Научная статья на тему 'Деятельность педагога-психолога дошкольной образовательной организации (ДОО) по коррекции нарушений самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Деятельность педагога-психолога дошкольной образовательной организации (ДОО) по коррекции нарушений самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность педагога-психолога дошкольной образовательной организации (ДОО) по коррекции нарушений самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Мосина Н.А.,

педагог-психолог МДОУ Кондратовский детский сад общеразвивающего вида № 2 Пермского муниципального района

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ДОО) ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Известно, что период дошкольного детства наиболее важен в становлении личности. Именно в этот период происходят важнейшие новообразования: ребенок овладевает такими специфическими человеческими качествами, как прямохождение и речь, у него складывается первичная направленность личности, начинается половая идентификация, происходит становление самооценки и многое другое. Раннее и дошкольное детство - сенситивный период для развития почти всех психических процессов и функций. Именно в это время у ребенка появляется самосознание, он становится личностью. Впечатления этого возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека и часто служат причиной многих комплексов и проблем, сопровождающих его на протяжении последующей жизни. Упущения данного периода в дальнейшем трудно поддаются коррекции. Особенно трудно во взрослом возрасте исправляется самооценка человека [6, с. 65].

Под самооценкой принято понимать оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. В связи с особой важностью позиции, которую она занимает, ее относят к ядру личности, поскольку именно она выступает важнейшим регулятором поведения [3, с. 42].

Наблюдения и диагностические исследования показывают, что имеется разница в самооценке нормально развивающихся детей и детей с различными проблемами, прежде всего в психическом здоровье.

Существует множество факторов влияющих на формирование правильной, адекватной самооценки у дошкольников. Но наиболее важным, на наш взгляд, является повышение уровня развития эмоционально-личностной и коммуникативной сферы, как у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), так и у сверстников и даже взрослых. Широко распространены случаи предвзятого, негативного отношения взрослых людей к человеку с отклонениями в развитии, которое приводит к их дискриминации [2, с. 43].

Поэтому нами был выработан алгоритм деятельности по коррекции нарушений самооценки у детей с ОВЗ, который создается на основе индивидуальной образовательной программы и состоит из следующих блоков:

1. Консультационный

Осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО, но особенно важен при поступлении ребенка в детский сад. Из первой встречи с родителями можно узнать их отношение к своему ребенку и его особенностям, настроить их на волну сотрудничества.

Работа с семьей является основным моментом в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Поэтому в работе с родителями должны присутствовать следующие направления работы:

- оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;

Серия: психология и педагогика

37

- реализация программы образовательных мероприятий (лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребенком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи [4, с. 73].

Следует отметить, что эффективная работа с семьей ребенка с ОВЗ возможна только при относительно благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребенка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребенка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей.

Как правило, задача педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения «отогреть» семью «особого» ребенка, продемонстрировать модель взаимодействия, основанную на сотрудничестве и взаимопомощи в деле развития, адаптации ребенка и его семьи в социуме [1, с. 107].

2. Диагностический

Также осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе происходит наблюдение и диагностика уровня сформированности эмоционально-личностной и коммуникативной сферы ребенка с ОВЗ и отношений сверстников к его особенностям. Используются такие диагностики как «Лесенка», «Два дома», «День рождения».

3. Коррекционно-развивающий

Включает в себя два направления:

1) совместная деятельность с ребенком ОВЗ, направленная на расширение представлений ребенка об окружающем мире, гармонизацию его личности, способность адекватно оценивать себя, свои поступки и продукты деятельности, предъявлять к себе соответствующие требования;

2) занятия с детьми группы, которую посещает ребенок, с целью развития у них чувств сострадания и сопереживания к проблемам других людей.

Занятия организуются в подгруппе из 8-10 детей (здоровые дети вместе с детьми ОВЗ) 1 раз в неделю и составляются по программам «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлае-вой, «Давайте жить дружно!» С.В. Крюковой и «Раскрой в себе волшебника» Е.Л. Алексеевой.

4. Просветительский

Проводятся семинары-практикумы, беседы, деловые игры, тренинги для педагогов и родителей с целью повышения педагогической компетенции в вопросах воспитания и образования детей с ОВЗ и повышения их самооценки.

Осуществляя коррекционно-развивающую деятельность в рамках данного алгоритма, нам удалось помочь сформировать адекватную самооценку у детей с ОВЗ и достичь основной цели в работе с ними - обеспечить оптимальное развитие обучающихся с ОВЗ и способствовать их успешной интеграции в социум.

Таким образом, деятельность педагога-психолога по коррекции нарушений самооценки у детей с ОВЗ должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами и родителями, так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Литература

1. Верещагина Н.В. Особый ребенок в детском саду: практические рекомендации. - М., 2009.

2. Гаязова Г. А. Характеристика нарушений у детей с ОВЗ // Медработник. - 2015. - № 2. - С. 43-45.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. - М., 2009.

4. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. - М., 2010.

5. Якшигулова Г.Г. Социальное развитие дошкольников с ОВЗ // Медработник. - 2015. - № 2. - С. 6468.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.