Научная статья на тему 'Деятельность политических партий по содействию формированию гражданского общества в регионах России'

Деятельность политических партий по содействию формированию гражданского общества в регионах России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
224
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / POLITICAL PARTIES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL INSTITUTIONS / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махрин Андрей Владимирович

Анализируется деятельность политических партий по формированию развитого гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES IN CONTRIBUTION OF CIVIL SOCIETY FORMATION IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article analyzes the activities of political parties in the formation of a developed civil society.

Текст научной работы на тему «Деятельность политических партий по содействию формированию гражданского общества в регионах России»

characteristics of this perception. The results of the study of the socio-demographic features impact and trends of using the Vietnamese social networks on the Vietnamese people assessment of the political functions of the Internet are also presented. The results of the analysis show that almost half of Vietnamese users positively assess the potential of political subjectness on the Internet. Vietnamese citizens over 44 years old and those with secondary special education have the highest percentage in this recognition. The factor that has the strongest linear correlation with the perception of the potential of political subjectivity is the feeling offreedom of expression of the position of citizens in the Internet space.

The results of the analysis show an optimistic attitude towards the potential of political subjectness on the Internet by Vietnamese citizens. The main factor having a linear correlation with this optimistic attitude is the feeling offreedom of expression of the citizens' position in the Internet space. Most actively the potential of political subjectness perceived by the generation over 44 years old and by Vietnamese people with secondary special education.

Key words: internet-communication, political functions of the Internet, perception of the potential of political subjectivity in the global network, political effects of social networks, Face-book, Youtube, Google+, Instagram, Twitter, Zalo.

Do Tkhan' Tu, postgraduate, dothanhtu0482@,gmail.com, Russia, Moscow, Moscow State Pedagogical University

УДК 329.8

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

A.B. Махрин

Анализируется деятельность политических партии по формированию развитого гражданского общества.

Ключевые слова: политические партии, гражданское общество, политические институты, институционализация.

Ученые-политологи часто институт политической партии относят к политическому и к гражданскому обществу. Это стало возможным благодаря тому, что в самом начале своей институционализации в XIX-XX вв. партии могли носить признаки института гражданского общества, а именно: создание по инициативе граждан для отстаивания своих интересов не только в политике, но и в экономике; разрешение правовых вопросов и т.д.

На сегодня мы можем выделить еще ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что партии можно считать институтом гражданского общества: - добровольное членство граждан;

- деятельность не только в политической сфере (например, партии являются юридическими лицами, которые имеют также своей целью и извлечение прибыли);

- наличие у партий частной собственности;

- создание партии по инициативе самих граждан.

Однако некоторые исследователи все же считают институт политической партии исключительно институтом политического общества [1, С. 29], а поэтому партии никак не могут быть и институтом гражданского общества. Об этом свидетельствуют такие признаки, как:

- избрание своих представителей в органы государственной и муниципальной власти;

- формирование политической элиты;

-создание государством партий;

- принятие во власти важнейших политических вопросов для общества.

Таким образом, институт политической партии имеет двойственную

природу институционализации. И это несмотря на тот факт, что развитие партий идет уже около 200 лет, а это означает, что на сегодня во всем мире (и также в современной России) пока нет окончательных прогнозов относительно того, как будет проходить в будущем институционализация партий. Сегодня с развитием социальных сетей, появлением различных онлайн-площадок, развитием телекоммуникационных технологий мы наблюдаем и переход института партий в новое состояние - практически создаются онлайн-партии, которые активно начинают продвигать свою политическую идеологию, программы более молодому населению.

Вместе с тем, партии занимаются и деятельностью по формированию гражданского общества. Например, в Тульском регионе она достаточно разнообразна. Основными направлениями этой деятельности являются:

1. Работа с молодежью (политическая социализация).

2. Участие в работе Общественной палаты Тульской области, в ОНФ.

3. Участие в различных проектах, связанных с активизацией гражданской позиции населения.

4. Участие в работе Совета партий Тульской области.

5. Работа по включению инициатив граждан в общественно-политическую повестку региона, а иногда и государства.

6. Реализация своих проектов по улучшению качества жизни граждан, по формированию человеческого капитала.

7. Сбор подписей, обращение в органы власти, информирование населения о каких-то вопросах общественной и политической жизни и ряд других направлений.

Если указанные выше направления рассматривать более подробно, то необходимо остановиться на направлении «Работа с молодежью». Дело в том, что практически каждая партия имеет свое молодежное отделение, которое занимается вовлечением подрастающего поколения в активную социально-политическую жизнь общества: в Единой России - Молодая Гвардия, в КПРФ

- пионерия, Ленинский коммунистический союз Российской Федерации, в ЛДПР - Время молодых, Соколы Жириновского, в партии «ЯБЛОКО» - Молодежное Яблоко, в партии Справедливая Россия - Молодые социалисты России и т.д.

Необходимо также отметить, что есть партии, которые занимаются работой с молодежным активом, но пока официально не регистрируют такую деятельность. Например, партия ПАРНАС активно на сегодня занимается политической социализацией молодежи, однако у данной партии нет своего молодежного крыла.

Общее для всех партий в данном случае является то, что все они определенным образом ведут молодежную политику. Все партии стараются как можно больше охватить молодежь, все партии стараются активизировать ее участие в социально-значимых проектах:

- благоустройство территорий;

- помощь ветеранам ВОВ и других войн и локальных конфликтов;

- участие в праздновании памятных дат для страны и для партий;

- помощь инвалидам и пожилым людям, участие в обсуждении законопроектов и т.д.

Исходя из большого количества проектов, политические партии сами выбирают формы вовлечения молодежи. Конечно, на этот процесс влияют многие факторы: представительство партии в субъектах РФ, активность ее регионального отделения, известность партии в регионе, а также и немаловажный фактор - поддержка партии со стороны федеральной и региональной власти. Например, если последний фактор имеет место, то партия может по определенной ей квоте направлять молодых людей на различные молодежные форумы (Территория смыслов, Итуруп и т.д.). Участие в данных форумах позволяет молодым людям адаптироваться к реалиям современной жизни и получить навыки для участия общественной жизни региона.

Еще одним из перспективных направлений для развития партиями гражданского общества, на наш взгляд, является «качественное обновление и улучшение человеческого капитала», подразумевая под этим термином целый комплекс мер (например, развитие семьи и общества, инструментария интеллектуального и управленческого труда, а также среду обитания, здоровье людей и, конечно же, развитие знаний и умений человека, которые могут ему пригодиться как в его трудовой деятельности, так и в повседневной жизни).

Очевидным становится тот факт, что современный общественный прогресс затронул все сферы жизнедеятельности общества. Для России с ее переходной экономикой при недостаточной базе человеческого капитала, это становится приоритетом для всех заинтересованных сторон, включая и партий. Чтобы проводить широкую модернизацию экономики (сейчас эту модернизацию стали называть «цифровая экономика») необходимо при условии, что сами граждане будут способствовать реализации данного проекта. Однако в этом случае необходимо дать гражданам такие знания и умения, которые бы помогли их объединению в различные ассоциации, кооперативы, некоммерческие ор-

ганизации, в территориальные органы самоуправления и т.п. Основные вопросы местного и регионального характера можно решать именно через данные структуры гражданского общества (например, контроль над деятельностью управляющих кампаний, контроль над деятельностью региональных операторов, занимающихся вывозом мусора согласно новому законодательству 2019 г., контроль над деятельностью подрядчиков, которые занимаются строительством жилья, благоустройством территорий, оказанием качественных социальных услуг и т.п.). Сегодня в России пока наблюдается недостаточное количество подобных объединений граждан.

Именно поэтому политические партии начали свою деятельность по улучшению человеческого капитала. Например, в ряде областей существуют общественные приемные у таких партий, как Справедливая Россия, Единая Россия, КПРФ. В них можно совершенно бесплатно получить необходимые консультации по вопросам ЖКХ, благоустройства территорий. Также партией Единая Россия был запущен проект «Здоровье», который направлен на улучшение состояния здоровья населения нашей области, а также строительство бассейнов (например, в Тульской области по программе «500 бассейнов» были построены 2 бассейна при двух ведущих университетах - ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого) и строительство дворовых игровых и спортивных площадок. Необходимо отметить, что ресурсы для улучшения человеческого капитала у всех партий разные. Очевидно, если партия находится в статусе правящей, т.е. в статусе той партии, которую поддерживает власть в государстве и в регионе, то у такой партии есть резервы для создания человеческого капитала в большем объеме, чем у тех, которые находятся в статусе системной оппозиции. Чтобы хоть как-то в этой ситуации не уйти в небытие некоторые партии открыли свой проект «Партийная школа». ЛДПР иногда проводит такую форму своей деятельности по повышению профессионального уровня в области юриспруденции, политологии и управления персоналом. Такая же форма есть и у партии Справедливая Россия (курсы «Теоретические аспекты правового и социального государства», «Публичные ценности в системе современного демократического государства» и т.д.).

Стоит также обратить внимание на работу партий в деятельности Общероссийского народного фронта (ОНФ). В основном, конечно, в ОНФ входят активисты партии Единой России. Поэтому говорить об активном членстве иных партий в данном народном объединении не приходится. Были попытки призвать иные партии к работе в Тульское региональное отделение ОНФ. Однако почти все они отвергли данную идею и создали свои народные фронты, назвав их соответствующим образом. Вместе с тем эксперты оценивают положительно деятельность ОНФ, т.к. это еще одна площадка для обсуждения гражданами различных законодательных инициатив, контроля над деятельностью представителей власти в плане борьбы с коррупцией, а также площадка, на базе которой можно реализовать общезначимые проекты и инициативы самих граждан [2, с. 70]. Так, реализуется гражданский проект «Дороги России», в рамках которого отмечаются на специально созданной карте в Интернете раз-

битые дороги, которые затем уже ремонтируются, также на базе площадки ОНФ реализуется проект «Свалки» (модель такая же, как и с проектом «Дороги»). Очевидно, что ресурс ОНФ многие партии просто недооценивают, считая его очередным рупором власти. Отчасти этот довод основывается на том факте, что сама инициатива по созданию ОНФ принадлежит В.В. Путину, который в 2011 г. высказался за то, чтобы в регионах России была еще одна широкая площадка для дискуссий и для реализации различных инициатив. В то же время необходимо было бы понять партиям, что участие в деятельности ОНФ позволит им самим находить соответствующие ресурсы для реализации своих партийных проектов.

Необходимо отметить, что развитие самого гражданского общества в современной России носит, скорее, эпизодический характер и иногда носит неинституциональный статус, т.е. от одного случая до другого, от одного собрания организации до другого. Проявлением гражданского общества, несомненно, можно считать и неинституционализированные объединения граждан (сбор подписей в поддержку чего-либо (например, в поддержку благоустройства территорий) или же в прекращении чего-то (например, остановка строительства зданий и т.д.), сбор гуманитарной помощи, да даже митинги и собрания - это тоже можно считать проявлением неинституционализированного гражданского общества). Таким образом, если рассматривать гражданское общество и с этих позиций, то партии в рамках его развития имеют несколько первоочередных шагов. Например, в июле 2017 г. партия ЯБЛОКО собирала в регионах подписи в поддержку сворачивания военной деятельности России в Сирии. Партия «Зеленые» в 2016 г. проводила акцию в Плавском районе Тульской области по сокращению вырубки лесов и восстановлению экосистемы, которая пострадала в результате взрыва ЧАЭС в 1986 г. и ряд других инициатив.

Вместе с тем, единичные акции, которые проводят иногда партии в регионах по формированию активной гражданской позиции у населения, заставляют задуматься не только граждан, но и власть. Партия ПАРНАС и ФБК часто проводят свои акции без согласования с органами власти, хотя в России существует ФЗ о митингах и иных массовых мероприятиях, согласно которому необходимо все массовые мероприятия согласовывать. Конфликты на этой почве приводят к тому, что части гражданского общества (неинституционали-зированная и институционализированная) находятся в диссонансе между тем, что ряд проблем, обозначаемых указанными выше сторонами, существуют и между тем, что на сегодня нет четких путей их решения. А ведь гражданское общество и может помочь решать подобные проблемы (это видно, исходя из опыта иных государств, где оно развито сильнее, чем в современной России).

Для понимания того, что необходимо еще делать партиям для развития гражданского общества в регионах, нами в ноябре-декабре 2018 г. на базе лаборатории социально-политических исследований и прогнозирования ТулГУ был проведен интернет-опрос на всероссийских интернет-форумах, в котором приняло участие 500 респондентов, включая и представителей активной части граждан.

□ да ■ нет

Рис. 1. Участие населения в деятельности гражданского общества, в %

Данные, которые были получены, по-прежнему свидетельствуют, что россияне зачастую не участвуют в организациях гражданского общества. Практически каждый третий только является членом какого-то гражданского объединения (рис. 1), что не может, конечно, в должной мере способствовать активному развитию гражданского общества.

Респондентам задавался вопрос о причинах, которые мешают их активному участию в деятельности гражданского общества. Данные, которые получены, свидетельствуют либо о нежелании респондентов участвовать, либо о том, что не всегда верят такой форме отстаивания своих интересов и потребностей (рис. 2).

50 4540353025 20 151050-

33

26

20

11

10

¿1

Нет Нет времени Нет желания У меня иная Не верю в информации деятельность гражданское

общество

Рис. 2. Причина неучастия респондентов в деятельности гражданского общества, в %

В то же самое время опрошенные смогли назвать несколько организаций, относящиеся к гражданскому обществу (рис. 3). Это можно интерпретировать как положительный аспект, т.к. еще совсем недавно многочисленные опросы граждан показывали иную ситуацию. Для исследователя представляет интерес, что каждый второй опрошенный среди институтов гражданского общества назвал политические партии. Таким образом, подтверждается описанная в начале статьи мысль, что политические партии как институт политического общества на практике может ассоциироваться с гражданским обществом.

Другое ТСЖ Семья

Частные образовательные кружки и секции

Церковь/религия ТОС НКО

Общественная палата Казачество ТРО политических партий Благотворительные фонды

0

"Г 10

"Г 20

30

40 50 60 70 80

Рис. 3. Организации гражданского общества в Тульской области, в %

В ходе опроса необходимо было у респондентов выявить их уровень доверия к институтам гражданского общества. Очевидно, что зарегистрированные политические партии в регионах не находятся на лидирующем месте (рис. 4). Конечно, это тренд, который существует и на общефедеральном уровне. Это можно объяснить тем, что пока политические партии не смогли в полной мере активизировать граждан России на вступление в свои ряды, на участие в своих мероприятиях как идеологической, так и в общественной направленности. Так, в 58 региональных отделений политических партий в Тульской области состоят около 37 тыс. членов, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» состоять в их рядах. В то же время по данным Избирательной комиссии Тульской области численность избирателей составляет 1 млн 187 тыс. человек. Таким образом, политические партии, представленные в Тульском регионе, имеют колоссальный потенциал для своего развития, а также для развития гражданского общества. Это вывод можно эстраполировать и на другие регионы России.

Другое ТСЖ Семья

Частные образовательные кружки и секции Церковь/религия ТОС НКО

Общественная палата Казачество ТРО политических партий Благотворительные фонды

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 4. Уровень доверия жителей Тульской области к институтам гражданского общества, в %

Политические партии, по мнению респондентов, могут помочь в качественном улучшении развития гражданского общества (рис. 5). Граждане по-прежнему считают, что реализация именно социально-необходимых проектов и улучшения человеческого капитала в регионах России являются первоочередными направлениями в развитии гражданского общества. Учитывая тот факт, что политические партии (особенно те, которые пользуются поддержкой власти), имеют необходимые ресурсы, этот аспект должен быть отражен не только в партийных документах, но и в реализованных проектах. Такие проекты уже нами анализировались выше. Однако именно их должно быть намного больше в жизни россиян. Именно тогда можно будет говорить и о повышении уровня доверия к политическим партиям.

60 40 20 0

■ Сбор подписей и петиций

□ Участие в митингах

□ Участие в мероприятиях по благоустройству территории

Ш Решение через партию и ее депутатов своей жизненной проблемы

□ Реализация гражданами через партию своего социального проекта

□ Получение необходимой юридической помощи ЕЗ Организация через партию благотворительности

□ Участие партии в культурно-образовательной жизни

Рис. 5. Направления в партийной деятельности по развитию гражданского общества в РФ, в %%

Таким образом, необходимо отметить, что политические партии в регионах России имеют колоссальный потенциал и для своего развития и для содействия в развитии гражданского общества. В данном аспекте их сотрудничества автор статьи видит положительный факт, т.к. политические партии используют в своей деятельности и ряд важнейших и ключевых принципов гражданского общества - принцип согласования интересов, принцип свободы слова, принцип создания комфортных условий для проживания граждан на определенной территории и т.д. Эти и другие принципы, а также механизмы в развитии партий и гражданского общества в ближайшей перспективе будут востребованы при развитии социально-культурной, экономической и политической сфер российского общества.

Список литературы

1. Лукафина Д.А. Динамика развития института гражданского участия // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018 Вып. 4. С. 29-35.

2. Бродовская Е. В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Анализ эффективности коммуникаций политических партий (на примере единого дня голосования 2017 года) // Гражданин. Выборы. Власть. 2017. № С. 69-90.

Махрин Андрей Владимирович, канд. полит. наук, доц., machrin@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES IN CONTRIBUTION OF CIVIL SOCIETY FORMATION IN

THE REGIONS OF RUSSIA

A.V. Makhrin

The article analyzes the activities of political parties in the formation of a developed civil

society.

Key words: political parties, civil society, political institutions, institutionalization.

Makhrin Andrey Vladimirovich, candidate of political sciences, docent, machrin@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.