АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО _И ПРОЦЕСС
УДК 351.811
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАТОЛОКИН,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности
и организации деятельности ГИБДД ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПОПЫТОК ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИЗМЕНЕННОЙ МАРКИРОВКОЙ
Формулируется определение осмотра транспортных средств как административной процедуры, а также анализируется порядок реализации сотрудниками ГИБДД административно-правового механизма, направленного на противодействие легализации транспортных средств с измененной маркировкой.
Ключевые слова: подделка или уничтожение идентификационного номера, транспортные средства с измененной маркировкой, легализация транспортных средств, административно-правовые меры, административные процедуры, государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения, осмотр транспортных средств, исследование маркировочных обозначений транспортных средств.
A.A. Zatolokin, PhD (Law), Senior Lecturer of a Department of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected], tel.: 8 (861) 258-37-70.
The activity of divisions of traffic police for suppression of attempts of legalization of means of transport with a modified labeling.
The article analyses the aspects of the activities of the traffic police aimed at implementation of the administrative-legal mechanism of counteraction of legalization of means of transport with a modified labeling.
Key words: forgery or destruction of identification number of a vehicle with a modified labeling, legalization of vehicles, administrative and legal measures, administrative procedures, a public service in the field of road safety, vehicle inspection, investigation of markings of vehicles.
Решение проблемы розыска транспортных в служебной деятельности МВД, ГУМВД,
средств зависит от грамотных действий всех УМВД, городских и районных отделов Министер-
служб полиции. Одним из подразделений поли- ства внутренних дел Российской Федерации,
ции, осуществляющим «федеральный государ- подразделений ДПС и подразделений ГИБДД,
ственный надзор и специальные разрешитель- осуществляющих регистрацию транспортных
ные функции в области безопасности дорожного средств.
движения» [2], на которое, среди прочих функций, Наиболее важным из перечисленных выше
возложена обязанность по организации и прове- направлений является деятельность МРЭО
дению «работы по розыску угнанных и похищен- ГИБДД по противодействию легализации транс-
ных автомототранспортных средств» [2], является портных средств с измененной маркировкой.
ГИБДД. Инструкцией по розыску автомототран- Так как именно эти подразделения находятся
спортных средств [4] регулируется организация на переднем крае борьбы с оборотом похищен-
повседневной деятельности сотрудников поли- ных транспортных средств. Происшедшие в по-
ции в данном направлении. В частности: следние годы изменения в сфере регистрации
при введении плана «Перехват»; транспортных средств хоть и упростили данную
в связи с расследованием уголовных дел; процедуру для законопослушных покупателей и
продавцов транспортных средств, однако создали благоприятные условия для всякого рода злоумышленников.
Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств [6] внес целый ряд изменений, значительно упрощающих процедуру регистрации транспортных средств. В настоящее время регистрационные требования с учетом этих изменений следующие:
1) регистрационные действия может теперь проводить любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции РФ вне зависимости от места жительства собственника;
2) срок регистрации (изменения регистрационных данных) транспортных средств составляет до 10 суток;
3) ранее присвоенные регистрационные знаки, соответствующие требованиям законодательства, сохраняются за транспортным средством;
4) значительно сокращается срок предоставления государственной услуги.
Кроме того, в настоящее время нет необходимости снимать транспортное средство с учета прежнему собственнику и ставить на учет новому. По сути, два регистрационных действия сейчас заменяет одно - «Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности». Иными словами, вся ответственность за качество и полноту проверки транспортного средства, его маркировочных обозначений и документов возлагается на лицо, приобретающее автомобиль и, по сути, не наделенное специальными познаниями в областях знаний, направленных на выявление подделки в идентификационном номере или же документе.
Одной из наиболее действенных мер в борьбе с незаконным ввозом транспорта из Европы, хищениями машин и регистрационных знаков, подделкой документов и в конечном счете с легализацией автомобилей с «темным» прошлым на территории Российской Федерации является осмотр транспортных средств. В науке выделяется несколько видов осмотров транспортных средств. В уголовно-процессуальном праве осмотр транспорта - следственное действие и регулируется оно нормами ст. 176 УПК РФ [9]. Административное право и административный процесс дает ряд определений понятию «Осмотр транспортного средства», хотя и не закрепляет его в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В то же время
осмотр транспортного средства в качестве права полиции отражен в Федеральном законе «О полиции». Однако, учитывая цели и задачи настоящей работы, мы исследуем осмотр транспортного средства как заградительную меру на пути криминального автобизнеса и априори наиболее действенную.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств [9] осмотр транспортного средства является административной процедурой, осуществляемой в процессе регистрационных действий и проводится в следующих случаях:
при регистрации транспортного средства;
при изменении регистрационных данных о собственнике (владельце) транспортного средства;
при внесении изменений в регистрационные данные, не связанные с изменением фамилии, имени, отчества, адреса места жительства физического лица, наименования и адреса места нахождения юридического лица, а также с получением регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность;
при снятии с учета транспортного средства в связи с его вывозом за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание, за исключением случаев, если транспортное средство вывезено и оставлено прежним или новым владельцем за пределами Российской Федерации при наличии соответствующей отметки в регистрационных документах.
Разработчики Административного регламента на выполнение данной административной процедуры отводят до 20 минут, в течение которых инспектор МРЭО должен:
1) установить соответствие идентификационной маркировки представленным документам на транспортное средство и проверить ее подлинность;
2) определить соответствие транспортного средства требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и сверить паспортные данные владельца.
По сути, на инспектора МРЭО возлагаются две обязанности, для выполнения которых он должен обладать специальными познаниями в области криминалистической экспертизы и технической диагностики. Учитывая, что ст. 9 «Квали-
фикационные требования к должностям в органах внутренних дел» [3] предусматривает, что инспектор МРЭО ГИБДД должен иметь высшее профессиональное юридическое образование, то ему не так уж и просто выполнить возложенные на него обязанности, так как он не является специалистом ни в одной из этих областей знаний. Тем более, что в соответствии с п. 15.6 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств в перечень документов, представляемых заявителями, включен страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности. А в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО» [5] для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в числе прочих документов, диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности. Тем самым наличие полиса ОСАГО подтверждает соответствие обязательным требованиям безопасности транспортных средств. И определение соответствия транспортного средства требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения инспектором при осмотре является лишь дублированием функций оператора технического осмотра.
Как же поступить инспектору в рамках действующего законодательства? Алгоритм действий инспектора МРЭО ГИБДД может развиваться по двум сценариям в зависимости от наличия или отсутствия приказа о закреплении обязанностей уполномоченного дознавателя. Рассмотрим первый алгоритм действий инспектора МРЭО ГИБДД - когда нет такого приказа. В этом случае перед инспектором как субъектом деятельности по противодействию легализации транспортных средств с измененной маркировкой стоит одна крайне важная задача - выявить признаки подделки идентификационного номера и вызвать следственно-оперативную группу для проведения дальнейшей проверки. В ходе осмотра инспектор может выявить как подделку маркировочных обозначений, так и изменение знаков первичной идентификационной маркировки [1, с. 145]. Важно знать, что вторичная маркировка не всегда будет являться поддельной (изменена предприятием-изготовителем, сборочным заводом и проч.). Кроме того, в ходе осмотра выявляется и уничтожение номера в результате коррозии или механического, но не криминального воздействия (ДТП, ремонтных работ и пр.).
Помочь инспектору в решении данной задачи должны уверенные знания Международного Стандарта ISO 3779-1983 [7] и ГОСТ Р 51980-2002 [8], используя которые инспектор сможет расшифровать содержание идентификационного номера (кода) и таблички изготовителя транспортных средств, проверить правильность их расположения на транспортном средстве и определить метод нанесения знаков идентификационного номера.
Так, гипотетически представим ситуацию, когда на пункт осмотра транспортных средств МРЭО ГИБДД представляется автомобиль с идентификационным номером «WAU ZZZ 8G Z R A 005898», которому должно соответствовать транспортное средство Audi (WAU), модели Cabrio (8G), 1994 модельного года (R), выпущенное на заводе Ingolstadt (Германия) (А). И если хотя бы один из указанных параметров не совпадает, инспектор должен проводить более глубокую проверку данного транспортного средства.
Второй сценарий действий инспектора -когда имеется приказ об уполномоченном дознавателе. В данном случае инспектору необходимо не просто выявить транспортное средство с измененной маркировкой, но и принять решение в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ [8], так как в соответствии со ст. 150, 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 326 (ч. 1, 3), проводится дознание. Согласно приказу МВД России № 58 [8] при обнаружении признаков поделки, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортное средство изготовителем, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным документы и регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законом. Далее инспектор МРЭО ГИБДД должен принять решение о проведении административного расследования, так как необходимо привлечение эксперта для ответа на вопросы о характере изменений идентификационного номера. Инспектором выносится определение о назначении экспертизы, в котором перед экспертом ставятся вопросы, указывается перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Параллельно инспектор МРЭО ГИБДД занимается сбором данных, на основании которых можно установить наличие или же отсутствие события правонарушения (преступления). По результатам исследования
эксперт в письменной форме дает заключение, где содержатся ответы на поставленные перед ним вопросы, и делает выводы. Если причиной изменений маркировочных обозначений являются естественные процессы (такие как коррозия, старение метала), а маркировочный номер удается идентифицировать с представленным на исследование транспортным средством, то имеются все основания для прекращения административного расследования. МРЭО ГИБДД в графу «особые отметки» регистрационного документа вносит соответствующую запись. Экс-пертно-криминалистическим подразделением изготовляется фотография места маркировки размером 50x15 мм, которая вклеивается в свидетельство о регистрации транспортного средства. Однако заметим, что это возможно лишь при условии, что отсутствует умышленное (изменение) уничтожение маркировочного обозначения транспортного средства. Если же в результате исследования будут установлены следы уничтожения идентификационного номера транспортного средства, то заключение эксперта будет служить одним из доказательств по уголовному делу. Административное расследование будет прекращено, а собранный материал направлен в орган дознания или же в следственный орган. Напомним, что по закону основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 326 УК РФ «Подделка или уничтожение идентификационного номера...»). Все последующие действия будут осуществляться в рамках возбужденного уголовного дела.
Встречается и такая ситуация, когда водитель предоставляет транспортное средство для прохождения административной процедуры - осмотра и при сверке идентификационного номера инспектор МРЭО выявляет явные признаки подделки. Безусловно, что в такой ситуации заводить административное расследование нецелесообразно. Транспортное средство и документы в этом случае задерживаются, копии документов вместе с рапортом об обнаружении признаков преступления направляются в орган внутренних дел по месту выявления признаков преступления.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть следующее.
1. Осмотр транспортного средства в настоящий момент является единственной, наиболее действенной, превентивной мерой на пути кри-
минального автобизнеса. Из целей осмотра необходимо исключить «проверку тех. состояния» транспортного средства. Проведенное исследование позволяет сформулировать определение осмотра транспортного средства как административной процедуры, кардинально отличающейся от полицейского осмотра, и проводимой в рамках деятельности по предоставлению государственных услуг, тем не менее, включающих в себя определенную правоохранительную функцию. Осмотр транспортного средства при предоставлении государственной услуги в сфере безопасности дорожного движения является административной процедурой, проводимой компетентным специалистом и направленной на установление подлинности и идентификацию маркировочных обозначений осматриваемого транспортного средства с представленными документами.
2. При выявлении транспортного средства с нечитаемой или измененной маркировкой необходимо проводить административное расследование. Это является условием проведения качественной проверки информации, позволяет осуществить необходимые мероприятия для установления всех обстоятельств изменения маркировки: назначить и провести экспертизы, направить запросы; опросить свидетелей. Административное расследование позволит грамотно оценить собранный материал и принять единственно правильное решение в соответствии с законом: или о прекращении административного дела; или о передаче материалов для возбуждения уголовного дела.
Список использованной литературы
1. Затолокин, А. А. Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения [Текст] / А. А. Затолокин : монография. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России,2013.
2. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 : с изм. и доп. внесенными Указом Президента Рос. Федерации от 4 апр. 2014 г. № 202] // Рос. газ. - 1998. - 23 июня (№ 116); [Электронный ресурс] - Режим доступа : base.garant.ru (дата обращения : 17.04.2015).
3. О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации [Текст] : [приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521] // Рос. газ. - 2012. - 18 июля (№ 162).
4. О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспорт-ные средства [Текст] : [приказ МВД России от 17 февр. 1994 г. № 58].
5. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Текст] : [Федер. закон от 25 апр. 2002 г. № 40-ФЗ : в ред. Федер. закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.base.garant.ru (дата обращения : 28.04.2015).
6. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по регистрации автомо-тотранспортных средств и прицепов к ним [Текст] : [приказ МВД России от 7 авг. 2013 г. № 605] // Рос. газ. - 2013. - 4 окт. (№ 223).
7. Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Содержание и структура [Текст] : международный стандарт ИСО 3779-83.
8. Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования [Текст] : Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р51980-2002.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] : с изм. и доп. в ред. Федер. закона от 5 мая 2014 г. № 105-ФЗ и № 98-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : base.garant.ru (дата обращения : 28.04.2015).