Научная статья на тему 'Оценка пользователями Вьетнама потенциала политической субъектности в Интернете'

Оценка пользователями Вьетнама потенциала политической субъектности в Интернете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТА / ВОСПРИЯТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / FACEBOOK / YOUTUBE / GOOGLE+ / INSTAGRAM / TWITTER / ZALO / INTERNET-COMMUNICATION / POLITICAL FUNCTIONS OF THE INTERNET / PERCEPTION OF THE POTENTIAL OF POLITICAL SUBJECTIVITY IN THE GLOBAL NETWORK / POLITICAL EFFECTS OF SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — До Тхань Ту

Проанализирована специфика восприятия вьетнамскими пользователями потенциала политической субъектности в глобальной сети и выявлены факторы, имеющие линейную корреляцию с характеристиками этого восприятия. Представлены также результаты изучения влияния социально-демографических особенностей и тенденций использования социальных сетей вьетнамцами на их оценку политических функций Интернета. Результаты анализа показывают оптимистичное отношение к потенциалу политической субъектности в Интернете вьетнамскими гражданами. Основным фактором, имеющим линейную корреляцию с этим оптимистичным отношением, является чувство свободы выражения позиции граждан в интернет-пространстве. Наиболее активно потенциал политической субъектности в глобальной сети воспринимается поколением старше 44 лет, а также гражданами со средне-специальным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — До Тхань Ту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION BY USERS OF VIETNAM POTENTIAL OF POLITICAL SUBJECTNESS ON THE INTERNET

The article analyzes the specificity of Vietnamese users perception of the potential of political subjectness in the global network and identifies factors that have a linear correlation with the characteristics of this perception. The results of the study of the socio-demographic features impact and trends of using the Vietnamese social networks on the Vietnamese people assessment of the political functions of the Internet are also presented. The results of the analysis show that almost half of Vietnamese users positively assess the potential of political subjectness on the Internet. Vietnamese citizens over 44 years old and those with secondary special education have the highestpercentage in this recognition. The factor that has the strongest linear correlation with the perception of the potential of political subjectivity is the feeling offreedom of expression of the position of citizens in the Internet space. The results of the analysis show an optimistic attitude towards the potential of political subjectness on the Internet by Vietnamese citizens. The main factor having a linear correlation with this optimistic attitude is the feeling offreedom of expression of the citizens' position in the Internet space. Most actively the potential of political subjectness perceived by the generation over 44 years old and by Vietnamese people with secondary special education.

Текст научной работы на тему «Оценка пользователями Вьетнама потенциала политической субъектности в Интернете»

УДК 323:004.738.5

ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ВЬЕТНАМА ПОТЕНЦИАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ

Т. Т. До

Проанализирована специфика восприятия вьетнамскими пользователями потенциала политической субъектности в глобальной сети и выявлены факторы, имеющие линейную корреляцию с характеристиками этого восприятия. Представлены также результаты изучения влияния социально-демографических особенностей и тенденций использования социальных сетей вьетнамцами на их оценку политических функций Интернета.

Результаты анализа показывают оптимистичное отношение к потенциалу политической субъектности в Интернете вьетнамскими гражданами. Основным фактором, имеющим линейную корреляцию с этим оптимистичным отношением, является чувство свободы выражения позиции граждан в интернет-пространстве. Наиболее активно потенциал политической субъектности в глобальной сети воспринимается поколением старше 44 лет, а также гражданами со средне-специальным образованием.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, политические функции Интернета, восприятие потенциала политической субъектности в глобальной сети, политические эффекты социальных сетей, Facebook, Youtube, Google+, Instagram, Twitter, Zalo.

Сегодня развитие Интернета является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на трансформацию политических процессов, происходящих во Вьетнаме. Глобальная сеть становится мощным инструментом политической деятельности, а также эффективным средством реализации политической субъектности. Во Вьетнаме число пользователей Интернета, в том числе пользователей социальных сетей, неуклонно растет. Согласно докладу организации «We Are Social», по состоянию на январь 2018 года, население Вьетнама составляет 96.02 миллиона человек, из которых 64 миллиона - это пользователи Интернета, а 55 миллионов - пользователи социальных сетей [24]. Следует подчеркнуть, что в настоящее время вьетнамские пользователи все больше сосредотачиваются на политических функциях Интернета. Цель данного исследования состоит в анализе характеристик восприятия вьетнамцами потенциала политической субъектности в глобальной сети.

Тема политической субъектности пользователей Интернета изучается многими учеными. Теоретическими основами настоящего исследования служат основные результаты и заключения следующих авторов: Б. Барбера [17], Б. Блимбера [18], Ф. Кейнкроса [19], С. Колеман [20], Э. Этциони [21], С. Варда [22], Л. Вебера [23]. В то же время это исследование также основывается на работах российских ученых, касающихся изучения политических функций Интернета: А. М. Долгорукова [8], А. Д. Елякова [9], И. В. Мирошниченко [10], Е. В. Морозова [11], А. В. Назарчук [12], И. Ф. Девятко [14], A.B. Чугунова [15] и др.

Наиболее известными трудами российских ученых о восприятии пользователями политической субъектности в Интернете являются работы коллектива кафедры социально-политических исследований и технологий Института

истории и политики МИГУ под руководством Е.В. Бродовской. Исследователи данной команды в рамках реализации Мирового Интернет Проекта в России изучили кросс-национальные аспекты формирования стратегий онлайн-поведения пользователей и политические функции Интернета в восприятии граждан разных стран [1,2,3,4,5, 8,13]. Методология и методика этих замеров стала основой проведения настоящего исследования.

Обоснование и описание методики исследования

Проведен массовый опрос граждан Вьетнама с целью измерения характеристик оценки вьетнамскими пользователями политических функций Интернета. Этот опрос занял продолжительное время - он начался 1 марта и был закончен 30 июля 2017 года. В нём приняли участие 4248 респондентов, проживающих на территории Вьетнама. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и территории проживания. Результаты опроса были проанализированы с помощью программы SPSS Statistics 24.0 с применением одномерного, корреляционного анализа (по Пирсону), дисперсионного анализа и анализа сопряженно-стей. Для проведения этих типов анализа необходимо было предварительно осуществить несколько промежуточных этапов:

- создать репрезентативные переменные из многих переменных измерения, таких, как: восприятие потенциала политической субъектности Интернета; степень свободы выражения позиции граждан в интернет-пространстве; степень безопасности/защищенности позиции граждан в интернет-пространстве.

- дифференцировать пользователей Интернета на различные группы по их возрасту, уровню образования и месту проживания.

- объединить пользователей в разные группы, исходя из их целей использования социальных сетей, а также уровня конфиденциальности в социальных сетях.

Результаты исследования

Восприятие вьетнамскими гражданами потенциала политической субъектности в глобальной сети выражается в оценке интернет - пользователями возможностей и ресурсов Интернета в реализации личных прав и свобод, обсуждении мнений, возможностей влияния на политические решения (табл. 1)

В табл.1 представлены результаты распределения ответов вьетнамских граждан на вопросы об их отношении к политическому потенциалу Интернета. В целом 43,4 % опрошенных считают, что пользователи имеют больше возможностей для реализации политических прав и свобод. 37,9 % опрошенных пользователей согласны с вариантом ответа "Такие люди, как Вы, имеют больше возможностей для обсуждения действий правительства". Мнение о том, что интернет - коммуникация позволяет лучше понимать действия политиков, поддержали 55,9 % респондентов. Солидаризировались с вариантом ответа "Государственные чиновники вынуждены больше обращать внимания на то, что о них думают такие люди, как Вы" 44,6 % вьетнамцев.

Однако существует значительная часть респондентов (от 24,1% до 31,6 % в среднем по всем вопросам), которые затруднились ответить на вопрос, связанные с восприятием потенциала политической субъектности в сети Интернет.

Таблица 1

Оценка вьетнамскими гражданами потенциала политической _субъектности в глобальной сети, в % _

Варианты ответов Нет потенциала Затруднились оценить Есть потенциал

Такие люди, как Вы, имеют больше возмож-

ностей для реализации политических прав и свобод 27,1 29,5 43,4

Такие люди, как Вы, имеют больше возмож-

ностей для обсуждения действий правитель- 30,5 31,6 37,9

ства

Такие люди, как Вы, имеют возможность лучше понимать действия политиков 20 24,1 55,9

Государственные чиновники вынуждены больше обращать внимания на то, что о них 24,7 30,6 44,6

думают такие люди, как Вы

Результаты осевого анализа показывают, что почти половина вьетнамских пользователей (45,7 %) признают Интернет средством политической субъектности, 23 % граждан Вьетнама отрицают возможность осуществления глобальной сетью политических функций, и более трети пользователей (31,3 %) затруднились с оценкой данного аспекта функционирования глобальной сети. Таким образом, доминирует точка зрения тех пользователей, кто соглашаются с потенциалом политического влияния Интернета (табл. 2).

Таблица 2

Типы оценки пользователями политических функций глобальной сети

Типы Оценки пользователей,%

Нет потенциала 23

Затруднились оценить 31,3 %

Есть потенциал 45,7 %

Восприятие потенциала политической субъектности в Интернете коррелирует (коэффициент корреляции по Пирсону) со следующими факторами (табл. 3):

- степень доверия интернет-пользователя к содержанию информации в Интернете (0.137);

- степень оценки пользователями важности источника информации Интернета (0,183);

- степень свободы выражения позиции граждан в Интернет-пространстве1 (0,303);

1 Этот фактор является показателем пяти переменных измерения: 1) В Интернете люди не должны быть ограничены в своём праве критиковать правительство. 2) Совершенно нормально позволять людям открыто высказывать свои идеи, даже если они носят экстремистский характер. 3) Правительству следует контролировать Интернет сильнее, чем сейчас. 4) В целом, я чувствую себя комфортно, открыто высказывая в Интернете всё, что я думаю о государственной политике. 5) Я чувствую себя в безопасности, открыто высказывая в Интернете всё, что я думаю о конкретных политиках.

- степень безопасности/защищенности позиции граждан в Интернет-

л

пространстве (0,125).

Таблица 3

Корреляция между потенциалом политической субъектности _Интернета и переменными других факторов ^_

Потенциал политической Степень сво- Степень без- Степень до- Степень

субъектности интернета боды выра- опасности верия к ин- важности ис-

жения пози- позиции формации точника ин-

ции граждан в Интернете граждан в Интернете Интернета формации Интернета

Pearson Correlation 0,303** 0,125** 0,137** 0,183**

Sig. (2-tailed) 0,000 0,000 0,000 0,000

N 4248 4248 4248 4248

** Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).

Таким образом, среди факторов, у которых выражена положительная линейная корреляция с восприятием политической субъектности в сети Интернет, фактор свободы выражения позиции в глобальной сети имеет самое высокое значение корреляции.

Восприятие политических функций Интернета представителями различных социально-демографических групп представлено в табл. 4.

Таблица 4

Социально- демографические особенности восприятия вьетнамцами потенциала политической субъектности в глобальной сети

Социально-демографические показатели Нет потенци- Затруднились Есть потен-

ала, % оценить, % циал, %

В среднем 23 31,3 45,7

Пол Мужской 23,5 27,3 49,2

Женский 22,8 33,9 43,4

Возраст, лет 18 - 24 21,9 32,5 45,6

25 - 34 24,4 32,1 43,5

35 - 44 26,3 33,9 39,8

45 - 59 21,9 18,1 59,9

60 и старше 2,1 18,6 79,4

Образование Незаконченное среднее 25,4 36,8 37,7

Среднее 22,6 30,3 47,1

Среднее специальное 19,7 30,2 50,1

Незаконченное высшее 22,3 32,7 45

Высшее 25,1 30,8 44,1

2 Этот фактор представляет следующие две переменные измерения: 1. Меня беспокоит то, что правительство может отслеживать, что делает каждый человек онлайн; 2. Меня беспокоит то, что компании могут отслеживать, что делает каждый человек онлайн.

Окончание табл. 4

Социально-демографические показатели Нет потенциала, % Затруднились оценить, % Есть потенциал, %

Место проживания Северная часть 20,3 31,5 48,2

Северо-Центральная часть 21 34,2 44,8

Южно-Центральная часть и нагорье 23,1 29,9 47

Юго-Восточная часть 34,1 23,7 42,2

Тендерная специфика в оценке потенциала политической субъектности Интернета фактически отсутствует (Аналитический индекс Independent -samples T TesT: Sig = 0,17), разница в доле мужчин и женщин, признающих политический потенциал глобальной сети, находится в пределах статистической погрешности (эту позицию разделяют 49,2 % мужчин и 45,7 % женщин) - см. табл.4.

Результаты анализа показывают, что существует различие в оценке потенциала политической субъектности в глобальной сети между различными уровнями образования (индекс Anova: F = 5,448, sig = 0,00). В частности, существует большая разница между высшим образованием и средним специальным образованием (индекс Tukey HSD: Std.Error = 0,344, sig = 0,00). Респонденты, имеющие среднее специальное образование, наиболее положительно относятся к политическим функциям Интернета (см. табл. 4).

Политические функции Интернета также воспринимаются неодинаково разными возрастными группами (индекс Welch: sig = 0,00). Почти 79,4 % людей в возрасте 60 лет и старше и 59,9 % людей в возрасте 45-59 лет согласны с тем, что Интернет может выполнять политические функции (см. табл. 4). Пользователи в разных регионах также отличаются своим восприятием политического функционирования Интернета (индекс Welch: sig = 0,05). Особенно, аналитический индекс Tamhane's T2 показывает, что существует разница между Северной частью и Юго-Восточной частью Вьетнама (Mean Difference = 0,188*, Std. Error = 0,054, Sig. = 0,03). Это различие также отражено в статистических результатах, представленных в табл. 4.

Аналитические результаты, представленные в табл. 5, 6 и 7, показывают взаимосвязь между поведением пользователей в социальных сетях и их восприятием политических функций интернет-пространства.

Потенциал политической субъектности в Интернете признается респондентами, которые используют следующие социальные сети: Facebook (90,4 %), Youtube (80,8 %), Zalo (70 %), Google+ (68 %), Instagram (21,4 %) и Twitter (9,3 %). С другой стороны, почти половина пользователей каждой социальной сети уверены, что сеть Интернет потенциально может служить средством политической субъектности (Google+: 45,9 %, Youtube: 48,6 %, Facebook: 45,9 %, Twitter: 51,9 %, Instagram: 47 %, Zalo: 47,2 %), тогда как те, кто думают, что у глобальной сети нет потенциала политической субъектности, составляют лишь четверть пользователей в каждой социальной сети (Google+: 25,1 %, Youtube: 23,1 %, Facebook: 22,8 %, Twitter: 20,5 %, Instagram: 25,2 %, Zalo: 22,2 %) (табл.5). В целом пользователи социальных сетей Facebook, Youtube, Zalo и

Google+ имеют высокую оценку возможностей реализации политической субъ-ектности в глобальной сети.

Таблица 5

Оценки пользователями социальных сетей потенциала политической _субъектности в сети Интернет, в % _

Название социальной сети Нет потенциала Затруднились оценить Есть потенциал

Ооо§1е+ 25,1 29 45,9

УоиШЬе 23,1 28,3 48,6

БасеЬоок 22,8 31,3 45,9

Т-мйег 20,5 27,7 51,9

1п81а§гаш 25,2 27,8 47

2а1о 22,2 30,5 47,2

Пользователи, использующие социальные сети с целью развлечения, ниже всех оценивают потенциал политической субъектности глобальной сети (44,8 %). Эти возможности наиболее позитивно воспринимаются пользователями, применяющими большинство возможностей социальных сетей (48,3 %). Пользователи, которые наиболее активно поддерживают мнение о том, что у сети Интернет нет политических функций (33,8 %), используют социальные сети для обмена информацией (табл. 6).

Таблица 6

Особенности использования возможности социальной сети и оценка потенциала политической субъектности в сети Интернет, в %%

Особенности использования возможности социальной сети Нет потенциала Затруднились оценить Есть потенциал

Использование коммуникационных возможностей социальных сетей 24,9 29,5 45,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование информационных возможностей социальных сетей 33,8 20,6 45,6

Использование развлекательных возможностей социальных сетей 23,6 31,7 44,8

Использование большинства возможностей социальных сетей 23,4 28,2 48,3

* Состоит из следующих четырех переменных: отправка сообщений; дистанционное общение; завязывание знакомств; просмотр страниц друзей.

** Состоит из следующих четырех переменных: чтение новостей; размещение/перепост новостей; комментирование контента; узнать о других людях.

*** Состоит из следующих четырех переменных: прослушивание музыки; просмотр видео; играть в сетевые игры; создание и размещение своих фотографий.

**** Включает все переменные выше и две из следующих переменных: совершение покупки; осуществление продажи; получать необходимую поддержку для себя; благотворительная акция.

С точки зрения конфиденциальности и анонимности в социальных сетях, табл.7 показывает, что вьетнамцы, размещающие большую часть основных

личных информаций в социальных сетях, наиболее позитивно оценивают потенциал реализации политической субъектности в Интернете (47,6 %). А с утверждением о том, что Интернет не обладает политическими функциями, согласны чаще всего вьетнамцы, которые склонны не размещать персональные данные в социальных сетях (33 %). Таким образом, особенности стратегии использования вьетнамскими пользователями социальных сетей оказывают существенное влияние на их оценку потенциала политической субъектности в ки-берпространстве.

Таблица 7

Степень открытости личной информации в социальных сетях и

оценка потенциала политической субъектности в сети Интернет, в %

Активность размещения личной информации в социальных сетях Нет потенциала Затруднились оценить Есть потенциал

Размещение полных персональных данных 21,3 42,8 35,9

Размещение основной личной информации 17,4 35 47,6

Воздержание от возможности размещения персональных данных 33 27,8 39,2

Воздержание от возможности размещения личной информации 25,2 32,8 42,1

*Включает следующие данные: адрес, телефон; ФИО; дата рождения; место учебы/работы. **Включает полные персональные данные и жизненные установки: жизненные принципы, девизы; информация о любимых фильмах, книгах, телепередачах; мои подписки на блоги, группы, страницы пользователей; личные фотографии.

Резюмируя итоги исследования, перечислим основные выводы:

- потенциал политической субъектности в киберпространстве позитивно воспринимается многими вьетнамскими пользователями. Доминирующая характеристика в восприятии вьетнамцами глобальной сети - это его позитивная оценка как пространства для осуществления коммуникации и свободы слова, как способа формирования общественного мнения и влияния на политическую власть;

- восприятие вьетнамцами политических функций Интернета имеет линейную корреляцию с такими факторами, как чувство свободы выражения позиции граждан в интернет - пространстве, ощущение безопасности/ защищенности позиции граждан в глобальной сети, доверие пользователя к содержанию информации в Интернете, оценка пользователями важности Интернета как источник информации. Фактор, имеющий самую сильную линейную корреляцию с восприятием потенциала политической субъектности, - это чувство свободы выражения позиции граждан в интернет-пространстве;

- вьетнамцы, наиболее позитивно поддерживающие мнение о том, что глобальная сеть обладает политическими функциями, находятся в возрасте 45 лет и старше и имеют среднее специальное образование;

- наибольшее число активно оценивающих потенциал политической субъектности в сети Интернет - это пользователи социальных сетей 'ТасеЬоок",

"Youtube", "Google+", "Zalo", а также пользователи, применяющие большинство возможностей глобальной сети и ориентированные на размещение максимального объема личной информации в сети Интернет.

Список литературы

1. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю. Стратегии пользования глобальной электронной сетью и национальный менталитет россиян и китайцев: результаты сравнительного кластерного анализа // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.

2. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков A.B. Политическая субъектность пользователей социальных сетей в России: результаты всероссийского социологического исследования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология.

2015. № 2. С. 80-87.

3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Иванов И.С. Изменение стратегий онлайн-поведения российской интернет-аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа (2012-2014 гг.) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 173-187.

4. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю. Профили пользователей интернета и национальный менталитет в России и Швеции: результаты сравнительного кластерного анализа // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. Ч. 3. С. 661-664

5. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю. Социально-политические и ценностные профили российской молодежи - пользователей социальных сетей // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.

2016. Вып. 4. С.3-13

6. Бубнов А. Ю. Идеологическая карта российского сегмента интернета (на примере классификации националистических сообществ в социальных сетях // Система ценностей современного общества. 2015. № 41. С. 108 - 112.

7. Бубнов А. Ю., Дмитриева О. В., Шаповалов В. Л. Интенсивность вовлеченности россиян в интернет-коммуникацию // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 3. С.19 - 27.

8. Долгоруков А. М. Интернет и перспективы социологических исследований // Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально - гуманитарные эффекты» (ISC-15). М.: Изд-во МПГУ, 2015. С. 3 - 14.

9. Еляков А. Д. Российское общество в информационном измерении // Социологические исследования. 2009. № 7. С.85 - 94.

10. Малиновский С. С. Политическая коммуникация в Рунете как фактор российского политического процесса : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013.С. 12 - 13.

11. Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти // Политические исследования. 2011. № 1. С. 140 - 152.

12. Назарчук А. В. О сетевых исследованиях в социальных науках // Политические исследования. 2011. № 1. С. 39 - 51.

13. Нечаев В. Д., Бродовская Е. В. Политические функции Интернета в восприятии россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 3. С. 42 - 51.

14. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности // Онлайн исследования в России 2.0 / под ред. А. В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010.

15. Чугунов А. В. Российская Интернет аудитория в зеркале социологии. СПб.: СПбГУ, 2006. 319 с.

16. Шаповалов В. Л. Технологии мобилизации протестной активности в социальных сетях // Материалы VI Всерос. конгресса политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». М., 2012.

17. Barber B. The uncertainty of digital politics: Democracy's uneasy рэла-тионшипвьтх information Technology //Harvard International Review. 2001. № 23. P. 42 - 48.

18. Bimber B. The Internet and Political Transformation: Populism, Community, and Accelerated Pluralism // Polity. 1998. № 1. P. 112 - 119.

19. Cairncross F. The Death of Distance: How the Communications Revolution Will Change Our Lives. Boston: MA: Harvard Business School Press, 1997.

20. Coleman S. New mediation and direct representation: reconceptualizing representation in the digital age // New Media Society. 2005. № 2. P.177 - 198.

21. Etzioni A. The Spirit of Community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda. New York: Crown Publishers, 1993.

22. Ward S., Gibson R., Lusoli W. Online participation and mobilization in Britain: Hype, hope and reality // Parliamentary Affairs. 2003. № 56. P. 652 - 668.

23. Weber L. M., Loumakis A., Bergman J. Who participates and why? An analysis of citizens on the Internet and the mass public // Social Science Computer Review. 2003. № 21. P. 26 - 42.

24. We are social URL: https://digitalreport.wearesocial.com/ (дата обращения: 10.12.2018).

До Тханъ Ту, аспирант, dothanhtu0482@,gmail.com, Россия, Москва, Московский педагогический государственный университет

EVALUATION BY USERS OF VIETNAM POTENTIAL OF POLITICAL SUBJECTNESS ON THE

INTERNET

T. T. Do

The article analyzes the specificity of Vietnamese users perception of the potential of political subjectness in the global network and identifies factors that have a linear correlation with the

characteristics of this perception. The results of the study of the socio-demographic features impact and trends of using the Vietnamese social networks on the Vietnamese people assessment of the political functions of the Internet are also presented. The results of the analysis show that almost half of Vietnamese users positively assess the potential of political subjectness on the Internet. Vietnamese citizens over 44 years old and those with secondary special education have the highest percentage in this recognition. The factor that has the strongest linear correlation with the perception of the potential of political subjectivity is the feeling offreedom of expression of the position of citizens in the Internet space.

The results of the analysis show an optimistic attitude towards the potential of political subjectness on the Internet by Vietnamese citizens. The main factor having a linear correlation with this optimistic attitude is the feeling offreedom of expression of the citizens' position in the Internet space. Most actively the potential of political subjectness perceived by the generation over 44 years old and by Vietnamese people with secondary special education.

Key words: internet-communication, political functions of the Internet, perception of the potential of political subjectivity in the global network, political effects of social networks, Face-book, Youtube, Google+, Instagram, Twitter, Zalo.

Do Tkhan' Tu, postgraduate, dothanhtu0482@,gmail.com, Russia, Moscow, Moscow State Pedagogical University

УДК 329.8

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

A.B. Махрин

Анализируется деятельность политических партии по формированию развитого гражданского общества.

Ключевые слова: политические партии, гражданское общество, политические институты, институционализация.

Ученые-политологи часто институт политической партии относят к политическому и к гражданскому обществу. Это стало возможным благодаря тому, что в самом начале своей институционализации в XIX-XX вв. партии могли носить признаки института гражданского общества, а именно: создание по инициативе граждан для отстаивания своих интересов не только в политике, но и в экономике; разрешение правовых вопросов и т.д.

На сегодня мы можем выделить еще ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что партии можно считать институтом гражданского общества: - добровольное членство граждан;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.