Научная статья на тему 'Подготовка специалистов сельскохозяйственного профиля для Тувинской Народной республики в учебных заведениях Ойротской области (1934-1939 гг. )'

Подготовка специалистов сельскохозяйственного профиля для Тувинской Народной республики в учебных заведениях Ойротской области (1934-1939 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ГОРНЫЙ АЛТАЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC / GORNYI ALTAI / SYSTEM OF EDUCATION / PREPARATION OF FOREIGN SPECIALISTS / FORMATION OF INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харунов Р. Ш.

Работа посвящена подготовке специалистов сельскохозяйственного профиля для Тувинской Народной Республике в учебных учреждениях Горного Алтая (Ойротии) в 1930-е годы. Учитывая аграрную направленность экономики Тувы, специалисты данного профиля приобретали особую ценность для народного хозяйства республики. В статье затронуты вопросы обучения тувинцев и особенности методики преподавания, а также специфические сложности, с которыми сталкивались преподаватели и студенты при работе и учебе в Тувинской сельскохозяйственной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PREPARATION OF SPECIALISTS OF AGRICULTURAL PROFILE FOR THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF OIROT OBLAST (REGION)

The article is devoted to the preparation of specialists of agricultural profile for the Tuvan People's Republic in educational institutions of Gornyi Altai (Oirotiya) in 1930s. Taking into account the agricultural direction of the economics of Tuva specialists of the given profile acquired particular value for the national economy of the Republic. Problems and peculiarities of teaching of Tuvan students and specific problems which teachers and students were run into them during work and study in Tuvan agricultural school are touched in this article.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов сельскохозяйственного профиля для Тувинской Народной республики в учебных заведениях Ойротской области (1934-1939 гг. )»

УДК 321.96 (519.4)

Kharunov R. Sh. A PREPARATION OF SPECIALISTS OF AGRICULTURAL PROFILE FOR THE TUVAN PEOPLE’S REPUBLIC IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF OIROT OBLAST (REGION). The article is devoted to the preparation of specialists of agricultural profile for the Tuvan People's Republic in educational institutions of Gornyi Altai (Oirotiya) in 1930s. Taking into account the agricultural direction of the economics of Tuva specialists of the given profile acquired particular value for the national economy of the Republic. Problems and peculiarities of teaching of Tuvan students and specific problems which teachers and students were run into them during work and study in Tuvan agricultural school are touched in this article.

Key words: Tuvan People’s Republic, Gornyi Altai, system of education, preparation of foreign specialists, formation of intelligentsia.

Р.Ш. Харунов, канд. ист. наук, ТувГУ, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОЙРОТСКОЙ ОБЛАСТИ (1934-1939 ГГ.)

Работа посвящена подготовке специалистов сельскохозяйственного профиля для Тувинской Народной Республике в учебных учреждениях Горного Алтая (Ойротии) в 1930-е годы. Учитывая аграрную направленность экономики Тувы, специалисты данного профиля приобретали особую ценность для народного хозяйства республики. В статье затронуты вопросы обучения тувинцев и особенности методики преподавания, а также специфические сложности, с которыми сталкивались преподаватели и студенты при работе и учебе в Тувинской сельскохозяйственной школе.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, Горный Алтай, система образования, подготовка иностранных специалистов,

формирование интеллигенции.

В связи с исторически сложившимся геополитическим положением, Тува находилась в сфере интересов соседних государств, прежде всего Китая и России. Революция 1911 г. в Китае создала благоприятные условия для свержения маньчжуро-китайского господства в Туве, длившегося с 1757 г. В условиях накалявшейся международной обстановки в регионе и мире в целом - Тува, освободившись от колониального гнета, не имела возможности стать полноправным субъектом международных отношений. Учитывая создавшуюся политическую обстановку часть тувинской знати в 1912-1913 гг. обращалась к правительству Российской империи с просьбой принять Туву (Урянхайский край) под протекторат. 17 апреля 1914 г. Россия объявила протекторат над Тувой. События первой мировой войны, революции 1917 г., гражданской войны охватили Туву, способствуя росту ее политической зрелости.

В августе 1921 г., по решению Всетувинского Народного Хурала, бывший Урянхайский край, был объявлен независимым государством - Республикой Танну-Тува улус, которая «является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах, государством свободного народа. В международных же сношениях республика Танну-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» [1, с. 90].

В связи с усложнением внутренних структур перед молодой республикой остро встал кадровый вопрос. Собственная база в ТНР для подготовки специалистов среднего звена была очень слаба и не могла обеспечить потребности народного хозяйства республики. Это было связано с тем, что создание системы учебных заведений начиналось почти с нулевого уровня, так как в Туве до 1924 г. отсутствовали светские учебные заведения и преподавательские кадры. К тому же начало подготовки специалистов проходило одновременно с ликвидацией неграмотности и созданием системы общеобразовательной школы, при отсутствии необходимого количества людей, достаточно подготовленных к обучению в средних учебных заведениях.

Только разветвленная образовательная система могла обеспечить Туву квалифицированными управленцами, учителями, врачами, военными, юристами. Поначалу внутренних резервов для решения этой проблемы не было. Отсутствие необходимых условий привело к тому, что основная часть специалистов, необходимых республике, обучалась в СССР.

Ориентация на Советскую Россию была не случайна. Тува с первых дней независимости находилась под покровительством Советской России и оказалась связанной с ней множеством торговых, финансовых, культурных и политических связей. Поэтому направление тувинцев на обучение в Москву и другие города СССР стало закономерным процессом. Немаловажным фактором для Тувы являлось и то, что все расходы, связанные с учёбой, брала на себя советская сторона. При Народном Комиссариате Просвещения (НКП) была даже введена должность Упол-

номоченного по монгольским и тувинским кадрам. Предполагалось превратить Ойротскую область, которая граничила с ТНР, в основной центр подготовки тувинских кадров.

В свою очередь, руководство СССР прекрасно понимало важность борьбы за умы. Помимо военной подготовки к «мировой революции» первостепенное значение придавалось формированию национальной интеллигенции для разных государств в учебных заведениях Советского Союза. Обучение иностранных специалистов являлась составной частью геополитической и экономической стратегии, в дальнейшем, подготовленная элита, придя к руководству, должна была привязать политическую и экономическую системы своих стран к политике Советского Союза. Большое значение имело обучение национальных кадров Тувы в соседних регионах, с которыми республику связывали традиционные культурные и экономические отношения - это Хакасия, Бурятия и Горный Алтай (Ойротия).

В декабре 1925 г. обсуждался вопрос о связи Ойратской области с Танну-Тувинской Народной Республикой. Бюро Ой-ратского Обкома рКп (б) постановило: «В интересах политической связи с Танну-Тувинской Республикой и в целях нашего на нее влияния при наличии смежности с нею, значительной общности и родственности жизни, нравов и языка алтайцев с тувинцами в будущем мы можем готовить работников для Тувы путем возможного улучшения связи, открытия интерната на 10 человек при нашей совпартшколе»1.

Вскоре в Ойротской областной советско-партийной школе уже училось 14 граждан Тувы [2, с. 20]. Малограмотность поступающих студентов создавала большую проблему в их обучении, поэтому в 1926 г. при образцово-показательной школе второй ступени с. Улалы (ныне Горно-Алтайск) был организован специальный интернат для тувинских учащихся. Там они получали знания в пределах школьной программы. Содержание одного тувинца обходилось интернату в 23 руб. в месяц, а на других учащихся - 17 руб.2. Выпускники интерната поступали в Советскую партийную школу с. Улалы, в дальнейшем направлялись в Туву в качестве учителей или партийно-государственных работников.

В 1929 г. при областной СПШ открывается специальное тувинское отделение, проработавшее до 1939 г. В 1931 г. планировалось открыть Тувинский рабочий факультет на 100 чел. и этот вопрос был решен положительно3. Недостаточность материальной базы и малочисленность педагогических кадров в Ойротской области не позволили выполнить это постановление. Позже, с 1 сентября 1932 г. при национальном рабфаке было открыто только отделение для учащихся-тувинцев.

1 Государственный архивная служба Республики Алтай отдел хранения спецдокументов (ГАС Ра ОХСД). Ф.1, оп.1, д.236, л.27.

2 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.236, л.28.

3 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп. , д.619, л.1.

В 1931 г. в пределах Ойротии училось 45 тувинцев: в школе кооперативного ученичества - 4 чел., совпартшколе - 7 чел., педагогических курсах - 3 чел. и 30 чел. в школе I ступени4.

Уже к 1 апреля 1932 г. в учебных заведениях Горного Алтая: в педтехникуме, зооветтехникуме, СПШ, рабфаке, в спецгруппе школы второй ступени и школе кооперативного ученичества обучалось 85 учащихся из ТНР [2, с. 21]. Большой вклад в создание педагогических кадров для Тувы внесли Ойротский педагогический техникум. В октябре 1932 г. на подготовительное отделение в техникум было принято 45 тувинцев5 для подготовки учителей в школы I ступени.

В июле 1934 г. было принято Постановление Ойротского Обкома ВКП (б) «О подготовке тувинских кадров в Ойротии». В нем констатировалось, что подготовка тувинцев велась без определенного плана. В Туве отбор проходил неорганизованно и бессистемно, таким же образом студенты распределялись по учебным заведениям. Все это усугублялось недостаточным материальным обеспечением. Было принято решение обеспечить тувинцев питанием и имуществом по нормам специального снабжения. Директорам «тувинских» учебных заведений сделать соответствующие заявки на материальное довольствие6.

В феврале 1934 г. по просьбе руководства ТНР Народный Комиссариат Земледелия РСФСР открыл специальную тувинскую сельскохозяйственную школу (ТСХШ) для подготовки специалистов средней квалификации по животноводству и земледелию (зоотехников, ветеринаров)7. В 1935 г. было открыто отделение - агрономическое. Учитывая аграрную направленность экономики ТНР, специалисты данного профиля имели особую ценность для народного хозяйства республики. Они должны были стать руководящими работниками в министерстве животноводства и земледелия (минживзем) ТНР - директорами госхозов, заведующими хошунных земельных отделов. Срок обучения был установлен в три года с приемом учащихся на уровне не ниже семилетнего образования. Основной задачей ТСХШ помимо подготовки специалистов средней квалификации было формирование марксистского мировоззрения у учащихся. Их должны были «воспитать проводниками, пропагандистами наших идей (советских - прим. автора), наших методов работы. Сделать из них подлинно культурных людей, способных вести борьбу с шаманством, религиозностью, умеющих разбираться в политических событий»8.

В феврале приступила к учебе первая группа в количестве 24 чел., в сентябре было набрано дополнительно еще 13 чел. из Ойратской СПШ. На 1 сентября 1934 г. в школе было 41 чел. в возрасте от 15 до 30 лет. До января 1935 г. школа не имела своего помещения и находилась в Доме колхозника «в чрезвычайно скверных жилищно-бытовых условиях, что значительно отражалось на качестве учебы и на физическом состоянии сту-дентов»9. Качество питания в столовой было недостаточным, резкая перемена в пище - снижение норм мяса, молока и жиров, плюс значительные климатические изменения привели к болезням. К марту 1935 г. трое человек умерло от туберкулеза и трое отправлено на родину по болезни. На имя директора поступило 16 заявлений от студентов с просьбой немедленно откомандировать их домой. Они саботировали учебу и совершенно игнорировали преподавателей, ходили по базару и продавали свою одежду и обувь.

Обстановка изменилась в лучшую сторону после назначения с февраля 1935 г. директором школы Н.И. Енчинова, выпускника КУТВ. Учащиеся обеспечивались обувью, одеждой и стипендией в размере 288 рублей в месяц. Школа переехала в специально построенное, лучшее в Ойрот-Туре (г. Горно-Алтайск) учебное здание и общежитие. Были обустроены три учебных кабинета - животноводческий, физико-математический и химический. Практику учащиеся проходили в учебном хозяйстве школы и на госплемстанции в с. Кызыл-Оёк, где с ноября 1936 г. было организовано опытное учебное хозяйство. Библиотека школы в 1938 г. содержала 10142 книги, из них почти 9000 было по специальности, а так же учебники и пособия10.

4 ГАС РА. Ф.55, оп.1, д.234, л.124.

5 ГАС РА. Ф.241, оп.1, д.1. (нумерация листов отсутствует).

6 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.711, л.27.

7 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.11.

8 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.14.

9ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.14.

10 ГАС РА. Ф.189, оп.1, д.51, л.1.

В клубе школы были организованы следующие кружки: фото, музыкальный, пения, танцев, кройки и шитья, шахматно-шашечный, физкультурный, литературный, газетный и драматический, который ставил постановки на родном языке и пользовался особой популярностью. Инспектор Народного Комиссариата Земледелия (Наркомзем) Валлич характеризовал студентов, как способных, энергичных, больших практиков - «ребята с музыкальными способностями, любят петь и танцевать»11. Было проведено несколько внутришкольных шахматных турниров, при чем несколько студентов участвовали в Областном шахматном турнире. Школа являлась пионером альпинизма в Алтайских Альпах. Трое учащихся прошли подготовку на инструкторов по альпинизму. Н.И. Енчинову в 1936 г. приказом народного комиссара земледелия РСФСР за исключительную энергию, проявленную в деле организации и строительства спецсельхозшколы, была выделена премия в 1000 рублей.

В сентябре 1936 г. ТСХШ посетил С. К.-Х. Тока, который после трехдневного пребывания в школе на торжественном собрании поставил перед студентами следующие задачи: «Во-первых, поднять на должную высоту большевистский энтузиазм и положить всю энергию к тому, чтобы освоить науку, выполнить учебный план, добиться такого положения, чтобы оценки успеваемости по учебе были только хорошо и отлично.

Во-вторых, всемерно укрепить учебную и общественную дисциплину.

В-третьих, всеми силами укрепить единоначалие в школе и поднять его авторитет, любить и уважать не только руководство школы, но и всех педагогов.

В-четвертых, партийная организация АРП в школе должна стать правой рукой и лучшим помощником директора ... Для учебы вам созданы прекрасные образцовые материальные условия. Я это вижу своими глазами. Только при условии обязательного выполнения вышеуказанных задач вы оправдаете то доверие, которое возлагает на вас тувинское правительство и партия»12. Позже он еще несколько раз посещал школу.

Учебные программы школы были очень насыщены и помимо общеобразовательных предметов содержали специальные дисциплины: 1) на ветеринарном отделении - зоотехника, эпизоотия, паразитология, патология, хирургия и ортопедия, акушерство; 2) на зоотехническом отделении - крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство, растениеводство; 3) на агрономическом - почвоведение, мелиорация, селекция, геодезия и др.

В 1937 г. состоялся первый выпуск школы в количестве 42х человек. Из них пятеро было отобрано в группу для поступления в вуз: Конгар, Санчат, Кызыл-оол, Тадар-оол, Сонам13. Выпуск 1938 г. составил 31 человек, которые получили специальности: бригадир животноводства, техник животноводства, ветеринарный фельдшер или техник, зоотехник.

Учитывая аграрную направленность экономики ТНР, специалисты данного профиля приобретали особую ценность для народного хозяйства республики. Министр животноводства и земледелия ТНР Товарищтай Николай Чолдак-оолович в 1937 г. докладывал в ЦК Тувинской Народной Революционной Партии: «Мы из всего состава наших работников центрального аппарата хошунных участков, госхозов и опытной станции (постоянные и наиболее решающие кадры) в количестве 196 чел., к настоящему времени имеем 119 чел. тувинцев и 77 чел. советских граждан. Но у нас имеется много специалистов высшей и средней квалификации, которых нам, за отсутствием собственных кадров, приходится приглашать из-за границы . у нас в настоящее время готовится в Ойрот-Туре 109 человек своих кадров, из них 71 зоотехников и остальные ветфельдшера, мы уже летом текущего г. (1937) получим 41 зоотехника, а весной 1938 г. - 19 вет-фельдшеров»14.

В 1938 г. учебный уровень школы резко упал в связи с репрессивной политикой в СССР Было снято прежнее «вредительское руководство Енчинова - Молчанова». Директором школы был поставлен Данилов - человек некомпетентный и плохой руководитель. Он очистил засоренный «классово-чуждыми и даже вражескими элементами» аппарат школы. Причины для зачисления во вражеские элементы были разнообразными: преп. рус-

11 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.17

12 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л. 31.

13 ГАС РА. Ф.189, оп.1, д.36, л.38.

14 ЦГА Р

Т ЦАДПОО.Ф.1,оп.1, д.1984, л.1.

ского языка Апог - жена врага народа; преподаватель ленинизма, буржуазный националист - Лопсанар; старший бухгалтер Пискунов - зять попа; кассир Волчкова - дочь царского пристава; Кленский - колчаковец; зав. столовой Бондарев - вор; зав. библиотекой Торлопова - дочь врага, взятого по линии НКВД.

Нервозности в обстановку добавили и репрессии в ТНР, когда были расстреляны ряд руководителей республики во главе с председателем Совмина Сат Чурмит-Дажи. В ТСХШ учился его сын - Лагбужап Чурмит-Дажи, который с группой учащихся «членов контрреволюционной группировки» (Тангыт-оол, Чими-си, Сокка), был отчислен из школы15.

Вскоре, в соответствии с приказом Наркомзема РСФСР от 7.05.1939 г. к сентябрю этого года спецсельхозшкола была ликвидирована. Учебное оборудование и недоучившиеся студенты были перевезены в Кызыл для организации школы в Туве. Деятельность школы оставила заметный след формирование сельскохозяйственной интеллигенции - агрономов, зоотехников, ветеринаров и других специалистов, которые стали видными деятелями Тувы: Б.Ш. Долчанмаа - была председателем Президиума Верховного Совета Тувинской АССР; Т.Ч. Норбу - председателем Тувинского совета профсоюзов; Н.М. Конгар - зав. сельскохозяйственного отдела обкома КПСС; С.С. Сонам - зам. Заведующего отделом пропаганды и агитации; И.Т. Кызыл-оол -кандидат ветеринарных наук [3, с. 31].

Большой вклад Ойротской области в подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля для Тувы бесспорен. Обучение тувинцев в Ойротии было обусловлено несколькими причинами:

1) географическая близость;

2) культурная и языковая общность;

3) Советский Союз наглядно демонстрировал Туве преимущества социалистического строя на примере соседнего региона.

Обучение тувинцев в Тувинской сельскохозяйственной школе отличалось несколькими специфическими моментами. Самым трудным, характерным для всех поступающих, было несоответствие образовательного уровня требованиям учебных заведений. Основной контингент учащихся получил предварительное образование через ликпункты или путем самообучения (попадались и вообще неграмотные). Такой «разношерстный» состав обучающихся, невозможность в первое время пользоваться русским языком, как языком преподавания, невозможность поставить на должную высоту преподавание на родном языке -очень осложняло постановку учебно-педагогической работы. Инспектор от Наркомзема Валлич по этому поводу отчитывался: «Можно было бы потребовать от Тувинского Министерства культуры более подготовленного контингента, но, видимо, оно этого требования выполнить не сможет, так как большинство состава студентов Спецсельхозшколы у себя на родине работали учителями»16. Т.е. посылали лучших, и других людей у Тувы просто не было.

С этой проблемой справлялись по-разному - выделяли специальные тувинские курсы и группы, работали с переводчиками, подыскивали знающих тувинский язык преподавателей, разрабатывали специальные методики. Аккуратность и требовательность со стороны преподавателя - основное в его успешной работе. Понятное изложение учебного материала и повседневная помощь каждому студенту, нуждающемуся в этом, а также частое повторение и проверка каждого студента - вот что необходимо было иметь в виду каждому преподавателю. Постепенность, последовательность в повышении требований давала хорошие результаты. Необходимо было руководить и наблюдать за каждым прикрепленным студентом. Далеко не всегда это удавалось. Зачастую имеющееся богатое оборудование кабинетов и наглядные пособия не использовались для улучшения преподавания и повышения успеваемости.

«Преподавание было сухим и формальным. Работа с отстающими студентами не велась и ряд преподавателей, вместо индивидуальной работы с отстающими и оказания им повседневной помощи, ссылались на то, что де он не имеет способностей и не желает учиться»17. Преподаватель Тувинской спецсель-хозшколы Лопсанар на педсовещании в 1938 г. говорил: «В школу приезжают из глухих мест и с ними нужно вести большую работу. Студентам не по силам без помощи преподавателя ох-

15 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.1038, л.36.

16 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.17.

17 ЦГА РБ. Ф.462, оп.1, д.54, л.141.

ватить весь материал и справиться самостоятельно со всеми видами работ»18.

Сложности возникали и в связи с «великовозрастностью» учащихся, например, возраст студентов спецсельхозшколы был от 15 до 30 лет. Много проблем возникало в связи с переменой климата и питания. Тувинцы - своеобразные «эндемики» своей территории. Это связано с географической закрытостью Тувы горами и пустыней, а так же с особым законом Цинской империи, требовавшим «Никому не позволять отлучаться от своих кочевий без позволения высших, хотя бы кто вздумал посетить своих родственников»19. Нарушение этого запрета могло повлечь наказание вплоть до смертной казни. Неудивительно, что люди рождались и жили, не выходя за пределы своих родовых кочевий. После освобождения от власти китайцев после 1911 г., и образования ТНР в 1921 г., свобода передвижения больше не ограничивалась, но студентам тувинцам в СССР пришлось столкнуться с последствиями длительной изоляции от мира. Инспектор Наркомзема при проверке спецсельхозшколы в г. Ойрот-Тура (март 1935 г.) отмечал: «Овощей почти не едят, признают только картофель, морковь. Качество питания совершенно недостаточное, тем более что у себя на родине питались исключительно мясом, молоком, маслом (хлеб большинство впервые стали есть в Союзе). Резкая перемена в пище - снижение норм мяса, молока, жиров, плюс значительные климатические изменения, отрицательно сказались на состоянии здоровья большинства студентов. Малейшее легочное заболевание в этих условиях принимает прогрессивный характер, переходящий в активный туберкулез»20.

С подобными трудностями при обучении тувинцев столкнулись во всех учебных заведениях. В октябре 1935 г. на научной конференции врачей санитарной части Коммунистического Университета Трудящихся Востока (г. Москва) были освещены результаты медицинских наблюдений над группой монгольских и тувинских студентов. Работа Центрального Туберкулезного Института показала, что у студентов монголо-тувинской секции наблюдалось значительное число туберкулезных процессов. Среди студентов этой группы при первичном осмотре наблюдались цифры туберкулезной инфицированности в пределах 45 -50 % по реакции Цирке и до 80 - 90 % по реакции Манту21. Из 128 обследованных студентов от туберкулеза умерло 4 человека. Помимо туберкулеза тувинские студенты болели многими другими болезнями.

В результате мер лечебно-профилактического характера (предварительный медицинский отбор в Туве, вакцинация) - заболеваемость удалось значительно снизить. Помимо этого помогло увеличение в питании рациона мяса, минеральных солей, витаминов и установленная ежедневная норма выдачи молока не менее 0,5 литра22.

Несмотря на все старания Наркомпроса СССР, сложности экономического развития страны не позволяли сразу создать нормальные бытовые условия для иностранных студентов. В период становления учебных заведений, особенно в 1920-е гг., в них были недостаточные условия для учебы и проживания (скученность, неприспособленные помещения, плохое питание и материальное снабжение). Иногда это вызывало озлобленность и агрессию студентов, как в Ойротском педтехникуме в 1933 г., когда тувинцы заявляли «что если не улучшат их питание и обмундирование, то они не прекратят хулиганство и во-ровство»23. В данном случае выход был один - увеличение ассигнований. Например, в январе 1935 г., после возмущений в Ойротской СПШ, «было решено ходатайствовать перед Краевыми организациями об увеличении денежных ассигнований на содержание тувинской группы»24.

Особенной является проблема, связанная с переходом от традиционного интуитивного познания мира к научно-рациональному, приобщением людей к русскому, а через него и западноевропейскому культурному влиянию. Приобщение тувинцев в учебных заведениях СССР к современным научным знаниям было очень стремительным и им было трудно привыкнуть к ум-

18 ГАС РА. Ф.189, оп.1, д.10, л.31.

19 Уложение Китайской палаты внешних сношений. - М., 1919. - Т.11. -С. 67.

20 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д. 837, л.14.

21 ГАС РА. Ф.189, оп.2, д.4, л.29.

22 ГАС РА. Ф.189, оп. 2, д.4, л.30.

23 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.685, л.4.

24 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.781, л.44.

ственному труду. Интересный пример можно привести с урока политэкономии в спецсельхозшколе, который показывает особенность практического мышления тувинского учащегося. Когда его спросили, сколько будет j от 100? «Студент долго ломал голову, а когда этот же вопрос был задан в конкретной форме \ от 100 рублей, сразу ответил 25 рублей»25.

Большую сложность для тувинцев представляла еще и иная культурная среда, непривычная городская жизнь среди другого народа. Для населения они были представителями «культурно отсталой нации». Несмотря на интернациональные лозунги избежать бытового национализма было невозможно. Тувинцы переносили с собой свое мировоззрение и частично образ жизни. Те, кто не справлялся с учебой и с тоской по родине, отвечали на все требования агрессией и озлобленностью.

Все вышеперечисленные проблемы усложняла и политическая обстановка. Из любого учебного заведения легко могли отчислить за сомнительное социальное происхождение или неправильный классовый подход. Политическая жизнь в Туве вызывала разногласия среди студентов. В 1935 г. в учащиеся сде-

лали несколько «контрреволюционных» выступлений. Сурунма говорил: «Троцкий все-таки прав был, когда он говорил, что в крестьянской стране нельзя построить социализм, это тем более относится к Туве. Нам еще неизвестно - будет ли Тува развиваться по социалистическому пути или нет», а Лагпа заявил: «В 1937 г. по нашим расчетам в Туве должен произойти переворот, отход от СССР и переход в Японское подданство»26. В связи с этим в сельхозшколе были срочно прочитаны следующие лекции: 1) Колониальная политика японского империализма; 2) Троцкизм, как передовой отряд контрреволюционной буржуазии;

3) Зиновьевская антисоветская группа и ее подонки; 4) Ленинская теория о некапиталистическом пути развития.

Таким образом, в сложных условиях 1930-х гг., в ТНР при значительной помощи Советского Союза выросли свои национальные кадры и были сделаны первые, очень важные шаги в сторону социального и культурного прогресса. Поэтому в ст.1 Конституции ТНР от 1941 г. интеллигенция впервые упоминается в числе «трудящихся» наряду с аратами-скотоводами и рабочими [4, с. 75-76].

Библиографический список

1. Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982.

2. Сортыяков, Д.А. Подготовка в Горном Алтае кадров для народного хозяйства Тувинской Народной Республики // УЗ ГА НИИЯЛИ. - Горно-Алтайск, 1974. - Вып. 11.

3. Под знаменем Октября (Горный Алтай за 50 лет Советской власти). - Горно-Алтайск, 1967.

4. Конституции Тувы / Сост. Дубровский В.А. - Кызыл, 1999.

Bibliography

1. Aranchyn, Yu. L. Istoricheskiy put’ tuvinskogo naroda k sotsializmu. - Novosibirsk, 1982.

2. Sortyyakov, D.A. Podgotovka v Gornom Altae kadrov dlya narodnogo hozyaystva Tuvinskoy Narodnoy Respubliki // UZ GA NIIYaLI. - Gorno-Altaysk, 1974. - Vyp. 11.

3. Pod znamenem Oktyabrya (Gornyj Altay za 50 let Sovetskoy vlasti). - Gorno-Altaysk, 1967.

4. Konstitutsii Tuvy / Sost. Dubrovskiy V.A. - Kyzyl, 1999.

Статья поступила в редакцию 31.08.11

УДК 271.2

Kornev V.A. THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE IN RUSSIA. The

article examines the history and the contemporary situation in the participation of the Russian Orthodox Church in the development of the Russian culture. It analyzes the experience in co-operation of the church and the state in this sphere and prospectives of its further development.

Key words: church, Orthodoxy, revival of the orthodox culture, festival of the orthodox music, pilgrimage programs.

В.А. Корнев, доц. ВИК, г. Воронеж, E-mail: [email protected]

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье исследуется история и современное состояние проблемы участия Русской Православной церкви в развитии культуры Российского государства. Анализируется опыт сотрудничества Церкви и государства в этой сфере и перспективы его развития.

Ключевые слова: церковь, Православие, возрождение православной культуры, фестиваль православной музыки, паломнические программы.

Патриарх Алексий II писал: «Не отвержение культурных богатств прошлого, но духовное осмысление и преображение его было важнейшей доминантой святоотеческой мысли. Задача усвоения и осмысления культурного достояния человечества стоит перед нами и сегодня» [1]. В России историческое место церкви в жизни общества и государства было значительным. Именно она сохранила культуру, письменность, да и саму русскую нацию. «Основное свойство русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра Царствия Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни», - так определяет значение религиозности в жизни русских людей профессор Н.О. Лосский [2], а философ И.А. Ильин видит исключительное значение христианства для развития культуры в одухотворенном творчестве, в духе «овнутрения» («Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21), согласно которому «нравственное состояние человека ценится не по его матери-

25 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп. 1, д.783, л.96.

альным последствиям и не по внешней пользе, но по внутреннему состоянию души и сердца» [3, с. 359].

Г. В. Флоровскому, богослову, философу и историку, автору фундаментального труда «Пути русского богословия» принадлежат такие строки: «История русской культуры начинается с Крещения Руси. Языческое время остается за порогом истории» [4]. Это не значит, что не было языческого прошлого, но для русского народа принятие христианства означало разрыв с прошлым. В этот момент происходило пробуждение русского духа, который вступил во взаимодействие со всем окружающим культурным миром и создал новую - православную культуру. Характеризуя черты христианской культуры, И.А. Ильин отмечал: «Христианин не верит в культуру без любви» [3, с. 22]. Русская культура избрала не тропу холодной аналитики, а путь поиска истины, основой которого стала любовь к конкретному человеку, отразившаяся в творчестве писателей XIX в.: Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Не случайно тема «маленького человека», открытая русской литературой, оказала такое влияние на мировую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.