского. М., 2008.

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 33. Оп. 2. Д. 16988.

7. URL: http://regiment.ru/Lib/A/85/3.htm (дата обращения: 30.07.2019).

8. Белозерцев С.М. Деятельность российской администрации по противодействию экономическим правонарушениям китайцев на горных приисках Сибири и Дальнего Востока в начале XX в. // Изв. АлтГУ. Исторические науки и археология. 2019. № 3(107).

1. Menitsky I.A. Revolutionary Movement of War Years (1914-1917): in 2 vols. Vol. I: First Year of War. Moscow, 1924-1925.

2. Minyaylenko N.N., Shnyrov A.E. New functions of police during the First World War // Leningrad journal. 2019. № 1(55).

3. Ivanov A.A., Matienko T.L., Eriashvili N.D. The most important directions of activity of the general police of Russia in the conditions of the First World War: July 1914 - February 1917 //Bull. Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2017. № 3(13).

4. Political situation of Russia on the eve of the February Revolution // Red Archive: Historical Journal. 1926. Vol. 4(17).

5. Eroshkin N.P. History of state institutions of pre-revolutionary Russia. 5th ed., add. / ed. by A.E. Ivanov, A.D. Stepanskiy. Moscow, 2008.

6. State Archives of the Russian Federation. Vol. 33. Оp. 2. 16988.

7. URL: http://regiment.ru/Lib/A/85/3.htm (date of access: 30.07.2019).

8. Belozertsev S.M. Activities of the Russian Administration to Counter Economic Offences of the Chinese at the Race Mines of Siberia and the Far East at the Beginning of the XX Century //Izv. AnmSU. Historical sciences and archaeology. 2019. № 3(107).

9. Russian State Historical Archive of the Far East. F. 1306. Op. 1. 53. L. 71.

128

9. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Ф. 1306. Оп. 1. Д. 53. Л. 71.

10. Решение совещания губернаторов центральных губерний, май-июнь 1916 г. // Красный архив: Исторический журнал. 1929. Т. 2(33).

11. Устав Полицейский. СПб., 1913. Ст. 39-54.

12. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 110. Оп. 11. Д. 1003. Л. 2.

10. Decision of the Meeting of Governors of Central Provinces, May-June 1916 // Red Archive: Historical Journal. 1929. Vol. 2(33).

11. Charter Police Officer. St. Petersburg, 1913. Art. 39-54.

12. State Archives of the Russian Federation. Vol. 110. Оp. 11. D. 1003. L. 2.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Вечерникова Дина Васильевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России; e-mail: dinvech2@ yahoo.com;

Касьянов Александр Викторович, кандидат юридических наук, инспектор по особым поручениям отдела организации деятельности в области оборота оружия управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; e-mail: a.kasyanov46@yandex.ru;

Трофимов Андрей Вячеславович, заместитель начальника отдела организации деятельности в области оборота оружия управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; e-mail: andviatrofimov@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS

D.V. Vechernikova, Candidate of Law, Senior Lecturer of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: dinvech2@yahoo.com;

A.V. Kasyanov, Candidate of Law, Captain of the Police, Inspector for Special Assignments of the Department for Organizing Activities in the Field of Weapon Turnover of the Office of Licensing and Permissive Work of the General Directorate of State Control and Licensing and Permissive Work of the Federal Service of National Guard of the Russian Federation; e-mail: a.kasyanov46@yandex.ru;

A.V. Trofimov, Deputy Head of the Organization of Activities in the Field of Arms Trafficking at the Administration of Licensing and Permissive Work of the Main Directorate of State Control and Licensing and Permissive Work of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation; e-mail: andviatrofimov@gmail.com

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.