Научная статья на тему 'Политическое проектирование в процессах модернизации российской политической системы'

Политическое проектирование в процессах модернизации российской политической системы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
185
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / POLITICAL DESIGN / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / POLITICAL MODERNIZATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ / ALL-RUSSIAN POPULAR FRONT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузина Светлана Ивановна, Орешкина Жанна Юрьевна

Статья посвящена модернизации российской политической системы, что является актуальной темой в условиях продолжающегося строительства государственности России. Модернизация может проходить разными путями, в том числе через политическое проектирование. Примером такого проектирования по инициативе власти стало создание Общероссийского народного фронта (ОНФ) как площадки реализации общественных инициатив и становления гражданского общества в стране. Приоритетные направления работы ОНФ рассмотрены на примере деятельности регионального отделения в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кузина Светлана Ивановна, Орешкина Жанна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL DESIGN IN THE PROCESS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN POLITICAL SYSTEM

The article is devoted to the modernization of the Russian political system, which is an important topic in the context of the ongoing construction of the Russian state. Modernization can take place in different ways, including through political engineering. An example of such a design on the initiative of the government was the creation of the All-Russian people's front (ONF) as a platform for the implementation of public initiatives and the formation of civil society in the country. Priority areas of ONF work are considered on the example of the regional office in the Rostov region

Текст научной работы на тему «Политическое проектирование в процессах модернизации российской политической системы»

УДК 321 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-136-142

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССАХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Кузина доктор политических наук, профессор кафедры

Светлана политологии и этнополитики, Ивановна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54); профессор кафедры уголовного права и криминалистики, Донской государственный технический университет (344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1). E-mail: svivk@yandex.ru

Орешкина координатор по работе со СМИ, Региональный исполком Жанна Общероссийского народного фронта в Ростовской области

Юрьевна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, Газетный пер., 57). E-mail: jane891@ya.ru

Аннотация

Статья посвящена модернизации российской политической системы, что является актуальной темой в условиях продолжающегося строительства государственности России. Модернизация может проходить разными путями, в том числе через политическое проектирование. Примером такого проектирования по инициативе власти стало создание Общероссийского народного фронта (ОНФ) как площадки реализации общественных инициатив и становления гражданского общества в стране. Приоритетные направления работы ОНФ рассмотрены на примере деятельности регионального отделения в Ростовской области.

Ключевые слова: политическое проектирование, политическая модернизация, политическая система, Общероссийский народный фронт.

В современном мире происходят процессы усложнения политических систем государств, не избежала этого процесса и Россия. Как правило, такое усложнение называют политической модернизацией, политическим развитием, трансформацией, изменениями в политической жизни страны.

Процессы трансформации политической системы отражают возможности системы адаптироваться к новым социальным запросам и целям, ее способности создавать новые институты, обеспечивающие развитие социальной системы. Этот процесс детерминирован социально-экономическими, культурными факторами, а также способностью и волей политических элит к изменению политической системы.

Модернизация политической системы России в настоящее время нацелена на создание новых политических институтов для решения постоянно возникающих новых вызовов и проблем, а также смены курса с внутриэлитной борьбы на консенсус элит. Процессы политического развития отражают стремление государства к структурным изменениям в экономике, политике, социальной сфере при сохранении социально-политической стабильности и консолидации российского общества.

Особое место в политических процессах последнего времени стало занимать включение широких групп политически мотивированных и активных граждан, а через них и общества, в политический процесс. Наглядным примером может стать создание и деятельность Общероссийского народного фронта. Стратегически этот проект можно рассматривать как выражение стремления власти к усилению политической демократии, популяризации власти, ее легитимизации через ставку на идеологические и политические запросы гражданского общества.

Дальнейшее развитие политической системы России может идти несколькими путями:

- сохранения прежнего политического курса с некоторыми адаптациями к изменяющимся политическим внешним и внутренним условиям;

- изменения политического курса в связи с достигнутым компромиссом между элитными и контрэлитными группами;

- смены политического курса в результате давления масс и контрэлит без силового решения;

- смены режима революционным путем через силовое решение, примененное контрэлитой и населением;

- смены режима контрэлитой без участия масс.

Трансформация политической системы России неизбежно связана с критическими ситуациями, обусловленными изменениями ценностных ориентаций широких слоев общества. Такие изменения не происходят мгновенно, а по объективным причинам занимают относительно длительный период времени, сопровождающийся периодической нестабильностью и разной степени кризисными явлениями. Кризисные состояния являются следствием противоречия между новыми ценностями и старыми традициями, что может породить состояние неудовлетворенности и фрустрации в обществе.

Можно выделить наиболее явные области общественного сознания, переживающие кризисы в модернизирующемся состоянии общества: кризис идентичности, кризис легитимности, кризис участия, кризис управления [1, 2, 3].

Кризис идентичности может протекать в плоскости национального и территориального самоопределения; в связи с резким расслоением общества; из-за возможного рассогласования этнической и национальной идентичностей и пр. Как правило, такой кризис выливается в рост национализма, что мы и наблюдали в России.

Кризис легитимности может быть обусловлен закрытием каналов социальной мобильности, нестабильности основных традиционных социальных и политических институтов, что проявляется в оппозиционных настроениях масс, которых лишили доступа к принятию решений, или же в политической пассивности населения; неспособности правящей элиты осуществлять эффективное управление, что приводит к усилению борьбы за власть между конкурирующими субэлитами.

Кризис участия может быть спровоцирован слабостью политической системы, ее неспособностью расширения доступа к принятию решений заинтересованных групп; правящая элита может создавать искусственные барьеры для претендующих на участие в принятии решении субъектов; система может быть расшатана радикализацией оппозиции. Этот кризис может быть преодолен обеспечением каналов для включения в политическую жизнь общества претендующих групп.

Кризис управления обусловлен снижением способности власти к реализации своих решений. Проведение решений проходит или с искажением их смысла, или путем

латентного саботажа, либо в связи с расхождением интересов и возможностей центра и регионов. Данный кризис может проходить и из-за нежелания или неспособности правящей элиты снизить высокую дифференциацию общества по уровню жизни.

Кризисные явления имеют место и в современной России, что не может не осознавать российский правящий класс. Об этом говорят последние шаги по стимулированию развития политической системы России, при этом их можно отнести к первым двум направлениям из вышеприведенных: через сохранение прежнего политического курса с некоторыми адаптациями к изменяющимся политическим внешним и внутренним условиям, а также некоторые изменения политического курса через попытки достижения компромисса между элитными и контрэлитными группами.

Кризис идентичности особенно резко проявился в 90-е годы XX века, на пике реформ, когда граждане были вынуждены самоопределяться с выбором между привычной советской идентичностью и новой, российской. Но за прошедшие десятилетия выросло новое поколение россиян, которые уже социализировались в новых, рыночных условиях, что постепенно снимает проблему выбора.

Легитимность власти по-прежнему подвергается испытаниям проблемами, которые с большим или меньшим успехом власть решает. Но легитимность - качество, которое нуждается в постоянной поддержке, непрерывном воспроизводстве, поэтому эксперты и аналитики могут только ситуативно оценивать снижение или рост рейтинга власти в общественных оценках.

В области управления критичность его эффективности уже на протяжении ряда последних лет снижается посредством административной реформы, целевых программ, борьбой с коррупцией и рядом других шагов.

Политической властью решается и кризис участия - через расширение состава групп, влияющих на принятие политических решений. Одно из знаковых событий в этом поле - реализующийся уже пять лет проект Общероссийского народного фронта (далее - ОНФ). Несмотря на изначально заявленное дистанцирование проекта от политики, презентации его как структуры гражданского общества, деятельность ОНФ по взаимодействию с государственными и муниципальными органами, степени влияния на их решения, участие в предвыборной деятельности иначе как политической не назовешь.

Политическим проектированием называют одну из форм управленческого проектирования. «Политическое проектирование определяется нами как основная форма управленческого проектирования, связанная с практикой контроля за неопределенностью, которая усматривается как в настоящем, так и в будущем, а нередко и в прошлом. Политическое проектирование направлено на минимизацию рисков, поэтому в стратегическом плане связано с увеличением управляемости социальными процессами» [4, с. 12].

Политические проекты по своим задачам направлены на дальнейшее развитие политической системы России, ее модернизацию. В отечественной политической действительности в центре политических проектов стоит, как правило, государство. Но власть учитывает и то обстоятельство, что граждане страны должны иметь возможность влиять на направления и ход политических проектов через создаваемые общественные группы как элементы структуры института гражданского общества. Опасность отчуждения власти, последствия отрыва власти от народных масс являются печальным опытом революций и бунтов в России.

С точки зрения проблем взаимоотношения гражданского общества и власти интересно рассмотреть политический проект, высветивший новую форму этих взаимоот-

ношений. В 2011 году на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» по инициативе Президента РФ В.В. Путина было озвучено предложение о создании общественного движения «Общероссийский народный фронт».

Чем была вызвана такая необходимость? Президент Российской Федерации на встрече с активистами нового движения 4 марта 2012 года рассказал о целях своей инициативы и задачах, которые призван решать ОНФ: общество нуждается в контроле со стороны неравнодушных к судьбе страны граждан и общественных формирований над исполнением указов и поручений главы государства, а также в активной помощи граждан в борьбе с коррупцией, захлестнувшей страну.

Вскоре движение начало расти, в его ряды влились молодежные организации, женские, профсоюзные, общественные, спортивные, профессиональные, как-то: Федерация независимых профсоюзов, Союз женщин России, Национальная медицинская палата, движение (интернет-сообщество) автомобилистов «Убитые дороги», Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство», Международная ассоциация бизнесменов, Международный совет российских соотечественников, Ассоциация малых и средних городов России, Фонд содействия сохранению озера «Байкал», Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский Союз Молодежи и многие другие [5].

В Ростовской области действует региональное отделение Общероссийского народного фронта. Участниками ОНФ кроме общероссийских организаций и движений являются и региональные: Союз работодателей Ростовской области, Ростовская областная молодежная общественная организация «Донской Союз молодежи», Фонд ветеранов МВД «Щит», Региональная молодежная военно-патриотическая общественная организация «Наследие», Общественная организация «Ростов без наркотиков», Женсо-вет г. Миллерово и Миллеровского района, Региональная общественная организация Молодежная Ассамблея Единый Кавказ МАЕК, Военно-патриотический клуб «Рысь», Общественная городская организация «Федерация футбола» г. Ростова-на-Дону и многие другие.

Даже краткий и выборочный перечень организаций и движений, влившихся в Общероссийский народный фронт, говорит о назревшей необходимости расширения диалога власти и общества по самым разнообразным и общественно значимым вопросам. Региональное отделение работает по всем направлениям действий ОНФ.

Активисты Общероссийского народного фронта в Ростовской области за время своей пятилетней деятельности поднимали самые сложные проблемы и находили решения. ОНФ осуществляет несколько приоритетных проектов, в числе которых - «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», «Генеральная уборка», «Народная оценка качества», «Равные возможности - детям» и другие; проводятся многочисленные мониторинга реализации государственных программ, встречи с жителями Ростовской области для выявления актуальных проблем [6].

К примеру, в 2015 году активисты ОНФ в г. Ростове-на-Дону в рамках мониторинга Государственной программы «Доступное жилье» обнаружили заблокированные замками подъемники для инвалидов в подземном переходе на проспекте Нагибина. После обнародования информации о возмутительном случае в региональных СМИ замки убрали и переход стал доступен для инвалидов-колясочников.

Резонансными стали действия участников регионального отделения ОНФ по выявлению злоупотреблений чиновников в сфере государственных закупок. В рамках

деятельности рабочих групп «Социальная справедливость» и «За честные закупки» была выявлена объявленная сомнительная закупка администрацией Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области на приобретение автомобиля за 1,58 миллиона рублей. ОНФ направил письмо в адрес главы администрации Егорлыкского сельского поселения с предложением отказаться от данной закупки. Закупка была отменена, что позволило сэкономить 3% бюджета поселения.

В апреле 2015 года была выявлена сомнительная закупка ОАО «Чистый город» г. Ростова-на-Дону на приобретение автомобиля Toyota Highlander за 3,2 миллиона рублей. В результате привлечения внимания общественности через СМИ к излишне дорогому для муниципального предприятия автомобилю заказчик самостоятельно принял решение об отмене данной закупки.

Фронтовики обращают внимание и реагируют на многие болезненные вопросы, которые волнуют жителей донского края, - такие, как наличие или отсутствие «электронной очереди» в медицинских учреждениях, ремонт жилых домов, переселение жильцов из ветхого и аварийного жилья, сохранность памятников, высокие тарифы на коммунальные услуги и другие. К нарушениям и недочетам в работе органов власти привлекается внимание СМИ, общественности, ответственных органов власти и правоохранительных органов, о чем регулярно сообщается в отчетах о работе регионального отделения ОНФ [7].

В 2016 г. благодаря активистам ОНФ в г. Новочеркасске были расселены жители аварийных домов. Граждане, проживающие по улицам Петрова, 29А, Щорса, 161 и 163 в г. Новочеркасске, должны были получить новые квартиры в конце января 2015 г. Для этого по федеральной программе были выделены квартиры в многоэтажном доме. Однако этот объект оказался долгостроем, а процесс переселения затягивался из-за долга застройщика перед газоснабжающей организацией. После обращения активистов ОНФ к мэру города застройщик нашел возможность погасить задолженность по газификации и сдать объект. 10 февраля 2016 г. жильцы аварийных домов получили ключи от нового жилья [7].

«Оппозиция - это не тот, кто против Путина. Оппозиция - это тот, кто против неэффективных решений. Вот сейчас оппозиция - ОНФ», - уже неоднократно заявлял сопредседатель Центрального штаба ОНФ, глава Удмуртской Республики, первый вице-президент «Опоры России», руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» А. Бречалов [8]. Естественные заинтересованные группы «из народа» -предприниматели, общественники, их ассоциации и союзы, некоммерческие организации, гражданские активисты, просто неравнодушные к судьбе Родины граждане, лидеры общественного мнения, - именно они составляют оппозицию неэффективной и коррумпированной бюрократии.

Гражданское общество является структурой как внутри социума, так и структурой, взаимодействующей с властью, а, значит, является частью политической системы государства. Институты гражданского общества отражают запросы и проблемы низового уровня, местного сообщества, некоммерческих и негосударственных организаций и транслируют их наверх, что, по сути, является реализацией демократического диалога между обществом и властью.

Примером может стать деятельность ОНФ в контексте его взаимодействия с властными структурами. В июне 2016 года принят Федеральный закон № 183-Ф3 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов

Российской Федерации» [9], который изменил принципы формирования региональных общественных палат.

По мнению обозревателя «Независимой газеты» В. Разуваева, введение данного закона позволит уменьшить контроль региональных органов власти и элит над местным гражданским сообществом [10]. Но А. Бречалов считает, что, так как региональные общественные палаты создаются под руководством глав регионов и давлением местных элит, то такой принцип их формирования уже не соответствует запросам современного гражданского общества [8].

Вызывает сомнения принцип финансирования палат за счет региональных бюджетов, которые испытывают хронический дефицит средств, а, значит, потребуются дотации из федерального центра, что переводит контроль за гражданским обществом с местного на федеральный уровень. Но, надо признать, что не только контроль, но и его поддержку, так как гражданское общество рассматривается как ресурс поддержки власти народом.

Такое предположение имеет под собой основание, так как уже давно не секрет для общества, что российские элиты ведут свою, непредсказуемую политику вместо выполнения консолидирующей функции, что распоряжения федерального центра не выполняются (не зря ведь одним из направлений деятельности ОНФ стал мониторинг выполнения майских указов Президента РФ), а население недовольно работой многих органов и институтов власти. Поэтому расширение опоры верховной власти на гражданское общество является оправданной мерой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная политическая система в России претерпевает изменения путем политического проектирования с расширением состава групп влияния на процессы принятия политических решений.

Литература

1. ПляйсЯ.А. Новая модернизация России: миф или реальность? - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2011. - 80 с.

2. Гордон Л.А., Плискевич Н.П. Развилки и ловушки переходного периода // Полис. 1994. № 4. - С. 78.

3. Гельман В.Я. «Transition» по-русски: концепции переходного периода и политическая трансформация в России (1989-1996). // Общественные науки и современность. 1997. № 4. - С. 64-81.

4. Афонасова А.В. Политическое проектирование как ресурс современной российской модернизации: автореф. дис. ... кандидата политических наук: 23.00.01 / Афонасова Алена Владимировна: Саратов, 2013. - 22 с.

5. Фронтовики [Электронный ресурс] / Общероссийский народный фронт. - Режим доступа: http://www.frontrostov.ru/Default.aspx?pageid=102678.

6. Эксперты Народного фронта в Ростовской области подвели итоги работы за пять лет. 15 июня 2018 года. / Сайт Общероссийского народного фронта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onf.ru/2018/06/15/eksperty-narodnogo-fronta-v-rostovskoy-oblasti-podveli-itogi-raboty-za-pyat-let/.

7. Общероссийский народный фронт. Ростовская область [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://onf.ru/region/rostovskaya_obl/?page=4.

8. ОНФ: Сейчас мы - настоящая оппозиция. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://maxfux.livejournal.com/1005819.html?thread=1777253.

9. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 183-Ф3 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/28/palata-dok.html.

10. Разуваев В. «Фронтовики» создают свою вертикаль под выборы-2018. Региональные общественные палаты собираются под крылом ОНФ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2016-01-29/1_narfront.html.

Kuzina Svetlana Ivanovna, doctor of political science, Professor of political science and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation); professor of Department of criminal law and criminology, Don state technical University (1, Gagarin square, Rostov-on-Don, 344000, Russian Federation). E-mail: svivk@yandex.ru

Oreshkina Zhanna Yurjevna, coordinator for work with the media; The regional Executive Committee of The all-Russian people's front in the Rostov region (57, Gazetni per., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: jane891@ya.ru

POLITICAL DESIGN IN THE PROCESS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN POLITICAL SYSTEM

Abstract

The article is devoted to the modernization of the Russian political system, which is an important topic in the context of the ongoing construction of the Russian state. Modernization can take place in different ways, including through political engineering. An example of such a design on the initiative of the government was the creation of the All-Russian people's front (ONF) as a platform for the implementation of public initiatives and the formation of civil society in the country. Priority areas of ONF work are considered on the example of the regional office in the Rostov region

Keywords: political design, political modernization, political system, All-Russian popular front.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.