Научная статья на тему 'Деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики в 1925-1944 гг. '

Деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики в 1925-1944 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ОЙРОТСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ТУВИНСКИЕ СТУДЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СОВЕТСКО-ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ПАРТИЙНЫЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чыргалан Солангы Юрьевна

Предметом данного исследования является деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики. Целью исследования является анализ процесса формирования национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области в 1925-1944 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как критерии отбора кандидатов на обучение, вопросы финансирования, специализация, проблемы адаптации тувинских студентов. Особое внимание уделяется динамике формирования национальных кадров, отраженных в статистических данных, содержащихся в исторических документах. Методологической основой исследования является методология исторической науки. Использование общенаучного принципа историзма позволило дать оценку формированию национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области во взаимосвязи с общественными, экономическими, политическими процессами, протекавшими на территории Тувы и Алтая в рассматриваемый период. Основным методом исследования является метод исторического анализа архивных документов второй половины XX века. При анализе источников метод классификации позволил выявить основные направления в политике ТНР и Ойротской области по формированию национальных кадров. Статистический метод использовался для определения количественных изменений в численности и структуре учебных заведений и выпускников. Метод комплексного изучения позволил изучить процессы формирования кадрового резерва в связи с этнокультурными и этноэкономическими факторами. В выводах автор представила оценку деятельности Ойротской автономной области в формировании национальных кадров для Тувинской Народной Республики, определила основные направления подготовки тувинских специалистов с учетом экономической и социальной программы развития ТНР и функционального назначения кадров,и обозначила основные проблемы в практике подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики в 1925-1944 гг. »

Деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики в 1925-1944 гг.

Чыргалан Сслангы Юрьевна

аспирант, кафедра истории России, Хакасский государственный университет 655017, Россия, республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 92, каб. 310

И solangy.tchyrgalan@yandex.ru

Статья из рубрики "История этносов, народов, наций"

Аннотация.

Предметом данного исследования является деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики. Целью исследования является анализ процесса формирования национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области в 1925-1944 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как критерии отбора кандидатов на обучение, вопросы финансирования, специализация, проблемы адаптации тувинских студентов. Особое внимание уделяется динамике формирования национальных кадров, отраженных в статистических данных, содержащихся в исторических документах. Методологической основой исследования является методология исторической науки. Использование общенаучного принципа историзма позволило дать оценку формированию национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области во взаимосвязи с общественными, экономическими, политическими процессами, протекавшими на территории Тувы и Алтая в рассматриваемый период. Основным методом исследования является метод исторического анализа архивных документов второй половины XX века. При анализе источников метод классификации позволил выявить основные направления в политике ТН Р и Ойротской области по формированию национальных кадров. Статистический метод использовался для определения количественных изменений в численности и структуре учебных заведений и выпускников. Метод комплексного изучения позволил изучить процессы формирования кадрового резерва в связи с этнокультурными и этноэкономическими факторами. В выводах автор представила оценку деятельности Ойротской автономной области в формировании национальных кадров для Тувинской Народной Республики, определила основные направления подготовки тувинских специалистов с учетом экономической и социальной программы развития ТНР и функционального назначения кадров,и обозначила основные проблемы в практике подготовки кадров.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, Ойротская автономная область, образовательная система, подготовительные курсы, национальные кадры, тувинские студенты, национальная интеллигенция, Советско-партийная школа, Советский Союз, партийные работники

DOI:

10.25136/2409-868X.2018.6.26381

Дата направления в редакцию:

29-05-2018

Дата рецензирования:

28-05-2018

Дата публикации:

31-05-2018

Введение

В настоящее время, на образовательных программ

регионами России образовательного

собственных пространства,

фоне реализации в рамках единого

наблюдается возрастание интереса научного сообщества Тывы к истории строительства системы образования республики [38, с- 3-4]. В свете современных тенденций наметились новые аспекты ее изучения, и возможности исследования новых исторических документов. Исторический опыт формирования системы образования требует всестороннего исследования. В этом контексте изучение вопросов формирования кадрового резерва Тувы обретает актуальность.

Актуальность выбранной темы предопределила интерес автора к данной проблематике.

Целью данного исследования является анализ процесса формирования национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области.

Объектом работы служат взаимоотношения ТНР и СССР.

Предмет - деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для ТНР.

Методологической основой является методология исторической науки. Использование общенаучного принципа историзма позволило дать оценку формированию национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области во взаимосвязи с общественными, экономическими, политическими процессами, протекавшими на территории Тувы и Алтая в рассматриваемый период. Основным методом исследования является метод исторического анализа архивных документов II половины XX века. При анализе источников метод классификации позволил выявить основные направления в политике ТНР и Ойротской области по формированию национальных кадров. Статистический метод использовался для определения количественных изменений в численности и структуре учебных заведений и выпускников. Метод комплексного изучения позволил изучить процессы формирования кадрового резерва в связи с этнокультурными и этноэкономическими факторами.

Хронологические рамки охватывают период с 1925 по 1944 гг. Нижняя граница 1925 г. определена первой отправкой тувинских студентов в Ойротскую автономную область. Верхняя граница обусловлена закономерным вхождением ТНР в состав СССР на правах автономной области в 1944 г. Таким образом, указанный отрезок времени характеризуется формированием национальных кадров при содействии Советского Союза, в том числе Ойротской автономной области.

География исследования включает современные территории Республики Тыва и Республики Алтай, на которых в изучаемый период располагались ТНР (1921-1944) и Ойротская автономная область (1922-1948).

Историографический обзор приводит к выводу, что вопросы взаимоотношений ТНР и СССР освещены во многих научных публикациях советских и отечественных ис с ле дов а те ле й.

Исследования, в которых затрагиваются вопросы реформирования системы образования в ТНР, в частности подготовки национальных кадров, к настоящему времени содержатся в трудах Н. А. Сердобова «Народное образование в Туве»139!, Л. П. Салчак и К. Б. Салчак «Педагогическое образование в Туве» I-32!, А. К. Сат «Формирование и развитие кадрового потенциала Тувы 1921-2004 гг.» Г38!, н. Я. Артамоновой «Интеллигенция Восточной Сибири: опыт формирования и деятельности (конец Х1Х-середина XX вв.)»13!.

Теме подготовки национальных кадров в Ойротской автономной области посвящена статья Д. А. Сартоякова «Подготовка в Горном Алтае кадров для народного хозяйства

ТНР» Г35!. Проблема освещена через призму классового подхода и пролетарского интернационализма, позволивший рассмотреть данный вопрос с позитивной точки зрения. Но, несмотря на то, что работа написана с позиции марксистко-ленинской методологии, статья насыщена фактологическим материалом. Наибольший интерес представляет монография Р. Ш. Харунова «Формирование интеллигенции в ТНР (19211944)». В разделе «Подготовка специалистов в учебных заведениях ТН Р и СССР» вопрос подготовки тувинских студентов в Ойротской области рассмотрен в новом ракурсе с учетом современных подходов в исторической науке. Подводя итоги, исследователь подчеркнул закономерность отправки тувинских студентов в города СССР, поскольку «Тува с первых дней независимости находилась под покровительством СССР и оказалась связанной с ней множеством торговых, финансовых, культурных и политических связей» Г41. с. 83!.

Анализ историографии вопроса позволил прийти к выводу о недостаточном объеме освещенности рассматриваемого вопроса. Несмотря на ряд опубликованных работ по формированию национальных кадров ТН Р, существует немало вопросов, требующих специальных исследований, к числу которых относится деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для ТНР.

Источниковую базу статьи составляют архивные документы, полученные автором из Государственного архива Республики Тыва и Государственного архива социально-правовой документации Республики Алтай.

Массив источников по взаимоотношениям ТНР и Ойротской автономной области в сфере формирования национальных кадров составили материалы, извлеченные из фондов Совета Министров ТНР, Министерства народного образования ТНР, Министерства культуры ТН Р. Для составления классификации и выявления статистических данных в процессах подготовки тувинских специалистов в Ойротской автономной области были использованы материалы из фондов Горно-алтайского педагогического училища, Специальной сельскохозяйственной школы, Ойротского областного Отдела народного образования.

Научная новизна полученных автором результатов:

- приведена классификация учебных заведений в Ойротии, в которых готовили

тувинских специалистов, и определены основные направления подготовки;

- раскрыта специфика формирования национальных кадров Тувы в Ойротской области.

1. Формирование национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области.

Тува на протяжении двух с половиной веков, вплоть до начала XX в., находилась под господством Цинской империи. Изоляционная политика, проводимая китайскими властями, в отношении Урянхайского края (Тувы) привела к отставанию последнего в

экономическом развитии [2, с 2171. в результате Синьхайской революции в 1911 г., Урянхайский край освободился от власти маньчжурской династии. Затем в 1914 г. Тува была принята под протекторат Российской империи [14, с 325-3261. Образованное в 1921 г. суверенное государство - ТНР, находилась под покровительством Советской России и оказалась связанной с ней множеством торговых, финансовых, культурных и

политических связей [38, с1 21].

С середины 1920-х гг. в Туве проходят процессы модернизации общественной жизни тувинцев, охватившие все ее стороны. Модернизация сопровождалась ликвидацией безграмотности, созданием и принятием национальной письменности, созданием системы народного образования [15, с 2491. Преобразования, происходившие в жизни молодого государства, требовали большого количества квалифицированных специалистов [38, с 7].

Кадровый вопрос, ставший жизненно необходимым для развития ТНР, стал рассматриваться на государственном уровне. В связи с отсутствием учреждений, призванных готовить квалифицированных рабочих, правительство ТНР обратилось за помощью к сопредельным государствам. Первые национальные кадры Тувы окончили учебные заведения Монголии и СССР в городах: Улан-Батор, Москва, Ленинград, Казань, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Новосибирск. Кузницей кадров для ТНР стал Коммунистический университет трудящихся Востока им. И. В. Сталина, Институт Востоковедения [10, л 12], Казанский кооперативный техникум [6, л 151, Монгольский рабфак [9, л 2], Томский педагогический институт [5, л 4], Томский медицинский институт, Иркутский педагогический институт [5, л 41 и многие другие учебные заведения.

Основным центром подготовки кадров рабочих специальностей стала Ойротская автономная область. ———Данному выбору предшествовала территориальная близость, историко-культурная и языковая общность коренных народов Тувы и Алтая.

Ойротская автономная область с центром в с. Улалинском выделена из состава

Алтайской губернии приказом от 1 июня 1922 г. —л—21. Система народного образования в рассматриваемый период претерпела значительные изменения. В рамках образовательной реформы были созданы профессиональные учебные заведения

среднего и высшего звена [1, с 501. К 1938 г. были открыты следующие заведения: высшего образования - Ойротский национальный педагогический рабфак, Институт усовершенствования учителей; среднего профессионального образования -Зооветтехникум, Педтехникум, Учебно-курсовой комбинат кооперативного образования.

Кадры для ТНР в Ойротской автономной области готовили:Ойротская областная советско-партийная школа, интернат при образцово-показательной школе 11-ой ступени с. Улалы, Ойротский педагогический техникум, учебно-курсовой комбинат кооперативного образования, Специальная сельскохозяйственная школа Народного комиссариата земледелия РСФСР в г. Ойрот-Тура.

Ойротская областная советско-партийная школа, призванная выпускать партийных, советских и хозяйственных работников, была открыта в 1923 г. Г21, л 1-20]. Решение об отправке 14 граждан из ТНР для обучения в советско-партийной школе было принято в декабре 1925 г. постановлением Бюро Ойротского Обкома РКП (б), в котором говорилось: «В интересах политической связи с Танну-Тувинской Республикой и в целях нашего на нее влияния при наличии смежности с нею, значительной общности и родственности жизни, нравов и языка алтайцев с тувинцами в будущем мы можем готовить работников для Тувы путем возможного улучшения связи, открытия интерната

на 10 человек при нашей совпартшколе» Г41, с- 75!. В СПШ обучали на трехгодичных курсах, по окончании студенты-выпускники получали квалификации «Партработник», «Советработник», «КСМ-работник», «ВЛКСМ-работник». В 1930-1933 гг. в СПШ обучались 2 студента из ТНР Г11, с- 1], в 1931-1934 гг. их число возрастает до 7 Г21, л- 2].

В 1926-1927 учебном году для тувинских учащихся был открыт интернат при образцово-показательной школе 2-ой ступени с. Улалы. Поводом создания данной школы послужили часто возникающие проблемы из-за малограмотности поступающих студентов.

Интернат был рассчитан на 60 чел., но в 1928 г. в интернате обучались из 78 чел. л.1-20].

В деле подготовки квалифицированных учителей ТНР помогал Ойротский педагогический техникум, образованный в 1928 г. Состоял из трех отделений: дошкольного, школьного,

физкультурного Г33, с- 4-5]. По окончании обучения продолжительностью в 3,5 года

выпускники получали квалификацию «Учитель школы 1-ой ступени» Г12, л—^ При техникуме были открыты подготовительные курсы продолжительностью в 9, 12, 24 мес.

В 1928 г. после вступительных испытаний в педтехникум были приняты первые 7

тувинцев Г41, с 77]. В октябре 1932 г. на подготовительное отделение в техникум было

принято 45 тувинцев для подготовки учителей школы I ступени Г41, с 77]. В 1933 г.

педтехникум Ойротии окончили 14 студентов: Г13, л 16! Ойноров С., Ерзин Е., Кулар А., Кулар С., Сат О., Монкуш Т, Сарышышар, Иргит С., Кулар Тагба, Сат Чанчидай, Тюлиш

Тюви, Кужекет, Сат Сабба, Соен СагаГ12, л 4].По плану командировок аратов ТНР на учебу в СССР в 1933 г. на одногодичные курсы педагогики при Ойротском педтехникуме

отправлено 20 чел. Г12, л 3-5!. Подготовительные курсы со сроком обучения в 2 г. с 1931 г. по 1933 г. окончило 9 учащихся: Ерзин Сандый, Хол О., Хол А., Хуцалык, Хубалык К.,

Бихем Улан, Сальцяк А. Г20' л- 5!.

В 1930 г. в г. Улале был открыт трехгодичный учебно-курсовой комбинат кооперативного образования, готовивший заведующих магазинами, председателей сельских

потребительских обществ, счетоводов, продавцов ———По окончании учебного заведения тувинские студенты получали специальность «счетовод». Продолжительность обучения составлял 2, 3 г. В 1930 г. поступило в комбинат 2 студентов из ТНР: Ойнор Сынкижик, Сат Анна. Набор в 1931 г. составил 14 чел.

Учебным заведением, готовившим для ТНР специалистов сельского хозяйства, была Специальная сельскохозяйственная школа Народного комиссариата земледелия РСФСР в

г. Ойрот-Тура Г8, л 1]. С момента проведения подготовительных работ с октября 1933 г. до официального открытия школа называлась Тувинской сельскохозяйственной школой Г26, л- 2-3!. Школа была создана в результате обращения руководства ТНР в ЦК ВКП (б) и СНК СССР с ходатайством об организации спецшколы в Горном Алтае для подготовки

кадров сельского хозяйства. Продолжительность обучения в школе составлял три года. Выпусники сельхозшколы получали специальности «ветеринар», «зоотехник», «агроном»

(с 1935) [22, л 71. Преподавательский состав сельхозшколы представлен русскими - Ю. А. Никифоров (крупный рогатый скот, основы зоотехнии, овцеводство, коневодство, производственная практика); М. Ф. Орловская (русский язык и литература); В. Е. Голубева (растениеводство, микробиология, ботаника, учебная практика; Г. И. Сукач (зоология, общая и экономическая география); алтайцами - И. П. Анаев, В. Н.

Никифоров, И. Алтайчинов [6, л 461, переводчиком были: хакас А. С. Спирин; тувинцы: Лопсанар Сарыглар [24, л- 181, Мадын Темберек. [24, л- 181. Среди студентов, ребята, хорошо знающие русский язык, выступали переводчиками для товарищей. Переводчиками в наборе 1937-1938 учебном году были Сержинмаа, Ролай, Тембирек, Санчат-оол [8' л- 1-21.

На основании приказа № 65008 Народного Комиссариата земледелия РСФСР от 7 мая 1939 г., специальная сельскохозяйственная школа подлежала ликвидации, ввиду организации сельскохозяйственной школы в ТНР. Мероприятия по закрытию школы

проводились со второй половины 1939 г. и была закончена 1 октября 1939 г. [25, л 2-1.

Сравнительный анализ показателей численности прибывших тувинских студентов за 1925-1939 гг. отражает динамику роста средних учебных заведений Ойротской автономной области, но скудность статистической информации в архивных материалах не позволяет вывести общее число всех тувинских студентов за изучаемый период. С 1925 г., момента первой отправки студентов в Ойротию, до начала 1930-х гг. число тувинских студентов было немногочисленным (от 5 до 15 чел.). Приказом № 254 от 6 сентября 1930

г. в г. Улалы отправлено еще 15 учащихся [9, л 131. Дополнительным приказом № 264 отправлено 20 учащихся (рис. 1, 2, 3): Ороспай, Андук, Хорлу, Чебжан, Гурсэде, Срат,

Намжелла, Тударин, Тосалма, Субанол [9, л 21, Полад, Санжат, Адгун, Сандуй, Жертгол, Темей, Очир, Аюрчек, Анарол, Ойыя-^9—л—31 В 1931 г. количество студентов, находящихся на учебе в Ойротии был равен 45 чел., из которых в профкооперативной школе находились 4, в совпартшколе - 7, на педагогических курсах - 3, остальные 30

чел. учились в школе 11-ой ступени как самостоятельная группа [30, л 1-1; в 1933 г. число студентов равнялось 36 чел. [30, л 1-1; в 1934 г. число студентов равнялось 60 чел., из них в СПШ - 29, коопер.техникуме - 9, в специально организованном при педтехникуме 8 мес. Тувинских педагогических курсах учителей - 22 ———Увеличение численности студентов, находящихся на учебе в Ойротской автономной области с 1934 г. связано с принятием вышеупомянутого постановления «О подготовке тувинских кадров в Ойротии» и деятельностью сельскохозяйственной школы, открытой с целью подготовки кадров для ТНР. Всего за годы существования в школе обучались 540 чел. В 1934-1935 гг. - 132, в 1935-1936 гг. - 123, 1936-1937 гг. - 115, на январь 1938 г. - 113, на январь 1939 г. - 57 человек. [25' л 1-1.

На учебу в СССР отправляли членов ТНРП, ревсомольцев. При выборе кандидатов учитывали их социальное положение. Выдвигались в основном представители бедняцко-аратского населения. Причиной отказа отправки на учебу могло служить участие в феодальных и антиправительственных восстаниях. Отбирали, по мере возможности, тех, кто имел начальное образование [6, л 191. На высылаемую группу тувинских студентов оформляли групповые удостоверения и визы.

Находились студенты на полном государственном обеспечении. Получали стипендии,

обмундирование на год: сапоги, пальто, костюм, рубашки (2 шт.), брюки (2 шт.), нижнее

белье (3 шт.), чулок (4 шт.), шапку, перчатки Г30, л 8!, верхнюю зимнюю одежду «кышкы

тон», осеннее пальто «куску тон» Г5, л—7!. Изначально расходы на содержание и обучение тувинских студентов взял СССР. Средства выделялись РСФСР, часть расходов

возмещала Ойротская область Г36, л 20!. В 1932 г. официальным соглашением между правительствами СССР и ТНР был решен вопрос по содержанию и обучению граждан ТНР

в гражданских учебных заведениях Союза ССРГ11—л—Сумма задолженности правительства ТНР Советскому Союзу по расходам за обучение и содержание граждан ТН Р в учебных заведениях СССР за период с 1932 по 1939 гг. была равна одному миллиону двести тысяч шестнадцати руб. Согласно постановлению, правительство ТН Р соглашалось погасить указанную сумму равными долями в течение пяти лет. Сумма платежей в год составляла двести сорок три тысячи двести акша (прим. авт. - валюта ТН Р). Данная сумма составляла одну треть фактических расходов, производимых Союзом

ССР на вышеупомянутые цели Г11, л 1].

Несмотря на государственное попечение, материальное состояние студентов до 1934 г. оставалось сложной. Отпущенных на содержание тувинских студентов средств не хватало, из-за чего приходилось трудно как студентам, так и преподавательскому составу учебных учреждений. Кроме того, часто начисления имели свойство

задерживаться Г27, л- 124].

2. Особенности подготовки национальных кадров ТНР.

Специфика в обучении тувинских студентов в Ойротской автономной области выражена в возникновении затруднений следующего характера:

1. Систематические дисциплинарные нарушения. В рассматриваемый период тувинцы только начали переживать процессы седентаризации. Для народа, долго проживавшего дисперсно на обширной территории, относительно резкие перемены в образе жизни и жизненных установках повлекли за собой нарушения поведенческих норм. В архивных материалах имеются сведения об отчислении студентов за систематические нарушение

дисциплины: пропуски занятий, учинения драк и пьянства Г11, с' 10!. У многих студентов в графе «отзывы» имеются пометки «учебные занятия посещает плохо, почти не посещает,

часто опаздывает» Г12, л- 10!.

2. Высокий уровень заболеваемости туберкулезом у тувинских студентов. Об этом свидетельствуют письма руководства учебного заведения об истребовании путевок для

тувинских студентов в тубсанатории —л—88'109'118'205'211'212!. Заболеваемость студентов, была связана не только с переменой климата и питания, но и социальным

происхождением большинства студентов из «бедняцко-аратских масс» ———86-87], поскольку основным критерием отбора кандидатов на обучение было их социальное положение. К тому же медицина в Туве базировалась на традиционных и тибетских методах лечения. В 1920-1930 гг. система здравоохранения только начинала формироваться по советскому образцу.

3. Языковой барьер. Низкий уровень владения русским языком вызывал у тувинских студентов сложности в коммуникации в иноязычной среде. Языковой барьер создавал затруднения в осваивании учебного материала, впоследствии студенты оставляли учебу и возвращались на родину. В целях языковой адаптации и освоения государственного языка в Ойротии, на подготовительных курсах тувинцы проходили полный курс русского

языка. Также преподавателям приходилось упрощать учебный материал или подыскивать

переводчиков [29, л—81 В архивных документах имеются сведения о привлечении тувиноязычных алтайцев в образовательные учреждения в качестве преподавателей-переводчиков. Чаще переводчиков командировали из ТНР в Ойротию по просьбе руководств учебных заведений [29, л 191.

4. Адаптация в инокультурной среде. Непонимание иной культурной среды не раз

приводило к разнообразным проблемам и конфликтам [24, л 1831. Были отдельные случаи,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

когда студенты выражали свое недовольство, выражались некорректно, дрались [24, л

183, 2191. Такое поведение студентов можно было объяснить тем, что для части населения

они были представителями «культурно отсталой нации» [41, с- 891. Были случаи, когда местные студенты не скрывали своего пренебрежительного отношения к тувинцам, из-за чего возникали бытовые конфликты.

Кроме природно-климатических, адаптационных, связанных с питанием и со здоровьем, проблем перед тувинскими студентами, еще вчера пасших свой скот, занимавшихся физическим трудом, морально и психологически было сложно перестраиваться на умственную работу. Как подметил Р. Ш. Харунов, «переход от традиционного интуитивного познания к научно-рациональному проходило нелегко» [41, с 881.

С. А. Сарыг-оол, известный тувинский писатель, вспоминал: «... непросто давалось мне это занятие. Я привык таскать тяжести, пахать, сеять, пасти скот, убирать помещение и готовить пищу. Но все это совсем не похоже на занятие, за которое я взялся. Мне казалось, что самым трудным делом является обучение письму. Я охал, вздыхал, пот катился по спине и лицу, пальцы немели от напряжения, я склонял голову и так и эдак -устал, как ни от какой другой работы» [37, с- 741.

Несмотря на трудности, большинство студентов справлялись с возложенной на них миссией. Среди студентов, успевающих по всем предметам, активных было много. Примером могут быть студенты специальной сельскохозяйственной школы Сюктерек, Санчан-оол, Ламажап, Лагбужаб, Успун, Калчаа прошедшие учебную программу за 19371938 уч. г. на «отлично» [8, л 21. Студенты занимались физической культурой, многие

получали значки ГТО 1-ой степени [28, л- 1681. Согласно рапорту, в г. Улалы в мае 1937 г. проводился кросс им. С. К.-Х. Тока, генерального секретаря ЦК ТНРП, в результате чего в беге по пересечению местности с дистанцией на 5 км от специальной сельскохозяйственной школы приняло участие 29 учащихся, в том числе 6 девушек. В результате кросса-бега на дистанцию 1 км, 1 место занял Щербаков, 2 место - Санчат-

оол, 3 место - Эртне; среди девушек: Норбу, Чылбатай, Толума [23, л- 901. Заключение

Рассмотрение взаимоотношений ТНР с Ойротской автономной областью в деле подготовки национальных кадров Тувинского государства позволяет сделать следующие выводы:

1. роль Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для "дружественной Тувинской Народной Республики" была значительной. Поскольку Ойротия, находясь в составе СССР, располагала системой среднего профессионального образования и смогла подготовить за рассматриваемый период более 1000 специалистов рабочих профессий;

2. содействие Ойротской области носило целенаправленный характер, учитывающий потребности ТНР в социальном и экономическом развитии и функциональное назначение кадров. Наибольшее количество выпускников специализировалось в области преподавания (34%) и сельского хозяйства (51%). Востребованными были следующие направлениями: учителя школы I ступени, ветеринары, агрономы, зоотехники;

3. специфика подготовки национальных кадров была обусловлена этнокультурными и этносоциальными факторами. Культурная и языковая адаптация тувинских студентов проходила в ускоренном режиме, что вызывало ряд затруднений, связанных с их поведением и коммуникацией.

Рисунок 1. Граждане Тувинской Народной Республики, командированные на учебу в СССР в город Улалы Ойратской Автономной области в 1930 году приказом № 264 от 6 сентября 1930 г. (ГА РТ. Ф.100. О.1. Д.42. С.2.).

Рисунок 2. Граждане Тувинской Народной Республики, командированные на учебу в СССР в город Улалы Ойратской Автономной области в 1930 году приказом № 264 от 6 сентября 1930 г. (ГА РТ. Ф.100. О.1. Д.42. С.2.).

Рисунок 3. Граждане Тувинской Народной Республики, командированные на учебу в СССР в город Улалы Ойратской Автономной области в 1930 году приказом № 254 от 6 сентября 1930 г. (ГА РТ. Ф.100. О.1. Д.42. С.13).

Рисунок 4. Студенты сельскохоз.техникума. Горно-Алтайск,1938 г. Сл направо нижний ряд- Сюктерек, Ламажап,верхний ряд - Кыргыс Тадааевич Аракчаа, Ирма. (НМ РТ. Фонд "Документально-письменные источники". П.123.).

Библиография

1- Анкудинова Т.В. Создание системы народного образования в г. Улале в 20-30-е гг. XX в. // Вестник Томского государственного университета. №1(13),2011. 50-52 с.

2. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982. 337 с.

3. Артамонова Н.Я. Интеллигенция Восточной Сибири: опыт формирования и деятельности (конец Х1Х-середина XX вв.): дисс. док. ист. наук. Москва, 2000. 520 с.

4. Брицкий П.П. Политика СССР в подготовке национальных кадров для развивающихся стран (1955-1985 гг.): автореф. дисс. док. ист. наук. Минск, 1992. 28 с.

5. ГА РТ. Ф.100. Оп.1 Д.273.

6. ГА РТ. Ф.100. Оп.1. Д.127.

7. ГА РТ. Ф.100. Оп.1. Д.132.

8. ГА РТ. Ф.100. Оп.1. Д.159.

9. ГА РТ. Ф.100. Оп.1. Д.42.

10. ГА РТ. Ф.100.Оп.1. Д.242.

11. ГА РТ. Ф.100.Оп.1.Д.231.

12. ГА РТ. Ф.120. Оп.1. Д.19.

13. ГА РТ. Ф.92.Оп.1.Д.54.

14. История Тувы: в 3 т. - Т. I. - 3-е изд. / Под общ. ред. С.И Вайнштейна, М.Х Маннай-оола. Новосибирск: «Наука»,2015. 367 с.

15. История Тувы: в 3 т. - Т.П. / Под общ. ред. С.И Ламина. Новосибирск: «Наука», 2007. 430 с.

16. КУ РА ГА СПД РА» . Ф 1. Оп.1 Д.406.

17. КУ РА ГА СПД РА» . Ф 9. Оп.1 Д.14.

18. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. Р-5 . Оп .1 . Д.408.

19. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 1. Оп.1. Д.711.

20. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 100. Оп. 1 Д.5.

21. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 100. Оп. 1 Д.503.

22. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 189. Оп. 1 Д.12.

23. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 189. Оп. 1 Д.13.

24. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 189. Оп. 1 Д.14.

25. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 189. Оп. 1 Д.15.

26. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 189. Оп. 1 Д.2.

27. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 189. Оп. 1 Д.7.

28. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 189. Оп. 1 Д.8.

29. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 241 Оп. 1 Д.1

30. КУ РА ГА СПД РА» . Ф. 55. Оп.1 Д.366.

31. Официальный сайт Тува-онлайн. Новости

https://www.tuvaonline/ru (дата обращения: 28.02.2018)

32. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Посвящается 50-летию педагогического образования в Туве. Кызыл: Тувинское книжное

из да те льс тв о , 2003. 256 с .

33. Правила и условия приёма в Ойротский педагогический техникум: на 1933-34 год. Ойрот-Тура: Тип. "Кызыл-Ойрот",1933. 31 с.

34. Резолюции IX съезда ТАРП, происходившего в г. Кызыле с 20 февраля по 10 марта 1932 г. Кызыл, 1932. 34 с.

35. Салчак К.Б. Тыванын улус чырыдыышкынынын хоочун ажылдакчылары. -Заслуженные работники министерства просвещения Тувы. Кызыл: Типография Госкомиздата Тув. АССР, 1970. 71 с.

36. Сартояков Д.А. Подготовка в Горном Алтае кадров для народного хозяйства ТНР. / УЗ ГАНИИЯЛИ. Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, 1974. Вып.Х1. 20-24 с.

37. Сарыг-оол С.А. Пою мое отечество! / Спасибо октябрю! Кызыл: Тувинское книжное из да те льс тв о , 1987. 220 с .

38. Сат А.К. Формирование и развитие кадрового потенциала Тувы :1921-2004 гг.: автореф. дисс. канд. ист. наук. Абакан, 2006. 31 с.

39. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Краткий исторический очерк. Кызыл: Тувинское книжное изд-во. 135 с.

40. Тюхтенев С.С. Важная веха в истории Горного Алтая. УЗ ГАНИИЯЛИ. Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, 1974. Вып. XI. 7-15 с.

41. Харунов Р.Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике: дис. канд.истор.наук. Абакан: Изд-во ООО «Журналист», 2003. 141 с.

42. Харунова М.М.-Б. Социально-политическое развитие Тувы в середине XX века. Новосибирск: Наука, 2011. 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.