YAK 902(571.1) ББК 63.4(253.3)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА ХМАО - ЮГРЫ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX В.
ACTIVITIES FOR PRESERVATION OF ARCHAEOLOGICAL HERITAGE OF THE SURGUT REGION OF KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA IN THE LAST THIRD OF THE XX CENTURY
В данной статье рассматриваются меры, предпринятые исполнительным комитетом Сургутского районного Совета депутатов трудящихся по охране археологических памятников, а также роль уральских археологов в деле сохранения археологического наследия в 1970-1990 гг. на территории Сургутского района ХМАО - Югры.
In this article the measures taken by executive committee of the Surgut Regional Deputy Council for protection of archaeological monuments, and also the role of the Ural arche-ologists in preservation of archaeological heritage in 1970-1990 on the territory of Surgut region of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra are considered.
Ключевые слова: археологическое наследие, охрана памятников истории и культуры, rayispolkom (district executive committee), отдел культуры, хозяйствующий субъект, Уральская археологическая экспедиция Уральского государственного университета, ЮНЕСКО.
Key words: archaeological heritage, protection of historical and cultural heritage, department for culture, economic entity, the Ural archaeological expedition of Ural State University, UNESCO.
В 1970-1990 гг. система государственной охраны памятников истории и культуры имела многоуровневую структуру. В это время государственные органы по охране культурного наследия относились к ведению Министерства культуры СССР. Региональными учреждениями являлись управления культуры областей и краёв. На районном уровне охрану памятников осуществляли районный Совет народных депутатов, поселковые Советы народных депутатов и подразделения Советов по вопросам культурной политики - Отделы (или комитеты) по культуре. В их задачи входили обеспечение охраны, использования выявления, учёта, реставрации, использования и пропаганды памятников, привлечение общественности к проведению этих мероприятий, организация шефства предприятий, учреждений и организаций над памятниками, обеспечение соблюдения законодательства об охране и использовании памятников [16, с. 375].
В литературе сложилась довольно негативная оценка деятельности местных органов власти по сохранению культурного наследия в этот период. Так, Т.Н. Панкратова отмечает следующее: «Что же касается организации охраны памятников... в районных и городских Советах, то приходится констатировать их пассивность в этих вопросах. Ещё большая инертность наблюдалась со стороны сельских и поселковых Советов. Здесь нередко вообще не знали, что объект, расположенный на их территории, является памятником истории и культуры» [23, с. 37].
В нашей статье мы проведём общий анализ ситуации в сфере охраны объектов археологического наследия - наиболее многочисленного вида памятников в Сургутском районе, и попытаемся выяснить, насколько подобное мнение обоснованно.
А.В. СОЮРОВА
A.V. SOYUROVA
Первыми стадиями охраны памятников являются их выявление и учёт. В Сургутском районе данными задачами в 1970-1990 гг. занимались, главным образом, археологи Уральского государственного университета. В рассматриваемый период они выявили три крупных археологических комплекса - в урочище Барсова Гора, близ д. Сайгатино и д. Ермаково, и начали ежегодные стационарные исследования древних поселений и могильников. Эти широкомасштабные разведочные и раскопочные работы связаны с интенсивным развитием нефтегазодобывающей промышленности в Сургутском районе на рубеже 1960-1970 гг. Позже же было инициировано проведение работ по учёту и паспортизации археологических объектов Сургутского района (1980-1990 гг.).
Местные органы власти - горисполком, райисполком и их структурные подразделения были поставлены в известность о наличии памятников истории и культуры на территории Сургутского района. Причём на некоторые из них даже были заключены охранные обязательства [15, л. 2-18]. Но дальнейшее развитие и контроль мероприятий по сохранению археологического наследия не производился.
Какие же проблемы решали местные органы власти? Вот что следует из годового информационного отчёта о работе отдела культуры за 1973 г.: «Связь клуба с производством сегодня одна из самых важных проблем в культурно-просветительной работе. Важных - и одна из самых сложных, ибо, совместно со специалистами сельского хозяйства нужно суметь внести свою лепту в решение конкретных хозяйственно-экономических и социальных задач» [6, л. 26].
Основными задачами в работе учреждений культуры в 1973 г. являлись:
«1. Широкая пропаганда материалов XXIV съезда КПСС и мобилизация трудящихся на выполнение третьего решающего года пятилетки.
2. Развитие художественной самодеятельности на селе.
3. Активизация работы с подростками и детьми» [6, л. 27].
В 1980 г. «вся деятельность учреждений культуры района, независимо от ведомственной принадлежности, должна быть направлена на претворение в жизнь исторических решений XXVI съезда КПСС, выполнение всех решений партии и правительства, направленных на улучшение деятельности культурно-просветительных учреждений.
Учреждения культуры должны активно содействовать дальнейшему развитию социалистической культуры, формированию марксистко-ленинс-кого мировоззрения, более полному удовлетворению многообразных духовных потребностей населения, превращение всех учреждений культуры в настоящие центы самодеятельного творчества трудящихся и проведения их досуга» [9, л. 1].
«Одним из главных направлений в работе культучреждений», подчёркивается в годовом отчёте отдела культуры за 1982 г., «является культурное обслуживание вахтовых и трассовых посёлков. Эту задачу осуществляет районная АКБ и коллективы художественной самодеятельности сельских Домов культуры, находящиеся на территории вахтовых и трассовых посёлков. <...> В течение года районная АКБ только в вахтовых и трассовых посёлках сделала 75 выступлений и обслужила 2124 человек» [11, л. 119].
Лишь вопиющие случаи разрушения уникальных археологических памятников приводили к активизации действий Сургутского райисполкома. Например, летом 1975 г. уральские археологи обратились в Сургутский райисполком, описав плачевность существующей ситуации и необходимость её урегулирования. Директор Сургутского краеведческого музея А.А. Нифонтов опубликовал статью в местной газете «К победе коммунизма», в которой сообщил об удручающей ситуации с охраной древностей окрестностей Сургутского района: на огороды жителей посёлка Барсово вывезен культурный слой городища Барсов городок I/31, а также «в значительной степени разруше-
но машинами и людьми» ещё одно крупное скопление археологических памятников - около д. Ермаково. Кроме того, «в районе не раз находили кости мамонтов и других животных. Но ни разу никто не сообщил о находках в музей... В большинстве случаев эти находки или уничтожаются, или разбираются на сувениры. В том же мостоотряде № 29 находятся остатки найденного скелета мамонта, там же известно о находке серебряного блюда. Но где оно? Исчезло в нечестных руках» [20, с. 3].
В итоге 18 июля 1975 г. Сургутский райисполком принял решение № 108 «О фактах нарушения Постановления Совета Министров СССР от 14 октября 1948 года № 2898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» на территории Сургутского района»: «.на территории Белоярского сельского совета на уникальном скоплении археологических памятников «Барсовой горе» жителями посёлка МО-29 [26], в конце мая месяца 1975 года уничтожено городище «Барсов городок» 1/31, подвергается разрушению городище «Барсов городок» 1/33, нарушается культурный слой на многих городищах и селищах. В прошлые годы разрушены городища № 1/22-27 в с. Белый Яр.
<...> на территории Тром-Аганского сельского Совета в п. Ермаково Сургутской нефтеразведочной экспедицией в 1973-1974 годах .при производстве буровых работ уничтожено городище, несколько селищ (буровая №74), разграблено священное место местного населения «Шаман Гора» [1, л. 12].
В связи с этим, райисполком решил:
«1. Обратить внимание руководителей мостостроительного отряда №29, Сургутской нефтеразведочной экспедиции (т.т. Моисеева, Морозова) на факты разрушения и уничтожения археологических памятников на территории района.
2. Довести до сведения руководителей предприятий и организаций, занимающихся обустройством нефтяных и газовых месторождений, геологическими изысканиями, строительством нефтепроводов, железных и автомобильных дорог, посёлков, что археологические памятники охраняются законом и умышленное их разрушение наказывается Уголовным Кодексом РСФСР (ст. 230 глава 10).
3. Обязать исполкомы Белоярского, Тром-Аганского, Угутского, Аган-ского, Локосовского, Сытоминского, Усть-Юганского сельских Советов осуществлять надзор за состоянием охраны археологических памятников на их территории.
4. Рекомендовать руководителям промышленных и строительных предприятий и организаций, занимающихся обустройством нефтегазодобывающих месторождений района, практиковать заключение хозяйственного договора с Уральской археологической экспедицией с целью проведения археологических разведок.
5. Обязать Сургутское отделение Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры взять на учёт археологические памятники Сургутского района и вести разъяснительную работу среди населения о необходимости охраны памятников истории и культуры.
6. Обязать работников учреждений культуры создать первичные организации Всесоюзного добровольного общества охраны памятников истории и культуры на местах и вести разъяснительную работу среди населения.
7. Довести до сведения исполкомов сельских Советов депутатов трудящихся, руководителей предприятий, организаций и учреждений, совхозов, лесхозов района, что Совет Министров РСФСР постановлением от 30 августа 1960 года № 132 «О дальнейшем улучшении охраны памятников культуры РСФСР» установил, что:
- ответственность за сохранность археологических памятников культуры несут руководители предприятий, учреждений и организаций, в пользовании которых отведены земли;
- указания государственных органов охраны памятников культуры по вопросам учёта, охраны и содержания памятников являются обязательными для руководителей всех предприятий, учреждений и организаций;
- проведение мероприятий, затрагивающих памятники культуры, должно согласовываться с органами охраны памятников» [1, л. 12-13].
Однако, «наказания не были адекватны содеянному, а нередко виновные вообще уходили от ответственности, что породило у их «последователей» уверенность в безнаказанности. Предупреждение за уничтожение местными жителями городища Барсов городок 1/31 ...получил начальник Мостоотряда 29 А.В. Моисеев, сделавший немало для нормальной работы археологов» [25, с. 58].
В дальнейшем хоздоговорные работы велись практически ежегодно, но темпы строителей намного превосходили возможности археологов. Сказывались и существовавшие в 1970-е гг. предварительное финансирование и реализация северных новостроек, ещё до утверждения генплана и сметы, куда закладывались и расходы на раскопки.
В 1973-1974 гг. Ю.П.Чемякин, возглавлявший Сургутский отряд Уральской археологической экспедиции, «неоднократно ставил вопрос о необходимости действенной охраны уникального урочища, но каждый раз в Сургутском горисполкоме и райисполкоме получал заверения, что новые строительства на Барсовой Горе не планируются. К сожалению, каждый год, возвращаясь на гору, археологи убеждались в обратном» [25, с. 58].
Улучшить ситуацию в деле охраны археологических памятников была призвана специальная комиссия, образованная решением Сургутского райисполкома № 96 от 22 августа 1980 г.: «во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 24 января 1980 г. №54, в целях использования памятников истории и культуры в коммунистическом воспитании трудящихся, их охраны и реставрации» [2, л. 15]. Согласно этому решению, отдел культуры и исполкомы сельских и поселковых Советов народных депутатов совместно с президиумом районного Совета Всероссийского общества охраны памятников должны были составить перспективные планы реставрации и использования памятников по территории, подведомственной каждому Совету [2, л. 16]. Также перечисленным органам власти вменялось «способствовать привлечению общественности к охране памятников, поощрять инициативу коллективов предприятий, организаций и учреждений, шефствующих над памятниками истории и культуры, информировать общественность о проводимых и планируемых мероприятиях по улучшению использования и реставрации памятников» [2, л. 16].
Какие действия предпринимала эта комиссия, и предпринимала ли она их вообще, нам не известно.
В целом, период 1970-1080-х гг. можно охарактеризовать выражением А.М. Кулемзина: «дело охраны памятников было в значительной степени подменено монументальной пропагандой. и доведено до гибельного абсурда» [18, с. 195]. Всё это в полной мере относится и к Сургутскому району. Например, в 1982 г. отдел культуры Сургутского райсовета выявил и немедленно поставил под охрану пять памятников в пос. Локосово, Тундрино и Каюково. Все они связаны с событиями Гражданской и Великой Отечественной войн [11, л. 13].
Чтобы поставить на учёт первые из выявленных ещё в 1968 г. городищ близ д. Сайгатино и в урочище Барсова Гора, понадобилось указание управления культуры Тюменского облисполкома, направленное в 1983 г. Оно оповещало Сургутский райисполком о списке вновь выявленных в районе памятниках археологии и обязывало в течение месяца поставить включённые в него памятники под государственную охрану. Также должны были быть взяты на государственную охрану и памятники, не состоящие на учёте. Кроме того, предписывалось выслать в управление облисполкома «все копии решений по вопросам охраны, реставрации и использования памятников. для
утверждения принятых на местах решений» [14, л. 4]. Однако мы не располагаем документальными свидетельствами выполнения перечисленных охранных мероприятий. Более того, первый список памятников был утверждён решением Сургутской районной администрации лишь в 1993 г.
Таким образом, в 1970-1980 гг. хозяйствующие субъекты продолжали осваивать нефтяные и газовые месторождения, археологи - проводить по своей инициативе аварийно-спасательные работы, а отдел по культуре Сургутского райисполкома оставил за собой функцию контроля «над осуществлением заключения договора по ведению раскопов древних захоронений на территории района» и «способствовал созданию музеев Трудовой славы в трудовых коллективах» [9, л. 9].
В конце 1980 - начале 1990 гг. деятельность Сургутского райисполкома в сфере охраны памятников несколько оживилась и приняла новые направления.
Так, в годовом информационном отчёте отдела культуры за 1991 г. впервые озвучена тема сохранения культурного наследия коренного населения, в том числе и археологических памятников: «Национальные особенности, культурная жизнь людей неотделимы от образа жизни в целом. Об этом шёл разговор на круглом столе по проблемам сохранения национальной культуры, который состоялся 19 октября в рамках программы Дней культуры финно-угорских народов. Представители национальной культуры Еремей Айпин, Юрий Вэлло видят проблему сохранения национальной культуры неразрывно связанной со средой обитания человека через осознание условий своей жизни. Этот разговор послужил основой для разработки программы «Наследие», которая включает в себя комплекс мероприятий по охране памятников истории и культуры, музеефикации памятников археологии и этнографии, научные исследования, мероприятия по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, по сбору и сохранению музыкального и устного фольклора.
В рамках программы «Наследие» институтом истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук РСФСР была составлена комплексная научно-исследовательская программа археолого-этнографических исследований в Сургутском районе.
С Институтом урбанистики г. Киева отдел культуры Сургутского райисполкома в начале 1990-х гг. заключил договор на технико-экономическое обоснование создания государственного природно-археологического национального парка «Барсова Гора» [13, л. 1-2]. «Огромный объём работ предстоит по строительству государственного природно-археологического национального парка «Барсова Гора», здесь включилась большая наука, т. е. Уральский государственный университет, Киевский институт Урбанистики и мы обязаны сделать всё. для сохранения истории и культуры угро-финских народов и народа ханты, на земле которой мы с вами все здесь присутствуем, живём» [13, л. 3].
На протяжении 1989-1990 гг. различными организациями были изданы несколько решений о заповедной зоне на Барсовой Горе [14, л. 10-15], но ни одно из них не выполнено. О действиях исполкомов Барсовского поселкового Совета и Сургутского районного Совета депутатов трудящихся по созданию музея-заповедника на Барсовой горе упоминалось неоднократно [21, 22, 25]. Решения Сургутского райисполкома №240 от 22 августа 1991 г. «Об открытии государственного природно-археологического парка «Барсова гора» [4, л. 35] и президиума Сургутского райсовета № 46 от 4 ноября 1991 г. «О создании национального парка «Барсова Гора» [3, л. 168] привели к образованию ПАЦ (в дальнейшем - МУ ИКНПЦ, МАУ СР «ИКНПЦ») «Барсова Гора» - учреждения, направленного на сохранение культурного наследия Сургутского района. Таким образом, вопрос о создании музея-заповедника на Барсовой Горе всё ещё остаётся открытым.
К началу 1990-х гг. относятся и попытки райисполкома внести археологические памятники Барсовой Горы в список ЮНЕСКО. Так, письмом Уральской ассоциации клубов ЮНЕСКО, адресованном председателю Сургутского райисполкома, датируемом 7 сентября 1991 г., извещалось, что «.согласно гуманитарной программе Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, начаты экспертные работы по объявлению урочища «Барсова гора» на базе Национального парка зоной ЮНЕСКО в Сургуте. Эти работы включаются в программу деятельности Уральской ассоциации клубов ЮНЕСКО» [14, л. 32; 17, с. 1; 19, с. 5]. К сожалению, у нас нет подтверждения реализации этой идеи. Сейчас сложно определить и причины невозможности отнесения урочища к категории объектов всемирного наследия.
Что касается изучения и пропаганды археологических памятников, то в работе райисполкома и его органов мы встречаем всего лишь несколько косвенных свидетельств наличия этой деятельности. Например, тема доклада председателя Сургутского отделения Всероссийского общества охраны памятников Ф.Я. Показаньева на Пленарном заседании Семинара работников отдела культуры Сургутского района 9-11 декабря 1974 г. звучит как «Роль учреждений культуры в изучении и пропаганде истории родного края» [5, л. 7].
В программе пребывания шведского писателя и журналиста Уве Ан-дерссона в Сургуте и Сургутском районе на 16 марта 1981 г. запланированы «экскурсия по городу, в музей, посещение Барсовой горы» [10, л. 119].
Таким образом, охрана археологических памятников в рассматриваемый период осуществлялась в Сургутском районе бессистемно и весьма непоследовательно. Местные органы власти были пассивны и принимали решения в деле охране памятников археологии по инициативе уральских археологов. Последние, по сути, осуществляли в силу возможности мероприятия по сохранению культурного наследия.
Во многом подобная ситуация характерна и на сегодняшний день. На наш взгляд, для более эффективного сохранения археологических памятников требуется координация действий администраций разных уровней, научных организаций и хозяйствующих субъектов.
Литература
1. АОАС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 289 «Протоколы заседаний исполкома Сургутского райсовета депутатов трудящихся с № 7 по № 11». 1975 г.
2. АОАС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 395 «Протоколы заседаний Сургутского районного Совета народных депутатов с № 8 по № 12». 1980 г.
3. АОАС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 674 «Протоколы заседаний президиума Сургутского районного Совета депутатов трудящихся». 1991 г.
4. АОАС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 687 «Протокол №8 заседания № 8, решения исполкома Сургутского районного Совета депутатов трудящихся от 28 августа 1991 г.».
5. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 39а «Семинары работников учреждений культуры».
6. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 61 «Годовой информационный отчёт о работе отдела культуры и сводные годовые статистические отчёты о работе культпрос-ветучреждений за 1973 г.».
7. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 125 «Годовой информационный отчёт отдела культуры». 1979 г. Л. 6-7.
8. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 133. Указания, решения и распоряжения областного, окружного и районного Советов народных депутатов, касающихся деятельности отделов по вопросам культуры». 1980 г.
9. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 134 «Годовой план работы отдела культуры». 1980 г.
10. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 141 «Указания, решения и распоряжения областного, окружного и районного Советов народных депутатов, касающиеся деятельности отдела по вопросам культуры. 1981 г.
11. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 155 «Годовой информационный отчёт районного отдела культуры». 1982 г.
12. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 161 «Годовой информационный отчёт отдела культуры». 1983 г.
13. АОАС. Ф. 108. Оп. 1. Д. 216 «Годовой информационный отчёт отдела культуры за 1991 г.».
14. Архив МАУ СР «ИКНПЦ «Барсова Гора». Д. 4.21 «История центра «Барсова гора». Т. 1. 1976-1998 гг.
15. ГУТО ГАТО. Ф. 1731. Оп. 1. Д. 684 «Охранные обязательства на археологические памятники Сургутского района».
16. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978 г. // Законодательство Российской Федерации в области сохранения и использования недвижимых объектов историко-культурного наследия : сб. нормативных правовых актов / сост. : Е.М. Беспрозванный, Г.З. Вайсман, Н.В. Шатунов. - Екатеринбург : Уральский ун-т, 2002. - 494 с.
17. Комарова, Е. Клуб ЮНЕСКО в Сургуте [Текст] / Е. Комарова // Сургутская трибуна. - 1991, 10 октября. - С. 1.
18. Кулемзин, А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление [Текст] : монография / А.М. Кулемзин. - Кемерово : ОблИИУ, 2001. -328 с.
19. На Барсовой горе - клуб ЮНЕСКО [Текст] // Вестник. - 1991. - № 18. - С. 5.
20. Нифонтов, А. Городище в огородах [Текст] / А. Нифонтов // К победе коммунизма. - 1975, 7 июня. - С. 3.
21. Носкова, А.В. Барсова Гора в средствах массовой информации. Аннотированный указатель статей [Текст] / А.В. Носкова, Ю.П. Чемякин ; под ред. А.Я. Труфанова и Ю.П. Чемякина // Барсова Гора: 110 лет археологических исследований - Сургут : МУ ИКНПЦ «Барсова гора», 2002. - С. 209-220.
22. Носкова, А.В., Чемякин, Ю.П. Шаги по сохранению древностей Барсовой Горы: хронология событий [Текст] / А.В. Носкова, Ю.П. Чемякин // Барсова Гора: древности таёжного Приобья. - Екатеринбург ; Сургут : Уральское издательство, 2008. - С. 16-23.
23. Панкратова, Т.Н. Охрана памятников истории и культуры в Российской Федерации в 1960-1970-е гг [Текст] / Т.Н. Панкратова // Музееведение. Из истории охраны и использования культурного наследия РСФСР : сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1987. - С. 25-45.
24. Стефанова, Н.К. Археология таёжного Обь-Иртышья. Хроника полевых исследований на территории Ханты-Мансийского автономного округа [Текст] / Н.К. Стефанова, В.А. Борзунов. - Екатеринбург : Академкнига, 2002. - 136 с.
25. Чемякин, Ю.П. Хроника разрушений на Барсовой Горе [Текст] / Ю.П. Че-мякин, А.В. Носкова ; под ред. А.Я. Труфанова и Ю.П. Чемякина // Барсова Гора: 110 лет археологических исследований. - Сургут : МУ ИКНПЦ «Барсова гора», 2002. - С. 58-61.
26. Мостостроительный отряд № 29, временный посёлок строителей моста в урочище Барсова Гора, на месте которого ныне располагается пгт. Барсово.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АКБ - агитационно-концертная бригада АОАС - архивный отдел администрации г. Сургута АССР - Автономная Советская Социалистическая Республика Горисполком - исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся
ГУТО ГАТО - Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области», г. Тюмень КПСС - Коммунистическая партия Советского Союза
МУ ИКНПЦ - Муниципальное учреждение историко-культурный научно-производственный центр
МАУ СР - муниципальное автономное учреждение Сургутского района Облисполком - Исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся
ПАЦ - Природно-археологический центр
Райисполком - Исполнительный комитет районного Совета депутатов трудящихся
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика СССР - Союз Советских Социалистических Республик ХМАО - Ханты-Мансийский автономный округ
ЮНЕСКО - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры