СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ,
прокурорский надзор, правоохранительная деятельность
Баранов Владимир Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры информационных технологий, Академия управления МВД России, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: de_la_sergio@mail.ru
Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
УДК 340.114.6 DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-104-111
Дата поступления: 10 января 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.
Vladimir Vladimirovich Baranov,
Candidate of Law,
Associate Professor at the Department of Information Technology, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: de_la_sergio@mail.ru
Scientific speciality: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет
Activities of the Internal Affairs Bodies to Prevent Extremist Crimes Committed Using the Internet
Аннотация
Актуальность исследования продиктована осложнением политической обстановки в мире и расширением инструментов информационной войны, связанной с распространением экстремистской информации и побуждением людей к совершению преступлений экстремистской направленности с использованием сети Интернет. Электронные средства коммуникации являются неотъемлемой частью жизни современного общества, поэтому отказаться от них невозможно, равно как и ограничить возможности создания ресурсов и распространения информации экстремистского характера.
Abstract
The relevance of the study is dictated by the complication of the political situation in the world and the expansion of information warfare tools associated with the dissemination of extremist information and encouraging people to commit extremist crimes using the Internet. Electronic means of communication are an integral part of the life of modern society, therefore it is impossible to abandon them, as well as to limit the possibilities of creating resources and distributing extremist information. Despite the fact that the internal affairs bodies of the Russian Federation are carrying out
Несмотря на то что органами внутренних дел Российской Федерации проводится масштабная работа по выявлению и блокировке таких ресурсов, а также профилактике совершения преступлений экстремистского характера, число последних растет. Преступники применяют новые инструменты воздействия и технологии распространения информации и вербовки с использованием сети Интернет, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы и профилактики таких преступлений.
Постановка проблемы: в Российской Федерации наблюдается дефицит эффективных технологий борьбы с преступлениями экстремистского характера, совершаемыми с использованием сети Интернет, а также отсутствует четкая правовая регламентация деятельности органов внутренних дел по противодействию использованию информационно-телекоммуникационных сетей в террористических и экстремистских целях.
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием сети Интернет, с учетом изменения характера и способов совершения таких преступлений.
Методы исследования: диалектика, синергетика, герменевтика, сравнительный анализ.
Результаты и ключевые выводы: к основным направлениям совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет, следует отнести:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей полномочия и порядок взаимодействия подразделений, осуществляющих профилактическую работу в этой сфере;
- разработку методических рекомендаций, обучение сотрудников, непосредственно осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и работу с населением в части предупреждения преступлений экстремистской направленности;
- разработку и внедрение автоматизированных систем мониторинга материалов, имеющих экстремистскую направленность в сети Интернет, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Говоря о новых технологиях мониторинга сети Интернет, нельзя не отметить проблему использования УРЫ-сервисов технологий, поз-
large-scale work to identify and block such resources, as well as to prevent the commission of extremist crimes, the number of the latter is growing. Criminals use new tools of influence and technologies of information dissemination and recruitment using the Internet, which necessitates the continuous improvement of the activities of internal affairs bodies in the field of combating and preventing such crimes.
Problem statement: there is a shortage of effective technologies in the Russian Federation to combat extremist crimes committed using the Internet, and there is also no clear legal regulation of the activities of internal affairs bodies to counter the use of information and telecommunications networks for terrorist and extremist purposes.
The purpose of the study: to develop proposals for improving the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of preventing extremist crimes committed using the Internet, taking into account changes in the nature and methods of committing such crimes.
Research methods: dialectics, synergetics, hermeneutics, comparative analysis.
Results and key conclusions: the main directions of improving the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of preventing extremist crimes committed using the Internet should include:
- improvement of the regulatory legal framework regulating the powers and the order of interaction of units engaged in preventive work in this area;
- development of methodological recommendations, training of employees directly engaged in operational investigative activities and work with the public in terms of preventing extremist crimes;
- development and implementation of automated systems for monitoring extremist materials on the Internet, including using artificial intelligence technologies.
Speaking about new Internet monitoring technologies, it is impossible not to mention the problem of using VPN services of technologies that allow providing one or more network connections on top of another network, since these services do not protect the user from viruses and other cyber threats, but provide a high level of anonymity and the inability to determine the user's location, which in turn creates favorable conditions for illegal collection and dissemination of personal data.
The main attention in the process of organizing preventive measures aimed at preventing extremist crimes committed using the Internet should be paid to improving the effectiveness
106
воляющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх другой сети, поскольку эти сервисы не обеспечивают защиту пользователя от вирусов и иных киберугроз, однако обеспечивают высокий уровень анонимности и невозможность определения местоположения пользователя, что в свою очередь создает благоприятные условия для незаконного сбора и распространения персональных данных.
Основное внимание в процессе организации профилактических мер по предупреждению преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет, следует уделять повышению эффективности межведомственного взаимодействия, созданию единых баз данных сайтов, аккаунтов и сообществ в социальных сетях, распространяющих материалы, имеющие экстремистскую направленность, сокращению сроков включения таких источников и материалов в единые списки и передачи их в учреждения культуры, образовательные организации и другие учреждения и службы, работающие с широкими массами населения, молодежью и детьми.
Ключевые слова: экстремизм; безопасность; профилактика; социальные сети; информационно-коммуникационные технологии.
of interdepartmental interaction, creating unified databases of sites, accounts and communities in social networks that distribute materials with an extremist orientation, reducing the time for including such sources and materials in unified lists and transfers they are sent to cultural institutions, educational organizations and other institutions and services, working with the broad masses of the population, youth and children.
Keywords: extremism; security; prevention; social networks; information and communication technologies.
Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, была связана со значительными изменениями в квалификации и учете преступлений экстремистской и террористической направленности. Оценивая динамику числа совершенных преступлений экстремистской направленности и лиц, привлеченных к ответственности за совершение таких преступлений, Г. Л. Москалев отмечает, что рост числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в период с 2010 по 2018 г. с 626 до 1 265 обусловлен рядом факторов, в том числе изменением политики крупной социальной сети ВКонтак-те, расширением перечня деяний, относимых к данной категории преступлений, и тому подобным, а резкое сокращение количества таких преступлений в 2019 г. до 585 обусловлено принятым законом о декриминализации ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации [9] (далее — УК РФ). В 2020—2021 гг. наблюдался рост числа преступлений экстремистской направленности, однако согласно официальным данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) за январь —
сентябрь 2022 г. количество преступлений экстремистской направленности выросло на 31,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Данный феномен в первую очередь связан с началом специальной военной операции, а также информационной войны, инициированной недружественными странами в сети Интернет. Однако, несмотря на наличие внешней обусловленности роста числа преступлений экстремистского характера, не следует преуменьшать роль органов внутренних дел в профилактике и предупреждении таких преступлений.
Особая роль данного направления правоохранительной деятельности сети обозначена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, утвердившим своим Указом от 29 мая 2020 г. № 344 Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года1.
Заметим, в Российской Федерации рост числа преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет, наблюдается с 2011 г., однако до сих пор
1 Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 29 мая 2020 г. № 344. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45555 (дата обращения: 25.11.2022).
продолжаются споры о том, как институали-зировать данную группу преступлений, каким объемом и содержательными характеристиками полномочий в этой сфере должны быть наделены органы внутренних дел и иные правоохранительные структуры в лице их узкоспециализированных подразделений.
Прежде чем перейти к анализу проблем и перспектив развития системы мер по предупреждению преступлений экстремистского характера, следует обратиться к правовому определению данного понятия.
Квалифицирующий признак преступлений экстремистской направленности определен примечанием 2 к ст. 2821 УК РФ, согласно которому под ними понимаются «преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ».
Таким образом, экстремистские преступления можно условно разделить на три основные группы:
1) преступления экстремистской направленности против личности (предусмотрены п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119 УК РФ);
2) преступления экстремистской направленности против общественной безопасности и общественного порядка (предусмотрены п. «б» ч. 1 ст. 213, ч. 2 с. 214 УК РФ);
3) преступления экстремистской направленности против конституционного строя и безопасности государства (ст. 280, 2801, 282, 2821, 2822, 2823 УК РФ).
Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»2, к перечню преступлений экстремистской направленности отнесены иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.
Работа по уточнению содержательных характеристик преступлений экстремистской направленности и активизации противодействия
2 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях
экстремистской направленности [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 (с изм., внесенными постановлениями Пленума от 3 ноября 2016 г. № 41, 20 сентября 2018 г. № 32 и от 28 октября 2021 г. № 32). URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/8255/ (дата обращения: 25.11.2022).
им ведется и на ведомственном уровне. Как отмечает А. Г. Альхигов, помимо принятых мер уголовно-правового характера для повышения эффективности работы в сфере предупреждения преступлений экстремистской направленности Генпрокуратура и МВД России ежегодно разрабатывают специальные перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, квалифицирующих уголовно наказуемые деяния данной категории для использования их при составлении статистической отчетности. По мнению данного автора, достаточное количество критериев отнесения общественно опасных противоправных деяний к группе преступлений экстремистской направленности облегчает процесс их квалификации и ускоряет сроки раскрытия и расследования [1, с. 42].
По известным причинам, начиная с середины первого квартала 2022 г., проблема профилактики преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием сети Интернет, в нашей стране значительно обострилась. 3 марта 2022 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации выступила с заявлением о том, что «в условиях беспрецедентной информационной атаки на Российскую Федерацию организациями, признанными в нашей стране экстремистскими и потому запрещенными, постоянно распространяются призывы к проведению различных противоправных акций» [8, с. 117].
Известно, что сеть Интернет является важным источником сведений, с помощью которых человек узнает о том, что происходит в мире. Информационно-телекоммуникационные сети используются для общения, поиска сведений, прослушивания и просмотра аудио- и видеоматериалов для работы, учебы и многих других целей.
С обширным распространением этих ресурсов выросло и количество преступлений, совершаемых с их помощью. В их числе и преступления экстремистской направленности. Популяризации Интернета среди представителей криминалитета содействует ряд факторов: несовершенство законодательной базы, постоянное расширение мультимедийных возможностей, глобальный охват аудитории при относительно низкой стоимости пользования, анонимная коммуникация и высокая скорость передачи информации [12, с. 163].
Средства психологической войны плотно вошли в практику экстремистских ресурсов. В частности, широко используются такие средства, как подмена фактов и понятий, запугивание и дезинформация, создание и распространение фейков, манипуляция общественным сознанием.
С помощью сети Интернет различные экстремистские организации (наша страна не яв-
108
ляется здесь исключением) активно привлекают к противоправной деятельности молодое поколение, вербуют экстремистски настроенных представителей общества. Распространение экстремистской идеологии и поддержка организаций данного толка обеспечивается лояльно настроенной социальной средой, формирование которой также происходит под непосредственным воздействием сети Интернет.
На сегодняшний день «всемирная паутина» доступна для всех из ныне существующих экстремистских организаций. Количество интернет-сайтов с контентом экстремистского характера неуклонно растет и, по последним данным, превышает 7 тысяч. Если говорить о русскоязычных сайтах с материалами экстремистского характера, то их число в настоящее время составляет более полутора сотен [13, с. 74].
Ассортимент коммуникативных средств, используемых идеологами экстремизма для максимизации охвата аудитории, становится все более разнообразным. Так, правоохранительные органы отмечают, что одновременно происходит как размещение ссылок в сети Интернет, переход по которым позволит установить на мобильный телефон экстремистскую литературу, создание рассылок (SMS и MMS, e-mail), так и само развитие мобильных сервисов во «всемирной паутине».
Активное использование информационных технологий для совершения преступлений экстремистского характера подтверждается и анализом соответствующих уголовных дел. Как показывает практика, распространение порочащей честь и достоинство человека информации, а также направленной на возбуждение вражды и ненависти, требует лишь подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, относительно развитых компьютерных навыков и может производиться в стенах дома.
Так, приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 г. гражданин С. осужден по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ к лишению свободы сроком на 5 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Он был признан виновным в совершении с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с угрозой применения насилия публичных действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды в отношении лиц, принадлежащих к конкретной социальной группе3.
Разъяснительная работа, которая проводится правоохранительными органами Российской Федерации, включая МВД России, направлена
3 Апелляционное определение Московского городского суда от 4 октября 2019 г. по делу № 1018185/2019 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
на противодействие совершаемой различными способами вербовке молодежи экстремистскими организациями с тем, чтобы обезопасить молодое поколение от участия в противоправной деятельности [11].
Проблема состоит в том, что большинство пользователей сети Интернет самоуверенно полагаются на свою компетентность и не верят в возможность быть завербованным, в то время как использующиеся сегодня психологические и лингвистические технологии, связанные с индивидуальным подходом и применением комплекса средств убеждающей коммуникации, позволяют вербовщикам достаточно успешно «рекрутировать» неофитов своих идей и привлекать их к совершению преступлений экстремистской направленности.
Вопросы повышения эффективности профилактической работы в области предупреждения преступлений экстремистского характера в сети Интернет подразделениями органов правопорядка, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, освещаются в научной литературе достаточно давно. Так, Э. Ю. Пороховой и М. Д. Иванова на первое место ставят здесь развитие автоматизированных подходов к мониторингу интернет-пространства и социальных сетей, в том числе — с внедрением технологий искусственного интеллекта, а также необходимость разработки методических рекомендаций в сфере предупреждения экстремистских проявлений в сети Интернет и профессиональной подготовки кадров, привлеченных к данной работе [10].
К слову, выделение преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети Интернет, в самостоятельное направление практики борьбы с экстремизмом произошло после 2011 г., когда количество приговоров, вынесенных по делам, относящимся к данной категории, превысило число приговоров по аналогичным преступлениям, совершенным другими способами [5].
Профилактические мероприятия по предотвращению совершения преступлений экстремистской направленности в сети Интернет традиционно делятся на два основных направления: общая (массовая) профилактика и индивидуальная профилактическая работа, применяемая к лицам, ранее привлекавшимся к административной или уголовной ответственности, и т. д.
Важную роль в профилактике экстремизма играет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Входящие в его состав подразделения центрального аппарата, в их числе — главные управления: по противодействию экстремизму, уголовного розыска МВД России, по вопросам миграции, наделены для этих
целей рядом полномочий. На местах эти функции выполняют региональные центры по противодействию экстремизму и ряд соответствующих отраслевых структур [4]. Все это позволяет достаточно эффективно бороться с проявлениями экстремизма на территории нашего государства.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и подчиненные ему территориальные органы МВД России участвуют в разработке и реализации программ по предупреждению преступлений экстремистского характера, занимаются изучением в пределах своей компетенции экономических, социальных и иных факторов, способствующих совершению преступлений данной группы, принимают участие в разработке мер, направленных на их устранение; взаимодействуют с иными субъектами, осуществляющими борьбу с экстремизмом в виде информационного обмена, средствами массовой информации и населением в этой сфере [6, с. 99].
Анализ возможностей и средств предупреждения экстремизма и преступлений экстремистского характера в сети Интернет показывает, что с начала 2000-х гг. в большинстве стран мира проводится работа по уточнению правового определения данного понятия и создания автоматизированных систем выявления и устранения сообщений и материалов экстремистского характера.
Основу для разработки средств защиты пользователей сети Интернет и противодействия преступлениям, совершенным с использованием компьютерных технологий, составляют положения многостороннего документа — Будапештской конвенции 2001 г., хотя далеко не все страны присоединились к ней. Тем не менее, как отмечает Л. А. Бураева, «программы противодействия экстремистской и террористической идеологии реализуются во многих зарубежных странах, в том числе: Израиле, Италии, Испании, Швеции, Турции, Саудовской Аравии и других. Накопленный опыт свидетельствует об эффективности создания при участии компаний, предоставляющих услуги в глобальной сети, наблюдательных советов и «горячих линий», которые имели бы право оперативно удалять из сети Интернет материалы, имеющие экстремистскую и террористическую направленность. Набирают популярность автоматизированные технологии, которые помогут быстро выявить и удалить террористический контент, в том числе — программы, позволяющие «зачистить» аккаунты, чьи владельцы ведут незаконные действия в социальных сетях: агитацию, вербовку, экстремистскую пропаганду» [6, с. 285].
В системе органов внутренних дел Российской Федерации профилактика преступлений
экстремистской направленности в первую очередь предполагает:
— выявление пробелов в законодательной базе и внесение предложений о ее расширении и дополнении;
— повышение показателей результативности применения мер оперативно-розыскного характера;
— совершенствование информационно-статистической базы и обеспечение обмена данными между структурными подразделениями органов внутренних дел и другими ведомствами.
Сокращение сроков обмена информацией и принятия решений в работе по предупреждению преступлений экстремистского характера играет важнейшую роль в деятельности органов внутренних дел, определяющих сроки внесения ресурсов, распространяющих экстремистские материалы в сети Интернет, в «Федеральный список экстремистских материалов» и последующего ограничения или запрета доступа к таким ресурсам. Отдельно следует сказать, что в некоторых случаях для блокирования ресурса, распространяющего экстремистские материалы в сети Интернет, требуется решение суда в отношении организации, являющейся владельцем ресурса.
Проблема в том, что в Российской Федерации до сих пор отсутствует четкая правовая регламентация мониторинга деятельности органов внутренних дел по противодействию использованию информационно-телекоммуникационных сетей в террористических и экстремистских целях [3]. Ее можно определить как комплекс осуществляемых этими органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями мер правового и организационного характера (включая информационно-техническое обеспечение), направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистских правонарушений, совершаемых путем использования экстремистскими организациями и отдельными лицами в противоправных целях информационно-коммуникативных сетей, технологий и технических средств, и привлечение лиц, виновных в совершении этих деяний, к установленной законом ответственности [2, с. 12—13].
В части конкретизации полномочий органов внутренних дел по предотвращению распространения экстремистских материалов в сети Интернет целесообразна установка интернет-фильтров, обеспечивающих запрет доступа пользователей к запрещенным источникам и веб-сайтам. Так же важно усилить уголовную ответственность за совершенные преступления экстремистской направленности в сети Интернет. Однако при этом необходимо предусмотреть осво-
110
бождение от ответственности за эти действия тех лиц, которые совершили их впервые.
Кроме того, существует необходимость наделения прокурора полномочиями по принятию решений, являющихся основанием для включения доменных имен, сетевых адресов и (или) указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Единый реестр, позволяющий идентифицировать источники размещения экстремистских материалов и внесения соответствующих изменений в Федеральный закон 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2, с. 14].
2. Баранов В. В. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2021.
3. Баранов В. В. Правовые и организационные основы деятельности ОВД по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети // Юридические исследования. 2018. № 10.
4. Баранов В. В., Исаев Е. А. О правовом регулировании деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремистским проявлениям в информационном пространстве // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54).
5. Барцевич А. А. Использование информационно-телекоммуникационного пространства (социальных сетей) в экстремистских целях как элемент современных войн // Инновационные подходы в современной науке: сборник статей по материалам LXXVIII международной научно-практической конференции. Москва, 2020. Т. 18 (78).
6. Бураева Л. А. Зарубежный опыт противодействия экстремизму и терроризму в интернет-пространстве // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 6.
7. Вдовин Е. А. Проблема противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет // Молодой ученый. 2019. № 16 (254).
8. Лещенко Д. Г. Предупреждение преступлений экстремистской направленности // Молодой ученый. 2022. № 26 (421).
9. Москалев Г. Л. Преступления террористической и экстремистской направленности: статистические итоги реализации Стратегии национальной безопасности РФ // Национальная безопасность / Nota Bene. 2020. № 2.
В заключение отметим, что своевременному выявлению и использованию информационно-коммуникационных технологий, поиску новых каналов распространения в сети Интернет информации, имеющей экстремистскую направленность, будет способствовать оперативное внесение соответствующих изменений в нормативную правовую базу, регламентирующую данное направление правоохранительной деятельности. Список литературы:
1. Ахильгов А. М. Преступления экстремистской направленности: понятие, ответственность, профилактика // Молодой ученый. 2019. № 43 (281).
References:
1. Ahil 'gov A. M. Prestupleniya ekstremistskoj nap-ravlennosti: ponyatie, otvetstvennost', profilak-tika // Molodoj uchenyj. 2019. № 43 (281).
2. Baranov V. V. Pravovye i organizacionnye os-novy deyatel'nosti organov vnutrennih del po protivodejstviyu proyavleniyam ekstremizma v global'noj komp'yuternoj seti: dis. ... kand. yu-rid. nauk. Moskva, 2021.
3. Baranov V. V. Pravovye i organizacionnye os-novy deyatel'nosti OVD po protivodejstvi-yu proyavleniyam ekstremizma v global'noj komp'yuternoj seti // YUridicheskie issledo-vaniya. 2018. № 10.
4. Baranov V. V., Isaev E. A. O pravovom regu-lirovanii deyatel'nosti organov vnutrennih del po protivodejstviyu ekstremistskim proyavleniyam v informacionnom prostranstve // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 2 (54).
5. Barcevich A. A. Ispol'zovanie informacionno-tel-ekommunikacionnogo prostranstva (social'nyh setej) v ekstremistskih celyah kak element sovre-mennyh vojn // Innovacionnye podhody v sovremennoj nauke: sbornik statej po materi-alam LXXVIII mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Moskva, 2020. T. 18 (78).
6. Buraeva L. A. Zarubezhnyj opyt protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu v internet-prostran-stve // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Yuridicheskij zhurnal. 2018. № 6.
7. Vdovin E. A. Problema protivodejstviya raspros-traneniyu idej ekstremizma i terrorizma v seti Internet // Molodoj uchenyj. 2019. № 16 (254).
8. Leshchenko D. G. Preduprezhdenie prestuplenij ekstremistskoj napravlennosti // Molodoj uche-nyj. 2022. № 26 (421).
9. Moskalev G. L. Prestupleniya terroristicheskoj i ekstremistskoj napravlennosti: statistichesk-ie itogi realizacii Strategii nacional'noj bezopas-
10. Пороховой Э. Ю, Иванова М. Д. Актуальные вопросы профилактики и противодействия экстремизму в сети Интернет // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 4.
11. Способы вербовки молодежи в террористические организации [Электронный ресурс] // Официальный портал МВД России. URL: https://245.56.мвд.рф/news/ item/17503954 (дата обращения: 25.11.2022).
12. Фантров П. П., Бобовкин М. В., Меден-цов С. А. Совершенствование деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений экстремистской направленности среди несовершеннолетних // Правовая парадигма. 2021. Т. 20. № 2.
13. Хафизова А. М, Зарецкая С. А. Современное законодательство Российской Федерации, регулирующее предупреждение преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием возможностей сети Интернет // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 4 (94).
nosti RF // Nacional'naya bezopasnost' / Nota Bene. 2020. № 2.
10. Porohovoj E. Yu., Ivanova M. D. Aktual'nye vo-prosy profilaktiki i protivodejstviya ekstremizmu v seti Internet // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2021. № 4.
11. Sposoby verbovki molodezhi v terroristichesk-ie organizacii [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj portal MVD Rossii. URL: https://245.56.mvd. rf/news/item/17503954 (data obrashcheniya: 25.11.2022).
12. Fantrov P. P, Bobovkin M. V, Meden-cov S. A. Sovershenstvovanie deyatel'nosti proku-ratury po preduprezhdeniyu prestuplenij ekstrem-istskoj napravlennosti sredi nesovershennolet-nih // Pravovaya paradigma. 2021. T. 20. № 2.
13. Hafizova A. M, Zareckaya S. A. Sovremennoe zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii, reguli-ruyushchee preduprezhdenie prestuplenij ek-stremistskoj napravlennosti, sovershaemyh s ispol'zovaniem vozmozhnostej seti Internet // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2021. № 4 (94).
Для цитирования:
For citation:
Баранов Владимир Владимирович. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 104-111.
Baranov Vladimir Vladimirovich. Activities of the Internal Affairs Bodies to Prevent Extremist Crimes Committed Using the Internet // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 104-111.