Научная статья на тему 'Курский завод тракторых запасных частей: история становления и развития (1954-1984 гг. )'

Курский завод тракторых запасных частей: история становления и развития (1954-1984 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2755
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКИЙ ЗАВОД ТРАКТОРНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ / РАБОЧИЕ / РАЦИОНАЛИЗАТОР / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / УДАРНИК КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салтык Г. А.

На основании документов Государственного архива Курской области и материалов периодической печати в статье рассказывается о становлении и развитии крупнейшего предприятия машиностроительной отрасли СССР Курского завода тракторных запчастей. Автором впервые введены в научный оборот многочисленные факты из истории КЗТЗ в 1950-е 1980-е гг., названы десятки фамилий передовиков производства, рационализаторов и изобретателей, победителей социалистического соревнования и ударников коммунистического труда, а также показана деятельность руководства предприятия по социокультурному развитию трудового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Салтык Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курский завод тракторых запасных частей: история становления и развития (1954-1984 гг. )»

УДК 94/99;33:930

КУРСКИЙ ЗАВОД ТРАКТОРЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (1954-1984 ГГ.)

© 2016 Г. А. Салтык

докт. ист. наук, профессор e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

На основании документов Государственного архива Курской области и материалов периодической печати в статье рассказывается о становлении и развитии крупнейшего предприятия машиностроительной отрасли СССР - Курского завода тракторных запчастей. Автором впервые введены в научный оборот многочисленные факты из истории КЗТЗ в 1950-е - 1980-е гг., названы десятки фамилий передовиков производства, рационализаторов и изобретателей, победителей социалистического соревнования и ударников коммунистического труда, а также показана деятельность руководства предприятия по социокультурному развитию трудового коллектива.

Ключевые слова: Курский завод тракторных запасных частей, рабочие, рационализатор, социалистическое соревнование, ударник коммунистического труда.

Курский завод тракторных запасных частей был в числе новостроек первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.), пятилетки героического, самоотверженного труда всего советского народа, направленного на восстановление народного хозяйства СССР, разрушенного фашистами в годы Великой Отечественной войны. Это предприятие специализировалось на производстве запасных частей к сельскохозяйственной технике, в которой так нуждалось сельское хозяйство страны.

А начиналось все с Постановления Совета Министров СССР от 28 января 1949 г., согласно которому в г. Курске предусматривалось строительство государственного подшипникового завода для производства высокоточных шариковых и роликовых подшипников класса «А» и «С». Руководствуясь этим документом, 19 августа 1949 г. исполком Курского городского Совета депутатов трудящихся принял решение № 604 «Об отведении земельного участка для строительства Подшипникового завода № 12 и жилого поселка», в соответствии с которым был выделен участок площадью 139 га в юго-западной части города, точнее, в 6,5 километрах от центра Курска.

Учитывая, что территория, отведенная под строительство завода и рабочего поселка, находились в болотистой местности, исполком Курского городского Совета депутатов трудящихся обязал дирекцию завода провести на ней и в близлежащей трехкилометровой зоне противомалярийные гидротехнические и осушительные мероприятия и закончить их к моменту ввода в эксплуатацию завода.

Помимо утвержденной схемы планировки и наименования улиц района Подшипникового завода, в решении Курского городского Совета депутатов трудящихся руководству завода рекомендовалось «предусмотреть» в смете строительства «повышенное благоустройство зеленой зоны» между заводом и проходящей рядом улицей Энгельса - ее асфальтирование, озеленение «крупномерными деревьями», строительство «архитектурных зданий малых форм» [1].

Генеральным планом строительства предусматривалось возведение главного механического корпуса, центральной проходной, гаража и инженерных коммуникаций.

Строительные работы начались в октябре 1949 г. Ими руководил начальник ОСМУ М.И. Петрищев. В это же время на строительную площадку прибыли геодезисты, которые произвели геодезические съемки и сделали разбивку площадки под производственные объекты.

Территория будущей промышленной зоны и жилого поселка представляла собой пустырь, пронизанный траншеями и оврагами. Здесь было место свалки городского мусора, густо поросшее сорняками. Поэтому строители в первую очередь должны были расчистить участок и только потом приступить к возведению объектов. Следует отметить, что большинство работ приходилось осуществлять вручную - не хватало техники. Основными приспособлениями для перемещения грузов и строительных материалов в пределах площадки являлись одноколесная тачка и носилки. Только к концу года в адрес строящегося завода небольшими потоками стало поступать технологическое и электротехническое оборудование. Из-за отсутствия складов оно временно размещалось на строящихся объектах. Вскоре наметились контуры будущего механического цеха, котельной, ремонтно-строительного цеха и гаража.

В июне 1950 г. для осуществления технических связей со строителями и другими работниками было создано управление в количестве 5 человек во главе с первым директором завода Н.Г. Гришиным. В управление вошли: старший инженер по техническому надзору за строительством Е.Ф. Шпилевский, главный бухгалтер Т.В. Ломова, секретарь-машинистка М.А. Гутникова, шофер И.А. Емельянов. С июля в штатах завода состояла работница-геодезистка Н.В. Никитина [2].

Строительство основных площадей объектов завода - главного корпуса, котельной, гаража и инженерных коммуникаций началось в июле 1950 г. Главный корпус строили по частям и, едва закончив один пролет, сразу же завозили туда первые станки. В этой части города электричества не было, поэтому сначала пустили небольшую дизельную станцию, потом энергия стала поступать от энергопоезда. «Рабочие пока единственного механического цеха очищали станки от смазки. Над головой не было крыши. Строители настилали полы, доделывали пролеты. Так рождались инструментальный и ремонтный цехи...», - вспоминали спустя десять лет заводчане [3].

Еще одна трудность, с которой столкнулись строители, - нехватка стройматериалов. Их завозили из разных регионов: бутовый камень - из Кореневского района Курской области и Елецкого района Орловской области. Кирпич на строительство главного корпуса, котельной, гаража и ДОЦ поставляли с Гомельского комбината, а также из Льгова, Старого и Нового Оскола; кирпич и щебень - из Суджанского, Курского и Рышковского заводов; кирпич огнеупорный - с Семилукского завода, станции Подклетное Воронежской области; песок шлаковый - со станций Брянск, Камаричи Брянской области, станции Курск; щебень гранитный - со станции Янцево Запорожской области; плиты асфальтовые - с Московского завода асфальтовых плит (станция Пески); черепица поступала с Суджанского завода [4].

В 1951 г. на некоторых производственных объектах была закончена кладка фундаментов и сразу же начали возводить стены бытовых помещений. Практически одновременно с началом постройки завода в 1950 г. к северо-западу от него началось быстрое возведение рабочего поселка, «социалистического городка», состоящего из 5, 6 и 7 кварталов, проект планировки и застройки которых разработал архитектор Д. Гаркуша и инженер Габель. Для обеспечения строительными материалами

строящегося жилого поселка в 1952 г. был создан цех по изготовлению шлакоблоков. А к концу года в адрес строящегося предприятия уже стало поступать технологическое и электрическое оборудование. К 1953 г. было начато строительство передвижной электростанции в поселке Рышково. До этого электроэнергия на стройплощадку поступала с небольшой дизельной установки.

А между тем в сельском хозяйстве в 1950-е гг. сложилась непростая ситуация. Не хватало сельскохозяйственных машин и запчастей к ним. Из-за этого не выполнялся план заготовок зерна, снизилось производство продуктов животноводства. В этой связи было принято Постановление Совета Министров СССР № 2303 от 31 августа 1953 г. «О расширении мощностей по производству запасных частей к тракторам и сельскохозяйственным машинам и увеличении их выпуска», в соответствии с которым профиль завода был изменен - он стал строиться как специализированное предприятие по выпуску широкой номенклатуры запасных частей из чугуна для ряда марок тракторов, эксплуатируемых в сельском хозяйстве. С этого времени его стали именовать Курским заводом тракторных запасных частей (КЗТЗ) [5].

Изменение производственного профиля привело к корректировке генерального плана строительства завода. В него было включено строительство ряда новых производственных объектов: литейного цеха и обрубного корпуса, склада кокса и металла, сооружения для отвала горелой земли, кислородной станции с баллонным цехом, подъездных железнодорожных путей от станции Рышково до завода, корпуса складов и других объектов.

К концу года частично был выстроен главный корпус, сдан в эксплуатацию ремонтно-строительный цех, а также гараж и энергопоезд. Это послужило основанием для выхода в свет Приказа Министра машиностроения СССР от 26 января 1954 г. о частичном вводе в эксплуатацию КЗТЗ. В нем, в частности, отмечалось: «Считать с сего числа КЗТЗ Главтракторопрома частично введенным в эксплуатацию». Одновременно с этим приказом завод получил «Временное положение», которым определялись его административная, хозяйственная, финансовая и производственная деятельность [6]. Эти приказы стали основным руководством для непосредственной подготовки предприятия к выпуску запчастей к тракторам.

В декабре 1953 г. на должность директора КЗТЗ был назначен М.С. Архипов, главного инженера - М.И. Шкарупо, заместителем директора стал Ф.А. Гагарин. А в феврале 1954 г. был организован отдел кадров завода, который возглавил А.М. Благирев, и с апреля этого же года был осуществлен большой набор рабочих. К маю на завод приняли 164 человека, из них 101 направлен в г. Харьков на тракторный завод «Серп и молот» для обучения профессиям наладчиков, токарей, шлифовщиков и др. [7]. Одновременно с набором и подготовкой рабочих через Министрество машиностроения на родственных предприятиях страны подбирались кадры инженерно-технических работников. В 1954 г. на завод прибыли Д.Д. Забурдаев, В.П. Щербакова, Л.С. Слуцкий, Н.А. Лапшин, В.П. Костин. Увеличилось и число коммунистов в связи с приходом на предприятие ИТР.

Кстати, партийная организация на заводе была создана в 1950 г. в составе 7 коммунистов (секретарь Н.И. Нехаев). К июню 1954 г. она увеличилась до 20 человек. По распоряжению Сталинского райкома КПССС г. Курска 1 июня на заводе состоялось первое партийное собрание, на котором было избрано партийное бюро из 5 человек. Секретарем был избран начальник первого отдела М.Ф. Гребеньков (бюро: М.С. Архипов, М.Ф. Гребеньков, А.М. Благирев, Хамов и

Грядунов). Одновременно с набором и подготовкой рабочих через Министерство машиностроения на родственных предприятиях страны подбирались кадры инженерно-технических работников. В 1954 г. на курский завод прибыли Д.Д. Забурдаев, В.П. Щербакова, Л.С. Слуцкий, Н.А. Лапшин, В.П. Костин. С созданием партийной организации улучшилась воспитательная работа в коллективе, конкретнее стали решаться многие производственные вопросы. Вся воспитательная работа партийного бюро и в целом партийной организации была направлена на мобилизацию коллектива к пуску завода, на подготовку завода к работе в зимних условиях.

В конце августа был избран и заводской комитет профсоюзов. Его первым председателем стал Н. Клещев.

По штатному расписанию 1954 г. завод имел следующие структурные подразделения: заводоуправление, планово-производственный отдел, отдел технического контроля, центральную заводскую лабораторию, отдел снабжения и сбыта, главную бухгалтерию, секретную часть, отдел кадров и техобучения, административно-хозяйственный отдел, отдел технического надзора за капстроительством и охрану [9]. В 1955 г. дополнительно был образован жилищно-коммунальный отдел. В это время завод имел 6 производственных цехов: механический, цех презиционных пар, литейный цех, инструментальный цех, энергоремонтный цех, транспортный участок и участок тары и консервации [10].

В начале апреля 1954 г. приказом директора на предприятии была создана группа монтажников из 13 человек во главе с И.А. Ефремовым (в нее также входили Н.Н. Вармалгов, А.М. Алексеев, П.Я. Кривдин, Н.С. Пигарев и др.). Ее основным назначением являлась транспортировка прибывающего на железнодорожную станцию «Рышково» оборудования и его монтаж на производственных участках. В это же время на заводе начался монтаж станочного парка инструментального цеха, а в июне -монтаж первых производственных линий механического цеха. Следует отметить, что монтажникам пришлось преодолеть немало трудностей на монтаже и отладке, - чтобы установить станки, приходилось очищать место от снега и льда. Но люди работали самоотверженно, не считаясь со временем.

Следует отметить, что с первых дней возведения завода среди его строителей зародилось социалистическое соревнование, которое было направлено не только на повышение производительности труда, но и на развитие у работающих чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Так, много сил в воспитание и обучение людей, в строительство завода вложили прорабы П.Г. Курдюков, Н.Я. Титов, В.Я. Малышев, А.А. Кожакин, Ю.В. Юрьев, И.И. Жиров. На стройке выросли замечательные люди, передовики стройки, среди которых в первую очередь можно назвать каменщика В. М. Соловьева, бригадира штукатуров И. И. Марортова, бригадира плотников Георгиевского, землекопов И.П. Логачева, В.П. Шалина [11].

С особым энтузиазмом рабочие развернули соревнование - выдать к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции первые запчасти к тракторам. И уже 15 октября за 8 рабочих часов коллективом участка, возглавляемого старшим мастером В.И. Понасовским, были обработаны и приняты первые 16 деталей. Это была первая большая победа коллектива завода. 25 октября отдел сбыта завода отправил потребителям первую партию деталей к тракторам с маркой КЗТЗ.

«Есть первая продукция КЗТЗ!», - с таким лозунгом заводчане вышли на демонстрацию 7 ноября. В этом же месяце был освоен выпуск деталей А38-319 и А39-202. Примечательно, что до конца года завод отправил сельским механизаторам запчасти на сумму 96,8 тыс. руб. [12]

В 1955 г. был получен план производства запасных частей. Им предусматривался выпуск не только чугунных запасных частей, но и стальных: коленвала, плунжерной пары, пары распылителя и др. Чугунные заготовки завод получал по кооперации с других предприятий страны. Нередко их поставки срывались, что вело к невыполнению плана. Поэтому уже в апреле 1955 г. началось строительство стержневого отделения и бытовых помещений литейного цеха. Чтобы улучшить положение с чугунными заготовками, было принято решение в одном из пролетов строящегося стержневого отделения построить временный литейный цех.

А 30 октября 1956 г. коллектив цеха праздновал победу - в этот день была произведена первая плавка. Вначале отливалось литье только для ремонтных нужд завода. Причем все работы но формовке, заливке и выбивке литья велись вручную, что делало крайне тяжелыми условия труда первых литейщиков. И вскоре временная «литейка» дала первую продукцию. Вначале в укомплектованном малопроизводительными формовочными машинами цехе отливали только одну деталь. Спустя десять лет литейный цех превратился в огромное производство с оборудованием, которое позволяло выпускать 70 тыс. т литья в год.

К концу 1955 г. на заводе уже работало более 1000 человек, из них - 696 рабочих и 127 инженерно-технических работников. Быстро росли в окрепшем трудовом коллективе кадры рационализаторов и изобретателей. В одном лишь 1955 г. ими было внедрено 47 рационализаторских предложений с годовой экономией 75,8 тыс. руб., выпуск запчастей на предприятии по сравнению с 1954 г. увеличился в 63,4 раза. Добиться этого удалось за счет увеличения роста производительности труда в 2 раза. Выработка же на одного рабочего увеличилась в 2,3 раза.

Ширилось на заводе и рационализаторское движение. За год на предприятии было внедрено 265 рационализаторских предложений, которые позволили получить экономию в 1 181 000 руб. Лучшими среди рационализаторов в то время считались старший мастер инструментального цеха П. И. Мальцев, наладчик механического цеха Козленко, мастер ремонтно-механического цеха Стрекалов, электрик энергосилового цеха Богданов, наладчик группы наладки техотдела Торчинский.

В декабре 1955 г. был сдан 10-й пролет главного корпуса. А в 1956 г. трудовой коллектив завода одержал еще одну трудовую победу. Был освоен выпуск 8 новых изделий: распылителя, 3 нажимных дисков, барабана фракциона, кулачка крышки дросселя, начато производство уплотнительных колец. Примечательно, что в этом году объем производства запчастей по сравнению с предыдущим годом возрос в 3,2 раза, товарной и валовой продукции - в 1,8 раза. Интересно, что на праздничной первомайской демонстрации 1957 г. труженики КЗТЗ несли рапорт о выполнении годового плана 1956 г. по выпуску валовой продукции. Впереди заводской колонны шел цех прецезионных пар, занявший первое место в заводском социалистическом соревновании. Таким образом, впервые с начала освоения выпуска первой продукции завод не только выполнил, но и значительно перевыполнил годовой план: по валовой продукции на 11,5 %, по товарной - на 3,6 %. Всего же за два последних года выпуск валовой продукции на КЗТЗ вырос более чем в 3 раза, выпуск запчастей - в 5,6 раза. В целом, тракторных запчастей было изготовлено сверх плана на сумму 900 тыс. руб. [13]

В 1958 г. на КЗТЗ был введен в строй целый ряд новых промышленных объектов, например кислородная станция с балонным цехом мощностью 100 куб. м в час, с вводом которой завод не только обеспечивал кислородом свои производственные нужды, но и значительное количество высококачественного кислорода стал поставлять другим предприятиям г. Курска и области. А в декабре 1958 г. была сдана в

эксплуатацию компрессорная станция мощностью 24 тыс. куб. м сжатого воздуха в час, ЛЭП с центральной распределительной станцией и железнодорожные подъездные пути.

Во второй половине года в связи с окончанием строительства главного корпуса в короткий срок была произведена перепланировка новых производственных площадей и перестановка на них всего оборудования. Большая работа была проделана и службой главного механика во главе с Е.М. Хомяковым и личным составом ремонтно-механического цеха (начальник С.Я. Фридман).

В 1958 г. на предприятиях СССР развернулось социалистическое соревнование за звание бригад, смен и ударников коммунистического труда. Инициатором этого движения на КЗТЗ стала смена мастера цеха топливной аппаратуры С.А. Черкасова. Этому коллективу 28 ноября 1958 г. в числе первых в Курской области было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». А к концу года на заводе насчитывалось уже более 600 последователей этого почина. Десять лет спустя уже 16 бригадам, сменам, участкам было присвоено это почетное звание, а 610 рабочих были удостоены звания ударника коммунистического труда [14].

В этом же году план завода по сравнению с 1957 г. был существенно увеличен: по валовой продукции - на 24 %, по товарной - на 31,7 %. И тем не менее эти планы были выполнены: по валовой продукции - на 107,8 %, по товарной - на 107,4 %, по запасным частям - на 104,4 %. Выпуск же запасных частей увеличился более чем в 8 раз. Этих трудовых показателей во многом удалось добиться за счет значительного роста производительности труда, которая в этом году по сравнению с предыдущим возросла на 18 %.

К концу 1958 г. увеличилось число рабочих предприятия почти на 600 человек. Ширились ряды передовиков социалистического труда. Среди них можно отметить мастера С. А. Черкасова, токаря Н. Д. Сергеева, механика механического цеха Н.Д. Окунева, мастера инструментального цеха И.А. Ефремова, рабочих В.П. Чурсина, Н.И. Суворова, Е.Г. Соглаева, В.Е. Пахомова, П.И. Воробьева, П.В. Сапунова, М.И. Доценко [15].

В то время главной задачей для курских машиностроителей было строительство литейного цеха. Сдать его в эксплуатацию и освоить литейное производство планировали уже в декабре 1961 г. Пусконаладочные работы планировалось закончить в первом квартале 1962 г. Начальником строительства этого цеха назначили М.С. Архипова, освободив от ранее занимаемой должности директора. При его непосредственном участии в строящемся цехе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), возглавил которое Н. П. Паршин. Под будущее литейное производство выделили участок нестандартного оборудования и вход в ремонтно-механический цех, которые с помощью строителей и были преобразованы в самостоятельное литейное производство, начальником которого был назначен С.Я. Фридман.

Чтобы своевременно обеспечить строителей проектно-сметной документацией, работники СКБ часто трудились по две смены. С большой ответственностью и творческой инициативой работали конструкторы В.Г. Куликов, А.А. Гапонов, В.Н. Сердюк, А.С. Усаченко, В.К. Сафронов. Отдельные цехи имели свои строительные объекты, на которых велись сверхурочные работы.

Основной кузницей по подготовке собственных кадров литейщиков являлся временный литейный цех, начальником которого был назначен Б.М. Батбик. Вскоре завод начал получать такое количество собственного литья, которого хватало не только не только для удовлетворения собственных нужд, но и для осуществления поставок в

другие литейных заготовок другим предприятиям страны. Так, в 1961 г. завод получил 8 879 т собственного литья, в 1962 г. - 26 457 т, в 1966 г. - 78 244 т чугуна.

Параллельно с возведением литейного цеха шло строительство и монтаж оборудования компрессорной станции. 31 октября 1961 г. мощностью более чем 26 000 куб. м сжатого воздуха она вошла в строй [16].

В 1962 г. началось строительство цеха топливной аппаратуры (ЦТА). Возглавил строительство бывший начальник ОКС завода А. А. Кожакин. Возведение нового цеха велось индустриальным методом, что напрямую сказалось и на темпах его строительства. Цех с производственной площадью 14627 кв. м, куда входили подсобные и бытовые помещения, был выстроен за несколько лет и введен в эксплуатацию 28 сентября 1965 г., после чего в течение трех месяцев в трудных условиях осени оборудование было перемещено к месту установки и смонтировано. Затем началось строительство нового крупного производственного объекта -инструментального цеха.

Седьмая пятилетка (1961-1965 гг.) в жизни коллектива КЗТЗ стала периодом освоения выпуска новых видов запчастей к тракторам и сельскохозяйственным машинам. Всего же сельское хозяйство страны стало получать из Курска 16 новых деталей к сельскохозяйственным машинам, в том числе тракторам [17].

Расширение существующего производства, выливавшееся в освоение выпуска новых деталей, наращивание объемов производства, требовало специалистов все новых специальностей и высокой квалификации. Нередко руководство КЗТЗ приглашало их с других заводов. Так, из Горьковского автозавода приехали в Курск будущие мастера П. Г. Григорьев и А.А. Корзунов, а также начальник плавильного отделения В.Ф. Кожемятов. Из Харьковского завода «Серп и молот» на КЗТЗ прибыли П.И. Никипелов, будущий начальник формовочного участка, а также будущие начальник стержневого отделения И.Г. Губин, мастера Х.С. Краснобаев, О.И. Король, старший мастер В.Н. Солодилов, модельщик И. Яковлев, с Алтайского завода -начальник техбюро Ю.П. Потылицын и др.

Следует подчеркнуть, что молодежь завода активно совмещала работу на производстве с учебой. Только за годы семилетки в школах рабочей молодежи получили среднее образование 539 человек. Многие из них продолжили учебу в высших учебных заведениях. К примеру, в экономическом институте учился В.С. Турусиков, в политехническом институте - Г.Д. Емельянов. Всего же в институтах и техникумах в те годы училось 205 рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода. Из них 182 человека окончили институты и техникумы, стали полноправными специалистами, руководителями производства. К примеру, А.Ф. Дорошенко, бывший формовщик, окончил заочный институт и продолжал работу на заводе в должности старшего инженера инструментального отдела [18].

С целью повышения интеллектуального уровня трудового коллектива на заводе была открыта библиотека, фонд которой каждый год пополнялся новой литературой. Так, если в 1957 г. он насчитывал 137 экземпляров, то в 1963 г. был доведен до 86 241 экземпляров. Росло и число читателей. Если в 1958 г. библиотеку посещало 154 читателя, в 1968 г. - 2 446 человек. И в этом многие видели заслугу заведующей библиотеки О. Ф. Бочаровой. В отзывах читателей о работе библиотеки много добрых слов. Так, инженер института литья академии наук СССР Антоненко писал: «На КЗТЗ создана замечательная библиотека, в которой действительно можно поработать и узнать много нового, которое в настоящее время просто необходимо каждому. Все новое на заводе узнаем через библиотеку и газету "Машиностроитель"». И в этом большая заслуга О.Ф. Бочаровой». «Книги, полученные в нашей библиотеке, помогли

мне освоить профессию шлифовщика, сварщика, токаря и работать без брака, увеличилась производительность труда», - вспоминал рабочий М.М. Стегин [19].

Кстати, первый номер заводской газеты «Машиностроитель» вышел 3 декабря 1958 г. Ее редактором стал А.П. Ермилов. На страницах малотеражки публиковались материалы о жизни трудового коллектива, о достижениях рабочих по выполнению и перевыполнению планов и т.д.

Продолжалась работа и по благоустройству территории завода. Если до 1958 г. здесь можно было увидеть мусорные траншеи и одинокие тополя, то после сдачи части производственных объектов и большей части внутризаводских коммуникационных сетей и окончания строительства железнодорожных путей была расчищена площадь между главным корпусом и литейным цехом, сделана площадка для отдыха. На территории завода рабочие высадили 15 тыс. деревьев и кустарников, плодовых насаждений, был открыт памятник В.И. Ленину.

Было также закончено строительство трамвайной линии, связавшей заводской поселок с городом. С 1954 г. было проложено 7 км бетонных дорог. В апреле 1957 г. исполком Курского городского Совета депутатов трудящихся принял еще одно решение - № 384 «О создании защитной зеленой зоны между территорией КЗТЗ и жилым массивом района», в соответствии с которым администрация завода заложила парк КЗТЗ на площади до 10 га [20].

В 1960-е гг. увеличилось число рабочих предприятия. Если в 1955 г. на заводе работало немногим более 1 000 человек, то к концу семилетки их насчитывалось более 5 000 человек, в 1967 г. - около 6 000 человек [21].

Большое внимание на заводе уделялось повышению творческой активности работников, среди которых было немало рационализаторов. С годами они превратились в настоящих новаторов производства, внесших не одно рацпредложение. Так, начальник смены ЧАЦ В. А. Бондаренко внедрил в производство 13 предложений с экономическим эффектом 39,5 тыс. руб. На счету бывшего технолога - зам. начальника ЧЛЦ по техчасти Д. Н. Сердюка - 18 предложений; у электрика В. П. Щербакова -28 предложений с экономическим эффектом в 50 тыс. руб. Слесарь цеха топливных аппаратов А.А. Дубровин внес 28 предложений, экономический эффект от внедрения которых в производство составил 50 тыс. руб. и т.д. Всего же за 7 лет в результате внедрения рацпредложений на предприятии добились снижения трудоемкости производства продукции на 161,8 тыс. нормо-часов, высвободили из производственного процесса 527 человек (они были переведены на другие работы).

Следует отметить, что с 1959 по 1965 г. коллектив рационализаторов КЗТЗ двенадцать раз занимал призовые места в социалистическом соревновании: в том числе 1-е место - 4 раза, 2-е - 4 раза, с третьего по шестое место - 4 раза. В 1968 г. армия заводских ударников коммунистического труда насчитывала 1 500 человек (в 24 коллективах). По данным работавшего в то время главным инженером завода А. Толстого, количество рационализаторов на КЗТЗ в 1968 г. составило 268 человек, количество их рацпредложений, принятых к внедрению, - 491, количество внедренных предложений - 433. Экономия от их внедрения в расчете на один год составила 580 тыс. руб. В среднем на 100 рабочих это составляло 9 355 руб. [22]

Ежегодный экономический эффект от внедрения изобретений и рационализаторских предложений в тот период был равен почти двум миллионам рублей. Около 60 творческих комплексных бригад рационализаторов, десять конструкторских и 8 технологических бюро успешно решали самые сложные вопросы дальнейшего совершенствования производства [23].

В восьмой пятилетке (1966-1970 гг.) была смонтирована и запущена в производство автоматическая линия по обработке головки СМД-14, в девятой

пятилетке (1971-1975 гг.) внедрено 703 мероприятия по новой технике и технологии, в результате получен экономический эффект на сумму 3 647 тыс. руб., условно высвобождено 642 человека. В десятой пятилетке (1976-1980 гг.) на КЗТЗ внедрили 778 изобретений с экономическим эффектом 5 835 тыс. руб., условно высвободив 1 024 человека.

Вклад курских машиностроителей в развитие отрасли был по достоинству оценен. В 1963 г. решением районного комитета КПСС и исполкома районного Совета депутатов трудящихся Промышленного района по итогам работы в четвертом квартале

1963 г. заводу КЗТЗ было присуждено переходное «Красное Знамя» района. В августе

1964 г. бюро Курского обкома КПСС и Областного совета депутатов трудящихся по итогам работы за второй квартал присудило заводу переходящее «Красное Знамя». В том же году Совет народного хозяйства Центрально-Черноземного региона за успехи в первом полугодии присудил заводу второе место и вручил денежную премию [24]. Вторую премию за победу во Всесоюзном соцсоревновании предприятий сельскохозяйственного машиностроения СССР присудил КЗТЗ и Президиум отраслевого профсоюза.

5 августа 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в выполнении семилетнего плана (1959-1965 гг.) орденом Ленина были награждены директор завода М.Д. Овчаренко и спаровщица Н.В. Митинкова; орденом Трудового Красного Знамени - мастера И.И. Ануфриев, спаровщица М.С. Бунина, старший мастер А.П. Робенко и слесальщик И.Г. Сидоренко; орденом «Знак Почета» -заместитель главного инженера Н.Ф. Бобраков, земледел Г.П. Воловикова, старшие мастера И.Г. Губин и П.И. Мальцев, слесарь А.Ф. Дурнев, мастер В.И. Панасовский и И.В. Францев, формовщик А.Ф. Шевченко, доводчица Е.Г. Соглаева, начальник цеха П.И. Никипелов, секретарь партийного комитета КПСС В. А. Москвин. Многие рабочие предприятия были удостоены медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» [25].

Трудовые показатели коллектива КЗТЗ отмечались высокими наградами и в 1970-е годы. Так, за производственные успехи коллектива завода и в ознаменование 50-летия СССР Президиум Верховного Совета РСФСР в 1972 г. своим Указом присвоил предприятию имя 50-летия СССР [26]. Завод стал именоваться «Курский завод тракторных запасных частей имени 50-летия СССР».

За достижение высоких показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании и досрочное выполнение заданий девятой пятилетки (1971-1975 гг.), Курский завод тракторных запчастей был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Правительственными наградами были награждены рационализаторы и передовики производства, многие рабочие удостоены звания «Ударник коммунистического труда». В 1982 г. директор завода М.Д. Овчаренко за достигнутые руководимым им предприятием успехи стал почетным гражданином г. Курска [27].

Руководство завода не только создавало хорошие условия труда рабочим и ИТР, но и проявляло заботу о полноценном восстановлении ими собственного здоровья. В домах отдыха с 1958 г. по 1966 г. побывали 1529 работников предприятия, на курортах прошли курс санаторного лечения 652 человека. В 1967 г. завод собственными силами на берегу Черного моря в Алуште построил пансионат на 50 мест. Там отдыхали передовики производства, ударники коммунистического труда [28].

В 1972 г. в пригороде Курска был открыт санаторий-профилакторий «Дубрава», который по своей архитектуре, озеленению, оформлению и укомплектованности медицинским оборудованием являлся одним из лучших в области. Кроме того, ежегодно большая группа заводчан поправляла свое здоровье в санаториях и домах

отдыха во всех курортных местах СССР. Только за годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) на отдых трудящихся руководство КЗТЗ израсходовало свыше 600 тыс. рублей. Руководство предприятия проявляло заботу и о детях семей служащих, рабочих и ИТР. В урочище Моква на берегу реки Сейм был построен пионерский лагерь «Орленок». В нем ежегодно отдыхало более 600 детей работников завода.

С каждым годом набирало на предприятии все больший размах физкультурное движение: в почете у заводчан, большинство из которых проживали в поселке КЗТЗ, были футбол, хоккей, легкая атлетика, волейбол, велосипедный и мотоциклетный спорт. Были среди них и чемпионы области, свои мастера спорта. Среди таковых в первую очередь следует назвать контролера ОТК Наташу Соболеву (три года подряд она была чемпионом и рекордсменом области по бегу на 100 и 400 м); мастера спорта

A. А. Мерленко; перворазрядников В. Боченкова, волейболиста Ю. Калашникова, Г. Рогова (по настольному теннису). Всего же на заводе в то время насчитывалось 45 человек-перворазрядников. Интересно, что различными видами спорта занималось 150 заводчан, около 300 человек являлись членами ДСО «Труд». В 1967 г. число членов ДСО возросло до 2 000 человек, из них разными видами спорта занималось 1 800 заводчан. Многие из них «внесли немало славных побед в копилку спортивных достижений Курской области». Были у заводских спортсменов и серьезные спортивные достижения. Так, в 1964 г. футболисты предприятия завоевали призовой кубок среди команд общества «Труд». Что интересно, тренером команды был заводской самородок

B. Махорин, слесарь ЦНО из цеха нестандартного оборудования.

Первые места среди хоккейных команд Курска и области занимали хоккеисты КЗТЗ. Тренером команды являлся А.В. Рязанцев - слесарем ЦНО, передовик производства, ударник коммунистического труда. В 1963 г. заводские спортсмены завоевали 1 место на соревнованиях, проходивших в честь 20-летия Курской битвы [29].

Заметим, что спортивные достижения ни в коей мере не шли вразрез с производственной работой. В подтверждение вышесказанному заметим, что только в одном 1966 г. завод выполнил план по всем технико-экономическим показателям: по валовой продукции на 101,9 %, по товарной - на 102 %, по тракторным запчастям на 100 %, по автомобильным частям на 101,8 %.

Осенью 1968 г. было закончено строительство инструментального модельного цеха со всеми бытовыми помещениями. А в 1970 г. по решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения было начато строительство цеха старения. Впоследствии с окончанием строительства было решено организовать в новом помещении цех цветного литья. Первая продукция этого цеха получена в 1977 г. В 1975 г. приступили к возведению нового механического корпуса, в котором разместился механический цех № 3.А в 1979 г. в этом цехе была освоена и выпущена первая продукция - головка блока к трактору ДТ-75 [30].

Рос завод, расширялась номенклатура выпускаемой продукции. В 1975 г. ее ассортимент был расширен до 30 наименований запасных частей, чугунного литья, товаров широкого потребления. На основании реализации комплексного плана технического перевооружения производства, планов освоения выпуска новой техники, механизации и автоматизации производства внедрено 170 единиц высокопроизводительного оборудования; выполнено более 650 мероприятий, экономический эффект от внедрения которых составил около 6 млн руб.; повышен с 78 до 87,5 % уровень механизации производственных процессов. За счет широкого участия рабочих, специалистов в общественном смотре резервов производства и режима экономии получена сверхплановая прибыль в 1 млн 200 тыс. руб., рост ее за годы пятилетки составил 81 %. Начиная с 1973 г.,

коллектив завода разрабатывал и принимал напряженные встречные планы. Всего же до конца пятилетки планировалось изготовить и реализовать сверх плана продукции на 13,8 млн руб. [31].

По словам директора завода М.Д. Овчаренко, «в те годы ежегодно на заводе внедрялось в производство до 50 автоматов и полуавтоматов, модернизировалось 45-50 единиц универсального и специального оборудования, вводилось в эксплуатацию 5-8 автоматических линий». Удельный вес прогрессивных станков в общем парке оборудования на конец 10-й пятилетки составил 82 %, в 11-й пятилетке этот показатель планировали довести до 96 %. Количество автоматических линий (в то время на заводе их насчитывалось 18) к 1985 г. планировали увеличить в три раза [32].

Немало новшеств было внедрено и в механических цехах - 47. За счет внедрения прогрессивных технологий значительно сократилось время механической обработки деталей, было высвобождено для других работ 15 шлифовщиков, ежегодно экономилось свыше 70 тонн [33].

В 1970-е годы на заводе активизировалась работа по реконструкции предприятия. В строительство новых корпусов вкладывали не менее 6 млн руб. в год. Ежегодно на КЗТЗ вводили дополнительные производственные мощности по выпуску запасных частей в объеме 4-5 млн руб. В 11-й пятилетке (1981-1985 гг.) этот показатель должен был возрасти вдвое. В связи с этим была разработана и утверждена новая программа реконструкции завода, предусматривающая рост выпуска продукции до 162 млн руб. в год, то есть ее количество увеличивалось более чем в полтора раза [34].

Интересно, что трудящиеся КЗТЗ выступили инициаторами почина «Наивысшую производительность сделать нормой каждого дня», который в 1975 г. был подхвачен рабочими практически всех предприятий Курской области. Об успехах предприятия в годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) говорилось в «Трудовом рапорте коллектива Курского ордена Трудового Красного Знамени завода тракторных запасных частей имени 50-летия СССР», принятом к ХХХУ1 съезду КПСС (23 февраля - 3 марта 1981 г.) В нем, в частности, отмечалось, что за годы Х пятилетки объем производства возрос на 31,8 процента вместо 28,8, предусмотренных планом, сверх плана было реализовано продукции на сумму 7,2 млн руб. Коллектив завода выполнил более 600 мероприятий по новой технике и передовой технологии - было установлено 450 автоматов, полуавтоматов и других высокопроизводительных станков с экономическим эффектом более 3 млн руб., смонтированы и запущены две автоматические линии по производству головок блока цилиндров к двигателям А-41 и А-01, позволившие полностью обеспечить потребности народного хозяйства в этой продукции. Кроме того, было организовано производство цветного литья, мощностью 7 тыс. тонн в год. Производство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения было увеличено в 5,2 раза, при этом особое внимание уделялось расширению и обновлению ассортимента этих товаров.

В эти годы успешно выполнялась и программа социального развития коллектива. Так, за 1976-1989 гг. было введено в строй 34,5 тыс. кв. м жилья (на 23 процента больше запланированного), открыты Дворец культуры, поликлиника на 600 посещений, детский сад на 140 мест, столовая на 200 мест, а также пущена вторая очередь заводского свинооткормочного комплекса, который производил в год 150 тонн мяса. На базе отдыха в Крыму и в заводском профилактории за пятилетие отдохнули более 10 тыс. заводчан.

Таким образом, трудовой коллектив завода «прочно удерживал переходящее Красное знамя Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и отраслевого ЦК профсоюза во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий отрасли» [35].

В те годы на заводе появились приборы активного контроля. С их помощью удалось автоматизировать многие операции шлифования и хонингования. Почти 10 млн деталей проверялось на контрольно-сортировочных автоматах. Это позволило освободить более 10 контролеров-сортировочников от утомительного монотонного труда. Но эти крупные производственные достижения не были пределом. Уже в то время руководители завода могли назвать еще дополнительно около 40 операций, на которых было возможно применение контрольных автоматов.

Чтобы повысить ответственность исполнителей за качество продукции, на заводе, начиная с 1982 г., стала внедряться система балльной оценки качества труда рабочих и контролеров. Она предусматривала выплату 50 % премии за работу без повторяющихся дефектов и в строгом соответствии с требованиями технологического процесса.

Внедрение балльной оценки качества труда исполнителей и новой системы премирования в сочетании с другими мерами материального воздействия позволило более чем вдвое сократить число замечаний заказчиков по таким параметрам, как гидроплотность головок блока цилиндров, степень шероховатости рабочих поверхностей различных деталей, и другим параметрам, зависящим в основном от отношения рабочих к порученному делу [36].

К 1984 г. КЗТЗ превратился в одно из крупнейших в отрасли специализированных предприятий по производству деталей к тракторам, автомобилям и другим сельскохозяйственным машинам. В это время на заводе действовало 9 основных и 12 вспомогательных цехов. Численность рабочих предприятия составляла около 9 тысяч. Предприятие выпускало 117 наименований продукции: 18 наименований запчастей к тракторам, 3 - к автомобилям, 16 видов товаров народного потребления, 15 - цветного литья, 50 - чугунного литья. Ежедневно завод выпускал продукции на сумму 400 тыс. руб., ежемесячно - на сумму 9 млн рублей, ежегодно - на сумму более 100 млн руб. Нужно отдать должное директору завода Г.Г. Воронину [37], при котором предприятие не только не сбавило производственных темпов, а с каждым годом набирало все более высокие трудовые обороты. Об этом говорят хотя бы социалистические обязательства коллектива Ордена Трудового Красного Знамени завода КЗТЗ, принятые на профсоюзной конференции рабочих, ИТР и служащих КЗТЗ 25 декабря 1985 г.

В 1986 г. трудовой коллектив предприятия планировал:

- внедрить в производство 12 изобретений и 1 200 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 2 млн 100 тыс. руб.;

- довести уровень механизации и автоматизации до 89,6 %;

- продолжить работу по повышению уровня социалистического развития коллектива;

- освоить 10,6 млн руб. капитальных вложений;

- ввести в эксплуатацию первую очередь подстанции «Западная»;

- построить и сдать в эксплуатацию детский сад на 320 мест, 72-квартирный жилой дом площадью 3 900 м , 9-этажный жилой дом для малосемейных площадью 2900 м2;

- продолжить строительство больничного комплекса на 240 коек и санаторий в Крыму на 120 мест;

- довести производство мяса в подсобном хозяйстве до 70 т и меда до 1 000 кг;

- ввести в эксплуатацию свинарник на 1 000 голов и установку для производства витаминной муки;

- оказать различные услуги обслуживания трудящихся завода в объеме 310 тыс.

руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- досрочно сдать под установку медицинской аппаратуры женскую консультацию;

- выделить работникам завода 2 500 путевок в дома отдыха, санатории и профилактории;

- выполнить в полном объеме работы по благоустройству и озеленению территории завода, жилого поселка и территории пионерского лагеря «Орленок», зоны отдыха на берегу реки Сейм.

В целях более полного охвата работников завода физкультурно-оздоровительным мероприятиями профсоюзная организация КЗТЗ обязывалась обеспечить:

- членство в добровольно-спортивном обществе «Труд» не менее 3 350 работникам;

- довести численность спортсменов до 1 200 членов;

- привлечь в группу оздоровительно-физической подготовки 1 500 работников

завода.

В порядке оказания шефской помощи колхозам и совхозам области заводчане планировали изготовить запасных частей, узлов и деталей к сельскохозяйственным машинам на 1 млн руб. для хозяйств агропромышленного комплекса Курской области; произвести ремонтных работ на сельскохозяйственных комплексах в объеме 50 тыс. руб.; подготовить и направить на сельскохозяйственные работы в колхозы области 280 механизаторов; оказать помощь по уходу за посевами и уборке сельскохозяйственных культур в колхозах Фатежского района и в совхозе «Гуторовский»; продолжить соревнование с Орловским заводом шестерен, Сумским заводом «Центролит» [38].

Таким образом, Курский завод тракторных запчастей был в числе новостроек первой послевоенной пятилетки. С 1954 г. он прошел славный путь становления и превратился в передовое предприятие, продукция которого была известна далеко за пределами Советского Союза. За тридцать лет руководству КЗТЗ удалось накопить большой опыт по организации и управлению производством, решению социальных проблем трудового коллектива, по созданию атмосферы творчества и инициативы на предприятии. К 1990-м годам многотысячный коллектив завода имел большой потенциал и огромные планы на будущее.

1. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 59. Л. 64-65.

2. Там же. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 514а. Л. 4.

3. Тартаковская Ц. Этапы славного пути // Курская правда. 1964. 25 окт.

4. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 245. Л. 92-93.

5. Там же. Д. 514а. Л. 9.

6. Там же.

7. Среди них С.М. Поздняков - учился на наладчика, за 14 лет работы на заводе окончил электромонтажный техникум, работал в ЦТА старшим мастером, был избран секретарем парторганизации цеха; П.И. Воробьев - начал работать такелажником. Имеет медаль «За

трудовую доблесть»; Б.М. Шустер - в Харькове учился на фрезеровщика, затем был начальником ремонтно-механического цеха.

8. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 514а. Л. 11.

9. Там же. Д. 40. Л. 76-79.

10. Там же. Д.143. Л. 28; Д. 49. Л. 2.

11. Там же. Д. 514а. Л. 8.

12. Там же. Л. 13.

13. Там же. Л. 20.

14. Курская правда. 1964. 25 окт.

15. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 514а. Л. 24.

16. Там же. Л. 29.

17. Там же. Л. 32.

18. Там же. Л. 44.

19. Там же.

20. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 242. Л. 17.

21. Там же. Л. 47.

22. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 634. Л. 1.

23. Там же. С. 11.

24. Курская правда. 1964. 25 окт.

25. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 514а. Л. 40-41.

26. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР // Курская правда. 1972. 31 дек.

27. Овчаренко Михаил Дмитриевич (07.11.1917 г., с. Нижний Бурлук, Велико-Бурлуцкий уезд Харьковской губернии - 08.11.1994, Курск). Окончил Харьковский политехнический институт в 1958 г. Участник Великой Отечественной войны. С 1948 г. работал на Харьковском тракторном заводе рабочим, начальником чугунолитейного цеха. В 1962-1984 гг. - директор КЗТЗ. С 1984 г. - начальник спецотдела КЗТЗ. Награжден двумя орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного знамени, Дружбы народов, медалями. Почетный гражданин города Курска с 1982 г.

28. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 978а. Л. 150.

29. Там же. Д. 514а. Л. 48-49.

30. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 3. Д. 634. Л. 1.

31. Большая трудовая победа коллектива завода тракторных запчастей // Курская правда. 1975. 11 окт.

32. Овчаренко М.Д. Наш вклад. Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1983. С. 7.

33. Там же. С. 11.

34. Там же. С. 16.

35. Трудовой рапорт коллектива Курского Ордена Трудового Красного Знамени завода тракторных запасных частей имени 50-летия СССР // Архив Военно-исторического музея «Юные защитники Родины» - филиал Курского областного краеведческого музея.

36. Овчаренко М.Д. Наш вклад. Воронеж: Цент.-Черноз. кн. изд-во, 1983. С. 19.

37. Воронин Георгий Георгиевич после окончания технического училища начал трудовой путь слесарем на Липецком тракторном заводе. В 1954 г. работал там бригадиром, мастером, старшим мастером и одновременно учился на вечернем факультете Московского института стали и сплавов, который окончил в 1965 г. Был заместителем директора Старооскольского завода автотракторного электрооборудования, затем КЗТЗ. С 1983 г. - директор этого предприятия.

38. ГАКО. Ф. Р-5182. Оп. 6. Д. 83. Л. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.