Научная статья на тему 'Деятельность Первомайского завода «Химмаш» в 1947-1959 гг'

Деятельность Первомайского завода «Химмаш» в 1947-1959 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЕ / СЛУЖАЩИЕ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЖИЛАЯ ПЛОЩАДЬ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / WORKER / EMPLOYEES / WAGES / LIVING SPACE / RATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казьмин Олег Викторович

Данная статья рассматривает деятельность Первомайского завода «Химмаш» в период 1947-1959 гг. В исследовании делается акцент на социально-экономическую составляющую жизни предприятия. Проводится анализ структуры состава работников завода, заработной платы, их жилищных условий и рационализаторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Pervomayskiy Himmash factory in 1945-19591

The given article considers activity of Pervomayskiy Himmash factory during 1947-1959. In the research an emphasizes is put on social-economic component of the enterprise. The analysis of factory workers structure, wages, their living conditions and rationalization activity is performed

Текст научной работы на тему «Деятельность Первомайского завода «Химмаш» в 1947-1959 гг»

УДК 947

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОМАЙСКОГО ЗАВОДА «ХИММАШ» В 1947-1959 ГГ. © О.В. Казьмин

Данная статья рассматривает деятельность Первомайского завода «Химмаш» в период 19471959 гг. В исследовании делается акцент на социально-экономическую составляющую жизни предприятия. Проводится анализ структуры состава работников завода, заработной платы, их жилищных условий и рационализаторской деятельности.

Ключевые слова: рабочие; служащие; заработная плата; жилая площадь; рационализация.

В послевоенный период в СССР наблюдается быстрый рост промышленности. При этом можно говорить как о восстановлении прежних заводов, так и о создании новых, увеличении промышленного потенциала. В конце 1940-х гг. в Тамбовской области начинается строительство новых предприятий.

В соответствии с приказом по Министерству Промышленности строительных материалов СССР № 48а от 10 марта 1947 г. начато строительство Богоявленского паровозовагоноремонтного завода на базе старого паровозного депо, принятого по балансовой стоимости, принадлежащего Министерству путей сообщения. Деятельность основного производства по выпуску паровозов среднего ремонта началась с июня. На завод поступило трофейное оборудование, но оно было не доукомплектовано из-за отсутствия особо важных деталей. За 1947 г. был произведен средний ремонт 13 паровозов широкой колеи западноевропейского типа и средний ремонт 4 паровозов узкой колеи. В 1948 г. произвели ремонт 21 паровоза широкой колеи, 2 паровозов узкой колеи, перешили 40 паровозов и отремонтировали 2 тендера. При этом в объяснительной записке к годовому отчету указывается, что технологический процесс ремонта паровозов на заводе отсутствует, инструментальной базы на заводе нет и энергетическая база не обеспечивает потребность мощностей. Производственной площади недостаточно, завод к работе в зимних условиях полностью неприспособлен, собственного водоснабжения нет. План по валовой продукции был установлен в размере 3040 тыс. руб., фактически выполнено 2368,5 тыс. руб., или 78 %. Среднегодовая выработка на одного рабочего 76,5 %, а средняя зарплата 84 %. Разрыв объясняется неоднократной передел-

кой брака, снятием с выпуска бракованных паровозов.

Однако уже в следующем году были улучшены условия труда и план по выпуску годовой продукции был выполнен на 130 %, а по валовой продукции на 122 %. Как указывается в документах, в зиму 1948-1949 гг. завод вступил неготовым. Здание основного цеха было без потолка, с худой крышей, отопление сухое, чугунными печами, для которых не было топлива, поворотный круг был залит водой и замерз. Механическое оборудование (станки) не могло полностью обеспечить выполнение таких операций, как проверка поршней паровозов широкой колеи, расточку цилиндров, не было пневматики, собственного литья и т. д. С первых дней января были приняты срочные меры к оснащению оборудованием: введен в эксплуатацию горизонтально расточный станок, установлен паровоздушный насос, изготовлена и установлена медеплавильная печь, приобретен ряд станков. Созданы нормальные условия работы в паровозосборном и механическом цехах, настелен и засыпан потолок, проведено паровое отопление, утеплены двери [1].

Завод довольно быстро развивался. По состоянию на 1 января 1952 г. на заводе в основной деятельности были задействованы следующие цеха: котельно-сварочный, механический и паровозоремонтный, кислородная станция, транспортный цех, электростанция, ремонтно-механический и электроре-монтный цеха, ОГМ. Вместе с тем, как указывало начальство завода, в производственной деятельности сохранялся ряд недостатков. Во-первых, не хватало электроэнергии. Также отсутствовали внутрицеховые подъемные средства, было слабо развито инструментальное хозяйство завода. Наблюдался значительный недостаток производственных

площадей для изготовления крупных котельных изделий. Тормозило деятельность завода и отсутствие литейного цеха. Эти проблемы частично решались в 1951 г. В котельносварочном цехе с 3 квартала был установлен электрогенератор от бензинового двигателя мощностью 55 кВт. Были введены в эксплуатацию 2 электросварочных агрегата. Произошел перевод цехов на трехсменную работу [2].

С 8 августа 1953 г., в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1268 от 15 мая 1953 г. и приказом Министерству промышленности строительных материалов СССР № 559 от 17 июля 1953 г., завод был переименован в Богоявленский механический завод и перешел в подчинение главному управлению машиностроительной промышленности «Главстроймаш». Перед заводом была поставлена новая задача - производство крупных запчастей, нестандартного оборудования и котельных изделий для предприятий Министерства промышленности строительных материалов СССР [3].

На протяжении исследуемого периода недостаток электроэнергии был хронической проблемой. В 1953 г. оборудование в основных действующих цехах было новое, поступившее на завод в 1951-1953 гг. По состоянию на 1 января 1954 г., на заводе установлено 116 единиц основного технического оборудования. Из них в эксплуатации 102 единицы. Остальное оборудование в количе-

стве 14 единиц не могло быть использовано по причине недостатка энергии [2]. В 1954 г. в первом полугодии работа завода протекала в тяжелых условиях вследствие недостатка электроэнергии, кислорода и квалифицированных кадров. В июне состоялся пуск первой очереди ТЭЦ и сдача в эксплуатацию новой кислородной установки. В главном корпусе был смонтирован целый ряд уникального оборудования: четырехвалковые

гибочные вальцы, несколько станков, электронагревательная печь. Также сдана в эксплуатацию новая кислородная установка, дающая до 120 баллонов кислорода в сутки. В связи с вводом в эксплуатацию ТЭЦ значительно сократился простой станков с 8 тыс. станкочасов в 1953 г. до 2 тыс. станкочасов в 1954 г.

В 1956 г. завод уже изготавливал для цементной, кирпичной, шиферной, стекольной промышленности нестандартное оборудование и запчасти к нему. В этом году валовой продукции было изготовлено на 25943,3 тыс. руб., товарной на 26103 тыс. руб. [4].

Увеличивалось из года в год и количество рабочих. Особенно быстрыми темпами численность работников начала расти после изменения задач производства (рис. 1). В Тамбовской области химическая промышленность имела первостепенное значение, и ее развитию уделялось больше всего внимания.

Рабочие

Ученики

ИТР

Служащие

Рис. 1. Динамика структуры работников завода в 1947-1959 гг. [1, 2, 4, 5]

Если в 1940-х гг. число сотрудников завода возрастало медленно, а два года подряд даже убывало, то в 1950-е гг. завод переживает бурный рост. В 1959 г. численность рабочих превысила 1 тыс. человек, что довольно много, если учесть, что завод располагался в сельской местности. Если в 1950 г. общее число проработанных всеми рабочими человеко-дней составило 30 тыс., а человекочасов 244 тыс. [1], то в 1959 г. эти показатели составили 307 тыс. и 2 293 тыс. соответственно [5]. При этом именно численность рабочих увеличивалась наиболее быстро. Также из-за изменения задач производства происходит быстрый рост количества ИТР.

В 1951 г. в основную деятельность принято 189 человек (178 рабочих, 11 ИТР). Уволено 49 человек и призвано в армию 34 человека. По отделу капитального строительства принято 132 человека, выбыло 91 человек. Завод подготовил 48 человек из них 20 с отрывом от производства, 27 проходили индивидуальное обучение в порядке ученичества и 1 человек обучен без отрыва от производства. В 1952 г. заводом обучено новым профессиям 70 человек. Повышение квалификации ИТР происходило недостаточно, обучение на курсах министерства проходил 1 человек. За год принято на завод 218 человек, уволено 120, в т. ч. 3 человека самоволь-

но ушли с завода и привлечены к ответственности [2]. В 1956 г. завод подготовил 103 рабочих путем индивидуального, бригадного и курсового обучения. В институтах училось 9 человек, в техникумах 144, в школе вечерней молодежи 41 человек без отрыва от производства. Охвачено технической учебой, которая проводится во всех цехах завода раз в неделю, 650 человек. В 1956 г. для работников завода читались на различные темы лекции научно-технического, естественнонаучного и политического характера. Всего за год прочитано 9 лекций. В порядке обмена опытом в работе в течение 1956 г. заводом были командированы на передовые предприятия 14 человек [4].

На заводе случались и несчастные случаи. За 1951 г. произошло 28 несчастных случаев на производстве, в т. ч. 2 смертельных. Это объясняется тем, что на завод поступило 2/3 рабочих из окружающих сел и деревень, ранее не работавших в производстве. За 1953 г. произошло 19 несчастных случаев, тяжелых не было, большинство - это мелкие травмы и ушибы с потерей трудоспособности на 3-5 дней [2]. В 1955 г. 48 несчастных случаев с потерей 711 человеко-дней [4].

Интересно проследить за изменением уровня зарплат в это время (рис. 2).

-Рабочего

-Ученика

-ИТР

Рис. 2. Динамика структуры заработной платы работников завода в 1947-1959 гг. (в рублях в год) [1, 2, 4, 5]

В первый год работы завода заработная плата была низкой, а в следующие два года она значительно возросла. Связано это было с еще не устоявшейся системой производства на заводе, не проверенными нормами выработки. В 1950 г. она сильно сократилась у всех категорий сотрудников завода. Затем в течение десятилетия средняя зарплата рабочих медленно возрастала, в то время как у остальных категорий работников она колебалась примерно на одном уровне. Значительное повышение зарплаты служащих не приветствовалось, и руководству заводов указывалось, что средняя зарплата служащего не должна превышать среднюю зарплату рабочего. Что касается ИТР, то рост их средней зарплаты сдерживался притоком молодых специалистов, оплата труда которых была несколько ниже, чем у опытных инженеров.

Количество жилья при заводе в это время возрастало так же быстро, как и количество работающих на заводе, хотя вся жилая площадь и находилась в сельской местности. В 1947 г. на балансе завода вообще не было жилья. За 1948 г. было введено в эксплуатацию 9 домов с общей жилплощадью 1100 м2. Все дома были оборудованы электрическим освещением, однако водопровода, канализации и центрального отопления не было. В них проживали 131 человек, причем все это были работники завода и члены их семей. На 1 января 1951 г. было уже 23 дома жилой площадью 2358 м2. В них проживало 480 человек, из них работников завода и членов их семей было 465 человек. Вся жилая площадь была оборудована электричеством, но водопровода, канализации и центрального отопления по-прежнему не было [1]. На 1 января 1953 г. число жилых строений составило 27 с жилплощадью 3 142 м2. Вся жилплощадь была оборудована электричеством, водопровода и канализации не было, однако 495 м2 жилья обогревалось с помощью центрального отопления. В домах проживало 561 человек, 535 из них составляли работники завода и члены их семей [2]. На 1 января 1955 г. жилплощадь составляла 4151 м2. Водопроводом и центральным отоплением было оборудовано 1162 м2, электроэнергией - вся площадь [4]. На 1 января 1960 г. вся жилплощадь составила 8165 м2, а число жилых квартир 255 с жилой площадью 7291 м2. В квартирах проживало 1457 человек. Жилая площадь общежи-

тий коечного типа составляла 874 м2 и в них проживало 176 человек. Водопроводом и канализацией было оснащено 4378 м2, центральным отоплением 4640 м2 [5]. Таким образом, несмотря на расположение завода в сельской местности, на этом предприятии также прослеживается тенденция строительства жилья, характерная для данного периода. При этом интенсивное строительство начинается еще в сталинский период. В определенной мере это обстоятельство было связано с тем, что работникам негде было снимать жилье, как на многих предприятиях области.

Нельзя не уделить внимание рационализаторской деятельности. В 1949 г. в рационализаторской работе участвовало 14 человек. Было внедрено 30 предложений с условногодовой экономией 10032 руб. Кроме того, внесено рацпредложение по переделке паровозов западноевропейского типа на союзную колею. Это дало возможность без приобретения дорогостоящего оборудования осуществить ввод в эксплуатацию западноевропейских паровозов. В результате на других заводах такая переделка 1 паровоза обходилась в 275-300 тыс. руб., а на данном заводе 110 тыс. руб. [1]. За 1954 г. подано 40 рацпредложений, из которых внедрено 28. Экономический эффект составил 27 тыс. руб., выплачено премий 3136 руб. Более половины предложений хотя и не дали экономического эффекта, но на ряде участков облегчили условия труда и безопасности работы. За 1956 г. подано 155 рацпредложений, внедрено 110. Экономический эффект составил 237 тыс. руб. В рационализации участвовало 95 человек. Рационализаторам и изобретателям выдано 25 тыс. руб. премий. То есть в среднем на одного рационализатора приходилось 263 руб. в год. А если учесть, что рационализацией занимались самые квалифицированные и, следовательно, высокооплачиваемые работники, то видно, что премии за рационализацию были гораздо меньше зарплаты. Таким образом, материальный стимул быть рационализатором был незначительным и таким оставался на протяжении всего рассматриваемого периода. За 1958 г. внедрено 151 предложение. Условная годовая экономия составила уже 742 тыс. руб. Коллектив рационализаторов составил 93 человека. Лучшим рационализаторам выплачено премий на сумму 51,9 тыс. руб.

или по 558 руб. в среднем на человека, а в 1957 г. сумма экономического эффекта внедренных предложений была 106,7 тыс. руб., а рационализаторам выплачено 24 тыс. руб. премий [4]. В 1959 г. поступило 254 рацпредложения, внедрено 195. Условная годовая экономия составляет 653 тыс. руб., количество рационализаторов достигло 135 человек [5]. Если сопоставить премии за рационализацию с зарплатой за месяц даже среднего рабочего, то сравнение будет в пользу последней. Кроме того, среди рационализаторов было много ИТР, зарплата которых была еще выше. Однако с изменением задач производства значительно возросла и рационализация на предприятии.

На основе изложенного материала можно сделать вывод о росте промышленного производства в данный период. Причем этот рост характеризуется как созданием новых предприятий, так и укрупнением уже существующих. На примере данного завода можно проследить обе эти тенденции. Предприятие было построено и введено в эксплуатацию уже после войны. При этом к концу периода численность рабочих составила более 1000 человек. В результате завод стал одним из крупнейших в области. На примере этого предприятия мы видим все те процессы, которые были характерны как для промышлен-

ности нашего региона, так и для общества в целом. Среди этих тенденций и строительство жилья, особенно активизировавшееся в этот период времени. Наблюдаем и быстрый рост предприятия, увеличение всех категорий сотрудников, особенно рабочих.

1. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. Р.-4730. Oa і. Д. 2. Л. 19об., 54-55, 80-82, і29, 219, 225, 271, 273.

2. ГАТО. Ф. Р.-4730. O^ і. Д. 9. Л. 80, 83-84, 90, 91, 117-118, 148, 152, 234, 259, 265.

3. ГАТО. Ф. Р.-4730. Oa і. Д. 11. Л. 14.

4. ГАТО. Ф. Р.-4730. Oa і. Д. 27. Л. 28, 32, 42,

46, 48, 73, 98, 149, 157-159, 190, 273-274.

5. ГАТО. Ф. Р.-4730. Oa і. Д. 74. Л. 55об., 62,

86-87.

Поступила в редакцию 12.01.2010 г.

Kazmin O.V. Activity of Pervomayskiy “Himmash” factory in 1945-1959.

The given article considers activity of Pervomayskiy “Himmash” factory during 1947-1959. In the research an emphasizes is put on social-economic component of the enterprise. The analysis of factory workers structure, wages, their living conditions and rationalization activity is performed.

Key words: worker; employees; wages; living space; rationalization.

УДК 94(477)+94(73.092)

ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ УКРАИНЫ И АМЕРИКАНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ (1991-1994) © Е.А. Кондратюк

В статье рассмотрены особенности американо-украинского взаимодействия в решении вопроса ядерного разоружения Украины в начале 90-х гг. ХХ в. Уделено внимание важнейшим причинам несовпадения подходов США и Украины к решению вопроса о ядерном оружии, а так же методам воздействия американской дипломатии на украинскую внешнюю политику.

Ключевые слова: ядерное разоружение Украины; американская дипломатия; Программа Нанна-Лугара; украинско-американские отношения.

Сегодня, по прошествии без малого двадцати лет после распада Советского Союза, исследователи все чаще обращаются к историческому осмыслению международных проблем, связанных с этим событием. Не вызывает сомнений, что распад СССР породил много новых противоречий международного

характера, в т. ч. вызванных образованием на постсоветском пространстве четырех государств, которые de facto обладали ядерным оружием. В связи с тем, что Соединенные Штаты Америки превратились в главного игрока на международной арене, они играли значительную роль в разрешении вопросов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.