Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СЛУШАТЕЛИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COUNTERACTING THE IDEOLOGY OF TERRORISM / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / LISTENERS / COGNITIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камергоев Беслан Мухамедович

Целью данного исследования было изучение проблем и механизмов формирования педагогические условия эффективного обучения слушателей образовательных организаций МВД России противодействию терроризму. В работе рассматриваются факторы, обеспечивающие эффективную педагогическую деятельность, основная ориентация которой состоит в обучении слушателей противостоянию и противоборству терроризму, и которая реализуется путем формирования у слушателей специальных компетенций, знаний и навыков к осуществлению противодействия идеологии терроризма, чему особенно способствуют правильно подобранные инновационные педагогические образовательные технологии. Задачи исследования: была осуществлена попытка классифицировать педагогические условия, как результат тщательно продуманного, взвешенного и целенаправленного отбора, применения и констатирования приёмов, элементов и методов профессиональной подготовки слушателей для достижения ими намеченных целей в познавательной деятельности по противодействию терроризму. Выводы: результаты исследования свидетельствуют о том, что адекватный выбор педагогических технологий обучения позволит повысить процесс формирования у слушателей готовности к противостоянию и противодействию терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камергоев Беслан Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AGAINST TERRORISM

The purpose of this study was to study problems and mechanisms for forming pedagogical conditions for effective training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation against terrorism. The work considers factors that ensure effective pedagogical activity, the main orientation of which is to train students to confront and oppose terrorism, and which is implemented by creating special competences, knowledge and skills for students to counter the ideology of terrorism, which is particularly facilitated by the right innovative pedagogical educational technologies. Objectives of the study: An attempt was made to classify pedagogical conditions as the result of carefully considered, balanced and purposeful selection, application and identification of techniques, elements and methods of training of students in order to achieve their intended goals in cognitive activities to counter terrorism. Conclusions: The results of the study show that adequate choice of pedagogical technologies of training will allow to increase the process of formation of readiness of students to confront and counter terrorism.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ»

2.22. Педагогические условия эффективного обучения слушателей образовательных организаций МВД России противодействию терроризму

©Камергоев Беслан Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия [email protected]

Аннотация

Целью данного исследования было изучение проблем и механизмов формирования педагогические условия эффективного обучения слушателей образовательных организаций МВД России противодействию терроризму. В работе рассматриваются факторы, обеспечивающие эффективную педагогическую деятельность, основная ориентация которой состоит в обучении слушателей противостоянию и противоборству терроризму, и которая реализуется путем формирования у слушателей специальных компетенций, знаний и навыков к осуществлению противодействия идеологии терроризма, чему особенно способствуют правильно подобранные инновационные педагогические образовательные технологии.

Задачи исследования: была осуществлена попытка классифицировать педагогические условия, как результат тщательно продуманного, взвешенного и целенаправленного отбора, применения и констатирования приёмов, элементов и методов профессиональной подготовки слушателей для достижения ими намеченных целей в познавательной деятельности по противодействию терроризму.

Выводы: результаты исследования свидетельствуют о том, что адекватный выбор педагогических технологий обучения позволит повысить процесс формирования у слушателей готовности к противостоянию и противодействию терроризму.

Ключевые слова: противодействие идеологии терроризма, педагогические технологии, педагогические условия, слушатели, познавательная деятельность.

Для цитирования: Камергоев Б.М. Педагогические условия эффективного обучения слушателей образовательных организаций МВД России противодействию терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 204-207.

Pedagogical conditions for effective training of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation against terrorism

©Kamergoyev Beslan Mukhamedovich

North Caucasian institute of professional development (branch)

Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia cherkess.0007@mail. ru

Abstract

The purpose of this study was to study problems and mechanisms for forming pedagogical conditions for effective training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation against terrorism. The work considers factors that ensure effective pedagogical activity, the main orientation of which is to train students to confront and oppose terrorism, and which is implemented by creating special competences, knowledge and skills for students to counter the ideology of terrorism, which is particularly facilitated by the right innovative pedagogical educational technologies.

Objectives of the study: An attempt was made to classify pedagogical conditions as the result of carefully considered, balanced and purposeful selection, application and identification of techniques, elements and methods of training of students in order to achieve their intended goals in cognitive activities to counter terrorism.

Conclusions: The results of the study show that adequate choice of pedagogical technologies of training will allow to increase the process of formation of readiness of students to confront and counter terrorism.

Keywords: counteracting the ideology of terrorism, pedagogical technologies, pedagogical conditions, listeners, cognitive activities.

For citation: Kamergoyev B.M. Pedagogical conditions for effective training of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation against terrorism // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 204-207. (in Russ.).

Введение

Деятельность образовательных организаций МВД России направлена на решение задач, связанных с подготовкой и воспитанием сотрудников, успешно реализующих свои профессиональные навыки, одним из

важных направлений которых выступает противостояние и противодействие идеологии терроризма [1,4,6].

Как известно, террористическая деятельность, являясь в своей сути преступной деятельностью нацелена на насильственное изменение конституционного строя

204 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Педагогические условия эффективного обучения слушателей образовательных организаций МВД России противодействию терроризму

Камергоев Б.М.

государства и дестабилизацию работы органов государственной безопасности, чем и представляет угрозу государственной и общественной безопасности.

В контексте указанного воспитание и обучение в образовательных организациях МВД России осуществляется посредством педагогической деятельности, направленной на формирование у слушателей нетерпимости к такому негативному явлению коим, выступает терроризм [10].

Постановка проблемы

Эффективная педагогическая деятельность, основная ориентация которой состоит в «обучении слушателей противостоянию и противоборству терроризму реализуется путем формирования у них специальных компетенций, а также обеспечение их необходимыми знаниями и развитие навыков, умений и готовности осуществлять противодействие идеологии терроризма, чему особенно способствуют правильно подобранные инновационные педагогические образовательные технологии» [2,5].

Современные инновационные педагогические образовательные технологии выступают в роли инструмента, благоприятствующего созданию педагогических условий - результата тщательно продуманного, взвешенного и целенаправленного отбора, применения и констатирования приёмов, элементов и методов профессиональной подготовки слушателей для достижения ими намеченных целей познавательной деятельности [7,9].

Обоснование

Для формирования в процессе обучения готовности к противостоянию и противодействию идеологии терроризма в образовательных организациях МВД России преподавателям целесообразно соблюдать следующие педагогические условия:

- во-первых, развивать собственную мотивацию и побуждение к учебно-познавательной деятельности в сфере противодействия террористическим преступлениям. Качественная реализация данного условия добивается путем: сосредоточения усилий на изучении намерений слушателей; использовании принципа функциональной автономии в целях развития у слушателей собственного мировоззрения и стремления к овладению знаниями, умениями и навыками осуществления противостояния и противодействия идеологии терроризма; формирования у слушателей устойчивой усердности в процессе обучения противостоянию терроризму; воспитания у слушателей морально-волевых качеств - чувство долга, ответственности, решительности, находчивости, твердости, обязательности и мужества;

- во-вторых, повышать свое педагогическое мастерство, компетентно передавать слушателям свои знания и умения с целью формирования у них готовности к противостоянию и противодействию идеологии терроризма. Для качественной реализации данного условия разберемся более подробно в понятии «педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава». Совокупность знаний, умений и навыков, формирующих компетентность педагога и обеспечивающих все виды учебно-познавательной и воспитательной деятельности, направленные на развитие личности слушателя являющаяся базой для развития уникального профессионального опыта преподавате-

ля, представляет собой педагогическое мастерство. Вместе с тем, центральное место в совершенствовании педагогического мастерства и качественного решения учебно-воспитательных задач занимает наличие глубоких знаний педагогики и психологии, наличие полновесно развитых умений и навыков, постоянный поиск нового, постоянное углубление и расширение своих знаний, а также эффективная и результативная подготовка к проведению учебных занятий [2,9].

Кроме того, педагогическое мастерство характеризуется такими явлениями как: «ориентированность профессорско-преподавательского состава на решение новых задач познавательной деятельности, в частности, формирование у слушателей высокого уровня волевой готовности к противостоянию и противодействию идеологии терроризма; нацеленность профессорско-преподавательского состава на повышение собственной психолого-педагогической подготовки путем обмена между собой профессиональным опытом на инструкторско-методических и методологических семинарах; готовность профессорско-преподавательского состава к применению в образовательном процессе, как традиционных, так и инновационных обучающих технологий; стремление к активному самообразованию, самоактуализации и самосовершенствованию в вопросах осуществления противостояния и противодействия идеологии терроризма» [6];

- в-третьих, эффективно использовать инновационные педагогические технологии обучения, направленные на формирование у слушателей твердой готовности к противостоянию и противодействию идеологии терроризма. Для качественной реализации данного требования подробно остановимся на понятии «педагогическая технология». Уникальный авторский подход к организации и реализации образовательного процесса, складывающийся из совокупности видения преподавателем предстоящего занятия, содержания и структуры занятия, последовательности, применяемого рабочего инструментария и создание комфортных условий для всех слушателей, являют собой педагогическую технологию. Каждая педагогическая технология характеризуется: системностью, основанной на научных концепциях и включающей в себя организованность, логичность, последовательность; воспроиз-во-димостью и гарантированностью результатов, т.е. выполнимостью другими преподавателями; системой обратной связи, основанной на возможности корректировать и планировать дальнейшую работу.

Ориентируясь на цели и задачи обучения слушателей противостоянию и противодействию терроризму в процессе их обучения целесообразно из всего многообразия инновационных педагогических технологий выбрать наиболее оптимальные и результативные, в числе которых: концентрированное обучение, позволяющее оптимально проектировать организационную структуру обучения, гармонизировать процесс обучения и психологические особенности восприятия личности, что служит гарантом повышения качества обучения; модульное обучение, направленное на достижение целей познавательной деятельности слушателями в разрезе ее составных компонентов; интерактивное обучение, нацеленное на создание комфортных условий для творческой работы преподавателя со слушателями, достижение между ними взаимопонимания и взаимодействия, что делает процесс получения знаний эффективным и результативным; проектное обу-

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 205

ISSN 2310-7049 (online)

чение, способствующее вовлечению слушателей в созидательную деятельность [1,4]. Так, ценность избранных педагогических технологий заключается: в целостном и непрерывном формировании у слушателей высокого уровня готовности к осуществлению противостояния и противодействия идеологии терроризма; в создании обстановки, позволяющей слушателям овладеть новыми знаниями, сформировать у них необходимые умения и навыки решительных действий в осуществлении противостояния и противодействия терроризму; в благотворном влиянии на познавательную мотивацию слушателей; в создании у слушателей благоприятной психологической адаптации к работе в учебных группах, а также к длительному и творческому взаимодействию друг с другом; в создании условия для формирования между преподавателем и слушателями взаимопонимания и взаимодоверия; в получении прочных знаний в сфере противостояния и противоборства терроризму; в развитии и совершенствовании навыков критического, логического и проблемно-ориентированного мышления; в активизации самостоятельной работы слушателей;

Список литературы:

1. Айол А.А. Противостояние идеологии терроризма как ключевая задача системы образования на современном этапе // В сборнике: Педагогика сегодня: проблемы и решения Материалы III Международной научной конференции. 2018. С. 71-76.

2. Воробьев И.Ю., Лазукин А.Д. Педагогические технологии профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел // Мир образования - образование в мире. 2018. № 2 (70). С. 124-133.

3. Демидов Ю.Н. Системное противодействие терроризму, экстремизму и незаконной миграции - приоритетные направления повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 1 (41). С. 8-17.

4. Дьяков В.Д. Педагогические условия формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 26-29.

5. Дьяков В.Д. Педагогическая модель формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 109-110.

6. Зеленов Ю.Н. Педагогическая профилактика экстремизма как фактор стабильности общественных отношений // В сборнике: Право и личность: история, теория, практика Сборник научно-методических работ кафедры права, экономики и методики их преподавания Института общественных наук УрГПУ. 2019. С. 83-86.

7. Зеленов Ю.Н., Грибовская Н.Н. Вопросы формирования системы педагогической профилактики молодежного экстремизма в образовательных учреждениях // Научный портал МВД России. 2015. № 1 (29). С. 77-84.

8. Маздогов М.Б. Профилактика экстремизма в педагогическом процессе // В сборнике: Экономика, наука, образование России: тенденции и перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Сер. "Научный вестник" Ответственный за выпуск Жукова А.В. 2016. С. 234-238.

- в-четвертых, активизировать потребность в самовоспитании и саморазвитии. Качественная реализация данного требования состоит в самостоятельном осуществлении систематической учебно-познавательной деятельности для формирования у себя обусловленных профессией свойств и качеств. Что касается самостоятельной работы слушателей, то здесь необходима на первых началах помощь преподавателя, до момента формирования устойчивого навыка к самостоятельной деятельности. Помощь преподавателя состоит в формировании общественного мнения в коллективе слушателей о целесообразности самовоспитания, в планировании и осмыслении сущности самовоспитания, в подведении результатов самовоспитания [5,7,10].

Выводы

Таким образом, проявляя избирательность в выборе педагогических условий эффективного обучения позволит повысить процесс формирования у слушателей готовности к противостоянию и противодействию терроризму.

References:

1. Ayol A.A. Opposition to the ideology of terrorism as a key task of the education system at the present stage // In the collection: Pedagogy today: problems and solutions Proceedings of the III International Scientific Conference. 2018. P. 71-76.

2. Vorobiev I.Yu., Lazukin A.D. Pedagogical technologies of professional education of employees of internal affairs bodies // World of education - education in the world. 2018. No. 2 (70). P. 124-133.

3. Demidov Yu.N. Systemic Counteraction to Terrorism, Extremism and Illegal Migration - Priority Areas of Advanced Training for Internal Affairs Officers // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2017. No. 1 (41). P. 8-17.

4. Dyakov V.D. Pedagogical conditions for the formation of the readiness of university students to confront the propaganda and recruiting activities of terrorist organizations // World of Science, Culture, Education. 2019. No. 6 (79). P. 26-29.

5. Dyakov V.D. A pedagogical model of the formation of the readiness of university students to confront the propaganda and recruitment activities of terrorist organizations // World of Science, Culture, Education. 2019. No. 3 (76). P. 109-110.

6. Zelenov Yu.N. Pedagogical prevention of extremism as a factor of stability of social relations // In the collection: Law and personality: history, theory, practice Collection of scientific and methodological works of the Department of Law, Economics and methods of teaching them at the Institute of Social Sciences of the Ural State Pedagogical University. 2019. P. 83-86.

7. Zelenov Yu.N., Gribovskaya N.N. Issues of forming a system of pedagogical prevention of youth extremism in educational institutions // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1 (29). P. 77-84.

8. Mazdogov M.B. Prevention of extremism in the pedagogical process // In the collection: Economy, science, education of Russia: trends and prospects Proceedings of the international scientific and practical conference. Ser. "Scientific Bulletin" Responsible for the release Zhukova A.V. 2016. P. 234-238.

206 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Педагогические условия эффективного обучения слушателей образовательных организаций МВД России противодействию терроризму

Камергоев Б.М.

9. Неверов А.П. Проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 6 (6). С. 28-33.

10. Тытар В.А. О роли образовательных организаций в противодействии терроризму // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-4. С. 555-557.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Камергоев Беслан Мухамедович, старший лейтенант полиции, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия. E-mail: [email protected]

9. Neverov A.P. Problems of countering the ideology of extremism and terrorism in educational institutions // Skif. Student science questions. 2017. No. 6 (6). P. 28-33.

10. Tytar V.A. On the role of educational organizations in countering terrorism // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 2-4. P. 555-557.

- 95,66%

ABOUT THE AUTHOR

Kamergoyev Beslan Mukhamedovich, police first lieutenant, lecturer of department of activity of Department of Internal Affairs in special conditions, North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 207

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.