Деятельность органов внутренних дел в сфере локализации терроризма в условиях глобализации информационного пространства
Факов А.М.
1.17. Деятельность органов внутренних дел в сфере локализации терроризма в условиях глобализации информационного пространства
© Факов Азамат Мухажидович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация
Целью данного исследования было изучение проблем и механизмов организации локализации терроризма в условиях глобализированного общества органами внутренних дел. В работе рассматриваются особенности современного терроризма в ракурсе влияния процессов глобализации, основная преступная направленность которого состоит на применение насильственного изменения конституционного строя государства в целях дестабилизации работы органов государственной безопасности.
Задачи исследования: была осуществлена попытка классифицировать терроризм в качестве негативного социального феномена - неизбежного спутника всякого развитого государства и обусловить его разрастание под влиянием глобализации.
Выводы: результаты исследования свидетельствуют о том, что назрела необходимость в осуществлении активной локализации терроризму всем мировым сообществом.
Ключевые слова: локализация терроризма, глобализация мирового пространства, органы внутренних дел, предупреждение терроризма.
Для цитирования: Факов А.М. Деятельность органов внутренних дел в сфере локализации терроризма в условиях глобализации информационного пространства // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 091-093.
Activities of internal affairs bodies in the field of the localization of terrorism in the context of the globalization of the information space
© Fakov Azamat Mukhajidovich
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia fakov_ [email protected]
Abstract
The purpose of this study is to study the problems of countering terrorism by law enforcement agencies. The paper considers the features of modern terrorism, the main criminal focus of which is the use of violent changes in the constitutional system of the state in order to destabilize the work of state security agencies. The article attempted to classify terrorism as a negative social phenomenon.
The author's research indicates that there is a need for active localization of terrorism by the entire world community.
Keywords: localization terrorism, globalizing world space, internal affairs agencies, preventing terrorism.
For citation: Fakov A.M. Activities of internal affairs bodies in the field of the localization of terrorism in the context of the globalization of the information space // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 091-093. (in Russ.).
Введение
На сегодняшний день в качестве угрозы государственной и общественной безопасности ведущее место занимает «деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя государства, а также на дестабилизацию работы органов государственной безопасности» [6].
Чтобы понимать сущность современного терроризма и его особенности, необходимо его рассмотреть в ракурсе влияния процессов глобализации. Так, глобализация выражается в тесной взаимосвязи и взаимозависимости стран в различных областях - экономике, политике, социальной, культурной и торговой сферах, экологии, информационных технологиях и пр. Следует подчеркнуть, что указанная взаимозависимость сопровождается также стремительной передачей информации на предельно дальние расстояния и доставкой
любой товарной массы в любой уголок земного шара, т.е. расстояние сегодня никоим образом не препятствует развитию экономических, социальных и культурных отношений. И конечно, на первый взгляд, такие преимущества натолкнули людей на мысль, что в глобализирующемся мире все будет развиваться гармонично и справедливо, а сами люди будут жить в достатке и благополучии. Однако, чуда не произошло -реальность оказалась суровее. Согласно исторической закономерности, в большем выигрыше остались в очередной раз сильные мира сего - крупные и развитые государства еще больше обогатились, а бедные -еще больше обеднели. Кризис экономический и финансовый стал просто неизбежен. Миллионы людей потеряли и теряют работу, демократические устои расшатались в силу ничем неограниченного диктата крупнейших транснациональных корпораций над развивающимися странами и навязывания последним за-
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 91
ISSN 2310-7049 (online)
Общетеоретические, уголовно-правовые и иные проблемы противодействия экстремизму и терроризму. Проблемы профилактики экстремизма и терроризма
ведомо неравноправные, а порой и предельно жесткие условия сотрудничества [1,4,6].
Таким образом, терроризм, как негативный социальный феномен, сыграл роль неизбежного спутника всякого развитого государства [8], а последствием указанных преобразований в мировом сообществе стала политическая нестабильность, повлекшая за собой разрастание терроризма под влиянием глобализации, которая опосредованно привнесла в национальные культуры чуждые им элементы, которые системно ослабили их основу и в результате практически полностью потеряли свою ценность нормы, обычаи, привычки, составляющие доселе традиционный образ жизни людей [10]. И ответом на насильственное навязывание западной культуры явились меры физического насилия против представителей западных стран, которые рядовыми гражданами, ввиду отсутствия у них элементарной правовой и политической культуры, воспринимаются носителями враждебной культуры. Эти умонастроения и стали оружием в руках террористов под лозунгом защиты национальной культуры и осуществления борьбы, как внутри страны, так и за ее пределами[2,5].
Противодействие терроризму в современном мире
Однако, осуществляя борьбу против проникновения глобальной культуры на национальную почву, они оказались «нечистоплотными на руку» и большим успехом начали пользоваться успехом в своей преступной деятельности. Так, террористы получили доступ к новейшим образцам оружия, средств беспроводной связи, транспорта, информационным ресурсам и т.д., а особую популярность они отдали глобальной сети Интернет, очень быстро сообразив выгоды от ее использования в своих преступных целях.
На сегодняшний день, все мало-мальски известные террористические организации утвердили свое постоянное присутствие в глобальной сети, создав по нескольку десятков, а то и сотен веб-сайтов. Интернет в руках террористических организаций стал одним из основных средств и способов достижения поставленных целей, прежде всего, пропагандисткой деятельно-стис невероятно большим охватом [4,6]. Вместе с тем платформа социальных сетей наполнена личными данными пользователей и в открытом доступе находится информация о сфере интересов- все это также способствует распространению материалов террористического содержания на конкретную целевую аудиторию, а с учетом того, что молодежь (особенно молодые люди, не достигшие 18-летнего возраста) является группой риска ввиду несформированности и неустойчивости психики и повышенной внушаемости, продвижение идеи терроризма через социальные сети не вызывает никаких сложностей[8,9]. Данное обстоятельство лишь породило дополнительные сложности в деле локализации терроризма.
Также не может не вызывать беспокойства у правоохранителей неограниченные возможности совершения террористических атак в глобальном информационном пространстве и уязвимость государств к этим нападениям. Террористические организации все больше избирают терроризм в сети Интернет в качестве желательной тактики ввиду осуществимости атак на жизненно важные сферы и реализации террористических целей - паника, гибель людей, экономические
катаклизмы, деструктивное воздействие на политику государств.
Активное противодействие терроризму сегодня осуществляется всем мировым сообществом в лице международных органов и организаций - ООН, Совета Европы, Международной организации экспертов, Интерпола. Проблема анализа преступлений террористической направленности состоит в сложности ее классификации, что затрудняет выбор единого комплекса мер локализации данного явления [1 ].
В России правовое регулирование противодействия терроризму развивается последовательно с 2000 года, кода была принята Доктрина информационной безопасности РФ, в 2006 году принят Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35-ФЗ, в 2008 году издан Указ Президента РФ от 17.03.2008г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».
Так, в организацию противодействия терроризму включено значительное число государственных органов, компетентных принимать участие в данном механизме. Анализ правоохранительной деятельности свидетельствует о налаженной деятельности органов внутренних дел по выявлению и пресечению террористических преступлений, однако беспокойство вызывает не столь налаженная работа органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по предупреждению терроризма. Поэтому, только при четком определении места и роли каждого органа с разграничением их полномочийи компетенций при осуществлении противостояния и противодействия терроризму,возможно говорить об эффективной борьбе с данным явлением [2,6].
Вместе с тем, ведущая роль в локализации терроризма принадлежит сотрудникам органов внутренних дел, деятельность которых регламентируется Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами, федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ и в обязанности которым вменяется принимать участие в мероприятиях по локализации терроризма, обеспечивание правового режима КТО, а также осуществлять защиту потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового скопления граждан. На плечи сотрудников также ложится бремя по проведению «неотложных» процедур по пресечению террористических угроз до прибытия специализированных служб. И в результате скоординированных действий отдельных служб и подразделений МВД России и органов внутренних дел создаются предпосылки для дальнейшего повышения результативности мероприятий по локализации терро-ризма[3,7].
Наряду с указанным, в целях предупреждения терроризма, необходимо выявить и устранить факторы, обусловливающие его распространение. Принципами предупреждения терроризма выступают законность, комплексность, оптимальность и оперативность, а к числу методов предупреждения террористических угроз можно отнести регулятивные, информационно-пропагандистские и режимные методы.
Суть регулятивного метода предупреждения терроризма состоит в установлении нормативно-правовых
92 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Деятельность органов внутренних дел в сфере локализации терроризма в условиях глобализации информационного пространства
Факов А.М.
норм, и общих предписаний, регламентирующих деятельность граждан, государственных органов и общественных организаций, а также устанавливающих виды и меры ответственности за террористические преступления.
Содержанием информационно-пропагандистского метода является воспитание у граждан правовой и политической культуры, формирование антитеррористического поведения и готовности к осуществлению антитеррористической деятельности.
И наконец, сущность режимного метода состоит в установлении средств и способов физической и технической защиты режимных объектов [5].
Заключение
Следует отметить, что предупреждение терроризма целесообразно осуществлять в нескольких направле-
Список литературы:
1. Абазова М.В., Камергоев Б.М. Некоторые проблемы выявления и расследования преступлений экстремистской направленности // Современное общество и власть. 2018. № 4 (18). С. 81-85.
2. Камергоев Б.М. Роль государственного управления в области обеспечения безопасности по противодействию терроризму // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 8-1. С. 114-120.
3. Конов К.Ю., Шевченко Г.В., Битов А.А. Деятельность ОВД в системе противодействия современным угрозам // В сборнике: Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД: сборник научных трудов сотрудников кафедры Сборник научных статей II-й Всероссийской конференции. 2019. С. 290-295.
4. Мельцов В.М., Конов К.Ю., Мещанинов А.И. Противодействие распространению экстремизма органами внутренних дел в России // В сборнике: Сборник материалов научно-представительских мероприятий учебно-научного комплекса специальной подготовки, проводимых в 2017/2018 учебном году Сборник статей. Москва, 2018. С. 35-48.
5. Николаева Н.В., Исаева Л.А. Роль и место право-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Факов Азамат Мухажидович, канд. экон. наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
ниях - предотвращение, выявление и пресечение действий с террористической подоплекой, совершаемых в отношении государственных, общественных и иных деятелей.
Приоритетная задача государства в деле локализации терроризмасостоит в задержании организаторов и исполнителей террористических актови предание их суду. Эффективная система противодействию терроризму состоит в разработке антитеррористических мер и общегосударственных комплексных программ, в структуру которых войдут правовые, идеологические и иные аспекты [9].
охранительных органов Российской Федерации в противодействии экстремизму и терроризму // Colloquium-journal. 2019. № 25-10 (49). С. 80-81.
6. Скворцова А.Р. Роль и место правоохранительных органов Российской Федерации в противодействии экстремизму и терроризму // Ростовский научный журнал. 2018. № 12. С. 9-17.
7. Стригуненко Ю.В. Роль правоохранительных органов в противодействии экстремизму // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 2 (12). С. 72-79.
8. Факов А.М. О Доктрине противодействия терроризму в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. С. 100-102.
9. Хажироков В.А. Особенности реализации правоохранительной функции Российского государства в условиях глобализации // Философия права. 2016. № 3 (76). С. 24-28.
10. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. Противодействие информационным террористическим угрозам, как важное направление национальной безопасности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 5. С. 222-224.
75,63%
ABOUT THE AUTHOR
Fakov Azamat Mukhajidovich, PhD (Econ.), Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста -
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 93
ISSN 2310-7049 (online)