Научная статья
УДК 316:351.74/.78
ББК 60.561.4:68.9
Т 98
DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-3-284-122-128
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ПОЛИЦИИ
(Рецензирована)
Андрей Петрович Тюнь
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы формирования и трансформации общественного мнения о полиции в гражданской среде, связанные с участием сотрудников правоохранительных органов в мероприятиях, направленных на предотвращение негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Рассматриваются объективные риски, возникающие вследствие некорректной трактовки служебных действий сотрудников правоохранительных органов представителями гражданской сферы в условиях ограничения их возможностей с целью минимизации ущерба от чрезвычайной ситуации. Отмечается, что в условиях действия ограничительных мер на период объявления чрезвычайной ситуации усиливается негативное восприятие деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оцениваются перспективы, связанные с улучшением социального восприятия полиции в результате освещения самоотверженности и высоких личных качеств сотрудников полиции, с риском для жизни и здоровья участвующих в борьбе с последствиями чрезвычайной ситуации и в спасении гражданского населения. Делается вывод о необходимости использования средств массовой информации как инструмента формирования общественного мнения в целях объективного отражения в общественном сознании россиян профессиональной деятельности работников правоохранительной системы.
Ключевые слова: полиция, чрезвычайная ситуация, общество, отношение к полиции, общественное мнение о полиции.
Для цитирования: Тюнь А.П. Деятельность ОВД в чрезвычайных ситуациях как фактор формирования общественного мнения о полиции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 3 (284). С. 122 - 128. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-3-284-122-128
Original Research Paper
THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS DIRECTORATE IN EMERGENCIES AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PUBLIC OPINION ABOUT
THE POLICE
Andrey P. Tyun
Adyghe State University, Maykop, Russia [email protected]
Abstract. The paper examines the principles of the formation and transformation of public opinion about the police in the civilian environment, associated with the participation of law enforcement officers in measures aimed at preventing the negative consequences of emergencies. The publication considers the risks associated with the incorrect interpretation of the official actions of law enforcement officials by representatives of the civilian sphere in the context of limiting their capabilities in order to minimize damage from an emergency. The author evaluates the prospects related to improving the social perception of the police through highlighting the disregard of self and high personal qualities of police officers at risk to life and health of those involved in combating the consequences of an emergency and rescuing the civilian population. It is concluded that the media should be used as an instrument for the formation of public opinion in order to objectively reflect the professional activities of law enforcement officials in the public consciousness of Russians.
Keywords: police, emergency, society, attitude to the police, public opinion about the police.
For citation: Tyun A.P. The activities of the Internal Affairs Directorate in emergencies as a factor in the formation of public opinion about the police // Bulletin of Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. No.3 (284). P. 122 - 128 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3691-2021-3-284-122-128
Деятельность сотрудников органов внутренних дел предполагает активное взаимодействие с гражданским населением. При этом прямые обязанности сотрудников правоохранительных органов связаны с защитой членов общества от преступных посягательств на их законные права, пресечением противоправной деятельности, а также расследованием преступлений и задержанием субъектов противоправной деятельности. Важность социальной функции, выполняемой сотрудниками правоохранительных органов, не вызывает сомнений, поскольку обеспечение правопорядка является одним из важнейших условий выстраивания стабильной и корректной системы общественных отношений. В той или иной форме большинство членов общества признают значимость социальной функции органов внутренних дел. Однако, несмотря на это, в социальном мировоззрении членов общества присутствует ряд устойчивых негативных стереотипов восприятия сотрудников
правоохранительных органов, что определяет наличие у существенной доли членов общества негативного отношения к сотрудникам полиции, а также отсутствие доверия к ним.
Нарушение социального восприятия правоохранительных органов - серьезная проблема, поскольку от характера отношения к правоохранительным органам в гражданской среде во многом зависит эффективность их деятельности, а также престиж профессии сотрудника полиции. В долгосрочной перспективе наличие устойчивых моделей негативного социального восприятия сотрудников правоохранительной сферы может, с одной стороны, способствовать росту криминогенной обстановки, с другой -снижению востребованности данной профессии, что может привести к снижению качества кадрового состава правоохранительных органов в условиях низкой конкуренции за право трудоустройства в них. Все это свидетельствует о важности осмысления на уровне гуманитарного
знания вопросов о причинах и динамических факторах формирования негативных форм отношения к полиции, а также о возможных путях преодоления складывающихся негативных тенденций социального восприятия полиции.
Существуют два основных пути разработки данной проблемы. Первый связан с общим рассмотрением принципов и механизмов формирования социального отношения к сотрудникам правоохранительных органов на уровне существующей социальной теории, что позволяет определить генеральные тенденции развития социального восприятия полиции в общественной среде. Этот путь характеризуется высоким масштабом постановки вопроса и требует обширного исследования, что, однако, способствует глубокому осмыслению общих принципов развития общественного мнения применительно к институту полиции и его представителям.
Недостатком данного пути является то, что он способствует общему осмыслению проблемы, однако не дает развернутого осмысления частных аспектов формирования отношения к сотрудникам правоохранительной сферы, связанных с отдельными сторонами их служебной деятельности. Между тем, неизбежный вывод о необходимости оптимизации деятельности сотрудников полиции - как одного из факторов улучшения характера социального восприятия сотрудников правоохранительных органов в гражданской среде - требует пояснения и развития, связанного с вопросом о том, каким именно образом необходимо оптимизировать деятельность сотрудников полиции. А это, в свою очередь, обращает нас к важности второго пути, связанного с анализом частных аспектов функциональной активности сотрудников правоохранительной сферы, рассматриваемых в контексте их влияния на формирование отношения к полиции в гражданской среде. Проведение
подробного, специализированного исследования частных аспектов взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и гражданского населения может способствовать выработке понимания принципов формирования тех или иных типов отношения к полиции в гражданской среде и, в частности, выработке рекомендаций по организации деятельности сотрудников правоохранительной сферы в тех или иных ситуациях.
В рамках настоящей статьи мы ориентированы на детализацию понимания факторов формирования социального восприятия правоохранительных органов через осмысление влияния чрезвычайных ситуаций и мер, предпринимаемых в качестве реакции на них сотрудниками правоохранительных органов, на характер формируемого в гражданской среде отношения к ним. Чрезвычайные ситуации представляют собой серьезную угрозу безопасности жизни и здоровья членов общества, а их возникновение зачастую сопровождается не только серьезным физическим ущербом, но также и сопряжено с психологическими травмами, нарушением планов членов общества, их материальными убытками и т.д. В этих условиях нередко сотрудники МЧС и правоохранительных органов выступают в роли представителей государства, принимающих меры по минимизации вреда, причиняемого гражданам, в рамках складывающейся ситуации.
Актуальность изучения проблемы влияния действий сотрудников правоохранительных органов в условиях чрезвычайных ситуаций на характер их социального восприятия обусловлена как значимостью общего понимания данного аспекта, так и тем, что в условиях пандемии коронавируса граждане России столкнулись с чрезвычайной ситуацией, по сути, охватившей все общество. И в этих условиях только предстоит проанализировать весь спектр
последствий, которые оказали на общество пандемия и связанные с ней карантинные меры. Одним из значимых аспектов данного явления стал опыт взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов в условиях локаута.
Следует отметить, что в настоящей статье мы не намерены ограничиваться анализом узкой проблемы влияния деятельности сотрудников ОВД в период пандемии на их социальное восприятие, поскольку изначально затронутая проблема существенно шире и сложнее и, при этом, различные ее аспекты представляют существенный интерес. Прежде всего, следует отметить, что деятельность сотрудников правоохранительных органов в условиях чрезвычайных ситуаций носит многообразный характер, что порождает противоречивые тенденции трансформации социального восприятия правоохранительных органов, в зависимости от того, с каким аспектом деятельности полицейских в условиях чрезвычайной ситуации столкнулись граждане. Детализация данного вопроса может не только способствовать оценке процессов, имевших место в условиях локальных бедствий, но и послужить основанием для более глубокого понимания динамики трансформации общественного мнения о полиции, включая прогнозирование его изменений с учетом развертывающихся на уровне локального общества событий.
Реализация исследования специфики влияния деятельности сотрудников правоохранительных органов в условиях чрезвычайных ситуаций на социальное восприятие полиции предполагает комплексное изучение ряда вопросов, к числу которых относятся:
- актуальный характер социального восприятия правоохранительных органов;
- механизмы формирования и подтверждения социально-мировоззренческих установок в ходе получения социального опыта;
- специфика должностных обязанностей сотрудников правоохранительных органов как фактор выстраивания системы взаимодействия «полиция - гражданское население» в условиях чрезвычайных ситуаций;
- информационные факторы формирования общественного мнения о полиции, связанные с освещением различных аспектов деятельности сотрудников правоохранительной сферы в условиях чрезвычайных ситуаций.
Раскрытие данных аспектов определило обращение к ряду научных исследований, на уровне которых они получают отражение. Проблематика актуального состояния отношения к правоохранительным органам в гражданской среде была рассмотрена в опоре на исследования Р.В. Черкасова [1] и Е.А. Клейменова [2]. Анализ механизмов формирования и подтверждения мировоззренческих установок осуществляется в опоре на исследование П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» [3]. Анализ информационного аспекта формирования социального восприятия различных аспектов жизни общества рассматривается с учетом теоретических наработок М. Маклюэна
[4], связанных с тематикой опосредованного социального познания и его значения. Понимание ключевых аспектов деятельности сотрудников правоохранительных органов сформировано в опоре на исследования таких авторов, как В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, А.В. Корчагин
[5], М.В. Скобелева [6].
Для начала следует охарактеризовать специфику процесса формирования общественного мнения о сотрудниках правоохранительных органов. Согласно проведенным социологическим исследованиям, в настоящее время наблюдается серьезное нарушение доверия к правоохранительным органам, что проявляется в наличии (и активной репрезентации в социально-коммуникативной
среде) негативных представлений о сотрудниках правоохранительных органов. Подобного рода ситуация определяет то, что многие члены общества с настороженностью относятся к сотрудникам правоохранительных органов и изначально формируют негативные ожидания в их адрес, что не способствует корректной трактовке мотивов и действий сотрудников правоохранительной сферы. В условиях, когда присутствуют изначально негативные предпосылки социального восприятия действий сотрудников полиции, достаточно проблематичным является преодоление ситуации. По факту ее изменению способствуют лишь те случаи взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, которые явно противоречат негативным социальным ожиданиям и выступают по отношению к ним в качестве контрпримера.
Рассматривая специфику деятельности сотрудников ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций, следует отметить, что основной спектр выполняемых ими задач сводится к поддержанию общественного порядка в области чрезвычайного происшествия, а также минимизации угрозы для гражданского населения, связанной с последствиями ЧС. В этих условиях сотрудники правоохранительных органов могут осуществлять следующие мероприятия:
- оцепление зоны риска и ограничение передвижения представителей гражданского населения в месте происшествия;
- контроль жизненно важных элементов инфраструктуры с целью недопущения нарушения механизмов обеспечения населения ключевыми ресурсами (еда, медикаменты и т.д.);
- недопущение беспорядков и преступных действий, вызванных дестабилизацией ситуации в месте чрезвычайного происшествия;
- участие в спасательных мероприятиях, направленных на недопущение причинения вреда здоровью и
жизни представителей гражданского населения в рамках развертывающейся чрезвычайной ситуации.
Очевидно, что введение чрезвычайного положения и связанные с ним меры, ограничивающие отдельные права и возможности членов общества, могут быть восприняты негативно в силу неприятия представителями гражданской сферы дополнительных социальных ограничений, а также непонимания ими рисков, связанных с чрезвычайным происшествием. В этих условиях решение об ограничении отдельных возможностей представителей гражданского населения, проживающих в месте чрезвычайного происшествия, принимается на уровне действующих органов власти, однако реализация данного рода решений ложится на представителей правоохранительных органов. Как результат, реакция на непопулярные решения власти отчасти ложится на представителей правоохранительной сферы, действия которых могут восприниматься негативно. В этих условиях, в частности, особое неприятие правоохранительных органов может сформироваться в среде тех членов общества, которые проявляют склонность к нарушению законов и введенных правил поведения в силу определенных причин. В совокупности это характеризует один из серьезных рисков ухудшения отношения к правоохранительным органам в месте чрезвычайного происшествия. Вместе с тем следует отметить, что в данном случае реакция населения может характеризоваться существенной вариативностью, связанной с различным уровнем осознания ситуации членами общества. Рассматривая в данном отношении возможности сотрудников правоохранительных органов по «сглаживанию» ситуации, следует отметить, что активная разъяснительная деятельность среди населения позволяет не только «сгладить углы» во взаимодействии гражданского населения и правоохранительных
органов, но и способствовать утверждению позитивного имиджа сотрудников правоохранительной сферы.
Наряду с этим следует отметить, что самоотверженные действия сотрудников правоохранительной сферы по ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и минимизации ущерба для гражданского населения могут являться тем основанием, которое определит серьезное изменение отношения к правоохранительным органам, связанное с повышением доверия к ним в гражданской среде. При этом немаловажным является то, что деятельность сотрудников полиции в данном случае нередко сопряжена с осознанным риском, что является показателем высоких личных качеств работников полиции. Данный аспект является серьезным основанием для пересмотра существующих негативных представлений о правоохранительных органах.
Рассматривая вопрос о том, насколько серьезным может быть поворот в сторону конструктивного социального восприятия сотрудников полиции по факту их самоотверженных профессиональных действий в условиях ЧС, следует отметить, что в данном случае одним из важных факторов становится характер репрезентации социального
опыта, полученного представителями гражданской сферы в процессе их взаимодействия с сотрудниками ОВД. И здесь следует отметить, что уровень распространения позитивного социального опыта в гражданской среде сравнительно невысок, что во многом связано с психологическими особенностями восприятия позитивных и негативных явлений в жизни человека. Члены общества в большей степени склонны репрезентировать негативный опыт, в то время как нормальное (и даже позитивное) поведение должностных лиц зачастую становится достоянием исключительно тех членов общества, которые взаимодействовали с ними непосредственно. В этих условиях, ставя вопрос о возможностях нормализации отношения гражданского населения к правоохранительным органам, следует обратить внимание на перспективность и значимость медиа как перспективного инструмента широкомасштабной репрезентации позитивных примеров самоотверженной, добросовестной деятельности сотрудников ОВД. Освещение подобного рода случаев может способствовать улучшению социального восприятия полиции гражданским населением, преодолению негативных стереотипов восприятия полиции, а также формированию доверия к ней в гражданской среде.
Примечания:
1. Черкасов Р.В. Общественное мнение о деятельности полиции // Сибирское юридическое обозрение. 2012. № 1 (18). С. 55-57.
2. Клеймёнов Е.А. Полиция в общественном мнении молодежи // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 139-147.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Москва: Медиум, 1995. 323 с.
4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. 464 с.
5. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Корчагин А.В. Модель действий органов внутренних дел в чрезвычайной ситуации техногенного характера // Вестник ВИ МВД России. 2013. № 2. С. 164-171.
6. Скобелева М.В. Особенности действий сотрудников ОВД при чрезвычайных ситуациях, связанных с распространением эпидемических заболеваний // Проблемы науки. 2016. № 33 (75). С. 106-108.
References:
1. Cherkasov R.V. Public opinion about the activities of the police // Siberian Legal Review. 2012. No. 1 (18). P. 55-57.
2. Kleymenov E.A. Police in the public opinion of youth // Power and management in the East of Russia. 2021. No. 1 (94). P. 139-147.
3. Berger P., Luckmann T. Social construction of reality. M.: Medium, 1995. 323 pp.
4. McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. M.: Kanon-press-Ts, Kuchkovo pole, 2003. 464 pp.
5. Menshikh V.V., Samorokovsky A.F., Korchagin A.V. Model of actions of the internal affairs bodies in a technogenic emergency // Bulletin of the VI Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 2. P. 164-171.
6. Skobeleva M.V. Features of the actions of police officers in emergencies related to the spread of epidemic diseases // Problems of Science. 2016. No. 33 (75). P. 106-108.
Статья поступила в редакцию 18.08.2021; одобрена после рецензирования 24.08.2021; принята к публикации 31.08.2021.
The paper was submitted 18.08.2021; approved after reviewing 24.08.2021; accepted for publication 31.08.2021.
© А.П. Тюнь, 2021